Вязкость моторного масла Sintec: таблица значений по SAE
Независимо от конструкции системы смазки, именно вязкость моторного масла определяет ее работоспособность. При подаче под давлением этот параметр прямо влияет на давление при рабочей температуре мотора, прочность масляной пленки, эффективность гидрокомпенсаторов и гидравлических муфт управления фазовращателями. Работоспособность узлов двигателя, смазываемых исключительно разбрызгиванием (на большинстве моторов это в первую очередь стенки цилиндров), прямо зависит от расхода масла через шатунные вкладыши, то есть вновь от его вязкости.
Продуктовая линейка масел Sintec от компании «Обнинскоргсинтез» по диапазону вязкостей покрывает большую часть требований рынка. В ней представлены смазочные материалы от всесезонных до сугубо летних, не рассчитанных на эксплуатацию в холодном климате. По низкотемпературным свойствам продукция не только укладывается в требования стандартов, но и зачастую превосходит их.
Стандартизация вязкости по SAE
История стандартизации вязкости моторных масел практически так же стара, как и само автомобилестроение.
- Индекс высокотемпературной вязкости присваивается при испытаниях, условно моделирующих рабочую температуру двигателя. В последних редакциях стандарта в связи с ростом степени форсировки двигателей также вводятся испытания при повышенных (+150 °С) температурах.
- Индекс низкотемпературной вязкости определяется по измерениям, моделирующим холодный запуск мотора, то есть показывает, до какой температуры на конкретном масле условно возможно завести автомобиль.
Чтобы отличить один класс вязкости от другого в описании сезонных масел, индекс низкотемпературной вязкости решили описывать с инкрементом не 10 единиц, как у высокотемпературной, а 5 единиц, дополнительно добавляя символ W.
Следовательно, стандарт SAE предполагает существование трех классов моторных масел:- Летние (например, SAE 40). Не испытываются при отрицательных температурах, их вязкость нормируется только для «рабочих» условий. В линейке продукции компании «Обнинскоргсинтез» к ним относятся в частности Sintec SAE 40 API CF/SF, SAE 40 API SC/CC, SAE 50 API SC/CC, SAE 60 API SC/CC. Это специфические дизельные масла для техники, эксплуатирующейся сезонно.
- Зимние (например, SAE 10W). Испытываются при отрицательных температурах на проворот коленчатого вала и прокачиваемость, также для них указывается минимальная вязкость при +100 °С. Сейчас этот класс масел малопопулярен, в линейку масел Sintec не входит.
- Всесезонные. Имеют двойной индекс наподобие SAE 0W-30. Их низкотемпературные свойства задаются «зимним» индексом, высокотемпературные описываются «летним». Большинство моторных масел Sintec выпускаются именно всесезонными, в том числе имеющими низкий минимальный порог применения по температуре (как, в частности Sintec Стандарт SAE 10W-40 API SG/CD: его температура застывания по результатам теста составляет -38 °С).
Принципы «летнего» испытания
В актуальной редакции стандарта SAE J300 основным испытанием является тест кинематической вязкости при температуре +100 °С. Для каждого класса указано максимальное и минимальное значение: так, если масло покажет вязкость 10 мм2/с во время теста, ему будет присвоен индекс SAE 30 (границы – от 9,3 до 12,5 мм2/с).
Дополнительные требования к динамической вязкости масла при +150 °С могут отличаться для разных классов всесезонных смазочных материалов, несмотря на одинаковый высокотемпературный индекс. Это разграничение было введено в 2007 году, когда для масел от SAE 0W-40 до 10W-40 минимальная величина динамической вязкости была увеличена с 2,9 мПа·с (соответствовавшей требованиям для SAE 30) до 3,5 мПа·с, в то время как маслам от 15W-40 до 25W-40 минимальный предел установлен на уровне 3,7 мПа·с. При разработке смазочных материалов Sintec учитываются изменения действующих стандартов.
Приведенную выше информацию необходимо учитывать при выборе масла с вязкостью, не соответствующей прямо указанной в документации. При максимальных температурных нагрузках смазочный материал, полностью соответствующий требованиям класса SAE 5W-40, может иметь недостаточно высокую динамическую вязкость для двигателя, изначально рассчитанного для SAE 15W-40.
Принципы «зимнего» испытания
Индекс низкотемпературной вязкости присваивается с парой серьезных отличий в методике испытаний. Измерение ведется также в двух температурных точках, но проверяется в обоих случаях только динамическая вязкость, причем в обоих тестах температуры свои для каждого класса.
Тест на проворачиваемость коленчатого вала моделирует условия холодного пуска. Например, для класса SAE 10W установленный максимальный предел вязкости – 7000 мПа·с при -25 °С, в то время как для SAE 20W – уже 9500 мПа·с при -15 °С. С точки зрения конечного пользователя важен именно температурный порог испытания, именно он считается минимальной температурой, при которой еще возможно использование такого масла зимой. Тем не менее и здесь есть вариации:
- При наличии мощного стартера и соответствующей АКБ либо предпускового подогревателя возможно применение масел и с индексом высокотемпературной вязкости выше общепринятого.
- На автомобилях, где по компоновочным соображениям установлен компактный аккумулятор, для уверенного пуска, напротив, приходится использовать менее вязкие смазочные материалы.
Испытание на прокачиваемость масла для каждого класса SAE ведется при температуре на 5 °С ниже, чем при тесте на проворот коленчатого вала. Предельная величина вязкости для всех классов установлена одинаковой (60 000 мПа·с).
Подобное разделение температурных порогов позволяет задать применяемость масла в крайних случаях принудительного запуска мотора буксировкой автомобиля: если масляный насос уже не способен прокачать смазочный материал, то такие попытки крайне негативно скажутся на ресурсе двигателя. Правильный выбор моторного масла по низкотемпературному индексу вязкости должен учитывать запас по средней зимней температуре.
Всесезонные масла
Наиболее удобно при эксплуатации автомобиля использовать один и тот же сорт смазочного материала круглый год, причем как для личного транспорта, так и при обслуживании крупных автопарков коммерческой или строительной техники.
Подбор масла по вязкости
В сервисной документации любого автомобиля указываются требования к вязкости применяемых моторных масел. В большинстве случаев для правильного выбора смазочного материала достаточно следовать этим требованиям, исключая такие ситуации:
- крайне холодный климат – даже если производитель ограничивается упоминанием классов вязкости SAE 15W или 10W, для уверенного пуска зимой приходится использовать менее вязкие (SAE 5W или даже 0W).
- жаркий климат, повышенные нагрузки на двигатель – в таких случаях допускается несколько увеличивать высокотемпературную вязкость масла. В частности, при форсировании автомобильных двигателей нормальная практика – переход с класса SAE 40 на SAE 50, SAE 60.
- повышенный износ двигателя – применение составов с увеличенной высокотемпературной вязкостью позволит стабилизировать давление масла, частично снизить шумность мотора и расход смазки на угар.
Вязкость как индикатор ресурса смазочного материала
Указываемый в сервисной документации автомобиля срок замены масла ориентировочный даже для ограниченных списков, прямо рекомендуемых заводом. В зависимости от режимов эксплуатации и даже качества топлива скорость старения моторного масла может значительно изменяться.
Наиболее удобный признак для контроля за реальным состоянием масла – это именно его вязкость: ее стабильность по мере старения смазочного материала неизбежно снижается. Поэтому заметное падение вязкости холодного масла уже может использоваться как указатель на подход времени для замены, как и увеличение шумности работы прогретого мотора, характерный треск гидрокомпенсаторов.
Длительная работа двигателя при ощутимом падении вязкости не допускается. При этом возрастает риск повреждения коренных и шатунных вкладышей, ускоряется износ газораспределительного механизма.
Стабилизация вязкости моторных масел Sintec
Основу характеристик смазочного материала задает состав базового масла, в дальнейшем по необходимости вязкость корректируется пакетом присадок.
Минеральные. Основная коррекция требуется именно минеральным смазочным материалам. Их база наименее стабильна, ее свойства сильно зависят даже от конкретного сорта исходной нефти. Пакет присадок для каждого масла Sintec подбирается индивидуально для достижения наилучшего соотношения ресурса и цены.
Полусинтетические. В их состав вводится достаточная доля гидрокрекингового базового масла, что само по себе уже улучшает стабильность свойств. Тем не менее для увеличения ресурса используются дополнительные пакеты стабилизирующих вязкость присадок импортного производства.
Синтетические. Высококачественная гидрокрекинговая база Sintec позволяет снизить объем вводимых присадок: сохраняя высокий ресурс, смазочный материал одновременно получает и меньшую зольность.
Моторные масла Sintec для коммерческого и личного автотранспорта
Стабильность моторных масел Sintec сохраняется в пределах требований заявленного класса в течение стандартных сроков замены. В сочетании с разумными ценами это делает продукцию компании «Обнинскоргсинтез» особенно интересной для обслуживания крупных парков техники (легковой, грузовой, специальной): сроки замены масла в автопарке будут прогнозируемыми, а затраты на обслуживание – выгодными для бизнеса.
Для личного транспорта масла Sintec дают уверенность в стабильном качестве и возможность выбора из широкой линейки продуктов. Ассортимент смазочных материалов покрывает большую часть рынка, а точки продаж продукции представлены по всей стране и в ближнем зарубежье.
На сайте компании «Обнинскоргсинтез» можно легко найти координаты магазинов в интересующем Вас регионе, чтобы получить дополнительную информацию или приступить к сотрудничеству.
