Как проверить лямбда зонд тестером – подробная инструкция!
Главная > Инструкция как проверить лямбда зонд тестером
Это устройство является соединяет топливную и выхлопную системы в автомобиле. От его работы зависит образование воздушно-топливной смеси в требуемых для корректной работы силового агрегата пропорциях. При выходе из строя этого электронного прибора начинаются сбои в моторном и выхлопном узлах авто, возникают проблемы, требующие оперативного решения.
В нашей статье расскажем, чем и как проверить лямбда зонд тестером, рассмотрим признаки и причины выхода из строя кислородного датчика.
Описание
Для начала – немного истории о появлении данного устройства в автомобиле. Конец прошлого столетия ознаменовался началом борьбы за экологию. Производители автомобилей по требованию организаций, следящих за чистотой окружающей среды оснащать свои машины системами контроля вывода количества вредных газов в окружающую систему. Так в автомобиле появился каталитический нейтрализатор.
Однако без помощников, которые бы следили за качеством воздушно-топливной смеси, работа по нейтрализации излишков токсичных продуктов отработки была бы невозможна. Так в семидесятых годах прошлого столетия появился датчик концентрации кислорода в смеси лямбда зонд. Им оснащались автомобили шведской компании Volvo.
В настоящее время эти миниатюрные электронные приборы устанавливаются в подавляющем большинстве моделей современных авто.
Они чётко контролируют остатки кислорода, что позволяет электронному блоку управления правильно составить пропорции в горючей смеси. Нарушения в работе датчика ломают стройную систему передачи информации в цепочке контроля за выхлопами. Поэтому вопрос проверки лямбда зонд считается актуальным.
Принцип работы
Как мы уже указывали, лямбда связывает работу топливной системы и выхлопного узла. Датчик считывает информацию об остатках кислорода и посылает её в виде импульсных сообщений в электронный блок управления. С ЭБУ на датчик подаётся напряжение величиной 0,45 В. Именно это значение является правильным.
Принцип работыПолученная информация даёт возможность электронному блоку управления сделать необходимые поправки в образовании воздушно-топливной смеси. Это происходит в прямой зависимости от задействованного в данный момент режима работы автомобильного мотора.
Двигатель может работать:
- В режиме холостого хода.
- Находясь под значительной нагрузкой.
- В обычном рабочем состоянии и др.
Поправки производятся с помощью изменения времени открытия форсунок топливной системы.
В идеале горючая смесь должна сгореть полностью, и она в таком случае называется стехиометрической. Её коэффициент равен 1. Для её получения должно поступать на одну часть горючего 14,7 частей воздуха.
Если смесь по какой-либо причине является обеднённой, её коэффициент поднимается выше единицы. В случае, когда в ней присутствует меньшее количество бензина или ДТ, она считается обогащённой, коэффициент понижается до меньшего, чем 1, значения.
В том случае, если показания лямбда зонда неверны, датчик работает неправильно, в продукте отработки возрастает количество токсичных элементов. Катализатор, куда поступают выхлопы, не способен нейтрализовать их, он постепенно выходит из строя. Соответственно, при неисправности узла возрастает количество вредных веществ, выброшенных в атмосферу, нарушается экология. И здесь у многих возникает вопрос, как проверить датчик кислорода, лямбда зонд.
Также важно помнить, что неправильно составленные пропорции смеси негативно влияют и на работу самого мотора: выходят из строя его компоненты.
Конструкция
Автомобильная промышленность производит сейчас два вида кислородных датчиков. Один выполнен из диоксида циркония, другой – диоксида титана. Последний из-за худших технических характеристик, меньшей производительности стал менее востребован. В основном сейчас в машинах устанавливают датчики из циркония.
Взаимозаменяемость и различия датчиков из титана и циркония
Они различаются по принципу работы. Лямбда зонд из титана при наличии остатков кислорода меняет сопротивление. Её оппонент из циркония в этом случае вырабатывает электродвижущую силу.
Распиновка в циркониевых кислородных датчиках – стандартная. В разъёме на подогрев идут два провода, сигнал подводится на один пин. Сигнальный провод генерирует напряжение, зависящее от остатков кислорода. Это можно увидеть по величине напряжения, изменяющемуся от 0,1 до 0,9 В. Также один пин выходит на массу устройства.
В разъёмах титановых датчиков распиновка схожая. Провод на выходе обоих типов лямбда зонда напряжением 0, 45 В поступает в блок управления, где его сверяют с эталонным значением. Поэтому оба типа устройства, титановая и циркониевая лямбда могут менять друг друга при условии, что это трёхпроводной датчик.
Перейдём к описанию составляющих конструкции лямбда зонда.
Она состоит из:
- Керамической основы, покрытой сеткой из платины.
- Элемента нагрева с контактом.
- Контактной пластины.
- Изолирующей втулки
- Проволочного вывода.
- Колпачка защиты, оснащённого отверстиями для вывода выхлопов.
- Корпуса.
Датчик размещается между трубой выхлопной системы, по которой выходят отработанные газ и наружным воздухом, взаимодействующим с контактной пластиной устройства.
Температурный режим, в котором функционирует лямбда, находится в диапазоне: 300°C (начало работы) – 600°C (рабочая температура) – 1000°C (максимальное значение).
К нагревательному элементу, установленному в корпусе датчика, подходят два провода белого (в японских машинах – чёрного) цвета. В автомобилях, в которых отсутствует элемент нагрева, датчик устанавливается в непосредственной близости от коллектора.
Виды конструкции
Существуют различные типы датчиков концентрации кислорода в топливной смеси:
- Широкополосные.
- С нагревательным элементом.
- Без элемента нагрева.
Количество проводов, подключённых к разъёму, лямбда зонда и обеспечивающих работу прибора, может меняться от одного или двух до шести. Именно этот показатель важен при проверке кислородного датчика. О методах проверки мультиметром лямбда зонда мы расскажем дальше в нашей статье. Вначале рассмотрим симптомы выхода из строя этого электронного устройства.
Признаки неисправности
Как правило, лямбда выходит из строя не сразу, а постепенно. В том случае, если в бортовой сети случился скачок напряжения, в электросхеме подключения лямбда зонда произошло короткое замыкание или другие форс-мажорные обстоятельства, датчик O2 сразу прекратит работу.
Автовладелец может самостоятельно определить неисправность устройства по следующим симптомам:
- Обороты мотора начинают «гулять», падают.
- Двигатель медленно реагирует на нажатие педали акселератора.
- Мощность силовой установки снижается.
- Возрастает потребление горючего.
- Слышно потрескивание после остановки автомобиля.
- «Движок» перегревается.
- На приборной панели появляется индикация «Check Engine».
- Из выхлопной трубы вылетают отработанные газы с резким запахом или изменившимся цветом.
Подобные признаки должны сигнализировать хозяину машины, что требуется выполнить диагностику датчика кислорода. Заметим, что названные симптомы могут появиться и в результате поломки других деталей моторного отсека. Однако, как отмечают мастера технических центров по ремонту автомобилей, чаще всего такие признаки появляются в результате выхода из строя лямбда зонда.
Причины
Владельцу автомобиля не рекомендуется при обнаружении признаков неисправности кислородного датчика продолжать эксплуатировать машину. Это в конечном счёте негативным образом скажется на работе силового агрегата. Последствия этого факта – поломка мотора или его составляющих, значительные расходы на ремонт. Также на некоторых моделях современных авто подобная неисправность лямбда зонда может перевести машину в состояние аварийной блокировки. Это ограничит скорость передвижения, на панели приборов будет высвечиваться ошибка в работе системы. Владельцу автомобиля поневоле придётся заняться ремонтом.
Рассмотрим причины отказа в работе данного устройства:
- Окончание рабочего ресурса. Срок службы датчиков без подогрева – около 70 тыс. км, с подогревом – около 100 тыс. км, планарных – 150 тыс. км.
- Некорректный подогрев, выход из строя системы обогрева датчика. Из-за этого он будет отправлять в блок управления неверную информацию об остатках кислорода после сгорания.
- Понижение чувствительности наконечника лямбда, сбои в системе накала также приводят к передаче неправильных данных.
- Использование некачественного горючего. Вредные включения, находящиеся в топливе, свинец, железо и т. д. загрязняют электроды из платины, что приводит к повреждению прибора.
- Корпус регулятора перегревается, что приводит к сбою в работе устройства. Такое случается из-за неверно выставленного угла зажигания.
- Многократный запуск без пауз силовой установки негативно влияет на работу датчика.
- Естественный износ маслосъёмных колец способствует просачиванию в выхлопную систему моторного масла. Данный фактор становится причиной выхода из строя устройства.
- Обрыв проводов, поступающих к разъёму, некачественный контакт делает неработоспособным устройство.
- В цилиндрах мотора занижена компрессия, что приводит к неравномерному сгоранию воздушно-топливной смеси.
- Механическая деформация от удара разрушает гальваническую составляющую устройства.
- Применение силиконовых герметиков во время монтажа лямбда зонда негативно влияет на его работу.
- Засорение (закоксованность) форсунок силового агрегата. Это приводит к переизбытку топлива в смеси, созданию большого количества угарного газа, образованию сажи на поверхности лямбда.
Чтобы избежать выхода из строя этой детали, автовладелец должен периодически выполнять профилактическую проверку датчика кислорода мультиметром, или попросту прозвонить лямбда зонд.
Как проверить лямбда зонд на работоспособность
Проверить лямбда зонд можно в сервисном автомобильном центре или при наличии навыков автоэлектрика, контрольно-измерительного прибора своими силами. Особой сложности в проверке кислородного датчика нет.
Существуют различные способы исследований:
- Осмотр состояния устройства.
- Проверка при помощи контрольно-измерительной аппаратуры.
К последней относятся:
- Вольтметр – аналоговый или цифровой.
- Мультиметр (тестер).
- Осциллограф (мотор-тестер).
Нужно помнить, что у всех взятых для проверок датчика кислорода измерительных приборов входное сопротивление должно быть больше 1 Мегаом.
Осмотр
Лямбда находится на трубе вывода отработанных газов в непосредственной близости от выпускного коллектора. В зависимости от конструктивного исполнения автомобиль может быть укомплектован одним или двумя устройствами. В последнем случае первый датчик установлен перед каталитическим нейтрализатором, второй – после него, он подключается к контроллеру.
Рассмотрим алгоритм такой проверки:
- Осматриваются провода на наличие обрыва или повреждения.
- Проверяется прочность соединения разъёма с колодкой.
- Исследуется корпус детали на наличие пятен.
Расскажем подробнее о возможных пятнах и о чём они сигнализируют.
Серые, белые наслоения — говорят о применении присадок для горючего или моторного масла. Они загрязняют контактную пластину, что мешает нормальной работе устройства. Устранить проблему поможет замена датчика.
Сажевые пятна. Они засоряют лямбда зонд, замедляют реакцию на изменения в горючей смеси. Причина появления таких пятен – выход из строя нагревательного элемента или образование обогащённой воздушно-топливной смеси. Для решения проблемы следует заменить деталь.
Блестящие наслоения — указывают на наличие свинца в горючем. Он негативно воздействует на платиновые компоненты датчика и каталитического нейтрализатора. Вместо это лямбда придётся установить новую деталь, а также подумать о качестве горючего, замене заправочной станции.
Обнаружив механические повреждения на корпусе устройства, следует выполнить его смену.
Рассмотрим, как исследовать O2 датчик контрольной аппаратурой.
Проверка вольтметром
К этому устройство может подключаться от 1 до 6 проводов. Количество зависит от компании-производителя.
Как проверить кислородный датчик на работоспособность с 1,2 проводами. Эти типы приборов работают по одному принципу. Различие: единственный провод чёрного цвета является сигнальным, массой служит корпус, в случае с двумя проводами – чёрный остаётся сигнальным, а серый (иногда белый) – это масса.
Замер выполняется следующим образом:
- Сдвигается изоляционная защита на разъёме от датчика для определения маркировочного цвета проводки. Однако нужно помнить, что проводка, идущая от ЭБУ, может иметь другие цвета.
- Штекер от «плюсового» вывода прибора нужно вставить в разъём чёрного провода.
- «Минусовой» провод подсоединяется или к корпусу датчика (в случае с одним проводом), или вставляется в разъём серого провода (модификация с двумя проводами).
- Переключатель вольтметра устанавливается на позиции «20 В».
- Поворачивается ключ зажигания, мотор автомобиля заводить не нужно.
Если прибор показывает значение 0,45 В, датчик кислорода в порядке – это рабочее напряжение. Меньшее значение или отсутствие показаний укажут на неисправность устройства. В этом случае следует проверить работу электронного блока управления.
Проверка активного элемента датчика осуществляется при такой же установке штекеров проводов вольтметра и установке позиции на тестере. Нужно запустить двигатель, дать машине прогреться 15 – 17 минут. На экране цифры должны варьироваться в диапазоне 0,1 – 0,9 В за одну секунду. Датчик контроля кислорода не работает, если они не меняются.
Проверка лямбда зонд стремя, четырьмя проводами. Эти приборы комплектуются подогревателями. К этому элементу подходят белого цвета провода – один «плюс», другой – «минус». Питание к нему подаётся от главного реле – 12 В, массой является ЭБУ.
Концы проводов вольтметра подключаются к белым по цвету проводам, полярность значения не имеет. После этого нужно включить зажигание, на табло должны появиться цифры 12 В. Опорное напряжение проверяется также как в датчиках с 1 и ли 2 проводами.
Дальше идёт проверка самой детали без блока управления.
Она выполняется так:
- Отсоединяется колодка с проводами, идущими от ЭБУ к датчику.
- Штекера измерительного тестера подключаются к проводам, идущим от датчика.
- Вольтметр устанавливается в позиции «Омы».
- Появление на дисплее цифры 1 означает, лямбда находится в нерабочем состоянии, есть обрыв нагревателя. Минимальное показание показывает рабочее состояние датчика.
После этого проверяем работоспособность ЭБУ и главного реле без лямбды.
Для этого нужно:
- Отсоединить колодку от разъёма.
- Установить переключатель в позиции 20 В.
- В разъём ЭБУ вставляется «плюс» мультиметра.
- «Минус» присоединяем к минусовой клемме аккумуляторной батареи.
- Поворачиваем ключ в замке зажигания не включая агрегат.
Если на экране появилась величина 12 В, то главное реле в порядке. Нулевой показатель указывает на неисправность реле, хотя возможен вариант, что перепутаны провода от прибора измерения. В таком случае нужно переставить штекера от прибора. Если 0 продолжает светиться – реле неисправно.
Схожую процедуру выполняем по проверке блока управления. Отсутствие 12 В на табло вольтметра говорит о выходе из строя ЭБУ.
Проверка с помощью осциллографа
Расскажем, как проверить кислородный датчик осциллографом. Этот вид исследования позволяет получить полную картину состояния устройства, в частности, показать время, за которое происходит изменение напряжения. С помощью другой контрольно-измерительной аппаратурой, например, тестера, мультиметра, такие показания получить нельзя.
Также не сможет показать эти нужные параметры состояния устройства проверка с помощью автомобильной контрольной системы. Она не покажет ошибку Check Engine на панели приборов.
Нормативная величина временного изменения напряжения равна 120 м/сек. Если во время проверки показатель больше нормы, то это говорит о замедленной реакции работы кислородного датчика. В таком случае необходимо осмотреть его на засорение, закоксованность. Также может быть причиной замедления реакции естественный износ керамической основы устройства.
График работы лямбда зонда показывает данную неисправность. Рассмотрим этапы проверки датчика осциллографом:
- Выполнить подключение осциллографа к сигнальному проводу.
- Запустить силовой агрегат автомобиля, прогреть его до T=70°C.
- В этот момент происходит прогрев лямбда, он начинает взаимодействие с блоком управления.
- Во время прогрева на экране контрольного прибора можно увидеть, что датчик выдает малое напряжение около 1 В. Прогреваясь, оно будет возрастать. По мере достижения рабочей температуры около 400°C, осциллограмма начнёт изменяться.
Ниже приведено фото, показывающее, как изменяется осциллограмма в ходе прогрева.
Таким образом при помощи осциллографа можно проверить:
- Время, через которое датчик кислорода выходит в рабочее состояние.
- Сверяется картинка с прибора с эталонной.
В случае, если на осциллограмме видно, что лямбда зонд завис верхней или нижней части экрана, значит, устройство по контролю кислорода в смеси неисправно, его нужно заменить.
Проверка кислородного датчика по ошибкам Check Engine
При наличии продвинутым бортовым компьютером, то ответить на вопрос, как проверить лямбда зонд поможет автомобильный сканер. Это можно выполнить в том случае, если на дисплее появляется индикация Check Engine и высвечивается код ошибки.
Автосканер, подключённый через разъём OBD-II к CAN-шине, поможет выявить причину повреждения кислородного датчика.
Перечислим коды ошибок и их расшифровку:
- 0130 – лямбда зонд работает неправильно, идёт некорректный сигнал.
- 0131 – неразличимый, слабый сигнал первого датчика.
- 0133 – замедленная реакция датчика.
- 0134 – сигнал отсутствует.
- 0135 – вышел из строя нагреватель.
- 0136 – проблемы с заземлением у второго лямбда зонда.
- 0137 – неразличимый, слабый сигнал второго датчика.
- 0138 – излишне высокий сигнал второго датчика.
- 0140 – обрыв лямбда-зонда.
- 1102 – нет возможности считывания информации из-за низкого сопротивления лямбда зонда или его полного отсутствия.
Мастера технических центров, опытные автолюбители рекомендуют, что первоначально перед проверкой зонда следует выполнить осмотр. Наличие загрязнений, обрыв проводки укажет на вид неисправности.
Проверка чувствительности наконечника лямбда зонда
От этого компонента устройства по определению кислорода зависит точность собранной информации. Изменение чувствительности датчика влияет на корректность составления воздушно-топливной смеси. Этот элемент также можно проверить на работоспособность.
Это делается таким образом:
- Перед началом замеров нужно прогреть двигатель до температуры 70 градусов.
- После этого нужно разогнать «движок» до отметки 3000 оборотов в минуту. В таком положении следует держать данную величину на протяжении 3 минут. Это даст возможность прогреть лямбда зонд до рабочего состояния.
- Следующий шаг – нужно соединить минусовой провод мультиметра с массой машины, плюсовой – с выходом датчика.
- Показания на приборе должны изменяться в диапазоне 0,2 – 1 В. При этом изменения должны происходить с интервалом до десяти раз в одну секунду
- После этого следует резко нажать на педаль газа и отпустить её. При этом напряжение должно подпрыгнуть до 1 В, а потом упасть до нуля. Такие действия свидетельствуют о нормальной работе датчика. Если параметры остаются без изменения, на уровне около 0,5 В, значит устройство нужно заменить.
Бывают случаи, когда на мультиметре вообще отсутствуют показания. Это указывает об отсутствии напряжения в электрической цепочке. В этом случае следует проверить проводку от реле на выключатель зажигания на обрыв.
Возможные показания мультиметра при проверке кислородного датчика
Помимо указанных показаний на шкале прибора могут отображать и другие значение.
Например, показатель 0,8 – 0,9 В может указывать на то, что в воздушно-топливной смеси находится малое количество кислорода, т. е. смесь получилась обогащённая.
Показания прибора подтверждаются следующими симптомами:
- Изменившийся цвет отработанных газов, выходящих из выхлопной трубы.
- Появление хлопков из глушителя
А также другие признаки.
Причина образования обогащённой смеси может крыться в:
- Некорректной работе системы зажигания.
- Загрязнении воздушного фильтра.
- Неисправности датчика контроля воздуха.
- Неисправности топливных форсунок.
- Нарушениях в работе экономайзера и др.
Если горючая смесь обеднённая, то на вольтметре будут высвечиваться параметры 0,1 – 0,2 В. Это говорит о повышении пропорции кислорода в смеси или его требуемом количество при малом поступлении топлива в камеры сгорания.
Причиной явления обеднённой смеси может быть:
- Износ или повреждение прокладок коллектора.
- Дефект тормозного усилителя.
- Нарушение в работе системы вентиляции картера.
- Плотность установки масляного щупа.
- Повреждение пробки горловины заливки масла и т.д.
Также нужно проверить работу форсунок топлива, масляный фильтр, исправность топливного насоса.
Проверку обогащённой смеси можно выполнить при помощи теста, который лучше выполнять с напарником.
Ход тестирования:
- Прогреть силовой агрегат автомобиля.
- Отключить разъём от лямбда зонда, сам датчик не снимать.
- Присоединить провод мультиметра к датчику кислорода в позиции переключателя прибора «20».
- Завести мотор, поднять обороты до значения 2600.
- Сбросить резко обороты, убрать патрубок от регулятора давления, тем самым обогащая смесь.
На контрольном приборе должны быть показатели в диапазоне: 0,7 – 0,9 В. Если показания выше, или наоборот, в них нет динамики, датчик не работает. Можно проверить сразу же и наличие обеднённой смеси.
Для этого нужно на автомобиле с включённым двигателем через снятую трубу регулятора вакуума сделать подсос, искусственно обедняя тем самым смесь. За одну секунду на табло измерительного устройства должны произойти изменения: 0,1 – 0,2 В. Это покажет исправность датчика.
Как отремонтировать лямбда зонд
Своими руками можно не только проверить датчик кислорода мультиметром или осциллографом, но и самому отремонтировать данную деталь. Это позволит избежать расходов на ремонт в сервисном центре. Также как и в случае с проверкой владельцу машины потребуются навыки работы автоэлектриком, немного инструмента и желание.
Перед ремонтом следует выяснить, в каком именно месте имеется повреждение. Первоначально необходимо проверить рабочее напряжение, поступающее на датчик. Если с этим вопросом всё в порядке можно дальше осматривать деталь. При отсутствии напряжения можно попробовать почистить контактную группу. Окисление коммутирующих компонентов может стать причиной отсутствия питания на прибор. Одним из вариантов очистки от окислов считается универсальное средство VD-40.
Следующим шагом в установке диагноза поломки будет осмотр корпуса на наличие загрязнений. Именно этот фактор является причиной отказа в работе лямбда зонда. Чаще всего загрязняются стержень из керамики, электроды из платины. Очистить их классическим способом при помощи «наждачки» нельзя. Для этого следует использовать растворитель, которому под силу удалить ржавчину. Рассмотрим ход выполнения такого ремонта – очистки лямбда зонда.
Нужно:
- Нагреть корпус датчика до температуры 50 градусов.
- Демонтировать устройство и снять защитный колпачок.
- Опустить деталь в раствор ортофосфорной кислоты, примерно, на полчаса.
- Промыть лямбда и монтировать на место установки.
Перед возвращением устройства на место, следует обработать резьбовое соединение средством для герметичного соединения. Напоминаем, что использование силиконового герметика запрещено, это может стать причиной выхода из строя датчика.
После этого следует проверить работоспособность прибора, контролирующего остаток кислорода при сгорании. Если подобные операции не принесли успеха, лямбда зонд остаётся неисправным, нужно выполнить его замену.
Как заменить лямбда
Выяснив при проверке кислородного датчика, что он не рабочий, выполняется его замена. Лучшим решением для смены будет оригинальная деталь. Она подходит по размерам, не требует перепайки монтажных проводов, идущих от разъёмов.
Также можно установить на свой автомобиль датчик компании, имеющей положительные отзывы на форумах интернета. В частности, российские автовладельцы хорошо отзываются о подобных деталях немецкой фирмы «Бош». Её устройства могут подойти для автомобилей различных торговых марок.
Рассмотрим алгоритм замены кислородного датчика:
- Первый шаг – отключение минусового высоковольтного провода от клеммы аккумуляторной батареи.
- После этого нужно найти место установки лямбда. Напоминаем, оно находится рядом с выпускным коллектором.
- Дальше следует отсоединить колодку с проводами от устройства.
- Следующий этап – открепить хомуты фиксации проводов датчика.
- После этого с помощью гаечного ключа (на 22 или 24) выполнить демонтаж детали.
- Установить новый датчик. Для этого нужно плотно закрутить деталь к гнезду установки. Это позволит избежать выхода через имеющееся пространство отработанных газов. После этого следует зафиксировать проводку хомутами, соединить колодку с разъёмом.
Однако далеко не всегда установка новой детали проходит без проблем. Как правило, не получается сразу и быстро открутить её. Соседство с выпускным коллектором, постоянно находящимся в раскалённом состоянии, оказывает негативное влияние – резьбовое соединение прикипает к гнезду. Демонтаж приходится производить при помощи других средств. Это:
- Электрической дрели со свёрлами по металлу.
- Газового ключа.
- Молотка.
- Мощной крестовой отвёртки (по размеру: чуть меньше диаметра сверла).
Для начала пробуем открутить датчик газовым ключом. Если и эта попытка оказывается неудачной, сверлим в гайке отверстие дрелью. В него вставляется отвёртка, и при помощи ударов по рукоятке молотком происходит выбивание гайки с посадочного места.
В случае неудачи придётся использовать крайний способ. Нужно снять катализатор, взять паяльную лампу и прогреть место установки датчика. После этого можно попробовать открутить его газовым ключом.
Если для замены владелец автомобиля приобрёл неоригинальную запчасть, трудоёмкость замены увеличивается.
Такой нюанс: после замены кислородного датчика на автомобиле необходимо выполнить адаптацию новой детали. Это можно сделать самостоятельно при наличии автосканера. Следует подключить его к разъёму OBD-II, от которого соединительные провода идут блоку управления, и произвести перепрошивку электронных мозгов. Если нет компьютерного диагностического прибора, то нужно обратиться в автосервис.
Резюме
Чтобы не тратить деньги на ремонт или замену кислородного датчика, по возможности отсрочить время внештатных проверок, необходимо соблюдать следующие правила:
- Заправляться качественным топливом.
- Регулярно проверять устройство, выполнять профилактический осмотр детали.
- Устанавливать при замене оригинальные запчасти или датчики с аналогичными оригиналу параметрами.
- Соблюдать условия эксплуатации устройства, заявленные производителем автомобиля.
В этом случае лямбда зонд будет радовать автовладельца исправной работой, а окружающую среду чистотой выхлопов согласно экологическим требованиям.
Acura
BMW
Сhevrolet
Citroen
Ford
Hyundai
Jeep
Land Rover
Mazda
Mitsubishi
Opel
Porsche
SAAB
Skoda
Suzuki
Volkswagen
Audi
Cadillac
Chrysler
Dodge
Honda
Infiniti
Kia
Lexus
Mercedes
Nissan
Peugeot
Renault
Seat
Subaru
Toyota
Volvo
Как проверить лямбда зонд на работоспособность: диагностика мультиметром и тестером
«Начинка» современных автомобилей содержит множество датчиков, которые призваны контролировать исправность различных систем и агрегатов. Одним из главных помощников водителя является лямбда-зонд. Но иногда он тоже способен выходить из строя. Не все автолюбители знают, как проверить лямбда-зонд своими руками и серьёзно сэкономить на походах в автосервис.
Лямбда зонд: что такое и где находится
Лямбда зонд (ƛ зонд) – датчик, который замеряет объём кислорода в выхлопных газах и сравнивает со стандартом. Иными словами, это кислородный датчик. Если показатели его не устраивают, он подаёт сигнал в блок управления.
Место нахождения зависит от числа датчиков в машине. Так, в ТС, выпущенных до 2000 года, чаще всего стоит один. В более поздних моделях — от 2 датчиков. Первый всегда находится под капотом, второй (если он есть) – под днищем машины.
Как работает датчик
Выхлопные газы проходят сквозь датчик, а внутрь него поступает чистый воздух из атмосферы. Из-за разной окислительной способности чистого воздуха и отработавших газов появляется разность потенциалов. Эти показания и отправляются в ЭБУ.
Внутри датчика спрятаны токопроводящий элемент, электроды, сигнальный контакт и заземление. Вся эта система начинает работать только после прогрева до 300–400 oC. Только при такой температуре твёрдый электролит способен проводить электричество.
Схема работы
Виды кислородных датчиков
Современные ТС оснащаются тремя видами датчиков.
Циркониевый. Одна из самых популярных моделей, основной элемент в составе — диоксид циркония. Наконечник керамический, начинает работать только при нагреве до 350 oC. Быстро разогревается за счёт вмонтированной нагревательной детали с керамическим изолятором.
Такие датчики делятся на 1, 2, 3 и 4 проводные.
Титановый. Наконечник устройства изготовлен из диоксида титана. Внешне датчик мало отличается от циркониевого, но работать начинает только при температуре от 700 oC. Из-за сложной конструкции, высокой стоимости и излишней чувствительности к температурным перепадам такие датчики редко используются.
Широкополосный. В отличие от предыдущих моделей, у этого датчика имеются две ячейки:
- Измерительная. Благодаря электронной схеме модуляции, в составе газов внутри ячейки сохраняется показатель ƛ =1.
- Насосная. Если смесь богатая, дополняет состав ионами кислорода из атмосферы, если обеднённая — выводит лишние молекулы кислорода из диффузионного отверстия во внешнюю среду.
Признаки и причины неисправности ƛ-зонда
Лямбда-зонд в процессе эксплуатации авто может выйти из строя. Чаще всего датчик ломается из-за некачественного топлива, попадания топлива или масла внутрь, или неполадок в системе подачи горючего.
О неисправности лямбда-зонда могут говорить следующие признаки:
- обороты растут до максимума, после чего резко выключается мотор;
- обороты на холостом ходу становятся нестабильными;
- мощность существенно падает при повышении оборотов;
- электронный блок выдаёт ошибку из-за поздней подачи сигнала с ƛ-датчика;
- машина едет рывками.
Чтобы вернуть датчику работоспособность, его необходимо вынуть и правильно очистить. Для этого снимают керамическую головку и убирают загрязнения тряпкой с химическим средством. Если и это не помогает, датчик придётся менять.
Как проверить лямбда-зонд на работоспособность
Существует несколько способов проверить лямбда-зонд на исправность. Самый простой и поверхностный — тщательный осмотр устройства, самый сложный — диагностика при помощи специального оборудования.
Внешний осмотр датчика
Итак, внешнее изучение кислородного датчика будет состоять из нескольких шагов:
- Проверить внешнюю часть, которая находится вне катализатора. Не должно быть оплавленных участков, обрывов или замкнутых контактов.
- Выкрутить датчик из катализатора и изучить нижнюю часть, обычно спрятанную в катализаторе. Пятна сажи на ней говорят о том, что топливо слишком концентрировано, двигатель и клапаны близки к износу или в выхлопной системе произошла утечка. Отложения серого цвета сигнализируют о высоком содержании свинца в топливе.
Проверка лямбда-зонда мультиметром (тестером)
Потребуется вольтметр, омметр или мультиметр, в котором объединяются оба эти устройства. Если используется последний, его нужно перевести в режим замера сопротивления. Чтобы испытать нагреватель датчика, необходимо:
- Вывести из колодки датчика контакты 3 и 4 разъёма (стандартно это белый и коричневый провода).
- Подсоединить контакты к выходам тестера и измерить сопротивление.
Показатели могут быть разными, обычно они варьируются в пределах 2–10 Ом. Цифра более 5 Ом говорит об отличной работоспособности датчика. Если сопротивление вообще не выводится на дисплей, это говорит о том, что в нагревателе лямбда-зонда порвался провод и требуется немедленная замена.
Прогрев зонда
Кроме того, мультиметром можно проверить восприимчивость наконечника кислородного датчика. Для этого нужно завести машину и прогреть мотор до 70–80oC. Последующий алгоритм будет таким:
- Довести мотор до 3000 оборотов в минуту и зафиксировать этот показатель на 2–3 минуты, пока датчик не прогреется.
- Минусовой щуп мультиметра подсоединить к массе машины, другой состыковать с выходом датчика.
- Изучить данные на тестере: они должны варьироваться от 0,2 до 1 В и меняться 10 раз в секунду.
- Надавить педаль газа в пол и резко отпустить её. Исправный датчик выдаст значение в 1 В, после чего резко упадёт до ноля. Если цифры на дисплее не меняются при действиях с педалью и показывают 0,4–0,5 В, датчик требует замены.
Если напряжения нет вовсе, стоит проверить проводку. Для этого нужно «прощупать» мультиметром все провода, соединяющие реле с выключателем зажигания.
Проверка осциллографом
Диагностика осциллографом будет более продуктивной, поскольку в этом случае можно зафиксировать промежуток времени, за которое меняется выходное напряжение. Нормальными считаются показатели ниже 120 мСек.
Итак, алгоритм проверки будет таким:
- Найти сигнальный провод датчика и подключить к нему осциллограф. Затем нужно завести мотор и разогреть его до 60–70
oC. Это нужно, чтобы прогреть датчик воздуха и дождаться от него обратной связи. В процессе подготовки на осциллографе уже появится сигнал о генерации небольшого тока (до 1 В). - Когда начнёт прогреваться лямбда-датчик, напряжение ещё немного вырастет. По мере прогрева до 300–400oC диаграмма приобретёт динамику.
- Если на прогретом двигателе дойти до 2500–3000 оборотов, исправный датчик должен показать такую картину:
- Если резко отпустить газ, смесь переходит в режим обогащения, а лямбда откликается таким образом:
В процессе проверки важно засечь, через какое время датчик переходит в рабочий режим, то есть когда на диаграмме появляется динамика. Также анализируется реакция на работу двигателя на 2000–3000 оборотов в минуту. Если после прогрева сигнал стабильно находится только в нижнем или только в верхнем положении, датчик придётся менять.
Если сигнал напоминает плавную извилистую линию, как на картинке ниже, датчик сгорел или вышел из строя.Проверка бортовой системой
Если в машине имеется ЭБУ, поиск неполадок можно существенно облегчить. Стоит обратить внимание на индикатор «Check Engine», который нередко предупреждает о проблемах с лямбда-зондом. Чтобы уточнить причину сигнала, достаточно подключить к бортовому компьютеру автосканер.
К кислородному датчику будут относиться ошибки:
- P0130: датчик отправляет неверные данные;
- P0131: сигнал слишком слабый;
- P0132: сигнал слишком сильный;
- P0133: КД медленно реагирует;
- P0134: датчик вообще не даёт сигнала;
- P0135: нагреватель первого датчика не функционирует;
- P0136: произошло замыкание второго датчика;
- P0137: КД2 медленно реагирует;
- P0138: КД2 слишком быстро реагирует;
- P0140: разрыв в цепи КД2;
- P0141: нагреватель второго датчика неисправен;
- P1102: слабое сопротивление нагревателя КД;
- P1115: цепь повреждена, считать данные невозможно.
Видео: как проверить работоспособность лямбда-зонда
Проверять исправность лямбда-зонда нужно регулярно, особенно если пробег машины перевалил за 50 000 км. Очень часто признаки выхода датчика из строя схожи с более серьёзными поломками. Вместо того, чтобы выискивать проблему в двигателе или электронике, порой достаточно поверхностно осмотреть лямбда-датчик.
- Автор: JuliaKurb
- Распечатать
Оцените статью:
(15 голосов, среднее: 3.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Что такое лямбда-зонды и как их проверить
Помогите двигателю нормально дышать, проверив лямбда-зонд.
- 1 Так как же работает лямбда-зонд?
- 1.1 Как проверить лямбда-зонд?
- 1.2 Что должен показывать лямбда-зонд?
- 2 Почему лямбда-зонды выходят из строя?
- 2.1 Признаки неисправности лямбда-зонда
- 2.2 Каков срок службы лямбда-зондов?
- 3 Какой лямбда-зонд мне нужен?
- 3.1 Сколько стоит замена лямбда-зонда?
Где-то в тайниках вашей памяти слово лямбда может насторожить. Символ, используемый для обозначения лямбда, λ, может еще больше освежить вашу память. Лямбда — это термин, используемый для обозначения длины любой длины волны в математике и физике, и уже давно является частью школьной программы Великобритании. Но какое это имеет отношение к вашей машине?
Лямбда-зонд получил свое название отчасти из-за того, как он работает, измеряя формы выходных сигналов в различных режимах двигателя, чтобы увидеть, сколько кислорода выходит из ваших выхлопных газов.
По сути, этот датчик измеряет соотношение между бензином и воздухом, количество кислорода в выхлопных газах. Это делается для того, чтобы убедиться, что количество бензина точно отрегулировано и что каталитический нейтрализатор может его очистить.
Наличие полнофункционального лямбда-зонда дает много преимуществ, и если он выйдет из строя, это может вызвать множество проблем. Итак, чтобы убедиться, что вы находитесь на правильной волне, вот наше подробное руководство о том, что такое лямбда-зонд, как он работает и как определить, не работает ли он неправильно.
Лямбда-зонд — это небольшой зонд, впервые разработанный Volvo в 1970-х годах. Расположение лямбда-зонда одинаково на всех автомобилях, и его можно найти на выхлопной трубе автомобиля, между выпускным коллектором и каталитическим нейтрализатором. В принципе, лямбда-зонд аналогичен кислородному датчику. В более новых автомобилях может быть даже два лямбда-зонда или датчика кислорода, а второй будет расположен сразу за каталитическим нейтрализатором. В дизельных автомобилях есть лямбда-зонды, как и в бензиновых автомобилях.
Лямбда-зонд работает с каталитическим нейтрализатором и «сообщает» о выхлопных газах, которые проходят через каталитический нейтрализатор. Датчики измеряют соотношение бензина и воздуха, чтобы гарантировать, что количество впрыскиваемого бензина точно соответствует потребности и что его можно очистить каталитическим нейтрализатором. Это соотношение топлива и воздуха является стехиометрическим соотношением или лямбда-коэффициентом (отсюда и название датчика).
Так как же работает лямбда-зонд?
Лямбда-зонд измеряет количество кислорода и регулирует количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, оптимизируя воздушно-топливную смесь. Эта оптимизированная топливно-воздушная смесь означает, что двигатель может работать с максимальной производительностью. Поскольку лямбда-зонд расположен перед каталитическим нейтрализатором, он может измерять количество воздуха и топлива в несгоревших углеводородах после сгорания. Таким образом, он сможет определить, слишком ли много воздуха, а это означает, что нужно впрыскивать больше топлива, или слишком много атомов углерода или вредных выбросов, а это означает, что для реакции с топливом требуется больше воздуха. Это также обеспечит правильную работу каталитического нейтрализатора, который удаляет вредные, токсичные побочные продукты процесса сгорания, когда они выбрасываются из автомобиля. Это делает лямбда-зонд жизненно важным для соблюдения правил ЕС в отношении загрязнения окружающей среды и выбросов CO2, что в последние годы привлекло огромное внимание средств массовой информации.
Собранные данные отправляются в электронный блок управления (ЭБУ), который контролирует количество выбрасываемого газа, тем самым снижая выбросы загрязняющих веществ.
В процессе горения всегда должно быть правильное количество реакции топлива с соответствующим количеством воздуха. Если воздуха в смеси не так много, как должно быть, двигатель работает на обогащенной смеси и имеется избыток несгоревшего топлива. Несгоревшее топливо создает загрязнение окружающей среды, чего мы пытаемся избежать. С другой стороны, когда в топливной смеси слишком много воздуха, она обедняется. Бедная топливная смесь имеет тенденцию производить больше загрязняющих веществ оксидов азота, а также токсичных веществ, которых нам следует избегать. Это также может привести к снижению производительности двигателя и возможному его повреждению.
Точно так же лямбда-зонд влияет на расход топлива и производительность. Если в двигатель впрыскивается слишком много топлива, это, очевидно, будет означать, что вы будете заправляться чаще. Таким образом, очень важно иметь правильные показания лямбда-зонда.
Как проверить лямбда-зонд?
Проверить работоспособность лямбда-зонда очень просто.
Вы можете проверить свой лямбда-зонд с помощью тестера выхлопных газов или анализатора выбросов четырех газов. Это выполняется точно так же, как и ваш тест на выбросы, и также может быть выполнено в гараже. Значение лямбда рассчитывается на основе изменений состава отработавших газов за 60 секунд.
Вы также можете использовать мультиметр. Подключите его параллельно сигнальной линии датчика и установите на 1В или 2В. Когда вы запускаете двигатель, должно появиться значение от 0,4 до 0,6 В. Как только двигатель прогреется, показания должны чередоваться между 0,1–0,9 В.
Наконец, есть устройства специально для проверки вашего лямбда-зонда. Как и в случае с мультиметром, подключите тестер к сигнальной линии, и когда вы достигнете правильной температуры, ваши показания будут отображаться с использованием светодиодной шкалы.
Что должен показывать лямбда-зонд?
Это довольно просто – должно читаться как 1. Если меньше 1 (λ < 1), это означает, что ваша топливно-воздушная смесь богатая, а если больше 1 (λ > 1), это означает, что смесь бедная. худой.
Почему лямбда-зонды выходят из строя?
Существует ряд проблем, связанных с отказом лямбда-зонда. Нагревательный элемент представляет собой резистивный материал, который сопротивляется потоку электронов, выделяя тем самым тепло, и это является наиболее распространенной причиной преждевременного выхода из строя. Резистор сгорает через размыкание цепи, а это значит, что датчик выходит из строя. Здесь датчик подлежит замене. При выходе из строя цепей, соединяющих электрические цепи, соединяющие чувствительные электроды с ПКМ, это также приведет к неработоспособности датчика. Загрязнения снаружи датчика также могут накапливаться, поступая либо с дороги, либо из самого двигателя, блокируя воздухозаборники и означая, что он не может оценить уровень кислорода в выхлопных газах.
Признаки неисправности лямбда-зонда
Если лямбда-зонд неисправен, в ЭБУ не будут отправляться данные, которые затем будут использовать ошибочную информацию. Это, скорее всего, приведет к увеличению расхода топлива, а, следовательно, и выбросов загрязняющих веществ. Это также может означать, что каталитический нейтрализатор блокируется, и его необходимо заменить.
Первым признаком неисправности лямбда-зонда будет лампочка «Проверить двигатель» на приборной панели. Если она горит, возможно, лямбда-зонд неисправен.
Также есть некоторые проблемы с производительностью, которые могут свидетельствовать о неисправном датчике: При запуске машина может дергаться и глохнуть; может быть необычно высокий расход топлива; двигатель не разгоняется так, как обычно; увеличилось количество выбросов.
Когда следует заменить лямбда-зонд?
Срок службы лямбда-зонда составляет около 93 000 миль пробега. Однако это может быть короче в зависимости от многочисленных факторов, которые могут повредить его, в основном из-за аномалий, исходящих от двигателя. Утечки из выхлопных газов также могут повредить зонд.
Многие люди хотят знать, как чистить лямбда-зонды, когда они, например, покрыты нагаром и больше не работают. Однако это сложный процесс, и его следует доверить профессионалу.
Каков срок службы лямбда-зондов?
Из-за того, что они работают и находятся в очень жаркой и грязной среде, лямбда-зонды со временем изнашиваются. Несколько вещей могут повлиять на срок службы вашего датчика, но обычно он должен длиться от 50 до 100 тысяч миль.
Ранние датчики не имели нагревательного элемента, и для работы им требовалась температура выхлопных газов, чтобы достичь удельной теплоемкости. Современные датчики оснащены нагревательным элементом, который снижает давление на датчик и означает, что они имеют гораздо более длительный срок службы.
Если вы собираетесь в ближайшее время отвезти машину на техническое обслуживание, знайте, что неисправный лямбда-зонд приведет к выходу из строя вашего автомобиля. Если вы считаете, что он неисправен, сначала разберитесь с ним. Вождение без лямбда-зонда крайне нежелательно, так как он гарантирует, что ваш автомобиль не выбрасывает больше CO2, чем разрешено законами ЕС.
Какой лямбда-зонд мне нужен?
Доступны сотни лямбда-зондов, но вы всегда должны заменять свой датчик датчиком, имеющим точно такие же характеристики, как и предыдущий. Вы всегда должны проверять, что рекомендует ваш производитель, так как вам понадобится правильный вариант для вашего ECU.
Сколько стоит замена лямбда-зонда?
Новый лямбда-зонд стоит в среднем от 100 до 200 фунтов стерлингов (сама запчасть), а его замена занимает немного времени у механика – около 1-1,5 часов. Это означает, что общая стоимость составляет около 250 фунтов стерлингов. Вы можете попробовать заменить его самостоятельно, хотя это трудоемкий процесс.
Den:
смайлик-техник с большим опытом работы в видеоуроках AUTODOC; Никогда не видел без очков; участвует в гонках на своем BMW X5 E53; мечтает получить Золотую кнопку воспроизведения за 1 000 000 подписчиков на YouTube.
Проверка и устранение неисправностей лямбда-зонда
Лямбда-зонд определяет остаточное содержание кислорода в выхлопных газах и подает на блок управления двигателем электрический сигнал для регулирования соотношения воздух-топливо. Прокрутите эту страницу и узнайте о вариантах, принципах их работы, методах проверки и важной информации о правильной замене лямбда-зондов.
ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИЯ Лямбда-зонда?: ПРИНЦИП РАБОТЫ
Оптимальное сгорание необходимо для обеспечения идеальной скорости преобразования каталитического нейтрализатора. В случае бензинового двигателя это достигается при соотношении воздух-топливо 14,7 кг воздуха на 1 кг топлива (стехиометрическая смесь). Эта оптимальная смесь обозначается греческой буквой λ (лямбда). Лямбда используется для выражения соотношения воздуха между теоретической потребностью в воздухе и фактическим подаваемым потоком воздуха:
λ = расход подаваемого воздуха : теоретический расход воздуха = 14,7 кг : 14,7 кг = 1
Обогрев лямбда-зонда
достичь своей рабочей температуры как можно быстрее. В настоящее время лямбда-зонды оснащены подогревом датчика. Это означает, что датчики также могут быть установлены вдали от двигателя.
Преимущество:
Они больше не подвергаются высокой тепловой нагрузке. Нагрев датчика позволяет им достигать своей рабочей температуры за короткий период, сводя к минимуму время, в течение которого лямбда-регулирование неактивно. Чрезмерное охлаждение предотвращается в режиме холостого хода, когда температура выхлопных газов не такая высокая. Лямбда-зонды с подогревом имеют меньшее время отклика, что положительно сказывается на скорости регулирования.
Использование нескольких лямбда-зондов
С появлением EOBD необходимо также контролировать работу каталитического нейтрализатора. Для этого за каталитическим нейтрализатором установлен дополнительный лямбда-зонд. Это используется для определения способности каталитического нейтрализатора накапливать кислород.
Зонд после каталитического нейтрализатора выполняет те же функции, что и датчик перед каталитическим нейтрализатором. Амплитуды лямбда-зондов сравниваются в блоке управления. Амплитуды напряжения нижнего датчика очень малы из-за способности каталитического нейтрализатора накапливать кислород. Чем ниже накопительная емкость каталитического нейтрализатора, тем выше амплитуды напряжения выходного датчика из-за повышенного содержания кислорода.
Высоты амплитуд на выходном датчике зависят от фактической накопительной емкости каталитического нейтрализатора, которая варьируется в зависимости от нагрузки и скорости. Таким образом, при сравнении амплитуд зонда учитываются условия нагрузки и скорость. Если амплитуды напряжения обоих датчиков остаются примерно одинаковыми, достигнута накопительная емкость каталитического нейтрализатора, т. е. через старение.
Неисправный датчик кислорода Lambda: Симптомы
Неисправний датчик Lambda может вызвать следующие симптомы:
- Высокое потребление топлива
- Плохое двигатель
- Высокие выбросы выхлопа
- Индикатор. хранится
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПРАВНОСТИ ЛЯМБДА-ДАТЧИКА КИСЛОРОДА: ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ
Существует несколько причин неисправности:
- Внутреннее и внешнее короткое замыкание
- Отсутствие заземления / подачи напряжения
- Перегрев
- Отложения/загрязнение
- Механические повреждения
- Использование этилированного топлива/присадок
Существует ряд типичных неисправностей лямбда-зонда, которые возникают часто. В следующем списке показаны причины диагностированных неисправностей:
Необогреваемые датчики
Диагностированные неисправности | Причина |
---|---|
Защитная трубка или корпус зонда забиты остатками масла | Несгоревшее масло попало в выхлопную систему, напр. из-за неисправных поршневых колец или маслосъемных колпачков |
Неправильный впуск воздуха, отсутствие эталонного воздуха | Неправильно установлен зонд, отверстие для эталонного воздуха заблокировано |
Повреждение из-за перегрева | Температура выше 950 °C из-за неправильного зажигания точечный или клапанный люфт |
Плохое подключение на контактах заглушки | Окисление |
Прерывавшие кабельные соединения | Плохогропилизированные кабели, в точках истирания, грызунные биты |
, не хватает заземления, грызунные биты | |
. Отсутствие заземления. | |
Механическое повреждение | Чрезмерный момент затяжки |
Химическое старение | Очень часто короткие маршруты |
Ведущие отложения | Использование свинцового топлива |
Диагностика неисправностей для уравновесивания сами в области кислорода: основные принципы
, которые уравновесились с помощью самостоятельно, а также уравновесители, которые притягиваются к самостоятельному и причастным к сертирам, которые приобретены и являются уравнением, и уравниваемыми фонарями, которые являются уравнением, и являются на основе. сохранить их в памяти неисправностей. Обычно это отображается через контрольную лампу двигателя. После этого память неисправностей может быть считана диагностическим прибором для диагностики неисправностей. Однако более старые системы не могут определить, связана ли эта неисправность с неисправным компонентом или, например, с неисправностью. неисправность кабеля. В этом случае механик должен провести дополнительные испытания.
В рамках EOBD контроль лямбда-зонда расширен за счет включения следующих пунктов:
- Обрыв цепи,
- Готовность к работе,
- Короткое замыкание на массу блока управления,
- Короткое замыкание на плюс
- Обрыв кабеля и старение лямбда-зонда.
Для диагностики сигналов лямбда-зонда блок управления использует форму частоты сигнала.
Для этого блок управления рассчитывает следующие данные:
- Максимальное и минимальное обнаруженное значение напряжения датчика,
- Время между положительным и отрицательным фронтом,
- Регулятор лямбда-контроля, регулирующий переменную в зависимости от обогащения и обеднения,
- Управление порог лямбда-регулирования,
- Напряжение датчика и продолжительность периода.
ПРОВЕРКА Лямбда-зонда с помощью осциллографа, мультиметра, тестера лямбда-зонда, анализатора выбросов: поиск и устранение неисправностей
Перед каждой проверкой необходимо проводить визуальный осмотр, чтобы убедиться в отсутствии повреждений кабеля или разъема. Выхлопная система не должна иметь утечек.
Для подключения измерительного прибора рекомендуется использовать переходной кабель. Также необходимо следить за тем, чтобы лямбда-регулирование не было активным в некоторых рабочих состояниях, напр. при холодном пуске до достижения рабочей температуры и при полной нагрузке.
Проверка лямбда-зонда с помощью тестера выхлопных газов
Тестер выхлопных газов
Одним из самых быстрых и простых тестов является измерение с помощью анализатора выбросов четырех газов.
Испытание проводится так же, как предписанное испытание на выбросы выхлопных газов. Когда двигатель прогрет до рабочей температуры, ложный воздух подключается как переменная возмущения путем снятия шланга. Из-за изменения состава отработавших газов также изменяется значение лямбда, которое рассчитывается и отображается прибором для проверки отработавших газов. Система смесеобразования должна определить это по определенному значению и скорректировать в течение определенного времени (60 секунд, как в тесте на выбросы выхлопных газов). Если возмущающая переменная удаляется, значение лямбда должно быть уменьшено до исходного значения.
В качестве основного принципа следует соблюдать спецификации для подключения переменных помех и значения лямбда производителя.
Однако этот тест может только определить, работает ли лямбда-регулирование. Электрический тест невозможен. При этой процедуре существует риск того, что современные системы управления двигателем регулируют смесь за счет точного определения нагрузки, так что λ = 1, несмотря на то, что лямбда-контроль не работает.
Проверка лямбда-зонда с помощью мультиметра
Мультиметр
Для проверки следует использовать только высокоимпедансные мультиметры с цифровым или аналоговым дисплеем.
Мультиметры с малым внутренним сопротивлением (в основном аналоговые приборы) перегружают сигнал лямбда-зонда и могут привести к его выходу из строя. Из-за быстро меняющегося напряжения сигнал лучше всего изображается аналоговым устройством.
Мультиметр подключается параллельно сигнальной линии (черный кабель, см. принципиальную схему) лямбда-зонда. Диапазон измерения мультиметра устанавливается на 1 В или 2 В. После запуска двигателя на дисплее появляется значение от 0,4 до 0,6 В (опорное напряжение). При достижении рабочей температуры двигателя или лямбда-зонда фиксированное напряжение начинает чередоваться между 0,1 В и 0,9 В.V.
Для получения безупречных результатов измерения скорость вращения двигателя должна составлять ок. 2500 об/мин. Это обеспечивает достижение рабочей температуры зонда даже в системах с необогреваемым лямбда-зондом. Если в режиме холостого хода температура отработавших газов недостаточна, существует опасность того, что необогреваемый датчик остынет и сигнал перестанет формироваться.
Проверка лямбда-зонда осциллографом
Схема сигнала лямбда-зонда
Сигнал лямбда-зонда лучше всего отображается с помощью осциллографа. Что касается измерения мультиметром, то основным условием является то, что двигатель или лямбда-зонд должны быть прогреты до рабочей температуры.
Осциллограф подключен к сигнальной линии. Устанавливаемый диапазон измерений зависит от используемого осциллографа. Если устройство имеет автоматическое обнаружение сигнала, его следует использовать. Для ручной настройки установите диапазон напряжения 1–5 В и время 1–2 секунды.
Частота вращения двигателя снова должна быть прибл. 2500 об/мин.
Переменное напряжение отображается на дисплее в виде синусоидальной формы. По этому сигналу можно оценить следующие параметры:
- Высота амплитуды (максимальное и минимальное напряжение 0,1–0,9 В),
- Время отклика и продолжительность периода (частота примерно 0,5–4 Гц).
Проверка лямбда-зонда с помощью тестера лямбда-зондов
Тестер лямбда-зондов
Различные производители предлагают для тестирования специальные тестеры лямбда-зондов. В этом устройстве функция лямбда-зонда отображается с помощью светодиодов.
Подобно мультиметру и осциллографу, он подключается к сигнальной линии пробника. Как только зонд достигает рабочей температуры и начинает работать, светодиоды начинают загораться попеременно – в зависимости от соотношения воздух-топливо и кривой напряжения (0,1–0,9 В) зонда.
Здесь все спецификации по настройкам измерительного прибора для измерения напряжения относятся к датчикам из диоксида циркония (датчикам скачков напряжения). Для диоксида титана диапазон измерения напряжения меняется на 0–10 В, при этом измеряемые напряжения чередуются в пределах 0,1–5 В.
Проверка состояния защитной трубки
В качестве основного принципа необходимо соблюдать указания производителя. Наряду с электронной проверкой состояние защитной трубки элемента датчика может свидетельствовать о функциональной способности:
ПРОВЕРКА ПОДОГРЕВА ЛЯМБДА-ДАТЧИКА КИСЛОРОДА: ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Можно проверить внутреннее сопротивление и напряжение питания нагревательного элемента.
Для этого отсоедините разъем от лямбда-зонда. Со стороны лямбда-зонда с помощью омметра измерьте сопротивление на обоих кабелях нагревательного элемента. Оно должно быть между 2 и 14 Ом. Со стороны автомобиля используйте вольтметр для измерения напряжения питания. Должно быть напряжение > 10,5 В (бортовое напряжение).
Different connection options and cable colors
Unheated probes
Number of cables | Cable colour | Connection |
---|---|---|
1 | Black | Signal (ground via housing) |
2 | Черный | Сигнал Заземление |
Зонды с подогревом
Number of cables | Cable colour | Connection |
---|---|---|
3 | Black 2 x white | Signal (ground via housing) of heating element |
4 | Black 2 x белый Серый | Сигнал, нагревательный элемент, заземление |
Зонды из диоксида титана
Number of cables | Cable colour | Connection |
---|---|---|
4 | Red White Black Yellow | Heating element (+) Heating element (-) Signal (-) Signal ( +) |
4 | Черный 2 x белый Серый | Нагревательный элемент (+) Нагревательный элемент (-) Сигнал (-) Сигнал (+) |
(Необходимо соблюдать спецификации производителя)
ЗАМЕНА ЛЯМБДА-ДАТЧИКА КИСЛОРОДА: ВИДЕО
Насколько полезна эта статья для вас?
Совершенно бесполезно
Очень полезно
Расскажите, пожалуйста, что вам не понравилось.
Ваш отзыв**
Спасибо! Но прежде чем ты уйдешь!
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей HELLA TECH WORLD, чтобы получать последние технические видеоролики, советы по ремонту автомобилей, информацию о курсах обучения, сведения о маркетинговых кампаниях и советы по диагностике.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня.