Маркировка моторных масел — их расшифровка и обозначения
На любой емкости с автомобильным маслом находится этикетка, на которой нанесена информация маркировки моторных масел. Нанесение выполняется для того, чтобы любой автовладелец мог определить, какая смазочная жидкость нужна для его автомобиля. Необходимо лишь расшифровать указанную маркировку, чтобы определить характеристики смазки.
Общие вопросы маркировки
Выбор смазки для двигателя проводиться в зависимости от его типа, технических характеристик и условий эксплуатации. Для этого мировыми производителями транспортных средств и силовых установок разработано несколько стандартов. К ним относятся:
- SАЕ. Этот стандарт определяет температурные и вязкостные показатели масляных жидкостей.
- АCЕA. Стандарт европейских производителей автомобильной техники. Определяет вид моторной смазки для различных видов моторов, в зависимости от года их выпуска, характеристик и условий работы.
- АPI. Разработан американским институтом нефти для автомобильной техники, изготовленной американскими производителями. Является аналогом АСЕА.
- ILSАС. Стандарт составлен американскими и японскими производителями транспортных средств. Дублирует стандарт АPI.
- ГОСТ. Межгосударственный стандарт для стран СНГ. Определяет вязкость, температуру и свойство моторного масла.
Существует две основные категории масла, название которых зависит от типа двигателя: бензиновое и дизельное. Есть универсальное масло для двигателей, но применяется редко. На этикетке указывается тип двигателя, для которого применяется смазочная жидкость.
Основой всех масел является нефтепродукт, который перегоняется и наполняется определенными присадками и добавками. В результате такой обработки изменяется химический состав смазки, которая делится на минеральную, синтетическую или полусинтетическую. Обязательно на этикетке указывается химический состав моторной жидкости.
Этикетка масляной канистры может нести в себе следующую информацию:
- Название продукта. В основном, это указание на то, каким по структуре является масляный раствор.
- Указание класса вязкости, согласно стандарту SAЕ. Необходимо убедиться, что класс вязкости на канистре соответствует требованиям автопроизводителя. Это указано в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
- Соответствие стандартам АСЕА и АРІ. Необходимые требования также указаны в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
- Рекомендации производителей транспортных средств. На этикетке указано, какие ведущие производители техники рекомендуют использовать данное автомасло для своих автомобилей.
- Штрих-код товара и дата его изготовления.
- Категория транспортных средств, для которых рекомендуется использовать смазку.
- Химический состав. Указывает перечень добавок и присадок, что позволяет более точно подобрать нужную масляную жидкость.
Маркировка масла по вязкости
Показатель вязкости масляной жидкости определяется стандартом SAЕ и ГОСТом. Оба стандарта делят масла на три категории: летнее, зимнее и всесезонное. Обозначение вязкости моторных масел по указанным стандартам проводится в буквенно цифровом виде.
Стандарт SAЕ
Для летнего сезона маркировка моторного масла и расшифровка проводится цифрой. Например, SAЕ30. Имеет маркировку SAЕ30, 40, 50, 60. Число указывает на максимальную температуру, при которой допустимо использование смазочной жидкости.
Зимняя масляная жидкость имеет буквенно-цифровое обозначение. Например, SAЕ20W, где буква будет означать, что жидкость зимняя. Маркировка зимнего масла имеет вид SAЕ 20W, 15W, 10W, 5W, 0W. Чтобы определить нижнюю температурную границу, при которой возможно применение смазочного раствора, необходимо от указанной в марке цифры вычесть 35 градусов.
Всесезонная масляная жидкость имеет комбинированный вид. Например, SAЕ10W/30. В числителе указано значение для зимней эксплуатации, в знаменателе – для летнего использования.
Температурные показатели можно выложить таблицей
Зимняя смазка | Летняя смазка | ||
марка | нижний температурный уровень | марка | верхний температурный уровень |
SAЕ 0W | До минус 35° | SAЕ 60 | До плюс 60° и более |
SAЕ 5W | До минус 30° | SAЕ 50 | До плюс 50° |
SAЕ 10W | До минус 25° | SAЕ 40 | До плюс 40° |
SAЕ 15W | До минус 20° | SAЕ 30 | До плюс 30° |
SAЕ 20W | До минус 15° |
Межгосударственный ГОСТ
Этим стандартом установлены классификация и марки моторных жидкостей, которые используются во всех транспортных средствах.
Спецификация смазок состоит из букв и цифр. В ее начале стоит литера М, которая означает слово моторный. Вторая цифра будет обозначать класс вязкости смазки. Следующая буква с индексом 1 или 2 определяет тип двигателя, в который этот масляный раствор можно заливать.
По кинематической вязкости моторные масла делятся на:
- Летние. Маркируются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
- Зимние. Маркируются цифрами 3з, 4з, 5з, 6з. Буква «з» обозначает, что масляный раствор зимний.
- Всесезонные. Имеют двойную индексацию, где в числителе зимний класс, а в знаменателе – летний. Имеют марки 3з/8, 4з/6, 4з/8, 5з/10, 5з/12, 5з/14, 6з/10, 6з/14, 6з/16.
В зависимости от характера работы и условий эксплуатации, двигательный смазочный материал делится на группы. Они имеют следующие наименования:
- Группа А – бензиновые и дизельные нефорсированные двигатели.
- Группа Б – слабо форсированные бензиновые и дизельные силовые установки.
- Группа В – средне форсированные бензиновые и дизельные силовые установки.
- Группа Г – высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя.
- Группа Д — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в тяжелых условиях.
- Группа Е — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в экстремальных условиях.
Каждый тип двигателя имеет добавочный индекс. Если после буквы стоит цифровая индексация 1, то это бензиновый двигатель. Цифровая индексация 2 ставится после буквы, у дизельного силового агрегата. Универсальный масляный раствор имеет двойное указание. Впереди ставится группа смазки для дизеля, после нее идет группа для бензинового силовика.
Маркировка масляных растворов по стандартам АРІ и АСЕА
Стандартизация АРІ
Согласно требованиям этого стандарта, масла делятся на две группы. К ним относятся:
- Группа «Servісе». Обозначается литерой S и означает, что это смазочный раствор для бензиновых силовых агрегатов, которые установлены на легковых автомобилях, грузоподъемных транспортах малой мощности и микроавтобусах.
- Группа «Commerciаl». Обозначается литерой С и означает, что это смазочный раствор для транспортных средств с дизельной силовой установкой.
- Комбинированная группа. Обозначается литерами S/С. Может заливаться в легковые автомобили с дизельным двигателем или в масляную систему как бензиновых, так и дизельных моторов.
Группы смазок имеют индексацию из двух букв. Чем ниже в алфавите вторая буква, тем выше качество масляного наполнителя. Для дизельных силовых агрегатов применяются растворы следующего стандарта:
- СD2 – для силовых агрегатов, выпущенных после 1972 года, которые оборудованы турбонаддувом, а солярка имеет высокое содержание серы.
- СЕ – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1983 года.
- СF4 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1990 года.
- СF, СF2 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1994 года.
- СG4 – для силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 1994 года. Масляная жидкость с лучшими качественными характеристиками и нормами токсичности.
- СН4 – для быстроходных и скоростных силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 2001 года, с высокими ограничителями токсичных отходов.
- СI4 – для высокоскоростных турбированных силовых установок, выпущенных после 2004 года, которые оборудованы системой рециркуляции выхлопных газов. Масляный раствор может служить заменой предыдущих смазок.
- СJ4 – для силовых турбодизельных пусковых агрегатов, выпущенных после 2010 года, имеющих сажевый фильтр.
Цифровой индекс в масле указывает на использование ее в двух или четырехтактном двигателе.
Для бензиновых силовых агрегатов применяются масляные жидкости следующего стандарта:
- SF – для силовых агрегатов, выпущенных после 1973 года.
- SG – для моторов, выпущенных после 1990 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SН – для силовых агрегатов, выпущенных после 1994 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SJ – с повышенными энергосберегающими показателями для двигателей, выпущенных после 1998 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
- SL – с длительным сроком эксплуатации для силовых установок, выпущенных после 2001 года
- SМ – с длительным сроком эксплуатации и высокими противоокислительными показателями для моторов, выпущенных после 2004 года.
Все соответствия стандартам проверяется специальной комиссией АРІ.
Стандартизация АСЕА
Моторный масляный компонент по стандарту АСЕА делится на категории в зависимости от конструкции и условий эксплуатации. Они включают:
- Категория А и В. Включает растворы масел для бензиновых и дизельных силовых агрегатов, установленных на малых транспортных средствах (легковые автомобили или микроавтобусы).
- Категория С. Масла для бензиновых и дизельных моторов, с нейтрализатором выхлопных газов в соответствии с требованиями экологической защищенности.
- Категория Е. Смазывающие растворы для дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжелых или экстремальных условиях.
Каждая из категорий имеет свои подкатегории, которые определяют использование смазки для определенного типа силовой установки, работающей в конкретных условиях. Раствор марок А и В имеют подкатегории A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Смазки марки С делятся на подкатегории С1, С2, С3, С4. Смазки марки Е имеют подкатегории Е4, Е6, Е7, Е9.
Системы стандартизации АРІ и АСЕА похожи между собой, но стандарт АСЕА имеет более жесткие требования. Так, стандарт АСЕА А3/В3 является аналогом стандарта АРІ SL/СF, но на практике масляная жидкость европейского стандарта может оказаться намного лучше своего американского аналога.
Расшифровка маркировок смазочных растворов
В зависимости от того, смазку какого производителя предстоит приобрести, будет нанесено шифр-код на канистре.
Исходя из изложенного выше материала, рассмотрим несколько примеров расшифровки.
Расшифровка маркировки моторного масла отечественных производителей:
- М-10-В1. М – моторная смазка. Летняя. 10 – класс вязкости. В1 – раствор для средне форсированного бензинового пускового агрегата.
- М-5з/12-В. М – моторная смазка. Универсальная. 5з – класс вязкости зимой, 12 – класс вязкости летом. В – комбинированная смазка для среднефорсированного бензинового или дизельного силового агрегата.
- М-3з/8-В2Г1. М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом. Раствор для В2 – среднефорсированного дизельного мотора и Г1 – высокофорсированного бензинового турбированного агрегата.
- М-3з/8-Д(т). М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом.
Смазка для Д – высокофорсированного дизельного турбированного агрегата. Т – трансмиссионная смазочная жидкость.
Расшифровка зарубежных производителей:
- SAЕ40 АРІ СJ-4. Летняя смазка. 40 – класс вязкости. СJ4 – дизельные силовые турбодизельные пусковые агрегаты, оборудованные сажевым фильтром.
- SAЕ15W/40 АРІ СI-4/SМ. Комбинированная смазка. 15W – класс вязкости зимой. 40 – класс вязкости летом. СI-4 — дизельныевысокоскоростные турбированные силовые установки с системой рециркуляции выхлопных газов. SМ – бензиновые моторы.
Заключение
Каждый водитель транспортного средства должен знать, что означают различные цифры на моторном масле. Необходимо знать, как маркируются масляные растворы. В случае непредвиденной ситуации это может пригодиться.
vmasla.ru
Маркировка моторных масел: классификация, расшифровка
Работа двигателя невозможная без качественного моторного масла, которое определяет правильную работу двигателя. Продукт требует периодической замены, так как постепенно старое масло больше не справляется со своими задачами. Чтобы правильно приобрести новый продукт, нужно разбираться в маркировке.
Функции моторного масла
Для начала необходимо разобраться с предназначением моторного масла. Продукт выполняет ряд важных функций, от которых зависит работа двигателя.
Задачи моторного масла:
- Смазка всех движущихся деталей в двигателе. Это предотвратит износ мотора и образование стружки.
- Защита мотора от перегревания за счет отведения от него тепла.
- Конструкция агрегата остается чистой. Об этом заботятся моющие составные компоненты.
- Обеспечения работы мотора при значительном понижении температуры.
- Защита от ржавчины, окислительных процессов и продуктов сгорания.
Функции моторного масла
Нужно периодически заменять масло. В противном случае оно не будет справляться со всеми функциями. Владелец авто должен ориентироваться в маркировках, чтобы правильно подобрать нефтепродукт.
Распространенные классификации нефтепродукта
В маркировке указывают всю необходимую информацию о продукте. Главное уметь правильно ее расшифровывать. Для упрощения процедуры разработчики создали несколько классификаций. Выбор оптимального варианта зависит от характеристик масла и задач, которые выполняет нефтепродукт. Для определения тягучести индекс вязкости имеет большое значение.
Классификация по международным стандартам:
- SAE;
- API;
- ACEA;
- ILSAC;
- ГОСТ.
Каждая разновидность обладает своими особенностями использования. Знания расшифровки позволяют сделать правильный выбор. В России чаще всего используют маркировку API, ACEA и ГОСТ.
Нефтепродукт бывает для бензиновых и дизельных моторов, а также универсальным. Эта информация всегда указывается на упаковке. В состав входит основа (состоит из минерального масла) и присадок. Основой служат масляные фракции, полученные в результате синтеза искусственным путем или от переработки нефти.
Классификация в зависимости от химического состава:
Информацию по качеству масла, предназначению, составу можно посмотреть на упаковке. На этикетке указывают всю информацию о продукте: показатель вязкости, спецификация, специальные категории, допуски изготовителей авто и другие данные. Для правильной покупки важно уметь расшифровывать предоставляемую информацию.
Маркировка моторных масел по sae
Маркировка масел по sae
Классификация SAE определяет коэффициент кинематической, а таrже динамической вязкости. Маркировка обуславливает порядок применения при разных температурах. Кинематическая вязкость моторного масла обуславливается текучесть в нормальных условиях и при повышенной температуре. Динамическая вязкость не зависит от плотности продукта.
Формат обозначения – ХW-Y, где X и Y обозначают конкретные числа, а буква «W» расшифровывается, как Winter. В переводе на русский это зима. Первое число (Х) указывает на минимальное значение температуры, при котором двигатель будет нормально функционировать, а масло будет свободно проходить через каналы. Чтобы узнать оптимальный температурный режим, от этого числа нужно отнять 30.
Расшифровка «Х» при маркировке вязкости по sae:
- «0W» определяет оптимальный температурный режим для функциональности двигателя -30°С и прокачки масла -40°С;
- «5W» позволяет выдержать температуру -25°С и -35°С.
- «10W» обеспечивает нормальную работу мотора при -20°С и прокачку нефтепродукта при -30°С;
- «15W» гарантирует работу двигателя при -15°С и проходимость масла при -25°С;
- «20W» разрешается эксплуатировать машину при -10 градусов sae для нормального функционирования двигателя и при -20°С для прокачки масла;
- «25W» обеспечивает скромные показатели -5 и -15°С для мотора и проходимости нефтепродукта соответственно.
Число «Y» указывает на наиболее высокое значение температуры, которое может выдержать нефтепродукт. Чем выше показатель вязкости, тем плотнее состав, поэтому для нефтепродукта классы вязкости делятся на летний, зимний и всесезонный вариант.
Зимние масла используют в холодное время года. Летом такой продукт станет слишком жидким из-за высокой температуры, и применять его будет просто невозможно. В обозначении зимнего состава обязательно присутствует буква «W»
Летний вариант применяется только при плюсовых температурах. Зимой с таким маслом не удастся запустить двигатель. Для летнего продукта используются только цифры, никаких букв.
Чаще всего используют всесезонные разновидности, которые позволяют двигателю работать в любое время года. Тогда обозначение на упаковке двойное. В первой части указывают число и букву, а через черточку просто число.
Маркировка моторных масел api
Классификация API зависит от типа двигателя и режима его работы, эксплуатационных характеристик масла, годом выпуска и условий использования. В зависимости от топлива стандарт разделяют на две категории: для бензина («S») и для дизеля («C»). Именно с этих букв начинается маркировка. Дальше идет буква, которая указывает на уровень эксплуатационных характеристик.
Расшифровка маркировки:
- EC – говорит об энергосберегающих свойствах;
- Римские цифры определяют экономность топлива;
- S (Service) – применение возможно только на двигателях на бензине;
- C (Commercial) – характерное устройств на дизельном топливе;
- Буквы от А до N – определяют эксплуатационные свойства масла;
- Буквы через косую линию говорят о том, что продукт является универсальным.
Маркировка моторных масел API бывает двухтактной и четырехтактной. В первом варианте в конце будет цифра «2», а во втором – «4». В категории «S» начисляется 12 классов, а в категории «C» – 14. Нефтепродукты, прошедшие проверку API/SAE, обозначаются круглыми знаками. Это гарант качества продукта.
Европейская классификация acea
Классификация ACEA поможет установить эксплуатационные характеристики моторного масла.
Особенности маркировки ACEA:
- Буквы «А» и «В» с цифрами и разделены косой линией. Они могут указывать на вид используемого топлива и разновидность транспортного средства (легковое авто, грузовое, микроавтобус).
- Буква «С» с цифровым показателем. Используется в машинах с катализатором отработанных газов в независимости от вида топлива.
- Буква «Е» с цифрой. Применяется только для дизельных грузовых авто.
К основной маркировке через черточку может добавляться еще одно число. Оно обозначает год разработки продукта. Но данную информацию не всегда можно встретить.
Как разобраться в ГОСТ
Важно при покупке обратить внимание на качество по ГОСТ. Здесь продукты разделяются по кинематической вязкости и эксплуатационным характеристикам. По вязкости различают летние, зимние и всесезонные продукты. Первый вариант имеет числа от 6 до 24. Для зимней разновидности используются числа от 3 до 6. Всесезонные масла представлены комбинацией двух чисел.
На область использования указывают буквы от «А» до «Е». На тип двигателя указывает числовой индекс. Для мотора с бензином применяют индекс «1», а для дизеля – «2». При отсутствии данного числа продукт считается универсальным средством.
Маркировка по ilsac
Классификация не пользуется популярностью. Ее разработали Япония и Америка. В категории начисляют 5 классов – от GF-1 до GF-5. Они соответствуют классификации API. Но данный продукт соединил в себе энергосберегающие и всесезонные свойства.
Маркировка по ILSAC:
- GF1 – устаревший класс, который практически не используется;
- GF2 – является аналогичным продукту API SJ, а вязкость схожа с 0W-20 и 5W-20;
- GF3 – имеет одинаковые характеристики с API SL;
- GF4 и GF5 можно сравнить с SM и SN соответственно.
Для иномарок с турбинами предназначена особая маркировка – DX-1. Многие производители авто создали свои классификации. Масло ILSAC советуется использовать только для японских машин.
infomasla.ru
Маркировка моторных масел — расшифровка значений + Видео
Моторное масло должно позволять нормально функционировать двигателю при разных температурных показателях внешней среды. Поэтому вязкость продукта должна иметь оптимальную величину, которая позволит агрегату запуститься в любые погодные условия, а масляному насосу должным образом прокачивать масло по системе.
Оптимальное значение коэффициента вязкости определяется производителем авто. Слишком малая вязкость ведёт к преждевременному износу деталей. И наоборот, необоснованно большая вязкость приведёт к уменьшению мощности мотора и повышенному расходу топлива. При выборе оптимально руководствоваться рекомендациями производителя легковой машины и погодными условиями, в которых эксплуатируется техника.
Обозначение вязкости на упаковке продукта определяется специальной международной системой SAE J300. Величина вязкости — условные единицы. Чем больше их значение, тем выше показатель вязкости. По этому значению автомобильные моторные масла подразделяются на всесезонные, летние и зимние.
Обозначение вязкости на упаковке продуктаМасла для любого времени года маркируются цифробуквенными значениями. Например, 0W-20, 10W-30, 20W-50. Первые число и буква обозначают зимнее значение вязкости. Чем больше число, тем вязкость выше при отрицательных показателях температуры. Число после тире обозначает значение вязкости в летнее время. Чем оно больше, тем лучше будет смазка двигателя при повышенных температурах во время работы мотора.
Летние моторные масла обозначаются простым числовым значением. Например, SAE 20, 40, 60… Чем больше число, тем выше вязкость. Высокая вязкость обеспечивает повышенную защиту двигателя, но в то же время имеет ряд недостатков. Поэтому выбирайте масло с оптимальным для вашего автомобиля показателем. Зимние масла маркируются числом и буквой W (от англ. winter-зима). Например, SAE 0W, 10W, 25W. И здесь число обозначает показатель вязкости. Небольшая вязкость позволит завести дви
autoexpert.today
Расшифровка моторных масел
В рамках подготовки машины к зиме, многие автовладельцы меняют моторное масло. Существует целая куча маркировок масел, от которых зависят эксплуатационные характеристики. Разберемся в этом.
Все моторные масла, применяемые в двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей, делятся на три группы: минеральные, синтетические и полусинтетические. О том, чем отличаются такие масла, читайте здесь.
Маркировка моторных масел по классу вязкости
Кроме деления моторных масел на группы по химической основе, существует классификация по температуре использования. Строго говоря, здесь учитывается несколько параметров: вязкость масла, его прокачиваемость по системе смазки и предельные значения этих параметров в зависимости от температуры. Но, в целом, этот комплекс показывает, в каком температурном диапазоне конкретное масло будет работать с нормальной эффективностью.
Маркировка вязкости моторных масел указывается на банках и канистрах по системе SAE. Выглядит обозначение, например, так: 10W-40. Как это расшифровать?
Цифры и буквы в маркировке масла называются классами вязкости. Таких классов по системе SAE – 12. Из них шесть для зимних, минусовых температур (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и еще шесть – для летних, плюсовых (10, 20, 30, 40, 50, 60).
Первая часть маркировки до дефиса является показателем минусовой температуры, до которой масло будет эффективно прокачиваться в системе смазки и иметь нормальные смазывающие свойства. При этом буква W обозначает, что этот параметр используется именно для отрицательных температур. Взято это от английского слова Winter – Зима.
Вторая часть маркировки после дефиса – показатель максимальной (плюсовой) температуры, до которой масло будет сохранять нормальные эксплуатационные характеристики. При прочтении обоих частей маркировки можно понять предельные температуры воздуха, при которых масло будет надежно защищать двигатель от трения, и позволять запускать его без разрушительных последствий. Осталось разобраться в соответствии классов вязкости реальным температурам в градусах Цельсия.
Расшифровка маркировки моторных масел
Таблица ниже приводит соответствие классов вязкости моторных масел предельным температурам эксплуатации.
Обозначение предела вязкости | Предельная температура использования в градусах Цельсия |
Для зимних, отрицательных температур (левая часть маркировки) | |
0W | До –35 градусов |
5W | До –30 градусов |
10W | До –25 градусов |
15W | До –20 градусов |
20W | До –15 градусов |
25W | До –10 градусов |
Для летних, плюсовых температур (правая часть маркировки) | |
10 | До +10 градусов |
20 | До +15 градусов |
30 | До +25 градусов |
40 | До +35 градусов |
50 | До +45 градусов |
60 | До +50 градусов и выше |
Теперь, прочитав маркировку на канистре моторного масла, например, 10W-40, можно легко определить его температурный диапазон: 10W – до -25 градусо
russia-avto.ru
Маркировка моторных масел – секреты обозначений
Огромное количество моторных масел, которые предлагает рынок, способно окончательно сбить с толку начинающего водителя. Однако во всем этом разнообразии есть система, которая поможет определиться с покупкой. Итак, маркировка масел – изучаем и выбираем.
Основа маркировки – коэффициент вязкости
Моторные масла, доступные всем автолюбителям, можно поделить на две основные группы: синтетические и минеральные. Прежде, чем углубиться в детали, поговорим о важнейшей характеристике, которая непосредственно указана в маркировке – о коэффициенте вязкости. Эту характеристику считают одной из наиболее важных.
Определяется коэффициент температурным пределом и механической работой двигателя. При низких температурах окружающей среды вязкость не должна быть меньше допустимой черты, необходимой для запуска двигателя – сердцу автомобиля нужно легко и плавно запускаться, а масляному насосу легко циркулировать по системе. При больших температурах коэффициент вязкости также не должен превышать показатель, который указан в сервисной книге автомобиля – масло образует на деталях пленку, которая защищает элементы от изнашивания.
Если вязкость будет слишком низкой (жидкое масло), автомобиль быстрее попадет в ремонтную мастерскую из-за износа. Если же этот показатель будет чересчур большой (слишком густое), то внутри двигателя возникнет большее сопротивление, увеличится расход топлива и уменьшится мощность. При подборе масла нет единых для всех рекомендаций. Владельцу автомобиля необходимо учитывать климат региона, в котором автомобиль находится, пробег машины и состояние двигателя.
Синтетическое и минеральное – что же лучше?
Химические характеристики минерального масла очень зависят от температуры и прочих погодных условий, поэтому требуют добавления в свой состав присадок. Их коэффициент вязкости напрямую зависит от больших механических и тепловых нагрузок. Свойства синтетического масла не так привязаны к температурным режимам – этот показатель связан с химическим синтезом, который стабилизирует свойства состава.
Это дает ему возможность быть жидким на морозе и густым в летнюю жару, на что указывает маркировка синтетического моторного масла.
Синтетические составы за счет гибкого коэффициента вязкости меньше изнашивают детали, лучше сгорают и оставляют после себя минимум различных отложений. Несмотря на все эти качества, синтетические масла следует менять с той же частотой, что и минеральные. «На глаз» хорошее масло определяют после долгосрочной работы двигателя – если оно потемнело в процессе эксплуатации, это означает, что состав хорошо промывал детали двигателя, препятствуя износу деталей.
Есть и третий тип – полусинтетическое масло. Чаще всего, его применяют для автомобилей, которые попали в переходной период между введением синтетических составов вместо минеральных. Полусинтетические достаточно популярны в среде автомобилистов, поскольку они не зависят от сезонных температур.
Что означает маркировка – расшифровка моторного масла
Существует несколько видов маркировки, каждая из которых имеет свою историю и долю на рынке. Расшифровка всех аббревиатур и обозначений маркировки моторных масел позволит водителю без труда ориентироваться в выборе.
- SAE – классификация, принятая Американским обществом автомобильных инженеров. Маркировка моторных масел по классификации SAE занимает лидирующие позиции на рынке.
- API – классификация Американского института нефти, отличается принципом разделения масел на две категории в зависимости от типа двигателя.
- ACEA – тип маркировки, введенный Европейской ассоциацией автомобильных производителей в 1996 году. Базируется на европейских методах испытаний, но также использует и общепризнанные методы из двух предыдущих классификаций.
Итак, по порядку. Если вы видите обозначения от SAE 0W до SAE 20W, то в ваших руках масло строго для зимнего пробега – буква W означает «winter», что переводится, как «зима». Оно отличается более низким коэффициентом вязкости. Если же в маркировке указано только одно число, без дополнительных буквенных обозначений (от SAE 20 до SAE 60), перед вами классический летний состав, предназначенный только для теплого времени года. Как вы видите, коэффициент вязкости у таких составов SAE на порядок выше, чем у зимних.
Полусинтетические составы SAE имеют в маркировке сразу две цифры – для зимнего и для летнего сезонов. К примеру, для двигателей, у которых большой срок эксплуатации, лучше всего подойдет масло типа SAE 15W-40, SAE 20W-40. Данные числа очень хорошо характеризуют вязкость масла и позволяют выбрать оптимальное для каждого двигателя в отдельности. Не стоит экспериментировать с заменой одного типа масла SAE на другое, особенно это касается любителей полусинтетического типа масел. Это может привести к очень плачевным последствиям, вроде быстрого износа двигателя и потери важных механических характеристик.
Перейдем к стандартам API. Согласно требованиям Ассоциации, производители выпускают составы отдельно для бензиновых типов двигателей с буквенным обозначением S, и отдельно для дизельных, обозначаемых буквой C. К символу S добавляют одну из букв от A до L. SL – наиболее качественный тип смазочных составов для машин, эксплуатируемых в особо сложных условиях. Сегодня Ассоциация выдает лицензии только на производство не ниже категории SH.
Дизельные масла имеют 11 подкатегорий от СА до СH. Лицензии выдаются на производство составов не ниже качества СF. В дизельных подгруппах в маркировке также встречается цифра, которая указывает такт работы двигателя. Например, для двухтактных моторов существуют масла CD-II, CF-2, для четырехтактных – CF-4, CG-4, CH-4.
Европейская классификация АСЕА делит масла на три категории:
- для бензиновых двигателей, имеют маркировку «А»;
- для дизельных типов двигателей легковых авто, с маркировкой «В»;
- для дизельных типов двигателей грузовых авто, с маркировкой «Е».
Считается, что масла данной классификации рассчитаны на более длительный пробег двигателя. Также они позволяют экономить расход топлива. Особенно их рекомендуют для двигателей новых автомобилей. Масла с маркировкой А1, А5, В1, В5 – более энергосберегающие, А2, А3, В2, В3, В4 – обычные.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
Кроме выбора моторного масла каждый автомобилист должен знать, как выбрать промывочное масло, далеко не все знают, как это сделать правильно. Всё дело в разнообразии, если раньше оно могло быть только минеральным, то сейчас уже есть на полках полусинтетическое и синтетическое. Разница есть и в активных веществах. Вне зависимости от того на какой основе создано промывочное масло, оно всегда имеет низкую степень вязкости. Связано это с тем, что промывочное масло должно проникать во все труднодоступные места в двигателе, а густое масло этого сделать не сможет так быстро. К тому же к промывкам не относятся тесты по стандартам API и ACEA.Это значит, что промывка изначально не предназначена для длительного использования, т. к. внутренние детали сильно изнашиваются даже на холостых оборотах. Если повысить обороты или ещё хуже, ездить с залитой в двигатель промывкой, износ будет ещё сильнее, независимо от основы такого масла. Если моторное масло на синтетической основе по многим характеристикам превосходит «минералку», то с промывкой это не так. Поэтому особого смысла в переплате и покупке синтетическое промывки нет.
Во многих автосервисах активно предлагают дополнительно к замене масла промыть двигатель. Причем для этого могут использоваться, в том числе так называемые «пятиминутки», которые добавляют в мотор. Но перед тем, как потратить лишние деньги на подобную услугу следует учитывать, что процедура необходима не во всех случаях.
Если силовая установка работает ровно, без посторонних звуков, а после слива отработки нет явных следов загрязнений и посторонних включений, а также если будет заливаться свежее масло той же марки и того же типа, то промывка не нужна. Кроме того, если автомобиль обслуживается согласно регламенту и используются качественные ГСМ, то смысла покупать промывочное масло тоже нет, достаточно пару раз сменить масло раньше срока на 3-4 тысячи километров пробега.
Помывку лучше приобрести в специализированных магазинах, так как и среди этих товаров встречается немало контрафакта, особенно если речь идёт о продукции известных производителей. Для отечественных автомобилей оптимальным выбором будет промывочное масло от Лукойл или Роснефть. Этого вполне достаточно, недорогое масло, а если все делать согласно инструкции, то и проблем не будет.
carnovato.ru
Вязкость моторных масел: обозначение, расшифровка
Вязкость ‒ это один из наиболее важных параметров масла, которое нужно заливать в двигатель. Не зря ведь на самой емкости указана вязкость моторного масла. Изменение вязкости в зависимости от температуры определяет границы температурных пределов применения этого ГСМ. При низких температурах вязкость масла не должна быть очень высокой, чтобы двигатель мог запуститься «на холодную» (от стартера), а насос смог прокачивать его по системе. А при высоких температурах вязкость данного смазочного материала не должна быть низкой, чтобы обеспечить требуемое давление в системе и создать смазывающую пленку между деталями в двигателе, которые трутся друг о друга.
Категории масел
В зависимости от того, как данный ГСМ изменяется в зависимости от температуры, существуют разные категории:
- Зимние. Эти масла имеют небольшую вязкость, поэтому при холодной температуре на улице двигатель с ними легко запускается. Однако при высоких температурах такие масла не способны обеспечить нормальный режим работы двигателя. Вязкость моторного масла такого типа будет очень низкой при высоких температурах, поэтому оно не сможет создать надежную масляную пленку между деталями двигателя.
- Летние. При низкой температуре на улице (зимой, например) эти масла не обеспечат холодный запуск, но хорошо работают при высокой температуре из-за высокой вязкости.
- Всесезонные. Это универсальные смазочные материалы, которые при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, при высоких ‒ вязкостью летних. Именно эти смазочные материалы пользуются наибольшей популярностью, ведь их не нужно менять каждый сезон, а также они весьма эффективны как энергосберегающие.
Вязкость моторных масел ‒ важный, но не единственный эксплуатационный параметр. Стоит также учитывать противоизносные, антикоррозионные, моющие и антиокислительные свойства. Несмотря на это, именно характеристики моторных масел по вязкости являются самыми важными. Именно по ним водители классифицируют ГСМ. А разные добавки и присадки только повышают стоимость продукта.
Какое масло подходит для вашего авто?
Основа для выбора конкретной марки ‒ это требование производителя автомобиля. В инструкции обязательно указывается, какой вязкостью моторное масло должно обладать. В качестве примеров в инструкции также приводятся конкретные марки и ссылки на сайты производителей смазочных материалов.
В том случае, если автомобиль старый, и найти официальные инструкции по типу и марке используемого масла не удается, можно самостоятельно подобрать марку масла для трансмиссии и двигателя. В любой точке продажи или на СТО смогут дать квалифицированные советы.
Вязкость моторного масла по SAE
SAE (Society of Automobile Engineers) ‒ это международный стандарт, который регламентирует вязкость масел. Многие водители предполагают, что это производитель или марка смазочного материала, но это не так. Спецификация SAE не может ничего сказать про качество масла или про его предназначение для конкретного типа двигателя.
Стандарт SAE оценивает следующие параметры смазочных материалов:
- Кинематическая вязкость. Данный параметр характеризует соответствие продукта тому или иному классу вязкости. Это главный показатель для всех вариантов ГСМ, и его не нужно путать с динамической вязкостью моторного масла, которая определяет силу сопротивления двух масляных слоев.
- Прокачиваемость. Определяет скорость, при которой масло поступает к парам трения при запуске двигателя на холодную. Также здесь имеет место вероятность выхода из строя мотора по причине поворота вкладышей при пуске.
- Вязкость при высоких температурах. Отражает настоящую вязкость при эксплуатации при высоких температурах. Параметр характеризует также противоизносные свойства.
По сути, SAE ‒ это характеристики смазочных материалов по вязкости. Сегодня существует 5 летних классов и 6 зимних. В обозначении вязкости моторных масел зимнего типа обязательно присутствует английская буква W, что означает Winter (Зима). И чем будет более высокая вязкость, тем будет выше число, которое указывается в спецификации.
Расшифровка вязкости моторного масла
Для начала определим зимние и летние классы. К зимним классам относятся масла:
Летние смазочные материалы:
Чтобы вам было проще, давайте приведем простой пример характеристики смазочного материала. Попытаемся понять, что означает вязкость моторного масла спецификации SAE 10W-40. Отметим, что продукт именно с такой характеристикой чаще всего используется в России.
Итак, 10W в обозначении дает нам понять, что это масло является зимним. От того, насколько правильно вы сможете определить этот параметр, будет зависеть возможность легкой запуска двигателя на морозе без негативных для него последствий.
Обозначение 40 в нашем примере говорит о летнем классе продукта. Следовательно, такое масло является универсальным. Данный параметр определяет, как хорошо масло работает в высоком температурном режиме мотора.
Присутствие в названии обозначений обоих классов говорит о всесезонности ГСМ. То же самое можно сказать про вязкость моторного масла 5W40. Это всесезонное масло, которое может работать как при высоких, так и очень низких температурах.
Как определить вязкость моторного масла для своего автомобиля?
Лучшего всего при выборе моторного масла следовать советам производителя. Судя по данным рекомендациям, ваш автомобиль будет застрахован от проблем с запуском мотора зимой. При этом будут исключены негативные последствия для двигателя, связанные с масляным голоданием. Если применять масла несоответствующей вязкости, то возможен повышенный износ мотора и даже заклинивание после запуска. Следует помнить, что после запуска мотора насосу нужно некоторое время для того, чтобы закачать масло по системе. Только тогда оно поступит к трущимся деталям. И если вязкость будет слишком большая, то насосу потребуется гораздо больше времени. Все это время мотор будет находиться в режиме масляного “голодания”, из-за чего трущиеся детали быстро придут в негодность. Лучшим зимним маслом является то, которое способно сохранять свою текучесть даже в морозы. Лучшим в данном случае являются смазки класса “0W”.
Шкала вязкости масел в зависимости от температуры
Если у вас нет рекомендаций или инструкция отсутствует вообще, то можно либо обратиться за советом в СТО (самый простой и лаконичный вариант), либо попытаться определить данный параметр самостоятельно.
В первую очередь стоит найти информацию о средних значениях зимних температур в вашем регионе, где вы планируете ездить на автомобиле. В зависимости от этого и нужно подбирать масло.
Вот так выглядит шкала вязкости моторных масел:
О выборе летнего масла
При выборе ГСМ для летней эксплуатации автомобиля стоит учитывать, что большинство известных европейских концернов рекомендуют использовать смазки класса “40”. Это связано с тем, что в летнее и даже весеннее или осеннее время тепловая напряженность двигателей большая. Высокие температуры, скорости сдвига в разных зонах мотора, а также огромные удельные давления ‒ все это свойственно современным моторам. В этих условиях масло должно сохранять свои свойства и держать необходимую масляную пленку, а также охлаждать пары трения. Эта задача становится сложной при эксплуатации мотора в сильную жару или нахождении в пробке, где нет естественного активного охлаждения мотора потоком встречного воздуха.
Всесезонные масла обладают свойствами летних и зимних сортов смазок. Для них предусмотрены двойные обозначения по SAE. Например, в обозначении вязкости моторного масла 5W30 присутствуют сразу два обозначения. Здесь зимние вязкостные и температурные свойства отражены в левой части, а летние ‒ в правой.
Вязкостно-температурные свойства
Это одна из ключевых характеристик масла. Именно от этих свойств зависит диапазон температуры, в котором этот ГСМ обеспечит нормальный запуск мотора без его прогрева, а также эффективное прокачивание масла по смазочной системе, охлаждение трущихся деталей при наибольших нагрузках и температуре.
Даже в том случае, если автомобиль эксплуатируется в стране с умеренным климатом, диапазон изменения температуры от холодного запуска в зимнее время до максимального прогрева может составлять 180-190 градусов. Вязкость минерального масла в диапазоне температур от -30 до +150 градусов может изменяться в тысячи раз. Летние масла, которые при высокой температуре имеют достаточную вязкость, обеспечат нормальный запуск мотора при температуре окружающей среды 0 градусов. Зимние ГСМ, которые обеспечат холодный запуск мотора при отрицательных температурах, при нагреве будут иметь недостаточную вязкость.
Поэтому сезонные масла нужно менять 2 раза в год. Причем их наработка вообще не играет никакой роли. Даже если автомобиль всю зиму стоял в гараже с зимним маслом, его необходимо заменить при наступлении теплоты. Из-за этого эксплуатация двигателей становится достаточно дорогой.
Эта проблема отчасти решена благодаря специальным полимерным присадкам. Поэтому в универсальных ГСМ типа 10W40 всегда будут присадки. Без них масло не может быть универсальным и одинаково хорошо работать зимой и летом.
Заключение
Теперь вы знаете расшифровку вязкости моторного масла и сможете подобрать себе правильное ГСМ. Но если есть сомнения относительно выбора правильной вязкости, то лучше обратиться к специалисту. Неправильно подобранные ГСМ могут серьезно навредить двигателю.
fb.ru