Вязкость моторного масла | Таблица вязкости масла
24. 03.2017
Любое транспортное средство не сможет правильно функционировать без использования смазочных материалов, например, масла. Данный вид жидкости должен меняться в зависимости от рекомендаций производителя вашего авто и подбираться исходя из многих факторов. Поэтому чтобы выбрать оптимально подходящий продукт следует немного разобраться в этом вопросе.
Что такое вязкость масла?
Вязкость моторного масла – это важнейший показатель такого продукта, который характеризует его текучесть, а также способность оставаться на внутренних рабочих элементах мотора. При этом нужно помнить о том, что показатель вязкость является переменной величиной и будет меняться в зависимости от многих факторов, например, температуры окружающей среды или температуры внутри двигателя при наивысшей нагрузке. Для того чтобы не запутаться в выборе такого продукта была специально разработана так называемая таблица вязкости масла.
Что представляет собой таблица вязкости масла?
Основанным в 1905 году Сообществом Автомобильных Инженеров была разработана классификация вязкости моторных масел J300, которая впоследствии была принята на международном уровне. Считается, что она наиболее полно описывает соответствие между температурными и другими показателями такого продукта. Согласно данной таблице все моторные масла делятся на различные классы вязкости. При этом часть из них предназначена для использования в холодное время года, некоторые — в теплое и основная масса более универсальна, и может использоваться как в теплое так и холодное время.
В чем измеряют вязкость моторных масел?
Если вспомнить школьные уроки физики, то можно припомнить, что вязкостью принято называть величину, с помощью которой можно охарактеризовать текучесть жидкости. При этом такая величина может быть двух видов, а именно кинетическая и динамическая. В первом случае ее измерение происходит в Стоксах, если речь идет о технической системе измерений. Когда же нужно измерить кинетическую вязкость в системе СИ, то используют значение м2/с.
Показатель динамической вязкости моторного масла получают путем умножения кинематической вязкости на плотность продукта в температуре измерения. В технической системе единицей измерения такой вязкости считается Пуаз, а вот в системе СИ используются Паскаль-секунды.
Для чего нужны показатели вязкости моторного масла?
Для большинства автомобилистов сложные физические термины единицы измерения вроде м2/с не говорят ни о чем. Поэтому для того чтобы можно было без проблем подобрать данный смазочный материал для своего «железного коня» используется простая и понятная система показателей. Она базируется на применении простых чисел, расположенных по обе стороны от английской буквы «W» и дефиса.
Итак, вот что нужно знать:
- Первое число — перед буквой «W» является показателем низкотемпературной вязкости продукта. От него нужно отнять цифру 40 для того чтобы понять, при какой температуре окружающей среды вокруг можно использовать моторное масло.
- Второе число — после буквы «W» называется высокотемпературной вязкостью. Нужно помнить, что чем выше будет данный показатель, тем лучше становится вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это или плохо для вашей машины зависит от того, какой именно двигатель в нее установлен. Поэтому это значение подбирают, исключительно опираясь на рекомендации марки-производителя каждого конкретного транспортного средства.
Что такое SAE?
Аббревиатура SAE – это сокращенное название Сообщества Автомобильных Инженеров (на английском языке Society of Automotive Engineers). Именно этой организацией впервые была создана классификация моторных масел для авто в зависимости от показателя их вязкости. Сообщество было основано еще в самом начале двадцатого века и первое время насчитывало всего двадцать человек. В наши дни членами данного сообщества является более 120 тысяч человек по всему миру. Это инженеры, директора автомобильных брендов, преподаватели и студенты.
Что такое индекс вязкости масла?
Индексом вязкости принято называть относительную величину, которая показывает, насколько меняется вязкость масла исходя из температурного показателя (измеряемого в градусах по Цельсию). Кроме того, именно эта величина определяет зависимость кинематической вязкости от температуры.
Так же следует заметить, что не взирая на показатели вязкости указанные на канистрах (5W-30, 5W-40, 10W-40 и т.п.), необходимо всегда отталкиваться от характеристик того либо иного продукта, и рекомендаций производителя Вашего транспортного средства.
Кинематическая вязкость масла при 100 какая лучше. Какой должна быть вязкость масла для нормальной работы мотора? Какую выбрать вязкость масла
Довольно часто, особенно среди начинающих автовладельцев, вязкость моторного масла становится определяющим параметром при выборе данного расходного материала. Решение, как правило, принимается на основе мнения товарищей: «Я лью 10W-40 (5W-40)», и т.п.
На самом деле, чтобы правильно выбрать, какое масло заливать, важно знать не только необходимый класс вязкости, но и другие его характеристики, которых не так много, но все их желательно знать, если к выбору вы решили подойти самостоятельно.
Что такое вязкость моторных масел
Основная задача моторного масла – смазывание сопряженных деталей, обеспечение максимальной герметичности цилиндров двигателя и удаление продуктов износа.
Очевидно, что невозможно создать смазку, способную сохранять весь заданный набор эксплуатационных свойств в неопределенно широком диапазоне температур, который у двигателя автомобиля очень широк. В мороз оно будет становиться более густым, при высоких же температурах наоборот, текучесть его резко увеличивается.
Не следует считать, что температура прогретого мотора стабильна. Датчик температуры, показания с которого выведены на приборную панель, отображает лишь температуру охлаждающей жидкости, которая, в самом деле, остается практически неизменной (около 90 градусов), благодаря правильной работе системы охлаждения двигателя. Температура смазки при этом значительно меняется в зависимости от места, скорости и интенсивности циркуляции и может достигать 140 – 150 градусов.
Учитывая это, автопроизводители вычисляют оптимальные характеристики моторных масел, которые должны обеспечить максимально возможный КПД силового агрегата при его минимальном износе, в нормальных для данного двигателя условиях эксплуатации.
Поскольку с изменением температуры вязкость меняется, ассоциацией автомобильных инженеров США (SAE) разработана и принята классификация по вязкости.
Кинематическая и динамическая вязкость
Следует различать такие понятия, как кинематическая и динамическая вязкость. Кинематическая характеризует текучесть моторного масла в условиях нормальных и высоких температурах. По общепринятому стандарту ее измеряют при 40 и 100 градусах по Цельсию.
Измеряется кинематическая вязкость в сантистоксах (cST или сСт), либо в капилляр-визкозиметра
Таблица вязкости масел моторных по температуре, расшифровка значений
Выбор моторного масла по его вязкости
Подбор необходимого масла строго индивидуален и направлен на определенный двигатель. Поэтому в первую очередь следует ориентироваться на те указания и рекомендации, которые сделал производитель в технической документации к тому или иному автомобилю.
Помните, что только оригинальное масло либо его качественный аналог способны обеспечить двигатель хорошей работой и максимальным износом деталей.
В том случае, если данного рода документация отсутствует — ориентироваться следует на указанные допуски масла в отношении определенных двигателей, которые, чаще всего, имеются на этикетке производителя.
Видео по теме:
Что одному двигателю хорошо, то другому грозит ремонтом
Моторное масло
Многие автовладельцы уверены, что выбирать стоит более вязкие масла, ведь они — залог долговечной работы двигателя. Это серьезное заблуждение. Да, специалисты заливают под капоты гоночных болидов масло с большой степенью тягучести для достижения максимального ресурса силового агрегата. Но обычные легковые машины оборудованы другой системой, которая попросту захлебнется при чрезмерной густоте защитной пленки.
О том, какую вязкость масла допустимо использовать в двигателе той или иной машины, описано в любом руководстве по эксплуатации.
Ведь до запуска массовых продаж моделей, автопроизводители проводили большое количество тестов, учитывая возможные режимы езды и эксплуатацию технического средства в различных климатических условиях. Благодаря анализу поведения мотора и его способности поддерживать стабильную работу в тех или иных условиях, инженеры устанавливали допустимые параметры моторной смазки. Отклонение от них может спровоцировать снижение мощности двигательной системы, ее перегрев, увеличение расхода топлива и многое другое.
Моторное масло в двигателе
Почему класс вязкости так важен в работе механизмов? Представьте на минуту мотор изнутри: между цилиндрами и поршнем есть зазор, величина которого должна допускать возможное расширение деталей от высокотемпературных перепадов. Но для максимального коэффициента полезного действия этот зазор должен иметь минимальное значение, предотвращая попадание в двигательную систему выхлопных газов, образующихся во время горения топливной смеси. Для того, чтобы корпус поршня не нагревался от соприкосновения с цилиндрами, и используется моторная смазка.
Уровень вязкости масла должен обеспечивать работоспособность каждого элемента двигательной системы. Производители силовых агрегатов должны добиться оптимального соотношения минимального зазора между трущимися деталями и масляной пленой, предотвращая преждевременный износ элементов и повышая рабочий ресурс двигателя. Согласитесь, доверять официальным представителям автомобильной марки безопаснее, зная, каким путем эти знания были получены, чем верить «опытным» автомобилистам, полагающимся на интуицию.
Что происходит в момент запуска двигателя?
Если ваш «железный друг» простоял всю ночь на морозе, то наутро показатель вязкости залитого в него масла будет в несколько раз выше расчетной рабочей величины. Соответственно, толщина защитной пленки будет превышать зазоры между элементами. В момент запуска холодного мотора происходит падение его мощности и повышение температуры внутри него. Таким образом, возникает прогрев мотора.
