как заправляться и что нужно знать :: Autonews
Дизельные двигатели более экономичны по сравнению с бензиновыми, и именно поэтому большинство транспортных компаний закупают такие автомобили. Однако при выборе дизельного топлива крайне важно учитывать его тип: летний, межсезонный, зимний или арктический. Особенно это актуально для России — с перепадами температур и в целом с тяжелыми условиями эксплуатации.
Вопросы надежности топлива всегда волновали не только обычных автомобилистов, но и владельцев коммерческих автопарков, для которых ущерб от некачественного топлива, особенно если оно мутнеет или вовсе замерзает — колоссальный, и в итоге приводит к огромным экономическим убыткам.
Какие есть ГОСТы и нормы
Нефтяные компании при производстве и реализации дизельного топлива стараются максимально соответствовать климатическим особенностям его применения, кроме того, с 2014 г. эти вопросы регулируются на государственном уровне.
В России технические условия зимнего и арктического дизельного топлива четко регламентируются ГОСТом Р 55475-2013. Согласно национальному стандарту, температура помутнения должна быть не менее -22°, а температура фильтруемости — не менее -32°. Еще одним требованием к дизельному топливу является его экологическая безопасность, что регламентируется с требованиями технического регламента (ТР ТС 013/2011), в соответствии с которым на территории России реализуется топливо не ниже класса К5.
Фото: rosneft-tnpz.ru
До какой температуры топливо не замерзнет
К числу наиболее надежных поставщиков качественного зимнего дизеля можно отнести «Роснефть». Помимо того, что «Роснефть» имеет самую широко развитую по всей России сеть, насчитывающую более 3000 АЗС, она одна из первых стала реализовывать дизельное топливо с низкотемпературными характеристиками.
Сегодня «Роснефть» в зависимости от региона предлагает пять видов топлива в двух категориях: зимнее и арктическое. Зимнее рассчитано на температуру до -32° и -38°, что фактически соответствует климатическим условиям наибольшей части территории России.
Что касается арктического, оно реализуется в следующих предельных температурах фильтруемости: -44°, -48° и -52°, что соответствует требованиям самых отдаленных регионов, где высок спрос именно на морозоустойчивое топливо.
Фото: Unsplash
Разработки «Роснефти» в области производства дизельного топлива для экстремально низких температур можно назвать инновационными, так как Россия — одна из немногих стран, реализующая такой вид топлива. Помимо этого, научно-исследовательский комплекс «Роснефти» по
При какой температуре замерзает дизельное топливо и как его можно разморозить
Сейчас автомобилисты часто приобретают автомобили с дизельными двигателями. Экономичный ресурс позволяет комфортно управлять машиной, поэтому автомобили с дизельными двигателями достаточно популярны и востребованы.
Дизельный двигатель отличается высоким уровнем надежности. Во время работы такой агрегат практически не издает шум или вибрацию.
Однако, дизельное топливо обладает существенным недостатком – если на улице слишком низкие температурные показатели, двигатель может не запуститься по причине замерзания топлива. Подобное явление без проблем можно устранить. Рассмотрим ситуацию более подробно и подберем оптимальное решение.
От чего замерзает дизельное топливо
Дизельное топливо изготавливается из специального вида нефти. На производственных объектах сырье тщательно очищают, но в готовой продукции остаются практически все добавки, что присутствуют в нефти. Поэтому качество дизельного топлива имеет непосредственную связь с качеством сырья, из которого оно изготавливается.
В перечне примесей выделяется парафин. На разных месторождениях добывают нефть с разным объемом парафина в составе. Летом наличие этого вещества не вызывает затруднений, при этом зимой парафин сильно густеет. Чтобы избежать ненужных проблем, производители изготавливают зимнее топливо, которое проходит стадию очистки от парафина.
При какой температуре замерзает дизельное топливо
Чтобы не ошибиться с выбором, лучше покупать топливо, соответствующее температурным стандартам. Летний вариант начинает замерзать при температуре -10 градусов. Обычное зимнее топливо способно сохранять базовую субстанцию при температурных показателях до -35 градусов. Особого внимания заслуживает дизель арктических марок. Такое топливо способно сохранять полезные свойства даже при температуре -65 градусов.
Важно приобретать топливо, которое четко соответствует заявленной маркировке. К сожалению, большая часть дизельного топлива изготавливается с широким зазором погрешности. Четкое соответствие заявленным требованиям наблюдается только в высококачественном дизельном топливе.
Разморозить дизельное топливо
Дизельное топливо в нашем регионе замерзает довольно часто. Дело в том, что местный климат предусматривает неожиданное снижение температуры. Иногда водитель не успевает заправить машину зимним топливом. В результате утром двигатель не запустится, либо сделает это с трудом. В случае воздействия низких температур топливо начинает густеть и заполняет топливную систему.
Стоит отметить, что заправка авто зимним топливом не является гарантией отсутствия проблем, которые связаны с замерзанием дизеля. На практике удалось установить факт, что большая часть дизельного топлива не удовлетворяет требования технического регламента ГОСТ. Иногда бывают случаи, когда на АЗС по цене качественного зимнего топлива продают недорогую летнюю солярку.
Первое место в рейтинге борьбы с замерзанием дизеля занимает добавка керосина в топливный бак. Опытные дизелисты в зимний период добавляют керосин, чтобы дизельное топливо не загустевало. Подобный вариант не может нанести вред топливной системе, поэтому его используют довольно часто. Смесь дизельного топлива и керосина функционирует, как чистая солярка. Вместо керосина можно использовать бензин, но такая комбинация может существенно увеличить износ двигателя во время эксплуатации транспортного средства.
Среди радикальных методик выделяется разбавка дизельного топлива тормозной жидкостью. Подобное решение можно использовать только в крайнем случае. Специалисты рекомендуют по возможности избегать такой комбинации. Когда между топливом и тормозной жидкостью начинают происходить химические реакции, начинают образовываться агрессивные элементы, которые сильно вредят топливной система авто. Подобные реакции моментально приведут топливо в жидкое состояние, но забывать о побочных эффектах не стоит.
Разогрев машины можно выполнить при помощи любого источника, излучающего тепло. Рекомендуется не использовать открытое пламя. Лучше всего накрыть топливный бак тканью, после чего налить сверху горячую воду. Если без интенсивного обогрева не обойтись, можно выполнить мероприятие с использованием любого защитного экрана.
чем отличается от летнего и как выбрать
Категория: Полезная информация.
Эксплуатация дизельных моторов на территории стран СНГ имеет свои особенности. Резкая сезонная смена климата, колебания среднесуточных температур — все это заставляет владельцев тщательно готовится к зимнему сезону. В том числе — выбирать зимнее дизельное топливо, которое нормально будет прокачиваться по ТНВД и топливопроводам и не превратится в гель в заморозки.
Чем зимнее ДТ отличается от летнего
Дизельное топливо с точки зрения химика — смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов и их производных.
Важно. Дизельное топливо (ДТ) часто называют соляркой, это ошибка. Солярка — это соляровое масло, продукт прямой перегонки нефти. Вязкость солярки выше, чем у ДТ, в два раза, температура кипения тоже выше. Солярку используют для низкооборотистых ДВС тракторов и тяжелой техники. Если залить соляровое масло современный автомобиль, оно просто убьет высокоточную топливную аппаратуру дизельного ДВС.
Выделяют три вида дизтоплива:
- летнее — ДТЛ
- зимнее — ДТЗ
- арктическое — ДТА
Если ДТЛ начинает застывать уже при -5°С, то ДТЗ выдерживает уже до -20°С и меньше — все зависит от состава и качества топлива.
- Использовать летнее ДТ при температуре ниже допустимой запрещено -можно вывести дорогостоящую топливную аппаратуру из строя. Лучше перейти на зимнее дизтопливо сразу с приходом первых заморозков.
- А вот зимнее ДТ можно использовать в теплое время года. Правда, это нецелесообразно: отдача двигателя в таком случае будет ниже, токсичность выхлопа — выше.
Отличается летнее и зимнее дизтопливо по плотности: когда нефть в процессе изготовления ДТЗ перегоняют с меньшей температурой, чем при получении ДТЛ. В результате плотность зимнего ДТ выше, оно сохраняет текучесть и застывает (парафинируется) не так легко, как летнее дизтопливо.
Главный показатель качества зимнего дизтоплива — его цетановое число. Оно определяет максимальное сжатие топлива в цилиндре ДВС, при котором происходит его самовоспламенение. Чем выше этот показатель, тем спокойнее и ровнее сгорает топливо. Оптимальный показатель от 45 до 55.
Также важен баланс между парафинами и ароматическими углеводородами в составе «зимнего» ДТ. Если ароматических углеводородов слишком много, выхлоп получается дымным, мотор работает шумно и неустойчиво. Если много парафинов — уже при температуре -10°С двигатель не заведется без подогрева.
Почему дизельное топливо замерзает зимой
Все дело в наличии парафинов. При понижении температуры они в составе топлива кристаллизуются, вязкость ДТ возрастает. Загустевшее топливо с трудом проходит через элементы топливной системы — двигатель или не заводится или заводится с трудом, после запуска работает неустойчиво, троит, глохнет.
Если температура продолжает падать, в ДТ начинают образовываться сгустки парафинов, оно превращается в гель и забивает проходные каналы топливного фильтра. В таком случае двигатель завести уже невозможно.
Владельцы по-разному решают проблему замерзающего топлива: одни используют нагревательные устройства для подогрева топлива в баке, другие добавляют присадки.
Лучше всего перед приходом холодов поменять (возить с собой) топливный фильтр, проверить работы свечей накала, слить из топливного бака осадок и заправляться на проверенных заправках качественным топливом.
Как выбрать зимнее ДТ, которое не замерзнет
Ключевые показатели для зимнего ДТ рассчитываются на основе атмосферной температуры:
- температура помутнения, при которой начинает замерзать парафин;
- предельная температура фильтруемости — топливо еще проходит через фильтр, но глушить мотор уже нельзя
- температура применения — показатель, при котором горючее гарантированно не замерзнет.
В чистом зимнем дизтопливе все три температуры должны совпадать. Но на практике все зимнее топливо, которое поступает на заправки, это летнее с присадками. И чем больше разница между температурами фильтруемости и помутнения, тем больше в составе такого топлива присадок.
Важно. Качество зимнего топлива можно проверить тут же, на заправке. Нужно просто капнуть из шланга подачи топлива на металлическую поверхность в мороз (подойдет монетка). Летнее ДТ тут же замерзнет, а зимнее сохранит текучесть.
Самый важный показатель для автовладельца — предельная температура фильтруемости — ПТФ. На этот показатель можно влиять, добавляя в топливо различные присадки — антигели.
Важно. Даже если за счет применения антигеля ПТФ удалось снизить, например, с -10 до -20°С, температура помутнения все равно будет на 10°С выше температуры применения.
Чтобы рассчитать температурный диапазон работы топлива, владельцу нужно узнать на АЗС температуру помутнения ДТ (она указана в паспорте топлива) и прибавить к ней 10°С. Это и будет реальный показатель температуры на улице, когда парафин не забьет топливный фильтр.
Только учитывать нужно не только прогноз погоды, но и комфортность — влажность, силу и направление ветра и т.п. Так что смело «накидывайте» к реальной суточной температуре +3-7 градусов мороза.
Нужны ли присадки
Присадки приходят на помощь автовладельцу в том случае, когда тот не уверен в качестве топлива. Добавление в ДТ антигеля способно сделать из летнего топлива зимнее, предотвратить замерзание парафина даже в сильный мороз.
Принцип работы антигеля такой: как только в топливе начинают образовываться кристаллы парафина, присадка «внедряется» (адсорбируется) в них, изменяя их форму и структуру таким образом, чтобы они не образовали цельные застывшие хлопья парафина, который может забить топливный фильтр. То есть антигель не дает отдельным частицам парафина слипнуться и образовать крупные «гранулы». Топливо сохраняет свою текучесть даже в мороз.
При выборе антигеля нужно отдавать предпочтение продукции известных производителей, вроде Liqui Moly, Mannol, Gunk Expert, Felix, и т.п. Стоит обратить внимание на нижний порог температуры, который указывает производитель.
Применять присадку стоит строго по инструкции. Обычно объема одного флакона хватает на полный бак топлива, но встречаются варианты и с дозированием антигелей.
- Добавлять присадку нужно теплой и к теплому же топливу, до заправки.
- Растворить тот парафин, который уже образовался в топливной системе, антигель не сможет.
- Если в топливе уже содержатся заводские присадки, применение антигеля бессмысленно.
Керосин и тем более бензин в качестве альтернативы антигелю применять нельзя! Для нормального эффекта их нужно залить намного больше, чем 1 к 50. Добавление растворителей в топливо ухудшают его смазывающие свойства, снижают ресурс и вызывают поломки высокоточной топливной аппататуры современных дизелей. По этой же причине нельзя добавлять в топливо моторное масло.
Состав присадок и антигелей тоже не идеален, основную часть в нем занимают растворители. Поэтому использовать их нужно только в качестве крайней меры.
- Подробнее о присадках и их применении мы писали здесь.
Топливные насосы, ТНВД для дизельного двигателя найдете в нашем каталоге
ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ
Метки: ТНВД, Дизель зимой, Присадки
Температура замерзания зимней солярки | При скольких градусах необходимо переходить на зимнее топливо
Каждый автовладелец с машиной на дизельном ДВС должен знать при какой температуре заливать зимнюю солярку, а при какой и ее заменять арктической. Подобные сведения помогают не просто всегда оставаться в движении, но в отдельных случаях периодически спасают жизни. Ведь своевременный переход на горючее с лучшими показателями выносливости – это уверенность в каждом последующем повороте.
Разница в цене может быть достаточно ощутимой, что напрямую зависит не только от температурных ограничений, но и от стандарта в частности. Советская солярка всегда дешевле европейского аналога, но и выносливость у нее гораздо меньшая.
При какой температуре заливать зимнюю солярку
Важно сразу отметить, что зимняя солярка при температуре -35С по ГОСТу замерзает, но на деле эти данные использовать крайне нежелательно, если важна безопасность в пути. Само топливо проходит несколько важных этапов при сильном охлаждении:
- Потемнение (-20С). Первый признак, когда необходимо заменить топливо более выносливым, воспользоваться присадками или оставить автомобиль в отапливаемом помещении до лучших времен. Движение все еще возможно, но воздействие на детали автомобиля существенно повышается.
- Загустевание (-25-30С). На данном этапе повышается вязкость и в фильтрах начинают собираться парафины. Прохождение по топливной системе существенно осложняется, из-за чего движение становится невозможным. Если своевременно использовать присадки, то можно добраться до ближайшей заправки или гаража, чтобы привести температуру к нормальному состоянию и заменить топливо на арктическое.
- Замерзание (-35С). Желеобразная консистенция ограничивает не просто передвижение, но и не предоставляет возможность как-то его привести в рабочее состояние. В большинстве случаев привести автомобиль в движение возможно лишь при помощи эвакуатора, а затем топливо сливается и заменяется другим.
В данном случае указывается температура не окружающей среды, а солярки. При этом опытные автовладельцы именно на эти данные и ориентируются, т.к. они позволяют избежать непредвиденных обстоятельств.
Не стоит забывать и про горючее, соответствующее Евро стандарту. Оно позволяет передвигаться в более холодных условиях, т.к. производители задействуют особые присадки, повышающие эксплуатационные показатели.
Преимущества современного подхода
Температура замерзания зимней солярки может незначительно варьироваться, но подобные знания могут неоднократно помочь избежать критических ситуаций. Наши менеджеры разъяснят все особенности эксплуатации в процессе оформления заказа, чтобы каждый клиент чувствовал себя на дороге максимально уверенно.
Современные технологии позволяют в обычных условиях Санкт-Петербурга двигаться практически без ограничений, потому что Евро стандарт ориентирован даже на достаточно экстремальные температуры.
Эксплуатация дизелей зимой. Как дизель заводится зимой. Прогрев дизелей зимой
С каждым годом автомобилей с дизельными двигателями на отечественных дорогах становится все больше. Однако если сравнивать их количество с европейскими странами, оно остаётся сравнительно небольшим. Почему так? Ответ прост: немало водителей, которые хотели бы заменить свой бензиновый автомобиль на дизельный, не решаются на это, опасаясь, что эксплуатация дизелей зимой принесёт им немало проблем. И действительно, холодная погода может причинить массу головной боли. Хотя если придерживаться некоторых нехитрых правил эксплуатации дизельных автомобилей, то всё произойдёт без особых эксцессов.
Содержание:
- Эксплуатация дизелей зимой — основные моменты
- Что нужно знать о прогреве двигателя
- Летнее и зимнее дизельное топливо
- Топливные добавки
Эксплуатация дизелей зимой — основные моменты
Стоянка автомобиля. Специалисты рекомендуют по возможности держать дизельный двигатель в более или менее тёплом помещении. В крайнем случае это должно быть закрытое убежище, которое защитит корпус машины от налипания снега и льда. Даже если температура в гараже будет лишь на несколько градусов выше, чем на улице, это намного ускорит прогрев.
Состояние топливного бака. Топливный бак по возможности должен быть полным. Конденсат в топливном баке в конечном итоге может замёрзнуть и вызвать массу проблем. Поэтому, перед тем как поставить машину на стоянку, желательно полностью заполнить топливный бак, чтобы исключить возможность образования конденсата. Также можно снизить этот риск, добавляя специальные добавки против замерзания топлива.
Разогрев двигателя. И хотя на этот счёт есть масса споров, большинство экспертов настаивают на том, чтобы перед началом движения холодный дизельный двигатель нужно прогреть. В идеале он должен прогреваться не менее пяти минут. В противном случае двигатель может работать с большей нагрузкой и сжигать лишнее топливо.
Что нужно знать о прогреве двигателя
Сами производители дизельных авто утверждают, что современные автомобили с новыми системами топливного впрыска вполне пригодны к движению сразу после запуска двигателя. Это возможно благодаря тому, что горючее в цилиндрах распыляется так, что масляная плёнка не смывается с поверхности гильз и система стартует как положено. Впрочем, суровые реалии русской зимы диктуют свои условия. Из-за сильного мороза металлические стенки цилиндров становятся очень холодными, поэтому с запуском могут возникнуть сложности. Этому виной такой процесс, как гелеобразование или желирование дизельного топлива, которое может возникать при низких температурах. Иногда процесс доходит до такой степени, что топливо уже не может перекачиваться, а двигатель глохнет.
По общепринятому стандарту оптимальное время прогрева дизелей зимой — от 5 до 10 минут (зависит от наружной температуры). Этого времени достаточно, чтобы детали топливной системы разогрелись до нужного уровня, масло разжижилось, а само топливо стало полноценно сгорать в цилиндрах. Когда прогрев завершён, можно плавно трогаться на пониженной передаче и первые несколько минут ехать на низких оборотах. При плюсовой температуре (выше 5 °C) можно обойтись и без подобных приготовлений.
Летнее и зимнее дизельное топливо
Дизельное топливо имеет разное цетановое число. Чем оно выше, тем более летучим будет топливо. В стандартных условиях используется дизель с меньшим цетановым числом. Водители, которые знают, как экономить топливо, могут рассказать своим менее опытным коллегам, что при быстрой езде или перевозке грузов топливо с меньшей летучестью расходуется медленнее, а значит, является более экономным. Однако, как и любой горюче-смазочный материал, дизельное топливо становится более густым и вязким при низких температурах и в экстремальных условиях обычный дизель может стать настолько густым, что перестанет течь вообще. Поэтому для езды в очень холодную погоду, придётся раскошелиться на арктическое дизельное топливо с высоким цетановым числом. Причём крайне желательно выбирать горючее с запасом. То есть, чтобы его рабочая температура была на 10 градусов ниже ожидаемой температуры окружающей среды.
Топливные добавки
Как дизель заводится зимой уже понятно — если на улице холодно как на северном полюсе, а в баке плещется летнее топливо, ничего не заведётся вообще. Поэтому для таких случаев нужно прикупить зимнего горючего. Впрочем, его цену никак нельзя назвать доступной, и многие водители ищут способ снизить траты. И такой способ действительно есть — это специальные добавки-антигели. Они являются эффективным средством профилактики и хорошо помогают в том случае, если агрегатное состояние топлива ещё не начало меняться. Какие антигели достойны внимания? Сегодня есть огромный ассортимент подобного рода присадок и, как показывает практика, почти все они вполне достойно справляются со своими обязанностями. Поэтому в большинстве случаев можно обойтись бюджетными марками. Из основных — это:
- BBF. Топливная присадка начальной ценовой категории. Пригодна для всех авто с дизельным двигателем. Снижает температуру застывания стандартного топлива до -38°, зимнего до -50 °C.
- Runway. Ещё одна проверенная торговая марка. Эффективность её продукции подтверждена как обычными автомобилистами, так и независимыми лабораториями. Снижает температуру застывания топлива до -40°C.
- Kerry. Также один из самых популярных антигелей. Не только снижает температуру гелеобразования, но и уменьшает износ плунжерных пар и форсунок. Хороший выбор за небольшие деньги.
- FENOM. Стандартные антигели начальной ценовой категории Fenom по своим свойствам ничем не уступают предыдущим вариантам, поэтому также могут быть использованы безо всякого опасения.
- Hi-Gear. Депрессорные присадки средней ценовой категории от этого производителя. Также эффективно снижает температуру застывания топлива и дополнительно защищает топливную систему от износа.
В данной категории топливных добавок есть и образцы премиум-класса. Кроме своей основной функции, они также улучшают сгорание топлива, удаляют влагу, предотвращают образование ледяных и парафиновых пробок и выполняют много других полезных функций. К числу таких антигелей можно отнести продукцию торговых марок ABRO, Suprotec, и премиальные линейки присадок Hi-Gear.
В каталоге интернет-магазина TopDetal — большой выбор антигелей, обязательно найдется то, что нужно!
Сразу можно сказать, присадки не сделают из летнего топлива зимнее. Но то, как дизель заводится зимой, от них всё-таки зависит, причём в значительной степени. Правда, есть здесь одна хитрость — вводить присадки в топливо нужно ещё в «переходной период», пока не ударили морозы. Если агрегатное состояние топлива уже начало меняться, то сколько антигеля ни залей — поехать получится только на эвакуаторе.
Особенности летнего и зимнего дизтоплива
Практически каждый обладатель технологичного и современного дизельного мотора на своем легковом или другом автомобиле ранее эксплуатировал какой-либо авто на бензине. Для многих «дизелистов», которые только начинают свое знакомство с этим типом ДВС, немедленно становится актуальным вопрос обязательного сезонного перехода с одного вида дизельного топлива на другой.
Необходимость заправлять качественное и чистое горючее на проверенных заправках известна всем, а вот причины обязательного перехода на летнее, зимнее или даже арктическое дизельное топливо понятны не каждому водителю в числе быстро увеличивающегося количества обладателей дизельных двигателей в СНГ.
Причина такой необходимости кроется в том, что дизтопливо имеет одну крайне неприятную особенность, которая проявляется при низких температурах. Из жидкого состояния такое горючее на холоде становится вязким. Виноват в этом интенсивный рост кристаллов парафина. Эти кристаллы и заставляют жидкую летнюю солярку превращаться в гелеобразную субстанцию под воздействием отрицательных температур.
Если вспомнить об особенностях и устройстве системы питания дизельного двигателя, тогда главным критерием становится филигранная точность исполнения отдельных компонентов, минимальные зазоры в устройствах топливоподачи дизеля для создания высокого давления. Именно это давление и обеспечивает эффективный распыл дизельного топлива в камере сгорания.
Содержание статьи
Сезонность дизельного топлива
Процесс парафинизации дизтоплива при отрицательных температурах закономерно приводит к тому, что происходит уменьшение показателя его текучести. Проход густой солярки через различные элементы топливной системы дизельного ДВС (трубопроводы, фильтры, ТНВД) становится сильно затрудненным или даже невозможным. Дизель в таких условиях или полностью не заводится, или после запуска работает предельно неустойчиво. Естественно, ни о какой нормальной эксплуатации машины и речи быть не может.
Опытные и не очень владельцы дизельных авто на протяжении многих лет по-разному решают проблемы с вопросами запуска дизельного мотора в холодную погоду. Главной задачей становится прогрев дизтоплива в системе топливоподачи.
Одним из способов решения этой проблемы становится использование специальных нагревательных устройств, которые разжижают топливо в баке автомобиля при помощи нагревательных элементов, питающихся от электричества.
У такого способа есть неоспоримый минус, так как устройства греют только солярку в баке и не способны осуществить эффективный нагрев трубопроводов. Получается, что в топливных магистралях находится большое количество кристаллизировавшейся парафиновой массы.
Что трактору хорошо, дизельной легковушке — смерть!
Существует также весьма спорный метод разбавления дизельного топлива обычным бензином или керосином. Данное решение определенно улучшает текучесть замерзшей солярки и может практиковаться опытными «камазистами», а также водителями тракторов и другой тяжелой техники, однако наличие бензина или солярки в современном высокотехнологичном дизельном двигателе с высокой долей вероятия приведет к серьезной поломке силового агрегата.
Сегодня вопрос наличия дизтоплива по сезону стоит не так остро. АЗС предлагают владельцам авто широкий выбор зимних видов дизельного топлива, но окончательно проблему не удается решить по причине частых отклонений от необходимого стандарта.
Так называемая «летняя» солярка стоит дешевле «зимней». Недобросовестные владельцы автозаправок, особенно вне крупных населенных пунктов, очень часто продают более дешевую солярку под видом зимнего дизтоплива. Такая практика распространена в межсезонье, когда за окном еще нет устойчивого минуса.
Некоторые идут еще дальше, продолжая нарушать соответствующие требованиям после наступления интенсивных холодов. На таких заправках зимний дизель получают просто варварским способом — разбавляют летнюю солярку химией и присадками неизвестного происхождения.
Некоторые наши читатели могут подумать, что ситуация с дизелем зимой совсем безвыходная. Спешим вас заверить, что на деле все не так страшно. Мы лишь привели отдельные примеры, которые встречаются, но не являются массовыми.
Способы решения проблемы
Выходом из сложившейся ситуации становятся депрессорные присадки, которые еще называются антигель. Добавление антигелей в дизтопливо улучшает его текучесть при отрицательных температурах.
В нашей отдельной статье о выборе антигеля мы поговорим о том, как правильно и безболезненно для мотора улучшить текучесть дизельного топлива именно тогда, когда это наиболее актуально и необходимо. Речь идет о переходном периоде с суточными колебаниями температуры. Не является секретом, что на АЗС в такое межсезонье зачастую еще допродают остатки летней солярки. Не менее востребованным данный способ использования антигеля становится и во время устойчивого минуса зимой.
Читайте также
7 советов по подготовке дизельного топлива к зиме
Снова наступило то время года. Жало лета прошло, и прохладные температуры неуклонно подкрадываются. Если вы владелец дизельного топлива и ожидаете, что ваш грузовик будет рядом, когда он вам больше всего понадобится, пора проявить инициативу. пора готовить его к зиме. Этот контрольный список разработан, чтобы помочь вам преодолеть ожидаемые холодные условия, от проверки состояния ваших аккумуляторов до добавления в бак антигелевой присадки к топливу и замены моторных масел.
1. Проверьте свои батареи
Срок службы батареи в среднем составляет от двух до пяти лет. Сколько лет у тебя есть? После жаркого лета (где часто происходят коррозия и испарение жидкости), сопровождаемого нехваткой мощности холодного пуска при более низких температурах, зима может убить слабые батареи. Чтобы не оказаться в затруднительном положении, сейчас самое время проверить работоспособность ваших батарей.
При выключенном двигателе установите на мультиметре любое значение напряжения выше 15 вольт и подсоедините провода к аккумуляторной батарее.Напряжение полностью заряженной батареи должно составлять не менее 12,6 В. Затем убедитесь, что напряжение не падает ниже 10 вольт, когда вы запускаете двигатель (ниже 10 вольт — это признак разряда батареи). При работающем двигателе напряжение должно составлять от 13,7 до 14,7 вольт. Также убедитесь, что вы очистили кабели аккумулятора, чтобы обеспечить надежное соединение без коррозии. И последнее, но не менее важное: это также хорошая практика — проверить мощность вашего генератора переменного тока (они также не работают вечно), поскольку устройство с невозможностью перезарядить батареи может привести к тому, что грузовик не запустится, а двойная стоимость ремонта (новые батареи генератора и ).
2. Проверка и замена свечей накаливания (если применимо)
Если в вашем дизельном топливе для облегчения холодного пуска используются свечи накаливания (как это делают все двигатели Duramax и Power Stroke), важно убедиться, что они находятся в отличном состоянии до наступления зимы. В сегменте Duramax отказы свечей накаливания имеют угрожающие масштабы. По этой причине многие пренебрегают их заменой, пока грузовик, кажется, заводится нормально (весной или летом), но в конечном итоге сожалеет о том, что наступила осень и зима. К счастью, к свечам накаливания можно получить доступ снаружи на всех мельницах Duramax (а также на большинстве двигателей Power Stroke), потянув за внутреннее крыло, чтобы получить доступ к каждому блоку.
Конечно, начинать с новых свечей накаливания — неплохая идея. Если вы пойдете по этому маршруту, помните одно: никогда не экономьте на них! Придерживайтесь новых, оригинальных замен, так как известно, что некоторые наконечники свечей накаливания разбухают, трескаются или отламываются и падают в цилиндр. На двигателях, которые не обязательно выбрасывают CEL, когда выходит из строя свеча накаливания или реле свечи накаливания (например, показано, как показано на рисунке 7.3L Power Stroke), стоит поразить их контрольной лампой, чтобы убедиться, что они в порядке заказ.
3. Используйте нагреватель блоков!
Вы не поверите, сколько владельцев дизельных двигателей не используют свой блочный отопитель при минусовых температурах. И чаще всего это происходит из-за того, что владелец даже не знает, что его или ее грузовик оборудован такой!
Если вы не уверены, есть ли у вас блочный обогреватель, сделайте себе одолжение и поищите за передним бампером и решеткой радиатора, чтобы увидеть, существует ли он. Если у вас его нет, это выгодное вложение для всех, кто живет в зоне ржавчины или выше ее.
4. Проверьте нагреватель блока
В холодных условиях блочный обогреватель может спасти жизнь. К сожалению, большинство владельцев дизельных двигателей не замечают, что их дизельные двигатели перестали работать, пока они им не понадобятся. Не будь этим парнем. Проверить работоспособность блочного нагревателя просто, так как они либо работают, либо не работают.
Сначала очистите контакты вилки, затем достаньте мультиметр, установите его на Ом (чтобы показать сопротивление) и присоедините его выводы к контактам вилки.Значение от 9 до 25 Ом указывает на исправный нагреватель блока. Если значение ниже этого значения, вы захотите проверить сам шнур нагревателя блока. Мы видели, как провода выдергивались из вилки (обычно из-за растягивания шнура, чтобы добраться до розетки), что требует простого ремонта проводки.
5. Используйте присадку против гелеобразования
В суровые холода даже самая лучшая зимняя смесь дизельного топлива может достичь точки помутнения (мера работоспособности дизеля при низких температурах) и начать превращаться в гель.Из-за стольких различий в качестве топлива, существующих в Северной Америке, и того факта, что каждый автомобиль подвергается воздействию холода по-разному, не существует точной температуры, при которой дизельное топливо начинает гелеобразоваться. Тем не менее, большинство видов топлива достигают точки помутнения при температуре от 20 до -18 градусов по Фаренгейту. Вот почему всегда рекомендуется использовать топливную присадку зимой. Обязательно используйте всесезонную добавку или добавку, специально разработанную для сияния в холодном климате.
Мы всегда были поклонниками всесезонной формулы Stanadyne.Он разработан для обеспечения защиты от холода и гелеобразования, отвода воды без использования спирта, повышения цетанового числа, предотвращения коррозии и совместимости с дизельным топливом со сверхнизким содержанием серы (ULSD). В дополнение к надежности этой присадки, Stanadyne производит собственные нагнетательные насосы и форсунки — так что если кто и знает, как сделать хорошую добавку, так это, вероятно, эти ребята.
В экстренных случаях, когда двигатель не запускается из-за замерзшего топлива, мы рекомендуем либо Diesel 911 от Power Service, либо Diesel Recovery от Amsoil.Важно отметить, что эти продукты лучше всего использовать только в экстренных случаях. Они не предназначены для регулярного использования в вашем резервуаре.
6. Замените топливный фильтр (-ы)
Это факт, что топливный фильтр является наиболее распространенной точкой замерзания дизельного топлива. По сравнению с тем, что хранится в топливном баке, в топливном фильтре остается очень минимальное количество дизельного топлива, когда вашему грузовику позволяют простоять всю ночь.
Хотя установка нового топливного фильтра прямо сейчас не является гарантией того, что у вас не возникнет проблем с гелеобразованием, она предлагает вам начать заново с того, что может быть частично забитым картриджем, который использовался на протяжении тысяч миль.Кроме того, замена топливных фильтров перед зимой снижает ваши шансы на выполнение работы в самое холодное время года. И последнее, но не менее важное: всегда держите в кабине запасной топливный фильтр и / или водоотделитель — никогда не знаешь, когда он может понадобиться.
7. Избавьтесь от груза
Как будто холодный запуск недостаточно серьезно для ваших батарей, стартера и двигателя, обычные моторные масла массой 15 превращаются в патоку при арктических температурах. Переход на более легкое (предпочтительно синтетическое) масло значительно улучшит его характеристики текучести при низких температурах, тем самым снизив износ внутренних компонентов двигателя.
Помните, что если вы все еще используете хороший обычный 15W-40, когда оно ниже 30, ваш двигатель не будет видеть достаточное давление масла в течение значительного времени после холодного запуска (от 5 до 30 секунд!) .
Все еще не уверены, что стоит переходить на более легкое моторное масло в холодные месяцы? Посмотрите это видео и убедитесь, что вы передумали.
Диагностика дизельного двигателя малой мощности
Дизельные двигатели очень скупы, когда дело касается расхода топлива.Они также известны своей силой тяги и прочностью. Вот почему дизели по-прежнему остаются популярным вариантом во многих пикапах. Но дизели также известны своим грохотом на холостом ходу, черным дымом и трудностями при запуске в холодную погоду.
Когда температура падает, происходит несколько вещей, которые могут затруднить запуск дизеля. Сначала загустевает масло в картере. В то же время мощность батареи падает, уменьшая количество ампер, доступных для запуска двигателя. Мультивязкое моторное масло 15W-40, которое в наши дни является популярным выбором для многих владельцев дизельных двигателей в теплую погоду, может стать слишком густым, когда температура опускается ниже нуля или падает до нуля или ниже.Прямые 30-40 масел определенно были бы слишком густыми. Повышенное сопротивление, создаваемое холодным маслом, может снизить скорость запуска до такой степени, что двигатель может не генерировать достаточную компрессию при запуске и / или давление топлива, чтобы зажечь огонь.
Таким образом, первое, что вы должны проверить при диагностировании жалобы на «затрудненный запуск», — это щуп. Если масло густое и густое, возможно, его вязкость не подходит для зимней езды. Спросите клиента, какое масло он использовал и когда его в последний раз меняли.Переход на более легкое масло, такое как 10W-30 (никогда не бывает легче в обычном масле!), Может быть всем, что нужно для улучшения холодного запуска. Для действительно холодной погоды вы можете порекомендовать синтетическое моторное масло класса CG-4.
Следующее, что нужно проверить, — это минимальная частота вращения коленчатого вала. Скорость вращения, необходимая для зажигания огня, будет варьироваться в зависимости от области применения, но General Motors заявляет, что ее дизельные двигатели объемом 6,2 и 6,5 л с роторными инжекторными насосами Stanadyne требуют как минимум 100 об / мин в холодном состоянии и 180 об / мин в горячем состоянии.
Если двигатель запускается недостаточно быстро, проверьте заряд и состояние аккумуляторной батареи, а также соединения кабелей и потребляемую мощность стартера. Проблемы в любой из этих областей могут затруднить запуск любого двигателя. Если аккумулятор разряжен, зарядите его и также проверьте мощность системы зарядки.
Неисправная свеча накаливания может привести к пропуску зажигания в цилиндре после
холодный старт. Обычно пропуски зажигания проходят через несколько минут.
ПРОБЛЕМЫ ЗАПУСКА ДИЗЕЛЬНЫХ СВЕЧЕЙ И ПРОБЛЕМЫ
Если проблема не в медленном запуске, возможно, что-то не так с системой свечей накаливания.Большинство дизелей для легковых и легких грузовиков имеют свечи накаливания для облегчения холодного пуска. Свечи накаливания получают питание от реле и таймера, которые направляют напряжение на свечи в течение заданного количества секунд. Когда таймер закончится, реле должно выключить напряжение. Но реле иногда залипает и продолжает подавать напряжение на свечи накаливания, вызывая их перегорание.
Одна или две неисправные свечи накаливания на двигателе V8 могут не вызывать заметных проблем с запуском в теплую погоду, но могут при падении температуры.
Свечи накаливанияможно проверить, измерив их сопротивление или целостность. Чрезмерное сопротивление или отсутствие непрерывности могут сказать вам, что вилка неисправна.
Если одна или несколько свечей накаливания перегорели, сильно покрыты углеродом или не получают свою обычную дозу пускового напряжения, двигатель будет все труднее запускаться по мере падения температуры, он будет грубо работать на холостом ходу и производить белый дым в выхлоп на несколько минут после того, как он, наконец, начнется.Если все свечи накаливания сгорели на конце, вам лучше проверить время впрыска, потому что оно, вероятно, завышено.
Чтобы увидеть, подает ли модуль свечи накаливания питание на свечи накаливания, используйте вольтметр для проверки каждой свечи на указанное напряжение при включении ключа зажигания. Нет напряжения? Проверьте соединения модуля управления свечами накаливания, массу и жгут проводов. Сами свечи накаливания можно проверить, измерив их сопротивление. Замените все свечи, которые не соответствуют техническим характеристикам.
Трудный запуск иногда может быть вызван модулем свечи накаливания, который не включает свечи накаливания или не держит свечи включенными достаточно долго в холодную погоду. На дизелях GM 6.2 / 6.5L сообщалось о перегреве еще теплого двигателя, в результате чего выключатель блокировки на 125 градусов внутри контроллера отключался, что затрудняло запуск двигателя. Лекарство здесь — переместить модуль управления подальше от двигателя. На дизелях Ford 7.3L модуль управления может отключиться раньше, если неисправны две или более свечи накаливания.Мы также слышали о модулях управления, которые не удерживают свечи накаливания достаточно долго для облегчения запуска в холодную погоду. Времени достаточно для теплой погоды, но не для холода.
Топливо впрыскивается прямо в камеру сгорания под высоким давлением.
Утечки давления в насосе высокого давления, топливном контуре или форсунках
может вызвать затруднения при запуске и пропуски зажигания.
ПРОБЛЕМЫ С ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВОМ
В отличие от бензина, на дизельное топливо отрицательно влияют низкие температуры.Дизель состоит из более тяжелых углеводородов, которые при понижении температуры превращаются в парафин. «Точка помутнения» или точка начала образования парафина для обычного летнего дизельного топлива № 2 может находиться в диапазоне от 10 до 40 градусов. Если в топливном баке находится летнее топливо и температура падает, в водоотделителе могут образовываться кристаллы парафина, вызывая закупорку.
Лекарство здесь — загнать автомобиль в теплый гараж, чтобы он мог оттаять, при необходимости заменить водоотделитель / топливный сепаратор, а затем добавить одобренную присадку для кондиционирования топлива в бак (некоторые производители не одобряют никаких добавок или запрещают использование определенных ингредиентов, таких как спирт, который содержится в некоторых добавках), или слейте воду из бака и снова наполните ее No.1 дизельное топливо. Чтобы то же самое не повторилось, вы можете порекомендовать установку подогревателя топлива.
Вода в топливе — еще одна проблема, которая может вызвать проблемы с запуском и производительностью. Конденсат, образующийся в холодную погоду, является основным источником загрязнения. Вода, которая попадает в топливный бак, обычно оседает на дно, потому что вода и масло не смешиваются. Вода всасывается в топливопровод и поступает в фильтр или водоотделитель (если он есть в автомобиле).Здесь он может замерзнуть, вызывая закупорку, которая останавливает подачу топлива к двигателю. Поэтому, если фильтр или сепаратор покрылся льдом, необходимо слить топливо из топливного бака, чтобы избавиться от воды.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Еще одно отличие дизельного топлива состоит в том, что оно приятно на вкус определенным микробам, особенно если в баке есть вода. Некоторые бактерии действительно могут размножаться внутри дизельного топливного бака, образуя слизь, кислоты и другие жуткие вещества, которые могут забивать топливные магистрали, фильтры, топливные насосы и форсунки.Зараженное топливо часто имеет запах «тухлого яйца» и оставляет черный или зеленый налет на внутренней стороне компонентов топливной системы. Скорость роста большинства организмов увеличивается с повышением температуры, но некоторые могут развиваться и до отрицательных температур.
Важной частью обслуживания дизеля является
периодически сливайте воду из корпуса топливного фильтра.
Чтобы избавиться от насекомых, необходимо слить и очистить топливный бак. Биоцид, одобренный для этого типа использования, также следует использовать для уничтожения организмов и предотвращения их повторного появления.За процессом очистки следует поставить свежий топливный бак, обработанный профилактической дозой биоцида. Если топливные магистрали и ТНВД также были загрязнены, их также необходимо очистить.
ПРОБЛЕМЫ ПОДАЧИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Для правильного запуска и работы инжектор должен быть точным. Быстрый визуальный осмотр покажет, совпадают ли метки времени. Обратитесь к процедуре синхронизации производителя транспортного средства, если вы подозреваете, что синхронизация не работает или насос был недавно заменен.На более новых дизелях с электронными насосами впрыска или прямым впрыском вам понадобится диагностический прибор, чтобы внести какие-либо изменения.
Воздух в топливе также может быть причиной затрудненного запуска или отсутствия запуска. Воздух может заставить двигатель заглохнуть после его запуска и затруднить повторный запуск. Воздух может попасть в систему через любой разрыв топливопровода или через состояние обратного выпуска.
Чтобы определить, является ли проблема с воздухом, установите прозрачный возвратный шланг на обратной стороне топливного насоса.Проверните двигатель и посмотрите на линию. Пузырьки воздуха в топливе говорят о том, что воздух попадает во впускную часть насоса. Сам насос высокого давления обычно не является источником утечки воздуха, поэтому проверьте топливопроводы и насос.
Изношенный или забитый насос также может затруднить запуск двигателя. Если состояние постоянно ухудшается, что сопровождается потерей мощности, а двигатель пробегает много миль (более 75 000 км), основной причиной может быть насос, который необходимо заменить.
Однако, прежде чем отказываться от насоса, проверьте топливные фильтры. Засоренные фильтры могут привести к ограничению подачи топлива, из-за которого насос не сможет выполнять свою работу должным образом. Первичный водоотделитель / топливный фильтр обычно необходимо менять каждые 30 000–40 000 миль, а вторичный фильтр — каждые 20 000–30 000 миль. Более новые топливные системы с одним фильтром обычно требуют обслуживания примерно раз в год. Если фильтр не использовался, есть вероятность, что он заблокирован или забит.
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ
Дизельный двигатель, который проворачивается нормально, но не запускается независимо от наружной температуры, либо имеет низкую компрессию, либо проблемы с подачей топлива. Если компрессия в порядке, проверьте указатель уровня топлива (нет топлива?). Затем проверьте топливные фильтры и трубопроводы на предмет засорения.
Если ТНВД не проталкивает топливо по линиям к форсункам, возможно, в нем неисправен соленоид. Прослушайте «щелчок» внутри насоса при включении зажигания.Отсутствие щелчка означает, что соленоид и / или насос необходимо заменить. Если он щелкает, но топливо не поступает по линиям форсунок (а фильтр и трубопроводы не забиты), вероятно, насос неисправен и его необходимо заменить.
ПРОБЛЕМЫ ДИЗЕЛЬНОЙ ИНЖЕКТОРА
Дизельные форсунки могут страдать от тех же заболеваний, что и бензиновые форсунки, включая отложения лака, засорение, износ и утечки. Сегодняшнее дизельное топливо с низким содержанием серы с большей вероятностью оставляет на форсунках отложения лака и смолы, а также обеспечивает меньшую смазку, поэтому вы можете порекомендовать присадку для обеспечения плавности хода.
Дизельные форсунки работают при гораздо более высоком давлении, чем бензиновые форсунки. Со временем их давление открытия может упасть. Давление до 300 фунтов на квадратный дюйм считается приемлемым для старых механических форсунок, но более 300 фунтов на квадратный дюйм означает, что форсунки следует заменить или вернуть обратно к их исходным рабочим характеристикам. Если вы подозреваете, что проблема такого рода, вам понадобится какой-нибудь тестер для проверки давления открытия форсунок. На более новых дизелях давление открытия форсунок будет зависеть от системы впрыска.Например, на Ford Powerstroke минимальное давление в трубопроводе, необходимое для открытия форсунок, составляет 500 фунтов на квадратный дюйм. На грузовике Dodge последней модели с дизельным двигателем Cummins и системой впрыска Common Rail давление открытия составляет 5000 фунтов на квадратный дюйм.
Грязные форсунки выводят топливно-воздушную смесь, вызывая потерю мощности, резкий холостой ход и иногда белый дым в выхлопе. Негерметичные форсунки обогатят топливно-воздушную смесь и вызовут черный дым.
Есть несколько способов найти неисправный инжектор на дизельном двигателе.Один из них — использовать цифровой пирометр для проверки рабочей температуры каждого цилиндра. Значение температуры ниже остальных значений указывает на слабый цилиндр. Если компрессия в порядке, проблема в подаче топлива. Еще одна быстрая проверка — использовать омметр, показывающий десятые доли Ом, чтобы измерить сопротивление свечей накаливания при работающем двигателе. Сопротивление свечи растет с температурой, поэтому, если показания одного или двух цилиндров низкие, проблема обнаружена. Например, если свеча накаливания обычно показывает 1.8–3,4 Ом на горячем работающем двигателе, показание 1,2–1,3 Ом на свече накаливания говорит о том, что цилиндр не нагревается.
УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК ДИЗЕЛЯ ЧЕРНЫЙ ДЫМ
Черный дым обычно является сигналом о том, что слишком много топлива, недостаточно воздуха или что время насоса форсунки нарушено. Одна из наиболее частых причин этого состояния — ограничение притока воздуха. Причиной может быть грязный воздушный фильтр, сломанный всасывающий шланг или даже засорение выхлопа. Дизели не дросселируются, поэтому нет необходимости измерять всасываемый вакуум.
УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК ДИЗЕЛЯ БЕЛЫЙ ДЫМ
Белый дым обычно возникает, когда недостаточно тепла для сжигания топлива. Несгоревшие частицы топлива выходят из выхлопной трубы и обычно производят сильный запах топлива. Нередко можно увидеть белый дым в выхлопе в холодную погоду, пока двигатель не прогреется.
Как упоминалось ранее, неисправные свечи накаливания или неисправный модуль управления свечами накаливания могут вызвать появление белого дыма при запуске двигателя. Низкая частота вращения коленчатого вала двигателя также может вызывать образование белого дыма.
Если белый дым все еще виден после прогрева двигателя, возможно, в двигателе неисправны одна или несколько форсунок, задержка впрыска или изношенный топливный насос. Низкое сжатие также может быть источником белого дыма. Воздух в топливной системе также может вызвать появление белого дыма.
ПРОБЛЕМЫ ЗАГРУЗКИ ДИЗЕЛЯ
Если дизельное топливо глохнет при замедлении, это может указывать на проблему со смазкой в насосе форсунки. Первое, что следует проверить, это обороты холостого хода.Если он низкий, это может помешать регулятору насоса достаточно быстро восстановиться во время замедления, чтобы предотвратить остановку двигателя.
Вода в топливе также может вызывать остановку из-за заедания дозирующего клапана или поршней внутри насоса. Использование смазочной добавки может помочь вылечить это состояние. Если добавка не помогает, возможно, насос придется очистить или заменить.
Щелкните здесь, чтобы загрузить или распечатать эту статью.
Другие статьи о дизельном топливе:
Обработка дизельного топливаЗагрязнение топлива: что делать, если вы залили НЕПРАВИЛЬНОЕ топливо в свой дизель
Диагностика повреждения поршня дизеля
Проблемы с гарантией GM Duramax Diesel
Технология чистого дизельного топлива
Что лучше? Дизельный двигатель или бензиновый / электрический гибрид?
Щелкните здесь, чтобы увидеть больше технических статей Carley Automotive
% PDF-1.4 % 1224 0 объект > endobj xref 1224 553 0000000016 00000 н. 0000017933 00000 п. 0000018194 00000 п. 0000018248 00000 п. 0000018378 00000 п. 0000018641 00000 п. 0000018782 00000 п. 0000018811 00000 п. 0000019485 00000 п. 0000020143 00000 п. 0000020281 00000 п. 0000020310 00000 п. 0000020932 00000 п. 0000021078 00000 п. 0000021107 00000 п. 0000021720 00000 н. 0000021791 00000 п. 0000021892 00000 п. 0000056957 00000 п. 0000057245 00000 п. 0000070921 00000 п. 0000070992 00000 п. 0000071090 00000 п. 0000117719 00000 н. 0000118001 00000 н. 0000131532 00000 н. 0000131603 00000 н. 0000131701 00000 н. 0000160360 00000 н. 0000160630 00000 н. 0000174165 00000 н. 0000300325 00000 н. 0000300400 00000 п 0000300522 00000 н. 0000300691 00000 п. 0000300741 00000 н. 0000300876 00000 н. 0000300992 00000 н. 0000301143 00000 н. 0000301193 00000 н. 0000301374 00000 н. 0000301424 00000 н. 0000301590 00000 н. 0000301757 00000 н. 0000301891 00000 н. 0000301941 00000 н. 0000302123 00000 н. 0000302173 00000 н. 0000302315 00000 н. 0000302496 00000 н. 0000302674 00000 н. 0000302724 00000 н. 0000302898 00000 н. 0000303034 00000 н. 0000303216 00000 н. 0000303266 00000 н. 0000303434 00000 н. 0000303601 00000 п. 0000303790 00000 н. 0000303840 00000 н. 0000304038 00000 н. 0000304207 00000 н. 0000304398 00000 н. 0000304448 00000 н. 0000304606 00000 н. 0000304771 00000 п. 0000304948 00000 н. 0000304998 00000 н. 0000305131 00000 п. 0000305290 00000 н. 0000305434 00000 н. 0000305484 00000 н. 0000305611 00000 п. 0000305661 00000 н. 0000305787 00000 н. 0000305837 00000 н. 0000305974 00000 п. 0000306023 00000 н. 0000306198 00000 п. 0000306246 00000 н. 0000306370 00000 н. 0000306486 00000 н. 0000306535 00000 н. 0000306689 00000 н. 0000306738 00000 н. 0000306885 00000 н. 0000306934 00000 н. 0000307107 00000 н. 0000307156 00000 н. 0000307284 00000 н. 0000307332 00000 н. 0000307475 00000 н. 0000307523 00000 п. 0000307666 00000 н. 0000307714 00000 н. 0000307848 00000 н. 0000307896 00000 н. 0000307944 00000 н. 0000307994 00000 н. 0000308147 00000 н. 0000308269 00000 н. 0000308440 00000 н. 0000308490 00000 н. 0000308670 00000 н. 0000308838 00000 н. 0000308977 00000 н. 0000309027 00000 н. 0000309218 00000 н. 0000309268 00000 н. 0000309387 00000 н. 0000309534 00000 н. 0000309584 00000 н. 0000309733 00000 н. 0000309783 00000 н. 0000309946 00000 н. 0000309996 00000 н. 0000310165 00000 п. 0000310215 00000 н. 0000310373 00000 п. 0000310423 00000 п. 0000310576 00000 н. 0000310626 00000 н. 0000310772 00000 п. 0000310822 00000 н. 0000310872 00000 н. 0000310922 00000 н. 0000311100 00000 н. 0000311290 00000 н. 0000311340 00000 н. 0000311390 00000 н. 0000311440 00000 н. 0000311616 00000 н. 0000311772 00000 н. 0000311822 00000 н. 0000311989 00000 п. 0000312039 00000 н. 0000312269 00000 н. 0000312319 00000 н. 0000312494 00000 н. 0000312685 00000 н. 0000312735 00000 н. 0000312913 00000 н. 0000312963 00000 н. 0000313116 00000 н. 0000313294 00000 н. 0000313344 00000 п. 0000313394 00000 н. 0000313444 00000 н. 0000313494 00000 н. 0000313643 00000 н. 0000313807 00000 н. 0000313857 00000 н. 0000314021 00000 н. 0000314071 00000 н. 0000314247 00000 н. 0000314297 00000 н. 0000314453 00000 п. 0000314503 00000 н. 0000314553 00000 п. 0000314603 00000 н. 0000314653 00000 п. 0000314703 00000 н. 0000314753 00000 п. 0000314908 00000 н. 0000315062 00000 н. 0000315238 00000 н. 0000315288 00000 н. 0000315455 00000 н. 0000315590 00000 н. 0000315735 00000 н. 0000315785 00000 н. 0000315835 00000 н. 0000316016 00000 н. 0000316066 00000 н. 0000316189 00000 н. 0000316324 00000 н. 0000316505 00000 н. 0000316555 00000 н. 0000316682 00000 н. 0000316811 00000 н. 0000316861 00000 н. 0000316996 00000 н. 0000317046 00000 н. 0000317096 00000 н. 0000317146 00000 н. 0000317196 00000 н. 0000317246 00000 н. 0000317391 00000 н. 0000317523 00000 н. 0000317573 00000 н. 0000317715 00000 н. 0000317765 00000 н. 0000317815 00000 н. 0000317865 00000 н. 0000317915 00000 н. 0000317965 00000 н. 0000318107 00000 н. 0000318255 00000 н. 0000318305 00000 н. 0000318355 00000 н. 0000318405 00000 н. 0000318560 00000 н. 0000318706 00000 н. 0000318886 00000 н. 0000318936 00000 н. 0000319060 00000 н. 0000319198 00000 п. 0000319391 00000 н. 0000319441 00000 н. 0000319583 00000 н. 0000319727 00000 н. 0000319910 00000 н. 0000319960 00000 н. 0000320140 00000 н. 0000320280 00000 н. 0000320330 00000 н. 0000320538 00000 н. 0000320588 00000 н. 0000320714 00000 н. 0000320881 00000 н. 0000321091 00000 н. 0000321141 00000 н. 0000321267 00000 н. 0000321444 00000 н. 0000321639 00000 н. 0000321689 00000 н. 0000321815 00000 н. 0000321990 00000 н. 0000322040 00000 н. 0000322188 00000 н. 0000322238 00000 н. 0000322383 00000 н. 0000322433 00000 н. 0000322581 00000 н. 0000322631 00000 н. 0000322681 00000 н. 0000322731 00000 н. 0000322876 00000 н. 0000322926 00000 н. 0000323074 00000 н. 0000323124 00000 н. 0000323174 00000 н. 0000323224 00000 н. 0000323369 00000 н. 0000323419 00000 н. 0000323567 00000 н. 0000323617 00000 н. 0000323667 00000 н. 0000323717 00000 н. 0000323843 00000 н. 0000324017 00000 н. 0000324067 00000 н. 0000324215 00000 н. 0000324265 00000 н. 0000324410 00000 н. 0000324460 00000 н. 0000324608 00000 н. 0000324658 00000 н. 0000324708 00000 н. 0000324758 00000 н. 0000324939 00000 н. 0000324989 00000 н. 0000325136 00000 н. 0000325186 00000 н. 0000325336 00000 н. 0000325386 00000 н. 0000325436 00000 н. 0000325486 00000 н. 0000325634 00000 н. 0000325684 00000 н. 0000325864 00000 н. 0000325914 00000 н. 0000326041 00000 н. 0000326166 00000 н. 0000326312 00000 н. 0000326362 00000 н. 0000326412 00000 н. 0000326555 00000 н. 0000326605 00000 н. 0000326655 00000 н. 0000326705 00000 н. 0000326755 00000 н. 0000326936 00000 н. 0000326986 00000 н. 0000327036 00000 н. 0000327086 00000 н. 0000327205 00000 н. 0000327255 00000 н. 0000327305 00000 н. 0000327460 00000 н. 0000327604 00000 н. 0000327789 00000 н. 0000327839 00000 н. 0000328047 00000 н. 0000328185 00000 н. 0000328368 00000 н. 0000328418 00000 н. 0000328585 00000 н. 0000328726 00000 н. 0000328905 00000 н. 0000328955 00000 н. 0000329144 00000 н. 0000329280 00000 н. 0000329470 00000 н. 0000329520 00000 н. 0000329675 00000 н. 0000329817 00000 н. 0000329867 00000 н. 0000330048 00000 н. 0000330098 00000 н. 0000330148 00000 п. 0000330198 00000 н. 0000330375 00000 н. 0000330425 00000 н. 0000330583 00000 н. 0000330633 00000 н. 0000330793 00000 п. 0000330843 00000 н. 0000331006 00000 н. 0000331056 00000 н. 0000331106 00000 н. 0000331249 00000 н. 0000331378 00000 н. 0000331428 00000 н. 0000331569 00000 н. 0000331619 00000 н. 0000331763 00000 н. 0000331813 00000 н. 0000331961 00000 н. 0000332011 00000 н. 0000332154 00000 н. 0000332204 00000 н. 0000332354 00000 н. 0000332404 00000 н. 0000332548 00000 н. 0000332598 00000 н. 0000332648 00000 н. 0000332698 00000 н. 0000332879 00000 н. 0000332929 00000 н. 0000333098 00000 н. 0000333148 00000 п. 0000333198 00000 п. 0000333248 00000 н. 0000333440 00000 н. 0000333490 00000 н. 0000333654 00000 н. 0000333704 00000 н. 0000333883 00000 н. 0000333933 00000 н. 0000334096 00000 н. 0000334146 00000 н. 0000334196 00000 н. 0000334346 00000 п. 0000334475 00000 н. 0000334525 00000 н. 0000334670 00000 н. 0000334720 00000 н. 0000334866 00000 н. 0000334916 00000 н. 0000335069 00000 н. 0000335119 00000 п. 0000335266 00000 н. 0000335316 00000 н. 0000335366 00000 н. 0000335416 00000 н. 0000335597 00000 н. 0000335647 00000 н. 0000335697 00000 н. 0000335747 00000 н. 0000335907 00000 н. 0000336050 00000 н. 0000336100 00000 п 0000336322 00000 н. 0000336372 00000 п. 0000336528 00000 н. 0000336673 00000 н. 0000336880 00000 н. 0000336930 00000 н. 0000337072 00000 н. 0000337202 00000 н. 0000337406 00000 н. 0000337456 00000 н. 0000337599 00000 н. 0000337722 00000 н. 0000337772 00000 н. 0000337822 00000 н. 0000337872 00000 н. 0000337922 00000 н. 0000337972 00000 н. 0000338131 00000 п. 0000338181 00000 п. 0000338335 00000 н. 0000338385 00000 н. 0000338577 00000 н. 0000338627 00000 н. 0000338677 00000 н. 0000338727 00000 н. 0000338777 00000 н. 0000338961 00000 н. 0000339011 00000 н. 0000339142 00000 н. 0000339272 00000 н. 0000339322 00000 н. 0000339372 00000 п. 0000339422 00000 н. 0000339635 00000 н. 0000339775 00000 п. 0000339825 00000 н. 0000340009 00000 н. 0000340059 00000 н. 0000340213 00000 н. 0000340263 00000 н. 0000340411 00000 н. 0000340461 00000 н. 0000340511 00000 п. 0000340638 00000 н. 0000340774 00000 н. 0000340824 00000 н. 0000341035 00000 н. 0000341085 00000 н. 0000341232 00000 н. 0000341282 00000 н. 0000341439 00000 н. 0000341489 00000 н. 0000341665 00000 н. 0000341715 00000 н. 0000341857 00000 н. 0000341907 00000 н. 0000342051 00000 н. 0000342101 00000 п. 0000342241 00000 п. 0000342291 00000 н. 0000342430 00000 н. 0000342480 00000 н. 0000342530 00000 н. 0000342580 00000 н. 0000342741 00000 н. 0000342882 00000 н. 0000342932 00000 н. 0000342982 00000 н. 0000343154 00000 н. 0000343302 00000 п. 0000343352 00000 п. 0000343516 00000 н. 0000343566 00000 н. 0000343725 00000 н. 0000343775 00000 п. 0000343925 00000 н. 0000343975 00000 н. 0000344162 00000 п. 0000344212 00000 н. 0000344359 00000 п. 0000344489 00000 н. 0000344645 00000 н. 0000344695 00000 н. 0000344854 00000 н. 0000344904 00000 н. 0000345101 00000 п. 0000345151 00000 п. 0000345297 00000 н. 0000345477 00000 н. 0000345527 00000 н. 0000345671 00000 п. 0000345802 00000 н. 0000345852 00000 н. 0000345902 00000 н. 0000345952 00000 п. 0000346002 00000 п. 0000346146 00000 п. 0000346196 00000 п. 0000346246 00000 н. 0000346296 00000 н. 0000346423 00000 н. 0000346554 00000 н. 0000346604 00000 н. 0000346754 00000 н. 0000346804 00000 н. 0000346943 00000 н. 0000346993 00000 н. 0000347133 00000 п. 0000347183 00000 п. 0000347322 00000 н. 0000347372 00000 н. 0000347555 00000 н. 0000347605 00000 н. 0000347759 00000 н. 0000347809 00000 н. 0000347859 00000 п. 0000347909 00000 н. 0000347959 00000 н. 0000348138 00000 п. 0000348326 00000 н. 0000348376 00000 п. 0000348426 00000 н. 0000348476 00000 н. 0000348650 00000 п. 0000348793 00000 н. 0000348843 00000 н. 0000349008 00000 п. 0000349058 00000 н. 0000349286 00000 п. 0000349336 00000 н. 0000349507 00000 н. 0000349674 00000 н. 0000349880 00000 н. 0000349930 00000 н. 0000350108 00000 н. 0000350277 00000 н. 0000350453 00000 н. 0000350503 00000 н. 0000350654 00000 н. 0000350825 00000 н. 0000350875 00000 н. 0000351040 00000 н. 0000351090 00000 н. 0000351262 00000 н. 0000351312 00000 н. 0000351362 00000 н. 0000351412 00000 н. 0000351597 00000 н. 0000351647 00000 н. 0000351697 00000 н. 0000351747 00000 н. 0000351956 00000 н. 0000352006 00000 н.