От чего плавают обороты на холостом ходу – : ,

Содержание

Плавающие обороты холостого хода | АВТОСТУК.РУ

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — это двигатель, в котором топливно-воздушная смесь сгорает внутри рабочей камеры. Принцип работы — из тепловой энергии получать механическую энергию.

Работа ДВС связана с точной работой топливно системы. А это и подача топливо с воздухом и вывод выхлопных газов. Влияет на работу мотора настройка системы зажигания, насколько точно отрегулированы зазоры впускных и выпускных клапанов.

Содержание статьи:

  1. Холостой ход двигателя.
  2. Признаки нестабильной работы ДВС на холостом ходу (ХХ).
  3. Причины нестабильной работы двигателя на ХХ.
  4. Как настроить двигатель на устойчивую работу на ХХ.
  5. Вывод.
  6. Видео.

 

Холостой ход двигателя

Холостой ход работы двигателя — это когда автомобиль стоит на нейтральной скорости, никаких нагрузок на двигатель не создаются, мотор работает по настроенному режиму подачи топлива на ХХ.

Иногда бывает, все вроде бы в порядке, но нет, никак двигатель не может начать устойчиво работать. Устойчивость в работе — это значит, то нет резкой подачи топлива или, наоборот, резкого ограничения ее, вибрация двигателя на одном уровне, шум также одинаковый.

То есть, нестабильная работа двигателя — это, когда стрелка тахометра скачет от 500 до 1500 оборотов в минуту. Причем, холодный двигатель и горячий, по-разному могут вести себя.

Самая простая причина такой нестабильности в работе — это загрязнение свечей, например, залило свечи. Что делать в этому случае, я рассказывал. Еще причиной может быть — забился воздушный или масляный фильтр или, еще сложнее, износ деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).

 

Какие обороты должны быть на холостом ходу

Большинство автомобильных заводов настраивают работу двигателя таким образом, чтобы на холостом ходу он работа при оборотах в минуту 700-900.

В некоторых случаях, например, при поломке стартера, генератора или при севшем АКБ, не надо глушить мотор, иначе потом не заведете. Поэтому, иногда работах на ХХ может длиться долго.

 

Признаки нестабильного режима холостого хода

Причина неисправности может быть и в автомобильном командном центре — электронном блоке управления (ЭБУ). В ЭБУ передаются данные с разных датчиков. Если данные с какого-либо датчика не подаются или подаются неправильно, компьютер неправильно настраивает дозу топлива, из-за чего и плавают обороты.

Поэтому при плавающих оборотах ХХ, надо проверить следующее:
  • датчик холостого хода;
  • расход топлива и воздуха;
  • рециркуляционный клапан отработанных газов;
  • дроссельную заслонку, вовремя ли она откликается.

Недавно опубликовал материал о датчике положения дроссельной заслонки. Прочтите, может пригодиться.

Если все электронные датчики в порядке, надо проверить детали и узлы на механические повреждения.

Если жиклер забит, то смесь будет подаваться богатая в камеры сгорания цилиндров, отсюда и будут очень малые обороты двигателя.

Очистка или замена свечей зажигания. Ресурс их от 50 до 100 тысяч километров пробега.

Если изоляция магнитного клапана стерлась или выгорела, надо первым делать доехать до автосервиса и устранить поломку.

Сейчас мало машин с карбюраторными двигателями, но, если у вас карбюраторный мотор, то надо проверить расположение поплавков и отрегулировать уровень топлива. Если на двигателе есть потека моторного масла, значит прогорела прокладка или не должным моментом сил была затянута головка блока цилиндров (ГБЦ).

 

Причины неправильной работы на холостом ходу

Износ деталей ЦПГ — одна из частых причин, почему плавают обороты на ХХ. Или это может быть износ системы выпуска EGR — Exhaust Gas Recirculation — это система рециркуляции выхлопных газов (устанавливается для снижения токсичности выхлопных газов). Или это может быть сбой в системе зажигания. Или это может быть коррозия лопастей.

Если забит клапан системы рециркуляции EGR, ремонт делают продувкой системы или замены этого клапана.

Если плавают обороты дизельного двигателя, то причина может быть в коррозии насоса или лопастей турбины.

Если добавить моторное масло (100-200 грамм) в топливный бак дизельного автомобиля, то лопасти насоса смажутся и будут защищены от износа.

Низкая компрессия — это, если изношены поршни, цилиндры и масляные кольца, а также прогорание клапанов. Еще может быть — не герметичность головки блока цилиндров. В этом случае идет подсос воздуха в двигатель. Естественно, режим работы мотора будет не стабильным. Для сбора ГБЦ и клапанной крышки, надо использовать герметик. О герметике есть материал — Герметик для клапанной крышки.

Если пробита прокладка под головкой, то при попадании жидкости охлаждения в цилиндры, может произойти гидроудар двигателя, это в материале очистка поршней.

Кроме вышеперечисленных деталей, надо проверить еще бронепроводы. Это проводы, которые идут на свечи. Если они пробиты, то высоковольтное напряжение не передается стабильно.

 

Стабилизация работы ДВС на ХХ

Стабильные обороты можно выставить при помощи:

  1. Очистить клапан он отложений на масляном картере. Для этого надо снять картер двигателя и промыть чистящими средствами от масляных и пылевых отложений. Детали моют в керосине и высушивают. Монтируют клапан на место и ставят картер.
  2. Вентиляция картера. В картере скапливаются газы после сгорания топлива и масла. После продувки картера, уменьшается расход масла и топлива, появляется стабильность в работе агрегата.
  3. Проверяем цилиндры на герметичность. Откручиваем свечу, закручиваем вместо него манометр и поворачиваем ключ зажигания. Если компрессия низкая, значит воздух куда-то уходит, надо искать причину. Подсос воздуха может быть через трещины в металле.
  4. Проверяем трубки подачи воздуха.
  5. Промываем дроссельную заслонку. На ней скапливаются отложения.
  6. Проверяем ДМРВ — датчик массового расхода воздуха. Он не ремонтируется, только под замену.
  7. При выходе из строя электромагнитного клапана карбюратора (если мотор карбюраторного типа) сразу появляется плавание оборотов как на холостом ходу, так и под нагрузкой.
  8. Промыть ТНВД — топливный насос высокого давления в дизельных агрегатах.

 

Вывод

Вовремя менять масло, жидкости охлаждения, правильно прикуривать автомобиль (если приходится это делать), менять фильтры и т.д. — все это ведет к увеличению срока службы ДВС, увеличению межремонтного периода.

 

Видео

Что делать, если плавают обороты холостого хода на ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114,2115.

Полезные советы, если плавает ХХ. Это видео популярно и имеет много лайков.

 

autostuk.ru

От чего плавают обороты на холостом ходу

Возможность реализации обратной связи – преимущество систем электронного впрыска топлива и их кардинальное отличие от других систем питания двигателей внутреннего сгорания. При этом речь идет об управлении составом смеси и о прямом регулировании самого режима работы мотора – ЭБУ впрыска может либо корректировать обороты в некотором диапазоне (автомобили с «механическим» дросселем), либо ими управляет («электронный» дроссель).

Однако возможны ситуации, когда ЭСУД не способна поддержать нужный режим. Один из характерных симптомов этого – «плавание» оборотов, их постоянное изменение с четко выраженной периодичностью.

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.

При этом характерная особенность систем впрыска ВАЗ – самоадаптация РХХ: в момент включения зажигания происходит автоматическая установка нулевого положения — перед запуском двигателя ЭБУ впрыска «знает», что РХХ закрыт. Это происходит очень просто – подается команда на перемещение штока на полный ход (255 шагов). В каком бы положении он ни был при включении зажигания, исправный РХХ закроется полностью.

Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.

Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей.

Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.

Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.

В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:

За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.

Окончательная адаптация происходит уже под нагрузкой, во время разгона (согласно тому же письму, требуется поднять обороты до 4000 на второй передаче).

Если у систем с РХХ загрязнение штока и канала регулятора было основной причиной плавания оборотов, то у систем с электронным газом критично состояние самой дроссельной заслонки и ее правильная адаптация. Она обязательно выполняется после очистки дросселя. Чтобы запустить процедуру адаптации без диагностического оборудования, отключите «массу» на аккумуляторе на 8-10 минут: при этом память адаптаций сбрасывается, так как не энергонезависимая. Учтите, что таким же образом память контроллера сбросится и при обычной замене аккумулятора – в этом случае надо заново адаптировать дроссель.

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).

Распиновка разъема дросселя:

При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.

Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.

Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.

Причина появления плавающих оборотов

О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.

Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.

Скачки оборотов на холостом ходу

Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.

Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).

Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.

Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.

В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).

Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.

Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.

Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.

Скачки оборотов на промежуточном ходу

У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.

У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.

2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.

3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.

4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.

5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.

6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.

7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.

8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.

9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.

Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.

При исправной работе мотора, когда автомобиль начинает запускаться, идет прогревочный процесс. В это время стрелка тахометра показывает почти 2,5 тысячи оборотов в минуту, после прогрева происходит снижение оборотов. Впоследствии нормальное функционирование силового агрегата характеризуется нахождением стрелки тахометра на уровне от 750 до 800 оборотов в минуту.

Если возникла проблема — плавают обороты на холодном двигателе, это может означать только одно — в двигателе автомобиля появились серьезные дефекты, поэтому он работает неустойчиво.

При отсутствии данного прибора нарушения можно определить по звуку, доносящемуся из отделения силового агрегата: рокот и вибрирования движка ощутимы в виде нарастания и убывания попеременно. Чаще всего обороты двигателя прыгают на холостом ходу.

Происхождения перебоев оборотов инжекторного движка

Нестабильности в деятельности двигателя на холостом ходу особенно подвержены автомобили инжекторного типа. Неравномерное функционирование происходит по следующим причинам:

  1. Наличие избыточного воздуха в цилиндрах.
  2. Поломка регулятора холостого хода (РХХ).
  3. Отказ клапана вентиляции масляного картера.
  4. Неисправности датчика массового расхода воздуха картера (ДМРВ).
  5. Заклинивает ход дроссельной заслонки.

Описание дефектов, вызывающих неравномерную работу мотора

При поступлении избыточных воздушных масс электронный блок управления (ЭБУ) подает сигнал, требующий восстановить баланс между воздушными массами и горючей жидкостью для создания топливовоздушной смеси. При добавочном поступлении топлива увеличиваются обороты. Соответственно, чтобы прекратить излишнюю подачу горючего, автоматически снижаются обороты, происходят ощутимые скачки.

Поломки РХХ бывают вызваны нарушением целостности электропроводов, отказами регулятора вследствие использования некачественных топливных смесей. При поломке РХХ двигатель автомобиля теряет стабильность, скачут обороты, произвольно повышаясь и понижаясь.

Картерные газы обогащают топливовоздушные смеси во впускном коллекторе. Если нарушается их поступление в коллектор, плавают обороты при запуске двигателя на холодную в сторону снижения до 750 вместо 1200 оборотов в м

womaninred.ru

Почему плавают обороты на холостом ходу в инжекторном и карбюраторном двигателе

Если двигатель вашего автомобиля работает не стабильно на всех режимах, это серьезная поломка, и скорее всего, нужно обращаться к специалистам, дабы ее устранить. А что если обороты плавают только в режиме холостого хода, в чем может быть причина, а точнее причины, и как их устранить. Эта статья коротко расскажет, почему плавают обороты на холостом ходу, где искать корень проблемы и как эту проблему можно устранить.

Почему плавают обороты на карбюраторном двигателе

И так, в двигатель поступают два основных компонента, необходимых для его работы вообще, это: воздух и топливо. Как в инжекторных автомобилях, так и в автомобилях с карбюратором, причиной плавающих оборотов холостого хода становится, как правило, воздух. Но нарушения герметичности различных шлангов и патрубков, лишь одна из возможных причин подобной болячки.

Начнем пожалуй, с карбюраторных двигателей. Здесь, как известно,  для регулировки оборотов холостого хода используется специальный винт. И если регулировка сбилась, нужно просто отрегулировать холостой ход, заново. Кроме того, забитые жиклеры так же могут давать такой симптом, как плавающие обороты на холостом ходу. В этом случае, нужно хорошенько промыть каждый жиклер, только снимайте их по очереди, чтобы не перепутать.

Еще одной причиной не стабильной работы двигателя на холостом ходу, может стать поломка электромагнитного клапана карбюратора. Правда, в этом случае обычно мотор отказывается работать при убранном подсосе.  Иногда, причиной  не стабильных оборотов холостого хода, становится не правильный уровень бензина в поплавковой камере. Ну и не санкционированный подсос, как и забитый воздушный фильтр, это болячки, которые встречаются как на карбюраторных, так и на инжекторных автомобилях.

Почему плавают обороты на инжекторном двигателе

Современные инжекторные авто, безусловно, гораздо более сложные системы, чем их карбюраторные предшественники, а потому, часто плавающие обороты двигателя, в том числе и на холостом ходу, являются результатом выхода из строя, или не адекватной работы одного из электронных компонентов. Так например, датчик массового расхода воздуха, называемый среди автомобилистов, расходомером воздуха, может забиваться пылью, в этом случае, он подает неправильные данные на электронный блок управления двигателем. Такая ситуация очень даже может стать причиной плавающих оборотов холостого хода.

Кроме того, в инжекторных авто, устанавливают специальное устройство, которое называется регулятор холостого хода. Этот регулятор открывает и перекрывает, так называемый, байпасный канал. Этот канал предназначен для того, чтобы воздух поступал в двигатель при закрытой дроссельной заслонке. Соответственно, если регулятор работает не правильно, или же не работает вообще, мотор ведет себя не адекватно, именно на холостом ходу, в отличие от ситуации, когда барахлит расходомер воздуха, ибо, там проблемы будут наблюдаться и на других режимах работы силового агрегата.

В некоторых случаях, причинами плавающих оборотов, могут стать поломки датчиков положения дроссельной заслонки, или положения коленвала. Но опять-таки, режимом холостого хода проблемы здесь не ограничиваются.

Свечи, а точнее их износ или загоревшие электроды, так же могут проявляться плавающими оборотами двигателя на холостом ходу. Ну и конечно же мотор начнет сбоить, если имеется пробой одного из высоковольтных проводов, идущих к свечам.

Забитый инжектор, вполне способен давать о себе знать, именно самопроизвольным изменением оборотов холостого хода. Так же иногда, проблема заключается в поломке клапана EGR. Ну и опять-таки, забитый воздушный или топливный фильтры, или нештатный подсос воздуха, могут стать  проблемой, из-за которой плавают обороты холостого хода.

На некоторых автомобилях, устанавливаются специальные подогреватели мотора. Это устройства, которые поднимают обороты двигателя для его скорейшего прогрева. Если  этот прибор выходит из строя, обороты просто-таки обязаны плавать, именно на холостом ходу. 

Что со всем этим делать?

В основном, если проблема заключается в датчиках, то их попросту меняют, правда, датчик массового расхода воздуха, можно попробовать помыть авиационным керосином, в ряде случаев, его работоспособность полностью восстанавливается, и он ходит еще не один десяток тысяч километров пробега. Иногда, можно почистить и регулятор холостого хода, но поскольку, это по сути электромоторчик, то,  скорее всего, его нужно будет менять. Со свечами, та же история, их можно конечно почистить, но скорее всего, это не решит проблему в сколь-нибудь долгосрочной перспективе, а потому, свечи придется заменить. А вот провода с нашлепками изоленты, порой ходят достаточно долго, а если  наколхозить поверх изоленты пластиковую или резиновую трубку, можно вообще забыть о пробое на довольно долгий период.  Что касается фильтров, то их, конечно же меняют, а посторонние подсосы воздуха, устраняют.

Забитый инжектор можно чистить, как прямо в моторе, при помощи специальной химии, так и предварительно демонтировав его, уже механическим путем. Второй вариант, гораздо безопаснее, хотя и сложнее. Химия, конечно разъест затор в инжекторе, но куда денется эта грязь? Конечно же вам в двигатель, и хорошего в этом мало. Поэтому, инжектор лучше снять и почистить  механическим способом.

Что касается клапана EGR, то как и другая экология в автомобиле, он не пользуется в наших краях особым уважением, а потому, когда этот клапан ломается, его попросту глушат. И мотор живет дольше, и расход топлива слегка уменьшается.

Иногда в дизельных двигателях обороты начинают плавать из-за того что ржавеют лопасти топливного насоса и он начинает заедать. Для предотвращения ржавения элементов топливной системы, в солярку добавляют немного моторного масла. Примерно стакан на полный бак.

В принципе, плавающие на холостом ходу обороты двигателя, проблема не смертельная. Но и запускать ее не стоит, болезнь может усугубляться.

Похожие статьи

avtonov.com

Почему «плавают» обороты двигателя на холостом ходу — Auto-Self.ru

 Современный автомобиль состоит из большого количества сложных систем и компонентов. Даже при регулярном техническом обслуживании могут проявляться неисправности. Неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу – серьезная проблема. Диагностировать и устранить такую поломку можно самостоятельно. Чтобы точно выяснить, почему конкретно «плавают» обороты на холостом ходу необходимо проверить потенциальные причины.

Загрязнен или неисправен регулятор холостого года (РХХ)

Неисправный РХХ – самая частая причина того что скачут обороты двигателя на холостом ходу. Данный электрический клапан открывает дополнительный канал и позволяет поступать воздуху при отпущенной педали газа.

Вначале необходимо проверить, не загрязнился ли этот клапан. Снимать его необходимо при отключенном аккумуляторе. Загрязненный канал – причина того, что удерживаются минимальные обороты двигателя. После этого можно прочистить наконечник электроклапана и канал в дроссельной заслонке. Для чистки можно использовать промывочную жидкость на основе ацетона. Весь блок дроссельной заслонки также желательно снять и промыть, так как он загрязняется картерными газами. Если чистка РХХ не помогла, то необходимо проверить его исправность. Лучший выход – замена на заведомо рабочий, если такой есть в доступе. Или же можно замерить сопротивление при помощи мультиметра. Оно должно иметь значение от 40 до 80 Ом.

Неисправен датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Датчик массового расхода воздуха

 

Если поменяли датчик холостого хода на новый, а обороты плавают и не удерживаются на уровне 900-1000 об/мин, то необходимо проверить ДМРВ. Этот датчик управляет работой мотора на основании анализа воздуха, который поступает сразу после воздушного фильтра. Он не ремонтируется и может быть только заменен на новый. Еще одним симптомом неисправности ДМРВ является увеличенных расход топлива (на 20-30%), а также плохая динамика при разгоне.

Чтобы проверить, является ли ДМРВ причиной того что двигатель не держит обороты на холостом ходу, можно просто отключить его. Нужно делать это только при отключенном аккумуляторе. Если причина была в ДМРВ, при его отключении холостые обороты будут держаться стабильно. Но использовать постоянно автомобиль с отключенным ДМРВ нельзя, он необходим для корректной работы двигателя.

Возможный подсос воздуха

Если же плавают обороты при заводке двигателя, это скорее всего вызвано подсосом воздуха. Если воздух попадает дополнительно через трещины патрубков воздуховодов, двигатель работает нестабильно. Кроме того, данный воздух не проходит через фильтр, то есть через него может попасть пыль и песок, который приведет к повышенному износу двигателя.

Самостоятельно определить наличие трещин, через которые проходит воздух можно визуально. Обычно это происходит из-за треснувших или изношенных патрубков. Лучше их заменить новыми, не стоит просто перематывать изолентой. При ремонте в мастерской патрубки проверяются компрессором.

Засорен жиклер карбюратора

Если плавают обороты на холостом ходу инжектора, причины обычно связаны с датчиками, которые подключаются к главному блоку управления. В карбюраторном двигателе таких датчиков нет, и подача топлива не регулируется карбюратором. Поэтому неисправность нужно искать именно в карбюраторе. Здесь очень часто забиваются каналы подачи смеси, то есть жиклеры. Это связано с длительной эксплуатацией или с использованием низкокачественного топлива. При этом жиклер необходимо снять и прочистить. Для этого лучше использовать компрессор или промывочную жидкость.

Нарушена регулировка карбюратора

Регулировка оборотов на холостом ходу

 

Если плавают обороты на холостом ходу карбюраторного двигателя, неисправность также может вызвана неправильной регулировкой. Здесь есть специальный винт, который управляет подачей топлива при минимальных оборотах. Настройки холостого хода часто сбиваются и необходимо проводить регулировку. Если в карбюраторе установлен электромагнитный клапан – он может ломаться и перекрывать поступление топливной смеси.

Не отрегулирован или неисправен газовый редуктор

Если на газу плавают обороты на холостом ходу, необходимо проверить газовый редуктор. Здесь, как в карбюраторе, подача топлива регулируется специальными клапанами, которые настраиваются вручную. Настройка редуктора производится обычно через каждые 10 тысяч пробега. Еще нужно учитывать, что переход на газ с бензина производится только после прогрева. Поэтому если запустить двигатель на газу, он будет работать нестабильно до прогрева. Если же плавают обороты на прогретом двигателе, необходимо проверять систему подачи топлива и воздуха.

Если же на холодном двигателе плавают обороты, а при прогреве до средней температуры обороты стабилизируются, проблема может состоять в мембранах редуктора. Со временем мембраны внутри редуктора становятся неэластичными, в итоге двигатель работает нестабильно. Тогда нужно менять резиновые мембраны, которые входят в состав ремкоплекта.

Изношен или неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД)

Топливный насос высокого давления

 

Если плавают обороты холостого хода дизельного двигателя, проблема обычно скрывается в топливном насосе. Изношенные лопасти насоса не позволяют обеспечить необходимое давление топлива, в результате мотор работает нестабильно. Нарушение нормальной работы наблюдается и на холостых оборотах, и при движении.

Перечисленные причины плавающих оборотов на холостом ходу легко устраняются без привлечения специалистов. Для этого нужно иметь минимальное количество инструментов и несколько часов свободного времени. Все работы необходимо производить при неработающем двигателе и отключенном аккумуляторе. Не рекомендуется эксплуатировать автомобиль, если двигатель не держит стабильные обороты на холостых. Лучше как можно быстрее устранять такую поломку, потому что если обороты двигателя прыгают на холостом ходу, это приводит к следующим последствиям:

  • двигатель глохнет при резком сбросе педали газа;
  • двигатель глохнет при из-за недостатка тяги на низких оборотах;
  • увеличивается расход топлива;
  • увеличивается износ двигателя;
  • изнашивается сцепление при начале движения на высоких оборотах.

 

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Facebook

Twitter

Google+

Telegram

Vkontakte

auto-self.ru

Почему плавают обороты на холостом ходу?

Возможность реализации обратной связи – преимущество систем электронного впрыска топлива и их кардинальное отличие от других систем питания двигателей внутреннего сгорания. При этом речь идет об управлении составом смеси и о прямом регулировании самого режима работы мотора – ЭБУ впрыска может либо корректировать обороты в некотором диапазоне (автомобили с «механическим» дросселем), либо ими управляет («электронный» дроссель).

Однако возможны ситуации, когда ЭСУД не способна поддержать нужный режим. Один из характерных симптомов этого – «плавание» оборотов, их постоянное изменение с четко выраженной периодичностью.

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.

При этом характерная особенность систем впрыска ВАЗ – самоадаптация РХХ: в момент включения зажигания происходит автоматическая установка нулевого положения — перед запуском двигателя ЭБУ впрыска «знает», что РХХ закрыт. Это происходит очень просто – подается команда на перемещение штока на полный ход (255 шагов). В каком бы положении он ни был при включении зажигания, исправный РХХ закроется полностью.

Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.

Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей.

Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.

Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.

В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:

За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.

Окончательная адаптация происходит уже под нагрузкой, во время разгона (согласно тому же письму, требуется поднять обороты до 4000 на второй передаче).

Если у систем с РХХ загрязнение штока и канала регулятора было основной причиной плавания оборотов, то у систем с электронным газом критично состояние самой дроссельной заслонки и ее правильная адаптация. Она обязательно выполняется после очистки дросселя. Чтобы запустить процедуру адаптации без диагностического оборудования, отключите «массу» на аккумуляторе на 8-10 минут: при этом память адаптаций сбрасывается, так как не энергонезависимая. Учтите, что таким же образом память контроллера сбросится и при обычной замене аккумулятора – в этом случае надо заново адаптировать дроссель.

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).

Распиновка разъема дросселя:

При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.

Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.

auto-gl.ru

Плавают обороты на холостом ходу моторах? Находим причину.

Если плавают обороты на холостом ходу, необходимо тщательно продиагностировать систему топливоподачи в этом режиме. На инжекторных автомобилях делается это просто — достаточно иметь под рукой хотя бы простейший диагностический сканер. С карбюраторными дело обстоит немного сложнее. Но как с первыми, так и со вторыми одна из основных причин — отсутствие герметизации системы топливоподачи. При этом возникает чувство, будто двигатель троит, работает с перебоями.

Режим холостого хода

В режиме холостого хода нагрузка на мотор самая маленькая, расход бензина минимальный. Он необходим для:

  1. Осуществления смазки элементов двигателя. Масляный насос функционирует только при запущенном моторе — заставляет смазку циркулировать по каналам.
  2. Осуществления непрерывной работы двигателя. Случаются неисправности, из-за которых останавливать мотор нельзя, иначе его не запустить. Зачастую это поломка стартера, быстрый разряд аккумуляторной батареи, работа в условиях с низкими температурами. При паузах в работе двигатель продолжает функционировать с минимальными оборотами.
  3. Прогрева мотора в зимний период.

Инжекторная система питания настроена таким образом, что при работе на холостом ходу коленчатый вал вращается с непостоянной частотой. Сначала, пока двигатель остывший и каталитический нейтрализатор не вошел в рабочий режим, он развивает 2000 об/мин. После достижения рабочей температуры двигателя устанавливается частота вращения 750–800 об/мин. Когда троит на холостых двигатель, его обороты плавают в интервале 500–1500 об/мин, это говорит о поломке регулятора холостого хода или наличии подсоса воздуха.

Но могут быть и иные причины, которые приводят к поломке двигателя. И если при езде на большой скорости по загородным шоссе эта поломка не сильно заметна, то при движении в городских пробках плавающий холостой ход будет вызывать раздражение не только водителя.

Кратковременная остановка может стать причиной того, что мотор заглохнет, а при низком заряде батареи запустить его окажется очень сложно.

Если не происходит функционирование карбюратора двигателя на холостых оборотах, временное решение — вытянуть подсос, перекрыв воздушную заслонку. Но с инжекторными системами такой фокус не пройдет.

Почему возникают проблемы?

Несколько основных причин уже было названо, но это не все. Электронный блок управления собирает данные с множества датчиков, обрабатывает их, сопоставляет с прошивкой (алгоритмом работы), подает сигналы на устройства исполнения. Если прыгают обороты коленчатого вала, могут иметь место поломки в следующих узлах:

  • регуляторе холостого хода;
  • датчике положения заслонки дросселя;
  • датчике скорости;
  • датчике положения коленвала;
  • датчике расхода воздуха.

Плавающие обороты коленвала могут быть причиной:

  1. Неисправности клапана холостого хода (на карбюраторных двигателях), который подает минимально необходимое количество бензина.
  2. Засорения электродов свечей, воздушного фильтра.
  3. Чрезмерный износ прокладки между впускным коллектором и блоком двигателя.
  4. Разрушение высоковольтных проводов (при их наличии) либо обрывы в низковольтных проводах, подходящих к катушкам зажигания.
  5. Пробой в обмотках катушек зажигания.


Не только электронные устройства могут быть причиной того, что плавают обороты двигателя, но и физические разрушения элементов топливной системы.

Как стабилизировать обороты коленвала

Чтобы не погружаться сразу в дебри, необходимо в первую очередь проверить целостность высоковольтных проводов, состояние электродов свечей и воздушного фильтра. При установке нового фильтра обязательно снимайте этикетку! Неоднократно случалось такое, что причиной «захлебывания» двигателя являлась именно не снятая этикетка. В итоге работа двигателя на холостом ходу становится невозможной. Даже при увеличении частоты вращения коленвала стабильности не прибавится.

Далее нужно проверить, не подсасывается ли воздух под впускным коллектором.

Сделать это просто — запускаете двигатель и наносите очиститель для карбюраторов по стыку. Суть в том, что при наличии подсоса воздуха жидкость для очистки попадет в камеру сгорания, отчего мотор начнет дергаться. Выход из положения — замена прокладки.

Электромагнитный клапан на карбюраторных моторах — это самая распространенная поломка. Если он вышел из строя, то это станет причиной не только неустойчивых оборотов, но и детонации после выключения зажигания. Чтобы проверить клапан, нужно подать на него питание — при этом услышите характерный щелчок.

Не наблюдается троение мотора при выходе из строя клапана.

Запустите двигатель с подключенным проводом питания электромагнитного клапана.При отключении этого провода мотор должен сразу же остановиться.

При замене обязательно подберите жиклер. У него различные номиналы — от 39 до 41. Иначе обороты продолжат гулять, установить оптимальные положения винтов качества и количества смеси не получится. Если в клапане неисправностей нет, проверьте регулировку количества и качества топливной смеси.

Неисправности датчиков инжекторной системы

На инжекторных двигателях имеется клапан рециркуляции отработанных газов, он смонтирован в выпускном тракте. Старайтесь проводить очистку клапана, а при необходимости и замену. Регулятор холостого хода — элемент, который выходит из строя чаще всего. Работа на холостых оборотах нарушается, так как изменяется подача воздуха в систему питания. Чтобы проверить регулятор холостого хода, необходим мультиметр. Переведите его в режим измерения сопротивления и действуйте по такому алгоритму:

  1. Выключите зажигание.
  2. Отсоедините колодку РХХ.
  3. Проверьте сопротивление на контактах В-С, С-Д. Мультиметр должен показать значения в интервале 40–80 Ом.
  4. При замере сопротивления между контактами В-С, А-Д мультиметр покажет бесконечное сопротивление (обрыв в цепи).

При отклонении сопротивления от оптимальных значений можно судить о неисправности, обороты будут скакать. При проведении ремонта обязательно отключайте минусовой провод питания от аккумуляторной батареи.

После установки нового устройства необходимо провести калибровку — подключить питание и включить зажигание на 10 секунд без запуска мотора. Затем выключить зажигание. Электронный блок управления запоминает количество шагов, которые делает шаговый двигатель. Обратите внимание на то, что если не отключить АКБ перед снятием старого РХХ, впоследствии калибровку не получится провести. И если скачут обороты на холостом ходу при установленном старом РХХ, они продолжат это делать и с любым новым.

Датчик расхода воздуха работает при помощи тонкой платиновой нити, установленной внутри пластикового корпуса. Эта нить прогревается до очень высокой температуры — порядка 600ºС.

Обязательно при эксплуатации автомобиля своевременно менять воздушный фильтр — это увеличит срок эксплуатации датчика расхода воздуха.

Чтобы проверить работоспособность датчика, необходимо включить зажигание и проверить наличие напряжения между сигнальным выводом и проводом питания (обычно они имеют желтый и зеленый цвета). Напряжение должно быть в интервале 0,99–1,02 В. Если ДМРВ загрязнен немного, можно очистить его средством для карбюраторов. Но если имеется физическое повреждение, обрыв нити, это не поможет, потребуется полная замена устройства.

От чистоты дроссельного узла зависит стабильность оборотов мотора. Чтобы провести очистку, нужно демонтировать его. При помощи чистящих растворов, щеток и ватных палочек осуществить чистку. Сушку проводить компрессором.

Все каналы продуть сжатым воздухом.

При необходимости проверьте исправность датчика положения заслонки. Он работает по принципу реостата — переменного сопротивления. При максимальном открытии заслонки напряжение на сигнальном проводе составляет около 5 В. При закрытии напряжение должно изменяться плавно до 1 В. По причине поломки датчика положения заслонки плавают обороты холостого хода в инжекторных системах.


В конструкции системы управления двигателем имеется два датчика, работающих на эффекте Холла. Один измеряет положение коленвала, а второй скорость автомобиля. Датчик положения коленвала находится напротив зубчатого шкива на специальном кронштейне. Датчик измерения скорости — на механизме спидометра. При наличии неисправностей в проводке нужно искать обрыв и устранять его. Если сломался датчик, то поможет лишь его полная замена. Ремонтировать датчики положения коленвала и скорости бесполезно.

Более подробную картину показывает компьютерная диагностика.

С ее помощью вы можете узнать все параметры работы системы управления двигателем внутреннего сгорания. Вы узнаете не только коды ошибок, но и их расшифровку. Узнаете, почему плавают обороты на холостом ходу, буквально за считанные минуты (при наличии запасных частей) проведете ремонт.

 

 

 

Похожие статьи

 

www.em-grand.ru

Почему плавают обороты на холостом ходу

Кто не сталкивался с подобной проблемой до сих пор, тот обязательно с ней рано или поздно столкнется. Давайте разберемся, почему плавают обороты на холостом ходу.

Когда вы эксплуатируете ваше авто в течение нескольких лет, то проблема с возникновением плавающих оборотов, практически неизбежна.

Как все происходит? Вы заводите двигатель, и первые несколько минут всё идет отлично. Однако по мере того, как он прогревается, вы ощущаете, что вместо того, чтобы плавно снижаться, обороты двигателя просто «проваливаются» на какие-то секунды. А далее начинает скачками меняться диапазон оборотов от 1300 до 500.

Тем не менее, проблема исчезает по мере того как движок прогревается дальше: скачки и провалы внезапно исчезают и двигатель работает нормально. Но это лишь до следующего «холодного» запуска, затем всё повторяется вновь.

Важно и то, что с каждым последующим запуском холодного двигателя проблема только усугубляется. Поэтому ее решение не стоит откладывать на долгое время: глобальный сбой в системе повлечет огромные вложения на ремонт.

В чем причина того, что плавают обороты на холостом ходу?

Чаще всего проблемой «плавающих» оборотов страдают автомобили, которые имеют электронную систему впрыска. Если быть более точным, то проблема возникает ввиду подсоса лишнего воздуха.

Происходит всё следующим образом: электронный блок (читайте — компьютер), который отвечает за впрыск топлива, подсчитывает количество воздуха, нагнетающегося в цилиндры. Учитывая показатели ещё нескольких датчиков, «компьютер» открывает (на время) инжекторные электромагнитные клапаны. И когда в клапаны поступает лишний воздух, то датчик положения дроссельной заслонки указывает, что этого быть не должно. В то же время температурный датчик указывает, что двигатель уже вышел из состояния (режима) прогрева, соответственно, ему нужно куда меньше топлива. В этот момент и начинают плавать обороты на холостом ходу, поскольку компьютер просто не знает, куда девать лишний воздух.

Также причиной плавающих оборотов может служить заедание вентиляционного клапана картера. В этом случае нарушается периодичность автоматического регулирования питания, в результате чего обороты двигателя нестабильны в диапазоне от 1200 до 800 оборотов в минуту.

Что касается двигателей карбюраторного типа, то тут проблема возникает ввиду того, что нарушена регулировка серводвигателя. Она решается путем откручивания регулировочных болтов того серводвигателя, где привод болтается в такт с плавающими оборотами. После этой процедуры проблема, как правило, полностью исчезает.

Кстати, на карбюраторном двигателе часто плавают обороты на холостом ходу в том случае, когда кустари-любители что-то крутили на карбюраторе. А потом, естественно, забыли всё закрутить обратно.

И несколько слов о дизельных двигателях. В этом случае к появлению плавающих оборотов приводит банальное заедание лопастей в питающем насосе. Лопасти заедают из-за ржавчины, которая появляется на них. А ржавчина, в свою очередь, появляется из-за воды, попадающей в топливо.

Такая проблема с дизельным авто возникает в том случае, если вы поставили его в гараж и очень долго не эксплуатировали!

И вот вам секрет того, как защититься от подобной беды. Если вы собираетесь поставить свой автомобиль на длительную стоянку, то долейте в топливный бак один литр моторного масла и покатайтесь на этой смеси хотя бы 50-60 км. Да, ваш движок слегка будет дымить, однако все детали в ТНВД (ТНВД — топливный насос высокого давления) получат отличную предохранительную смазку-пленку.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

bycars.ru

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *