5W30 что значит: Моторное масло 5w30 или 5w40 – в чем разница?

Содержание

какое лучше, в чем отличие

Есть две темы, на которые увлеченные автомобилисты могут спорить часами. Это шины и масла. Именно на выбор этих товаров для любимого автомобиля уходят дни и недели. Перелопачивая массу информации, изучают тесты, отзывы, подробные технические характеристики и технологические особенности. Самодеятельных «экспертов» в этих темах много больше, чем реальных специалистов. Корректная и достоверная информация смешивается с чудовищными заблуждениями. Как быть простому автовладельцу? Кому верить? Как выбирать хороший продукт?

О шинах поговорим как-нибудь в другой раз. Сегодня расскажем о принципах выбора моторного масла. Затронем только часть этого вопроса — выбор класса вязкости. И сделаем это на примере распространенных типов масел — чем отличается масло 5W-30 или 5W-40?

Что такое SAE

Классификация масел по вязкости была разработана Американским сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers) и на сегодня принята для использования во всем мире. Маркировка масла по этому стандарту выглядит так: SAE 5W-30, где 5W обозначает «холодную» вязкость, а 30 — «горячую». Мы привели пример всесезонного масла, каких сейчас большинство. Водители с большим стажем возможно еще помнят времена, когда масла делились на зимние и летние. Есть такие и сейчас, но используются они редко. Например, SAE 5W — смазка только для зимы, а SAE 30 — для лета.v

Цифры в маркировке обозначают диапазон вязкости и идут через пятерку: 0, 5, 10, 15 и так далее. Чем ниже первое число, тем «жиже» холодное масло и тем легче оно будет прокачиваться через масляную систему двигателя при холодном пуске. Второе число — показатель вязкости при высокой температуре. Чем оно выше, тем меньше смазка теряет вязкость при нагреве.



Зимой и летом

Чтобы не мучить непрофессионалов понятиями динамической и кинематической вязкостей, обилием непонятных цифр и другими характеристиками, создана таблица применимости моторных масел в зависимости от температуры. Ей мы и станем пользоваться, чтобы определить в чем разница 5W-30 или 5W-40.

Нижний предел температуры для масел 5W — минус 35 градусов. До этой границы смазка сохранит возможность прокачиваться через масляные каналы мотора. Значит при -30 за бортом исправный мотор заведется без проблем. Получается что зимой оба масла одинаковы? Почти, но небольшие отличия могут быть. Мы уже говорили, что для одного класса вязкость может отличаться в пределах установленного диапазона. Некоторые различия могут быть у жидкости от разных производителей. Тип основы, которая используется в конкретном масле — минеральная, синтетическая или полусинтетическая — тоже может влиять на низкотемпературные характеристики. Но качественное, свежее масло с вязкостью 5W до -35 градусов не должно оставить мотор без смазки. Можно считать, что для зимней эксплуатации два типа масла одинаковы.

А вот летом масло 5W-40, которое имеет более высокую «горячую» вязкость предпочтительней. Верхняя граница его температурного диапазона на 5 градусов выше: +40 против +35 градусов. Здесь также возможны некоторые отличия, о которых мы говорили для зимы, но нормальное, не поддельное «сороковое» масло надежней обеспечит смазку мотора в жаркую погоду.

Какое масло заливать?

То, которое рекомендовано производителем автомобиля. Если в перечне допущенных есть оба типа смазки, то в умеренных широтах можно использовать 5W-30, а в жарких южных регионах лучше применять 5W-40. Если в инструкции к машине указано одно из перечисленных масел, то заливаем только его.

Нужно помнить, что вязкостные характеристики не единственное условие для выбора смазки для мотора. Нельзя применять масла с классом качества, ниже рекомендованного. Про допуски автомобильных компаний тоже не стоит забывать.

А вот мудрить с вязкостью, в надежде что-то улучшить в моторе, не нужно. Это является грубейшей ошибкой, которая может привести к самым неприятным последствиям.



Что будет если…

Использование слишком густого масла с высокой вязкостью может привести к тому, что будет затруднено его поступление к парам трения. В итоге мотор будет испытывать масляное голодание и быстро изнашиваться. Очень жидкая смазка не образует в тех же парах трения устойчивую пленку, что опять же ведет к ускоренному износу самых ответственных деталей двигателя.

Зимние мала отличаются низкой вязкостью. Использование их летом недопустимо — они станут слишком жидкими и не обеспечат защиты двигателя. Густые летние масла в условиях низких температур еще больше загустеют, и пустить двигатель в мороз просто не удастся.

Смешать и не взбалтывать

Еще один вечный вопрос: можно ли такие масла смешивать? Всегда хочется ответить на него другим вопросом: а зачем? В общем случае смешивать масла не рекомендуется. И речь здесь идет не столько о вязкости, сколько о типе основы. Коктейль из минералки и синтетики неприятно удивит любой двигатель. Да и с вязкостью можно намудрить, если в рекомендуемое «жидкое» масло 0W-20 бухнуть «густого» 10w-50.

Смешивать масла можно только в экстренных ситуациях. При этом желательно использовать для долива смазку того же типа и близкой вязкости. И при первой же возможности залить в мотор свежее, рекомендованное производителем авто масло.

технические характеристики, вязкость автомасла 5W30

Содержание статьи:

  • Физические характеристики
  • Рекомендуемые температурные диапазоны применения
  • Вязкость 5W-30
  • Применяемость масел
  • Классификация качества
  • Допуски производителей
  • Хранение и утилизация
  • Обзор масла PLATINUM SAE 5W-30 API SN/CF

Технические характеристики масла 5W30 позволяют относить его к классу маловязких всесезонных — такое масло может успешно применяться практически во всех климатических поясах России, обеспечивая уверенный холодный пуск и хорошую прокачиваемость во всем температурном диапазоне.

Применение маловязких моторных масел — один из основных трендов современного легкового автомобилестроения, поскольку это один из этапов в общем снижении механических потерь в двигателе, повышении его экономичности и улучшении экологических качеств.

Именно поэтому производители масел 5W30 применяют в их производстве высококачественную синтетическую основу, что позволяет маслам соответствовать наиболее строгим из актуальных классов качества критериям.

Физические характеристики

Характеристики моторного масла 5W30 в части его вязкости определяются требованиями стандарта SAE J300. Так как в маркировке указаны два индекса (низкотемпературной и высокотемпературной вязкости), масло относится к всесезонным и при сертификации испытывается по обеим методикам — для летних и зимних масел.

Согласно требованиям SAE, испытания низкотемпературных свойств моторного масла имитируют граничные условия проворота коленчатого вала и прокачиваемости масла.

Для класса 5W принято считать минимальной границей применяемости температуру -30 °С — в этой точке динамическая вязкость не должна превышать стандартный порог в 6600 мПа*с.

Для масла 5W30 характеристики прокачиваемости (условный порог 60000 мПа*с) задаются для температуры -35 °С.

Требования к высокотемпературной вязкости производитель автомобильного двигателя определяет исходя из особенностей его конструкции, когда оптимальная смазка при рабочей температуре обеспечивается в определенном диапазоне кинематической вязкости. Для масла 5W30 она должна находиться в пределах от 9,3 до 12,5 мм2/с (при температуре 100 °С): так, у моторного масла SINTEC Platinum SAE 5W30 API SN/CF этот показатель по результатам испытаний составляет 12,47 мм2/с.

Устанавливая вязкость масла вблизи от верхней планки требований стандарта, компания «Обнинскоргсинтез» закладывает потенциально наибольший срок службы: поскольку по мере старения вязкость моторного масла падает, именно ее выход за нижнюю планку требований стандарта и является одним из основных признаков исчерпания ресурса масла.

Также стандарт SAE указывает на необходимость измерения динамической вязкости летних и всесезонных масел при температуре 150 °С, моделируя экстремальные тепловые нагрузки на двигатель. Для моторного масла 5W30 характеристики по требованию стандарта составляют 2,9 мПа*с — это минимальная вязкость, которую оно может иметь при заданной температуре.

Рекомендуемые температурные диапазоны применения моторных масел по SAE

Вязкость 5W-30

ВЯЗКОСТЬ SAE 5W-30
Плотность (при 15оС) 80.57
Кинематическая вязкость, мм2/с при 40 оС 62.2
Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 оС 10.4
Индекс вязкости 153
Температура потери текучести (оС) -42
Температура вспышки (оС) 230
PKG 1,4,4T,200

Применяемость масел

Моторные масла класса 5W30 предназначены в первую очередь для современных двигателей легковых автомобилей, соответствующих последним экологическим стандартам. Такие масла могут использоваться всесезонно во всех регионах России, кроме наиболее холодных, где в таком случае желателен переход на масла класса 0W30.

Поскольку для современных двигателей перечень требований чаще всего выходит за рамки общих положений стандарта API, при выборе необходимо сверяться с допусками производителя для конкретных марок масла и моделей автомобилей.

Классификация качества

У большинства моторных масел 5W30 технические характеристики в плане зольности, антифрикционных и противоизносных свойств, содержания серы и фосфора в числе прочих позволяют их относить к числу наиболее качественных. В общеупотребительной системе классификации API это означает присвоение им наиболее высоких классов качества из действующих в текущий момент.

Система API предполагает присвоение маслам классов с разделением их на группы S (бензин) и С (дизель). Поскольку для легкового транспорта наиболее популярны масла универсального типа, для них указываются оба класса качества, соответственно и испытания при сертификации проводятся по обеим методикам.

Принцип нумерования стандартов по порядку их принятия прост — используется латинский алфавит. Для бензиновых двигателей последний принятый стандарт — это API SN, сменивший принятый в конце 2004 года API SM.

Для дизельных двигателей, помимо индекса класса качества, указывается также тактность мотора, если это имеет значение в рамках данного стандарта. Так, масло API CF-4 предназначено только для четырехтактных дизелей, в то время как суффикс «-2» указывал бы на применение в дизельных двигателях с двухтактным циклом.

Дополнительно указывается класс качества по европейскому стандарту ACEA, учитывающему специфику европейских экологических норм и соответствующих требований к составу и свойствам моторных масел. Для бензиновых и дизельных автомобилей классы качества обозначаются индексами A и B соответственно, нумеруясь цифрами в порядке принятия, но также особо выделен класс С для двигателей, выполненных под экологические нормы Евро 4 и выше. Наличие у масла соответствия одному из классов качества этой группы ACEA важно в первую очередь при подборе смазок для двигателей с сажевыми фильтрами и многокомпонентными катализаторами.

Допуски производителей

Наличие у моторного масла специфических допусков автопроизводителей — один из признаков высокого качества. Разрабатывая двигатель, завод может формулировать требования к смазочным материалам, более жесткие или подробные, чем это принято в действующих стандартах качества. Такие требования и составляют допуск: при выборе масла для автомобиля нужно обеспечивать совпадение допусков, указываемых в сервисной документации автомобиля и в характеристиках моторного масла.

При сертификации моторных масел SINTEC проводятся испытания на соответствие допускам наиболее основных мировых автоконцернов.

В частности, масло SINTEC Platinum SAE 5W30 API SN/CF имеет следующие допуски.

  • MB-Approval 229.5: энергосберегающие масла для автомобилей Mercedes-Benz с увеличенным интервалом замены.
  • Renault RN 0700/0710: легковые двигатели Renault с мощностью до 100 л. с., бензиновые и дизельные (без сажевого фильтра).
  • Porsche A40: автомобили с 1994 года выпуска, со стандартными интервалами обслуживания.
  • BMW Longlife-01: двигатели BMW с 2001 года выпуска, рассчитанные на увеличенные сроки техобслуживания и не эксплуатируемые в жестких условиях.
  • VW 502.00/505.00: автомобили Volkswagen с бензиновым и дизельным двигателем (без насос-форсунок) с нормальными сроками замены масла.

Хранение и утилизация

Моторные масла должны храниться в плотно закрытой заводской таре, что позволяет избежать протечек, ускоренного окисления. Утилизируется продукт согласно общим требованиям к отходам высоких классов опасности.

Обзор масла PLATINUM SAE 5W-30 API SN/CF

SINTEC PLATINUM SAE 5W-30 API SN/CF. Это всесезонный универсальный полностью синтетический состав, который рекомендован к использованию в современных автомобилях. Для его получения были использованы качественная основа и современные высокоэффективные присадки.

Пакет включает моющие, антиокислительные и другие компоненты. Именно поэтому наряду с высокими смазывающими показателями данное моторное масло способно:

  • поддерживать чистоту мотора и продлевать срок его бесперебойной работы;
  • обеспечивать эффективное функционирование систем нейтрализации отработавших газов;
  • надежно защищать мотор даже в сложных условиях движения по городу, при значительных нагрузках.

При понижении температуры до –30 °С наблюдается ухудшение эксплуатационных показателей масла PLATINUM SAE 5W-30 от бренда SINTEC. Этот факт следует учитывать при эксплуатации автомобиля.

Масло 5W30 | Расшифровка | Применение

  • Полезная информация
  • Общество инженеров автомобильной промышленности (SAE) разработало стандартную шкалу для оценки моторных смазок и трансмиссионных масел по их вязкости. Оно соответствует формату “XW-XX”.
    В случае масла SAE 5W-30 цифра, предшествующая W (т.е. 5). Чем меньше это первое число, тем лучше масло будет работать зимой (не загустевая). Буква «W» означает «зима».
    Цифры после W обозначают вязкость масла при высокой температуре. Чем выше это число, тем выше стойкость масла к разжижению при высокой температуре.

    В каких автомобилях используется масло 5W-30?

    Несмотря на то, что оно хорошо работает при более высоких температурах, его лучше всего использовать для автомобилей, которые ездят в регионах с низкой температурой.
    Из-за более низкой вязкости его обычно рекомендуют для бензиновых автомобилей или маломощных дизельных двигателей. Помимо этих функций, всесезонное масло 5W-30 также используется для следующих целей:
    • Для использования в малотоннажных автомобилях и легких грузовиках;
    • Для двигателей, которые не находятся под слишком большим давлением;
    • Для автомобилей, которые ездят при резких колебаниях температуры, поскольку оно менее подвержено тепловому разрушению.

    5 часто задаваемых вопросов о масле 5W30

    1. Чем масло 5W-30 отличается от других моторных масел?

    Масло 5W-30 обладает лучшей вязкостью при низких температурах по сравнению, скажем, с маслом 10W-40. В результате масло 5W-30 менее вязкое при низких температурах.
    Низкая вязкость этого масла означает, что оно не загустевает при более низкой рабочей температуре и плавно проходит через двигатель, не вызывая трения.
    По сравнению с другими маслами, класс вязкости 5W-30 лучше работает зимой, предотвращая износ двигателя автомобиля (благодаря противоизносным присадкам).
    Масло 5W-30 не подходит для использования при экстремально высоких температурах, поскольку при таких температурах автомобильным двигателям требуется более густое масло. Поскольку масло 5W-30 сравнительно тоньше любого другого слоя всесезонного масла, такого как 5W-40, оно может плохо смазывать двигатель.

    2. Подходит ли масло 5W-30 для тяжелых условий эксплуатации?

    Вообще говоря, масло 5W-30 рекомендуется для использования на бензине и дизельном топливе малой мощности.
    Тем не менее, 5W-30 может использоваться в тяжелых условиях, если используется в соответствующем климате (при более низких температурах).
    Зимой оно может выдерживать низкие температуры и умеренное давление благодаря своей превосходной вязкости.
    Обязательно избегайте использования этого масла при высоких температурах в тяжелых условиях эксплуатации. Это может привести к недостаточной смазке и амортизации под высоким давлением, а также повлиять на топливную экономичность и расход масла.

    3. Является ли 5W-30 синтетическим маслом?

    Обычно масло 5W-30 выпускается в виде обычного синтетического масла, 100% синтетического и с ПАО и Эстерами.

    4. Используется ли масло 5W-30 в дизельных двигателях?

    Дизель сгорает при очень высокой степени сжатия — намного выше, чем у бензиновых двигателей. Поэтому для них требуются высоковязкие или полностью синтетические моторные масла, которые могут работать при высоких температурах.
    Масло, используемое в двигателе, должно выдерживать высокую рабочую температуру и давление при смазке деталей двигателя.
    Хотя масло 5W-30 подходит для дизельных двигателей малой мощности, но вы, вероятно, захотите выбрать более тяжелое и густое масло для повседневного использования в тяжелых условиях.

    5. Каковы преимущества использования масла 5W-30?

    Масло 5W-30 хорошо работает с широким спектром двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. Это универсальное масло также подходит для приличного температурного диапазона и достаточно универсально.
    Благодаря низкому уровню вязкости при низких температурах, оно также значительно снижает вероятность термического разрушения и увеличивает срок службы двигателя вашего автомобиля.
    Помогает защитить детали двигателя внутреннего сгорания и обеспечивает превосходную производительность при запуске и остановке по сравнению с более густым маслом.
    Идеально подходит для поездок на большие расстояния, где может потребоваться масло с большим пробегом при меньшем расходе масла.
    Подходит для более старого двигателя, поскольку большинству автомобилей со старым двигателем требуется легкое масло, которое не оказывает слишком большого давления на двигатель.

    Где купить моторное масло 5W30 в Алматы?

    Пр. Рыскулова 61.