Важно! Во время прогрева нельзя давать ему повышенную нагрузку. Слишком густой смазочный состав затруднит движение основных механизмов и приведет к сокращению срока эксплуатации автомобиля.
Вязкость моторного масла в рабочих температурах
После того, как двигатель прогрелся, активируется система охлаждения. Один цикл работы двигателя выглядит следующим образом:
- Нажим на педаль газа повышает обороты мотора и увеличивает нагрузку на него, в результате чего увеличивается сила трения деталей (т.к. слишком вяжущая жидкость еще не успела попасть в междетальные зазоры),
- температура масла повышается,
- степень его вязкости снижается (увеличивается текучесть),
- толщина масляного слоя уменьшается (просачивается в междетальные зазоры),
- сила трения снижается,
- температура масляной пленки снижается (частично с помощью охлаждающей системы).
По такому принципу работает любая двигательная система.
Вязкость моторных масел при температуре — 20 градусов
Зависимость вязкости масла от рабочей температуры очевидна. Так же, как очевидно то, что высокий уровень защиты мотора не должен снижаться в течение всего периода эксплуатации. Малейшее отклонение от нормы может привести к исчезновению моторной пленки, что в свою очередь негативно отразится на «беззащитной» детали.
Каждый двигатель внутреннего сгорания, хоть и имеет схожую конструкцию, но обладает уникальным набором потребительских свойств: мощностью, экономичностью, экологичностью и величиной крутящего момента. Объясняются эти различия разницей моторных зазоров и рабочих температур.
Для того, чтобы максимально точно подобрать масло для транспортного средства, были разработаны международные классификации моторных жидкостей.
Предусмотренная стандартом SAE классификация информирует автовладельцев об усредненном диапазоне рабочих температур. Более четкие представления о возможности использования смазочной жидкости в определенных автомобилях дают классификации API, ACEA и т.д.
Слишком низкая вязкость: опасна ли она?
Моторное масло
Погубить бензиновые и дизельные двигатели может низкая степень вязкости. Этот факт объясняется тем, что при повышенных рабочих температурах и нагрузках на мотор текучесть обволакивающей пленки повышается, в результате чего не без того жидкая защита попросту «обнажает» детали. Результат: повышение силы трения, увеличение расхода ГСМ, деформация механизмов. Долгая эксплуатация автомобиля с залитой низковязкостной жидкостью невозможна — его заклинит практически сразу.
Некоторые современные модели моторов предполагают использование так называемых «энергосберегающих» масел, имеющих пониженную вязкость. Но использовать их можно только если имеются специальные допуски автопроизводителей: ACEA A1, B1 и ACEA A5, B5.
Стабилизаторы густоты масла
Из-за постоянных температурных перегрузок вязкость масла постепенно начинает уменьшается. И помочь восстановить ее могут специальные стабилизаторы. Их допустимо использовать в двигателях любого типа, износ которых достиг среднего или высокого уровня.
Стабилизаторы позволяют:
Стабилизаторы
- увеличивать вязкость защитной пленки,
- снижать количество нагара и отложений на цилиндрах мотора,
- сокращать выброс вредных веществ в атмосферу,
- восстанавливать защитный масляный слой,
- достигать «бесшумности» в работе двигателя,
- предотвращать процессы окисления внутри корпуса мотора.
Использование стабилизаторов позволяет не только увеличить срок между «масляными» заменами, но и восстановить утраченные полезные свойства защитного слоя.
Выводы
Однозначного ответа на вопрос: «какая вязкость моторного масла самая хорошая?» нет и не может быть. Все дело в том, что нужная степень тягучести для каждого механизма — будь то ткацкий станок или мотор гоночного болида — своя, и определить ее «наобум» нельзя. Требуемые параметры смазывающих жидкостей вычисляются производителями опытным путем, поэтому при выборе жидкости для своего транспортного средства в первую очередь руководствуетесь указаниями разработчика. А уже после этого вы можете обратиться к таблице вязкости моторных масел по температуре.
На что влияет вязкость масла
В современном автомобиле эксплуатационные свойства масла влияют на два ключевых фактора.
- Возможность холодного пуска силовой установки при критическом морозе.
- Достаточна прочность защитной пленки во время перегрева, для создания необходимого смазочного слоя.
Инженеры в угоду пользователям и автоконцернам, создают смазки с минимальной низкотемпературной и предельной высокотемпературной вязкостью.
Косвенно, правильно подобранная густота сказывается на расходе топлива, продолжительности эксплуатации двигателя без необходимости ремонта, а также его стабильную работу при перегрузках.
Наглядно понять принцип действия можно на примере нового кроссовера Лада Веста. С завода здесь заливают лубрикант типа 5W30, исправно функционирующий в диапазоне от -25 до +30 °С. Если t° за бортом опускается ниже предела, запустить ДВС после простоя будет сложно или невозможно. Также и при эксплуатации в гоночных режимах, диапазоне свыше +35°С защитная пленка разрушится (масло стекает с деталей как вода) и возникнет эффект сухого трения поверхностей, что чревато негативными последствиями.
График вязкости масла от температуры
Основополагающим фактором зависимости густоты лубриканта от температуры окружающей среды является индекс вязкости. Параметр указывает, как работает субстанция на холодную или горячую.
Показатели кинематической вязкости при 100 градусах Цельсия у каждого лубриканта индивидуальны. Также и при порогах +20, +40 °С. Наиболее точно можно увидеть изменения на графике.
Как видно из графика каждая основа по своему реагирует на морозы и жару. При этом на синтетике холодный пуск пройдет легче.
Присадка для повышения вязкости масла
В 2020 году на рынке присутствуют специальные стабилизаторы и сгустители автомасел. Продукты способны повысить густоту смазки без негативных последствий, либо нормализовать ее поведение при перепадах температур. Обычно к формулам прибегают автолюбители при чрезмерном износе ДВС, когда повышается угар лубриканта и идет усиленное выделение дыма. В этом случае чтобы не менять полностью всю порцию смазки, имеет смысл купить средство, повышающее ее естественные параметры.
Прозондировав отзывы покупателей можно выделить три популярные жидкости:
- XADO Oil Treatment Complex;
- HIGEAR Motor Medik;
- Carbonfox VI 80.
Однако, согласно рекомендациям специалистов не стоит излишне увлекаться подобной продукцией.
Можно ли смешивать масла одинаковой вязкости
Здесь еще проще, при использовании одной основы и соблюдении допусков API, ACEA мешать жидкости можно вообще без чувствительных последствий.
Главным аргументом здесь является то, что при полной замене масла, в картере остается в среднем 10-12% отработки.
Как определить вязкость моторного масла по формуле
Определение вязкости лубриканта по стандартной формуле SAE не вызывает затруднений даже у начинающих автомобилистов. Для этого организация создала специальную таблицу, где уже все просчитано.
Расчет вязкости смеси масел
Процедура выполняется по стандартной схеме, где учитывается вязкость обоих компонентов и пропорция смеси. Для примера можно взять типичную ситуацию, в моторе залита смесь 0W30, при доливке было использовано 25% лубриканта 5W40, в картере образуется смесь 2W34. При обратном соотношении (3:1) получится примерно 4W38.
Как проверить вязкость масла в двигателе
Точно измерить вязкость лубриканта, уже залитого в силовую установку, в домашних условиях невозможно. Это аргументировано тем, что для выполнения работы потребуется лабораторное оборудование и специальные приспособления.
Однако имеется способ измерения с помощью эталонной пробы – методика подойдет, если после заливки в канистре осталось немного неиспользованной жидкости. Последовательность действий такова:
- слить с ДВС шприц смазки и взять аналогичное количество свежего продукта;
- подвесить вертикально воронку с отверстием 1-2 мм на конце и влить в нее эталонный образец;
- измерить количество упавших капель за определенный промежуток времени с помощью секундомера;
- повторить процедуру с отработкой;
- установить разницу показателей двух проб.
Измерение поможет установить, насколько выработалось масло, обычно при разнице более 25% — жидкость уже требуется менять.
Нужно ли промывать двигатель при смене вязкости масла
Рекомендации заводов говорят о необходимости промывки при каждом переходе с одного типа лубриканта на другой. Это аргументируется тем, что для смесей, каждый изготовитель применяет уникальные формулы, способные вызвать непредвиденную реакцию при контакте. Однако факт нивелируется спецификациями ACEA и API. При получении сертификата жидкости проходят обязательное тестирование на совместимость. Иными словами, если синтетика одного бренда 0W30 меняется на аналог 5W30, промывку можно не делать, но и лишней она не будет.
Классификация вязкости моторных масел
Вязкость (другое название — внутреннее трение) в соответствии с официальным определением — это свойство текучих тел оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. При этом выполняется работа, которая рассеивается в виде тепла в окружающую среду.
Вязкость — величина непостоянная, и она меняется в зависимости от температуры масла, имеющихся в его составе примесей, значения ресурса (пробега мотора на данном объеме). Однако эта характеристика определяет положение смазывающей жидкости в определенный момент времени. А при выборе той или иной смазывающей жидкости для двигателя необходимо руководствоваться двумя ключевыми понятиями — динамической и кинетической вязкостью. Их еще называют низкотемпературной и высокотемпературной вязкостью соответственно.
Исторически так сложилось, что автолюбители по всему миру определяют вязкость по так называемому стандарту SAE J300. SAE — это аббревиатура названия организации Сообщества автомобильных инженеров, которое занимается стандартизацией и унификацией различных систем и понятий, используемых в автомобилестроении. А стандарт J300 характеризует динамическую и кинематическую составляющие вязкости.
В соответствии с этим стандартом существует 17 классов масел, 8 из них зимних и 9 летних. Большинство масел, используемых в странах СНГ имеют обозначение XXW-YY. Где XX — обозначение динамической (низкотемпературной) вязкости, а YY — показатель кинематической (высокотемпературной) вязкости. Буква W означает английское слово Winter — зима. В настоящее время большинство масел являются всесезонными, что и находит отражение в таком обозначении. Восемь же зимних — это 0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W, девять летних — 2, 5, 7,10, 20, 30, 40, 50, 60).
В соответствии со стандартом SAE J300 моторное масло должно соответствовать следующим требованиям:
- Прокачиваемость. Особенно это актуально для работы двигателяпри низких температурах. Насос должен без проблем качать масло по системе, а каналы не забиваться загустевшей смазывающей жидкостью.
- Работа при высоких температурах. Тут обратная ситуация, когда смазывающая жидкость не должно испаряться, угорать, и надежно защищать стенки деталей за счет образования на них надежной защитной масляной пленки.
- Защита двигателя от износа и перегрева. Это касается работы во всех температурных диапазонах. Масло должно обеспечивать защиту от перегрева двигателя и механического износа поверхностей деталей во время всего эксплуатационного периода.
- Удаление продуктов сгорания топлива из блока цилиндров.
- Обеспечение минимальной силы трения между отдельными парами в двигателе.
- Уплотнение зазоров между деталями цилиндро-поршневой группы.
- Отведение тепла от трущихся поверхностей деталей двигателя.
На перечисленные свойства моторного масла динамическая и кинематическая вязкости влияют каждая по своему.
Динамическая вязкость
В соответствии с официальным определением, динамическая вязкость (она же абсолютная) характеризует силу сопротивления маслянистой жидкости, которая возникает во время движения двух слоев масла, удаленных на расстояние один сантиметр, и движущихся со скоростью 1 см/с. Единица ее измерения — Па•с (мПа•с). Имеет обозначение в английской аббревиатуре CCS. Тестирование отдельных образцов выполняется на специальном оборудовании — вискозиметре.
В соответствии со стандартом SAE J300 динамическая вязкость всесезонных (и зимних) моторных масел определяется так (по сути, температура проворачиваемости):
- 0W — используется при температуре до -35°С;
- 5W — используется при температуре до -30°С;
- 10W — используется при температуре до -25°С;
- 15W — используется при температуре до -20°С;
- 20W — используется при температуре до -15°С.
Также стоит отличать температуру застывания и температуру прокачиваемости. В обозначении вязкости речь идет именно о прокачиваемости, то есть, состоянии. когда масло может беспрепятственно распространиться по масляной системе в допустимых температурных рамках. А температура его полного застывания обычно на несколько градусов ниже (на 5…10 градусов).
Как вы можете видеть, для большинства регионов Российской Федерации масла со значением 10W и выше НЕ могут быть рекомендованы к использованию как всесезонное. Это находит прямое отражение в допусках различных автопроизводителей для машин, реализуемых на российском рынке. Оптимальными для стран СНГ будут масла с низкотемпературной характеристикой 0W или 5W.
Кинематическая вязкость
Другое ее название — высокотемпературная, с ней разбираться гораздо интереснее. Здесь, к сожалению, нет такой же четкой привязки, как у динамической, и значения имеют другой характер. Фактически эта величина показывает время, за которое некоторое количество жидкости выливается через отверстие определенного диаметра. Измеряется высокотемпературная вязкость в мм²/с (другая альтернативная единица измерения сантистокс — сСт, существует следующая зависимость — 1 сСт = 1 мм²/c = 0,000001 м²/c).
Наиболее популярные коэффициенты высокотемпературной вязкости по стандарту SAE — 20, 30, 40, 50 и 60 (перечисленные выше меньшие значения используются редко, например, их можно встретить у некоторых японских машинах, использующихся на внутреннем рынке этой страны). Если сказать в двух словах, то чем меньше этот коэффициент, тем масло жиже, и наоборот, чем выше — тем оно гуще. Лабораторные тесты проводят при трех температурах — +40°С, +100°С и +150°С. Прибор, при помощи которого проводят опыты — ротационный вискозиметр.
Три эти температуры выбраны не случайно. Они позволяют увидеть динамику изменения вязкости при различных условиях — нормальных (+40°С и +100°С) и критических (+150°С). Испытания проводятся и при других температурах (а по их результатам строятся соответствующие графики), однако эти температурные значения приняты за основные точки.
И динамическая и кинематическая вязкости напрямую зависят от плотности. Зависимость между ними следующая: динамическая вязкость является произведением кинематической вязкости на плотность масла при температуре +150 градусов по Цельсию. Это вполне соответствует законам термодинамики, ведь известно, что при повышении температуры плотность вещества уменьшается. А это значит, что при постоянной динамической вязкости кинематическая при этом будет снижаться (о чем соответствуют и ее низкие коэффициенты). И наоборот при снижении температуры кинематические коэффициенты увеличиваются.
Прежде чем перейти к описанию соответствий описанных коэффициентов, остановимся на таком понятии как High temperature/High shear viscosity (сокращенно — HT/HS). Это отношение температуры работы двигателя к высокотемпературной вязкости. Оно характеризует текучесть масла при испытуемой температуре, равной +150°С. Это значение было введено организацией API в конце 1980-х годов для лучшей характеристики выпускаемых масел.
Таблица высокотемпературной вязкости
Значение высокотемпературной вязкости по SAE J300 | Вязкость, мм²/с (сСт) при температуре +100°C | Минимальная вязкость в отношении HT/HS, мПа•с при температуре +150°C и скорости сдвига 1 млн/с |
---|---|---|
20 | 5,6…9,3 | 2,6 |
30 | 9,3…12,5 | 2,9 |
40 | 12,5…16,3 | 3,5 (для масел 0W-40; 5W-40;10W-40) |
40 | 12,5…16,3 | 3,7 (для масел 15W-40; 20W-40; 25W-40) |
50 | 16,3…21,9 | 3,7 |
60 | 21,9…26,1 | 3,7 |
Обратите внимание, что в новых версиях стандарта J300 масло с вязкостью SAE 20 имеет нижнюю границу, равную 6,9 сСт. Те же смазывающие жидкости, у которых это значение ниже (SAE 8, 12, 16), выделены в отдельную группу под названием энергосберегающие масла. По классификации стандарта ACEA они имеют обозначение A1/B1 (устаревший после 2016 года) и A5/B5.
Минимальная температура холодного пуска двигателя, °С | Класс вязкости по SAE J300 | Максимальная температура окружающей среды, °С |
---|---|---|
Ниже -35 | 0W-30 | 25 |
Ниже -35 | 0W-40 | 30 |
-30 | 5W-30 | 25 |
-30 | 5W-40 | 35 |
-25 | 10W-30 | 25 |
-25 | 10W-40 | 35 |
-20 | 15W-40 | 45 |
-15 | 20W-40 | 45 |
Выбор масла
Подбор смазывающей жидкости для конкретного двигателя машины — процесс достаточно трудоемкий, поскольку нужно проанализировать много информации для принятия правильного решения. В частности, кроме непосредственно вязкости желательно поинтересоваться физическими характеристиками моторного масла, его классами по стандартам API и ACEA, тип (синтетика, полусинтетика, минералка), конструкцию двигателя и много чего еще.
Какое масло лучше заливать в двигатель
Выбор моторного масла дол основывается на вязкости, спецификации API, АСЕА, допусках и тех важных параметрах, на которые вы никогда не обращаете внимание. Подбирать нужно по 4 основным параметрам.
Подробнее
Что касается первого шага — выбора вязкости нового моторного масла, то стоит отметить, что изначально нужно исходить из требований завода-изготовителя двигателя. Не масла, а двигателя! Как правило, в мануале (технической документации) имеется конкретная информация о том, смазывающие жидкости какой вязкости допускается использовать в силовом агрегате. Зачастую допускается применять два или три значения вязкости (например, 5W-30 и 5W-40).
Обратите внимание, что толщина образуемой защитной масляной пленки не зависит от ее прочности. Так, минеральная пленка выдерживает нагрузку около 900 кг на квадратный сантиметр, а такая же пленка, образованная современными синтетическими маслами на основе эстеров уже выдерживает нагрузку 2200 кг на квадратный сантиметр. И это при одинаковой вязкости масел.
Что будет, если неправильно подобрать вязкость
В продолжение предыдущей темы перечислим возможные неприятности, которые могут возникнуть в случае, если будет выбрано масло в неподходящей для данного вязкостью. Так, если оно слишком густое:
- Рабочая температура двигателя будет повышаться, поскольку тепловая энергия будет отводиться хуже. Однако при езде на невысоких оборотах и/или в холодную погоду это можно не считать критическим явлением.
- При езде на высоких оборотах и/или при высокой нагрузке на двигатель температура может значительно возрасти, из-за чего возникнет значительный износ как отдельных частей, так и двигателя в целом.
- Высокая температура двигателя приводит к ускоренному окислению масла, из-за чего оно быстрее изнашивается и теряет свои эксплуатационные свойства.
Однако если залить в двигатель очень жидкое масло, то также могут возникнуть проблемы. Среди них:
- Масляная защитная пленка на поверхности деталей будет очень тонкой. Это значит, что детали не получают должную защиту от механического износа и воздействия высоких температур. Из-за этого детали быстрее изнашиваются.
- Большое количество смазочной жидкости обычно уходит в угар. То есть, будет иметь место большой расход масла.
- Возникает риск появления так называемого клина мотора, то есть, его выхода его из строя. А это очень опасно, поскольку грозит сложными и дорогостоящими ремонтами.
Поэтому, чтобы избежать подобных неприятностей старайтесь подбирать масло той вязкости, которую допускает производитель двигателя машины. Этим вы не только продлите срок его эксплуатации, но и обеспечите нормальный режим его работы в разных режимах.
Заключение
Всегда придерживайтесь рекомендаций автопроизводителя и заливайте смазочную жидкость с теми значениями динамической и кинематической вязкости, которая прямо им указана. Незначительные отклонения допускаются лишь в редких и/или аварийных случаях. Ну а выбор того или иного масла нужно проводить по нескольким параметрам, а не только по вязкости.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Как не ошибиться в подборе масла
При выборе расходных материалов лучше всего, конечно, придерживаться рекомендаций производителя. При производстве авто в лабораторных условиях происходит расчёт индекса вязкости, оптимально соответствующий параметрам работы конкретного силового агрегата.
Согласитесь, вряд ли вязкость турбинного масла подойдёт вместо вязкости обусловленной для легкового авто. Если пробег авто превысил половину от планового ресурса, то следует заливать с повышенным индексом вязкости.
В любом случае для правильного распределения смазки между соприкасающимися деталями, антикоррозийной защиты, а также охлаждения производить подбор придётся, ориентируясь на:
- Погодные температуры конкретного региона;
- Параметры работы двигателя;
- Подходящий класс вязкости;
- Степень износа внутренних узлов и деталей;
- Особенности строения силовых агрегатов.
В заключении хочется сказать, что смазочные жидкости для авто, тоже самое, что кровь в жилах человека: как от густоты крови в теле людей, так и от вязкости масла в авто зависит здоровье и работа всего «организма».
Другая классификация моторных масел
Помимо классификации по SAE существует классификация моторных масел по качеству. Данные характеристики определяет индекс API или ACEA. Индекс по классификации API имеет вид для бензиновых моторов SA, SB, …, SF (устаревшие классы моторных масел), и далее SG, SH, SJ, SL, SM – действующие классы. Индекс для дизелей вместо буквы S имеет в своем составе литеру C. На данный момент максимальным действующим классом является CI-4 plus. В магазинах канистры с индексом ниже SG и CF найти практически невозможно.
Индексы в классификации ACEA записываются по-другому. Смазочные материалы для бензиновых моторов обозначаются A1, A2, и т.д. для дизелей – B1, B2, … Высшие индексы – A5 и B5.
Расшифровка качественных характеристик масел по спецификациям API и ACEA в рамках данной статьи приводиться не будет. Эта тема подробно освещается на специализированных ресурсах в интернете, где приводятся как сравнительные данные, так и многочисленные таблицы с измерениями.
Что собой представляет таблица вязкости
Для рядовых автомобилистов, не занимающихся детальным изучением параметров моторных масел, таблица вязкости масла по SAE означает диапазон температур, при которых разрешена его заливка в силовой агрегат.
В общем смысле это правильное утверждение. Однако при более внимательном рассмотрении становится понятно, что данные в таблице не совсем соответствуют общепринятому мнению.
Сначала рассмотрим, что же включает в себя таблица вязкости масел по SAE. В ней имеется разделение в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной.
Классическая версия таблицы разделена горизонталью на зимние и летние смазки (в верхней части таблицы находятся зимние, в нижней – летние и всесезонные). По вертикали идет разделение на ограничения при использовании смазок при температурах выше и ниже нуля (сама черта проходит через отметку 0 °C).
В интернете, и некоторых печатных источниках, часто встречаются две различные версии этой таблицы. Например, для масла вязкостью 5W-30 в одной из версий графического исполнения стандарта SAE J300, оно способно работать при температурах от –35 до +35 °C.
Другие же источники ограничивают область применения масла стандарта 5W-30 диапазоном от –30 до +40 °C.
Почему так происходит?
Следуя голосу логики, таблица вязкости моторных масел по температуре, которая предусмотрена единым стандартом, не должна иметь разных версий.
Напрашивается вполне закономерный вывод: в одном из источников ошибка. Но если углубиться в изучение темы можно прийти к неожиданному выводу: обе таблицы верные, давайте разбираться.
Что такое вязкость?
Для начала сунемся в «академические» источники, ну или в Википедию:). Там даётся такое определение:
Вязкость (внутреннее трение) — одно из явлений переноса, свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой.
А теперь попробуем усвоить «на пальцах»: представим стопку листов бумаги на столе. Кладём руку на верхний лист стопки и начинаем сдвигать его в сторону. Вместе с верхним листом будут двигаться и те, что под ним, причём каждый нижеследующий будет получать меньше энергии и, соответственно, двигаться на меньшее расстояние, чем верхний лист. Только не надо пытаться изобразить это на практике, чистого наглядного результата не будет, поскольку там есть ещё куча дополнительных факторов, нарушающих чистоту эксперимента (у меня, например, стол очень скользкий, двигается вся стопка целиком:)). Да и бумага – это всё-таки не жидкость, и не газ. Однако идею о распределении движения между слоями жидкости этот пример вполне нормально иллюстрирует. На картинке это движение представлено стрелками, уменьшающимися книзу.
Теперь представим, что «рука» двигает стопку туда-сюда с небольшой амплитудой. Получится, что верхний лист не двигается относительно руки, а нижний – относительно стола. При этом стопка не распадается и в ней не возникает никаких промежутков и пустот. Также и масло между двумя трущимися деталями образует так называемый «масляный клин» (это, грубо говоря, масло, сдавленное между поверхностями трения, а поскольку жидкости практически несжимаемы, то детали надо сильно постараться, чтобы продавить его и потереться о другую деталь). Кроме предотвращения сухого трения (железа по железу), есть ещё один момент – это целостность масляной плёнки. Если вязкость у моторного масла достаточно большая, масло будет «растягиваться» не разрываясь, то есть будет работать уплотнением, через которое не прорвутся продукты горения и прочий мусор (в ЦПГ, например).
Вывод из предыдущего абзаца таков: большая вязкость моторного масла с точки зрения смазывания деталей – это хорошо (как пример, вода и мёд: наклони ложку, вода стечёт сама, оставив голый металл, а мёд устанешь ждать, пока с ложки слезет). Однако у смазочных материалов есть одно неприятное качество, они изменяют вязкость в зависимости от своей температуры. Соответственно, масло, вязкость которого в разогретом работающем двигателе была идеальной, в холодном моторе будет гуще, а в перегретом, наоборот, жиже (в данном случае мы понимаем, что масло имеет температуру двигателя, и тоже естественно, разогретое, холодное, или перегретое). На практике это означает, что возможно одно из двух: либо масло хорошо работает в моторе, либо позволяет запустить его при сильно отрицательных температурах.
Сезонные и универсальные масла
Поначалу проблему застывания масла на морозе решали применяя масла с разной вязкостью для зимы и лета и называли их сезонными маслами. Совершим небольшой экскурс в историю. Масла в качестве смазки моторов стали применять практически одновременно в появлением этих самых моторов. Говорят, кстати, что первый ДВС Дизеля не имел системы смазки и проработал около минуты, после чего его заклинило в результате теплового расширения деталей. Так что, хочешь не хочешь, а пришлось вводить в конструкцию эту самую систему смазки.
Кстати, первым в мире официально зарегистрированным брэндом моторного масла был Valvoline, запатентованный доктором (в смысле, врачом) Джоном Эллисом в 1873 году. Смазывали им тогда клапана больших паровых машин.
Однако уровень тогдашней нефтехимии был, прямо скажем, зачаточным, да и требования к маслу у тогдашних моторов были гораздо скромнее. Поэтому кроме нефтепродуктов использовались и более привычные для промышленности того времени вещества – растительные масла. Всемирно известный брэнд Castrol в своё время начинал с использования обычного касторового масла. Это, в общем, и отражено в его названии.
Так вот, о сезонности: как уже упоминалось, базовые минеральные масла состоят из большого количества различных нефтяных фракций в определённом диапазоне свойств (кстати, кому интересно, есть статья о функциях и свойствах моторного масла). Внутри этого диапазона они отличаются, в зависимости от своего состава. Например, чем больше в составе масла парафиновых соединений, тем лучше его смазывающие свойства и хуже низкотемпературные качества (температура застывания выше). Соответственно, у разных масел при одной и той же температуре будет разная вязкость и температура застывания. Поскольку в умеренных широтах колебания температур зимой/летом довольно сильны, то масло, хорошо работающее летом, зимой застынет. Ясно, что смазывать двигатель оно в таком состоянии не может. До появления модификаторов вязкости эту проблему можно было решить только заменой масла на более жидкое, застывающее при более низких температурах (ну или разведением костра под картером двигателя:)). Это позволяло заводить двигатели зимой без искусственного разогрева, но снижало смазываемость. Ведь, как мы помним, вязкость у более жидкого масла при прочих равных меньше, а значит и смазывает оно хуже. Вот примерные цифры по распространённой паре летнее/зимнее масло:
- «летнее» масло М10Дм с вязкостью при 100°С равной 11 сСт, температура застывания -18°С.
- «зимнее» масло М8Дм с вязкостью при 100°С – 8 сСт, температура застывания -30°С.
Кому интересно, что означают непонятные сочетания типа М10Дм, могут почитать статью о классифик
Классификация моторных масел по вязкости
При выборе подходящего масла для двигателя машины ее владелец сталкивается с большим разнообразием выбора. Это руководство дает сведения по автомаслам, которые помогут покупателю расшифровать маркировку вязкости масла на упаковке, понять, что означает тот или иной тип масла и подходит ли оно для его автомобиля. Осознанное решение проблемы замены масла в перспективе обернется сохранением ресурса двигательной установки.
Популярная аналогия приравнивает автомасло к потоку крови циркулирующего внутри тела. Это неточное сравнение, потому что кровь переносит питательные вещества к клеткам, а в случае с двигателем «питанием» выступает топливо, которое переносится воздухом. В любом случае без масла невозможна смазка, охлаждение и чистка движущихся частей, уплотнение поршневого зазора. Мотор просто заглохнет через несколько секунд работы.
к содержанию ↑Стандарт API
Таблица характеристик масла по стандарту API
Знакомство с автомаслом начинается с маркировки, нанесенной на контейнер. Символ API в форме бублика сообщает потребителю, что продукт прошел тестирование и соответствует стандарту Американского Нефтянного института (API). Двухбуквенный символ указывает на какой тип двигателя рассчитано это масло.
Например, маркировка SL означает, что продукт предназначен для бензиновых двигателей, разработанных в 2001–2003 гг. Для дизельных моторов символ начинается с литеры С.
Стандарт разрабатывается группой исследовательских лабораторий, тестирующих двигатели, и включает последние серии тестов на высокотемпературные отложения в цилиндрах. Буквы внутри бублика обозначают класс вязкости масла, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE), т. н. вязкость моторного масла по SAE. Встречается указание на то, что масло прошло энергосберегающий тест.
Следующий шаг – выбрать подходящую вязкость для температур, отвечающих нормальной работе двигательной установке машины.
к содержанию ↑В чем измеряется вязкость масла?
Вязкость – это физическая величина, характеризующая сопротивление жидкости течению. В случае с автомобилем речь идет о способности автомасла сохраняться на стенках цилиндра, оставаясь текучим. Класс вязкости моторных масел кодируется двумя числами. Формула 10W-30 обозначает класс 10 (определяется при –36°С), и 30 (определяется при 100°С). Буква W означает winter (зима). Масляная смесь 10W-30 менее вязкая в обоих температурных режимах, чем 20W-50. При разогреве она разжижается, а при охлаждении становиться гуще.
Что означают цифры на упаковке моторного масла
Эту динамику можно продемонстрировать следующим примером. В момент старта двигателя масляная пленка в поршневом зазоре густая, поэтому в начале разогрева трение в цилиндре высокое и температура начинает расти. Нагрев приводит к уменьшению вязкости автомобильного масла, трение уменьшается, температура перестает расти и система охлаждения в штатном режиме отводит тепло, температура масла падает.
Иными словами, между вязкостью и температурой существует обратно пропорциональная зависимость. Две цифры в формуле показывают динамику (скорость) процесса разжижения в разных температурных диапазонах.
Поведение масла при одной и той же температуре
Низкие цифры формулы соответствуют интенсивному процессу разжижения, большие цифры –относительно медленному. Отсюда следует, что в низкотемпературном режиме числа должны быть меньше. Стартер с усилием проворачивает двигатель, расходуя энергию аккумулятора. Прокручивание коленвала, частично погруженного в масляную ванну, требует дополнительной энергии.
При таком режиме работы возрастает расход топлива и снижается ресурс мотора. Два важных показателя этого режима: проворачиваемость и прокачиваемость. Первый показатель соответствует максимуму динамической вязкости масла, которая дает провернуться коленвалу с необходимой для запуска мотора скоростью. Второй показатель отвечает вязкости, при которой масляный насос обеспечивает нормальную прокачку по масляной системе.
к содержанию ↑Какую вязкость следует выбрать для моторного масла вашего двигателя?
Несмотря на многочисленные и противоречивые советы работников автосервисов, рекламу ТВ нужно строго придерживаться параметров, рекомендованных производителем двигателя, потому что инженеры-конструкторы используют их при проектировании автомобильного мотора.
к содержанию ↑Для сомневающихся журнал «За рулем» опубликовал результаты теста показавшие серьезное падение мощности и ресурса мотора при использовании масла с отличием 10 единиц во втором числе формулы, рекомендованной заводом-производителем.
Индекс вязкости и кинематическая вязкость моторного масла
Вязкость масел при температуре 20 С
В отличие от антифриза на 95% имеющего однородную химическую консистенцию (этиленгликоль), автомасла изготавливают из смеси масел-основ разной стоимости. Нефтяные компании комбинируют смеси из пяти групп, которые отличаются по способу производства и вязкости. Наиболее дорогие группы проходят высокую степенью переработки и классифицируются как синтетические (synthetic).
В их составе по-прежнему присутствуют химические вещества, которые могут быть производными природной нефти, но модификация не позволяет больше относить их к природным компонентам. Кроме чистых синтетиков, на рынке представлены смеси, состоящие из минеральных масел с примесью синтетических компонент, например, полиальфаолефинов. Они называются полусинтетическими (semi-synthetic).
Зависимость вязкости масла от температуры
Причина таких сложных комбинаций компонентов связана с величиной индекса вязкости. Он характеризует степень пологости графика логарифмической зависимости вязкости от температуры по мере своего увеличения. Рассчитывают этот показатель исходя на основе кинематической вязкости масла при температурах 40°С и 100°С. Индекс масла предназначенного для работы в двигательной установке круглый год, превышает 120. Минеральные (природные) масла не обладают таким значением и нуждаются в дополнительных присадках-загустителях, и это отличает их от синтетиков.
Доля базовых масел в смеси варьируется в диапазоне 70–95%, остальная часть состоит из добавок.
Возникает вопрос, масляная смесь содержащее 70% базовых компонентов лучше однородного с составом 95%? Нет, не лучше. Отдельные базовые компоненты не требуют добавок, потому что уже обладают необходимыми природными свойствами или приобретают таковые в результате химической переработки. Добавки играют важную роль в смазке, но сами по себе они необязательно имеют высокую смазочную способность.
к содержанию ↑Что в итоге?
Владея этой информацией, покупатель в автомагазине не будет ломать себе голову вопросом как определить вязкость моторного масла и т. п. Ранее загадочные числа на масляных контейнерах станут ближе и понятнее, а разговоры с продавцами или сотрудниками автосервиса станут более компетентными, к взаимному удовольствию, всех сторон. Но самое важное – двигатель его машины еще долго будет радовать своей надежной и стабильной работой.
Видео:
Видео:
Видео:
Марка | Обозначение | сСт при 40 ° C | сСт при 100 ° C | Индекс вязкости | Тип |
---|---|---|---|---|---|
HONDA | Масло вилочное 5 | 17 | |||
HONDA | Форл масло 10 | 35.2 | |||
YAMAHA | KYB 01 | 15,6 | 3,45 | 150 | |
YAMAHA | G5 | 17,7 | |||
YAMAHA | G10 | 33,2 | |||
YAMAHA | G15 | 47.3 | |||
SUZUKI | L01 | 15,5 | |||
SUZUKI | W-15 | 16,8 | |||
SUZUKI | G10 | 33,3 | |||
SUZUKI | G15 47.7 | 47,7 | |||
KAWASAKI | КХЛ-15-10 | 15,3 | |||
KAWASAKI | G5 | 17,9 | |||
КАВАСАКИ | G10 | 33.9 | |||
КАВАСАКИ | G15 | 49,5 | |||
SHOWA | СС-05 | 15,7 | |||
SHOWA | СС-7 | 16.6 | 3,77 | ||
SHOWA | СС-8 | 36,8 | |||
SHOWA | СС-15 | 20 | |||
КАЯБА | G10S | 37,2 | |||
КАЯБА | G15S | 55.2 | |||
КАЯБА | G30S | 116,1 | |||
БЕЛАЯ МОЩНОСТЬ | # 5 | 22 | |||
БЕЛАЯ МОЩНОСТЬ | # 7.5 | 33,4 | |||
БЕЛАЯ МОЩНОСТЬ | # 10 | 48.1 | |||
БЕЛАЯ МОЩНОСТЬ | # 15 | 67,8 | |||
Castrol Вилочное масло 5 | Масло для вилок и амортизаторов | 15 | 150 | Минерал | |
Castrol Вилочное масло 10 | Масло для вилок и амортизаторов | 32 | 150 | Минерал | |
Castrol Вилочное масло 20 | Масло для вилок и амортизаторов | 68 | 150 | Минерал | |
Castrol Fork Oil S 2.5 | Масло для вилок и амортизаторов | 6,8 | 2,25 | 150 | Синтетика |
Castrol Вилочное масло S 5.0 | Масло для вилок и амортизаторов | 15 | 3,74 | 150 | Синтетика |
Castrol Hyspin | Гидравлическая жидкость | ||||
Олинс 1302-01 | Жидкость для передней вилки № 2 Extra Light | 7 | |||
Олинс 1311-02 | Жидкость передней вилки №5, светильник | 15 | |||
Ohlins 1309 Сделано Soki | Жидкость для передней вилки — Road & Track | 19 | |||
Олинс 1310 | Жидкость для передней вилки № 10, средняя | 22 | |||
Олинс 1315 | Жидкость для передней вилки №15, средняя / тяжелая | 35 | |||
Олинс 1320 | Жидкость для передней вилки №20 Heavy | 50 | |||
Олинс 1305 | Жидкость для передней вилки № 5 Synt | 17 | Синтетика | ||
Олинс 1310 | Жидкость для передней вилки № 10 Synt | 22 | Синтетика | ||
Олинс 1315 | Жидкость для передней вилки # 15 Synt | 31 | Синтетика | ||
Олинс 1302 | Жидкость для передней вилки № 2 | 7 | |||
Ohlins 1311 Комплект тележки 25 мм | Жидкость для передней вилки № 4 | 15 | |||
Олинс 1310 | Жидкость для передней вилки № 5 | 22 | |||
Олинс 1315 | Жидкость для передней вилки № 10 | 35 | |||
Олинс 1320 | Жидкость передней вилки № 15 | 50 | |||
Олинс 1325 | Жидкость для передней вилки №20 | 99 | |||
Олинс 1309-31 | Жидкость для передней вилки — Road & Track 43 | 19 | |||
Олинс 00105 | Жидкость для амортизаторов | 28 | |||
Олинс 01303-01 | Off Road Racing Shock Fluid — синтетическая жидкость | 18 | Синтетика | ||
Ohlins 01306-01 гонка 07 | Характеристики гидравлической гонки амортизатора 07 | 14 | |||
Bel-Ray HVI 3wt | Масло амортизирующее | 11 | 3.85 | 296 | Синтетика |
Bel-Ray HVI 5wt | Масло амортизирующее | 19,5 | 6,66 | 300 | Синтетика |
Bel-Ray HVI 10wt | Масло амортизирующее | 33,5 | 10,00 | 306 | Синтетика |
Bel-Ray HVI 15wt | Масло амортизирующее | 49 | 13,90 | 297 | Синтетика |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 5 Вт | Масло для вилки | 17.1 | 4,10 | 146 | Минерал |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 7 Вт | Масло для вилки | 29 | 5,20 | 110 | Минерал |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 10 Вт | Масло для вилки | 33 | 5,90 | 123 | Минерал |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 15 Вт | Масло для вилки | 53 | 7.50 | 103 | Минерал |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 20 Вт | Масло для вилки | 73,5 | 9,50 | 106 | Минерал |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 30 Вт | Масло для вилки | 105 | 12,00 | 104 | Минерал |
Silkolene Maintain Fork Oil Light 5 Вт | Масло для вилки | 22.3 | 4,40 | 106 | Минерал |
Silkolene Maintain Fork Oil Medium 10 Вт | Масло для вилки | 34,9 | 7,05 | 169 | Минерал |
Silkolene Maintain Fork Oil Intermediate 15 | Масло для вилки | 48,45 | 8,50 | 153 | Минерал |
Silkolene Maintain Fork Oil Heavy 20 | Масло для вилки | 67.7 | 8,75 | 101 | Минерал |
Silkolene Maintain Fork Oil Extra Heavy 30 | Масло для вилки | 105 | 11,64 | 101 | Минерал |
Silkolene PRO RSF 2,5 масс. | Масло для вилок и амортизаторов | 13,6 | 5,80 | 464 | Полусинтетическое |
Silkolene PRO RSF 5 масс | Масло для вилок и амортизаторов | 26.7 | 9,50 | 372 | Полусинтетическое |
Silkolene PRO RSF 7,5 масс. | Масло для вилок и амортизаторов | 37,19 | 11,50 | 322 | Полусинтетическое |
Silkolene PRO RSF 10 масс | Масло для вилок и амортизаторов | 47,36 | 13,70 | 303 | Полусинтетическое |
Silkolene PRO RSF 15 масс | Масло для вилок и амортизаторов | 92.95 | 19,50 | 235 | Полусинтетическое |
02 Жидкость для гоночных вилок Silkolene | Масло для вилки | 17,94 | 5,27 | 260 | Синтетика |
05 Жидкость для гоночных вилок Silkolene | Масло для вилки | 43,18 | 9,48 | 212 | Синтетика |
Масло Motul Shock Oil | Масло амортизирующее | 16.1 | 6,20 | 400 | 100% синтетика |
Motul Factory Line — очень легкий | Масло для вилки | 15 | 3,50 | 112 | 100% синтетика |
Motul Factory Line — светильник | Масло для вилки | 18 | 4,00 | 121 | 100% синтетика |
Motul Factory Line — легкий / средний | Масло для вилки | 24 | 4.90 | 131 | 100% синтетика |
Motul Factory Line — средний | Масло для вилки | 36 | 6.40 | 130 | 100% синтетика |
Motul Fork Oil Expert — легкий | Масло для вилки | 17,9 | 3,90 | 112 | Полусинтетика |
Motul Fork Oil Expert — средний | Масло для вилки | 35,9 | 6,00 | 112 | Полусинтетика |
Motul Fork Oil Expert — средний / тяжелый | Масло для вилки | 57.1 | 8,30 | 116 | Полусинтетика |
Motul Fork Oil Expert — тяжелый | Масло для вилки | 77,9 | 10,10 | 111 | Полусинтетика |
Maxima Racing Shock Fluid — Light | Масло амортизирующее | 13,9 | 5,20 | 378 | Нефть |
Maxima Racing Shock Fluid — Средняя | Масло амортизирующее | 20.8 | 7,30 | 349 | Нефть |
Maxima Racing Shock Fluid — Heavy | Масло амортизирующее | 28,9 | 9,40 | 334 | Нефть |
Maxima Racing Fork Fluid 85/150 5 мас. | Масло для вилки | 15,9 | 3,50 | 150 | Нефть |
Maxima Racing Fork Fluid 125/150 7 мас. | Масло для вилки | 26.7 | 5,40 | 151 | Нефть |
Maxima Racing Fork Fluid 165/150 10 масс | Масло для вилки | 32 | 6,30 | 151 | Нефть |
Maxima Racing Fork Fluid 235/150 15 масс | Масло для вилки | 46 | 8,50 | 154 | Нефть |
Maxima Fork Oil 5 мас. | Масло для вилки | 15,9 | 3.50 | 150 | Нефть |
Maxima Fork Oil 10wt | Масло для вилки | 32 | 6,30 | 151 | Нефть |
Maxima Fork Oil 15wt | Масло для вилки | 46 | 8,50 | 154 | Нефть |
Maxima Fork Oil 20wt | Масло для вилки | 65,6 | 12,90 | 201 | Нефть |
ELF Moto Fork Oil Syn 2.5 Вт | Масло для вилок и амортизаторов | 18 | 4,00 | 121 | Синтетика |
ELF Moto Fork Oil Syn 5 Вт | Масло для вилок и амортизаторов | 23,3 | 4,80 | 130 | Синтетика |
ELF Moto Fork Oil Syn 10 Вт | Масло для вилок и амортизаторов | 45,4 | 7.60 | 135 | Синтетика |
Рок Ойл SVI 2.5 | Масло для вилок и амортизаторов | 10 | 4,00 | 250 | Синтетика |
Rock Oil SVI 5 (01) | Масло для вилок и амортизаторов | 22 | 5,30 | 200 | Синтетика |
Rock Oil SVI 7,5 | Масло для вилок и амортизаторов | 24 | 6,80 | 250 | Синтетика |
Rock Oil SVI 10 | Масло для вилок и амортизаторов | 32 | 6.50 | 170 | Синтетика |
Rock Oil SVI 15 | Масло для вилок и амортизаторов | 48 | 9,00 | 160 | Синтетика |
Rock Oil SVI 20 | Масло для вилок и амортизаторов | 68 | 10,70 | 140 | Синтетика |
Жидкость для вилок картриджей Golden Spectro — очень легкая 85/150 | Масло для вилки | 14 | 3.40 | 150 | Полусинтетическое |
Жидкость для вилки картриджа Golden Spectro — легкая 125/150 | Масло для вилки | 26 | 3,40 | 150 | Полусинтетическое |
Spectro SPL сверхлегкий | Масло амортизирующее | 10,4 | 4,40 | 385 | |
Spectro SPL очень легкий | Масло амортизирующее | 26,4 | 9,90 | 400 | |
Spectro SPL свет | Масло амортизирующее | 47.27 | 16,76 | 381 | |
Spectro SX 400 Амортизатор и вилка | Масло для вилок и амортизаторов | 20,9 | 8,90 | 400 | |
Масло Spectro Fork Oil 5w | Масло для вилки | 21,7 | 4,40 | 119 | Нефть |
Масло Spectro Fork Oil 10w | Масло для вилки | 32,8 | 5.60 | 111 | Нефть |
Масло Spectro Fork Oil 15w | Масло для вилки | 45.6 | 7,20 | 119 | Нефть |
Масло Spectro Fork Oil 20w 20 | Масло для вилки | 65 | 8,90 | 110 | Нефть |
Spectro Heavy Duty Fork Oil — Тип E | Масло для вилки | 64,9 | 8,90 | 385 | Нефть |
Масло для вилок Spectro Heavy Duty — Heavy | Масло для вилки | 141,2 | 14.10 | 400 | Нефть |
Смазочные материалы Morris | Масло для вилок и амортизаторов | 22,9 | 7,70 | 350 | |
Смазочные материалы Morris | Масло для вилок и амортизаторов | 56,6 | 13,70 | 252 | |
Клотц KL-505 | Масло для вилок и амортизаторов | 23.8 | |||
Клотц KL-510 | Масло для вилок и амортизаторов | 32 | |||
Клотц KL-515 | Масло для вилок и амортизаторов | 42 | |||
Путолайн HPX 2,5 | Масло для вилок и амортизаторов | 6.74 | 3,01 | 458 | Полусинтетическое |
Путолайн HPX 5.0 | Масло для вилок и амортизаторов | 22,5 | 5,07 | 162 | Полусинтетическое |
Путолайн HPX 7,5 | Масло для вилок и амортизаторов | 33,7 | 6,77 | 164 | Полусинтетическое |
Putoline HPX 1.0 | Масло для вилок и амортизаторов | 50,1 | 8.64 | 151 | Полусинтетическое |
Путолайн HPX 15 | Масло для вилок и амортизаторов | 67,5 | 11,20 | 159 | |
Путолайн HPX 20 | Масло для вилок и амортизаторов | 99,4 | 14,60 | 155 | |
Путолайн HPX 30 | Масло для вилок и амортизаторов | 150 | 14,60 | 95 | |
Motorex Racing Racing SD-1 | Масло амортизирующее | 14.8 | 3,50 | ||
Масло для вилок Motorex Racing 2.5 | Масло для вилки | 15,2 | 4,40 | 222 | Минерал |
Масло для вилок Motorex Racing 5.0 | Масло для вилки | 21,8 | 5,50 | 209 | Минерал |
Motorex Racing Масло для вилок 7.5 | Масло для вилки | 29 | 6,80 | 206 | Минерал |
Масло для вилок Motorex Racing 10 | Масло для вилки | 32 | 7.20 | 200 | Минерал |
Масло для вилок Motorex Racing 15 | Масло для вилки | 46 | 8,50 | 180 | Минерал |
Масло для вилок Motorex Racing 20 | Масло для вилки | 68 | 9,10 | 110 | Минерал |
Жидкость для амортизаторов Torco Racing — легкая | Масло амортизирующее | 14.5 | 4,70 | 100% синтетика | |
Жидкость для амортизаторов Torco Racing — средняя | Масло амортизирующее | 31,82 | 9,57 | 100% синтетика | |
Жидкость для вилок Torco Racing — 5 | Масло для вилки | 10,75 | 4,00 | Полусинтетическое | |
Жидкость для вилок Torco Racing — 7 | Масло для вилки | 16,1 | 5.05 | Полусинтетическое | |
Жидкость для вилок Torco Racing — 10 | Масло для вилки | 19,9 | 5,70 | Полусинтетическое | |
Жидкость для вилок Torco Racing — 15 | Масло для вилки | 33 | 8,40 | Полусинтетическое | |
Жидкость для вилок Torco Racing — 20 | Масло для вилки | 43,9 | 10,40 | Полусинтетическое | |
Shell Advance Ultra 2.5 | Масло амортизирующее | 8,6 | 3,60 | 100% синтетика | |
Шелл Эдванс Ультра 5 | Масло амортизирующее | 23,5 | 5,90 | 100% синтетика | |
Вилка Shell Advance 5 | Масло для вилки | 21 | 5,00 | 153 | Полусинтетическое |
Вилка Shell Advance 7,5 | Масло для вилки | 22 | 2.90 | 153 | Полусинтетическое |
Вилка выдвижения Shell Advance 10 | Масло для вилки | 32 | 6.40 | 153 | Полусинтетическое |
Вилка Shell Advance 15 | Масло для вилки | 46 | 8,20 | 154 | Полусинтетическое |
Аэродинамический корпус 31 | Военный аэро | 14,5 | 3,62 | ||
Аэродинамический корпус 41 | Военный аэро | 14.1 | 5,30 | ||
Шелл Теллус Т15 | гидравлическое масло | 15 | 5,30 | ||
Shell Tellus 22 | гидравлическое масло | 22 | |||
Shell Tellus S (серебряные подшипники) | гидравлическое масло | ||||
Esso Univis | J15 | ||||
Esso Univis | J26 |
% PDF-1.3 % 1 0 obj >>> endobj 2 0 obj > поток 2013-08-14T16: 26: 28 + 02: 002013-08-14T16: 26: 31 + 02: 002013-08-14T16: 26: 31 + 02: 00Adobe InDesign CS5.5 (7.5)
Преобразование единиц, Таблица жесткости, Вязкость масла
MITcalc — Преобразование единиц, Таблица жесткости, Вязкость маслаНажав на элемент в содержании, вы перейдете к соответствующему абзацу.
Содержимое:
Преобразование единиц
Рабочая тетрадь содержит таблицу пересчета единиц твердости материала. преобразование и таблица шероховатости, достижимая при различной обработке методы.
Пользовательский интерфейс.
Загрузить.
Покупка, Прейскурант.
Введите значение, которое вы хотите преобразовать, в поле ввода слева. Выбрать исходные блоки и целевые блоки справа (есть два варианта).
В таблице приведены сравнительные значения для различных методов измерения твердость материала. В таблице также указаны соответствующие значения материалов. твердость. Описание (наименование) метода измерения указано в примечание в первой строке таблицы.
В таблице указаны значения шероховатости для различных методов обработки:
- Зеленого цвета — достижимо при стандартных условиях.
- Желтого цвета — возможно в особых условиях.
На графиках представлены температурные кривые отдельных классов вязкости. отображается. В строке [5.1] вы можете переключаться между градусами Цельсия и По Фаренгейту. Линия [5.2] используется для выбора кривых индекса вязкости 0,50,95.
Если вам нужна точная вязкость для конкретной температуры и класс вязкости, выберите класс вязкости в строке [5.4] и введите температура на линии [5.5]. На графике изображен красный крест, а точное значение для выбранной кривой и конкретная температура указана на линия [5.6]. Линия [5.7] показывает диапазон для выбранного класса вязкости.
Если вы знаете вязкость для двух температур и вам нужно знать вязкость для другой температуры, введите температуру и вязкость значения в строках [5.8-5.13]. Полученная вязкость отображается в строке. [5.(A — B * лог (T))) — 0,7
Кривая, отображаемая на графике красным цветом, затем определяется двумя точками. (T1, T2, v1, v2) в столбце, отмеченном как «Кривая пользователя».
5,2 Индекс вязкости
Число, характеризующее зависимость вязкости от температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше зависимость вязкости от температура.
Вязкость эмульсии | Практическая наука о поверхностно-активных веществах
Вязкость эмульсии
Быстрый старт
Зависимость вязкости от объемной доли эмульсии φ можно оценить по 4 уравнениям, одно из которых явно неверно.Учитывая, что ваша эмульсия не будет идеальной, любимой теоретиками, не имеет большого значения, какой из них вы выберете — если только вы не собираетесь достигать очень высоких значений φ.
Вязкость вещества в капле η капля , что неудивительно, играет лишь скромную роль. Так что нас может еще меньше интересовать вязкость объемной фазы η 0 . Но вот важный момент. Если вы увеличите вязкость основной фазы с 1 сП до 2 сП, это незначительное увеличение удвоит вязкость эмульсии.Это вопрос, который часто ускользает от разработчиков, которые сосредоточились на двух других параметрах.
Вязкость эмульсии зависит от начальной вязкости сыпучей фазы η 0 и объемная доля капель φ. Для описания этой зависимости используется множество уравнений, и здесь показаны три. Уравнение Эйнштейна, очевидно, является стандартом для твердых частиц.
`η = η_0 (1 + 2.5φ) `
Однако для эмульсий это является ограничивающим фактором, когда k, которое представляет собой отношение вязкости капель к вязкости объемной фазы, η капля / η 0 достигает очень высокого значения. Для более скромных значений k используется уравнение Тейлора:
`η = η_0 (1 + φ (5k + 2) / (2 (k + 1)))`
Формула Дугери-Кригера популярна, но имеет тенденцию к превышению значений для эмульсий при высоких значениях φ.7))) `
Другой выбор, основанный на обширной оценке реальной вязкости эмульсии с очень большим диапазоном k, — из Pal 1 :
`η = η_0η_r`
, где η r задается следующим образом: φ м = 0,637 (это общее значение, которое в принципе можно подобрать. Для простоты оно зафиксировано в приложении, и график останавливается на φ = 0,6 перед кривая становится слишком большой):
`η_r [(2η_r + 5k) / (2 + 5k)] ^ 1.(-2,5φ_м) `
Обычно считается, что более мелкие капли эмульсии дают более вязкую эмульсию. Данные показывают, что это в значительной степени неверно и что эффекты размера эмульсии начинают становиться значительными только тогда, когда φ превышает 0,6. Для некоторых наночастиц φ может быть больше, чем предполагалось, если они занимают значительное количество среды, чтобы стать сверхразмерными. Также есть некоторое смешение причины и следствия — при больших значениях φ и λ капля эмульгирование становится более эффективным и создает более мелкие капли.
Все, что вам нужно сделать, это выбрать диапазон для построения графика (ограниченный φ макс ), ввести η 0 , а для Тейлора и Ярона, Гал-Ор и Пала η понизить . Вы можете считывать значения вязкости с помощью мыши.
Это говорит нам о том, что для получения значительного увеличения вязкости требуется φ более 0,5. Без тщательного выбора поверхностно-активного вещества это может создать проблемы, связанные с фазой, и предотвращение инверсии фаз является серьезной проблемой.
Как известно, если основная фаза — нефть, то η 0 может быть относительно высоким. Тем, кому нужна высокая вязкость водной эмульсии, можно добавить что-то вроде глицерина или загуститель, такой как целлюлоза или натуральная камедь.
.