Вязкость кинематическая масла что означают цифры: Страница не найдена — Проавтомасло.ру

Содержание

Вязкость моторного масла и условные обозначения классов

Вязкостью моторного масла называется свойство жидкости, определяющее текучесть Данный показатель играет важную роль для всех видов смазочных материалов, в т. ч. моторного масла. Чем вязче жидкость, тем она гуще.

Одной из главных характеристик моторного масла является класс вязкости. Этот показатель определяется по шкале SAE и дает представление о том, к каким климатическим условиям приспособлена смазочная жидкость. Автовладельцы, желающие купить в Волгограде моторное масло с оптимальной вязкостью, могут ознакомиться с нашей подборкой самых продаваемых моторных масел.

Расшифровка маркировки вязкости моторного масла

Производители используют спецификацию SAE, являющуюся международным стандартом. По шкале SAE зимние моторные масла обозначаются индексом W (Winter). Всего существует 6 классов вязкости смазочной жидкости двигателя – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W.

Число, стоящее в маркировке перед индексом W, говорит о том, при какой температуре прокачиваемость (динамическая вязкость) моторного масла не превышает 60000 мПа*с по методу испытаний ASTM D4684.

 

Так, прокачивание моторных масел класса 0W обеспечивается при температуре воздуха окружающей среды до -40 градусов Цельсия. Минимальная температура прокачиваемости моторных масел класса 25W составляет -15 °C.

вязкость масла таблица

В маркировке летних моторных масел используется лишь числовое обозначение. Всего существует 5 классов смазочных жидкостей для теплого сезона – SAE 20, 30, 40, 50 и 60.

Такие моторные масла различаются показателями высокотемпературной (кинематической) вязкости по методу испытаний ASTM D445. В частности, кинематическая вязкость моторных масел класса SAE 20 при температуре смазочной жидкости в 100 градусов Цельсия варьируется от 5,6 до 9,3 кв. мм/с.

Для сравнения, для смазочных жидкостей класса SAE 60 оптимальным считается диапазон 21,9–26,1 кв. мм/с. Чем выше число кинематической вязкости моторного масла, тем большую жару оно способно переносить.

Помимо летних и зимних моторных масел существуют смазочные жидкости, которые одинаково хорошо проявляют себя как в холодное, так и в теплое время года.

В маркировке всесезонных масел используются условные обозначения, присущие как зимним, так и летним сортам. Так, маркировка масла «синтетика» 5W-40 говорит о том, что минимальная температура прокачиваемости жидкости составляет -35 градусов Цельсия.

Кинематическая вязкость такого продукта варьируется в диапазоне 12,5–16,3 кв. мм/с (масло способно выдерживать жару до 50 °C).

Как выбрать спецификацию

Показатели вязкости влияют на то, насколько быстро мотор смажется при холодном запуске, т. е. без прогрева. Кроме того, показатель определяет качество смазки трущихся элементов.

Вязкость моторного масла в первую очередь выбирается по инструкции производителя транспортного средства. Если же изготовитель не дает четких указаний (это характерно для старых моделей), при выборе стоит опираться на характеристики двигателя автомобиля, изношенность мотора, показатели окружающей среды — в частности, температуру воздуха.

Например, для изношенных двигателей нужно более вязкое масло, а для езды в северных регионах — с как можно более низкой температурой пуска (0W, 5W).

Наши обзоры с разными классами вязкости моторного масла

Вязкость моторного масла — основные аспекты

Содержание

  • Что такое вязкость?
  • Сезонные и универсальные масла
  • Депрессорные присадки и модификаторы вязкости
  • Индекс вязкости
  • Классы вязкости
  • Вязкость трансмиссионных масел

Темой этой статьи является вязкость моторного масла. В работе масла этот параметр – важнейший, поскольку именно от вязкости зависит, насколько хорошо будет выполняться основная функция масла, а именно смазывание деталей двигателя. Тема не очень маленькая и затрагивает несколько аспектов, и поначалу я хотел разбить её на несколько небольших статей, однако потом решил всё же поднапрячься и свести всё воедино. Думается, что при подаче информации одним куском получится более наглядно показать взаимосвязи между различными сторонами явления в процессе:). Так что готовьтесь, букв будет много:).

Что такое вязкость?

Для начала сунемся в «академические» источники, ну или в Википедию:). Там даётся такое определение:

Вязкость (внутреннее трение) — одно из явлений переноса, свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой.

А теперь попробуем усвоить «на пальцах»: представим стопку листов бумаги на столе. Кладём руку на верхний лист стопки и начинаем сдвигать его в сторону. Вместе с верхним листом будут двигаться и те, что под ним, причём каждый нижеследующий будет получать меньше энергии и, соответственно, двигаться на меньшее расстояние, чем верхний лист. Только не надо пытаться изобразить это на практике, чистого наглядного результата не будет, поскольку там есть ещё куча дополнительных факторов, нарушающих чистоту эксперимента (у меня, например, стол очень скользкий, двигается вся стопка целиком:)). Да и бумага – это всё-таки не жидкость, и не газ. Однако идею о распределении движения между слоями жидкости этот пример вполне нормально иллюстрирует. На картинке это движение представлено стрелками, уменьшающимися книзу.

Теперь представим, что «рука» двигает стопку туда-сюда с небольшой амплитудой. Получится, что верхний лист не двигается относительно руки, а нижний – относительно стола. При этом стопка не распадается и в ней не возникает никаких промежутков и пустот. Также и масло между двумя трущимися деталями образует так называемый «масляный клин» (это, грубо говоря, масло, сдавленное между поверхностями трения, а поскольку жидкости практически несжимаемы, то детали надо сильно постараться, чтобы продавить его и потереться о другую деталь). Кроме предотвращения сухого трения (железа по железу), есть ещё один момент – это целостность масляной плёнки. Если вязкость у моторного масла достаточно большая, масло будет «растягиваться» не разрываясь, то есть будет работать уплотнением, через которое не прорвутся продукты горения и прочий мусор (в ЦПГ, например).

Вывод из предыдущего абзаца таков: большая вязкость моторного масла с точки зрения смазывания деталей – это хорошо (как пример, вода и мёд: наклони ложку, вода стечёт сама, оставив голый металл, а мёд устанешь ждать, пока с ложки слезет). Однако у смазочных материалов есть одно неприятное качество, они изменяют вязкость в зависимости от своей температуры. Соответственно, масло, вязкость которого в разогретом работающем двигателе была идеальной, в холодном моторе будет гуще, а в перегретом, наоборот, жиже (в данном случае мы понимаем, что масло имеет температуру двигателя, и тоже естественно, разогретое, холодное, или перегретое). На практике это означает, что возможно одно из двух: либо масло хорошо работает в моторе, либо позволяет запустить его при сильно отрицательных температурах.

Сезонные и универсальные масла

Поначалу проблему застывания масла на морозе решали применяя масла с разной вязкостью для зимы и лета и называли их сезонными маслами. Совершим небольшой экскурс в историю. Масла в качестве смазки моторов стали применять практически одновременно в появлением этих самых моторов. Говорят, кстати, что первый ДВС Дизеля не имел системы смазки и проработал около минуты, после чего его заклинило в результате теплового расширения деталей.

Так что, хочешь не хочешь, а пришлось вводить в конструкцию эту самую систему смазки.

Кстати, первым в мире официально зарегистрированным брэндом моторного масла был Valvoline, запатентованный доктором (в смысле, врачом) Джоном Эллисом в 1873 году. Смазывали им тогда клапана больших паровых машин.

Однако уровень тогдашней нефтехимии был, прямо скажем, зачаточным, да и требования к маслу у тогдашних моторов были гораздо скромнее. Поэтому кроме нефтепродуктов использовались и более привычные для промышленности того времени вещества – растительные масла. Всемирно известный брэнд Castrol в своё время начинал с использования обычного касторового масла. Это, в общем, и отражено в его названии.

Так вот, о сезонности: как уже упоминалось, базовые минеральные масла состоят из большого количества различных нефтяных фракций в определённом диапазоне свойств (кстати, кому интересно, есть статья о функциях и свойствах моторного масла). Внутри этого диапазона они отличаются, в зависимости от своего состава.

Например, чем больше в составе масла парафиновых соединений, тем лучше его смазывающие свойства и хуже низкотемпературные качества (температура застывания выше). Соответственно, у разных масел при одной и той же температуре будет разная вязкость и температура застывания. Поскольку в умеренных широтах колебания температур зимой/летом довольно сильны, то масло, хорошо работающее летом, зимой застынет. Ясно, что смазывать двигатель оно в таком состоянии не может. До появления модификаторов вязкости эту проблему можно было решить только заменой масла на более жидкое, застывающее при более низких температурах (ну или разведением костра под картером двигателя:)). Это позволяло заводить двигатели зимой без искусственного разогрева, но снижало смазываемость. Ведь, как мы помним, вязкость у более жидкого масла при прочих равных меньше, а значит и смазывает оно хуже. Вот примерные цифры по распространённой паре летнее/зимнее масло:

  • «летнее» масло М10Дм с вязкостью при 100°С равной 11 сСт, температура застывания -18°С.
  • «зимнее» масло М8Дм с вязкостью при 100°С – 8 сСт, температура застывания -30°С.

Кому интересно, что означают непонятные сочетания типа М10Дм, могут почитать статью о классификации моторных масел. Ну а  «сСт» – это единица измерения кинематической вязкости, о ней мы поговорим ниже.

Отсюда и происходит термин «сезонных» масел. В английском языке аналогом является слово monograde, то есть «одношкальный», если переводить дословно.

По мере развития химической отрасли появились присадки, позволяющие расширить диапазон рабочих температур масла. Одна из присадок понижает температуру застывания масла, называется такая присадка депрессорной. Другая присадка загущает масло при высоких температурах и называется модификатором вязкости. В статье о составе моторного масла я обещал объяснить механизм работы этих присадок, что и сделаю сейчас.

Депрессорные присадки и модификаторы вязкости

Для понимания принципа работы депрессорной присадки посмотрим, почему же застывает масло. Виноваты в этом уже упоминавшиеся парафиновые соединения, входящие в состав нефти, и, соответственно, некоторых продуктов его перегонки, используемых для производства масла и дизельного топлива. С понижением температуры эти соединения начинают образовывать кристаллы. Это можно проследить визуально, масло (или дизельное топливо) становится мутным. Кристаллы слипаются между собой, пока весь объём нефтепродукта не превращается сначала в кашу, а затем и вовсе теряет текучесть. Форма у этих кристаллов игольчатая с торчащими в разные стороны «хвостами», которыми они очень легко сцепляются друг с другом.  Депрессорная присадка позволяет изменить форму образующихся кристаллов с игольчатой на сферическую, предотвращая их слипание между собой и сохраняя, таким образом подвижность масла. Поэтому-то при применении депрессоров масло всё равно мутнеет (то есть кристаллы образуются, просто другой формы), но при этом остаётся жидким при дальнейшем снижении температуры.

Теперь посмотрим, как работает модификатор вязкости, или, по-другому, вязкостная присадка. Молекулы этой присадки выглядят как сжатая пружина «хаотичной завивки». Визуально это похоже на скомканный кусок проволоки. При повышении температуры эта пружина постепенно расжимается, занимая всё больший объём и удерживая внутри этого объёма молекулы масла, тем самым снижая его текучесть. Добавлю, что у синтетических базовых масел таких больших проблем с запарафиниванием нет, поскольку в них все молекулы одинаковы и имеют заданные параметры, в которых заложена очень низкая температура застывания. Например, масло Shell Helix Ultra Extra с вязкостью 5w-30 имеет температуру застывания -48°С, и это далеко не предел. Здесь, правда, кроется подвох: именно парафины отвечают за смазывание, поэтому их отсутствие понятно как скажется на этой функции масла. Так что в синтетику PAO приходится всё же добавлять минеральную базу, чтобы улучшить смазываемость. Подробно этот вопрос рассмотрен в статье о составе моторного масла.

Вот такими средствами и раздвигается диапазон температур, в котором масло работоспособно. Вниз депрессором, вверх – вязкостной присадкой. А чтобы измерять и контролировать изменения вязкости, а также сравнивать характеристики разных масел, придумали параметр, называемый индексом вязкости.

Индекс вязкости

Как обычно, обратимся к «первоисточникам». Из статьи Википедии узнаём, что индекс вязкости – «это относительная величина, показывающая степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры…». То, что идёт дальше, нам пока без надобности. Исходя из этого определения можно понять, что у разных масел разная степень изменения вязкости, то есть одно масло при изменении температуры от нуля до ста градусов изменится не очень значительно, а другое в этом же диапазоне вполне может превратиться из каши в воду. Это если утрировать. А то, что величина относительная означает в данном случае её безразмерность. То есть просто число-коэффициент, без всяких Ньютонов, квадратных миллиметров, секунд и прочей физики, получаемое путём сравнения с двумя эталонными маслами, у одного из которых ИВ принимают за 100, у другого за 0, а затем по специальным формулам рассчитывают вязкость исследуемого масла относительно эталонов.

Методику придумали до появления синтетики, когда ИВ=100 был наилучшим из возможных. Сейчас большинство масел (даже минералка) имеет ИВ больше сотни. Ну, например:

  • индекс вязкости (ИВ) полусинтетического моторного масла Shell Helix HX7 10w40 равен 154
  • синтетика Shell Helix Ultra 5w40 имеет ИВ 168
  • у минералки Shell Helix HX3 15w40 ИВ равен 132

если мы возьмём ту же минералку ShellHelix HX3, но уже с другим классом низкотемпературной (или «зимней») вязкости, 10w-40, то ИВ этого масла имеет значение 155. Замечаем, что ИВ практически такой же, как у полусинтетики с таким же классом вязкости (10w-40). Делаем вывод, что одинаковый индекс вязкости можно получить разными способами. В полусинтетике свой эффект (или его часть) даёт добавка синтетической базы, которая сама по себе имеет увеличенный относительно минералки индекс вязкости. В минералке ИВ растягивают за счёт добавки модификатора вязкости и депрессорной присадки. Первый увеличивает вязкость в горячем масле, а вторая уменьшает вязкость на морозе.

Классы вязкости

Разберёмся, что же означают «наболевшие» цифры вида 10w-40. Чтобы как-то стандартизировать все масла по их вязкостным характеристикам, смышлёные американцы (контора с названием SAE – Society of Automotive Engeeners) придумали присваивать им классы вязкости. Существует два вида классов: низкотемпературный, и при 100°С. Изначально низкотемпературный класс применялся для зимних сезонных масел, а высокотемпературный для летних. Собственно, буква «w» как раз и означает слово «winter», зима по-английски. В принципе, сезонные масла выпускаются и сейчас (например, для тракторов, или судовых дизелей). Если вы увидели масло с цифрой вязкости, к которой добавлена буква w (например, 10w), это зимнее масло, а если с вязкостью 40 (или другое число без буквы w) – летнее.

Выведем все возможные на данный момент классы вязкости в табличку для наглядности. Всего существует 6 «зимних» и 5 «летних» классов. Для зимних классов нормируется 3 параметра: максимальная вязкость в тесте на проворачиваемость, максимальная вязкость в тесте на прокачиваемость и минимальная вязкость при 100°С (условно рабочая температура двигателя). Первые два параметра вытекают из условий, необходимых для запуска двигателя, то есть, чтобы двигатель запустился масло во-первых, должно прокачиваться по системе смазки (понятно зачем, да?:)), а во-вторых, должно позволить провернуть стартёру коленвал (ведь если масло, находящееся между коленвалом и вкладышами шатунов будет слишком густым, может и не получится). Ну а третий параметр говорит нам, что кроме обеспечения запуска двигателя нужно ещё худо-бедно заниматься его смазкой в процессе работы. Если сравнить этот показатель с аналогичным у летних масел и вспомнить, что теоретически чем выше вязкость, тем лучше держится масляная плёнка (повторюсь, до разумных пределов), понятно, что смазывают зимние масла именно «худо-бедно».

Здесь пора уже сказать о том, что вязкость моторного масла бывает динамическая и кинематическая. Их отличие в том, что динамическая вязкость не учитывает плотность жидкости, поскольку характеризует её внутреннее трение. Кинематическая вязкость может быть выражена через отношение динамической вязкости к плотности жидкости (то есть нужно поделить ДВ на плотность:)). Экспериментально её определяют замером времени вытекания определённого количества жидкости через калиброванное отверстие. Большого практического смысла это для нас не имеет, достаточно запомнить, что динамическая вязкость фигурирует в низкотемпературных тестах на прокачиваемость и проворачиваемость, а кинематическая в определении вязкости при рабочей температуре. Ну и единицы измерения у них, конечно, разные (да ещё и по несколько вариантов у каждой). Общеупотребительны сантиПуазы (сП) для динамической вязкости и сантиСтоксы(сСт) для кинематической.

Со значением предельной прокачиваемости вроде всё понятно, она должна быть равной (в смысле, не превышать) 60000 сантиПуазов. Для каждого класса эта вязкость должна достигаться на 5 градусов ниже предыдущего. То есть берём цифру зимней вязкости, вычитаем 40, получаем темперутуру достижения максимально допустимой вязкости прокачивания.

С проворачиваемостью чуть сложнее: с понижением цифры класса снижается не только температура (на 5°С каждый шаг), но и допустимая вязкость. То есть масло с вязкостью 10w при температуре -25°С будет более вязким, чем масло с вязкостью 0w при температуре -35°С.

С минимальной вязкостью при 100°С, думаю, всё ясно. Измеряется сантиСтоксами (потому что кинематическая), чем выше, тем лучше.

У летних классов изначально контролировался один параметр – вязкость при 100°С, поскольку больше ничего и не интересовало тогдашних инженеров. Это, как видим, вилка значений минимальная и максимальная, поскольку в одну цифру при производстве влезть нереально, а в диапазон уже можно. Да и по сути это некие границы между классами, по цифрам заметно – следующий класс начинается с цифры, которой закончился предыдущий. Однако читатели повнимательнее заметили ещё одну колонку с названием HTHS. Она появилась позже, когда выяснилось, что в современных моторах гораздо более напряжённые условия. Оно и правильно, технологии улучшаются, с удельного килограмма железа в двигателе собирают всё больше лошадиных сил (или киловатт, кому как нравится). А это приводит к увеличению температуры внутри двигателя. Поэтому в колонке HTHS даётся значение вязкости масла при 150°С и высокой скорости сдвига (1 000 000 1/с).

Кстати, в развёрнутом виде аббревиатура HTHS выглядит так — High Temperature High Shear (rate) и переводится как «высокая температура, высокая скорость сдвига».

Деформация сдвига – это скольжение слоев жидкости относительно друг друга, и в классификации приведено потому, что при высокой скорости сдвига масла временно снижают свою вязкость. Причём у синтетических масел это изменение более выражено, нежели у минералки. Именно этим объясняется наличие двух строчек вязкости 40. Верхняя для универсальных масел, в состав которых в значительных количествах входит синтетика, а вторая для минералки. Значение HTHS – это минимально приемлемый для данного класса порог вязкости в описанных условиях, за которым возможен разрыв масляной плёнки и возникновения участков трения металла по металлу. В общем, этим параметром характеризуется поведение масла при высоких оборотах двигателя.

Каким же должен быть параметр HTHS? С одной стороны, меньшая вязкость моторного масла – это экономия топлива (в пределах 2-5%), с другой – более высокая вероятность повышенного износа деталей двигателя. Я, конечно, не считал, но навскидку сэкономленные на бензине деньги вряд ли покроют ремонт. Поэтому я езжу на «сороковке», хотя и не кручу двигатель сильно, и в машине у меня (Хонда японка 2003 года) прописана возможность применения «двадцатки». Возможно, для нестарых машин оптимальным выбором будет вязкость 30, её минимальный HTHS такой же, как у сороковки, и в то же время будет наличествовать некоторая экономия мощности. Ещё один момент в пользу меньшей вязкости моторных масел – они быстрее протекают по масляным каналам и попадают на точку смазывания. Для некоторых новых машин это может быть критично, в этом случае в рекомендациях автопроизводителя прописана вязкость не выше 30, либо вообще один вариант высокотемпературной вязкости моторного масла (в основном та же тридцатка). В любом случае, как я уже неоднократно говорил, не нужно противоречить рекомендациям автопроизводителя.

Вязкость трансмиссионных масел

Напоследок прольём свет на ситуацию с вязкостью трансмиссионных масел. Ведь параметр вязкости классифицируется SAE и для них тоже. Наверняка каждый встречался с обозначениями вида 75w-90, 80w-90, 85w-140 и другими вариантами. Казалось бы, раз цифры выше, то и вязкость выше. Однако на самом деле вязкость у них такая же, как и у моторки, а цифры изменили, чтобы эти масла не путали друг с другом. Например, трансмиссионное масло 75w-90 по вязкости соответствует моторному маслу 10w-40.Одно время ВАЗ даже прописывал в тех.документации на машины заливку моторного масла в коробку передач. Можно было бы, конечно, оставить вязкость в покое (на мой взгляд, для исключения путаницы вполне достаточно надписи на банке «трансмиссионное масло»), однако на этот шаг пошли, видимо для того, чтобы исключить возможность заливки трансмиссии в мотор. Если моторка, в принципе, может удовлетворительно работать в коробке, то обратная замена крайне нежелательна (я бы сказал, противопоказана), поскольку у трансмиссионного масла гораздо меньший запас антиокислительных, детергентных и дисперсантных присадок. В коробке нет такой высокой температуры и взаимодействия с продуктами горения топлива, поэтому они там просто не нужны. Так что в моторе срок жизни трансмиссионки будет в разы меньше, нежели у моторного масла.

Вязкость масла: что это такое + как она измеряется + 7 часто задаваемых вопросов

Вязкость является одним из наиболее важных свойств моторного масла.

Он регулирует поток масла и покрывает движущиеся части двигателя, предотвращая их трение друг о друга. Это также влияет на то, насколько хорошо передается тепло двигателя.

Итак, что такое вязкость масла?  

Мы обсудим, как определяется вязкость нефти, в том числе разницу между динамической вязкостью и кинематической вязкостью. И если вам интересно узнать об индексе вязкости, мы также рассмотрели его, а также несколько часто задаваемых вопросов, которые помогут уточнить вязкость моторного масла.

Эта статья содержит:
  • Что такое вязкость масла?
  • 7 Часто задаваемые вопросы о вязкости моторного масла
    • Кто разработал классы вязкости масла?
    • Что такое всесезонные масла?
    • Что означают номера всесезонного масла?
    • Что происходит, когда вязкость моторного масла слишком низкая?
    • Что происходит, когда вязкость моторного масла слишком густая?
    • Какие классы вязкости моторного масла популярны?
    • Влияет ли тип моторного масла на вязкость масла?

Начнем.

Что такое Масло Вязкость?

Вязкость показывает, насколько жидкость устойчива к течению. Он показывает, насколько жидкая или густая жидкость.

Вот простой способ представить вязкость: 

  • Жидкие легкие жидкости имеют низкую вязкость (например, тормозная жидкость)
  • Густые, тяжелые жидкости имеют более высокую вязкость (например, смазка)

Масло разжижается по мере нагревания, поэтому вязкость моторного масла относится к тому, насколько хорошо оно льется при определенной температуре.

Вязкость моторного масла обычно определяется его кинематической вязкостью и динамической вязкостью (абсолютная вязкость). Еще одним важным показателем вязкости является индекс вязкости.

Давайте посмотрим:

A. Кинематическая вязкость

Кинематическая вязкость — это сопротивление жидкости течению и сдвигу под действием силы тяжести.

Если вы нальете в одну емкость воду, а в другую нальете мед, то заметите, что вода течет быстрее. Это связано с тем, что вода имеет меньшую кинематическую вязкость, чем мед.

Класс вязкости масел при высоких температурах определяется их кинематической вязкостью (обычно тестируется по ASTM D445). И это значение обычно указывается либо при 40°C (100°F), либо при 100°C (212°F).

Для моторных масел кинематическая вязкость обычно измеряется при 100°C, поскольку это температура, к которой относится классификация моторных масел SAE.

B. Динамическая вязкость (абсолютная вязкость)

Динамическая вязкость (или абсолютная вязкость) немного отличается от кинематической вязкости.

Допустим, вы использовали соломинку, чтобы размешать сначала воду, а затем мед.

Вам потребуется больше усилий, чтобы размешать мед, потому что его вязкость выше, чем у воды. Динамическая вязкость относится к количеству энергии, необходимой для перемещения объекта через жидкость.

Для моторных масел динамическая вязкость определяет класс вязкости масла при низких температурах (рейтинг «W»). Он измеряется с помощью теста Cold Cranking Simulator, который имитирует запуск двигателя при постепенно более низких настройках температуры.

C. Индекс вязкости масла

Индекс вязкости (VI) представляет собой безразмерное число , показывающее, насколько кинематическая вязкость смазки изменяется в зависимости от температуры.

Получается путем сравнения кинематической вязкости тестового масла при 40°C с кинематической вязкостью двух эталонных масел. Одно из эталонных масел имеет ИВ, равный 0, а другое – ИВ, равное 100. Все три масла имеют одинаковую вязкость при 100ºC .

Если вязкость испытуемого масла не сильно меняется в диапазоне от 40°C до 100°C, оно будет иметь высокая индекс вязкости — означает, что его вязкость относительно стабильна при различных температурах. Многие рафинированные традиционные и синтетические смазочные материалы имеют индекс вязкости, превышающий 100.

Далее давайте рассмотрим некоторые часто задаваемые вопросы, связанные с вязкостью масла.

7 Часто задаваемые вопросы о Вязкость моторного масла

Вот ответы на некоторые распространенные вопросы о вязкости масла:

1. Кто разработал классы вязкости масла?

Классы вязкости моторных и трансмиссионных масел (SAE J300) были разработаны Обществом автомобильных инженеров (SAE).

2. Что такое всесезонные масла?

До того, как были разработаны всесезонные масла, в большинстве автомобилей зимой использовалось масло одного класса вязкости, а летом — другого.

По мере развития технологии моторных масел такие присадки, как присадки, улучшающие индекс вязкости (VII), позволили использовать всесезонные масла. Эти масла имеют два класса вязкости, поэтому моторное масло одного и того же класса можно использовать круглый год.

3. Что означают номера всесезонных масел?

Классы вязкости масла по SAE указаны в формате «XW-XX», где «W» означает зима.

Число перед «W» — это низкотемпературная вязкость масла . Он измеряется при температуре -17,8°C (0°F) и моделирует условия запуска автомобиля зимой. Чем меньше это число, тем жиже масло при более низких температурах.

Итак, 0W-20 — довольно легкотекучее масло с низкой вязкостью при холодном пуске.

Номер после «W» означает высокая температура вязкость масла . Измеренный при 100°C (212°F), он представляет расход масла при рабочей температуре двигателя. Чем выше число, тем более устойчиво масло к разжижению при более высоких температурах.

Это означает, что 10W-40 будет отличным маслом с высокой вязкостью для тяжелых нагрузок и высоких температур.

Примечание. Трансмиссионные масла имеют тот же формат классификации SAE, что и моторные масла, но их классификации не связаны. Моторные и трансмиссионные масла с одинаковой вязкостью будут иметь заметно разные обозначения классов вязкости по SAE.

4. Что происходит, когда вязкость моторного масла слишком низкая?

Масла с более низкой вязкостью хороши для холодного пуска, но когда жидкое масло слишком жидкое для вашего двигателя, вот что может произойти:

  • Повышенное трение и износ двигателя: Более жидкое масло может не заполнять зазоры между деталями двигателя должным образом , увеличивая контакт металла с металлом. Это может ухудшиться при сильной жаре, так как моторное масло становится жиже при скачках температуры.
  • Уменьшенный давление масла : Компоненты двигателя могут изнашиваться быстрее, если моторное масло слишком жидкое, что приводит к недостаточному давлению масла.
  • Увеличенный моторное масло расход: Жидкое масло может легко проникать через уплотнения (особенно если они изношены), сгорать при сгорании или утечках, что приводит к повышенному расходу моторного масла и потенциально вредно депозиты.

5. Что происходит, когда вязкость моторного масла слишком густая?

Масло с более высокой вязкостью идеально подходит для тяжелых нагрузок и теплого климата, но если оно слишком густое, оно может повредить двигатель следующим образом:

  • Повышение рабочих температур t передает тепло между деталями двигателя так же быстро, как масло с меньшей вязкостью. Это может повысить рабочую температуру двигателя, что ускорит разложение масла и приведет к образованию шлама.
  • Пониженная экономия топлива : Более густое масло будет с трудом циркулировать в вашем двигателе, что сделает ваш двигатель менее экономичным, что приведет к экономии топлива.
  • Плохой Низкая температура Запуск: Использование более густого масла в неподходящем климате может привести к повышенному износу двигателя, так как он с трудом заводится. Слишком густое масло может создать значительную нагрузку на батарею и может привести к тому, что двигатель заглохнет в холодный зимний день.

6. ​​Какие классы вязкости моторного масла популярны?

Наиболее часто используемыми классами вязкости моторных масел являются 5W-30 и 5W-20, причем в последнее время набирает популярность 0W-20.

Эти более жидкие универсальные масла получили преимущество перед ранее предпочитаемыми более густыми сортами масел, такими как 20W-50 или 10W-30, из-за более узких масляных каналов в небольших современных двигателях.

Более плотные зазоры в деталях двигателя требуют масла с более низкой вязкостью, с дополнительным преимуществом лучшей экономии топлива за счет моторного масла, которое быстро течет.

7. Влияет ли тип моторного масла на вязкость масла?

По большей части нет.

Моторное масло с одинаковой вязкостью может существовать в обычном масле, синтетической смеси или полностью синтетическом масле. Они будут содержать присадки, такие как присадки, улучшающие индекс вязкости, модификаторы трения, противоизносные присадки и многое другое, чтобы обеспечить эффективную защиту двигателя и его производительность.

Однако очень маловязкие зимние масла , такие как 0W-20 или 0W-30, поставляются только в виде синтетической смеси или полностью синтетического масла.

Почему?

Обычная нефть перерабатывается только из сырой нефти и содержит много примесей. Синтетическое базовое масло химически спроектировано для создания молекул однородной формы с меньшим количеством примесей. Это позволяет синтетическому маслу течь при гораздо более низкой температуре.

Заключительные мысли

Знание того, как различная вязкость моторного масла может повлиять на производительность, долговечность и расход топлива вашего двигателя, является важной частью ухода за автомобилем, помимо того, как часто требуется замена масла.

Лучшее место, где можно найти нужную вязкость, — это руководство по эксплуатации вашего автомобиля. В руководстве могут быть рекомендованы разные сорта масла в зависимости от того, где эксплуатируется автомобиль, так как климат является важным фактором выбора.

А если вам нужна помощь с заменой масла, вы всегда можете получить RepairSmith !

RepairSmith — это мобильное решение для ремонта и обслуживания транспортных средств , которое предлагает простое онлайн-бронирование и доступно 7 дней в неделю . Мы не только можем помочь с заменой масла, но и можем предоставить большинство услуг, которые могут понадобиться вашему автомобилю, прямо на месте.

Просто свяжитесь с нами, и наш сертифицированный ASE механик приедет к вам прямо на подъездной дорожке!

Что означает номер ISO VG для смазочного материала?