Устройство системы смазки двигателя: План-конспект к уроку на тему Назначение и устройство системы смазки двигателя автомобиля «ГАЗ-3307»

Содержание

Устройство автомобиля: система смазки

Система смазки

Для уменьшения изнашиваемости соприкасающихся друг с другом деталей автомобиля, к ним подается масло при помощи системы смазки. Система смазки также служит для частичного охлаждения этих деталей и удаления продуктов износа. Рис. 8.1. Схема системы смазки двигателя 1 — канал подачи масла к газораспределительному механизму; 2 — главная масляная магистраль; 3 — канал подачи масла к подшипникам коленчатого вала; 4 — картер двигателя; 5 — фильтрующий элемент; 6 — корпус масляного фильтра; 7 — масляный насос; 8 — маслоприемник с сетчатым фильтром; 9 — поддон картера; 10 — пробка для слива масла

    Система смазки состоит из следующих деталей (рисунок 8.1.):
  • поддона картера,
  • масляного насоса с маслоприемником,
  • масляного фильтра,
  • каналов для подачи масла под давлением, просверленных в блоке цилиндров, головке блока и в других деталях двигателя.

Поддон картера – это емкость для хранения масла.

Масляный насос (рисунок 8.2) – это устройство, непосредственно участвующее в подаче масла к деталям. Масло подается под давлением через фильтр и каналы. Насос представляет собой две шестеренки. При их вращении зубья захватывают масло и подают его в главную масляную магистраль. Рис. 8.2. Схема работы масляного насоса 1 — шестерни масляного насоса; 2 — редукционный клапан; 3 — пружина

Редукционный клапан ограничивает давление в системе масляных каналов. Если давление избыточно, то пружина сжимается, и часть масла поступает обратно.

Масляный фильтр очищает масло от примесей. Рис. 8.3. Схема вентиляции картера двигателя 1 — корпус воздушного фильтра; 2 — фильтрующий элемент; 3 — всасывающий коллектор вентиляции картера; 4 — карбюратор; 5 — впускной трубопровод; 6 — впускной клапан; 7 — шланг вентиляции картера; 8 — маслоотделитель; 9 — сливная трубка маслоотделителя; 10 — картер двигателя; 11 — поддон картера

Вентиляция картера двигателя (рисунок 8. 3). Во время такта сжатия и рабочего хода пары бензина и газы могут попадать в картер и способствовать разжижению масла. Для того, чтобы этого не происходило, вентилятор обеспечивает отсос из картера и отвод во впускной трубопровод паров бензина и выхлопных газов.

Основные неисправности системы смазки.

Протекание масла. Причина: слабо затянута сливная пробка в поддоне картера, повреждены уплотнительные прокладки и наружные маслопроводы, износ сальников. Способы устранения: восстановление герметичности соединений, замена поврежденных деталей (т.е.изношенных прокладок и сальников).

Низкое давление в системе смазки. Причина: недостаточное количество масла, некачественное масло, износ подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса. Способ устранения: проверьте уровень масла (если нужно, долейте), замените изношенные механизмы. При эксплуатации придерживайтесь рекомендациям завода-изготовителя по использованию определенной марки масла.

Система смазки двигателя трактора

Значение смазки. Во время работы двигателя между деталями его возникает трение. При недостаточной чистоте обработки поверхностей трение между ними велико, оно возникает за счет скалывания и смятия неровностей. Но и между чисто обработанными поверхностями трение возникает за счет молекулярного сцепления и также может быть значительным. Если же ввести между трущимися поверхностями слой масла, то оно разъединит их и трение будет происходить между частицами масла. Величина такого трения незначительна.

Таким образом, основная роль смазки в двигателе — это уменьшение потерь энергии на трение и уменьшение износа деталей. Кроме этого, смазка улучшает приработку деталей, так как вымывает продукты износа из зазоров между ними, охлаждает детали, уплотняет подвижные сопряжения, а также защищает детали от коррозии.

При жидкостном трении, когда масляная пленка полностью разделяет трущиеся поверхности, создаются наиболее благоприятные условия для работы деталей двигателя. Схема создания такого трения во вращательной паре показана на рисунке 1. Если вал, нагруженный силой неподвижен, то масло выжимается из зазора и вал ложится на подшипник (рис. 1, слева).

Рис. 1. Схема создания жидкостного трения

Во время вращения вала слои масла, прилипшие к его поверхности, увлекают за собой следующие слои, и масло из широкой части зазора перегоняется в узкую. В результате здесь повышается давление, т.о. Создается масляный клин. С увеличением оборотов давление масла повышается и вал «всплывает» на слое масла (рис. 1, справа). Чем больше диаметр вала, число оборотов и вязкость масла, тем большей может быть масляная пленка при жидкостном трении. При резком изменении оборотов масляная пленка может прорываться, и трение переходит в полужидкостное.

Масла для двигателей. В работающем двигателе масло загрязняется продуктами износа и пылью и, кроме того, подвергается химическому воздействию кислорода воздуха и различных металлов, в результате чего в нем образуются смолы, кислоты и другие вредные вещества.

Попадая в камеру сгорания, масло коксуется, что приводит к образованию нагара па деталях. Лак, образующийся при соприкосновении масла с горячими частями поршня, спекается с нагаром, и это вызывает пригорание поршневых колец в канавках.

Срок службы масла в двигателе зависит от устройства системы смазки и ухода за ней, а также от качества масла. Качество масла характеризуется рядом показателей, которые приводятся в его паспорте.

    Важнейшие из них следующие.
  1. Вязкостно-температурные показатели. Использовать в двигателе масло с очень большой или очень малой вязкостью нельзя: в первом случае затрудняется циркуляция масла и оно не сможет попасть в малые зазоры, а во втором масло будет выжиматься из зазоров. Поэтому для двигателей используют масло с наименьшей допустимой вязкостью, при которой обеспечивается надежное жидкостное трение. На вязкость масла влияет его температура; чем меньше разжижается масло при нагревании, тем выше его качество. Масло имеет определенную температуру застывания, при которой оно утрачивает текучесть. Поэтому в зимнее время применяют масла с наиболее низкой температурой застывания.
  2. Стабильность масла — это способность его сохранять неизменными свои первоначальные свойства. Чем стабильнее масло, тем оно лучше сопротивляется воздействию кислорода воздуха, высокой температуры, тем меньше образуется в нем различных вредных веществ.

Коррозионное влияние масла на металлы обусловлено содержанием в нем кислот. Кислоты могут быть в масле вследствие недостаточно тщательной очистки, а также могут образовываться в результате химических превращений, происходящих в масле при работе его в двигателе. Для улучшения свойств масел к ним добавляют химические вещества—присадки. Благодаря добавке присадок на поверхности подшипников, залитых свинцовистой бронзой, образуется прочная пленка окисла. Эта пленка предохраняет антифрикционный сплав от коррозии. Кроме того, эти присадки препятствуют образованию лаковых и смолистых отложений на деталях, способствуют разрыхлению и удалению нагара.

Работа системы смазки. Хорошая смазка двигателя обеспечивается тогда, когда масло непрерывно циркулирует в зазорах между деталями.

Этого можно достигнуть подводом масла к трущимся поверхностям тремя способами: разбрызгиванием, под давлением и сочетанием этих двух способов (комбинированная смазка).
Смазка разбрызгиванием как недостаточно надежная в современных тракторных двигателях почти не применяется. Исключение составляют лишь пусковые двигатели, которые работают непродолжительное время и должны быть максимально простыми.

Смазка под давлением, когда масло нагнетается насосом ко всем трущимся поверхностям, также почти не применяется вследствие ее сложности. Комбинированная система смазки наиболее распространена в современных двигателях. В такой системе масло под давлением нагнетается к наиболее нагруженным деталям, все же остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием. На рисунке 2 представлена схема циркуляции масла, типичная для тракторного двигателя.

Рис. 2. Принципиальная схема системы смазки тракторного двигателя:

1 — масляный насос; 2 — редукционный клапан; 3 — масляный радиатор; 4 — клапан-термостат; 5 — фильтр грубой очистки; 6 — предохранительный клапан; 7 — магистраль; 8 — манометр; 9 — сливной клапан; 10 — фильтр тонкой очистки; 11 — калиброванное сливное отверстие.

Из поддона картера масло нагнетается насосом 1 по трубке в масляный радиатор 3. Охлажденное в радиаторе масло проходит через фильтр грубой очистки (ФГО) 5 и далее расходится по двум направлениям.

Основной поток направляется в масляную магистраль 7, откуда по сверлениям в блоке или по специальным трубкам подводится для смазки деталей. Небольшая часть масла попадает в фильтр тонкой очистки (ФТО) 10 и очищенным сливается в картер. Чтобы предупредить падение давления масла в магистрали из-за излишней утечки его через ФТО, сливной канал имеет калиброванное отверстие.

Фильтры грубой и тонкой очистки имеют различное назначение и включены в систему смазки по-разному.

Фильтр грубой очистки улавливает крупные механические примеси и, имея малое сопротивление, обладает большой пропускной способностью. Поэтому он подключен в систему смазки последовательно, т.е. пропускает все масло, нагнетаемое насосом.

Фильтр тонкой очистки предназначен для выделения из масел мельчайших механических примесей и смолистых веществ. Он оказывает большое сопротивление движению масла и потому подключен на ответвлении от магистрали (параллельно) и пропускает через себя только малую часть масла. Многократная циркуляция дает возможность всему маслу пройти через ФТО, при этом увеличивается срок службы масла.

Клапаны в системе смазки. В системе смазки устанавливают автоматически действующие предохранительные устройства—клапаны.

Редукционный клапан масляного насоса 2 (рис. 2), установленный в его нагнетательной полости, предотвращает повышение давления масла н ней. Он перепускает избыток масла во всасывающую полость или обеспечивает слив его в картер.

Предохранительный клапан 6, установленный параллельно ФГО, не допускает снижения давления масла в магистрали в случае загрязнения этого фильтра. С одной стороны он нагружен давлением нефильтрованного масла, а с другой — давлением фильтрованного масла и усилием пружины, которая отрегулирована на соответствующий перепад давлений (разность давлений до и после ФГО). Когда сопротивление фильтра вследствие его загрязнения или нагнетания холодного масла превысит величину перепада давлений, клапан открывается и часть масла перепускается в магистраль, минуя ФГО.

При сильном загрязнении ФГО весь поток масла идет в магистраль нефильтрованным. Это приводит к усиленному износу деталей двигателя, зато предохраняет его от аварии.

Клапан-термостат 4 перепускает холодное масло, минуя масляный радиатор, когда перепад давлений превышает величину, на которую отрегулирована пружина клапана. Благодаря этому обеспечивается быстрый прогрев масла и предотвращается его переохлаждение.

Сливной клапан 9, перепуская избыток масла из магистрали в картер, предотвращает повышение давления в ней сверх допустимого. В двигателе с новыми или мало изношенными подшипниками, вследствие незначительной утечки масла через зазоры, сливной клапан открыт постоянно. Через него сливается также часть масла, когда оно холодное и густое.

В системах смазки некоторых двигателей (например Д-36) сливного клапана нет. Его роль в этом случае выполняет редукционный клапан масляного насоса.

Способы очистки масла в двигателях.

    В современных тракторных двигателях применяют несколько способов очистки масла.
  1. Фильтрация. При фильтрации масло нагнетается через мелкие отверстия (поры) фильтра, в результате чего примеси задерживаются на его поверхности. В качестве фильтрующей среды используют сетки, металлические щелевые элементы, картон, хлопчатобумажные концы и т.п.
  2. Отстаивание. Во время отстаивания масло находится в спокойном состоянии или же движется с очень малой скоростью. Под действием силы тяжести примеси выпадают в осадок. Очистка масла отстаиванием происходит в корпусах фильтров, в картерах, а также в специальных фильтрах-отстойниках.
  3. Центрифугирование. Этот способ очистки в принципе подобен отстаиванию. Разница состоит лишь в том, что механические примеси выпадают в осадок не под действием силы тяжести, а под влиянием центробежной силы, получающейся при вращении. Принцип центрифугирования используется при очистке масла в полостях шатунных шеек коленчатых валов и в специальных центробежных маслоочистителях—центрифугах.

Центрифуги значительно эффективнее, чем фильтры-отстойники. Срок использования масла в двигателе, имеющем центрифугу, увеличивается вдвое, отпадает необходимость в сменных фильтрующих элементах. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

Система смазки двигателя и ее элементы

Система смазки предназначена для подачи смазочного масла к трущимся частям двигателя, что уменьшает их трение и прежде­временный износ, а также для частичного отвода тепла, выделяе­мого при трении. В некоторых двигателях систему смазки можно использовать для охлаждения поршней; она обеспечивает работу сервомоторов системы регулирования и автоматизации. Надежная и качественная работа системы смазки во многом определяет моторесурс двигателя.

В современных дизелях применяют принудительную, циркуля­ционную и смешанную системы смазки.

Смазку под давлением используют в мощных тронковых и во всех крейцкопфных двигателях для подшипников коленчатого и распределительного валов, подшипников приводов навешанных вспомогательных механизмов и поршневой головки шатуна. Смазка цилиндровых втулок и поршней осуществляется специаль­ным насосом высокого давления— лубрикатором. Применение лубрикаторов позволяет использовать специальные сорта масел и обеспечивает регулирование количества подаваемого масла.

Смешанная система смазки состоит из смазки под давлением и смазки цилиндров, осуществляемой разбрызгиванием масла, стека­ющего с рамовых и мотылевых подшипников. Смазка разбрызги­ванием малоэффективна, режим смазки неустойчив, так как зави­сит от частоты вращения двигателя. Масло быстро стареет, его расход возрастает. Такую смазку применяют только в тропковых двигателях при диаметре цилиндра не более 400 мм.

В состав ситемы смазки входят: масляный насос, фильтры, сточная цистерна (циркуляционная, резервный масляный насос, сепаратор и трубопроводы, связывающие отдельные элементы си­стемы.

Различают две системы циркуляционной смазки: с «мокрым» и «сухим» картером. В системе с мокрым картером отработавшее масло собирается в поддоне фундаментной рамы, а в системе с сухим картером — в отстойнике, обычно находящемся вне двига­теля.

На рис. 175 показана схема системы циркуляционной смазки с сухим картером. Откачивающий масляный насос 11 забирает через приемную сетку 12 масло из картера двигателя и направ­ляет его через спаренный масляный фильтр грубой очистки 10 и маслоохладитель 8 в цистерну 4, откуда масло основным масля­ным насосом 3 по маслопроводу 1 нагнетается к трущимся частям двигателя. Постоянное давление масла в системе поддерживается перепускным клапаном 14. Терморегулятор 7 автоматически под­держивает постоянную температуру масла. Регулирование темпе­ратуры масла осуществляется перепуском его части помимо холо­дильника по трубе 6. Для уменьшения пенообразования в картере и в масляной цистерне 4 смонтирована сетка 13. Цистерна 4 обо­рудована указателем уровня и переливной трубой 5. В системе предусмотрена постановка фильтра тонкой очистки 2 для лучшей очистки масла. Через фильтр тонкой очистки непрерывно прохо­дит 10—15% общего количества прокачиваемого масла. Перед пуском двигателя он прокачивается ручным масляным насосом 9 контроль за работой масляной системы осуществляется по показа­ниям манометров М и термометров Т. На рис. 176 показана прин­ципиальная схема масляной системы с мокрым картером.

Масляные цистерны свежего масла, отработавшего и расход­ные оборудуют и располагают аналогично топливным.

Масляные насосы циркуляционной системы смазки обычно выполняют шестеренными или винтовыми. Схема реверсивного ше­стеренного насоса изображена на рис. 177. Насос имеет золотники, обеспечивающие подачу масла независимо от направления вращения. Роль золотников выполняют оси шестерен, в которых выфрезерованы каналы, связывающие всасывающий патрубок насоса при переднем ходе с полостью А, при заднем — с полостью Б, а нагнетательный — соответственно с полостью Б или полостью А.

Лубрикаторы представляют собой многоплунжерные насосы высокого давления, они служат для подачи смазки к цилиндровым втулкам. На рис. 178 показан лубрикатор мощного судового крейцкопфного двигателя. Кулачковый вал лубрикатора получает вращение от распределительного вала через зубчатую передачу. При вращении вала 14 кулачковая шайба 13 воздействует на плунжер 1, перемещая его влево — осуществляется ход нагнетания. Открываются шариковые нагнетательные клапаны 4 и капля масла по струне 5 поступает в нагнетательный трубопровод 8. Для наблюдения за подачей масла служит стеклянная трубка 6, запол­ненная соленой водой. Всасывающий ход плунжера осуществля­ется под действием пружины 2, при этом всасывающие шариковые клапаны 3 открываются и масло из бачка 11 поступает в насосное пространство А. Ход плунжера, а следовательно, и подача масла регулируется винтом 9 и рычагом 12. Винт 7 служит для стопорения регулировочного винта 9. Масло и бачок заливается через сетку 10.

Маслоохладители выполняют в основном трубчатого типа. Охлаждающая вода протекает по трубкам, а масло омывает трубки снаружи. Для увеличения пути движения масла внутри корпуса маслоохладителя устанавливают перегородки. Трубки за­крепляют в трубных досках развальцовкой.


Система смазки двигателя / ВАЗ 2106 / устройство ВАЗ

  • 1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала;
  • 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному;
  • 3. Масляный картер;
  • 4. Коленчатый вал;
  • 5. Указатель уровня масла;
  • 6. Масляный фильтр:
  • 7. Перепускной клапан;
  • 8. Фильтрующий элемент;
  • 9. Противодренажный клапан;
  • 10. Масляный насос;
  • 11. Канал подачи масла от насоса к фильтру;
  • 12. Горизонтальный канал подачи масла в масляную магистраль;
  • 13. Канал в блоке цилиндров для подачи масла;
  • 14. Передний сальник коленчатого вала;
  • 15. Канал в шейке коленчатого вала;
  • 16. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипник;
  • 17. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания;
  • 18. Отверстие в звездочке для смазки цепи;
  • 19. Звездочка распределительного вала;
  • 20. . Магистральный канал в распределительном валу;
  • 21. Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала;
  • 22. Канал в кулачке распределительного вала;
  • 23. Крышка маслоналивной горловины;
  • 24. Канал в опорной шейке распределительного вала;
  • 25. Корпус подшипников распределительного вала;
  • 26. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму;
  • 27. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспр.механизму;
  • 28. Магистральный канал в блоке цилиндров;
  • 29. Датчик контрольной лампы и указателя давления масла:
  • 30. Вытяжной коллектор вентиляции картера;
  • 31. Пламегаситель;
  • 32. Вытяжной шланг;
  • 33. Крышка маслоотделителя;
  • 34. Маслоотделитель;
  • 35. Сливная трубка маслоотделителя;
  • 36. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора;
  • 37. Калиброванное отверстие;
  • 38. Впускная труба;
  • 39. Дроссельная заслонка;
  • 40. Карбюратор;
  • 41. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора;
  • 42. Воздушный фильтр;
  • 43. I. Схема вентиляции картера;
  • 44. II. Работа золотникового устройства карбюратора;
  • 45. III. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя;
  • 46. IV. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках. Вместимость системы смазки 3, 75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе 5. Нормальное давление масла 0, 35-0, 45 Мпа (3.5-4, 5 кгс/см*) при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 Мпа (0.8 кгс/см’) В систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы давления масла. Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки. В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 2. просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. С 1990г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается. Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала. Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком. Масляный насос (см.рис.4) — шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус масло — приемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется. Масляный Фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8. Вентиляция картера двигателя. Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси дроссельной заслонки в задроссельное пространство карбюратора. С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.

Как работает система смазки двигателя

Масло в двигателе транспортного средства имеет одну главную цель — поддерживать правильную работу всех компонентов. Это снижает износ двигателя и его частей и гарантирует, что все работает более эффективно и тихо. Смазка двигателя также снижает затраты на ремонт и продлевает срок службы вашего автомобиля.

Куда идет масло в двигателе

Для плавной и эффективной работы двигатель необходимо смазывать маслом, но это касается и различных компонентов системы.При правильном течении масло перемещается по следующим частям двигателя:

  • Масляный поддон : это место, куда попадает масло при выключенном двигателе, большинство транспортных средств вмещает от четырех до шести кварт масла.

  • Всасывающая трубка : Эта трубка забирает масло из масляного поддона при включении двигателя.

  • Масляный насос : Насос нагнетает масло, чтобы уплотнить его, и проталкивает его вверх по трубке.

  • Клапан сброса давления : снижает давление, когда оно становится слишком высоким.

  • Масляный фильтр : удаляет грязь и мусор, которые могли попасть в масло после предыдущих проходов через систему.

  • Разбрызгивающие отверстия и галереи : Отверстия, просверленные в коленчатом валу и других компонентах, которые позволяют маслу проходить через цилиндры, поршни и подшипники и покрывают их.

  • Отстойник : Это позволяет маслу стекать обратно в масляный поддон, чтобы начать процесс заново.

Существуют два типа отстойников. Первый — это с мокрым картером , который используется в большинстве автомобилей. В этой системе масляный поддон расположен в нижней части двигателя, где хранится масло. Эта конструкция практична для большинства автомобилей, поскольку поддон расположен близко к месту, где будет использоваться масло, и его относительно недорого ремонтировать.

Второй тип картера — это сухой картер , который чаще всего встречается на высокопроизводительных автомобилях. Масляный поддон может располагаться в любом месте двигателя и иметь любую форму и размер. Причина такой конструкции в том, что она позволяет автомобилю располагаться ниже на земле, что может улучшить устойчивость на более высоких скоростях. Еще один бонус заключается в том, что дополнительное масло остается в стороне от коленчатого вала, что может снизить мощность в лошадиных силах, когда присутствует слишком много масла.

Какое моторное масло

Хотя основная задача масла в системе двигателя состоит в том, чтобы все работало бесперебойно, у него есть несколько различных задач для достижения этой цели.Чтобы понять важность масла в системе, вы должны знать особенности того, что оно делает.

Во-первых, масло покрывает движущиеся части таким образом, что, когда они касаются других частей, они скользят, а не ударяются об другие и издают громкие звуки. Представьте себе две металлические детали, движущиеся друг против друга. Без масла они поцарапались бы, вмятины и иным образом повредили бы друг друга. С маслом между ними две части скользят друг мимо друга, не оставляя следов.

Масло также очищает пыль и мусор с рабочих частей.Это причина того, что масло необходимо фильтровать, прежде чем оно снова пройдет через систему. Он собирает пыль и грязь с различных компонентов, возвращаясь в масляный поддон. Сохранение системы смазкой предотвращает ржавчину и коррозию. Вода, дорожные химикаты и другие вещества могут попасть в двигатель и со временем вызвать ржавчину, если масло не будет смазывать металлические детали. Когда масло движется вокруг поршней и подшипников, оно помогает улучшить уплотнение, чтобы воздух не попадал внутрь и двигатель не протекал.Еще одно применение масла в системе двигателя заключается в том, что оно отводит тепло от движущихся компонентов, чтобы двигатель оставался более холодным.

Типы масел

Масла могут быть химическими соединениями на нефтяной основе или синтетическими (ненефтяными). Обычно они представляют собой смесь различных химикатов, включая углеводороды, поливнутренние олефины и полиальфаолефины. Масло измеряется по его вязкости, которая также считается толщиной масла. Масло должно быть достаточно густым, чтобы смазывать компоненты двигателя, и в то же время достаточно тонким, чтобы проходить через двигатель.Наружная температура также влияет на вязкость масла, и оно должно поддерживать надлежащий поток даже при низких температурах.

В большинстве автомобилей используется масло на нефтяной основе. Если вы перейдете на синтетическое масло и ваш автомобиль не предназначен для этого, вы можете повредить его. Многие автомобили начинают использовать масло, если заменить обычное масло синтетическим. Использование или сжигание масла означает, что оно попадает через поршни в камеру сгорания, где сгорает. В этом случае из транспортного средства может выделяться дым.

Синтетическое масло действительно дает много преимуществ, если ваш автомобиль предназначен для его использования. Этот тип масла не реагирует на перепады температур и обеспечивает лучшую экономию топлива. Это также снижает трение деталей двигателя по нефтяному маслу. Двигатель прослужит дольше и требует меньшего обслуживания, что означает большую экономию для владельца.

Сортировка масла

Когда вы видите коробку с маслом, вы заметите набор цифр. Это определяется как сорт масла и важен при определении того, какое масло вы будете использовать в своем автомобиле.Система оценок определена Обществом автомобильных инженеров, поэтому иногда вы можете видеть SAE на картонной коробке с маслом.

Оценка начинается с нуля и увеличивается с шагом от пяти до десяти. Например, вы увидите сорта масла 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50 и 60. После чисел 0, 5, 10, 15 и 25 вы увидите букву W. , что означает зима. Это масло лучше работает при более низких температурах. Марка 20 также может иметь перед ней букву W, но не всегда, в зависимости от того, является ли это класс вязкости для высоких или низких температур.

Всесезонное масло сегодня широко используется в автомобилях. В этот тип масла входят специальные присадки, позволяющие маслу работать при различных температурах. Эти добавки называются присадками, улучшающими индекс вязкости. На практике это означает, что владельцам транспортных средств больше не нужно менять масло каждую весну и осень, чтобы подготовиться к изменению температуры, как это когда-то было обычным делом.

SAE обозначает масло двух марок. Один — для самой низкой температуры, при которой масло может работать, а второй — для вязкости при высокой температуре.Например, вы увидите масло SAE 10W-40. 10W сообщает вам, что масло имеет вязкость 10 при низких температурах и вязкость 40 при высоких температурах.

Масло с присадками

В дополнение к присадкам, улучшающим индекс вязкости, некоторые производители включают другие присадки для улучшения характеристик автомобиля или работы масла. Например, моющие средства могут быть добавлены для очистки двигателя. Другие присадки могут помочь предотвратить коррозию или нейтрализовать кислотные продукты в масле.

Добавки из дисульфида молибдена использовались для уменьшения износа и трения и были популярны до 1970-х годов. Не было доказано, что многие присадки улучшают эксплуатационные характеристики или снижают износ, и они стали менее распространенными в современных моторных маслах.

Проблемы, связанные с маслом в автомобиле

Если система смазки не работает должным образом, это может привести к серьезным повреждениям автомобиля. Одна из наиболее очевидных проблем — утечка масла из автомобиля. Если проблема не будет устранена, в автомобиле может закончиться масло.Ваш двигатель будет быстро поврежден, и в этом случае его потребуется заменить. Он часто выбрасывает шток или поршень, если он не смазан должным образом.

Первым шагом является определение места утечки масла. Профессионал найдет течь и произведет ремонт. Причиной может быть поврежденное или протекающее уплотнение или прокладка. Если это прокладка масляного поддона, ее легко заменить. Утечка в прокладке головки может вызвать необратимое повреждение двигателя автомобиля, и всю прокладку головки необходимо заменить.Если ваша охлаждающая жидкость имеет светло-коричневый цвет по сравнению с жидкостью, это указывает на то, что проблема заключается в взорванной прокладке головки блока цилиндров. Эта часть предназначена для удержания масла внутри моторного отсека и вдали от охлаждающей жидкости и других систем.

Другая проблема — низкое давление масла на манометре на приборной панели. Низкое давление может возникать по разным причинам. Если залить в автомобиль масло неправильного типа, оно может снизить давление летом или зимой. Забитый фильтр также снизит давление масла.Другие причины включают в себя шатунные подшипники и шейки коленчатого вала, которые необходимо заменить.

Обслуживание вашей системы смазки

Чтобы ваш двигатель оставался в рабочем состоянии, вам необходимо ухаживать за системой. Это означает замену масла и масляного фильтра в соответствии с рекомендациями руководства для владельца автомобиля. Вы также должны использовать только тот сорт масла, который рекомендован производителем. Если вы заметили какие-либо проблемы с двигателем или утечку масла, немедленно обратитесь к механику для обслуживания автомобиля.

Как работает система смазки двигателя

Моторное масло служит жизненно важной цели: оно смазывает, очищает и охлаждает множество движущихся частей двигателя, когда они совершают тысячи циклов в минуту. Это снижает износ компонентов двигателя и гарантирует, что все работает эффективно при контролируемых температурах. Постоянное прохождение свежего масла через систему смазки снижает потребность в ремонте и продлевает срок службы двигателя.

Двигатели

имеют множество движущихся частей, и все они должны быть хорошо смазаны для обеспечения плавной и стабильной работы.В двигателе масло проходит между следующими частями:

Масляный поддон : Масляный поддон, также известный как поддон, обычно расположен в нижней части двигателя. Служит резервуаром для масла. Здесь собирается масло при выключенном двигателе. Большинство автомобилей вмещают от четырех до восьми кварт масла в поддоне.

Масляный насос : Масляный насос нагнетает масло под давлением, проталкивая его через двигатель и поддерживая постоянную смазку компонентов.

Всасывающая трубка : Приводимая в действие масляным насосом, эта трубка всасывает масло из масляного поддона при включении двигателя, направляя его через масляный фильтр по всему двигателю.

Клапан сброса давления : Регулирует давление масла для обеспечения равномерного расхода при изменении нагрузки и частоты вращения двигателя.

Масляный фильтр : фильтрует масло для улавливания мусора, грязи, металлических частиц и других загрязнений, которые могут изнашиваться и вызывать повреждение компонентов двигателя.

Разбрызгивающие отверстия и галереи : Каналы и отверстия, просверленные или отлитые в блоке двигателя и его компонентах для обеспечения равномерного распределения масла по всем частям.

Виды отстойников

Существуют два типа отстойников. Первый — это мокрый картер, который используется в большинстве автомобилей. В этой системе масляный поддон расположен в нижней части двигателя. Эта конструкция практична для большинства транспортных средств, поскольку поддон расположен близко к месту, откуда берется масло, и относительно недорог в производстве и ремонте.

Второй тип картера — это сухой картер, который чаще всего встречается на высокопроизводительных автомобилях. Масляный поддон находится в другом месте двигателя, а не внизу. Такая конструкция позволяет автомобилю располагаться ниже, что снижает центр тяжести и улучшает управляемость. Это также помогает предотвратить масляное голодание, если масло вытечет из приемной трубы при высоких нагрузках на поворотах.

Какое моторное масло

Масло предназначено для очистки, охлаждения и смазки компонентов двигателя.Масло покрывает движущиеся части, поэтому при соприкосновении они скользят, а не царапаются. Представьте себе две металлические детали, движущиеся друг против друга. Без масла они поцарапались бы, заусенились и иным образом повредили бы. С маслом между ними две детали скользят с очень небольшим трением.

Масло также очищает движущиеся детали двигателя. В процессе горения образуются загрязнения, и со временем крошечные металлические частицы могут накапливаться, поскольку компоненты скользят друг относительно друга. Если двигатель негерметичен или не герметичен, вода, грязь и дорожный мусор также могут попасть в двигатель.Масло улавливает эти загрязнения, где они затем отфильтровываются масляным фильтром, когда масло проходит через двигатель.

Брызговики распыляют масло на нижнюю часть поршней, что создает более плотное прилегание к стенкам цилиндра за счет образования очень тонкого слоя жидкости между деталями. Это помогает повысить эффективность и мощность, поскольку топливо в камере сгорания может сгореть более полно.

Еще одно важное назначение масла — отвод тепла от компонентов, продление их срока службы и предотвращение перегрева двигателя. Без масла компоненты будут царапаться друг о друга при голом контакте металла с металлом, создавая большое трение и нагрев.

Типы масел

Масла представляют собой химические соединения на нефтяной основе или синтетические (ненефтяные). Обычно они представляют собой смесь различных химикатов, включая углеводороды, поливнутренние олефины и полиальфаолефины. Масло измеряется по его вязкости или толщине. Масло должно быть достаточно густым, чтобы смазывать компоненты, и достаточно тонким, чтобы проходить через галереи и между узкими зазорами.Температура окружающей среды влияет на вязкость масла, поэтому оно должно поддерживать эффективную текучесть даже в холодную зиму и жаркое лето.

В большинстве автомобилей используется обычное масло на нефтяной основе, но многие автомобили (особенно ориентированные на рабочие характеристики) предназначены для работы с синтетическим маслом. Переключение между ними может вызвать проблемы, если ваш двигатель не предназначен для одного или другого. Вы можете обнаружить, что ваш двигатель начинает сжигать масло, где оно попадает в камеру сгорания и сгорает, часто выделяя контрольный синий дым из выхлопной трубы.

Синтетическое масло Castrol дает определенные преимущества вашему автомобилю. Масло Castrol EDGE менее реагирует на перепады температур и может способствовать экономии топлива. Оно также снижает трение о детали двигателя по сравнению с маслом на нефтяной основе. Синтетическое масло Castrol GTX Magnatec продлевает срок службы двигателя и снижает потребность в техническом обслуживании. Castrol EDGE High Пробег специально разработано для защиты старых двигателей и улучшения их характеристик.

Сортировка масла

Когда вы увидите коробку с маслом, вы заметите на этикетке набор цифр.Это число указывает на сорт масла, который важен при определении того, какое масло использовать в вашем автомобиле. Система оценок определена Обществом автомобильных инженеров, поэтому иногда вы можете видеть SAE на картонной коробке с маслом.

SAE обозначает масло двух марок. Один для вязкости при низкой температуре, а второй класс для вязкости при высокой температуре, обычно при средней рабочей температуре двигателя. Например, вы увидите масло SAE 10W-40.10W сообщает вам, что масло имеет вязкость 10 при низких температурах и вязкость 40 при высоких температурах.

Оценка начинается с нуля и увеличивается с шагом от пяти до десяти. Например, вы увидите сорта масла 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50 или 60. После чисел 0, 5, 10, 15 или 25 вы увидите букву W. , что означает зима. Чем меньше число перед W, тем лучше течет при более низких температурах.

Всесезонное масло сегодня широко используется в автомобилях.Этот тип масла имеет специальные присадки, которые позволяют маслу хорошо работать при различных температурах. Эти добавки называются присадками, улучшающими индекс вязкости. На практике это означает, что владельцам автомобилей больше не нужно менять масло каждую весну и осень, чтобы адаптироваться к изменяющимся температурам, как это когда-то было обычным делом.

Масло с присадками

Помимо присадок, улучшающих индекс вязкости, некоторые производители включают другие присадки для улучшения характеристик масла.Например, моющие средства могут быть добавлены для очистки двигателя. Другие добавки могут помочь предотвратить коррозию или нейтрализовать кислотные побочные продукты.

Добавки из дисульфида молибдена использовались для уменьшения износа и трения и были популярны до 1970-х годов. Не было доказано, что многие присадки улучшают эксплуатационные характеристики или снижают износ, и они стали менее распространенными в современных моторных маслах. Многие старые автомобили будут иметь цинковую добавку, которая необходима для масла, учитывая, что двигатель работал на этилированном топливе.

Если система смазки не работает должным образом, это может вызвать серьезное повреждение двигателя. Одна из наиболее очевидных проблем — утечка масла из двигателя. Если проблема не будет устранена, в транспортном средстве может закончиться масло, что приведет к быстрому повреждению двигателя и необходимости дорогостоящего ремонта или замены.

Первым шагом является определение места утечки масла. Причиной может быть поврежденное или протекающее уплотнение или прокладка. Если это прокладка масляного поддона, ее можно легко заменить на большинстве автомобилей.Утечка в прокладке головки может вызвать необратимое повреждение двигателя автомобиля, и всю прокладку головки необходимо заменить, если она протекает. Если ваша охлаждающая жидкость имеет светло-коричневый цвет, это указывает на то, что проблема заключается в взорванной прокладке головки блока цилиндров и утечке масла в охлаждающую жидкость.

Еще одна проблема — загорается индикатор давления масла. Низкое давление может возникать по разным причинам. Если залить в автомобиль масло неправильного типа, оно может снизить давление летом или зимой. Забитый фильтр или неисправный масляный насос также снизят давление масла.

Обслуживание вашей системы смазки

Чтобы двигатель оставался в исправном рабочем состоянии, необходимо поддерживать систему смазки. Это означает замену масла и фильтра в соответствии с рекомендациями в руководстве пользователя, обычно это каждые 3000–7000 миль. Вы также должны использовать только тот сорт масла, который рекомендован производителем. Если вы заметили какие-либо проблемы с двигателем или утечку масла, немедленно обратитесь к мобильному специалисту YourMechanic для ремонта вашего автомобиля с использованием высококачественного масла Castrol.

СИСТЕМЫ СМАЗКИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Смазка двигателя внутреннего сгорания, всегда занимающая важное место в мыслях инженеров-автомобилестроителей, представляет постоянный интерес, поскольку существуют характерные и трудноуловимые трудности со смазкой, которые в значительной степени затрудняют исправление. Многие из этих трудностей все еще существуют, потому что, по мнению авторов, на исправление заболеваний смазочной системы было потрачено больше энергии, чем было потрачено на предотвращение заболеваний по оригинальной конструкции. Когда проводится анализ того, что было сделано за последние несколько лет исследований в области смазки, неприятно осознавать, что нам все еще приходится бороться со всеми прежними проблемами, такими как перекачка масла или избыточная смазка, разбавление масла топливом. подачи, сбои смазки при определенных условиях работы двигателя, чрезмерный износ деталей двигателя и высокие затраты на техническое обслуживание. Все эти дефекты есть не во всех двигателях; но один или несколько из них присутствуют в большинстве двигателей, и все они, как и некоторые другие, присутствуют в некоторых двигателях, которые производятся в больших количествах.

Приведены некоторые факты, относящиеся к поведению систем смазки, а также выводы, сделанные на основе наблюдений за системами, различающимися по своим механическим элементам. Выводы были тщательно проверены испытаниями на многих различных типах двигателей, а результаты испытаний были подкреплены внимательным наблюдением за эксплуатацией автомобильных двигателей в полевых условиях.

Все варианты и комбинации систем смазки разбрызгиванием и принудительной подачей смазки классифицируются как «системы картера».«Система свежего масла принципиально отличается тем, что она не подает заметный излишек на поверхности подшипника, а небольшой излишек, который может быть обеспечен в качестве запаса прочности, не нуждается в рециркуляции. Испытания включают два типа системы свежего масла; то есть «полностью свежее масло», предусматривающее смазывание всех поверхностей подшипников небольшим количеством неиспользованной смазки, наносимой непосредственно на детали двигателя, и «комбинированная система свежего масла и картера», последний метод обеспечивает получение свежего масла. в минимальных количествах для смазки цилиндров и рециркуляционного масла для смазки подшипников и других поверхностей.

После заявления о желательности исследований в отношении систем смазки обсуждаются скрытые взаимосвязи, существующие между системами смазки и работой двигателя. Те элементы характеристик двигателя, на которые влияют системы смазки, сгруппированы таким образом, чтобы включать максимальную мощность; расход топлива; расход масла; детонация; надежность, обслуживание и долгий срок службы. Результаты сравнительных испытаний сделаны на шестицилиндровом двигателе мощностью 75 л.с. двигателя представлены и объяснены вместе с сопроводительными иллюстрациями.

Компоненты системы смазки турбинного двигателя самолета

Выходной поворотный фитинг управляется утяжеленным концом, который может свободно качаться под перегородкой. Заслонки в перегородке обычно открыты; они закрываются только тогда, когда масло в нижней части бака стремится устремиться к верхней части бака во время замедления. Это улавливает масло на дне резервуара, где оно собирается шарнирным соединением. Слив отстойника расположен в нижней части бака.Система вентиляции внутри бака устроена так, что воздушное пространство вентилируется постоянно, даже если масло может попасть в верхнюю часть бака при замедлении самолета.


Все масляные баки имеют расширительное пространство. Это позволяет маслу расширяться после поглощения тепла подшипниками и шестернями и после того, как масло вспенивается в результате циркуляции в системе. Некоторые резервуары также включают лоток деаэратора для отделения воздуха от масла, возвращаемого в верхнюю часть резервуара системой продувки.Обычно эти деаэраторы представляют собой канистры, в которые масло входит по касательной. Выпускаемый воздух проходит через вентиляционную систему в верхней части резервуара.

В большинстве масляных резервуаров требуется повышение давления внутри резервуара для обеспечения положительного потока масла на вход масляного насоса. Повышение давления становится возможным благодаря пропусканию вентиляционной линии через регулируемый обратный предохранительный клапан. Обратный предохранительный клапан обычно настраивается на разгрузку около 4 фунтов на квадратный дюйм, поддерживая положительное давление на входе масляного насоса.Если температура воздуха слишком низкая, масло можно заменить на более легкое. На некоторых двигателях может быть предусмотрена установка масляного нагревателя погружного типа.

Масляный насос

Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к частям двигателя, требующим смазки, затем для циркуляции масла через охладители и возврата масла в масляный бак. Многие масляные насосы состоят не только из элемента подачи давления, но и из продувочных элементов, например, в системе с сухим картером.Однако есть некоторые масляные насосы, которые выполняют единственную функцию; то есть они либо подают масло, либо собирают его. Эти насосные элементы могут быть расположены отдельно друг от друга и приводиться в действие разными валами от двигателя. Количество подкачивающих элементов (двух шестерен, перекачивающих масло), напорных и продувочных, во многом зависит от типа и модели двигателя. Несколько элементов промывочного масляного насоса могут использоваться для размещения большей емкости смеси масла и воздуха. Элементы продувки имеют большую перекачивающую способность, чем элемент давления, чтобы предотвратить скопление масла в поддонах подшипников двигателя.

Рис. 2. Вид в разрезе шестеренчатого масляного насоса

Насосы могут быть одного из нескольких типов, каждый из которых имеет определенные преимущества и ограничения. Два наиболее распространенных масляных насоса — это шестеренчатый и героторный, причем чаще всего используется шестеренчатый. Каждый из этих насосов имеет несколько возможных конфигураций.

Шестеренчатый масляный насос имеет всего два элемента: один для масла под давлением и один для продувки.[Рис. 2] Однако некоторые типы насосов могут иметь несколько элементов: один или несколько элементов для давления и два или более элементов для продувки. Зазоры между зубьями шестерни и сторонами стенки насоса и пластины имеют решающее значение для поддержания правильной производительности насоса.


Регулирующий (сбросной) клапан на нагнетательной стороне насоса ограничивает выходное давление насоса путем перепуска масла на вход насоса, когда выходное давление превышает заданный предел. [Рис. 2] Регулирующий клапан можно отрегулировать, если необходимо, для приведения давления масла в допустимые пределы.Также показан участок среза вала, который вызывает срезание вала, если шестерни насоса заедают и не вращаются.

Героторный насос, как и шестеренчатый насос, обычно содержит один элемент для давления масла и несколько элементов для удаления масла. Каждый из элементов, давление и продувка, почти идентичен по форме; однако емкостью элементов можно управлять, варьируя размер героторных элементов. Например, нагнетательный элемент может иметь пропускную способность 3.1 галлон в минуту (галлон в минуту) по сравнению с производительностью 4,25 галлона в минуту для продувочных элементов. Следовательно, прижимной элемент меньше, поскольку все элементы приводятся в движение общим валом. Давление определяется оборотами двигателя при минимальном давлении на холостом ходу и максимальном давлении на промежуточных и максимальных оборотах двигателя.

Типичный набор героторных насосных элементов показан на Рисунке 3. Каждый комплект героторных насосов разделен стальной пластиной, что делает каждый комплект индивидуальным насосным агрегатом, состоящим из внутреннего и внешнего элементов.Маленький внутренний элемент в форме звезды имеет внешние выступы, которые подходят внутрь и соответствуют внешнему элементу, имеющему внутренние выступы. Маленький элемент устанавливается на вал насоса, фиксируется на нем и действует как привод для внешнего свободно вращающегося элемента. Внешний элемент помещается в стальную пластину с эксцентриковым отверстием. В одной модели двигателя масляный насос имеет четыре элемента: один для подачи масла и три для продувки. В некоторых других моделях насосы имеют шесть элементов: один для подачи и пять для продувки. В каждом случае масло течет, пока вращается вал двигателя.

Рис. 3. Типовые героторные насосные элементы

Масляные фильтры турбины

Фильтры являются важной частью системы смазки, поскольку они удаляют инородные частицы, которые могут находиться в масле. Это особенно важно для газовых турбин, поскольку достигаются очень высокие обороты двигателя; шариковые и роликовые подшипники антифрикционного типа могут быстро выйти из строя при смазке загрязненным маслом.Кроме того, обычно имеется множество просверленных или стержневых каналов, ведущих к различным точкам смазки. Поскольку эти проходы обычно довольно маленькие, они легко забиваются.

Рисунок 4. Элемент масляного фильтра турбины

Существует несколько типов и мест расположения фильтров, используемых для фильтрации смазочного масла турбины. Фильтрующие элементы бывают разных конфигураций и размеров ячеек. Размеры ячеек измеряются в микронах, что является линейным размером, равным одной миллионной метра (очень маленькое отверстие).

Главный фильтрующий элемент масляного фильтра показан на рисунке 4. Внутренняя часть фильтрующего элемента изготовлена ​​из различных материалов, включая бумагу и металлическую сетку. [Рис. 5] Масло обычно проходит через фильтрующий элемент снаружи в корпус фильтра. В одном типе масляного фильтра используется сменный ламинированный бумажный элемент, в других — очень мелкая металлическая сетка из нержавеющей стали толщиной около 25–35 микрон.

Рис. 5. Бумажный элемент масляного фильтра турбины

Большинство фильтров расположены рядом с нагнетательным насосом и состоят из корпуса или корпуса фильтра, фильтрующего элемента, байпасного клапана и обратный клапан.Перепускной клапан фильтра предотвращает остановку потока масла в случае засорения фильтрующего элемента. Перепускной клапан открывается при достижении определенного давления. В этом случае фильтрующее действие теряется, что позволяет перекачивать нефильтрованное масло к подшипникам. Однако это предотвращает полное отсутствие масла в подшипниках. В байпасном режиме у многих двигателей есть механический индикатор, который выскакивает, чтобы указать, что фильтр находится в байпасном режиме. Эта индикация является визуальной, и ее можно увидеть только при непосредственном осмотре двигателя.В узел встроен противодренажный обратный клапан, чтобы предотвратить слив масла из бака в отстойники двигателя, когда двигатель не работает. Этот обратный клапан обычно закрывается пружиной с давлением от 4 до 6 фунтов на квадратный дюйм, необходимого для его открытия.

Рис. 6. Фильтр последнего шанса перед распылительной форсункой

Обычно обсуждаемые фильтры используются в качестве основных масляных фильтров; то есть они деформируют масло на выходе из насоса перед подачей к различным точкам смазки.Помимо основных масляных фильтров, по всей системе расположены вторичные фильтры различного назначения. Например, может быть сетчатый фильтр с пальцами, который иногда используется для фильтрации забитой нефти. Эти сита, как правило, представляют собой сита с большой сеткой, которые задерживают более крупные загрязнения. Кроме того, существуют мелкоячеистые сита, называемые фильтрами последнего шанса, для фильтрации масла непосредственно перед его прохождением из распылительных форсунок на поверхности подшипников. [Рис. 6] Эти фильтры расположены на каждом подшипнике и помогают отфильтровывать загрязнения, которые могут забить форсунку для распыления масла.

Клапан регулирования давления масла

Большинство масляных систем газотурбинных двигателей представляют собой систему регулирования давления, которая поддерживает давление довольно постоянным. Клапан регулировки давления масла включен в масляную систему на стороне нагнетания нагнетательного насоса. Система регулирующих клапанов регулирует давление в системе до ограниченного давления внутри системы. Это скорее регулирующий клапан, чем предохранительный клапан, потому что он поддерживает давление в системе в определенных пределах, кроме открытия только при превышении абсолютного максимального давления в системе.

Регулирующий клапан на рис. 7 имеет клапан, удерживаемый пружиной напротив седла. Регулируя натяжение (увеличение) пружины, вы изменяете давление, при котором клапан открывается, а также увеличиваете давление в системе. Винт, нажимающий на пружину, регулирует натяжение клапана и давление в системе.

Рис. 7. Клапан регулирования давления

Клапан сброса давления масла

Некоторые большие масляные системы ТРДД не имеют регулирующего клапана.Давление в системе зависит от оборотов двигателя и скорости насоса. В этой системе есть широкий диапазон давления. Предохранительный клапан используется для сброса давления только в том случае, если оно превышает максимальный предел для системы. [Рис. 8] Эта настоящая система предохранительного клапана предварительно настроена на сброс давления и перепуск масла обратно на впускную сторону масляного насоса всякий раз, когда давление превышает максимально установленный предел системы. Этот предохранительный клапан особенно важен, когда охладители масла включены в систему, поскольку охладители легко разрушаются из-за их тонкостенной конструкции.При нормальной работе он никогда не должен открываться.

Рисунок 8. Клапан сброса давления

Масляные форсунки

Масляные форсунки (или форсунки) расположены в напорных линиях рядом или внутри подшипниковых отсеков и вала ротора. муфты. [Рис. 9] Масло из этих форсунок подается в виде распыленной струи. В некоторых двигателях используется распылитель воздушно-масляного тумана, который создается за счет подачи отбираемого из компрессора воздуха под высоким давлением к выходному отверстию масляного сопла.Этот метод считается подходящим для шариковых и роликовых подшипников; однако метод распыления твердого масла считается лучшим из двух.


Рис. 9. Масляные форсунки для распыления смазки на подшипники

Масляные форсунки легко забиваются из-за маленького отверстия в их наконечниках; следовательно, в масле не должно быть посторонних частиц. Если последние фильтры в масляных форсунках засоряются, это обычно приводит к поломке подшипников, поскольку форсунки недоступны для очистки, кроме как во время технического обслуживания двигателя.Чтобы предотвратить повреждение из-за засорения масляных форсунок, основные масляные фильтры часто проверяются на предмет загрязнения.


Контрольно-измерительные приборы системы смазки

В масляную систему включены положения для подключения манометра, которые определяют давление масла, количество масла, низкое давление масла, реле перепада давления масляного фильтра и температуру масла. Манометр масла измеряет давление смазочного материала, когда он выходит из насоса и попадает в систему давления. Соединение датчика давления масла находится в напорной линии между насосом и различными точками смазки.Электронный датчик размещен для отправки сигнала в блок управления Full Authority Digital Engine Control (FADEC) и через компьютеры системы индикации состояния двигателя и оповещения экипажа (EICAS), а также на дисплеи в кабине экипажа. [Рисунок 10] Информация передатчика количества в резервуаре отправляется на компьютеры EICAS. Реле низкого давления масла предупреждает экипаж, если давление масла падает ниже определенного значения во время работы двигателя. Реле дифференциального давления масла предупреждает экипаж о предстоящем перепуске масляного фильтра из-за его засорения.Сообщение отправляется на дисплей на верхнем дисплее EICAS в кабине экипажа, как показано на рисунке 10. Температуру масла можно определить в одной или нескольких точках на пути потока масла в двигателе. Сигнал отправляется на компьютер FADEC / EICAS и отображается на нижнем дисплее EICAS.

Рис. 9. Масляные форсунки для распыления смазки на подшипники

Система смазки Системы сапуна (вентиляционные отверстия)

Подсистемы сапуна используются для удаления избыточного воздуха из полостей подшипников и возврата из полостей подшипников. в масляный бак, где деаэратор отделяет его от любого масла, смешанного с паром воздуха и масла.Затем воздух выходит за борт и возвращается в атмосферу. Все отсеки подшипников двигателя, масляные баки и корпуса аксессуаров вентилируются вместе, поэтому давление в системе остается неизменным.

Вентиляционное отверстие в масляном баке не позволяет давлению внутри бака подниматься выше или ниже давления внешней атмосферы. Однако вентиляционное отверстие может быть направлено через обратный предохранительный клапан, который предварительно настроен на поддержание небольшого (приблизительно 4 фунта на квадратный дюйм) давления на масло для обеспечения положительного потока на впуск масляного насоса.

В ящике для аксессуаров вентиляционное отверстие (или сапун) представляет собой защищенное экраном отверстие, которое позволяет накопившемуся в ящике для аксессуаров давлению воздуха выходить в атмосферу. Очищенное масло переносит воздух в ящик для принадлежностей, и этот воздух необходимо удалить. В противном случае повышение давления внутри корпуса для дополнительных принадлежностей остановило бы поток масла, вытекающий из подшипника, заставляя это масло проходить через сальники подшипника в корпус компрессора. Если в достаточном количестве, утечка масла может вызвать ожог и неисправность уплотнения и подшипника.Экранированные сапуны обычно расположены в передней части корпуса аксессуаров, чтобы предотвратить утечку масла через сапун, когда самолет находится в необычном положении в полете. Некоторые сапуны могут иметь перегородку для предотвращения утечки масла во время маневров. В некоторых двигателях может использоваться вентиляционное отверстие, которое ведет непосредственно в отсек подшипников. Этот вентиль уравновешивает давление вокруг опорной поверхности, так что более низкое давление на первой ступени компрессора не заставляет масло проходить мимо заднего масляного уплотнения подшипника в компрессор.

Обратный клапан системы смазки

Обратные клапаны иногда устанавливаются в линиях подачи масла масляных систем с сухим картером, чтобы предотвратить просачивание масла из резервуара (самотеком) через элементы масляного насоса и линии высокого давления в двигатель после останова. Обратные клапаны, останавливая поток в противоположном направлении, предотвращают скопление чрезмерного количества масла в вспомогательной коробке передач, задней части компрессора и камере сгорания. Такие скопления могут вызвать чрезмерную нагрузку на шестерни привода вспомогательных агрегатов во время пусков, загрязнение сжатого воздуха в кабине или возгорание масла внутри.Обратные клапаны обычно представляют собой подпружиненные шаровые краны, предназначенные для свободного протекания масла под давлением. Давление, необходимое для открытия этих клапанов, варьируется, но для клапанов обычно требуется от 2 до 5 фунтов на квадратный дюйм, чтобы масло могло течь к подшипникам.

Смазочная система Термостатические перепускные клапаны

Термостатические перепускные клапаны включены в масляные системы, использующие маслоохладитель. Хотя эти клапаны могут называться по-разному, их целью всегда является поддержание надлежащей температуры масла путем изменения доли общего потока масла, проходящего через маслоохладитель.Типичный термостатический байпасный клапан в разрезе показан на рисунке 11. Этот клапан состоит из корпуса клапана, имеющего два впускных отверстия и одно выпускное отверстие, а также подпружиненного клапана с термостатическим элементом. Клапан подпружинен, поскольку перепад давления в маслоохладителе может стать слишком большим из-за вмятин или засорения трубок охладителя. В этом случае клапан открывается, пропуская масло вокруг радиатора.

Рисунок 11.Типовой термостатический байпасный клапан

Маслоохладители с воздушным охлаждением

Обычно используются два основных типа маслоохладителей: с воздушным охлаждением и с топливным охлаждением. Воздухоохладители масла используются в системах смазки некоторых газотурбинных двигателей для снижения температуры масла до степени, подходящей для рециркуляции через систему. Маслоохладитель с воздушным охлаждением обычно устанавливается в передней части двигателя. По конструкции и принципу действия он похож на охладитель с воздушным охлаждением, используемый в поршневых двигателях.Воздушный масляный радиатор обычно входит в масляную систему с сухим картером.

[Рис. 12] Этот охладитель может иметь воздушное или топливное охлаждение, и во многих двигателях используется и то, и другое. Системы смазки с сухим картером требуют охладителей по нескольким причинам. Во-первых, воздушного охлаждения подшипников с помощью отбираемого из компрессора воздуха недостаточно для охлаждения полостей подшипников турбины из-за тепла, присутствующего в области подшипников турбины. Во-вторых, для больших турбовентиляторных двигателей обычно требуется большее количество подшипников, а это означает, что к маслу передается больше тепла.Следовательно, масляные радиаторы являются единственным средством отвода тепла масла.

Охладитель масла с охлаждением топлива действует как теплообменник жидкого топлива, поскольку топливо охлаждает горячее масло, а масло нагревает топливо для сгорания. [Рис. 13] Топливо, поступающее в двигатель, должно проходить через теплообменник; однако есть термостатический клапан, который регулирует поток масла, и масло может проходить в обход охладителя, если охлаждение не требуется. Теплообменник топливо / масло состоит из ряда соединенных трубок с впускным и выпускным патрубками.Масло поступает во впускной канал, перемещается по топливным трубкам и выходит из выпускного отверстия для масла.

Инновационная система смазки для авиационных двигателей

Этот огромный реактивный газотурбинный двигатель под крылом вашего дальнего авиалайнера нуждается в смазке, чтобы работать так же, как и более скромный автомобильный двигатель. Тем не менее, поддержание смазки этой сложной силовой установки представляет собой более сложную задачу, чем большинство других. Реактивные турбины вращаются со скоростью до 18 000 об / мин (оборотов в минуту), а внутренняя температура может подниматься выше 1127 ° C, а температура наружного воздуха опускается до -60 ° C.

Такие двигатели также обычно теряют свою смазку на масляной основе в атмосферу со скоростью около 30 мл в час. Эта потеря представляет собой издержки для авиационной отрасли и загрязняет окружающую среду.

Вот почему исследователи проекта ELUBSYS, финансируемого ЕС, разработали новый способ сокращения потерь масла из реактивных турбин при одновременном повышении эффективности и надежности. По словам координатора проекта Винсента Томаса из Techspace Aero в Бельгии, инновационное сальниковое уплотнение также поможет снизить эксплуатационные расходы и расходы на техническое обслуживание авиакомпаний.Нововведение также сохранит конкурентоспособность европейских производителей самолетов и поддержит будущие разработки авиадвигателей.

По словам Томаса, испытания, проведенные партнерами по проекту, показывают, что инновации, внедренные ELUBSYS, снизят расход топлива примерно на 0,8%, потребление масла на 60% и прямые эксплуатационные расходы на 1%.

Задача

«Турбины авиационных двигателей вращаются со слишком высокой скоростью для классических прорезиненных сальников, используемых в автомобильных двигателях», — добавляет он . «Экстремальные температуры и трение могут их уничтожить. Тем не менее, авиационные двигатели должны оставаться смазанными, как и любая другая силовая установка ».

В настоящее время для удержания смазочных материалов внутри двигателя необходимо разработать уплотнения лабиринтного типа в камере подшипника, и этот метод остается неизменным в течение 30 лет.

Однако неизбежно некоторое количество смазочного материала, например, через вентиляционные линии или другие части системы циркуляции масла. Чтобы сократить количество отходов, исследовательская группа ELUBSYS протестировала и утвердила инновационную новую конструкцию масляного уплотнения, которое, хотя и находится в прямом контакте с вращающимся валом турбины, изготовлено из материалов, способных выдерживать экстремальные температуры и трение, характерные для реактивный двигатель.

Новое уплотнение известно как «щеточное» уплотнение. Сделанный из углеродного волокна и волокна кевлара, он обеспечивает прямой механический контакт с валом турбины так же, как кисть контактирует с окрашенной поверхностью.

«Это щеточное уплотнение во многом похоже на классическое прорезиненное масляное уплотнение», — говорит Томас. «Волокна уплотнения находятся в прямом контакте с вращающимся валом, препятствуя утечке масла без необходимости во входящем воздушном потоке под давлением».

Исследователи ELUBSYS, в число которых входили производители авиационных двигателей MTU (Германия) и SNECMA (Франция), спроектировали и построили экспериментальный корпус подшипника для нового щеточного уплотнения.Они успешно провели всесторонние испытания нового сальника на эффективность, влияние на температуру масла и долговечность смазки.

Они также использовали методы моделирования и испытаний для исследования процессов теплопередачи в камере подшипников с целью оптимизации охлаждения подшипников и, таким образом, дальнейшего снижения общей массы двигателя. Поиски большей эффективности смазки привели к лучшему подходу к рециркуляции масла и более эффективному насосу.

Авиационные двигатели следующего поколения будут работать на более высоких скоростях, что приведет к большим температурным нагрузкам на смазочный материал.Еще более важным будет поддержание безопасности и эффективности двигателя путем проверки качества смазочного материала в полете.

С этой целью команда ELUBSYS протестировала несколько новых типов датчиков в лаборатории, чтобы проверить деградацию масла в режиме реального времени, чтобы оценить, когда следует заменить отработанное масло и повысить эффективность обслуживания самолетов.

Аттракцион для похудания

«Проект получил широкую поддержку в аэрокосмической отрасли», — отмечает Томас. «Это произошло из-за возможности снижения веса», — говорит он. «Если вы теряете определенный процент моторной смазки в полете, вы должны убедиться, что остается достаточно смазки, чтобы двигатель оставался смазанным до посадки. Более эффективная смазка и лучшее уплотнение двигателя означают, что самолету не нужно перевозить столько смазки ».

Хотя улучшенные методы смазки и новое уплотнение были тщательно протестированы в экспериментальных условиях, им все равно придется пройти испытания в полете, чтобы соответствовать европейским нормам безопасности.Тем не менее, Томас считает, что мы недалеко от нового поколения гораздо более чистых авиационных двигателей.

Анализ системы смазки двигателя и оптимизация конструкции масляного насоса

Реферат

Система смазки двигателя имеет решающее значение для долговечности двигателя, его характеристик и т. Д. Современная система смазки двигателя выполняет как смазочные, так и гидравлические функции. Для смазки необходимо обеспечить надлежащую смазку подшипников, поршневого узла, сопряжения кулачков и толкателей и т. Д.В гидравлике он использовался для приведения в действие блоков с регулируемой синхронизацией кулачков (VCT), толкателей переключателя профиля кулачка (CPS), гидравлических регуляторов зазора (HLA) и т. Д. Эти функциональные требования определяют размер масляного насоса и настройку давления, которые, в свою очередь, в значительной степени определяют потребляемая мощность масляного насоса.

В этой статье был применен аналитический подход для улучшения характеристик насоса с использованием усовершенствованного одномерного и трехмерного (вычислительная гидродинамика) моделирования как для насоса, так и для контура смазки.

Ключевые слова

Масляный насос для смазки двигателя

Это предварительный просмотр содержимого подписки,

войдите в

, чтобы проверить доступ.

Предварительный просмотр

Невозможно отобразить предварительный просмотр. Скачать превью PDF.

Ссылки

  1. [1]

    Цзян, Ю. и Пернг, Калифорния, «Эффективная трехмерная переходная вычислительная модель для моделирования лопастного масляного насоса и героторного масляного насоса», документ SAE 970841.

    Google Scholar
  2. [2]

    Manco, S. и др., «Героторный масляный насос для смазки двигателей внутреннего сгорания», документ SAE 98268.

    Google Scholar
  3. [3]

    Neyrat, S.и др. «Моделирование и анализ кавитационного масляного насоса с внутренним зацеплением автоматической коробки передач», SAE 2005-01-2448.

    Google Scholar
  4. [4]

    Senatore, A. et al, «Гидродинамический анализ контура смазки двигателя с высокими рабочими характеристиками», JSAE 20077289 или SAE 2007-01-1963.

    Google Scholar
  5. [5]

    Тао, В. и др., «Надежная оптимизация системы смазки двигателя», документ SAE 2007-01-1568.

    Google Scholar

Информация об авторских правах

© Tsinghua University Press, Пекин и Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2009

Авторы и аффилированные лица

  1. 1.Инженерный центр Jaguar и Land RoverCoventryUK

14 CFR § 33.71 — Система смазки. | CFR | Закон США

§ 33.71 Система смазки.

(а) Общие. Каждая система смазки должна правильно функционировать в зависимости от положения и атмосферных условий полета, в которых предполагается, что самолет будет эксплуатироваться.

(b) Масляный сетчатый фильтр или фильтр. Должен быть масляный сетчатый фильтр или фильтр, через который проходит все моторное масло. Кроме того:

(1) Каждый сетчатый фильтр или фильтр, требуемый в соответствии с этим параграфом, который имеет байпас, должен быть сконструирован и установлен таким образом, чтобы масло протекало с нормальной скоростью через остальную часть системы при полностью заблокированном сетчатом фильтре или фильтрующем элементе.

(2) Необходимо указать тип и степень фильтрации, необходимые для защиты масляной системы двигателя от инородных частиц в масле. Заявитель должен продемонстрировать, что посторонние частицы, проходящие через указанные средства фильтрации, не нарушают работу масляной системы двигателя.

(3) Каждый сетчатый фильтр или фильтр, требуемый данным параграфом, должен иметь пропускную способность (с учетом эксплуатационных ограничений, установленных для двигателя), чтобы гарантировать, что функционирование масляной системы двигателя не ухудшается из-за загрязнения маслом до некоторой степени (в отношении размера частиц и плотность), превышающую значение, установленное для двигателя в параграфе (b) (2) этого раздела.

(4) Для каждого сетчатого фильтра или фильтра, требуемого настоящим параграфом, за исключением сетчатого фильтра или фильтра на выходе из масляного бака, должны быть средства индикации загрязнения до того, как оно достигнет емкости, установленной в соответствии с параграфом (b) (3) настоящего стандарта. раздел.

(5) Любой байпас фильтра должен быть спроектирован и сконструирован таким образом, чтобы выброс собранных загрязняющих веществ был минимизирован за счет соответствующего расположения байпаса, чтобы гарантировать, что собранные загрязнители не попадут в тракт байпасного потока.

(6) Каждый сетчатый фильтр или фильтр, требуемый в соответствии с настоящим параграфом, который не имеет байпаса, за исключением сетчатого фильтра или фильтра на выходе из масляного бака или для продувочного насоса, должен иметь устройства для подключения к средствам предупреждения, чтобы предупредить пилота о возникновении загрязнение экрана до того, как он достигнет емкости, установленной в соответствии с параграфом (b) (3) настоящего раздела.

(7) Каждый сетчатый фильтр или фильтр, требуемый этим параграфом, должен быть доступен для слива и очистки.

(c) Нефтяные резервуары.

(1) Каждый масляный бак должен иметь пространство для расширения не менее 10 процентов емкости бака.

(2) Должна быть исключена возможность непреднамеренного заполнения расширительного пространства масляного бака.

(3) Каждое утопленное заправочное соединение масляного бака, которое может удерживать любое заметное количество масла, должно иметь приспособление для установки слива.

(4) Каждая крышка масляного бака должна обеспечивать герметичное уплотнение. Для заявителя, желающего получить право на установку двигателя на самолет, утвержденный для ETOPS, масляный бак должен быть спроектирован таким образом, чтобы предотвратить опасную потерю масла из-за неправильно установленной крышки масляного бака.

(5) Каждая заправочная горловина масляного бака должна быть помечена словом «масло».

(6) Каждый масляный бак должен вентилироваться через верхнюю часть пространства расширения, при этом вентиляционное отверстие должно быть устроено таким образом, чтобы конденсированный водяной пар, который может замерзнуть и заблокировать трубопровод, не мог скапливаться в любой точке.

(7) Должны быть предусмотрены средства для предотвращения попадания в масляный резервуар или в любое выходное отверстие масляного резервуара любых предметов, которые могут препятствовать потоку масла через систему.

(8) На выходе каждого масляного бака должен быть запорный клапан, за исключением случаев, когда внешняя часть масляной системы (включая опоры масляного бака) является пожаробезопасной.

(9) Каждый негерметичный масляный бак не должен протекать при максимальной рабочей температуре и внутреннем давлении 5 фунтов на квадратный дюйм, и каждый масляный бак под давлением должен соответствовать требованиям § 33.64.

(10) Утечка или пролитое масло не должно скапливаться между баком и остальной частью двигателя.

(11) Каждый масляный бак должен иметь индикатор количества масла или приспособления для него.

(12) Если флюгирование воздушного винта зависит от моторного масла —

(i) Должны быть средства для улавливания некоторого количества масла в баке, если запасы масла истощаются из-за отказа какой-либо части системы смазки, кроме самого бака;

(ii) Количество захваченного масла должно быть достаточным для выполнения операции флюгирования и должно быть доступно только насосу флюгирования; а также

(iii) Необходимо принять меры для предотвращения воздействия осадка или других посторонних веществ на безопасную работу системы флюгирования гребного винта.

(d) Слив масла. Должен быть предусмотрен слив (или стоки), чтобы обеспечить безопасный слив из масляной системы. Каждый слив должен —

(1) Быть доступным; а также

(2) Иметь ручные или автоматические средства принудительной блокировки в закрытом положении.

(д) Масляные радиаторы. Каждый масляный радиатор должен безотказно выдерживать любую вибрацию, инерцию и нагрузку давления масла, которым он подвергается во время испытаний блока.

[Amdt. 33-6, 39 FR 35466, 1 октября 1974 г., с поправками, внесенными Amdt.33-10, 49 FR 6852, 23 февраля 1984 г .; Amdt. 33-21, 72 FR 1877, 16 января 2007 г .; Amdt. 33-27, 73 FR 55437, 25 сентября 2008 г .; Amdt. 33–27, 73 FR 57235, 2 октября 2008 г.] .

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *