Расчет индекса вязкости масла: Калькулятор индекса вязкости по ГОСТ 25371 – ГОСТ 25371-2018 Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости (с Поправкой), ГОСТ от 11 сентября 2018 года №25371-2018

Содержание

Нефтепродукты. Метод расчета индекса вязкости

Кинема*

тическая

вязкость

при

ките

V

Va

Va

Кинема

тическая

вязкость

при

1 НИМ’

V

Va

V*

7,40

86,66

33,79

52,88

12,2

207,8

97,07

110,7

7m

88,85

34,87

53,98

12,3

210,7

98,66

112,0

7,60

91,04

35,94

55,09

12,4

213,6

400,3

113,3

7,70

93,120

37,01

56,20

12,5

24 6.6

101,9

114,7

7,60

95,43

38 Л 2

57.31

12,6

219,6

103,6

116,0

7,90

97.72

3927

58,45

12,7

222,6

105,3

117,4

8,00

100,0

40,40

59,00;

12,8

225,7

107,0

118,7

8,10

102,3

40,57

00,7-1

12,9

228,8

108.7

120,1

8J20

404,6

42,72

61,89

13,0

231,9

100,4

121,5

8Л0

106,9

43,85

63,05

13Л

235,0

1 11<2Л

122,9

8,40

106,2

15,01

64 Л 8

13,2

238Л

11.3,8

124,2

8,5а

11.1,5

46 Л 9

65,32

13,3

24,1.2

1(15,6

125,6

8,60

1)13,9

47,40

66,48

13,4

244,3

Ш-7,3

127,0

8,70

116,2 1

48,57

67,64

13,5

247,1

над-

128,4

8.80

1118*5

49,75

68,79

13,6

250,6

120,8

129,8

&90

120,9

50,96

69,94.

13.7

253,8

122,6

131,2

9,00

123Л

52*20

7|1Л0

13,8

257,0

124,4

132,6

9,10

125,7

531.40

72,27

13,9

260,1

тд

134,0

9Л20

Ш,0

54,61

73*4)2

14*0 *

263,3

128,0

135,4

9J30

130.4

5*5,84

74,57

14 Л

266,6

129,8

136,8

9,40

132,8

57ЛО *

7t5,73

44/2

269,8

13)1,6

138,2

9,50

135*3

58,35

76,9*1

14,3

273,0

133,5

139,6

9,60

137,7

50,68

78,08

14,4

276,3

1 ЗБ’,3

141,0

9,70

140 Л

60*. 87

79.27

14,5

279,6

437,2

142,4

9,80

142,7

62,22

80i.46

14,6

28.3,0

‘ 139 Л

143,9

9,90

145,2

63,54

81,67

14,7

286,4

144.1

145.3

10,00

147,7

64,86

82,87

14,8

289,7

142,9

146,8

Щ\

15(Ш

66,22

84,08

14,9

293,0

144,8 :

148,2

il 0,2

152,9

67,56

85,30

■ 15,0

296,5

146,8 ;

149,7

10*3

155,4

68^90

86,5*1

15,1

300,0

148,8

151,2

10,4

158,0

70,25

87,72

15,2

303,4

150,8

152,6

10,5

160,6

74,63

88,95

15,3

306,9

152,8

154,1

10,0

163,2

73,00

90Л9

15,4

310.3

154,8

155,6

10v7

1653

74,42

91,40

15,5

■ 313,9

156,9

157,0

-10,8

‘ 168,5

76,86

92,65

15,6

317,5

158,9

158,6

10,9

ШЯ

77,33

93,92

15,7

321Л

161,0

160Л

Ф1,0-

173,9

78,75

95 Л 9

15,8

324,6

163,0

161,6

ИЛ

176,6

80Я0

96,45

15,9

328.3

165,2

163,1

МД

\ 79,4 *

81,65

97,71

46,0

331,9

167,3

164,6

J.1,3

182,1

.»813ЛЗ

98,97

16Л

335,5

169,4

166,1

11,4

184,9

84,63

4002

16,2

339,2

171,5

167,7

11,5

187,6 .

8,6 Л 0,

101,5

16,3

342,9

173,7

169,2

М.6

190,4

87,61

102,8

46,4

346,6

175,8

170,7

Г 1,7

193»,3

89,18

104,4

16,5

350,3

178,1

172,3

111,8

196,2

90,75

105,4

16,6

354,1

180,3

173,8

1/U9

199,0

92,30.

106,7

16,7

358,0

182,5

175,4

12,0

201,9

93,87

108,0

16,8

361,7

184,7

177,0

12,1 ,

204,8

95,47

109,4

16,9

365,6

187,0

178,6

Расчет индекса вязкости масла

Данный модуль служит для расчета индекса вязкости нефтепродуктов на основании значений их кинематических вязкостей при 40 и 100°C. Алгоритм расчета идентичен описанному в ГОСТ 25371 (ISO 2909). Метод расчета (А или В) определяется автоматически и указывается в результатах.

Индекс вязкости (ИВ) – это условный показатель, характеризующий степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры и оценивающий крутизну вязкостно-температурной кривой. Чем выше ИВ, тем более пологой кривой характеризуется масло и тем лучше оно для зимней эксплуатации. Чаще всего ИВ определяют по номограмме или расчетным путем, зная значения вязкости исследуемого масла при 40 и 100 0 С. Для автомобильных масел ИВ должен быть не менее 90, а для зимних условий эксплуатации – 120.

Лучшие моторные масла при зимней эксплуатации двигателя должны иметь пологую характеристику зависимости вязкости от температуры, то есть вязкость должна незначительно изменяться от температуры. При кинематической вязкости масла более 3000 сСт (мм 2 /с) запуск двигателя затрудняется. Для снижения зависимости вязкости от температуры в него добавляют присадку (3 … 4 %), например, полиизобутилена. Полиизобутилен получают полимеризацией изобутилена в присутствии катализаторов. Формула изобутилена приведена ниже:

Полиизобутилен изменяет форму в зависимости от температуры. При высокой температуре молекулы вытягиваются в длинные нитевидные цепочки, повышая вязкость. При снижении температуры молекулы полиизобутилена находятся в масле в виде компактных клубков, снижая трение и вязкость.

Согласно ГОСТ 53371-97 «Нефтепродукты, метод расчёта индекса вязкости» [10] индекс вязкости (ИВ) определяют следующим образом. У исследуемого масла, например М4З/10Г1 (SAE 10W30),определяется вязкость в диапазоне температур от 40 до 100 0 С. При 100 0 С кинематическая вязкость должна быть примерно 10 сСт.

По табл. 1 ГОСТа находим, что для исходной вязкости 10 сСт при температуре 40 0 С вязкость для эталонного масла (ИВ = 0) равна 147 сСт, а для ИВ=100 вязкость равна 83 сСт. При температуре 40 0 С вязкость исследуемого масла, для которого определяется ИВ, определена опытным путём и составила 63 сСт. Определим ИВ по формуле

где n1 – кинематическая вязкость при 40 0 С исследуемого масла;

n2 – кинематическая вязкость при 40 0 С эталонного масла с ИВ = 0;

n3 – кинематическая вязкость при 40 0 С эталонного масла с ИВ = 100.

Для нашего примера

Величина ИВ может быть определена по номограмме. Для этого нужно знать вязкость исследуемого масла при 50 и 100 0 С. Для масла М4З/10Г1 вязкость при 50 и 100 0 С составила 43 и 10 сСт. По номограмме ИВ = 130. Чтобы определить ИВ моторного масла по номограмме, необходимо восстановить перпендикуляры от известных значений вязкости при 50 и 100 0 С, и точка пересечения с наклонной прямой на номограмме покажет ИВ для данного масла.

Для легкого запуска двигателя при отрицательных температурах (ниже – 20 0 С) ИВ должен быть не менее 120.

Наиболее высокий индекс вязкости имеют синтетические масла. Синтетические масла представляют собой индивидуальные химические вещества или смесь ограниченного количества веществ, близких по химическому составу и физическим свойствам.

Использование синтетических масел открывает широкие возможности для повышения удельных параметров, экономичности и эффективности ДВС. Это особенно важно, если учесть, что моторные масла на нефтяной основе находятся на пределе своих возможностей по ряду важнейших эксплуатационных свойств, а современные синтетические масла по тем или иным свойствам обладают значительно лучшими показателями. Например, некоторые синтетические масла имеют высокий индекс вязкости (150…170), низкую температуру застывания (– 65 0 C и ниже), вязкость при температуре 250…300 0 С в 2…3 раза большую, чем у равновязких им при 100 0 С нефтяных масел, высокую термическую стабильность при практическом отсутствии образования отложений и потерь на испарение, хорошие смазочные свойства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8945 – | 7615 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Выбор моторного масла – серьезная задача для каждого автолюбителя. И главный параметр, по которому должен осуществляться подбор – это вязкость масла. Вязкость масла характеризует степень густоты моторной жидкости и ее способность сохранять свои свойства при температурных перепадах.

Попробуем разобраться, в каких единицах должна измеряться вязкость, какие функции она выполняет и почему она играет огромную роль в работе всей двигательной системы.

Для чего используется масло?

Работа двигателя внутреннего сгорания предполагает непрерывное взаимодействие его конструктивных элементов. Представим на секунду, что мотор работает “на сухую”. Что с ним произойдет? Во-первых, сила трения повысит температуру внутри устройства. Во-вторых, произойдет деформация и износ деталей. И, наконец, все это приведет к полной остановке ДВС и невозможности его дальнейшего использования. Правильно подобранное моторное масло выполняет следующие функции:

  • защищает мотор от перегрева,
  • предотвращает быстрый износ механизмов,
  • препятствует образованию коррозии,
  • выводит нагар, сажу и продукты сгорания топлива за пределы двигательной системы,
  • способствует увеличению ресурса силового агрегата.

Таким образом, нормальное функционирование моторного отдела без смазывающей жидкости невозможно.

Индекс вязкости масла

Понятие вязкости масел подразумевает способность жидкости к тягучести. Определяется она с помощью индекса вязкости. Индекс вязкости масла – это величина, показывающая степень тягучести масляной жидкости при температурных изменениях. Смазки, имеющих высокую степень вязкости, обладают следующими свойствами:

  • при холодном запуске двигателя защитная пленка имеет сильную текучесть, что обеспечивает быстрое и равномерное распределение смазки по всей рабочей поверхности;
  • нагрев двигателя вызывает увеличение вязкости пленки. Такое свойство позволяет удерживать защитную пленку на поверхностях движущихся деталей.

Т.е. масла с высоким значением индекса вязкости легко адаптируются под температурные перегрузки, в то время как низкий индекс вязкости моторного масла свидетельствует о меньших способностях. Такие вещества имеют более жидкое состояние и образуют на деталях тонкую защитную пленку. В условиях отрицательных температур моторная жидкость с низким индексом вязкости затруднит пуск силового агрегата, а при высокотемпературных режимах не сможет предотвратить большую силу трения.

Кинематическая и динамическая вязкости

Степень тягучести моторного материала определяется двумя показателями – кинематической и динамической вязкостями.

Кинематическая вязкость масла – показатель, отображающий его текучесть при нормальных (+40 градусов Цельсия) и высоких (+100 градусов Цельсия) температурах. Методика измерения данной величины основывается на использовании капиллярного вискозиметра. При помощи прибора измеряется время, требуемое для истечения масляной жидкостипри заданных температурах. Измеряется кинематическая вязкость в мм 2 /с.

Динамическая вязкость масла также вычисляется опытным путем. Она показывает силу сопротивления масляной жидкости, возникающий во время движения двух слоев масла, удаленных друг от друга на расстоянии 1 сантиметра и движущихся со скоростью 1 см/с. Единицы измерения данной величины – Паскаль-секунды.

Определение вязкости масла должно проходить в разных температурных условиях, т.к. жидкость не стабильна и изменяет свои свойства при низких и высоких температурах.

Таблица вязкости моторных масел по температуре представлена ниже.

Расшифровка обозначения моторного масла

Как отмечалось ранее, вязкость – это основной параметр защитной жидкости, характеризующий ее способность обеспечивать работоспособность автомобиля в различных климатических условиях.

Масло, предназначенное для зимнего использования, маркируется цифрой и буквой W, например, 5W, 10W, 15W. Первый символ маркировки указывает на диапазон отрицательных рабочих температур. Буква W – от английского слова “Winter” – зима – информирует покупателя о возможности использования смазки в суровых низкотемпературных условиях. Она имеет большую текучесть, чем летний аналог, для того, чтобы обеспечить легкий запуск при низких температурах. Жидкая пленка мгновенно обволакивает холодные элементы и облегчает их прокрутку.

Предел отрицательных температур, при которых масло сохраняет работоспособность следующий: для 0W – (-40) градусов Цельсия, для 5W – (-35) градусов, для 10W – (-25) градусов, для 15W – (-35) градусов.

Летняя жидкость имеет высокую вязкость, позволяющую пленке крепче “держаться” на рабочих элементах. В условиях слишком высоких температур такое масло равномерно растекается по рабочей поверхности деталей и защищает их от сильного износа. Обозначается такое масло цифрами, например, 20,30,40 и т.д. Данная цифра характеризует высокотемпературный предел, в котором жидкость сохраняет свои свойства.

Масло с вязкостью 30 нормально функционирует при температуре окружающей среды до +30 градусов по Цельсию, 40 – до +45 градусов, 50 – до +50 градусов.

Распознать универсальное масло просто: его маркировка включает две цифры и букву W между ними, например, 5w30. Его использование подразумевает любые климатические условиях, будь то суровая зима или жаркое лето. В обоих случаях, масло будет подстраиваться под изменения и сохранять работоспособность всей двигательной системы.

Кстати, климатический диапазон универсального масла определяется просто. Например, для 5W30 он варьируются в пределах от минус 35 до +30 градусов Цельсия.

Всесезонные масла удобны в использовании, поэтому на прилавках автомагазинов они встречаются чаще летних и зимних вариантов.

Для того чтобы иметь более полное представление о том, какая вязкость моторного масла уместна в вашем регионе, ниже представлена таблица, показывающая диапазон рабочих температур для каждого типа смазывающей жидкости.

Стандарт API

Разобравшись, что означают цифры в вязкости масла перейдем к следующему стандарту. Классификация моторного масла по вязкости затрагивает также стандарт API. В зависимости от типа двигателя, обозначение API начинается с буквы S или C. S подразумевает бензиновые моторы, С – дизельные. Вторая буква классификации указывает на класс качества моторного масла. И чем дальше эта буква находится от начала алфавита, тем лучше качество защитной жидкости.

Для бензиновых двигательных систем существую следующие обозначения:

  • SC –год выпуска до 1964 г.
  • SD –год выпуска с 1964 по 1968 гг.
  • SE –год выпуска с 1969 по 1972 гг.
  • SF –год выпуска с 1973 по 1988 гг.
  • SG –год выпуска с 1989 по 1994 гг.
  • SH –год выпуска с 1995 по 1996 гг.
  • SJ –год выпуска с 1997 по 2000 гг.
  • SL –год выпуска с 2001 по 2003 г.
  • SM –год выпуска после 2004 г.
  • SN –авто, оборудованные современной системой нейтрализации выхлопных газов.
  • CB –год выпуска до 1961 г.
  • CC –год выпускадо 1983 г.
  • CD –год выпускадо 1990 г.
  • CE –год выпускадо 1990 г., (турбированный мотор).
  • CF –год выпускас 1990 г., (турбированный мотор).
  • CG-4 –год выпускас 1994 г., (турбированный мотор).
  • CH-4 –год выпускас 1998 г.
  • CI-4 – современные авто (турбированный мотор).
  • CI-4 plus – значительно выше класс.

Что одному двигателю хорошо, то другому грозит ремонтом

Многие автовладельцы уверены, что выбирать стоит более вязкие масла, ведь они – залог долговечной работы двигателя. Это серьезное заблуждение. Да, специалисты заливают под капоты гоночных болидов масло с большой степенью тягучести для достижения максимального ресурса силового агрегата. Но обычные легковые машины оборудованы другой системой, которая попросту захлебнется при чрезмерной густоте защитной пленки.

Почему класс вязкости так важен в работе механизмов? Представьте на минуту мотор изнутри: между цилиндрами и поршнем есть зазор, величина которого должна допускать возможное расширение деталей от высокотемпературных перепадов. Но для максимального коэффициента полезного действия этот зазор должен иметь минимальное значение, предотвращая попадание в двигательную систему выхлопных газов, образующихся во время горения топливной смеси. Для того, чтобы корпус поршня не нагревался от соприкосновения с цилиндрами, и используется моторная смазка.

Уровень вязкости масла должен обеспечивать работоспособность каждого элемента двигательной системы. Производители силовых агрегатов должны добиться оптимального соотношения минимального зазора между трущимися деталями и масляной пленой, предотвращая преждевременный износ элементов и повышая рабочий ресурс двигателя. Согласитесь, доверять официальным представителям автомобильной марки безопаснее, зная, каким путем эти знания были получены, чем верить “опытным” автомобилистам, полагающимся на интуицию.

Что происходит в момент запуска двигателя?

Если ваш “железный друг” простоял всю ночь на морозе, то наутро показатель вязкости залитого в него масла будет в несколько раз выше расчетной рабочей величины. Соответственно, толщина защитной пленки будет превышать зазоры между элементами. В момент запуска холодного мотора происходит падение его мощности и повышение температуры внутри него. Таким образом, возникает прогрев мотора.

Вязкость моторного масла в рабочих температурах

После того, как двигатель прогрелся, активируется система охлаждения. Один цикл работы двигателя выглядит следующим образом:

  1. Нажим на педаль газа повышает обороты мотора и увеличивает нагрузку на него, в результате чего увеличивается сила трения деталей (т.к. слишком вяжущая жидкость еще не успела попасть в междетальные зазоры),
  2. температура масла повышается,
  3. степень его вязкости снижается (увеличивается текучесть),
  4. толщина масляного слоя уменьшается (просачивается в междетальные зазоры),
  5. сила трения снижается,
  6. температура масляной пленки снижается (частично с помощью охлаждающей системы).

По такому принципу работает любая двигательная система.

Зависимость вязкости масла от рабочей температуры очевидна. Так же, как очевидно то, что высокий уровень защиты мотора не должен снижаться в течение всего периода эксплуатации. Малейшее отклонение от нормы может привести к исчезновению моторной пленки, что в свою очередь негативно отразится на “беззащитной” детали.

Каждый двигатель внутреннего сгорания, хоть и имеет схожую конструкцию, но обладает уникальным набором потребительских свойств: мощностью, экономичностью, экологичностью и величиной крутящего момента. Объясняются эти различия разницей моторных зазоров и рабочих температур.

Последствия заливки масла повышенной вязкости

Бывают случаи, когда автовладельцы, не знают, как определить требуемую вязкость моторного масла для своего автомобиля, и заливают то, которое советуют продавцы. Что случится, если тягучесть окажется выше требуемой?

Если в хорошо прогретом двигателе “плещется” масло с завышенной тягучестью, то для мотора опасности не возникает (при нормальных оборотах). В этом случае, просто повысится температура внутри агрегата, что приведет к снижению вязкости смазки. Т.е. ситуация придет в норму. Но! Регулярное повторение данной схемы заметно снизит моторесурс.

Если резко “дать газу”, вызвав увеличение оборотов, степень вязкости жидкости не будет соответствовать температуре. Это приведет к превышению максимально допустимой температуры в моторном отсеке. Перегрев вызовет повышение силы трения и снижение износостойкости деталей. Кстати, само масло также потеряет свои свойства за достаточно короткий промежуток времени.

Слишком низкая вязкость: опасна ли она?

Погубить бензиновые и дизельные двигатели может низкая степень вязкости. Этот факт объясняется тем, что при повышенных рабочих температурах и нагрузках на мотор текучесть обволакивающей пленки повышается, в результате чего не без того жидкая защита попросту “обнажает” детали. Результат: повышение силы трения, увеличение расхода ГСМ, деформация механизмов. Долгая эксплуатация автомобиля с залитой низковязкостной жидкостью невозможна – его заклинит практически сразу.

Некоторые современные модели моторов предполагают использование так называемых “энергосберегающих” масел, имеющих пониженную вязкость. Но использовать их можно только если имеются специальные допуски автопроизводителей: ACEA A1, B1 и ACEA A5, B5.

Стабилизаторы густоты масла

Из-за постоянных температурных перегрузок вязкость масла постепенно начинает уменьшается. И помочь восстановить ее могут специальные стабилизаторы. Их допустимо использовать в двигателях любого типа, износ которых достиг среднего или высокого уровня.

  • увеличивать вязкость защитной пленки,
  • снижать количество нагара и отложений на цилиндрах мотора,
  • сокращать выброс вредных веществ в атмосферу,
  • восстанавливать защитный масляный слой,
  • достигать «бесшумности» в работе двигателя,
  • предотвращать процессы окисления внутри корпуса мотора.

Разновидности специальных смазок, применяемых на производствах

Смазка веретенного машинного вида обладает низковязкостными свойствами. Использование такой защиты рационально на моторах, имеющих слабую нагрузку и работающих на больших скоростях. Чаще всего, применяется такая смазка в текстильном производстве.

Турбинная смазка. Ее главная особенность заключается защите всех работающих механизмов от окисления и преждевременного износа. Оптимальная вязкость турбинного масла позволяет использовать его в турбокомпрессорных приводах, газовых, паровых и гидравлических турбинах.

ВМГЗ или всесезонное гидравлическое загущенное масло. Такая жидкость идеально подходит для техники, используемой в районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Предназначено такое масло двигателям внутреннего сгорания, оборудованным гидравлическими приводами. ВМГЗ не подразделяется на летние и зимние масла, потому что его применение подразумевает только низкотемпературный климат.

В качестве сырья для гидромасла выступают маловязкие компоненты, содержащие минеральную основу. Для того, чтобы масло достигло нужной консистенции, в него добавляют специальные присадки.

Вязкость гидравлического масла представлена в таблице ниже.

ОйлРайт – еще одна смазка, применяемая для консервации и обработки механизмов. Она имеет водостойкую графитовую основу и сохраняет свои свойства в диапазоне температур от минус 20 градусов Цельсия до плюс 70 градусов Цельсия.

Выводы

Однозначного ответа на вопрос: “какая вязкость моторного масла самая хорошая?” нет и не может быть. Все дело в том, что нужная степень тягучести для каждого механизма – будь то ткацкий станок или мотор гоночного болида – своя, и определить ее “наобум” нельзя. Требуемые параметры смазывающих жидкостей вычисляются производителями опытным путем, поэтому при выборе жидкости для своего транспортного средства в первую очередь руководствуетесь указаниями разработчика. А уже после этого вы можете обратиться к таблице вязкости моторных масел по температуре.

Индекс вязкости моторных масел: что означает, как характеризует

Большинство начинающих и опытных автолюбителей не знают об индексе вязкости масла, зачем показатель нужен. Это важный параметр, требующий внимания.
Индекс — это двух или трехзначное число, выведенное путем эмпирических измерений, обозначает степень качества продукта.


На что влияет индекс вязкости моторного масла

Вязкость масла
Смазка должна обеспечивать необходимую толщину защитной пленки при увеличенных нагрузках. Если густоты недостаточно, жидкость стекает с поверхностей подвижных пар, образуя пятна сухого контакта – это чревато интенсивным износом поршневой группы и подшипников.


С другой стороны, охлаждаясь, лубриканту необходимо сохранить оптимальную текучесть для прокачивания по магистралям и возможности легкой прокрутки коленчатого вала. При негативной реакции, формула слишком плотная для протекания, создает сильное сопротивление на старте – это перегружает аккумулятор, обеспечивает масляное голодание удаленных узлов, подшипников до прогрева ДВС.

Показатель напрямую влияет на стабильность формулы при перепадах температур, характеризует как, поведет себя смазка во время нагрева или охлаждения.

О чем говорит

Типы вязкости
При знании уровня стабильности лубриканта, его основы, можно много сказать о внедренной технологии и качестве продукта.

Для существующих в 2020 году групп лубрикантов выведены допустимые пределы:

  • минералка – 80-130;
  • полусинтетика – 120-150;
  • синтетика – более 160.

Обычно масла вписываются в коридор, однако благодаря применению специальных присадок, изготовитель может принудительно повысить значение.

Определить характеристики продукта можно только по этим двум параметрам. К примеру, синтетические масла с индексом, равным 170, спецификацией SAE 5W30. Изготавливаются из качественной основы с применением передовых присадок. Это означает, что во время перепадов температур от -25 до +30 градусов Цельсия, жидкость будет исправно выполнять свои функции.

У минеральных масел значение гораздо ниже, это значит, что жидкость более зависима от t°, не годится для нестабильного климата и агрессивной эксплуатации.

Как определить вязкость масла при определенной температуре по индексу вязкости


Определить тип масла
Это непостоянная величина, зависящая от температуры внутри двигателя, доходящей до +150°С. Определение кинематической, динамической кривой, устанавливается лабораторным способом. При этом для каждой формулы показатели различаются. Определение густоты смазки по ее индексу, в полевых условиях неприменимо – присутствует большое количество второстепенных факторов, влияющих на результат. Добавляет сложности наличие присадок и загустителей.

Однако примерным ориентиром может стать численный показатель ИВ. Присутствует прямая зависимость, чем выше цифра, тем меньше плотность зависит от колебаний температур. Иными словами, автомасло с индексом 170 будет более стабильно сохранять густоту, чем аналог с отметкой в 90 единиц.

Какой лучше индекс вязкости моторного масла

Индекс автомасла


Определить оптимальный показатель поможет рекомендация завода изготовителя силовой установки. На первый взгляд можно сказать, больше – лучше, однако при углублении в суть «всплывают» нюансы.

Повышенный индекс хорош для новых моторов современного типа, где присутствуют повышенные температурные колебания, используется всесезонное масло. Для ДВС с залитыми зимними или летними лубрикантами повышение показателя не нужно – формула не предназначена для широкого спектра температур.

Таким образом, для круглогодичного применения важно наличие цифры не менее 140 – это обеспечит необходимую стабильность. Сезонным смазкам не нужно активно противостоять морозам или перегреву двигателя, следовательно, показателя 110-120 будет достаточно.

Индекс вязкости масла расчет

Индекс вязкости (ИВ) – это условный показатель, характеризующий степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры и оценивающий крутизну вязкостно-температурной кривой. Чем выше ИВ, тем более пологой кривой характеризуется масло и тем лучше оно для зимней эксплуатации. Чаще всего ИВ определяют по номограмме или расчетным путем, зная значения вязкости исследуемого масла при 40 и 100 0 С. Для автомобильных масел ИВ должен быть не менее 90, а для зимних условий эксплуатации – 120.

Лучшие моторные масла при зимней эксплуатации двигателя должны иметь пологую характеристику зависимости вязкости от температуры, то есть вязкость должна незначительно изменяться от температуры. При кинематической вязкости масла более 3000 сСт (мм 2 /с) запуск двигателя затрудняется. Для снижения зависимости вязкости от температуры в него добавляют присадку (3 … 4 %), например, полиизобутилена. Полиизобутилен получают полимеризацией изобутилена в присутствии катализаторов. Формула изобутилена приведена ниже:

Полиизобутилен изменяет форму в зависимости от температуры. При высокой температуре молекулы вытягиваются в длинные нитевидные цепочки, повышая вязкость. При снижении температуры молекулы полиизобутилена находятся в масле в виде компактных клубков, снижая трение и вязкость.

Согласно ГОСТ 53371-97 «Нефтепродукты, метод расчёта индекса вязкости» [10] индекс вязкости (ИВ) определяют следующим образом. У исследуемого масла, например М4З/10Г1 (SAE 10W30),определяется вязкость в диапазоне температур от 40 до 100 0 С. При 100 0 С кинематическая вязкость должна быть примерно 10 сСт.

По табл. 1 ГОСТа находим, что для исходной вязкости 10 сСт при температуре 40 0 С вязкость для эталонного масла (ИВ = 0) равна 147 сСт, а для ИВ=100 вязкость равна 83 сСт. При температуре 40 0 С вязкость исследуемого масла, для которого определяется ИВ, определена опытным путём и составила 63 сСт. Определим ИВ по формуле

где n1 – кинематическая вязкость при 40 0 С исследуемого масла;

n2 – кинематическая вязкость при 40 0 С эталонного масла с ИВ = 0;

n3 – кинематическая вязкость при 40 0 С эталонного масла с ИВ = 100.

Для нашего примера

Величина ИВ может быть определена по номограмме. Для этого нужно знать вязкость исследуемого масла при 50 и 100 0 С. Для масла М4З/10Г1 вязкость при 50 и 100 0 С составила 43 и 10 сСт. По номограмме ИВ = 130. Чтобы определить ИВ моторного масла по номограмме, необходимо восстановить перпендикуляры от известных значений вязкости при 50 и 100 0 С, и точка пересечения с наклонной прямой на номограмме покажет ИВ для данного масла.

Для легкого запуска двигателя при отрицательных температурах (ниже – 20 0 С) ИВ должен быть не менее 120.

Наиболее высокий индекс вязкости имеют синтетические масла. Синтетические масла представляют собой индивидуальные химические вещества или смесь ограниченного количества веществ, близких по химическому составу и физическим свойствам.

Использование синтетических масел открывает широкие возможности для повышения удельных параметров, экономичности и эффективности ДВС. Это особенно важно, если учесть, что моторные масла на нефтяной основе находятся на пределе своих возможностей по ряду важнейших эксплуатационных свойств, а современные синтетические масла по тем или иным свойствам обладают значительно лучшими показателями. Например, некоторые синтетические масла имеют высокий индекс вязкости (150…170), низкую температуру застывания (– 65 0 C и ниже), вязкость при температуре 250…300 0 С в 2…3 раза большую, чем у равновязких им при 100 0 С нефтяных масел, высокую термическую стабильность при практическом отсутствии образования отложений и потерь на испарение, хорошие смазочные свойства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9530 — | 7348 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Данный модуль служит для расчета индекса вязкости нефтепродуктов на основании значений их кинематических вязкостей при 40 и 100°C. Алгоритм расчета идентичен описанному в ГОСТ 25371 (ISO 2909). Метод расчета (А или В) определяется автоматически и указывается в результатах.

Текст ГОСТ 25371-2018 Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC,

НЕФТЕПРОДУКТЫ

Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости

(ISO 2909:2002, NEQ)

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ ло межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы». Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (АО «ВНИИ ПН»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 мая 2018 г. N* 109-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наиыеиование страны no МК (ИСО 3166) 004-97

Коя страны по МК (ИСО 3166)004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Рвспубгыки Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Институт стандартизации Молдовы

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 сентября 2018 г. N9 581-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 25371—2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2019 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 2909:2002 «Нефтепродукты — Расчет индекса вязкости ло кинематической вязкости» («Petroleum products — Calculation of viscosity index from kinematic viscosity». NEQ)

6 ВЗАМЕН ГОСТ 25371—97 (ИСО 2909—81)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.nj)

© Стандартинформ, оформление. 2018

8 Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости

Petroleum products. Calculation of viscosity index by kinematic viscosity

Дата введения — 2019—07—01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает два метода расчета индекса вязкости VI нефтепродуктов и родственных им продуктов в зависимости от кинематической вязкости при температуре 40 *С и 100 ’С:

♦метод А применяют для нефтепродуктов с индексом вязкости от 0 до 100 включительно [см. формулу (1)]:

— метод Б применяют для нефтепродуктов с индексом вязкости от 100 и выше.

Примечание — Результаты расчета индекса вязкости VI по кинематической вязкости при температуре 40 *С и 100 *С практически идентичны результатам ранее применявшейся системы расчета индекса вязкости с использованием кинематической вязкости при температуре 37.76 *С и 98.89 *С.

1.2 Для расчета индекса вязкости нефтепродуктов с кинематической вязкостью от 2 до 70 мм 2 /с при температуре 100 *С используют данные, приведенные в таблице 1. Для расчета индекса вязкости нефтепродуктов с кинематической вязкостью более 70 мм 2 /с при температуре 100 °C используют формулы (2) и (3). Для расчета индекса вязкости нефтепродуктов с кинематической вязкостью менее 2 мм 2 /с при температуре 100 в С используют формулы (4) и (5).

1 В настоящем стандарте кинематическая вязкость выражается в квадратных миллиметрах на секунду (мм 2 /с). кратных единице системы СИ (м 2 /с). На практике обычно применяют сантисгокс (сСт). 1 сСт = 1 мм 2 /с.

2 В тех случаях, когда данные по кинематической вязкости при температуре 40 ‘С и 100 *С отсутствуют, оценку индекса вязкости можно выполнить путем расчета кинематической вязкости при температуре 40 *С и 100 ’С по данным, полученным при других температурах. Такие данные индекса вязкости можно использовать только для информации, а не для оценки соответствия.

1.3 В качестве эталона принята вязкость дистиллированной воды при температуре 20 ’С. равная 1.0038 мм 2 /с. Определение кинематической вязкости нефтепродуктов проводят в соответствии с ГОСТ 33 или ГОСТ 33768.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 33—2016 Нефть и нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости

ГОСТ 33788—2015 Метод определения кинематической вязкости и расчет динамической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:

3.1 индекс вязкости VI: Расчетная величина, которая характеризует изменение вязкости нефте

продуктов в зависимости от температуры.

Примечание — Чем больше индекс вязкости нефтепродукта, тем меньше влияние температуры на его кинематическую вязкость.

4 Сущность метода

Кинематическую вязкость при температуре 40 ’С и 100 в С определяют стандартным методом испытания. а индекс вязкости рассчитывают по полученным данным испытаний с использованием известных корреляций.

5 Определение кинематической вязкости

Кинематическую вязкость нефтепродуктов при температуре 40 *С и 100 *С определяют в соответствии с ГОСТ 33.

Индекс вязкости рассчитывают с использованием одного из методов, приведенных в 6.1 и 6.2.

6.1.1 Метод А применяют для нефтепродуктов, индекс вязкости которых составляет от 0 до 100 включительно.

6.1.2 Индекс вязкости VI нефтепродукта рассчитывают по формуле

где L — кинематическая вязкость нефтепродукта при температуре 40 ’С, выраженная в квадратных миллиметрах в секунду, имеющего индекс вязкости, равный 0. и такую же кинематическую вязкость при температуре 100 «С, как и нефтепродукт, индекс вязкости которого необходимо

U — кинематическая вязкость нефтепродукта при температуре 40 ’С. выраженная в квадратных миллиметрах в секунду, индекс вязкости которого необходимо рассчитать:

Н — кинематическая вязкость нефтепродукта при температуре 40 ’С. выраженная в квадратных миллиметрах в секунду, имеющего индекс вязкости, равный 100. и такую же кинематическую вязкость при температуре 100 *С. как и нефтепродукт, индекс вязкости которого необходимо рассчитать.

6.1.3 Если кинематическая вязкость нефтепродукта при температуре 100 в С находится в диапазоне от 2 до 70 мм 2 /с. то соответствующие значения Lu Н принимают из данных, приведенных в таблице 1. Если значения в таблице 1 отсутствуют, но находятся в диапазоне таблицы, их рассчитывают методом линейной интерполяции.

Таблица 1 — Измеренные значения L и Я для кинематической вязкости

при температуре 100 *С. ыы 2 /с

L при температуре 40 *С. мм 2 . 2 /с нефтепродукта, имеющею индекс еямости. равный

L при температуре 40 *С.

мм 2 /с нефтепродукта, имеющего индекс еямости.

Н при температуре

40 “С. мм 2 /с нефтепродукта. имеющего индекс еямости. равный ТОО

Индекс вязкости масел определение — Справочник химика 21

    Индекс вязкости масла МС-20С находят по табл. 2 на пересечении значений вязкости масла, определенной при 50 и 100° С. [c.141]

    Индекс вязкости является относительной величиной, показываю щей степень изменения вязкости масла в зависимости от температурь т. е. характеризует пологость температурной кривой вязкости масла. Он определяется при помощи двух серий эталонных масел. Эталонные масла первой серии имеют очень пологую температурную кривую вязкости, и их индекс вязкости условно принят за 100,единиц. Эталонные масла второй серии имеют очень крутую температурную кривую вязкости, и их индекс вязкости принят за нуль. Масла одной и той же серии отличаются друг от друга только величиной вязкости. Определение индекса вязкости основано на сравнении испытуемого масла с двумя эталонными маслами двух серий, имеющими при 98,8° С вязкость, одинаковую с вязкостью испытуемого масла.  [c.155]


    Для определения индексов вязкости служит таблица, которой пользуются тогда, когда для испытуемого масла известны кинематические вязкости при любых двух температурах в пределах от 40 до 120° Ц и если разность между этими температурами достаточно велика (не менее 40° С). [c.269]

    Общая методика определения индекса вязкости заключается в следующем 1) определяют экспериментально и выражают в секундах вязкость испытуемого масла при 100°F и 210°Р 2) находят, пользуясь вспомогательной таблицей (см. табл. 36) или выведенными Дином и Дэвисом уравнениями значения величин Н и L и подставляют их в приведенную выше формулу. Уравнения для вычисления величин Н и L  [c.754]

    Существует несколько систем определения индекса вязкости, но наибольшее значение получила система Дина и Девиса. Расчеты, позволяющие определять индексы по этой системе, таблицы и номограммы, приводятся в справочниках по моторным маслам [И]. [c.393]

    Повышение индекса вязкости масел при добавлении вязкостных присадок можно объяснить следующим образом. Под влиянием колебательно-вращательных движений макромолекулы полимера принимают в растворах самые разнообразные формы. В разбавленных растворах макромолекулы менее зависят друг от друга в своем тепловом движении, поэтому конформационный набор их весьма разнообразен. При этом вязкость разбавленных растворов вязкостных присадок мало зависит от температуры, и загущенные масла имеют высокий индекс вязкости. С увеличением концентрации вязкостных присадок в маслах расстояние между макромолекулами быстро сокращается, появляется межмолекулярное взаимодействие и набор конформаций, принимаемых макромолекулами, обедняется. Поэтому максимум значения индекса вязкости соответствует определенному значению концентрации вязкостной присадки. Дальнейшее увеличение концентрации вязкостной присадки приводит к снижению индекса вязкости загущенных масел. [c.144]

    И 100° С, а наклонные линии соответствуют значениям ИВ в пределах от —40 до 120. Определение ИВ сводится к восстановлению перпендикуляров к осям координат из точек, отвечающих вязкостям исследуемого масла при 50 и при 100° С. Точка пересечения перпендикуляров с наклонными линиями дает искомую величину ИВ. Еще более удобна для нахождения индекса вязкости номограмма, разработанная Г. В. Виноградовым (рис. 17). Ключ к пользованию номограммой дается в правом ее углу. Определение ИВ сводится к соединению прямыми линиями известных величин вязкости при [c.54]


    Было найдено, что уже малые количества полимеров вызывают сильное повышение вязкости масла улучшается также температурная кривая вязкости (индекс вязкости). Результаты определения вязкости и индекс вязкости различных образцов масел даны в табл. 47. [c.251]

    ОЧИСТКИ (прямая А) и для того же масла +1% п Рафина» (прямая В). Из этого графика видно, что (л строго подчиняется показательному закону, гак же как и /. Прибавление парафина к маслу хотя и повышает подвижность его в определенной области температур, но наклон прямой меняется и становится более крутым, вследствие чего подвижность масла начинает падать ниже таковой для масла 0ез парафина. Это обстоятельство опровергает общепринятый взгляд на положительное влияние парафина на индекс вязкости масла при температурах ниже определенной критической температуры парафин начинает понижать индекс остаточной вязкости масла.  [c.186]

    При определении индекса вязкости масла по данной формуле должно соблюдаться следующее условие все три масла С, Н и V должны иметь одинаковую вязкость в секундах Сейболта при 98,9° С. [c.6]

    При определении индекса вязкости масла по данной формуле нужно соблюдать следующее условие все три масла Ь, Н ш V должны иметь одинаковую вязкость при 99°. В связи с этим эталонные масла нужно подбирать из двух серий масел, обладающих необходимой градацией вязкости при 99°. [c.40]

    Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя. Высокий индекс вязкости необходим для всесезонных масел и некоторых гидравлических масел (жидкостей). Индекс вязкости определяется (по стандартам ASTM D 2270, DFN ISO 2909) при помощи двух эталонных масел. Вязкость одного из них сильно зависит от температуры (индекс вязкости принимается равным нулю, VI=0), а вязкость другого — мало зависит от температуры (индекс вязкости принимается равным 100 единиц, VI =100)., При температуре 100°С вязкость обоих эталонных масел и исследуемого масла должна быть одинаковой. Шкала индекса вязкости получается делением разницы вязкостей эталонных масел при температуре 40°С на 100 равных частей. Индекс вязкости исследуемого масла находят по шкале после определения его вязкости при температуре 40°С, а если индекс вязкости превышает 100, его находят расчетным путем (рис. 2.8). [c.49]

    Критерием качества рафината, по которому ведется управление процессом, служит, как правило, его показатель преломления при 50 или 60 С. Он определяется быстро, с достаточной точностью и связан с другими показателями качества как рафината, так и готового масла. При постоянном составе поступающего на очистку сырья по показателю преломления рафината может быть определен такой важный показатель качества масла, как индекс вязкости. При очистке остаточного сырья управление про- [c.212]

    Перегонка нефти при атмосферном давлении удаляет из нее бензин и дистиллятные компоненты топлива, оставляя мазут, который содержит смазочные масла и гудрон. Дальнейшая перегонка под вакуумом дает так называемые «вакуумные дистилляты» в верхней части колонны и гудрон в виде остатка. Простая

9 лабораторная

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЯЗКОСТИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА

Цель: Целью работы является определение вязкости масла при температурах 100, 50 и 20 °С, необходимых для построения вязкостно-температурной характеристики масла, оп­ределение значения 50/100, определение индекса вязкости и определение группы вязкости, к которой принадлежит данное масло.

Общие сведения

Вязкость является одним из основных параметров, характеризующих эксплуатационные свойства масла, поэтому большинство масел маркируется по их вязкости. Это прежде всего связано с обеспечением жидкостного трения для образования необходимого смазочного слоя между трущимися поверхностями и предотвращения непосредственного их контакта.

Данному требованию будет удовлетворять масло с большей вязкостью. Но, с другой стороны, увеличение вязкости масла ведет к повышению непроизводительных потерь мощности двигателя на трение и как следствие — к падению его к.п.д. Поэтому вязкость масла должна быть минимальной, но достаточной для создания жидкостного трения.

Кроме того, вязкость определяет низкотемпературные свойства масла, т. е. способность обеспечивать легкий запуск двигателя зимой и надежную подачу масла из картера к наиболее ответственным деталям в период пуска и прогрева двигателя. Вязкость масел при понижении температуры возрастает, а при повышении снижается.

Эти выводы подтверждает показанная на рис. 19.12 зависимость изменения момента М сопротивления вращению и частоты вращения n коленвала двигателя от динамической вязкости n моторного масла. Большое значение имеет здесь характер изменения вязкости масла с изменением температуры. При эксплуатации двигателей весьма важно, чтобы в диапазоне рабочих температур масло имело высокую, обеспечивающую жидкостное трение, вязкость, а при сравнительно низких температурах запуска — меньшую вязкость, чтобы ослабить момент сопротивления при прокручивании коленвала и обеспечить соответствующую прокачиваемость масла в системе смазки. Поэтому зависимость вязкости от температуры является его важнейшей эксплуатационной характеристикой.

Вязкостно-температурные свойства масел оценивают индексом вязкости. Индекс вязкости (ИВ) представляет собой относительную величину, которая показывает степень изменения вязкости конкретного масла в зависимости от температуры в сравнении с эталонными маслами.

На практике при вычислении ИВ обычно пользуются номограммами. Для этого необходимо знать кинематическую вязкость испытуемого масла при 50 и 100 °С. По точке пересечения значений этих вязкостей на номограмме в области прямых индексов вязкости определяют искомый показатель испытуемого масла. Отношение 50/100 характеризует крутизну вязкостно-температурной кривой в диапазоне прогретого масла. Для моторных масел, предназначенных к применению зимой и в северных регионах, 50/100 < 4. Крутизну ВТХ выражают также температурным коэффициентом вязкости (ТКВ), который определяют при температуре 0— 100° С:

(19.12)

Для зимних масел ТКВ0-100 < 22; для всесезонных < 25; для летних < 35—40.

Особенно быстро вязкость изменяется при низких температурах. Чем более полого протекает вязкостно-температурная кривая, называемая вязкостно-температурной характери­стикой масла, т.е. чем меньше изменяется вязкость при изменении температуры, тем лучше будут эксплуатационные качества масла.

Вязкостно-температурные свойства масел нормируются по стандарту величиной кинематической вязкости при 100 °С и максимально допустимым отношением кинематической вязкости при 50 °С к кинематической вязкости при 100 °С, а для зимних масел — предельными значениями вязкости при О °С.

Для автотракторных масел также имеет значение изменение вязкости при увеличении давления, причем заметное возрастание наблюдается при давлениях более 0,5 МПа. Чем выше давление и больше исходная вязкость, тем сильнее изменение вязкости. В интервале температур от 20 до 100° вязкость увеличивается в соответствии с табл. 19.8.Для подсчета изменения вязкости с возрастанием давленz-используется формула Г.А;Морозова ;

gpg0aр (L9.13)

где gp — вязкость масла при давлении Р;

g0 —вязкость масла при атмосферном давлении;

ар — постоянный коэффициент для нефтяных масел — 1,002—1,004.J

Вязкостью называется свойство, проявляющееся в сопротивлении, которое оказывает жидкость при перемещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости.

Величину вязкости измеряют в динамических и кинематических единицах.

Единицей динамической вязкости является пуаз, представляющий собой вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 см2, находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и перемещающихся относительно друг друга со скоростью 1 см/с, силой в 1 дину. Сотая часть пуаза называется сантипуаз.

В системе СИ 1 пуаз = 0,1 Н с/м2

Динамическая вязкость при температуре t обозначается t

Вязкость в пуазах определяют обычно при низких температурах, когда масло обладает плохой текучестью и его надо проталкивать через капилляр воздействием внешней силы.

Кинематической вязкостью () называется отношение динамической вязкости жидкости к её плотности при температуре определения,.т;,е.

 = t / (19:14)1

За единицу кинематической вязкости принят стоке (Ст). Вязкость моторных масел измеряется в сотых долях стокса, называемых сантистоксом (сСт).

Для нефтепродуктов наиболее распространено определение кинематической вязкости с помощью капиллярных вискозиметров. Метод определения основан на том, что вязкость жидкости прямо пропорциональна времени протекания их одинаковых количеств через один и тот же капилляр, обеспечивающий ламинарность потока. Прибор для определения кинематической вязкости моторного масла показан на рис. 19.5.

Кинематическую вязкость определяют для тех масел, которые, обладают текучестью, т.е. протекают через капилляр под воздействием силы тяжести самого масла.

Ниже приведена методика определения кинематической вязкости.

Определение кинематической вязкости

Кинематическую вязкость масел определяют в соответствии с ГОСТ 33-82 подобно определению вязкости топлив (см. работу 3). Различие имеется в температуре определения и диаметре капилляра используемых вискозиметров.

В соответствии со стандартами на масла вязкость определяют при температуре 100 и 50°, и лишь для отдельных марок зимних масел предусмотрено дополнительное определение вязкости при О °С.

Для заполнения термостата применяют следующие жидкости при температуре от 50 до 100° — нефтяное прозрачное масло или глицерин, от 20 до 50° — воду, от 0 до 20° — смесь воды со льдом, при более низших температурах этиловый спирт с твердой углекислотой.

При определении вязкости выбирают вискозиметр с таким диаметром капилляра, чтобы время протекания масла при заданной температуре были в пределах ЗОО 180 с.

Рекомендуемые диаметры капилляров при определении вязкости различных масел приведены в табл. 19.9. :Кинематическую вязкость в сантистоксах вычисляют по формуле v = с • t, где с — постоянная вискозиметра, сСт/с, приведенная в паспорте; t — среднее время истечения масла, с.

На основе найденных вязкостей при 50 и 100° вычисляют отношение 50/100.

Порядок проведения работы

  1. Установить вискозиметр в водяной бане так, чтобы капилляр был в строго вертикальном положении и верхняя метка была ниже уровня воды.

  2. Нагреть до требуемой температуры и поддержать ее постоянной в течение 5—10 мин, чтобы масло, находящееся в вискозиметре, приняло температуру воды.•; 3.,С помощью, резиновой трубки, и вакуум-насоса осторож­но засосать масла выше метки между расширениями, следя за тем, чтобы не образовывались пузырьки воздуха и разрывы слоя масла, а также не произошло засасы­вания масла в резиновую трубку.

: 4. Отсоединить резиновую трубку от вакуумного насоса и наблюдать за перетеканием масла. Когда его уровень достигнет верхней метки, включить секундомер и остановить его, когда уровень масла минует нижнюю метку. Записывая время, отмененное секундомером, повторить испытание при каждой заданной температуре и подсчитать среднее арифметическое значение. Данные отдельных замеров должны отличаться от среднеарифметического не более чем на 0,5’%.

  1. Среднее время перетекания масла в секундах три каждой температуре умножить на .постоянную вискозиметра С, приведенную в паспорте и определить кинематическую вязкость в (сСт)— v = с • t.

  2. По полученным значениям кинематической вязкости при температуре 20, 50 и 100 °С построить график (вязкостно-температурную характеристику), откладывая по оси абсцисс температуры, а по оси ординат — вязкость.

  3. Значение кинематической вязкости при 100 °С сравнить с требованиями ГОСТа и сделать вывод о принадлежности масла к той или иной группе.

  4. Определить отношение 50/100.

9. По номограмме определить индекс вязкости масла.

Отчет о выполненной работе

1. В отчете необходимо дать понятие о вязкости смазочного масла и ее влиянии на работу автомобильного двигателя. Указать перечень приборов и материалов, применяемых в работе.

  1. Привести краткое описание методики проведения работы с поясняющими рисунками и таблицами,

  2. Привести результаты проведенного испытания.

  3. Построить вязкостно-температурную характеристику испытуемого масла.

  4. Привести значения индекса масла и 50/100.

7. Сравнить полученные результаты с требованиями ГОСТ.

4

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *