Индекс вязкости масел: Индекс вязкости масла: функции, расшифровка

Содержание

Вязкость синтетического моторного масла — Какую вязкость масла выбрать

24.09.2020 14:45

Содержание:

  • За что отвечает моторное масло
  • Вязкость моторного масла как основная характеристика
  • Какой бывает вязкость
  • Основные параметры вязкости
  • Что такое индекс вязкости
  • Международный стандарт вязкости
  • Как выбрать масло по вязкости
  • Диапазон вязкости
  • Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью
  • Актуальные продукты

Двигатель современного автомобиля – это сложный механизм, который состоит из множества узлов и деталей, подвергающихся множеству негативных воздействий. Это и попадание агрессивных продуктов сгорания, и высокие температуры, и трение, и ударные нагрузки. По мере усложнения конструкции двигателя возрастают и требования к смазочному материалу – моторному маслу. Большинство автомобилистов знают, что вязкость является одним из наиболее важных параметров при выборе моторного масла, однако далеко не всем известно, что означают цифры, указанные на канистрах.

В этой статье мы расскажем подробно об этой важной характеристике смазочных материалов.

За что отвечает моторное масло

Масло для силового агрегата позволяет ему сохранять свою работоспособность. На это влияет сразу несколько характеристик:

  • устойчивость к высоким температурам, благодаря которой масло не сгорает и практически не испаряется;
  • прокачиваемость, при которой жидкость не будет забивать систему при низких температурах;
  • предотвращение чрезмерного износа деталей за счет покрытия их масляной пленкой;
  • защита от перегрева в разных температурных диапазонах;
  • высокая моющая способность для удаления продуктов сгорания.

Вязкость моторного масла как основная характеристика

Пожалуй, ключевым фактором, влияющим на итоговый выбор масла, можно считать его вязкость. Этот параметр является центральным в классификации SAE, которая подразумевает маркировку продукта в соответствии с тем, как оно ведет себя при температурах 40 ˚C и 100 ˚C. Почему это важно? Потому что слишком густое масло может забивать каналы, а жидкое может недостаточно эффективно защищать двигатель.

Какой бывает вязкость

Кинематическая. Она определяет текучесть масла при стандартной рабочей, а также максимальной температуре. Испытания проводятся при температуре 40 ˚C и 100 ˚C. Единица измерения – сантистокс. Из полученных результатов рассчитывается индекс вязкости (лучше, если он превышает значение 200). Обычно достаточный индекс имеют всесезонные масла. 

Динамическая. Она определяет силу сопротивления при перемещении масла, которая не зависит от плотности. В данном случае единицей измерения вязкости является сантипуаз.

Основные параметры вязкости

Проворачиваемость. Она определяет диапазон текучести масла при низкой температуре и указывает на максимально допустимую динамическую вязкость, которая способна обеспечить правильный запуск двигателя. 
Прокачиваемость. Она характеризует индивидуальные особенности масла в процессе перемещения (прокачки). Прокачиваемость должна иметь значение на 5 ˚С ниже необходимого, чтобы масляный насос не закачивал воздух вместо слишком густой смазочной жидкости. Значение прокачиваемости не должно превышать 60000 мПа*с.

Что такое индекс вязкости

Это число, которое указывает на степень изменения вязкости при изменении температуры. Чем выше индекс, тем меньшую зависимость проявляет вязкость масла от температуры. Для повышения индекса используются вязкостные присадки и синтетические масла. 

Международный стандарт вязкости

Спецификация SAE – это стандарт, который определяет нужный уровень вязкости масла в различных температурных режимах. Они принят в большинстве стран мира. По классификации SAE J300 выделяется 11 классов вязкости моторного масла:

  • SAE 0W,
  • SAE 5W,
  • SAE 10W,
  • SAE 15W,
  • SAE 20W,
  • SAE 25W,
  • SAE 20,
  • SAE 30,
  • SAE 40,
  • SAE 50,
  • SAE 60.

В свою очередь, все масла в соответствии с классом вязкости делятся на летние, зимние и всесезонные.

Летние. Они не имеют обозначения буквой W и имеют наибольшую вязкость. Это обеспечивает качественную смазку деталей мотора при высокой температуре. Использовать такие масла при низкой температуре нельзя – они становятся слишком плотными и затрудняют работу двигателя. К летним относятся масла со следующим показателем вязкости SAE: 

  • 20,
  • 30,
  • 40,
  • 50,
  • 60.

Зимние.

Обозначены буквой W (winter) и являются менее вязкими. Это обеспечивает отсутствие проблем при холодном пуске двигателя. Однако их повышенная текучесть при высокой температуре не позволяет использовать такие масла в теплое время года – они не обеспечивают двигатель должной защитой. К зимним относятся масла следующих видов:

  • SAE 0W,
  • SAE 5W,
  • SAE 10W,
  • SAE 15W,
  • SAE 20W.

Всесезонные. Благодаря специальным присадкам они сочетают в себе характеристики зимних и летних. Это:

  • SAE 0W-30,
  • SAE 0W-40,
  • SAE 5W-30,
  • SAE 5W-40,
  • SAE 10W-30,
  • SAE 10W-40,
  • SAE 15W-40,
  • SAE 20W-40.

Как выбрать масло по вязкости

Чтобы подобрать подходящее по вязкости синтетическое мотороное масло, в первую очередь нужно опираться на следующие показатели:

  • в каком климате используется автомобиль;
  • как долго эксплуатируется двигатель.

Так, для регионов с высокой температурой воздуха стоит выбирать масла, имеющие более высокий показатель вязкости (цифра, находящаяся перед W,). Для нового двигателя нужно масло с меньшей вязкостью, а для мотора, который уже долго эксплуатируется, – с большей. 

Диапазон вязкости

Любое масло имеет показатели вязкости при низких и при высоких температурах. Чем выше цифра, стоящая перед W, тем меньше рабочий диапазон на низких температурах. Число после W обозначает высокотемпературную вязкость: чем она больше, тем выше вязкость масла при высоких температурах. Приведем рекомендуемые диапазоны работы смазочных жидкостей с разными показателями вязкости.

  • 5W-30 – от -25 ˚С и до +20 ˚С;
  • 5W-40 – от -25 ˚С и до +35 ˚С;
  • 10W-30 – от -20 ˚С и до +30 ˚С;
  • 10W-40 – от -20 ˚С и до +35 ˚С;
  • 15W-30 – от -15 ˚С и до +35 ˚С;
  • 15W-40 – от -15 ˚С и до +45 ˚С;
  • 20W-40 – от -10 ˚С и до +45 ˚С;
  • 20W-50 – от -10 ˚С до +45 ˚С и более.

Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью

Моторные масла разных классов могут иметь существенные отличия по характеристикам и составу, а каждый производитель автомобилей выдвигает свои требования к использованию того или иного класса моторного масла в зависимости от технических особенностей транспортного средства. Поэтому смешивание смазочных жидкостей разной вязкости допустимо только в экстренных ситуациях и только в том случае, если свойства изделий отличаются незначительно. Например, в двигатель, где использовалось масло 5W-40, можно долить жидкость 5W-30. Но смешивать зимние и летние составы, вязкость которых кардинально отличается, однозначно не следует. Также не стоит смешивать масла с синтетическим, полусинтетическим и минеральным составом.

Актуальные продукты

TAKAYAMA SAE 10W-40 API SL/CF – продукт с добавлением высококачественных и высокоэффективных присадок. Отличается высокой устойчивостью к окислительным процессам.
TAKAYAMA SAE 5W-40 API SN/CF – всесезонное моторное масло на синтетической основе. Подходит для бензиновых силовых агрегатов, в том числе турбированных, которые предназначаются для легковых автомобилей.


определение, виды. Индекс вязкости масла :: SYL.ru

Функционирование большинства механизмов требует соблюдение определенных условий. Внутренняя работа агрегатов, в данном случае двигателя внутреннего сгорания, сопряжена с высокими оборотами конструктивных узлов и деталей, которые соприкасаются друг с другом, и происходит процесс трения. Без специальной защиты металлические элементы быстро выйдут из строя, так как поверхности будут нагреваться и стираться. Для предотвращения деструкции применяется расходный материал – техническое масло. В автомобильных агрегатах – это моторное масло. Как и любое смазочное вещество, оно имеет набор особенных параметров, главным из которых считается вязкость.

Определение вязкости

Само понятие вязкости масла подразумевает под собой возможность смазочной жидкости доставлять сопротивление движению одного элемента относительно другого. При этом выделяется тепло, которое нивелируется самим веществом, отводя его за пределы рабочей среды.

Данный параметр не является постоянной величиной и может (и будет) изменяться в зависимости от температурного режима, молекулярной структуры масла и стабильности силового устройства. Однако вязкость масла – это показатель смазывающего материала в какой-то определенный и конкретный промежуток времени.

Для обоснованного и правильного подбора смазочной жидкости к автомобильному двигателю необходимо иметь понятие о вязкости кинематического и динамического характера. Синонимами этих показателей являются высокотемпературная и низкотемпературная вязкость соответственно.

В помощь автовладельцу призваны стандарты данного параметра, которые устанавливает международное Сообщество автомобильных инженеров, имеющее знакомое каждому профессиональному водителю аббревиатуру – SAE. Один из нормативов характеризует динамику и кинематику консистенции автомобильного масла.

Динамический параметр

Динамическая вязкость масла определяет силовое сопротивление смазочного материала, которое появляется при циркуляции двух слоев жидкости, разделенных расстоянием в сантиметр и движущихся с заданной скоростью (1 см/с). Для определения данного параметра существует специальный прибор, называющийся вискозиметр, единицей измерения которого является Па*с (Паскаль-секунда) для динамики и м²/с (квадратный метр на секунду) для кинематики.

В соответствие с международным стандартом описываемый вязкостной показатель определяется маркировкой со следующей градацией температурного режима:

  • 0W – масляный продукт будет эффективно прокачиваться вплоть до -35 ℃;
  • 5W – тот же вариант эксплуатации, но до температуры в -30 ℃;
  • 10W – до -25 ℃;
  • 15W – до -20 ℃;
  • 20W – до -15 ℃.

Стоит отметить, что температура полного замерзания смазки будет на 5-10 градусов ниже от маркировки вязкости по каждой позиции.

Соответственно, можно заметить, что масла с маркировкой ниже 10W (по вышеописанному списку) не могут считаться на территории России и стран СНГ всесезонными. По-настоящему всесезонкой будут только смазочные жидкости первых двух позиций – 0W и 5W.

Кинематический показатель

Кинематическая вязкость масла – это показатель при воздействии высоких температур. Ее определение сводится к временной возможности протекания жидкости определенного количества через отверстие заданного диаметра. Показатель замера выражается в сантистоксах (сСт), м²/с или мм²/с. При этом 1сСт равен 1 мм²/с или 0,000001 м²/с.

Самыми востребованными коэффициентами данной вязкости на рынке смазочных материалов являются показатели от 20 до 60, соответствующие нормативу SAE. При этом чем ниже числовое значение, тем консистенция смазки более жидкая.

Оба показателя вязкости масла имеют прямую зависимость от плотности смазывающего вещества.

Индекс

В характеристики вязкости присутствует еще один немаловажный показатель. Это ее индекс. Он обозначает понижение вязкости кинематического характера при повышении температуры масляной жидкости. Индекс вязкости масла — параметр относительный. По его показаниям можно судить о возможности эксплуатации смазочного материала в разных температурных режимах.

Качественный смазывающий продукт обусловлен наличием высокого вязкостного индекса, потому как технические характеристики хорошего масла практически не зависят от воздействия внешних условий функционирования. А если индекс небольшой, то на продукт очень сильно влияют и погодные условия, и температура двигателя, и даже стиль вождения.

Данный параметр обладает зависимостью от химической составляющей моторного масла. В минеральных смазках он невысокий, порядка 130, а в синтетике достигает 180. Полусинтетика, соответственно, находится где-то посередине, имея индекс в районе 150.

Моторное масло: индекс вязкости масла

После краткого обзора использования моторного масла мы перейдем к одному из самых важных понятий: индексу вязкости масла.

Объяснение индекса вязкости масла

Вязкость — это просто сопротивление жидкости течению. Более высокая вязкость подразумевает более медленный поток и более густую жидкость.

Вязкость изменяется в зависимости от температуры, что обеспечивает защиту и работоспособность при любых обстоятельствах. Таким образом, индекс вязкости измеряет способность моторного масла сопротивляться разжижению при высоких температурах.

Для изменения индекса вязкости в обычные масла добавляют присадки, обычно пластичные полимеры. Некоторые синтетические масла способны достичь этого изменения без присадок.

SAE (Общество автомобильных инженеров) установило числовой код для представления вязкости масла как при высоких, так и при низких температурах.

Число перед W обозначает вязкость масла при более низких температурах, а второе число (после W) обозначает вязкость при рабочих температурах.

Например, это означает, что моторное масло 5W30 имеет меньшую вязкость при более низких и более высоких температурах по сравнению с 10W40.

Вы должны знать об изменениях климата, чтобы ваш двигатель оставался полностью работоспособным. Здесь вы можете увидеть рекомендуемое масло для каждой температуры окружающей среды:

Температура окружающей среды в ºC

Если вам интересно, вы можете найти дополнительную информацию о спецификациях SAE здесь.

Но будьте осторожны: трансмиссионные масла имеют другие номера SAE. Например, 75W9.0 трансмиссионное масло не имеет более высокой вязкости, чем 15W40.

Спецификации масел — ACEA и API

Помимо индекса вязкости, при выборе моторного масла для вашего автомобиля необходимо учитывать и другие факторы.

Спецификации ACEA

ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) имеет свой стандарт в отношении спецификаций масел. Они подвергают масла серии тестов, которые обновляются, когда требуется изменение законодательства, новых технологий или по другим причинам.

Спецификации ACEA охватывают пассажирские и коммерческие двигатели и разделены на следующие разделы:

  • A/B: Бензиновые и дизельные двигатели. Обычно они объединяются в спецификации. Например, A3/B3 или A3/B4.
  • C: Масла, совместимые с катализаторами, которые также продлевают срок службы DPF.
  • E: Дизельные двигатели большой мощности

Более подробную информацию о различиях между всеми спецификациями можно найти в официальном PDF-файле ACEA, в частности, на страницах 4 и 5.

Спецификации API

С другой стороны, у нас есть спецификации API (Американского института нефти). Они используют двухбуквенную спецификацию, разделяя их на:

  • S для бензиновых двигателей
  • C для дизельных двигателей
  • F для современных дизельных двигателей (введен в 2017 г.): эта новая спецификация направлена ​​на снижение расхода топлива

Вторая буква спецификации указывает на его качество. Самое низкое качество — это буква А, а каждая буква после А представляет лучшее качество. Например, масло API SN лучше, чем API SJ. Как и в случае со спецификациями ACEA, спецификации можно комбинировать, если масло подходит как для дизельных, так и для бензиновых двигателей.

Например, моторное масло может быть SM/CF.

Подробнее о спецификациях API можно узнать на официальном сайте API.

Спецификация бренда (OEM, производитель оригинального оборудования)

Также может случиться так, что производители создают свой собственный набор требований к своим двигателям. Эти масла соответствуют спецификациям SAE, но производители добавляют дополнительные условия. Следовательно, масло должно пройти дополнительные тесты, такие как Volkswagen VW 507 или BMW Longlife 01.

Следите за новостями!

В ближайшие недели мы поговорим о синтетических и обычных маслах и о том, как присадки могут улучшить характеристики моторного масла.

Понимание вязкости и индекса вязкости [Подробный блог]

Техническая концепция:

Индекс вязкости

Во-первых, важно правильно выбрать смазочный материал, чтобы защитить ваше оборудование. Это во многом зависит от индекса вязкости жидкости .

Итак, давайте узнаем больше об индексе вязкости и его значении .

Часто задаваемые вопросы-

Индекс вязкости

Как увеличить индекс вязкости масла?

Для улучшения индекса вязкости базовых масел в масла добавляют некоторые полимерные присадки для получения масел всесезонной вязкости. Эти модификаторы чувствительны к температуре и сжимаются при низких температурах.

Какая связь между индексом вязкости и изменением вязкости?

Чем больше индекс вязкости, тем меньше изменение вязкости жидкости при заданном изменении температуры и наоборот, поэтому жидкость с низким индексом вязкости будет испытывать относительно большие колебания вязкости при изменении температуры.

Влияет ли температура на вязкость смазочного материала?

Вязкость – это свойство, которое имеет тенденцию к уменьшению при повышении температуры. Индекс вязкости указывает на устойчивость масла к изменениям вязкости в зависимости от температуры. Чем меньше изменение вязкости с температурой, тем выше индекс вязкости масла.

Что такое динамическая вязкость?

Динамическая вязкость определяется как сопротивление жидкости деформации под действием силы. Единицей динамической вязкости является сантипуаз (сП), где 1 сП = мПа·с

Что такое улучшители индекса вязкости в смазочных материалах?

Присадки, улучшающие индекс вязкости, добавляются для производства высококачественных смазочных материалов. Как правило, это полимерные добавки, снижающие влияние повышения температуры на вязкость смазочных материалов.

Где используются модификаторы вязкости?

Модификаторы вязкости используются во всесезонных моторных маслах, трансмиссионных маслах, автоматических коробках передач и т.д. В основном они используются в автомобильной промышленности, где транспортные средства подвергаются огромным перепадам температур.

Где используются присадки, улучшающие индекс вязкости?

Присадки, улучшающие индекс вязкости, чаще всего используются в трансмиссионных маслах, всесезонных моторных маслах, жидкостях для гидроусилителя руля, гидравлических жидкостях, жидкостях для автоматических трансмиссий и т. д. Они более свободно текут при низкой температуре, поэтому быстрее достигают подшипников.

Обсудите вязкость смазки?

Вязкость смазки можно считать важной характеристикой. Чем выше вязкость, тем выше трение между маслом и валом, но гидродинамическая пленка толще. Трение выделяет тепло, что снижает вязкость, а толщина пленки может привести к контакту металла с металлом.

Что такое

Вязкость?

Прежде чем понять индекс вязкости , нам необходимо понять физическое свойство жидкостей, называемое «вязкостью».

Здесь возникает вопрос, что такое вязкость? Как правило, Вязкость является наиболее важным свойством смазки и может быть определена как сопротивление масла течению и сдвигу.

Активный подход к мониторингу вязкости смазочного материала может иметь большое влияние на здоровье и срок службы вашего оборудования.

Что такое индекс вязкости? Как это связано с вязкостью?

Индекс вязкости (VI) определяется как скорость изменения вязкости в зависимости от температуры.

Это означает, что на вязкость также влияет температура.

В частности, качество и состав смазочного материала будут влиять на то, насколько снизится его вязкость при повышении температуры.

Таким образом, важно изучить VI, чтобы предвидеть, соответствует ли смазка, о которой идет речь, требованиям актива в зависимости от диапазона рабочих температур.

Определение индекса вязкости

Обычно для расчета индекса вязкости используются две стандартные процедуры:
ASTM D22706 и ISO 29097 .
Вязкость измеряется при двух температурах, то есть при 40°C и 100°C, для определения индекса вязкости масла. Затем его сравнивают со шкалой, основанной на двух эталонных маслах.

Индекс вязкости обычного минерального масла хорошо известен и находится в пределах От 95 до 100 , потому что VI не имеет единиц измерения.

Индекс вязкости высокоочищенных минеральных масел составляет приблизительно 120 .

В то время как синтетика может иметь VI около 250 .

Здесь большее число указывает на то, что смазка изменяет свою вязкость с меньшей скоростью в зависимости от температуры.

Более высокий индекс вязкости более привлекателен на грунте, в результате он позволяет смазке создавать более стабильную смазочную пленку в более широком диапазоне температур.

Помните, небольшая разница в температуре может привести к резкому изменению вязкости, что может быть неблагоприятным для актива!

Вязкостно-температурные характеристики

Смазочные материалы значительно изменяют свою вязкость при изменении температуры. Но это изменение вязкости в зависимости от температуры не является линейным.

При изменении температуры низкий индекс вязкости свидетельствует о значительном изменении вязкости смазочного материала. Такие смазки обладают высокой вязкостью при низких температурах и разжижаются при высоких температурах.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *