Российские масла для иномарок
Экономическая ситуация заставила пересмотреть отношение к отечественным смазочным материалам — импортные либо исчезли из продажи, либо подорожали в 2-4 раза. Между тем, российские масла с соответствующей маркировкой не хуже зарубежных. И вполне подходят для обычной езды. А для перестраховки можно сократить межсервисный интервал.
Маркировка моторных масел и их взаимозаменяемость
Автомасла по вязкости и свойствам систематизированы американскими стандартами SAE (сообщество автоинженеров) и API (институтом нефти). Эта маркировка применяется и в России — европейская классификация ACEA и мировая ILSAC, равно как и собственные допуски европейских автозаводов, у нас не прижились, хотя и печатаются на канистрах.
Напомним, что в коде вязкости SAE формата «5w30 SL/CI-4»:
- первое число характеризует температурный порог холодного пуска — чем оно меньше, тем лучше текучесть на морозе. Соответственно, такое масло можно применять при более низких температурах. Условно говоря, чтобы узнать минимальную температуру, можно к «-40» прибавить 1-е число из кода на этикетке;
- буква «W» означает, что моторное масло может использоваться зимой;
- второе число описывает кинематическую вязкость на прогретом моторе. Чем оно больше — тем масло «жирнее», меньше разжижается при нагреве, и способно сохранять смазывающую пленку, предотвращая сухое трение. Логично, что на старых ДВС и в жарком климате на моторах воздушного охлаждения желательно, чтобы это число было больше. Тогда и «масляная лампочка» перестанет моргать на холостых оборотах у изношеннного агрегата.
- Таким образом, SAE 20 будет летним, SAE W30 — зимним, 15w40 — всесезонным.
Увлечение автопроизводителей более жидкими маслами обусловлено требованиями экологии (топливная экономичность) и уменьшением зазоров в парах трения. Именно поэтому на старых авто рекомендуется более густое автомасло.
Таким образом, в Краснодаре нет смысла покупать 5w30 — летом 15w40 будет более уместно. А зимой в Архангельске, напротив, есть смысл заливать 0w30.
Допуск API по качеству соотносит моторное масло с годом разработки двигателя.
Современные группы направлены преимущественно на устранение последствий увлечения автопроизводителей увеличением удельной мощности (работа на повышенных оборотах), экономичности (обедненная топливовоздушная смесь) и экологичности (нейтрализаторы) «одноразовых» ДВС. Например, лодочные моторы Honda BF 50 и Suzuki DF 140 (имеющие в основе автомобильные двигатели), постоянно работающие в диапазоне 5000-6000 оборотов в минуту, довольствуются «устаревшим» SG.
Для бензиновых моторов (S — service)
Модельный год а/м |
1964-68 |
1969-72 |
1973-88 |
1989-94 |
1995-96 |
1997-2000 |
2001-03 |
2004-10 |
2010-20 |
2020-н. в. |
Допуск API |
SD |
SE |
SF |
SG |
SH |
SJ |
SL |
SM |
SN |
SP |
Для дизельных двигателей (C — commercial)
Модельный год а/м |
1961-83 |
1983-90 |
до 1990, турбо |
1990-94 в т. ч. турбо |
1994-98 + турбо |
1998-2002 |
2002-06 турбо и EGR |
2006-17 |
2017-н.в. |
Класс по API |
CC |
CD |
CE |
CF |
CG-4 |
CH-4 |
CL-4 |
CJ-4 |
CK-4 |
Если масло сертифицировано и для «бензинок», и для дизелей — оно маркируется через дробь, например: SL/CH-4.
Трансмиссионные масла с маркировкой GL-5 применяются преимущественно в редукторах мостов и раздаточных коробках, GL-4 — в МКПП.
Российские производители автомасел
В мире всего несколько компаний с производством полного цикла — от добычи нефти до конечного продукта на прилавках магазинов автозапчастей. Основная часть производителей закупает базовую основу и присадки, получая собственный продукт. Но большинство брендов — это упаковщики, разливающие готовое автомасло в собственную тару и продающие его под своей маркой. Поэтому высказывание, что импортные автомасла лучше отечественных, удивляет.
Отметим, что даже до кризиса 2022 года русские НПЗ закрывали 30% потребности внутреннего рынка автомобильных смазочных материалов и экспортировали нефтяную основу зарубежным заводам. Поэтому проблем с импортозамещением в этой области быть не должно (поставки присадок пока не обсуждаем).
Также существует мнение, что в некоторых странах Европы в качестве базы используют рециклинг — продукт переработки вторсырья (по сути — регенерация отработки), а в России — преимущественно новую гидрокрекинговую масляную основу.
Так что ещё неизвестно, какое масло лучше — импортное или российское.Приведем несколько российских производителей автомасел.
- Lukoil (Genesis) — один из крупнейших брендов-изготовителей. В линейке представлены масла: моторные, трансмиссионные, для АКПП и двухтактной техники. Упаковка — от литра до бочки.
- Rosneft — качественное масло для двигателей, поставляемое в т.ч. на автозаводы.
- Sintec — синтетические масла и технические жидкости для автотранспорта.
- Luxe (бывш. Luxoil) предлагает автомасла (в т.ч. с молибденом) и фильтры для большинства иномарок.
- Tatneft — смазочные материалы Татнефть производятся с использованием импортных пакетов присадок (Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite), одобренных у таких мировых автопроизводителей как Mersedes Benz, VW, MAN,Volvo, OPEL и т.п.
Крупные сети автозаправок выпускают и продают на своих АЗС масла, тормозные жидкости и антифризы под собственными брендами — Лукойл, Роснефть, Башнефть (Novoil), ТНК, Газпромнефть (Gazpromneft), Татнефть (Taneco).
Также ничто не мешает использовать в иномарках оригинальные масла с этикеткой УАЗ и LADA — эти технические жидкости соответствуют достаточно высоким требованиям автопроизводителей, двигатели которых конструктивно не уступают массовым зарубежным моделям.
А специальная жидкость для гидроусилителя руля иноавто — обычное ВМГ3 или «веретёнка» (индустриальное масло И-20А для гидросистем).
Таким образом, замена импортных автомасел российскими вполне реальна — необходимо лишь соблюдать требования производителя двигателя по индексу качества масла и к вязкости в соответствии с температурным режимом региона эксплуатации машины. А также не затягивать с заменой более 10 тыс. км (приблизительно 250 моточасов) — мотору от этого будет только лучше. Какую марку выбрать — зависит от личных предпочтений.
Отечественное масло для иномарок: экспертиза «За рулем» — журнал За рулем
Импортные товары исчезли. Что делать в этой ситуации, чтобы не сократить жизнь моторам, выяснили эксперты.
Какое масло заливать в Мазды, Ниссаны, Шкоды?
Материалы по теме
Долил масло, антифриз, бензин — навредил мотору?
Почти все представители автокомпаний, к которым мы обратились с этим вопросом, сделали вид, что не поняли его сути.
Большинство ответили единообразно: заливайте такие продукты, какие соответствуют нашим требованиям! Так отозвались специалисты фирм Volvo, Chery, Renault, Kia, Mitsubishi, Mazda, Hyundai…
Еще категоричнее высказался Nissan: используйте только оригинальные продукты.
Материалы по теме
Что ждет рынок масел — прогноз эксперта
В Шкоде дали понять, что понимают ситуацию, а потому, в случае отсутствия той или иной жидкости, дилер решает вопрос применимости самостоятельно исходя из информации производителя, технических допусков и других параметров.
И только Haval сообщил, что проблем вообще нет, поскольку официальные дилеры используют соответствующие нормам материалы, полностью отвечают за их качество и обладают их достаточным запасом.
Про отечественные масла не вспомнил никто. Пока.
Материалы по теме
Назван способ избавиться от пробокВозврат балльной системы для нарушителей ПДД — самое время?Выручку за «красивые» номера можно разделить на всех россиян
Выбираем российское
Материалы по теме
Когда менять масло? Смотрим на календарь
Между тем компании Лукойл и Sintec Lubricants уверенно подтвердили, что современные российские масла можно заливать в моторы иномарок. На сайтах фирм есть так называемые «подборщики масел»: вводите данные по своему автомобилю и получаете ответ.
Масло, рекомендованное вольвовцами для автомобиля S90 2017 года выпуска:
- Castrol Edge Professional V 0W‑20 с допуском VCC RBS0–2AE 0W‑20. Взамен Лукойл предлагает Genesis Special VL 0W‑20 API SN с тем же допуском.
- Sintec Lubricants, в свою очередь, рекомендует для замены Platinum 0W‑20 API SP ILSAC GF‑6.
Откуда в России современные масла?
Ведь для их производства нужно так называемое базовое масло, а также пакет присадок: и то, и другое — импортное.
Однако базовые масла групп I, II, III частично производят и в России, хотя основной приток идет из-за границы. А вот группы IV и V (сложные синтетические) действительно завозятся, в основном, из-за рубежа.
ГРУППЫ МАСЕЛПо классификации Американского института нефти (API) базовые масла подразделяют на пять категорий. В первом приближении разница между ними следующая: Группа I — обычные минеральные. Много серы, низкий индекс вязкости. Группа II — улучшенные минеральные. Мало серы, высокий индекс вязкости. Группа III — базовые масла, полученные методом каталитического гидрокрекинга. Их относят к полусинтетическим (а некоторые компании — даже к синтетическим). Более высокий индекс вязкости. Группа IV — «настоящая синтетика», очень высокая окислительная стабильность, без парафинов. Группа V — другие синтетические базовые масла и базовые масла на растительной основе — эфиров или эстеров. |
А присадки откуда?
Материалы по теме
Как сэкономить на обслуживании и ремонте автомобиля
Что до присадок, то могут применяться как импортные (для самых современных масел), так и отечественные. Каналы поставок фирмы не разглашают: по моим сведениям, тут возможна самая разная логистика. Скажем, из Дубая, потом через бывшие республики СССР — в общем, вариантов много. И они пока работают.
Имеют ли отечественные масла одобрения?
Да, но ситуация сложная.
К примеру, многие лукойловские масла имеют одобрения фирм Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Renault, Ford, Volvo, GM, Cummins, MAN и других. Различные синтековские масла одобрили Mercedes-Benz, Volvo и Cummins.
Однако сегодня обстановка меняется настолько часто, что ряд «партнеров» начал отзывать свои одобрения — так сказать, в порядке «наказания за строптивость». Раньше соответствующие документы были на сайтах в открытом доступе, теперь их частично убирают. Что никак не отражается на качестве самой продукции. Да и кому сегодня, по большому счету, нужны какие-то одобрения?
Почему наши масла воспринимают как нечто второстепенное?
Материалы по теме
5 простых правил, чтобы избежать масложора (касаются всех!)
Исторически на сервисы поставляли масла как для современных автомобилей, так и для обслуживания «старушек» из ушедшей эпохи. Новейшие масла классов качества SN или SP для старых машин просто не нужны: слишком дорогое удовольствие. А вот древние продукты SF или SG вполне подходят. Напоминаем: в этих обозначениях надо обращать внимание на последнюю букву — чем дальше она от начала латинского алфавита, тем масло современнее.
Большая часть сервисменов приняла разумное решение: современным машинам — дорогое импортное масло, а древним — бюджетное отечественное. И оно никоим образом не является низкокачественным: просто для каждого поколения автомобилей в свое время выпускались технические жидкости того же поколения.
Сегодня отечественные производители выпускают масла разных классов качества, в том числе и самые современные — SN+ и SP. В основном они поставляются на СТО, в том числе на авторизованные, а также на автосборочные заводы. В рознице они не столь востребованы. Некоторые наши производители официально делают масла даже под импортными брендами, хотя это не афишируется.
Что в итоге?
В итоге можно остаться и на супердорогом, для кого-то привычном оригинальном масле, на котором настаивает официальный дилер (автопроизводитель). Но шансы купить то самое, настоящее, даже за баснословные деньги чем дальше, тем больше будут стремиться к нулю. Главное, что это — не катастрофа.
Мнение специалиста
Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ
Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ
— При отсутствии на складах у дилеров рекомендованных или оригинальных жидкостей с фирменными допусками переход на отечественный продукт с аналогичными характеристиками, определенными по классификации SAE, API, ACEA или нашей национальной ААИ, в большинстве случаев неминуем. Хотя руководство по эксплуатации и рекомендует использовать оригинальные жидкости, но, как правило, в этом же документе приводятся универсальные характеристики допустимых к применению жидкостей.
Ряд технических жидкостей производится исключительно за рубежом, не говоря о том, что все высокотехнологичные присадки даже у наших национальных производителей масел зарубежные. Некоторые продукты в настоящее время, на мой взгляд, незаменимы и потребуют определенного цикла разработки и адаптации.
Важно помнить, что автомобиль никто не может снять с гарантии без установления технически обоснованной причинно-следственной связи между дефектом и неоригинальными расходными материалами, примененными при техническом обслуживании. Но, к сожалению, количество таких споров только будет расти.
Мнение сервисмена
Николай Баранов, генеральный директор клубного автосервиса «Детали»
Николай Баранов, генеральный директор клубного автосервиса «Детали»
— Не вижу смысла привязываться к оригинальным маслам и жидкостям. Можно заливать масла альтернативных поставщиков, главное — не ниже спецификации, прописанной заводом-изготовителем вашего автомобиля. Основа импортных масел, изготовленных в России, производится из нашего сырья. Качество на уровне, а может и лучше импортного.
Многие автопроизводители, у которых есть заводы в России, используют российское масло для первой заливки. Мировые бренды уверены в качестве наших масел для эксплуатации своих автомобилей в российских условиях. Также некоторые производители продают под наклейкой оригинального масла российские масла.
При правильном подборе технических жидкостей вы получите качественный продукт за меньшие деньги. Если есть сомнения по новому для вас производителю, просто сократите интервал замены в два раза.
Как понять, можно ли заливать вместо рекомендованного импортного масла отечественное?
Материалы по теме
Сравните стоимость полиса ОСАГО у разных страховщиков
Изучаем пожелания автопроизводителя. Если он указывает только спецификацию АРI, то достаточно лицензии API. При этом не нужно уходить от рекомендованной вязкости: сказано 0W‑20 — значит, такое и заливаем. Время года тут роли не играет: температура двигателя в рабочем состоянии всегда примерно одинакова.
Если же производитель требует к заливке масло, имеющее его одобрение, то лучше, конечно, поискать именно такое. Однако сегодня одобрения носят скорее политический, нежели технический характер, а потому, в крайнем случае, можно обойтись и без него. Отсутствие одобрения еще не говорит о том, что продукт чему-то не соответствует: просто получение одобрения — еще одна бюрократическая процедура. И дополнительные расходы. Но межсервисный интервал замены масла желательно сократить — ресурс мотора от этого только увеличится.
Эти масла высшего на сегодня класса качества SP — отечественные. Эти масла высшего на сегодня класса качества SP — отечественные. ЧЕЙ ПАТЕНТ СТАРШЕ?Первым серийно выпускавшимся ДВС считают двухтактный двигатель Ленуара, запатентованный в 1860 году. А вот патент на первое моторное масло внутреннего сгорания был выдан Джону Эллису только в 1873 году. |
- Лить (или не лить) масло без допусков? Ответ тут.
- «За рулем» можно читать и в ВКонтакте.
Фото: depositphotos.com и «За рулем»
Отечественное масло для иномарок: экспертиза «За рулем»
Импортные товары исчезли. Что делать в этой ситуации, чтобы не сократить жизнь моторам, выяснили эксперты.
Отечественное масло для иномарок: экспертиза «За рулем»
Российские автомобилисты запасаются моторными маслами
Свертывание операций иностранных производителей смазочных материалов, девальвация рубля и проблемы с логистикой, вызванные санкциями, привели к стремительному росту цен на многие товары в России, включая моторные масла. Инсайдеры рынка говорят, что это побудило российских автомобилистов копить свое любимое моторное масло, чтобы избежать следующего повышения цен.
Дефицит моторных масел, оставивший после себя пустые полки, начался через несколько недель после того, как крупные нефтяные компании объявили о планах прекратить операции в России, в том числе производство и сбыт, в знак протеста против вторжения России в Украину.
Получайте оповещения о появлении новых статей Блог об устойчивом развитии .
«Автомобилисты спешат скупить свои обычные моторные масла, — заявил на прошлой неделе Lube Report владелец независимого московского производителя смазочных материалов Cupper Сергей Мамыкин. «Мы наблюдаем рост цен, который колеблется от 30% до 100%».
В своем производстве компания Cupper использует российские базовые масла и смазочные присадки на основе меди собственного производства.
«Даже когда иностранные бренды могут быть импортированы через третьи страны, сложный логистический процесс приведет к значительному росту цен», — сказал он, оценивая, насколько могут вырасти цены.
Россия может столкнуться с длительной нехваткой моторного масла, предупредил представитель OATS Solutions, поскольку основные отраслевые поставщики пакетов присадок к смазочным маслам, включая Infineum, Lubrizol, Afton Chemical и Chevron Oronite, приостановили поставки в Россию, что подкосило отечественных производителей смазочных материалов.
OATS — британская фирма, которая предоставляет информацию и решения по повышению производительности для сектора смазочных материалов.
«Отечественные производители не могут заполнить дыры в поставках из-за нехватки базовых масел и присадок III группы», — сказал Артем Мазаев, представляющий ОАТС в России. «Основные производители присадок больше не поставляют в Россию. В результате отечественные производители покупают присадки в Китае, но это не регулярные поставки».
Вкупе с организационными проблемами многие российские производители смазочных материалов столкнулись с остановкой производства, поскольку не могут выпускать масла с рекомендованными для современной техники и автомобилей пакетами присадок, добавил он.
«Цены растут практически каждый день в хаотичном порядке, и разница в цене на один и тот же товар между одной точкой продажи и другой велика», — сообщил в конце марта в Видео размещено на YouTube-канале Evolution Blending.
На видео, снятом в магазине, торгующем смазочными материалами, он сказал, что менеджеры магазина не в состоянии уследить за почти ежедневными изменениями цен.
«Для всех тех продуктов, которые стоят меньше, например, 4500 рублей (60 долларов США) за четырехлитровую канистру, существует большая вероятность того, что это подделка», — предупредил он.
«Полусинтетика Лукойл 0W-40 в четырехлитровых канистрах стоит 5 200 рублей, аналогичный продукт Castrol стоит около 6 000 рублей, и эти полки почти пусты», — сказал он в ролике. «Завтра эта же четырехлитровая канистра может стоить 7000 рублей. Если вы можете заплатить за масло, я предлагаю прийти и купить его сейчас».
Mobil 1 0W-30 от ExxonMobil стоит 10800 рублей за четыре литра, сказал он. Всего один литр рекомендованного производителем оригинального продукта Mercedes-Benz стоит около 13 000 рублей, а двухлитровая канистра оригинального масла Toyota стоит около 6 000 рублей.
Инфляция в России идет галопом — ЦБ ожидает, что в 2022 году она достигнет 22%, а ВВП страны в этом году упадет на целых 9,2%. Покупательная способность потребителей была подорвана ежедневным повышением цен.
Дуденков рекомендовал автолюбителям беречь свои машины, так как цены на автозапчасти тоже растут.
Когда можно смело заливать российское масло в двигатель иномарки
Большинство владельцев иномарок считают, что в двигатели их автомобилей нужно заливать только иностранные марки. На самом деле это отнюдь не догма, считают эксперты портала «АвтоВзгляд».
Заливать масло в двигатель своего «немца» или «японца», на канистре которого красуется логотип какого-нибудь «Лукойла» или «Роснефти» с «Газпромнефтью», как-то страшновато, согласитесь. Ведь на СТО официальных дилеров иномарок используются смазочные материалы иностранного производства. Личные фобии автовладельцев из серии «что бы ни случилось» в моторно-масляном деле по-прежнему актуальны, как и в давние времена СССР, когда все иностранное по определению считалось лучше отечественного. И объективные факты мало влияют на эти убеждения.
На самом деле реальность такова, что заливать масло (подходящее по вязкости!) в двигатель своей иномарки можно любого производителя, но с одним условием: оно должно иметь допуск производителя автомобиля.
Если такой сертификат присутствует от производителя масла (а все крупные отечественные «масленочные» компании сообщают о таких «допусках» всем и вся при любом удобном случае), то не бойтесь использовать эту смазку в своем автомобиле. Главное, чтобы оно подходило к мотору по вязкости (по SAE) и применимости к типу двигателя (по API). В этом случае ничего страшного от перехода с иностранного масла на отечественное не произойдет.
Скорее всего, мотор даже станет лучше. Дело в том, что зарубежные масла обычно укладываются в очень жесткие нормы по содержанию серы и фосфора в их составе — экология превыше всего, знаете ли! Для российских масел, находящихся в обращении на нашем рынке, допускается заметно большее присутствие этих химических элементов.