Проверка статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109
Неисправностей у статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций может быть как минимум две.
Это «обрыв» в его обмотках и короткое замыкание обмоток на «массу». Признаком неисправности генератора служит исчезновение зарядного тока. В этой ситуации после пуска двигателя на гаснет лампа разряда аккумуляторной батарей на щитке приборов, стрелка вольтметра стремится к красной зоне. Если измерить напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе, то оно окажется ниже требуемых от генератора 37.3701 13.6 В. В ряде случаев при наличии короткого замыкания обмоток статора генератор издает характерный вой.
Необходимые инструменты
Мультиметр, автотестер или иной аналогичный прибор с режимом омметра
При отсутствии измерительного прибора необходима контрольная лампа (лампочка на 12 В с припаянными двумя проводами)
Подготовительные работы
— Снимаем генератор с двигателя автомобиля
— Разбираем генератор и извлекаем статор
— Очищаем статор от грязи
Проверка статора генератора 37.
37011. Проверяем на наличие «обрыва».
Прижимаем щупы мультиметра в режиме омметра к выводам обмотки статора. Если «обрыва» нет, прибор покажет сопротивление в пределах 10 Ом. Если присутствует «обрыв» в обмотках статора, то есть ток по ним не проходит, то сопротивление стремится к бесконечности. Проверяем таким образом поочередно все три вывода.
Проверка обмоток статора генератора 37.3701 на «обрыв»Если применяем контрольную лампу, то подаем минус от минуса АКБ на один из выводов обмотки статора (при помощи изолированного провода), а плюс через контрольную лампу на другой вывод. Лампа загорелась – все в норме, нет – «обрыв». Повторяем операцию поочередно для всех выводов.
2. Проверяем на наличие короткого замыкания.
Прижимаем минусовой щуп мультиметра в режиме омметра к статору, а плюсовой к любому выводу обмотки. Если короткого замыкания нет, сопротивление на приборе стремится к бесконечности. Повторяем операцию для каждого вывода обмотки.
Проверка статора генератора 37. 3701 на «короткое замыкание»При проведении проверки статора генератора на короткое замыкание контрольной лампой подаем минус от вывода АКБ на статор, а плюс через контрольную лампу на любой вывод обмотки. Лампа загорелась – присутствует короткое замыкание, нет – все в норме. Повторяем процедуру для каждого вывода.
Примечания и дополнения
— Следует отметить, что аналогичные симптомы (кроме воя генератора) могут появиться при неисправности регулятора напряжения, диодного моста («пробит» диод), ротора генератора. Так как неисправность статора генератора встречается намного реже чем неисправность регулятора или диодного моста, то в первую очередь стоит проверить именно их, а затем приниматься за проверку статора.
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ
— Проверка исправности ротора 37.3701 генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (без снятия генератора с двигателя)
— Горит лампа разряда АКБ после запуска двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не работают стоп-сигналы на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как снять (заменить) диодный мост генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099?
Подписывайтесь на нас!
Контрольные проверки генератора Г-221 Классика
Контрольные проверки генератора Г-221
Руководство по ремонту и эксплуатации — Электрооборудование ВАЗ-2101 — ВАЗ-2107 — Контрольные проверки генератора Г-221
Контрольные проверки генератора Г-221
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещено проверять исправность генератора его отсоединением (даже кратковременным) от аккумулятора при работающем на автомобиле ВАЗ двигателе. Возникший при этом скачок напряжения выведет из строя выпрямительный блок генератора.
Проверка генератора на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его номинальным характеристикам. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца должны быть чистыми. Установите генератор на стенд и подключите его, как показано на рисунке.
Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора 14 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин. Дайте генератору поработать в этом режиме не менее 2 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора сила тока отдачи должна быть не менее 44 А.
Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это свидетельствует о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении диодов или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодного моста генератора, чтобы определить место неисправности.
При подозрении на неисправность диодов выпрямительного блока генератора проверьте силу тока отдачи на прогретом генераторе.
Такая проверка позволяет лучше выявить неисправность диодного моста по резкому снижению тока отдачи при повышении температуры генератора.
Для прогрева дайте генератору поработать не менее 15 мин при частоте вращения ротора 5000 мин и напряжении 14 В на выходе генератора. Затем измерьте силу тока отдачи. На прогретом генераторе сила тока отдачи должна быть не менее 42 А.
Проверка генератора осциллографом позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения генератора точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения. Для проверки вращайте ротор генератора с частотой 1500-2000 об/мин, питая обмотку возбуждения от аккумуляторной батареи, но от вывода «30» батарею отключите.
Форма кривой выпрямленного напряжения генератора:
I — генератор исправен;
II — диод пробит;
III — обрыв в цепи диода.
При исправных диодах и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами (I). Если произошел обрыв в обмотке статора, либо обрыв или короткое замыкание диодного моста выпрямителя — форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (II и III).
Исправность обмотки возбуждения и надежность прилегания щеток к контактным кольцам генератора можно проверить на стенде, не разбирая генератор, измерив сопротивление между штекером «67» и «массой» генератора.
Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков и щетки хорошо притерты к контактным кольцам, то сопротивление должно быть 4,2-4,7 Ом при температуре 20 °C.
После разборки генератора проверяют сопротивление обмотки возбуждения между двумя контактными кольцами, которое должно быть (4,3±0,2) Ом при температуре 20 °C. При этом необходимо следить за надежностью контакта между кольцами ротора и присоединенными к ним проводниками.
Затем проверьте с помощью контрольной лампы, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один из проводов подсоедините к корпусу ротора, а второй — поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если лампа загорается, то обмотка замкнута: необходимо заменить ротор.
Статор проверяют отдельно после разборки генератора.
В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.
Затем проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, то происходит замыкание и, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока генератора. Статор с такой поврежденной обмоткой замените. Наконец, необходимо проверить специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.
Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
ПРИМЕЧАНИЕ
Для упрощения крепления деталей выпрямительного блока три диода имеют на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Это диоды «положительные» и запрессованы в одну пластину выпрямительного блока. Другие три диода «отрицательные», имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока или в крышку генератора.
Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» диодах. Для этого «плюс» батареи подсоедините к выводу «30» генератора, а «минус» — через лампу к корпусу генератора. Если лампа горит, то какие-то из «отрицательных» и «положительных» диодов имеют короткое замыкание. Короткое замыкание только «отрицательных» диодов можно проверить, соединив «плюс» батареи со штекером центрального вывода обмотки статора, а «минус» через лампу с корпусом генератора.
Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается значительно реже, чем короткое замыкание диодов.
Для проверки короткого замыкания только в «положительных» диодах «плюс» батареи соедините с выводом «30» генератора, а «минус» — через лампу со штекером центрального вывода обмотки статора. Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» диодов. Обрыв в диодах без разборки генератора можно обнаружить только косвенно при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20-30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны, а в диодах нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в диодах.
Схемы проверки диодного моста генератора ВАЗ (а — проверка одновременно «положительных» и «отрицательных» диодов; б — проверка «отрицательных» диодов; в — проверка «положительных» диодов):
1 — генератор;
2 — контрольная лампа;
3 — аккумуляторная батарея.
Схема соединений генератора ВАЗ для проверки на стенде:
1 — вольтметр;
3 — амперметр;
4 — аккумуляторная батарея;
5 — реостат;
6 — генератор.
Цитата
Метрель д.д.
Современные материалы для изоляции электрических проводов прошли долгий путь со времен шелка и гуттаперчи (натуральный латекс), которые, как это ни парадоксально, нужно было держать во влажном состоянии, чтобы они прилипали к проводу и не падали. Они обладают несравненно лучшими диэлектрическими свойствами, дешевле и долговечнее, могут быть изготовлены в любой форме. Тем не менее, они не застрахованы от разрушения такими элементами, как высокие и (очень) низкие температуры, УФ-излучение, перенапряжение, влажность и механические воздействия.
Учитывая серьезные последствия отказа материалов, анализ изоляции является одним из основных методов оценки надлежащего функционирования практически любой электрической машины, прибора, установки или системы. Однако требования, рекомендации и стандарты между ними сильно различаются. Генераторы и другие (большие) вращающиеся электрические машины являются яркими примерами, поскольку изоляция подвергается большим нагрузкам, чем в других приложениях, особенно высоким температурам и механическим воздействиям. Тем не менее, он по-прежнему подвержен на первый взгляд обыденным элементам, таким как влага, которая при правильных условиях может нанести ущерб и непоправимо повредить машину.
Влажность, температура и изоляция
Независимо от используемого изоляционного материала основным эффектом влаги является (помимо физического разрушения материала, вызванного различными химическими процессами) создание токопроводящих путей утечки, которые приводят к значительному снижение диэлектрической прочности и, следовательно, увеличение вероятности (диэлектрического) пробоя. В случае генераторов воздушная влага может попасть внутрь машины через вентиляционные отверстия или незаметные щели в тех генераторах, которые имеют специальную замкнутую систему охлаждения (система жидкостного охлаждения).
Колебания температуры внутри машины приводят к тому, что влага конденсируется в жидком виде и просачивается в изоляцию обмоток. Если нет возможности просушить обмотки или никто не проверил качество изоляции – машина может прослужить очень мало. Но влага может попасть в машину даже тогда, когда она не работает – т.е. при неправильных условиях хранения, на солнце и других вредных воздействиях окружающей среды. Такая машина должна быть тщательно проверена перед вводом в эксплуатацию, и именно это должен был сделать инспектор по электробезопасности, аффилированный с Metrel, для генератора мощностью 100 кВт, который, как предполагалось, был подвержен воздействию влаги из-за условий хранения.
Снят с хранения, но еще не эксплуатируется
Генератор мощностью 100 кВт (3 фазы, 50 Гц, 400 В / 195 А, 1000 об/мин) около 10 лет использовался в микроавтобусе. гидроэлектростанция (турбина Фрэнсиса), пока станцию не разобрали из-за проблем с потоком воды. Генератор тогда хранился на довольно ветхом складе, недалеко от бывшей электростанции, но возле небольшого пруда, вместе с некоторыми другими электрическими машинами, включая несколько больших электродвигателей. У последних была обнаружена плохая изоляция как статора (якоря), так и ротора, и они нуждались в ремонте, и возникло подозрение, что генератор, который собирались установить на новой (гидроэлектростанции), мог иметь аналогичные характеристики. вопросы.
Испытание статора и ротора
Генератор доставлен в ремонтную мастерскую производителя трансформаторов. Большое количество электромагнитных помех, которые можно найти в этой и подобных средах, может быть проблематичным при тестировании / измерении, но MI 3210 TeraOhm XA 10kV , который использовал инспектор, поставляется с экранированными измерительными проводами, которые значительно уменьшают эту проблему. Кроме того, он оснащен защитными входными клеммами, а измерительные провода поставляются с соответствующими соединительными проводами, что устраняет потенциальные токи утечки, которые возникают в результате загрязнения поверхности и влаги и могут повлиять на точность измерения.
Прежде чем приступать к измерению/анализу сопротивления изоляции, следует более чем поверхностно подумать о желаемом минимальном сопротивлении для данной машины/системы. Вообще говоря, хорошим эмпирическим правилом является сопротивление не менее 1 МОм на каждый кВ. Однако это число (1 МОм) справедливо только при комнатной температуре (20 °C). При более высоких температурах требования возрастают очень быстро – на каждые 10 °C требования к сопротивлению увеличиваются более чем на 50 % (роторные машины класса B). Например, при 40 °C сопротивление должно быть не менее 2,5 МОм на каждый (номинальный) кВ.
Взаимосвязь между влажностью и изменением сопротивления не так проста и сильно различается для разных изоляционных материалов, но все же можно с уверенностью сказать, что любая влага снижает сопротивление изоляции. В любом случае, инспектор подключил статор генератора и обмотки статора к MI 3210 TeraOhm XA 10kV и провел три отдельных измерения для каждого: метод времени нарастания/показатель поляризации (PI), коэффициент диэлектрической абсорбции (DAR) и испытание на диэлектрический разряд. Из этих трех лучшим выбором для оценки повреждения изоляции влагой является испытание на диэлектрический разряд (DD).
Тестируемый объект находится под высоким напряжением в течение длительного периода времени, обычно от 10 до 30 минут. Затем напряжение отключают и измеряют разрядный ток. Измеренные (разрядные) токи генератора были, как и предсказывалось изначально, очень высокими, как и (очевидно) результат DD, более 5 (хорошее значение обычно ниже 2).
В связи с этим был произведен капитальный ремонт генератора; ротор был снят и подвергнут тщательной очистке, как и статор. Оба были визуально проверены на наличие повреждений и хранились в отапливаемом помещении с контролируемой атмосферой до полного высыхания. После сборки генератор снова был оценен с помощью MI 3210 TeraOhm XA 10kV и справился с задачей – изоляция была признана хорошей, и генератор был введен в эксплуатацию на новой электростанции.
Как проверить статор возбудителя и диодный мост
Важно устранить наиболее распространенные причины низкого или нулевого выходного напряжения, обычно 15–50 В, измеренные на клеммах генератора. Вот шаги, чтобы запустить проверки самостоятельно.
Для начала снимите крышку соединительной коробки, установленную в верхней части генератора. Это позволяет заглянуть в живот зверя. См. изображение в шаге один.
Шаг 1: Проверка целостности и сопротивления статора возбудителя
ПРИМЕЧАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ – Проверка статора возбудителя должна выполняться при выключенном генераторе.
Отсоедините провода статора возбудителя F+ и F- от регулятора напряжения – красный и черный провода на рисунке ниже. С помощью мультиметра проверьте целостность цепи между проводами F+ и F-. Если у вас НЕТ непрерывности между F+ и F-, у вас вышла из строя обмотка статора возбудителя.
Переключите прибор на автоматический выбор диапазона в омах и проверьте сопротивление между проводами F+ и F-. Если сопротивление статора возбудителя не соответствует табличному значению в пределах ± 5 Ом, это также является неисправностью обмотки статора возбудителя.
Шаг 2: Проверка диодов/выпрямителя в сборе
Для выполнения этой проверки генератор должен быть выключен.
Снимите торцевую крышку с генератора, чтобы получить доступ к диодному мосту.
Диоды можно проверять на месте. Снимите два провода основного ротора (B) и три провода ротора возбудителя (A) с узла выпрямителя (см. рисунок). Отметьте расположение каждого провода для правильной сборки. Теперь диоды изолированы от генератора и готовы к проверке.
Проверка диодов мультиметром: Переключите мультиметр в режим проверки диодов, поместите один вывод на верхнюю часть диода, а другой вывод коснитесь соответствующей основной клеммы. Проверьте каждый из трех диодов FORWARD по очереди. Поменяйте местами измерительные провода и повторите. Хороший диод не покажет напряжения в одном направлении и 0,4-0,5 В постоянного тока в другом.
Повторите процедуру проверки трех диодов REVERSE.
Отсутствие напряжения в любом направлении или напряжение в обоих направлениях указывает на неисправность диода.
ИЛИ
Аналоговый измеритель: Поместите один провод поверх диода, другой провод соприкасается с соответствующей основной клеммой. Проверьте каждый из трех диодов FORWARD по очереди. Поменяйте местами измерительные провода и повторите. Хороший диод будет иметь гораздо большее сопротивление в одном направлении. Типичное прямое сопротивление составляет менее 100 Ом. Типичное сопротивление в обратном направлении составляет более 30 000 Ом. Повторите процедуру тестирования для трех диодов REVERSE.
Непрерывность цепи с небольшим сопротивлением или без сопротивления в обоих направлениях или с очень высоким сопротивлением в обоих направлениях указывает на неисправный диод. Вышедшие из строя диоды или выпрямительный узел необходимо будет заменить.
Имейте в виду, что если ваш генератор находился в течение длительного периода времени в месте с колебаниями температуры и конденсацией, вам необходимо в течение нескольких часов подавать тепло в ствол через конец, чтобы высушить его и удалить любые загрязнения. влага, залегающая на дне ствола при запуске. Если нет, вы рискуете выпустить дым из устройства.
В следующем выпуске мы расскажем, что делать, если ваш генератор простаивал в течение длительного периода времени, а выходное напряжение переменного тока равно нулю.