Зачем нужна балансировка: Как правильно затягивать болты на колесах автомобиля? | Обслуживание | Авто

Содержание

Как правильно затягивать болты на колесах автомобиля? | Обслуживание | Авто

В стандартной комплектации большинства автомобилей есть баллонный ключ для демонтажа проколотого или поврежденного колеса. Он неудобен, и во время работы провернуть его короткий рычаг голыми руками не всегда удается, приходится искать какую-нибудь трубу поблизости, чтобы смастерить из нее рычаг подлиннее. С помощью этого устройства можно не только открутить болт, но и испортить крепление. Если дернуть его изо всех сил, то рискуешь сорвать резьбу. Поврежденная резьба болта или шпильки уже не держит нагрузку, и крепление ослабевает.

Другая ошибка при установке запаски — это ввинчивание болтов друг за другом по кругу и по часовой стрелке. Причем некоторые водители ввинчивают каждый до упора баллонным ключом вплоть до силовой затяжки. Оказывается, что так тоже делать неправильно. Почему?

Соблюдать последовательность

Идеальный способ крепления колеса к втулке можно увидеть на сборочном конвейере автозавода.

Сначала рабочий подкатывает колесо на высокой тележке, наживляет болты, вкручивает их пальцами на несколько витков, а затем подносит к ним пневмогайковерт с пятью или с шестью головками. Они закручивают все болты одновременно и с одинаковым усилием, чтобы колесо прижималось на всех точках крепления одновременно.

Естественно, так ставить диски в полевых условиях невозможно. У водителя в лучшем случае имеется только один баллонный ключ, а у мастеров шиномонтажа — пневмогайковерт с одной головкой.

Поэтому для достижения правильного обжимания штампованного диска болты необходимо вставлять и закручивать по особому алгоритму, чтобы они могли схватить ступицу приблизительно так же, как это происходит на заводском конвейере.

Болты вставляются по ходу часовой стрелки, но в противоположные друг другу отверстия.

Если ступица имеет 4 отверстия, то болты затягиваются попарно в последовательности: 1-3-4-2.

Если их 5, то схема затяжки выглядит следующим образом: 1-4-2-5-3.

Ступицы с 6 местами под болты крепятся в последовательности 1-4-5-2-3-6.

Во всех этих случаях болты ввинчиваются без усилия и не затягиваются до конца. Затяжка производится потом, когда все болты вкручены по самые головки.

Если не воспроизводить этот алгоритм, то можно перекосить штампованный диск, и образовавшийся под нагрузками во время движения люфт приведет к биению колеса и деформации металла.

Затяжка динамометрическим ключом

Затягиваются болты уже другим инструментом. Нельзя пользоваться пневмогайковертом, который не обеспечивает необходимого усилия. Не рекомендуется тянуть головки и с помощью баллонного ключа с длинной ручкой, так как он легко может превысить максимально допустимый момент. Лучше всего для финальной затяжки использовать динамометрический ключ, который обеспечивает только предписанное производителем усилие.

Узнать силу затяжки болтов для той или иной модели автомобиля можно из руководства пользователя. К примеру, «АвтоВАЗ» рекомендует для моделей LADA — 70-90 Нм.

Audi для машин A4 и A6 — 120 Нм. BMW для 3 серии — 90-110 Нм. А для Ford Focus — 90-100 Нм.

В среднем момент разнится от 70 до 120 Нм.

Если у водителя нет желания покупать такой ключ, то можно однажды попросить его в мастерской шиномонтажа и запомнить то усилие, что он прилагает к болтам. Далее такой же момент можно примерно воспроизводить с помощью обычного баллонника.

Если же увеличить усилие, да еще и попрыгать на ключе, то можно сорвать резьбу, что приводит к потере болта. А это опасно из-за риска ослабевания других креплений.

Секреты балансировки: Квадратные колеса — журнал За рулем

Один из источников вибрации автомобиля — «неправильные» колеса. Их капризы знает Анатолий Вайсман.

Анатолий Вайсман

Анатолий Вайсман

Анатолий Вайсман

Подайте круглое!

Затрясло машину — не паникуй: устранить причину, случается, проще пареной репы. Скажем, при езде по ровному асфальту колеблется руль. Всегда виноваты колеса! Особенно если машина с легким реечным управлением — например, переднеприводный ВАЗ. С колесом следует обращаться на «вы»: чем быстрей оно крутится, тем жестче требования к точности его формы, качеству балансировки и монтажа. Если балансировка «на троечку», при вращении колеса инерционная сила «тяжелого места» и вызывает тряску. А дальше простая арифметика. Допустим, за один оборот колесо проходит 2 м, трясет же сильней всего на 90 км/ч (25 м/с). Значит, резонансная частота колебаний — 12,5 Гц… Запомни: руль может успокоить лишь ювелирная балансировка передних колес. Тщательно ее делают не все и не везде, так что ищи опытных мастеров.

Картина вибраций не всегда проста. Если трясет лишь одно колесо, то все зависит от его дисбаланса и скорости вращения. Максимум — все на той же резонансной скорости. Но если всякий раз после поворота дороги руль трясет иначе, чем до него, значит, не в порядке оба передних колеса. Пройденные ими пути в повороте разные — взаимоположение «тяжелых мест» и их действие на руль меняются. Если с постоянной скоростью гнать круг за кругом по дорожке трека, вибрации будут нарастать и убывать.

Медленно вращая колесо, контролируем биение обода в поперечном направлении. Дополнительно проверим и шину. Биение свыше 0,5 мм нежелательно. Столь же важно ограничить и радиальное биение колеса. Только колесо правильной формы есть смысл балансировать.

Медленно вращая колесо, контролируем биение обода в поперечном направлении. Дополнительно проверим и шину. Биение свыше 0,5 мм нежелательно. Столь же важно ограничить и радиальное биение колеса. Только колесо правильной формы есть смысл балансировать.

Медленно вращая колесо, контролируем биение обода в поперечном направлении. Дополнительно проверим и шину. Биение свыше 0,5 мм нежелательно. Столь же важно ограничить и радиальное биение колеса. Только колесо правильной формы есть смысл балансировать.

Но иногда такое бывает и на прямом шоссе. А о причине немногие догадываются — это плохо сбалансированные колеса. .. разного размера! Объяснение элементарное: вот ты заменил свежей запаской колесо с протектором, изношенным на 1,5 мм. Если запаска проходит за оборот все те же 2 м, то работавшее колесо — 1,9906 м. С каждым оборотом «тяжелое место» одного колеса смещается относительно другого — и вибропортрет машины будет повторяться через 423 м пути. Конечно, чем больше разница в размерах шин, тем чаще повторы. Ну а все это могут дополнительно запутать скользкие дороги! Короче, если не хочешь головоломок — следи за балансировкой.

Увы, этим проблема не исчерпывается. Например, коленвал отлично уравновешен, а деформированное колесо, как его ни балансируй, продолжает сильно трясти. Ехать на таком «колесе» — увольте! Подайте круглое. Сравним (рис. 1, а, б) поведение деформированного колеса на гладком покрытии и исправного — на ухабистом. Если бугор на шине воспроизводит протяженность и высоту бугра на покрытии, то траектория оси колеса при медленном движении одна и та же. При высокой скорости могут быть свои нюансы, но все же тряска от кривой шины неизбежна.

Как на ходу узнать, что колесо или шина кривые? Если мягко водит руль или кузов покачивает при скоростях 5–10 км/ч, когда роль дисбаланса ничтожна, значит, хотя бы одно колесо повреждено. Все, что сказано выше про переменную тряску в поворотах и т. п., справедливо и для кривых колес.

Итак, одной балансировки колесу мало — важно, чтобы в контакте с дорогой у вращающегося колеса не было геометрических биений — радиальных, осевых и любых иных. А то ведь и совершенно круглое, оказавшись на деформированной ступице, может подкинуть загадку. Вот недавний случай. Водитель ощутил тряску руля — отдал колеса в балансировку. Сделали — опять трясет. Повторили — снова. Прибыл ко мне. Не без труда нашли причину — гнутая ступица! Потому исправное колесо и катилось зигзагом…

А вот типичная ошибка неопытного автомобилиста: навешивает вместо проколотого колеса запаску — и опускает машину при незатянутых болтах — после, мол, лучше затянутся! Ну а колесо под нагрузкой сместится относительно ступицы вверх, насколько позволят зазоры. Если теперь затянуть болты, трение не даст колесу сцентрироваться — и оно будет вращаться с эксцентриситетом е (рис. 2), обзаведется дисбалансом и будет лупить по дороге с амплитудой 2е.

Шишка на протекторе или бугор на покрытии? Как источники толчков, ударов, вибраций они, в сущности, равнозначны!

Шишка на протекторе или бугор на покрытии? Как источники толчков, ударов, вибраций они, в сущности, равнозначны!

Шишка на протекторе или бугор на покрытии? Как источники толчков, ударов, вибраций они, в сущности, равнозначны!

Правильно начинать не с балансировки, а с корректировки геометрии: радиальные и осевые геометрические биения шины должны быть как можно меньше. Лишь потом отправляйтесь балансировать.

Для чего нужна балансировка колес автомобиля, как часто ее делать?

1 Балансировка и типы дисбаланса колес

Балансировкой называется процесс уравновешивания колеса относительно оси вращения до приемлемого уровня. Дело в том, что изначально вес диска и шины не равномерный, т. е. с одной стороны колесо может быть на несколько десятков грамм тяжелее, чем с другой. В результате при вращении образуется центробежная сила, которая вызывает биение. Попросту говоря, балансировка – это устранение центробежной силы, которая вызывает биения колеса.

Выравнивание массы и формы колеса относительно оси вращения

Похожие статьи

Следует отметить, что дисбаланс бывает двух типов:

  • статический;
  • динамический.

Статический дисбаланс подразумевает продольное биение колеса, т.е. перпендикулярно оси вращения. В итоге при движении колесо начинает подскакивать вверх/вниз под действием центробежной силы. Статический дисбаланс возникает по той причине, что составные части колеса вдоль его продольной линии (поперек оси вращения) имеют разный вес. Такое биение хорошо видно даже невооруженным глазом, нужно лишь вывесить колесо и слегка раскрутить его, можно даже не быстро.

Что касается динамического дисбаланса, биение происходит по ширине колеса под определенным углом к оси вращения. Это вызвано тем, что составные части колеса имеют разный вес по линии оси вращения. Чаще всего такой дисбаланс встречается на колесах с широким профилем.

Иногда бывают случаи, когда на колесе присутствуют одновременно статический и динамический дисбаланс. Все виды разбалансировки легко выявляются на специальном оборудовании.

2 Зачем нужна балансировка и как часто ее нужно делать?

Как мы выяснили, дисбаланс колес приводит к появлению центробежных сил, которые действуют в разных направлениях и разных плоскостях. Многие водители не задумываются об этом, однако ударная сила, которая передается на колесо, достаточно мощная. К примеру, дисбаланс четырнадцатидюймового колеса в 20 грамм при скорости в 100 км/ч по возникающей нагрузке равен удару кувалды весом в 3 кг. А теперь представьте, что эти удары происходят по всем направлениям колеса с частотой 800 ударов в минуту.

Это, конечно же, приводит к возникновению вибраций при движении. На небольших скоростях нагрузки практически не передаются на кузов, так как гасятся подвеской. При больших же скоростях, т.е. свыше 110–130 км/ч, вибрация возникает настолько сильная, что продолжать движение в таком режиме становится невозможным и водителю приходится сбрасывать скорость. Правда, в некоторых случаях вибрация может появиться уже после достижения скорости в 60 км/ч.

Появление вибраций в свою очередь приводит к следующим негативным последствиям:

  • снижается безопасность движения, так как в результате вибраций ухудшается сцепление с дорогой по причине нестабильности контактного пятна. Это приводит к повышению тормозного пути и ухудшению управляемости автомобиля. На больших скоростях автомобиль начинает «водить» по дороге, в результате чего водителю приходится постоянно подруливать, чтобы удерживать траекторию движения;
  • в результате появления нерасчетных нагрузок механизмы начинают быстрее изнашиваться. В первую очередь страдают детали подвески. Имейте в виду, что разрушение некоторых деталей, к примеру шаровой стойки или подшипника ступицы, приводит к потере колеса во время движения, соответственно результат может быть трагичным. Кроме того, вибрации негативно сказываются на всех остальных узлах автомобиля, в том числе и кузове;
  • вибрации приводят к повышенному трению протектора, в результате чего шины быстро приходят в негодность. Это приводит не только к лишним финансовым затратам, но и снижает безопасность движения;
  • вибрации передаются на руль, что вызывает дискомфорт у водителя и приводит к быстрой его утомляемости.

Дисбаланс колес может приводить к появлению центробежных сил, которые действуют в разных направлениях и разных плоскостях и вызывают неприятные вибрации

Как вы видите, балансировать колеса действительно необходимо. Автомобиль и так является источником повышенной опасности, не стоит повышать ее еще больше. К тому же езда на разбалансированных колесах приведет к необходимости дорогостоящего ремонта подвески и других узлов.

Надо сказать, что среди некоторых автолюбителей по какой-то непонятной причине бытует мнение, будто в балансировке нуждаются только передние колеса. Вполне возможно, что на эту мысль наводит отсутствие вибрации, которая передается на руль. Однако если вибрация не ощущается, это не значит, что она не влияет на автомобиль и безопасность движения.

Итак, с необходимостью балансировки колес автомобиля мы разобрались, но как часто выполнять эту процедуру? Четких требований в нормативной литературе на этот счет нет, однако из нашего личного опыта рекомендуем проводить балансировку в следующих случаях:

  • после установки на диск покрышек, причем не имеет значения, новых или б/у;
  • через каждые 15000 км пробега. Если же водителю свойственна агрессивная манера вождения, срок замены следует уменьшить до 5000 км пробега;
  • после сильного удара, к примеру, попадания колесом в глубокую яму, так как в этом случае грузики могут сместиться или вообще потеряться;
  • при появлении вибрации на кузове или на руле;
  • перед длительным путешествием на автомобиле.

3 Несколько слов о технологии и правилах балансировки

Прежде всего, отметим, что балансировку колес не стоит доверять «кустарным шиномонтажкам», где, как показывает практика, работают на старом списанном оборудовании и постоянно нарушают технологию. Поэтому лучше обратиться в крупный сервисный центр, где балансировка будет произведена с минимальной погрешностью квалифицированными специалистами.

Для проведения процедуры используют специальный балансировочный стенд, на который устанавливают колесо. Компьютер, подключенный к стенду, сам определяет, в каком месте диска должен быть установлен грузик. Масса грузика также подбирается компьютером, вычисляющим величину дисбаланса. При этом погрешность качественного современного оборудования составляет 0,01%.

Если вам пришлось выполнять балансировку в сомнительном сервисе, проследите, чтобы работники строго соблюдали правила выполнения этой процедуры

Надо сказать, что грузики бывают разного типа и подбираются в зависимости от вида диска. Для стальных дисков используют набивные грузики, которые крепятся к ребру диска методом набивки. Для литых же дисков могут использоваться как специальные набивные грузила, так и самоклеящиеся, которые, как не сложно догадаться, приклеиваются к поверхности диска. В народе их еще прозвали «липучками». В отличие от набивных грузиков они устанавливаются чаще всего изнутри, т.е. не портят внешний вид диска.

Правда, бытует мнение, что «липучки» менее надежные. В действительности это зависит от качества самого грузика и соблюдения технологии его приклеивания. Кроме того, многое зависит от особенностей самого диска, поэтому мастер должен подобрать наиболее оптимальный вариант грузика под ваш диск.

Все виды существующих грузиков обычно делаются из свинца или цинка. Но, по сути, нет разницы, из какого материала они выполнены. Что касается веса, то он может варьироваться в пределах от 5 до 100 грамм с шагом в 5 грамм.

Если вам пришлось выполнять балансировку в сомнительной «шиномантажке», проследите, чтобы работники строго соблюдали правила выполнения этой процедуры. Самой распространенной ошибкой является попытка сбалансировать грязное колесо. Перед установкой на стенд его необходимо не только помыть, но и почистить от забившихся в протектор камешков.

Пластиковые колпаки на дисках, особенно если они низкого качества, могут разбалансировать колесо. Поэтому старайтесь избегать установки таких изделий.

Если колесо предварительно разбиралось, покрышка должна быть надета правильно. Для этих целей обод обрабатывают специальной смазкой. Но так как недобросовестные работники зачастую пытаются сэкономить на всем, в том числе и на смазке, за процессом сборки желательно проследить. Если покрышка надета неправильно, в процессе движения она встанет на место, в результате чего вся балансировка пойдет насмарку.

Кроме того, на качество этой процедуры влияет погрешность установки колеса на сам стенд. Поэтому работа должна выполняться аккуратно. Чтобы убедиться в том, что работники сервиса с задачей справились, попросите, чтобы после снятия колеса со стенда они установили его повторно и еще раз проверили балансировку. Отклонение показаний не должно превышать 5 грамм.

Вот, собственно, и все моменты, которые необходимо знать относительно балансировки колес. Как вы видите, даже 20 лишних граммов на колесе могут привести к серьезным проблемам с автомобилем, а иногда и стоить жизни участников дорожного движения.

Зачем нужна балансировка карданного вала

У карданного вала двигателя, как и у колес автомобиля, может появляться нарушение балансировки – явление очень опасное, по сути, и негативно воздействующее на все вращающиеся части двигателя, а на карданные передачи — в особенности. Дисбаланс карданного вала проявляет себя в виде неестественно высоких вибраций при работе мотора. Вызываться он может целым рядом причин.

Фото: maz.by

Дисбаланс может являться следствием банального брака при изготовлении самого вала. Также он может случиться из-за деформации вала ввиду воздействия каких-либо внешних и внутренних факторов. Можно, ремонтируя двигатель, по оплошности развернуть карданный вал на 180 градусов, что тоже приведет к нарушению баланса.

К тому же углы крутящего момента карданных передач имеют свои ограничения. Идеальная величина этих углов – 20 градусов. Именно такой их размер обеспечивает максимально возможный КПД двигателя. Если же вышеупомянутые углы будут иметь большую величину, то это отрицательно повлияет на работу шарниров. Помимо этого обычный шарнир кардана с крестовиной при большой величине углов не сможет работать так, чтобы ведомый вал вращался равномерно.

Причины возникновения дисбаланса, конечно, важны, но еще важнее последствия, к которым может привести работа двигателя с расстроенным балансом карданного вала. А последствия могут быть очень тяжелыми, т.к. разбалансировка кардана приводит к увеличению механических нагрузок на составляющие двигателя и, как следствие, к ускоренному изнашиванию шарниров и смежных с ними деталей.

На сервисных станциях степень нарушения балансировки кардана определяется при помощи специальной аппаратуры. Изначально балансировка кардана совершается вместе с шарнирами. На степень нарушения баланса, при этом, сильно влияют зазоры в узлах соединения шлицев и крестовины.

И если изначально, при изготовлении карданов, размер этих зазоров производители выдерживают довольно точно, то впоследствии, когда производится ремонт карданного вала, а посадочные места и шлицы имеют пусть даже и небольшой износ, выдержать нужные зазоры очень непросто. А это значит, что после ремонта или даже просто демонтажа и монтажа кардана обязательно нужно провести его балансировку.

Устраняют дисбаланс способами, зависящими от причин его возникновения. Это может быть установка балансировочных пластин на трубе, установка на крестовине под стопорные крышки подшипников прокладок и даже снятие слоя металла на вилках фланцев со специальных бобышек. Тут, как говориться, задача специалистов решить, что и как нужно делать.

Ваша же задача при возникновении подозрительных вибраций у работающего двигателя — перестраховаться и, не откладывая дело в долгий ящик, посетить автосервис. Впоследствии это сэкономит Вам много времени, нервов и денег.

Лазерная балансировка. Зачем и как ее делают — Новости

Одним из способов контроля и приведение его к нормальному рабочему состоянию является балансировка. Вполне обоснованно считается, что делать ее надо после каждой смены зимней резины на летнюю и наоборот, летней на зимнюю. Делать ее необходимо и после ремонта ходовой части, а так же после любых работ с колесами, когда происходит демонтаж и монтаж резины, в некоторых других аналогичных случаях.

Диск и шина имеют свои центры масс, чем больше они совпадают между собой и с осью вращения, тем лучше. На их совпадение могут влиять повреждения диска, изменение его геометрии, истирание покрышек или их повреждение. В этом случае происходит смещение общего центра тяжести и возникают биения, которые можно ощутить на рулевой колонке.

Такое явление приводит к быстрому износу покрышек, возникает вибрация, разрушающая ходовую часть автомобиля. На высокой скорости автомашина может плохо слушаться руля и даже потерять управление, что приведет в итоге к созданию аварийной ситуации. Для того, чтобы избежать подобных неприятностей и проводят балансировку автомобильных колес.

Процесс балансировки

Колесо устанавливают на специальный балансировочный стенд, который представляет собой довольно сложный механизм, состоящий из нескольких частей:

  1. привода электродвигателя;
  2. устройства измерения параметров колеса вручную или посредством электронных линеек;
  3. балансировочного устройства;
  4. корректирующего устройства.

Для правильной установки колеса на стенд применяются специальные конусы, позволяющие правильно отцентрировать его на монтажном столе. При вращении снимаются необходимые данные, которые выводятся на экран дисплея в виде цифровой информации с указанием мест с максимами и минимумами точек биения. По итогам обработки полученных данных мастер рассчитывает места установки и вес балансировочных грузиков.

В настоящее время на станциях технического обслуживания применяются полуавтоматические и автоматические стенды. Полуавтоматические имеют электронную линейку, которая фиксирует данные о расположении диска на валу, оставшиеся параметры специалист измеряет специальным кронциркулем и вносит в память процессора. Автоматы оснащены двумя электронными линейками, фиксирующими все необходимые данные и передающими их в память балансировочного комплекса для обработки. Они производят подачу колеса на монтажный стол, фиксируют колесо при помощи захватов и конусов на валу станка, обеспечивают его разборку и сборку, измерение всех необходимых параметров и выдают рекомендации по установке балансировочных грузиков.

Лазерная балансировка

Автоматические лазерные балансировочные стенды (АЛБС) – наиболее современное оборудование, позволяющее практически полностью автоматизировать процесс, добиться максимальной точности измерений и получить отличные результаты работы. АЛБС работает по принципу 3D измерения геометрии изделия. Обмер выполняется бесконтактно пространственными лазерами.

Сам процесс можно условно разделить на три этапа:

  • оптимизация шины по отношению к диску;
  • балансировка колеса;
  • оптимизация расстановки колес на автомобиле.

Вначале сканируется диск. Это происходит при помощи трех лазеров, один из которых подвижный. Процессор АЛБС создает компьютерную модель и определяет точки осевых и радиальных биений для их устранения при проведении первичной балансировки.

Затем на диск надевают шину, после чего снова сканируют и лазерные датчики считывают все неровности и царапины диска, степень неравномерности износа протектора. Компьютер показывает, как провернуть шину на диске, чтобы имеющиеся отклонения в геометрии этих элементов колеса максимально компенсировали друг друга.

Аппаратура оснащена монитором, на который выводятся в виде графиков точки максимальных и минимальных биений, что позволяет контролировать процесс. Основываясь на полученных результатах измерения, автоматически рассчитывается нужная масса уравновешивающего груза, правильное месторасположение покрышки, обеспечивающее взаимную компенсацию биений. После этого, с учетом ранее совершенных манипуляций, проводят окончательную балансировку и устанавливают уравновешивающие грузики. Компьютерная программа рассчитывает места их установки в нескольких вариантах. Это дает возможность установить грузики исходя из дизайнерских требований на лицевой или изнаночной стороне диска.

При этом погрешность оптимизации шины и автодиска – минимальная, поскольку отсутствует человеческий фактор, а компьютер сам моделирует оптимальный вариант совмещения.

Таким способом проводят операции со всеми колесами. Если ввести в компьютер данные о конкретной машине – распределение весов по осям, тип привода, можно получить рекомендации о том, какую шину в сочетании с каким диском из имеющегося комплекта на какой оси и с какой стороны автомобиля предпочтительнее использовать. Подобная операция дает возможность компенсировать возможные остаточные отклонения, могущие возникнуть из-за смены местоположения колес автомобиля.

В заключение стоит отметить, что все услуги, которые оказывают автомастерские, непосредственно влияют на безопасность движения, поэтому рекомендуется обращаться на станции технического обслуживания, имеющие современное шиномонтажное оборудование, опытный квалифицированный персонал и обеспечивающие полный и качественный комплекс работ.

По материалам, подготовленным санкт-петербургской компанией Hofmann Сервис (один из лидеров Северо-Запада РФ в сфере ремонта и обслуживания колес легковых автомобилей и мотоциклов).

3 интересных способа балансировки системы отопления

Согласно закону гидродинамики, любая жидкость выберет путь, на котором она будет испытывать минимальное сопротивление. На практике, в автономной нагревательной сети дома, рабочая жидкость «отправляется» к первому теплообменнику или самому короткому по протяженности контуру системы отопления «теплый пол».  Как следствие, наблюдается разность температур в различных комнатах. Для ее выравнивания, домовладельцу необходимо выполнить гидравлическую балансировку отопительной системы, о которой и пойдет речь в нашей статье.

Что такое балансировка системы теплоснабжения?

Гидравлическая балансировка системы —  это способ улучшения работы комплекса отопительной системы. Целью выполнения гидравлической балансировки является обеспечение равномерного поступления тепловой энергии к каждому из потребителей (батареи, системы отопления «теплый пол», полотенцесушители и так далее). Благодаря более эффективному распределению тепла, достигается существенное уменьшение объема рабочей жидкости, которая циркулирует в системе теплоснабжения дома. Правильно выполненная гидравлическая балансировка позволит снизить до 20% расходов, шедших на отопление дома.

Зачем нужна гидравлическая балансировка?

Независимо от типа смонтированной отопительной системы, она должна доставлять рассчитанное проектировщиком количество теплоносителя, который в свою очередь должен нагреть радиатор до необходимой температуры. При этом через каждый из теплообменников должно пройти столько рабочей жидкости, сколько указано в разработанном проекте теплоснабжения дома. Согласно же законам гидродинамики, большее количество рабочей среды пойдет по пути минимального сопротивления, то есть к ближайшему к нагревательной установке теплообменнику.

Различия в температуре и количестве протекающей через теплообменник горячей воды приведет не только к различиям в температурном режиме разных помещений, но и увеличению нагрузки на котел отопления.

Когда нужно выполнять гидравлическую балансировку?

К гидравлической балансировке системы отопления следует прибегать в следующих случаях:

  1. Близко расположенные к нагревательному аппарату радиаторы заметно горячее «последних» в гидравлической системе нагрева помещений, что заметно как на ощупь, так и по показаниям комнатного термометра или личностным ощущениям.
  2. В отопительный сезон один или несколько теплообменников издает шум в виде журчания протекающей в нем рабочей жидкости.
  3. Расположенные в бетонной стяжке трубы системы отопления «теплый пол» прогреваются неравномерно.
  4. При наладке системы отопления, которая собрана без разработанного инженером-теплотехником проекта и услуг профессиональных монтажников.

Но если система отопления функционирует без нареканий, то пытаться улучшить ее работу самостоятельно не следует, так как из-за неопытности домовладельцы добиваются прямо противоположного результата. Так же не стоит начинать балансировать систему отопления, если в ней возникли какие-либо неполадки (разрыв мембраны в расширительном бачке, засор балансировочной или радиаторной запорной арматуры, завоздушенность батарей, появление протечек и так далее). В начале необходимо устранить проблему и, вполне вероятно, нужда в регулировке отпадет.

Какие проблемы решает гидравлическая регулировка системы?

Проведенная гидравлическая регулировка системы обогрева помещений дает возможность:

  1. Добиться равномерного нагрева каждого потребителя тепловой энергии.
  2. Добиться экономии топлива и обеспечить работу нагревательной установки в экономичном режиме.
  3. Исключить появление шума при работе в ближних к нагревательной установке радиаторах за счет снижения объема проходящего через них теплоносителе.

ПРИМЕЧАНИЕ. Согласно практике, если в автономную отопительную систему, построенную по двухтрубной технологии,  включено 4-6 потребителя тепловой энергии, то в большинстве случаев, проведение гидравлической балансировки нет нужды. Но это утверждение верно лишь для отопительных систем, смонтированных согласно подготовленному инженером-теплотехником проекту.

Способы гидравлической балансировки

Существует несколько технологий балансировки отопительных систем, о которых вы прочтете ниже.

Балансировочные клапана

Технология регулировки заключается в определении температуры всех батарей и устранении разницы при помощи балансировочных клапанов. Для того, чтобы отрегулировать систему посредством балансировочных кранов вам необходимо:

  1. Полностью открыть все балансировочные клапаны в системе и нагреть рабочую жидкость до 70-80 ˚C. Если у вашего котла отсутствует измеритель, показывающий фактическую температуру воды на входе отопительной системы, то определите ее самостоятельно при помощи контактного электронного термометра. Для этого приложите прибор к металлическому выходному патрубку котла.
  2. На каждом из установленных в доме радиаторов замерьте температуру батареи возле входа и выхода рабочей жидкости и запишите показания. Если различия в показаниях лежат не превышают 10 ˚C, то отдельно взятый радиатор прогревается нормально.
  3. При разнице температур на входе в первый и последний теплообменник около 2 ˚C, то прикрутите балансировочные краны первых двух теплообменников на 0,5-1 оборота, подождите 10-20 минут и повторите замеры.
  4. При разнице температур более 2, но менее 7 ˚C регулировочные клапаны первых двух батарей закрываются на 50-70% (определите степень закрытия по количеству оборотов вентилей), расположенные в середине системы на 30-40%, а последние 2 остаются полностью открытыми.
  5. Продолжайте регулировку количества проходящей через батареи горячей воды до тех пор, пока не исчезнет шум (если он был) и/или не будет достигнута разница температуры на входе первого и последнего источника тепла, не превышающая 2 ˚C.

Не нужно увлекаться уменьшением объема проходящей через радиатор рабочей жидкости, так как это приведет к снижению температуры в помещении без сколько-нибудь значимого экономического эффекта.

Регулировка при помощи термостатических клапанов

Термостатиеские клапана устанавливаются в системах обогрева помещений, к которым подключено множество потребителей тепловой энергии, к примеру, в двухэтажном частном доме, в котором помимо радиаторов установлены трубопроводы системы «теплый пол», полотенцесушители и другое оборудование. Термостатический клапан «объединяет» трубопроводы, по которым производится подача и отвод горячей и остывшей воды и позволяет корректировать ее так, чтобы на каждом подведенном высокотемпературном контуре были близкие температурные показатели.

Гидравлическая балансировка при помощи насоса

Регулировка гидравлических показателей в отопительной системе здания вышеописанными способами если и не трудоемка, то отнимает значительное количество времени, а также не исключает повторение всех действий в будущем. Используя же «умный» циркуляционный насос, к примеру, Grundfos ALPHA 3, вы сможете значительно упростить процесс гидравлической балансировки вашей отопительной системы. В зависимости от продавца, средняя стоимость комплекта, в который входит съемный передатчик и специальное программное обеспечение для мобильных устройств составляет около $300.

Суть идеи балансировки системы отопления при помощи насоса заключается в способности насоса контролировать расход теплоносителя в каждому из контуров и передавать полученную информацию на смартфон или планшет владельца дома. Программа, работающая в качестве путеводителя, информирует домовладельца о мерах и действиях, которые необходимо выполнить для гидравлической балансировки системы отопления. Хранимая в базе данных информация о типах теплообменников, их мощности и возможность введения других данных (площадь комнаты, необходимые показатели температуры и так далее), позволяет максимально упростить процесс регулировки отопительной системы. Это настолько просто, что вы можете изменять показатели системы отопления в зависимости от текущих показаний термометра на улице.

Так же прост и процесс первоначальной настройки насоса и системы отопления. После подключения Grundfos ALPHA 3 к системе отопления для установки нулевого расхода нужно будет отключить все потребители тепловой энергии в доме. Затем, запорная арматура на каждом теплообменнике по очереди открывается полностью, что необходимо для измерения максимальной пропускной способности каждого нагревательного аппарата. Теперь вам остается выполнить индивидуальную настройку приборов в специальном окне программы в режиме реального времени. При регулировке каждого из нагревательных приборов, программа будет выдавать подсказки, которые помогут обеспечить как максимальный комфорт, так и экономичность работы нагревательного котла. По окончании настройки, владельцу будет предоставлен отчет, в котором будет отображен расход рабочей среды в каждом из нагревательных приборов в доме.

Читайте так же:

Почему всем бегунам нужна тренировка для равновесия и устойчивости

перейти к содержанию

Верхняя навигация

Исследовать

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник Закрыть

Исследуйте форму

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник

Следуйте за нами

Определение, предыстория и зачем это нужно

Определение

Услуги по балансировке — это краткосрочные реактивные средства для выравнивания частотных отклонений в энергосистеме.Услуги балансировки (иногда также называемые контрольным резервом ) — одна из многих дополнительных услуг, которые системные операторы должны обеспечивать безопасным источником питания. Услуги по балансировке включают в себя балансировку энергии и балансировку мощности. Балансирующая энергия означает энергию, которая используется системными операторами для поддержания частоты, а балансирующая мощность относится к гибкой мощности, которую поставщик согласился оставить доступной в течение определенного периода для обеспечения балансирующей энергии. [1]

Зачем нужны услуги по балансировке

Для правильной работы электросеть должна поддерживать определенную частоту — 50 или 60 Гц . Для более подробного обзора, пожалуйста, обратитесь к нашей информационной статье о частоте сети. Насколько частота отклоняется от необходимого значения, зависит от соотношения мощности подачи и потребления. Если вырабатывается слишком много мощности (или потребляется недостаточно), частота повышается. Если вырабатывается недостаточно мощности (или слишком много потребителей нуждаются в слишком большой мощности), частота падает.При превышении определенного порога (+/- 0,2 Гц) заметное затемнение. Чтобы избежать такого сценария, системные операторы (в Европе операторы сетей передачи (TSO)) развертывают балансировки энергии . Эта уравновешивающая энергия представляет собой потребляемую или производящую мощность, которая добавляется или снимается с сети в случае, если частота отклоняется слишком далеко от стабильного уровня.

Довольно сложно говорить в общих чертах о балансирующих рынках услуг, в глобальном масштабе, поскольку это реализуется множеством различных способов в зависимости от подхода системного оператора или структуры рынка электроэнергии.Некоторые страны, такие как США, управляют рынками электроэнергии с узловой структурой ценообразования и частично вертикально интегрированными коммунальными предприятиями. Другие страны, такие как Германия, либерализовали рынки с зональным подходом ценообразования. Конечно, общая концепция функционирования рынка электроэнергии также влияет на рынки балансирующих услуг . Однако физические характеристики продукта, такие как скорость или продолжительность активации, очень часто сопоставимы. Для объяснения общей концепции мы решили сосредоточиться на системе, описанной ENTSO-E (Европейская сеть операторов систем передачи TSO в Европе).

Различные услуги по балансировке в ENTSO-E

В области ENTSO-E балансирующая энергия разделена на три-четыре различных основных продукта, называемых Frequency Conservation Reserve (FCR), недавно R1, или первичный контрольный резерв, Automatic Frequency Restoration Reserve (aFRR, R2 или резерв вторичного управления), резерв ручного восстановления частоты (mFRR, R3 или третичный резерв управления) и резерв замены (RR).

FCR мгновенно компенсирует отклонения частоты. Объекты, обеспечивающие FCR, должны полностью реагировать в течение 30 секунд на сигналы рулевого управления. В данном случае это не сигнал TSO, который активирует этот продукт, но он напрямую коррелирует с частотой сети. Активы, обеспечивающие FCR, напрямую реагируют на частоту сети, которая измеряется поставщиком, и регулируют свое производство / потребление пропорционально отклонению, чтобы сбалансировать сеть.

AFRR имеет более медленное время реакции. В руководстве по эксплуатации системы (So GL) ENTSO-E следующие временные рамки определены для полного времени активации (FAT). Руководство не действует в полной мере, но представляет собой запланированную дорожную карту для гармонизации рынков ENTSO-E. Всем участникам PICASSO (см. Объяснение ниже) необходимо активировать aFRR в течение пяти минут . MFRR должен иметь FAT, равный 12,5 минут , в то время как RR подлежит индивидуальному регулированию TSO.

Рынки балансирующих услуг разработаны по-разному в каждой стране региона ENTSO-E. В то время как некоторые страны, такие как Германия, предлагают все продукты необходимой балансирующей мощности на ежедневных аукционах , другие страны полагались на обязательства и вторичные рынки для некоторых продуктов. Однако путь ясен, все больше и больше европейских стран присоединяются к общим рынкам , чтобы разделить балансирующую мощность и переходить на новые платформы для трансграничного обмена балансирующей энергией.Кроме того, рынок балансирующих услуг становится все более и более либерализованным и открытым для новых поставщиков, таких как агрегаторы . Например, Бельгия полностью присоединится к программе сотрудничества FCR с июля 2020 года. Это означает, что ELIA (Бельгия TSO) полностью закупает FCR Спрос вместе с несколькими европейскими TSO, а не больше через местные аукционы, как это делается частично сейчас. Проект PICASSO, который представляет собой платформу для обмена балансирующей энергией AFR между европейскими TSO, планируется запустить в 2022 году.Более того, Италия создала пилотную схему (UVAM), которая позволяет объединять более мелкие единицы, и их гибкость может быть активирована TERNA (TSO в Италии) для целей балансировки.

Основа для гармонизации была создана посредством различных европейских правил и директив из пакета «Чистая энергия» для всех европейцев и руководства по балансировке электроэнергии. Эти европейские законы были приняты и внедрены в последние годы. Тем не менее, дорожная карта внедрения TSO, регулирующих органов, участников рынка и других соответствующих заинтересованных сторон продлится до середины этого десятилетия.Законодательство послужило удобной отправной точкой для распределения балансирующих ресурсов между европейскими TSO, гармонизации структуры рынка и инициирования открытия рынков для новых игроков. Все это важные шаги к созданию рентабельной энергосистемы , способной интегрировать значительную долю возобновляемых источников энергии в Европе . Однако гармонизация, открытие рынка и создание равных условий для различных участников рынка в разных странах — очень сложная задача, включающая множество нерешенных вопросов.

  • «балансирующий рынок» означает совокупность институциональных, коммерческих и операционных механизмов, которые устанавливают рыночное управление балансированием;
  • «услуги по балансировке» означает балансирование энергии или балансировки мощности, или и то, и другое;
  • «балансирующая энергия» означает энергию, используемую TSO для выполнения балансировки и предоставляемую поставщиком услуг балансировки;
  • «балансирующая мощность» означает объем резервной мощности, которую поставщик услуг балансировки согласился удерживать и в отношении которой поставщик услуг балансировки согласился подать заявки на соответствующий объем балансирующей энергии в TSO на время действия контракта. ;

Насколько это было полезно?

[Всего: 12 Среднее: 4.9]

NEMOCS

Откройте для себя нашу платформу для предоставления услуг по балансировке.

NEMOCS

Новостная рассылка

Получайте последние новости от нашего вице-президента и энергетической отрасли.

Подписывайся

Почему у меня не работает «баланс»

Привет, друзья! Удачного дня 🙂 Надеюсь, у тебя отличное утро.

Помните, прошлым летом я проводил опрос в честь годовщины блога? Я так благодарен за все ваши идеи и отзывы, и у меня огромный список, который я сейчас просматриваю. Я часто проверяю, когда чувствую, что наступает писательский тупик. У меня есть звезды по самым популярным запросам, и, безусловно, одной из подавляющих тем была какая-то вариация этого:

Как вы все это уравновешиваете (работа / семья / материнство / здоровье)?

Это заставляет меня смеяться, потому что я, кажется, читаю подобные комментарии / вопросы, когда чувствую себя больше всего в беспорядке.В эти безумные дни я чувствую себя на два шага позади, с волосами, запачканными наверху, и пытаюсь справиться с самыми необходимыми вещами, в то время как все остальное откладывается на второй план.

Что касается вышеуказанного вопроса, вот краткий ответ:

Я вообще ничего не балансирую. Вместо этого я стараюсь расставить приоритеты.

Долгое время я убеждал себя, что все должно быть сбалансировано. Работа, жизнь, материнство, дружба и «я» — вот эти произведения в одинаково взвешенном и прекрасно поставленном танце. Долгое время меня это напрягало. Мне казалось, что если я не уделяю всему равное внимание, то почему-то я был неудачником. Вот почему, друзья мои, я терпел поражение. В конце концов я понял, что концепция баланса недостижима, когда дело касается жизни, а также ненужна. Иногда одним вещам НУЖНО уделять больше внимания другим, и это нормально! Итак, я отказался от концепции баланса в пользу расстановки приоритетов.

Например, в течение дня мои дети занимают большую часть моего внимания.Я удостоверяюсь, что они здоровы, накормлены, одеты, гидратированы, любимы и в безопасности. Где-то в этом царстве я тоже следил за собой, следя за тем, чтобы поесть, выпить воды и, если повезет, принять душ. Когда я преподаю на работе, я не беспокоюсь о своих детях. Конечно, я скучаю по ним как безумно, но я знаю, что с Пилотом они в безопасности. Я сосредоточен на том, чтобы мой класс был безопасным, давал им эффективную тренировку, поддерживал мою энергию и старался избегать любых технологических сбоев. (Как и в случае с вращением, я как-то ВСЕГДА убиваю батарею, поэтому у меня всегда есть ААА.)

Когда приходит время сна, на мне рабочая шляпа. Я проворачиваю как можно больше работы, и когда рабочее время заканчивается, это выходит из строя, пока не придет время снова работать, обычно поздно ночью.

Что касается здоровья, это очень важно для меня, для меня и моей семьи. Мне определенно нравится повеселиться здесь и там, и я стараюсь не забывать о умеренности. Если я хочу угощение, я ем его, но не схожу с ума; если мне нужен дополнительный отдых, я беру выходной; если я чувствую себя вялым, я расслабляюсь, а если чувствую себя прекрасно, я заставляю себя.Я давно узнал, что мне нужно движение каждый день, иначе я чувствую себя капризным и грустным. Я каждый день нахожу немного времени, чтобы хорошо заправиться и двигаться.

Что касается «баланса», я сосредоточен на том, где он должен быть в данный момент, и это все.

Раньше, когда я пытался все уравновесить, это отделяло меня от настоящего момента и того, что было нужно от меня прямо тогда.

Некоторые вещи, которые помогают мне контролировать, избегать стресса и при этом добиваться результатов:

-Списки дел. Я записываю списки дел и заметки в своем планировщике Erin Condren и включаю временные рамки, когда это необходимо сделать. Это помогает мне избегать чрезмерного расписания и позволяет мне выполнять задачи, которые мне нужно выполнить, будь то работа / обучение, детские, домашние или связанные с мероприятием.

-Планирование вперёд как бестолково. Это находится в категории «список», но если я могу это сделать или спланировать заранее, мне нравится это делать, поэтому мне не придется беспокоиться об этом позже. Например, если сейчас вечер, и я собираю ужин, мне легко превратить остатки еды в салат на обед и упаковать обед Ливи.На неделю мне нравится планировать наши блюда и закуски и посвящать некоторое время, когда пилот дома, чтобы сделать все, что я могу, заранее. Это помогает нам экономить деньги и гарантирует, что у нас под рукой будут здоровые варианты.

-Если на выполнение требуется менее 2 минут, покончите с этим. Думать о мелких задачах труднее, чем просто их выполнять.

-Дайте себе передышку. Я чувствую себя уравновешенным, когда у меня есть секунда, чтобы сделать то, что мне нравится, среди дел, дел и списков.Даже если на чтение книги, сеанс медитации, занятия йогой, кофе с другом или кошачий сон у меня всего 30 минут, я чувствую себя сосредоточенным и присутствующим, даже когда все немного безумно.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *