Торможение автомобиля: Чем опасно экстренное торможение для автомобиля

Содержание

Отказали тормоза — причины поломки и правила торможения — ГК «Волга-Раст» — автомобили Volkswagen, SKODA, Renault, Geely и Honda

Тормозная система — основная система безопасности автомобиля в процессе дорожного движения. Ее задача — коррекция скорости при рабочем режиме езды на авто и экстренное торможение в опасных и аварийных ситуациях. Если тормоза срабатывают плохо или не срабатывают, то угроза попасть в ДТП вырастает максимально.

Почему тормоза иногда ведут себя неадекватно? В чем причина их неправильной работы и отказа? Всегда ли виноваты именно тормоза?

Плохое торможение автомобиля не обязательно должно быть связано с неисправностями тормозных механизмов. Тормоза как раз могут быть полностью исправными, но будут работать некорректно, если машина, например, перегружена. Чем выше масса авто, тем больше кинетическая энергия его движения, и погасить ее сложнее. То есть начало торможения будет запоздалым, а тормозной путь длиннее штатного.

Неравномерное размещение грузов на машине (по длине или по ширине кузова) также может негативно влиять на качество торможения.

Естественно, на тормозные «реакции» машины влияет износ покрышек и давление в шинах. «Лысая» резина увеличивает тормозной путь автомобиля на 10-50%, так как стертый протектор и недокачанная шина — это снижение плотности сцепки с дорогой.

Наконец, на качество торможения влияет само дорожное покрытие. Новый гладкий или мокрый асфальт, изношенная дорога с крошащейся поверхностью также дают пониженное сцепление с колесом и существенно увеличивают тормозной путь. Заснеженное или обледенелое покрытие также ухудшает торможение, даже если у авто установлены новые шины по сезону. Особенно снижается с цепка с дорогой в случае, если температура асфальта ниже температурной точки оптимального сцепления покрышек.

При исправных тормозах поведение машины на дороге будет меняться и в случае, когда есть проблемы с механизмами подвески — рулевыми наконечниками, подшипниками ступиц, шаровыми, амортизаторами. Колеса начинают вести себя неадекватно, и ABS[1] получает от подвески некорректные сигналы.

Тормоза срабатывают плохо

Теперь обратимся к ситуациям, в которых сама тормозная система не в порядке. Тормоза могут реагировать с замедлением в случаях, когда:

  • Тормозные колодки, диски или барабаны замаслены из-за протекающих ступичных подшипников или намокают после дождя, мойки или преодоления глубоких водных препятствий на дороге (их следует «просушить» непродолжительным прогревочным торможением, либо это сделает автоматически ESP[2] авто).
  • Тормозные колодки сильно, неравномерно изношены, стерты или некондиционны, что не дает плотного прилегания резины к тормозным дискам, вызывает оплавление или разрушение накладок.
  • Тормозные колодки при замене установлены неправильно, либо в зазоры набивается грязь и мелкие посторонние предметы, что приводит к осевому биению тормозных дисков, увеличению свободного хода педали, замедлению срабатывания тормозов или торможению рывками.
  • На раскаленные тормозные диски попадает вода с дорожного покрытия и вызывает термическую деформацию детали (диск «повело»), после чего колодка к нему будет прилегать неплотно.

Тормоза не срабатывают

Есть и более опасные ситуации, когда реакция тормозов на нажатие педали отсутствует или появляется с серьезным запозданием, что на большой скорости может привести к ДТП:

  • Поломка вакуумного усилителя или обрыв шланга разрежения на усилителе не выводит тормоза из строя, но требуется максимальное усилие нажатия на педаль, к чему водитель может оказаться не готов.
  • Завоздушивание тормозной системы из-за нарушения герметичности уплотнений на главном и рабочих цилиндрах приводит к несрабатыванию тормозов с первого нажатия (необходимо несколько нажатий), что в критической ситуации крайне опасно. Помочь может только замена изношенных элементов, восстановление герметичности трубопроводов и прокачка системы.
  • Обрыв шлангов в тормозной системе из-за износа может привести к полному отказу тормозов (нужен периодический осмотр и проверка герметичности трубопроводов).
  • Заклинивание поршня в тормозном цилиндре, направляющих суппортов или тормозной колодки ведет к несрабатыванию узла. При обнаружении заклинивания механизма, следует его разобрать, заменить изношенные элементы, почистить и смазать.
  • Некорректная работа ABS[1] из-за одного из элементов может привести к полному отключению системы аварийной блокировки колес. Машина будет тормозить в рабочем режиме, но тормоза не будут срабатывать при экстренной резкой остановке.

При неожиданном отказе педали тормоза, вы можете использовать ручник. При обнаружении неисправностей в процессе неопасного движения по дороге, сразу сворачивайте на СТО — несрабатывающая педаль тормоза крайне опасна и может вызвать непоправимые последствия.

Немного о правилах торможения

Умение правильно тормозить в разных дорожных ситуациях очень важно, вне зависимости от того, исправны тормоза или нет. Следует помнить несколько важных правил, которыми пользуются опытные водители:

  • Если в автомобиле отсутствует система экстренной блокировки колес (ABS[1]), тормоза будут срабатывать на грани блокировки колес, но до момента, когда шины на невращающихся колесах начнут скользить.
  • Если машина оснащена системой ABS[1], торможение выполнит электроника, но только в случае достаточного усилия на педаль и удержания ее до полной остановки транспортного средства.
  • На скользких дорожных покрытиях (мокрая, заснеженная или обледенелая дорога) прерывистое торможение педалью помогает быстро погасить кинетическую энергию движения авто, сбросить скорость и сократить тормозной путь, не срываясь в занос.

В заключении следует отметить, что своевременное срабатывание тормозной системы в автомобиле — принципиально важное условие безопасности управления машиной. Поэтому за состоянием, уровнем износа и грамотной регулировкой тормозных механизмов следует внимательно и регулярно следить, быстро устраняя любые мелкие неполадки.

При обнаружении даже минимальных проблем со срабатыванием тормозов, следует сразу заехать на СТО, чтобы провести диагностику и техническое обслуживание системы. Но даже, если тормоза исправны, всегда учитывайте состояние дорожного покрытия, подвески и покрышек, избегайте перегруза и неравномерного размещения грузов на машине.

Перевод:

[1] ABS — (англ. Anti-lock braking system, сокращенно ABS, транслитерация АБС) антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении.

[2]ESP — (англ. Electronic Stability Program, сокращенно ESP, транслитерация ЕСП) электронный контроль устойчивости или динамическая система стабилизации автомобиля.

Почему стоит использовать торможение двигателем в летнее время

Технические узлы автомобиля в жаркую погоду испытывают повышенную нагрузку. Опытные водители знают некоторые хитрости, помогающие выровнять температуру под капотом: среди них — торможение двигателем.

Что представляет собой этот процесс с технической точки зрения? Если максимально упростить объяснения, то торможение мотором идет за счет растущего сопротивления механики.

Если на автомобиле с ручной коробкой передач отпустить акселератор, выжать педаль сцепления и перейти на вторую передачу, то скорость движения быстро упадет и стабилизируется в районе 30 км/час.

Включать пониженную передачу можно, когда стрелка тахометра перешагнула отметку в 5-6 тысяч оборотов, пишет aif.ru. На 80 км/час можно перейти на третью, на 60 км/час — на вторую. Сразу перепрыгивать на первую не стоит: нагрузка на двигатель взлетит слишком резко, ремень ГРМ может порваться.

Полезно применять этот прием в гористой местности, чтобы сократить нагрузку на тормозную систему. В жару колодки при трении о диски перегреваются еще сильнее. Поэтому при движении под гору лучше переходить на торможение двигателем.

Еще один плюс этого приема — небольшая экономия топлива. Она достигается за счет того, что электроника останавливает поступление бензина в цилиндры в тот момент, когда двигатель сбрасывает обороты. Без фактического потребления топлива автомобиль спокойно может ехать под гору несколько минут. А вот движение в аналогичной ситуации на нейтрали с замедлением при помощи тормозов переводит машину в режим холостого хода. Топливо она потреблять будет.

За счет оборотов двигателя работают многие системы автомобиля, в их числе — масляный насос. Чем больше обороты — тем сильнее давление масла и лучше циркуляция. Во время торможения мотором автомобиль выключает зажигание, давление масла достигает максимума, из-за чего на внутренних механизмах снижается температура. Даже там, где нет поступления охлаждающей жидкости. Особенно полезно это будет для турбированных двигателей, очень требовательных к температуре смазки. Кроме того, масло под большим давлением способно удалить незначительные прикипания, после чего продукты износа отправляются в фильтр.

Чем быстрее вращается мотор — тем лучше циркулирует охлаждающая жидкость. Поэтому торможение двигателем позволяет ему быстрее остыть. При этом закипания антифриза удастся избежать: обычно появляющиеся при этом пузырьки газа препятствуют эффективному охлаждению мотора.

У торможения двигателем есть главный недостаток, о котором было упомянуто выше. Это растущая нагрузка на ремень ГРМ. Поэтому нельзя резко бросать педаль сцепления. Не стоит забывать, что при понижении передачи стоп-сигналы не срабатывают, поэтому идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что автомобиль начал тормозить. Поэтому лучше подать небольшой сигнал педалью тормоза, чтобы избежать аварийной ситуации.

Как правильно произвести экстренное торможение автомобиля

Как неподготовленному водителю новичку научиться правильно применять экстренное торможение автомобиля в критической ситуации? Какие действия помогут водителю избежать ошибок?

В каких случаях требуется произвести экстренное торможение автомобиля? Экстренное торможение автомобиля для полной остановки транспортного средства используется только во избежание дорожно-транспортного происшествия, когда нужно быстро остановиться в связи с неожиданным изменением дорожной обстановки.

  • Чтобы быстро остановить автомобиль, необходимо отпустить газ и резко нажать на тормоз до упора. Машина резко снижает скорость и колеса входят в « юз».
  • Как только вы слышите визг колес, приотпускайте тормоз, а затем опять жмите на педаль тормоза до полной остановки.
  • В конце, если успеваете, выжмите сцепление. Если не успеете выжать сцепление, машина заглохнет. Но в экстремальной ситуации, когда не позволяют время и расстояние, и нужно быстро остановиться, лучше заглохнуть, чем в кого-то врезаться.

Повторимся, когда случается необходимость экстренного торможения – сцепление лучше не выжимать. При этом происходит торможение двигателем и тормозом автомобиля. Почему не следует выжимать сцепление при экстремальном торможении? Торможение с выжатым сцеплением увеличивает тормозной путь, поэтому, когда необходимо как можно быстрей остановиться, сцепление выжимать не нужно. Если вы видите, что после торможения до препятствия остается какое-то расстояние, тогда можете выжать сцепление и уже остановиться с выключенным сцеплением.

В дорожной обстановке водителю новичку следует быть особо внимательным, видеть окружающую обстановку на 180 градусов, чтобы заранее увидеть возможную помеху и принять меры, в зависимости от ситуации. Стараться «растянуть» свое торможение как можно раньше. При этом надо учитывать, что сзади едет водитель, который может вовремя не среагировать на опасность и «догнать» вас.

Например, вы видите, впереди загорелся красный сигнал светофора или появился пешеход, переходящий дорогу в неустановленном месте, или подходит к пешеходному переходу, надо заранее плавно снизить скорость. Тогда и автомобиль, следующий за вами тоже будет плавно снижать скорость.

По городу самые распространенные аварии происходят на нерегулируемых пешеходных переходах. Когда впереди неожиданно появляется пешеход и необходимо экстренное торможение, вы резко останавливаете машину, но автомобиль, едущий за вами, не успевает среагировать и въедет в вас.

Поэтому, надо стараться заранее увидеть помеху и быть готовым к торможению в экстремальной ситуации, при этом помнить о других участниках дорожного движения, поглядывая в зеркала заднего вида.

Помним: При наличии на автомобиле антиблокировочной тормозной системы, контроль над сцеплением шины с покрытием проезжей части возложен на эту систему. Поэтому при экстренном торможении следует нажать на педаль тормоза до отказа и удерживать ее до полной остановки.

Главный принцип при торможении автомобиля без АБС – это плавная работа с педалью тормоза. Резкое нажатие на нее или резкое отпускание приведет к потере устойчивости автомобиля.

Смотрим видео, как надо тормозить на деле:

Как правильно тормозить зимой с ABS по льду и снегу? Читать…

Торможение автомобиля. Основы безопасности дорожного движения

Торможение автомобиля

Надежные и эффективные тормоза позволяют водителю уверенно вести автомобиль с большой скоростью и вместе с тем обеспечивают необходимую безопасность движения.

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля переходит в работу трения между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами, а также между шинами и дорогой (рис. 2).

Величина тормозного момента, развиваемого тормозным механизмом, зависит от его конструкции и давления в приводе. Для наиболее распространенных типов тормозных приводов, гидравлического и пневматического, сила нажатия на колодку прямо пропорциональна давлению, развиваемому в приводе при торможении.

Тормоза современных автомобилей могут развивать момент, значительно превышающий момент силы сцепления шины с дорогой. Поэтому весьма часто в практике наблюдается юз, когда при интенсивном торможении колеса автомобиля блокируются и скользят по дороге, не вращаясь. До блокировки колеса между тормозными накладками и барабанами действует сила трения скольжения, а в зоне контакта шины с дорогой — сила трения покоя. После блокировки, наоборот, между трущимися поверхностями тормоза действует сила трения покоя, а в зоне контакта шины с дорогой — сила трения скольжения. При блокировке колеса затраты энергии на трение в тормозе и на качение прекращаются и почти все тепло, эквивалентное поглощаемой кинетической энергии автомобиля, выделяется в месте контакта шины с дорогой. Повышение температуры шины приводит к размягчению резины и уменьшению коэффициента сцепления. Поэтому наибольшая эффективность торможения достигается в случае качения колеса на пределе блокировки.

При одновременном торможении двигателем и тормозами достижение величины силы сцепления на ведущих колесах происходит при меньшей силе нажатия на педаль, чем при торможении только тормозами. Длительное торможение (например, во время движения на затяжных спусках) в результате нагрева тормозных барабанов резко уменьшает коэффициент трения фрикционных накладок, а следовательно, и тормозной момент. Таким образом, торможение с неотъединенным двигателем, применяемое в качестве дополнительного способа уменьшения скорости, позволяет увеличить срок службы тормозов. Кроме того, при торможении с неотъединенным двигателем увеличивается поперечная устойчивость автомобиля.

Рис. 2. Силы, действующие на колесо автомобиля при торможении

Различают экстренное и служебное торможение.

Служебным называется торможение для остановки автомобиля или снижения скорости движения в заранее назначенном водителем месте. Снижение скорости в этом случае осуществляется плавно, чаще комбинированным торможением.

Экстренным называется торможение, которое производится в целях предотвращения наезда на неожиданно появившееся или замеченное препятствие (предмет, автомобиль, пешеход и пр.). Это торможение может быть охарактеризовано остановочным путем и тормозным путем автомобиля.

Под остановочным путем понимают расстояние, которое пройдет автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до момента остановки автомобиля.

Тормозным путем называют часть остановочного пути, который пройдет автомобиль с момента начала торможения колес до полной остановки автомобиля.

Общее время t0, необходимое для остановки автомобиля с момента возникновения препятствия («остановочное время»), можно представить в виде суммы нескольких составляющих:

t0 = tр + tПР + tу + tT,

где tр — время реакции водителя, с;

tпр — время между началом нажатия на тормозную педаль и началом действия тормозов, с;

tу — время увеличения замедления, с;

tT — время полного торможения, с.

Сумму tnp+ty часто называют временем срабатывания тормозного привода.

Автомобиль в течение каждого из составляющих интервалов времени проходит определенный путь, и их сумма является остановочным путем (рис. 3):

S0 = S1 + S2 + S3, м,

где S1, S2, S3 — соответственно пути, пройденные автомобилем за время tр, tПр+tу, tт.

За время tр водитель осознает необходимость торможения и переносит ногу с педали подачи топлива на педаль тормоза. Время tр зависит от квалификации водителя, его — возраста, утомляемости и других субъективных факторов. Оно колеблется от 0,2 до 1,5 с и более. При расчетах обычно принимают tр = 0,8 с.

Время tnp необходимо для выбирания зазоров и перемещения всех деталей привода (педали, поршней тормозных цилиндров или диафрагмы тормозных камер, тормозных колодок). Это время зависит от конструкции тормозного привода и его технического состояния.

Рис. 3. Путь торможения и дистанция безопасности автомобиля

В среднем для исправного гидравлического привода можно принять tпp = 0,2 с, а для пневматического — 0,6 с, У автопоездов с пневматическим приводом тормозов время tпр может достигать 2 с. Отрезок tу характеризует время постепенного увеличения замедления от нуля (начало действия тормозов) до максимального значения. Это время составляет в среднем 0,5 с.

В течение времени tp+tпp автомобиль движется равномерно с начальной скоростью Vа. За время tу скорость несколько уменьшается. В течение временя tт замедление сохраняется примерно постоянным. В момент остановки автомобиля замедление уменьшается до нуля практически мгновенно.

Остановочный путь автомобиля без учета силы сопротивления дороги можно определить по формуле

S = (t*V0/3.6) + kэ(Va2/254Фх)

где S0 — остановочный путь, м;

VA — скорость движения автомобиля в начальный момент торможения, кмч;

kэ — коэффициент эффективности торможения, который показывает, во сколько раз действительное замедление автомобиля меньше теоретического, максимально возможного на данной дороге. Для легковых автомобилей kэ~1,2, для грузовых автомобилей и автобусов kэ~1,3 — 1,4;

Фх — коэффициент сцепления шин с дорогой,

t=tр + tпр + 0,5tу.

Выражение kэ= V2 /(254 ух) — представляет тормозной путь, величина которого, как это видно из формулы, пропорциональна квадрату скорости, с которой двигался автомобиль перед началом торможения. Поэтому при увеличении скорости движения вдвое, например, с 20 до 40 кмч, тормозной путь увеличится в 4 раза.

Нормативы эффективности действия ножного тормоза автомобилей в условиях эксплуатации приведены в табл. 1 (начальная скорость торможения 30 кмч).

При торможении на снежных и скользких дорогах тормозные силы всех колес автомобиля достигают значения силы сцепления практически одновременно. Поэтому при Фх<0,4 следует принимать кэ= 1 для всех автомобилей.

#

Вид транспортного средства Тормозной путь, м, не более Максимальное замедление, м/с2, не менее Легковые автомобили и другие, сконструированные на их базе 7,2 5,8 Грузовые автомобили с разрешенной массой до 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной до 7,5 м 9,5 5,0 Грузовые автомобили с разрешенной массой более 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной более 7,5 м 11,0 4,2

#

Таблица 1

Замедление величины изменения (уменьшения) скорости движения автомобиля в течение одной секунды является важным оценочным показателем эффективности действия тормозов. Величина замедления при торможении пропорциональна тормозной силе, действующей на автомобиль, зависит она также и от величины коэффициента сцепления:

jз= (Фхg)/kэ, м/с2.

Нормы эффективности торможения, которые предусмотрены правилами движения, рассчитаны на дороги с асфальто — или цементобетонным покрытием с коэффициентом сцепления не ниже 0,6. При торможении автомобиля под действием силы инерции создается момент, увеличивающий нагрузку на передние колеса и уменьшающий нагрузку на задние, т. е. происходит так называемое перераспределение динамического веса между осями. В этом случае передняя часть автомобиля нагружается и прижимается к дороге, а задняя, наоборот, разгружается и приподнимается. Это явление проявляется тем заметнее, чем интенсивнее торможение. В результате происходящей разгрузки задние колеса более склонны к затормаживанию «на юз», особенно у автомобилей, имеющих в статическом состоянии примерно равную нагрузку на оси. Во время торможения автомобиля величины тормозных сил на колесах правой и левой стороны могут быть неодинаковы. В результате этого образуется момент, поворачивающий автомобиль вокруг вертикальной оси, что может вызвать занос автомобиля. Причинами подобного явления могут быть различное состояние накладок и барабанов, разрегулировка и увеличение зазора между накладками и барабаном, различное состояние шин и т. д.

Ухудшение тормозной динамичности может также наступить вследствие проникновения в тормоза масла, воды или грязи, уменьшающих тормозной момент.

Значительное влияние на величину тормозного пути оказывает состояние покрытия. Новое покрытие имеет шероховатую поверхность, микроскопические выступы которой, вдавливаясь в резину покрышки, увеличивают её сцепление с дорогой. По мере износа покрытия микронеровности уменьшаются, поверхность становится гладкой и. коэффициент сцепления уменьшается.

На зимних заснеженных и обледенелых дорогах ус-, ловия сцепления резко ухудшаются, и стирается разлит чне в. тормозной динамичности автомобилей всех типов, характерное при торможении на сухих покрытиях.

аварийное торможение — это… Что такое аварийное торможение?

аварийное торможение

– осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы – при этом используется стояночный тормоз или скольжение колеса или кузова по препятствию сбоку (поребрик, стена, забор и т.д.).

EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009

  • аварийное выключение режима охраны
  • аварийный автомобиль

Смотреть что такое «аварийное торможение» в других словарях:

  • аварийное торможение — авто осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы, при этом используется стояночный тормоз или скольжение колеса или кузова по препятствию сбоку (поребрик, стена, забор и т.д.) …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Автоматическое (аварийное) торможение прицепа (полуприцепа) автомобиля — автоматическое (аварийное) торможение торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода;… Источник: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720… …   Официальная терминология

  • автоматическое торможение — Торможение прицепа или прицепов, осуществляемое автоматически в случае разъединения транспортных средств, образующих комбинацию, включая разрыв сцепного устройства, при этом эффективность торможения остальных транспортных средств, входивших в… …   Справочник технического переводчика

  • Реверсивное торможение — Реверсивное торможение  вид торможения, при котором тормозной момент создаётся за счёт изменения направления тяги двигателя на противоположный движению. По сравнению с другими видами торможения, реверсивное позволяет сохранить высокую… …   Википедия

  • Характеристики — К.4. Характеристики Применяют следующие дополнительные характеристики: К.4.3.1.2. Номинальное напряжение изоляции Минимальное значение номинального напряжения изоляции должно быть 250 В. К.4.3.2.1. Условный тепловой ток на открытом воздухе… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Характеристики тормозных устройств — 5.2. Характеристики тормозных устройств 5.2.1. Все тормозные системы, которыми оборудовано транспортное средство, должны отвечать требованиям, предъявляемым к системам рабочего, аварийного и стояночного торможения. 5.2.2. Системы, обеспечивающие… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 41.13-H-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения — Терминология ГОСТ Р 41.13 H 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения: 2.1 антиблокировочная система: Элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 41.13-Н-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения — Терминология ГОСТ Р 41.13 Н 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения: 2.1. антиблокировочная система: Элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Ускорение — У этого термина существуют и другие значения, см. Ускорение (значения). Ускорение Размерность LT−2 Единицы измерения СИ …   Википедия

  • МиГ-27 — ВВС Индии, 2011 год. Тип ис …   Википедия

Способы торможения автомобиля

Из этого урока вы узнаете

Остановочный путь
Два вида торможения — служебное и экстренное
Способы торможения
Торможение двигателем
Комбинированное торможение
Упражнение » Замедление с переключением передач 4-3-2 «
Рекомендации
Типичные ошибки
Остановка автомобиля
Упражнение «Остановка «
Рекомендации
Типичные ошибки
Стояночный тормоз

Одним из важнейших приемов управления автомобилем является торможение. И от того, как водитель умеет выполнять этот прием, зависит безопасность движения.

Для снижения скорости движения бывает достаточно отпустить педаль газа. Если необходимо быстрее остановить автомобиль или уменьшить скорость, эффективно тормозить двигателем, включив более низкую передачу. Тормозящее действие от двигателя равномерно распределяется между ведущими колесами, снижая вероятность бокового заноса, что очень важно на скользкой дороге. Если и этого недостаточно, используют рабочую тормозную систему автомобиля.

Остановочный путь.

Остановочным путем называют расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения опасности водителем до полной остановки автомобиля (рис. 85).

Внимание!
Каждый водитель должен знать полный остановочный путь своего автомобиля в зависимости от дорожных, погодных условий и скорости автомобиля.

Остановочный путь делится на три части:
• путь за время реакции водителя;
• путь за время срабатывания тормозов;
• путь с момента начала торможения до полной остановки автомобиля (тормозной путь).

Полный остановочный путь зависит от состояния тормозов, дороги, скорости движения, массы автомобиля и мастерства водителя.

Определить приблизительно остановочный путь в метрах на сухом покрытии можно, по формуле (U/10)², например:
(90/10)² = 81м,
(70/10)² = 49м,
(50/10)² = 25м,
(40/10)² = 16м,
(30/10)²= 9м,
(20/10)²= 4м.

Внимание!
Остановочный путь увеличивается! На мокрой дороге в 1,5 раза; На заснеженной дороге в 2 раза; На скользком покрытии более чем в 4 раза.

Два вида торможения — служебное и экстренное

Кроме этого, водителю также необходимо знание эффективных приемов торможения и умение их применять в различных ситуациях. Существует два вида торможения — служебное и экстренное.

Служебное торможение (плавное) производится с замедлением менее 3 м/сек, для остановки в заранее намеченном месте. Торможение всегда производится заранее, с прогнозом интенсивности замедления автомобиля.

Экстренное торможение (резкое) производится с замедление до 8 м/сек, и используется для остановки автомобиля внезапно, в случае возникновения опасности столкновения с другим транспортным средством или наезда на пешехода или препятствие.

Способы торможения.

Различают непрерывный, прерывистый и ступенчатый способы торможения. При любом из них максимальное замедление достигается на грани блокировки колес.

Блокировка колес происходит в момент, когда колеса перестают вращаться и начинают скользить по дороге » юзом «. Не следует допускать блокировки колес, из-за возможности бокового заноса автомобиля и увеличения тормозного пути, особенно на скользкой дороге (рис. 86).

Внимание!
В любой дорожной ситуации перед началом торможения водитель должен оценить обстановку сзади и, если необходимо, предупредить следующих сзади водителей несколько раз слегка нажав на педаль тормоза перед началом торможения.

Водитель должен научиться тормозить без блокировки колес, для этого необходимо освоить все способы торможения на дорогах с различным покрытием и в разных погодных условиях.

1. Непрерывный способ торможения — водитель нажимает один раз на педаль тормоза, плавно и постепенно увеличивая усилие, и уменьшает его непосредственно перед полной остановкой (рис. 87а).

2. Прерывистый способ торможения — водитель плавно нажимает на педаль тормоза до границы блокировки колес и полностью отпускает педаль, и так несколько раз до полной остановки автомобиля (рис. 87б).

3. Ступенчатый способ торможения — водитель также несколько раз нажимает на педаль тормоза до границы блокировки колес, но не отпускает ее полностью, а лишь слегка ослабляет давление на педаль, и так до полной остановки автомобиля (рис. 87в).

Внимание!
В случае экстренного торможения, необходимо использовать ступенчатое торможение и торможение двигателем с включенной передачей, на которой осуществлялось движение и не выключать (не нажимать) сцепление до полной остановки автомобиля.

Торможение двигателем.

При выполнении любого вида торможения, можно использовать тормозящий эффект двигателя автомобиля. Торможение двигателем особенно эффективно при движении на мокрой или скользкой дороге, а также на длинном крутом спуске.

Тормозная сила двигателя зависит от включенной передачи, причем наибольший тормозящий эффект будет на первой передаче. При этом следует помнить, что если скорость автомобиля не будет соответствовать включенной передаче (когда при скорости 90 км/ч, соответствующей 4-й передаче, а включают 2-ю передачу, обеспечивающую скорость 20-60 км/ч), возможна блокировка ведущих колес, которая может привести к заносу автомобиля. Поэтому при торможении двигателем необходимо последовательно переключать передачи с высшей на низшую, в соответствии со скоростью автомобиля.

Внимание!
Ежедневно выезжая из гаража, водитель должен проверять эффективность работы тормозной системы.

Комбинированное торможение.

Торможение двигателем не обеспечивает быстрого снижения скорости, когда это необходимо, поэтому для более эффективного замедления автомобиля приходится использовать тормозную систему автомобиля.

При комбинированном торможении для постепенного снижения скорости необходимо последовательно переходить на низшие передачи.

Комбинированное торможение наилучшим образом обеспечивает поперечную устойчивость автомобиля при снижении скорости, так как ведущие колеса замедляются равномерно. Этот способ торможения уменьшает возможность заноса автомобиля.

Упражнение » Замедление автомобиля с переключением передач 4-3-2 «

1. Движение на скорости 80 км/ч.
2. Отпустить газ и притормозить до скорости 60 км/ч.
3. Нажать сцепление и отпустить тормоз.
4. Переключить с 4-й на 3-ю передачу.
5. Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.
6. Отпустить газ и притормозить до скорости 40 км/ч.
7. Нажать сцепление и отпустить тормоз.
8. Переключить с 3-й на 2-ю передачу.
9. Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.

Движение со скоростью 20 км/ч.

Рекомендации:

• при переключении передач действия педалями сцепления и газа, как при трогании с места;
• плавно переключать передачи.

Типичные ошибки:

• недостаточное снижение скорости перед переключением.

Остановка автомобиля.

При выборе места остановки автомобиля необходимо помнить:

• неправильное расположение автомобиля на дороге создает опасность для движения других автомобилей;

• существуют места, где запрещены остановки и стоянки транспорта, предусмотренные ПДД.

Упражнение «Остановка «.

1. Выбрать место остановки.
2. Включить указатель правого поворота.
3. Снизить скорость движения до 20 км/ч.
4. Нажать сцепление и отпустить газ.
5. Плавно притормозить до остановки автомобиля.
6. Поставить на стояночный тормоз.
7. Выключить передачу (рычаг в положение Н).
8. Отпустить сцепление и ножной тормоз.

Выключить указатель поворота.

Рекомендации:

• останавливать автомобиль около бордюра необходимо на расстоянии 10-15 см.

Типичные ошибки:

• не включен указатель поворота,
• машина не ставится на стояночный тормоз.

Стояночный тормоз.

Стояночный тормоз, предназначенный для удержания стоящего на месте автомобиля в исключительных случаях (например, при отказе рабочего тормоза) может быть использован и для торможения в движении. Однако пользоваться стояночным тормозом в таких случаях надо умело.

Нельзя забывать, что стояночным тормозом затормаживаются только задние колеса и поэтому эффективность торможения значительно хуже, чем рабочим, а его резкое включение при высокой скорости часто приводит к блокировке колес и заносу. К тому же следует помнить, что при использовании ручного тормоза не загораются фонари стоп-сигналов, что чревато наездом на ваш автомобиль транспортного средства, идущего сзади.

Для вашей безопасности и уверенности за рулем!
Сергей Савченко

P.S. Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете из книги «Вождение автомобиля».
подробнее

О ТОРМОЗАХ И ТОРМОЖЕНИИ | Наука и жизнь

«Руссо-Балт с24/30» (1909 год) с длинным ручным тормозным рычагом.

Вентилируемые тормозные диски устанавливают на современных скоростных автомобилях и микроавтобусах.

Схемы двухконтурных гидравлических тормозных систем автомобилей разных моделей.

Не каждый автомобилист знает, что с помощью тормозов можно не только остановить и удержать машину на месте, но и преодолеть скользкий участок, опасный поворот, развернуться и даже перескочить неширокую канаву или выбоину. Большинство автолюбителей думают, что после нажатия на педаль тормоза эффективное торможение продолжается до полной остановки автомобиля. На самом деле это не так. Максимальное замедление достигается тогда, когда колеса еще вращаются, но уже находятся как бы на грани срыва в скольжение. В этот момент их сопротивление качению достигает максимума. Когда же колеса останавливаются и начинают скользить по дороге, сила трения падает и тормозной путь увеличивается. Мастерство торможения заключается, таким образом, в том, чтобы остановить автомобиль одновременно с прекращением вращения колес. Но прежде чем дать практические рекомендации, как этого добиться, нелишне напомнить о том, какие бывают тормоза и как они работают.

Эволюция тормозов

Надежные тормоза появились не сразу. Довольно долго для замедления хода на автомобиле использовали специальные «башмаки», которые прижимались к шинам задних колес. Системы эти были капризными, а их механический привод — ненадежным. К тому же, чтобы тормоза работали эффективно, нужно было прикладывать к рычагам или педалям очень большие усилия. Из-за этого почти на всех первых автомобилях тормоза приводили в действие длинными рычагами.

На смену «башмакам» в начале 1910-х годов пришли ленточные трансмиссионные тормоза. Конструкция трансмиссии была дополнена тормозным барабаном, к которому при помощи специального механизма прижималась лента, чаще всего стальная. В ленточных тормозах привод был тоже механический, но усилий для их срабатывания требовалось меньше. Тогда-то и появились педали тормоза на сравнительно коротких рычагах. У ленточных тормозов есть очень существенный недостаток: они практически не работают при езде задним ходом. А главное, с ними, как со всеми тормозами с механическим приводом, невозможно добиться равномерного и одновременного срабатывания тормозов на всех колесах. Тем не менее трансмиссионные тормоза используются и сейчас, в основном на большегрузных автомобилях, но вместо ленты в них ставят фрикционные колодки. В легковых машинах такие системы применяются только в стояночных тормозах (например, в «Волге» ГАЗ-21).

В начале века тормозами с механическим приводом оборудовали только задние колеса автомобилей. Тогда считалось, что машина с передними тормозами будет «клевать носом» и даже может перевернуться. На самом деле проблема заключалась в другом: конструктивно было практически невозможно поставить механический привод тормозов на управляемые колеса. Аналогичные современным тормоза с гидравлическим приводом на передних колесах появились лишь в 1924 году на автомобилях «Крайслер». С тех пор автомобилестроители всего мира перешли на системы тормозов с гидравлическим приводом, которые используются и сегодня. Гидравлическая система гарантирует одновременное срабатывание и равномерное усилие тормозных механизмов всех четырех колес и обладает помимо этого высокой надежностью.

Тормозные системы

Легковой автомобиль обычно оснащается четырьмя тормозными системами: рабочей, запасной (дублирующей), стояночной и вспомогательной (ею может служить, например, двигатель, работающий в режиме торможения). Каждая тормозная система состоит из механизмов, создающих тормозные усилия, и привода, в который входят все устройства управления тормозами.

Рабочая система придает машине отрицательное ускорение — замедляет ход, но иногда во время ее работы возникают боковые ускорения. Такое явление принято называть заносом, хотя это и не всегда правильно. (Подробнее о заносе см. «Наука и жизнь» № 6, 1999 г.) Запасная система нужна в тех случаях, когда выходят из строя рабочие тормоза. Для удержания машины в неподвижном состоянии предназначена стояночная тормозная система. Но иногда в критической ситуации стояночным тормозом приходится пользоваться как рабочим — для более эффективного торможения и совершения маневров, например, на переднеприводном автомобиле с его помощью можно развернуться на месте.

Процесс торможения занимает некоторое время, которое складывается из времени реакции и принятия решения (в зависимости от квалификации, возраста и состояния водителя оно может составлять от 0,1 до 2 секунд) и времени срабатывания механизмов (оно зависит от конструктивных особенностей и технического состояния тормозной системы и составляет около 0,2 секунды). Их сумма дает время запаздывания. Легко подсчитать, что если оно равно двум секундам, то при скорости 90 км/ч автомобиль успеет пробежать до начала замедления хода 50 метров.

О том, как работают тормоза, принято судить по длине тормозного пути. У машин с обычной тормозной системой он хорошо виден по черным следам на асфальте и его легко измерить рулеткой. У машин с антиблокировочными системами (АБС) измерить тормозной путь на асфальте невозможно — правильно настроенная АБС следов не оставляет. Не менее важным показателем работы тормозов считается равномерность тормозных усилий, от нее зависит устойчивость машины.

Дисковые тормоза

В современных легковых автомобилях на передние колеса устанавливаются, как правило, дисковые, а на задние -_ барабанные тормозные механизмы. При нажатии на педаль тормоза в дисковых тормозах колодки сходятся и зажимают тормозной диск, а в большинстве конструкций барабанных тормозов колодки расходятся и прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности барабана. Возникающая сила трения замедляет вращение колес, и они останавливаются (блокируются).

В тормозном механизме сила трения зависит от скорости движения барабана или диска относительно колодок (чем ниже скорость, тем сила трения больше) и от температуры (чем она выше, тем меньше сила трения). В большой степени на силу трения влияет состояние колодок и дисков (барабанов). Замасленные или влажные колодки не способны остановить колесо.

Дисковые тормоза обладают существенными преимуществами перед барабанными. Главные из них — стабильность работы, лучшие условия охлаждения и очистки, более высокая эффективность, меньшие вес и размеры. Но есть и недостатки. Площадь колодок у дисковых тормозов меньше, чем у барабанных, поэтому для них нужны большие усилия на приводе и соответственно более высокое давление в гидросистеме.

Существуют два основных вида конструкций дисковых тормозов: с неподвижной скобой (заднеприводные модели ВАЗ и «Москвич-2140») и с плавающей (переднеприводные модели ВАЗ, «Нива», «Москвич-2141»). Первые снабжаются двусторонними гидроцилиндрами, вторые — односторонними. Системы с плавающей скобой компактнее, в них меньше риск перегрева, зато ход поршня почти вдвое больше, чем в системах с неподвижной скобой, да и по жесткости они уступают двусторонним.

Чтобы улучшить охлаждение, в дисковых тормозах часто используют так называемые вентилируемые диски с воздушными каналами, проходящими от центра к периферии. Летом на мощных скоростных машинах без таких дисков не обойтись, а вот зимой с ними бывают неприятности. Когда в каналы набивается снег, он тает, а вода не успевает вытечь. Если же на морозе она замерзнет, то диск может разорвать. Чтобы этого не случилось, после выезда из сугроба нужно очистить передние тормоза от снега или по крайней мере проехать на небольшой скорости метров 100-200. Вентилируемые диски тормозов устанавливаются в новые «Волги» (ГАЗ-3110), ВАЗ-2110, микроавтобусы «Соболь», многие иномарки.

В подавляющем большинстве современных автомобилей используются гидравлические приводы тормозов. Они удобны, поскольку гидравлические трубки можно проложить в любом месте, а главное, обладают высоким кпд - до 95%. К недостаткам гидравлических систем можно отнести, пожалуй, лишь необходимость их прокачки (удаления воздуха) и некоторую чувствительность к температуре. При низкой температуре вязкость тормозной жидкости увеличивается, а при высокой жидкость может закипеть, и тогда тормоза потеряют работоспособность.

Для того чтобы уменьшить усилие на педали тормоза и одновременно увеличить усилие на колодках, в систему привода тормозов современных машин встраивают усилитель. (Впервые механический усилитель тормозов запатентовал Луи Рено в 1923 году.) На отечественные автомобили ставят вакуумные усилители, работающие за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя. На многих зарубежных машинах, в особенности на американских, используют гидравлические усилители, в которых дополнительное усилие создается специальным насосом и гидроаккумулятором.

Надежность тормозной системы

В случае выхода из строя одного из механизмов тормозной системы она все равно должна обеспечивать эффективное торможение автомобиля. Для повышения надежности в гидравлических тормозных системах используют дублирование и разделение контуров. Отдельные контуры имеют, например, передние и задние тормоза автомобилей ВАЗ-2106. Если поломка случится в одном из контуров, то автомобиль будет тормозить за счет другого. Но если выйдет из строя передний контур, ехать на машине опасно, поскольку задние тормоза работают менее эффективно, чем передние.

Более надежная, но в то же время и более сложная тормозная система установлена на «Москвиче -2141», где один контур приводит в действие тормоза только передних колес, а другой — всех четырех. Если выходит из строя основной (передний) контур, второй (задний) способен работать достаточно эффективно.

На автомобилях «Нива» схема похожая, но в рабочих механизмах передних колес установлено по три цилиндра. Два из них работают только в переднем контуре, а третий включен в общий контур с задними тормозами. Неравномерный износ передних колодок на «Ниве» может служить косвенным показателем того, что задний контур тормозного механизма работает неправильно.

На переднеприводных моделях «Жигулей» и на «Тавриях» использована так называемая диагональная схема, когда в один контур объединены левый передний и правый задний тормозные механизмы, а в другой — правый передний и левый задний. Если один из контуров выходит из строя, оставшийся даст возможность без больших проблем доехать до станции техобслуживания или гаража.

Торможение будет эффективным и безопасным, когда передние тормоза срабатывают более эффективно и несколько раньше, чем задние. Для того чтобы тормоза работали именно так, в систему встраиваются регуляторы давления. Они изменяют и распределяют тормозные усилия между передними и задними колесами в зависимости от загруженности автомобиля и нагрузки на оси. Простой механический регулятор давления работает как клапан, который перераспределяет подачу тормозной жидкости между передними и задними тормозными цилиндрами. Если нагрузка на заднюю ось увеличивается, клапан открывается и тормозная жидкость поступает в задние цилиндры, а если уменьшается, например при резком торможении, когда машина «клюет носом», клапан закрывается и в задние тормозные цилиндры жидкость практически не поступает. Это препятствует соскальзыванию задней оси в занос.

Некоторые автолюбители убирают регулятор давления из тормозной системы своего автомобиля, мотивируя это тем, что он, де, работает неправильно и часто течет. Делать этого, конечно же, не следует. Во-первых, не согласованные с заводом-изготовителем изменения в конструкции тормозной системы запрещены, а во-вторых, регулятор давления нужно просто правильно настроить, для этого достаточно провести под автомобилем 10 минут. Справедливости ради заметим, что регуляторы давления на всех отечественных машинах установлены неудобно и работать с ними трудно. Но нужно!

Антиблокировочные системы, которые устанавливают на многих современных импортных автомобилях, нужны для того, чтобы исключить блокировку одного или нескольких колес при торможении на скользкой дороге. Особенно это важно в тех случаях, когда колеса одного борта катятся по сухому твердому покрытию, а колеса противоположного борта скользят, например по льду. На таком покрытии резкое торможение на машине с обычной тормозной системой неизбежно приведет к заносу из-за того, что силы трения колес на асфальте будут неизмеримо больше, чем на льду, и машину резко выбросит в сторону асфальта. Если на автомобиле есть АБС, она отслеживает движение колес, и как только одно из них начинает замедляться интенсивнее других (или вовсе останавливается), в его тормозном цилиндре автоматически понижается давление, и колесо вновь начинает вращаться. Антиблокировочная система существенно повышает эффективность торможения, особенно на скользком покрытии. Поэтому, следуя за современной иномаркой по скользкой дороге, стоит держать увеличенную дистанцию, ведь в случае резкого торможения машина с АБС остановится в полтора-два раза быстрее наших «Жигулей».

В следующем номере мы продолжим разговор о тормозах: дадим несколько полезных советов по технике торможения и по уходу за тормозами, расскажем о неисправностях тормозной системы и о том, как их ликвидировать.

(Окончание следует.)

Все, что вам нужно знать о тормозах

Основы тормозов

Как работают тормоза?

Подобно тому, как ваша лодыжка соединена с костью стопы, ваша тормозная система полагается на каждую подключенную тормозную часть для успешного и безопасного функционирования.

Вот небольшой урок: нажимая на педаль тормоза, вы активируете цилиндр, который подает тормозную жидкость к суппортам, которые затем входят в зацепление с вашими тормозными колодками.Затем ваши тормозные колодки оказывают давление на роторы, создавая трение, необходимое для остановки вашего автомобиля. Понимаете, все это связано.

Все ваши тормозные части работают вместе, чтобы выполнять одну важную и решающую функцию: безопасное и точное тормозное усилие.

Что такое проверка тормозов?

Тщательные, всесторонние, обширные и методичные — вот лишь несколько характеристик, которые описывают наши проверки тормозов.Когда мы говорим о проверке тормозов, мы не только имеем в виду это, но и демонстрируем это на каждом автомобиле, который мы обслуживаем. Потому что для обнаружения проблемы нам нужны технические специалисты, которые не только могут определить потенциальные проблемы, но также обладают ноу-хау и точностью, чтобы восстановить работоспособность тормозов. Когда мы закончим, вы будете полностью уверены в том, что ваша поездка прошла осмотр тормозов, с которым сложно сравниться.

Осмотр тормозов включает проверку вашего тормоза:

  • колодки (и / или башмаки)
  • суппорта
  • роторы (и / или барабаны)
  • колесные цилиндры
  • метизы (пружины и регуляторы)
  • шланги
  • тросы стояночного тормоза
  • Состояние жидкости
  • Подшипники ступицы и сальники
  • Замена жидкости в главном цилиндре

Запланируйте полную проверку тормозов

Как часто нужно проверять тормоза?

Ежегодно посещая врача для медосмотра, вы заботитесь о своем здоровье.То же самое и с тормозами. Ежегодный осмотр не только даст вам уверенность и рекомендации наших опытных технических специалистов, но и предоставит вам лучшую возможность определить необходимые мелкие ремонты, чтобы избежать более крупных и дорогих. Если вы испытываете какие-либо предупреждающие симптомы, может потребоваться более немедленная проверка.

См. Конкретные интервалы проверки тормозов для вашей конкретной марки и модели в руководстве по эксплуатации.

Запланировать осмотр тормозов сегодня

Что такое тормозные колодки?

Тормозные колодки — это детали, которые контактируют с вашими роторами и вызывают трение, чтобы остановить ваш автомобиль.

Что такое ротор?

Ротор напрямую связан с каждой шиной. Чтобы остановить машину, ротор должен перестать вращаться. Он перестает вращаться из-за трения, создаваемого тормозной колодкой.

Что такое штангенциркуль?

Суппорт оказывает давление и приводит в действие тормозные колодки, так что колодки создают контакт с роторами. Для правильной работы суппорта требуется тормозная жидкость.

Что такое тормозной шланг?

Когда вы нажимаете педаль тормоза, тормозная жидкость проходит через тормозной шланг к каждому суппорту, что приводит в действие тормозные колодки.

Что такое тормозная жидкость?

Тормозная жидкость — важнейший элемент, необходимый для успешной работы тормозов. Когда в трубопроводах тормозной жидкости создается давление, энергия распределяется по деталям тормозной системы, чтобы они могли выполнять свою основную работу — останавливать ваш автомобиль.Если у вас есть утечка тормозной жидкости, вашему автомобилю может потребоваться больше времени, чтобы остановиться или, что еще хуже, вообще не остановиться. Если в вашем автомобиле нет тормозной жидкости, тормоза даже не сработают. И это страшная ситуация, которую мы никогда никому не пожелали.

Основы и будущее автомобильных тормозов

Тормоза — важный компонент для правильной работы транспортного средства и безопасности пассажиров и других людей на дороге. Однако, за исключением автолюбителей и механиков, многие люди не понимают, как работает тормозная система.Многие люди могут не думать, что торможение автомобиля — это очень сложный процесс, потому что он кажется довольно простым, однако это не так. Вся тормозная система, технология и ее развитие довольно сложны.

С 1970-х годов автомобильные тормозные системы претерпели несколько инноваций, направленных на улучшение тормозных характеристик автомобиля. По-прежнему сохраняя основную функцию замедления и остановки движения вперед, современные тормозные системы помогают водителям гораздо больше, чем просто остановка автомобиля.Без разработанных тормозных систем, которые внедрялись и вводились в действие на протяжении многих лет, автомобили и дороги не были бы такими безопасными, как сегодня.

Основы тормозов

Тормозная система автомобиля состоит из нескольких частей. Сегодня самыми популярными и стандартными тормозами являются дисковые тормоза, которые обычно используются на всех четырех колесах. Также есть барабанные тормоза, но они типичны для старых автомобилей или встречаются только на задних колесах автомобиля. В дополнение к дискам или барабанам тормозная система также состоит из тормозных суппортов, фрикционных / тормозных колодок, гидравлических магистралей, тормозной жидкости и главного цилиндра, и каждая из этих частей работает вместе, чтобы остановить машину.

Когда водителю необходимо затормозить, он нажимает на педаль тормоза. В зависимости от тормозной системы автомобиля нажатие на педаль тормоза приводит в действие главный цилиндр (электронным путем или посредством рычажного механизма) и увеличивает давление в гидравлической системе, которое проталкивает жидкость через тормозную магистраль в систему суппорта. Как только жидкость достигает тормозных суппортов, жидкость заставляет тормозные суппорты давить на поршень, который прижимает тормозные колодки к ротору диска (прикрепленному к колесу), и это создает достаточное трение для замедления колес.

Некоторые автомобили оснащены «барабанными» системами, принцип действия которых тот же, но давление создается за счет фрикционных накладок, оказывающих давление на внутренние стенки барабана и, таким образом, замедляя движение колеса. Эти типы систем постепенно выводятся из употребления и обычно используются на легких грузовиках или больших грузовых фургонах.

Больше, чем просто тормоза

Помимо тормозной системы автомобиля, существуют также другие типы систем, которые помогают сделать торможение более безопасным.Антиблокировочная система тормозов — одна из тех дополнительных систем, которые очень полезны.

Антиблокировочная система работает аналогично с добавленным компонентом сенсорной системы, которая определяет тяговое усилие или скорость на отдельном колесе. Во время торможения, если система обнаруживает ненормальную скорость вращения колеса по сравнению с другими колесами, система затем отрегулирует давление для поддержания надлежащего трения, но не позволит колесу прекратить движение или «заблокироваться», пока не будет восстановлена ​​четность.Системы ABS могут в некоторых ситуациях регулировать тормозное давление до 15 раз в секунду, чтобы обеспечить надлежащий контроль над автомобилем. Хотя система ABS также предотвращает блокировку колес под давлением тормозов, в обычных обстоятельствах системы ABS также сокращают тормозной путь, необходимый для полной остановки автомобиля. Однако некоторые поверхности, такие как рыхлый гравий или снег, могут фактически увеличить тормозной путь независимо от ABS.

Будущее торможения

Эволюция тормозов не прекращалась с тех пор, как в начале 19 века были созданы первые автомобили, и это актуально и сегодня.В марте NHTSA и группа автопроизводителей заключили сделку о том, чтобы к 2022 году автоматическое торможение стало стандартной функцией для новых легковых автомобилей. (Https://www.nowcar.com/blog/archive/auto-braking- стандарт на новые автомобили к 2022 году /).

Фактически, за последние несколько лет тормоза даже стали фактором, помогающим повысить энергоэффективность автомобилей за счет рекуперативного торможения. Рекуперативное торможение, используемое в гибридных и электрических транспортных средствах, представляет собой метод торможения, при котором энергия извлекается из тормозных частей, сохраняется и повторно используется.


Тормоза жизненно важны для безопасной эксплуатации автомобиля, и почти каждое транспортное средство, которое движется вперед, большое или маленькое, оснащено той или иной тормозной системой. Понимание основных операций и компонентов тормозной системы может помочь любому лучше понять свой автомобиль или автомобиль. Как водитель, понимание основ тормозов может помочь ему лучше подготовиться к трудностям, с которыми сталкивается современная дорога. Как владелец автомобиля, изучение тормозов может помочь вам понять детали и системы, требующие регулярного обслуживания.

Уход за тормозами вашего автомобиля


T Дисковая тормозная система с тормозными колодками, суппортом и ротором -David Monniaux

Когда ваша машина находится в движении, нет ничего важнее, чем способность быстро и эффективно останавливаться. Поэтому тормоза — одна из самых важных частей вашего автомобиля. И все же очень немногие люди знают, как за ними ухаживать — или даже как заранее решать проблемы.

В зависимости от того, как вы водите, количество ежедневных злоупотреблений тормозами вашего автомобиля может сильно различаться. Если вы обычно едете по пологому склону, который постепенно позволяет вам сбавить скорость, то поздравляю. Ваши тормоза, вероятно, прослужат вам долгое время. Но если вы похожи на большинство из нас, и ваша ежедневная поездка на работу связана с множеством резких толчков и остановок, будь то улицы, заполненные светофорами, или многолюдные автострады, то ваши тормоза часто используются неправильно.

Детали тормозов и принцип их работы

Среднестатистическому водителю, не являющемуся механиком, на самом деле нужно заботиться только о двух частях тормоза: тормозных колодках и роторах.Понимание роли каждой из этих функций поможет вам точно узнать, что делает тормоз, и, возможно, даже как управлять автомобилем более безопасно.

Ваши тормозные колодки — это именно то, на что они похожи: твердый материал (от асбеста до органических соединений), который за счет трения останавливает автомобиль. Тормозные диски — это тормоза с круглыми колесами, на которые зажимаются колодки, чтобы замедлить и остановить автомобиль.

В дисковых тормозах

используются тормозные колодки, которые находятся внутри суппортов. Когда педаль нажата, они оказывают давление на ротор, который, в свою очередь, замедляет автомобиль.Поэтому неудивительно, что время от времени и колодки, и роторы нуждаются в ремонте и, в конечном итоге, в замене.

Обслуживание тормозных колодок

Обычно тормоза вашего автомобиля позволяют вам знать, когда им нужно немного нежной заботы. Если вы случайно замечаете пронзительный пронзительный визг (его трудно не заметить), исходящий из вашей машины, это признак износа тормозных колодок. Производители включают в саму тормозную колодку небольшой металлический лист, называемый индикатором, который показывает, что пришло время их заменить.Индикатор обычно поднимается вверх, когда тормозная колодка опускается менее чем на дюйма. Если вы слышите этот визг — который очень похож на гвоздь на классной доске — быстро замените тормозные колодки.

Однако не каждый комплект тормозных колодок поставляется с индикатором, поэтому вы не можете полагаться на них в 100% случаев. Но есть и другие показатели:

.

Мягкие тормоза: Если остановка занимает больше времени, чем обычно, это признак износа тормозных колодок.

Pushing Harder: Если ваша педаль тормоза , кажется, уходит дальше или требует большего толчка, может быть проблема с тормозной колодкой.

Техническое обслуживание ротора

Роторы

обычно могут прослужить водителю 2 или 3 комплекта тормозных колодок, но их необходимо время от времени проверять на предмет износа и деформации. Один из индикаторов — если рулевое колесо «покачивается» в руках, когда машина стоит на месте.

Если вы слышите или чувствуете скрежет при нажатии на тормоза, скорее всего, ваши колодки повреждены, и вы изнашиваете роторы с каждым знаком остановки. Осмотрите машину как можно скорее.

Если ваши роторы нуждаются в замене, вас могут спросить, хотите ли вы вместо этого «повернуть» их.Вращение роторов в основном означает их сбривание, пока они снова не станут гладкими. Однако это подходит не для всех роторов — в некоторых новых моделях автомобилей роторы уменьшены, что может сделать их слишком тонкими для вращения. Вы можете проверить руководство по эксплуатации или связаться с вашим дилером для получения дополнительной информации по уходу за роторами.

В отличие от замены масла, обслуживание тормозов вашего автомобиля не зависит от количества пройденных километров. Но теперь, когда вы знаете, что искать (и слушать), вы сможете каждый раз останавливаться на копейке.

5 вещей, которые вы должны знать

Необязательно быть профессионалом, чтобы разбираться в тормозной системе. Фактически, знание некоторых вещей о том, как они работают, может помочь вам обезопасить себя. Вот несколько вещей, которые каждый водитель должен знать о автомобильных тормозах.

Как работают автомобильные тормоза

Гидравлика: Когда вы нажимаете на тормоз, рычаг педали тормоза усиливает силу вашей ноги для сжатия гидравлической системы. В главном цилиндре накапливается давление, которое передается на тормозные суппорты или колесные цилиндры.Система является закрытой, то есть тормозная жидкость не поступает и не выходит. Если вы заметили низкий уровень жидкости, но не ниже отметки «низкий», не доливайте, а осмотрите тормозные колодки и колодки на предмет износа. Если уровень жидкости опустится ниже нижней отметки, у вас может быть утечка тормозной жидкости, которую следует немедленно проверить и устранить.

Boosting: Одного давления вашей стопы недостаточно, чтобы безопасно остановить машину, поэтому она усиливается, часто с вакуумным наддувом. Некоторые старые автомобили использовали гидроусилитель, снимающий давление от насоса гидроусилителя рулевого управления, в то время как новые автомобили используют электронный усилитель.Все три системы увеличивают усилие, которое вы можете приложить к тормозам, что упрощает безопасную остановку автомобиля. Имейте в виду, даже если вы слышали, что это позволит сэкономить бензин, не выключайте машину, чтобы спуститься с этого длинного холма. Вместо этого переключитесь на пониженную передачу.

Антиблокировочная система тормозов: Когда вы учитесь водить машину под дождем и снегом, вам часто говорят накачать тормоза, чтобы автомобиль не заносил — и раньше это было верно для старых автомобилей. . Антиблокировочная тормозная система (ABS), входящая в стандартную комплектацию большинства автомобилей с середины 1980-х годов, избавила от необходимости накачивать тормоза.Вместо этого модуль ABS использует датчики скорости колес, которые ищут блокировку колеса, используя электромагнитный клапан высокого посевного материала для временного снижения давления на это колесо. В этом случае колесо не блокируется, и вы можете сохранить контроль над автомобилем.

Поиск и устранение неисправностей

Шум: Вообще говоря, вы не должны слышать никакого шума при использовании тормозов вашего автомобиля. Если вы вообще слышите какие-либо шумы — скрип, визг, скрежет, стук, нытье, стон — немедленно проверьте тормоза.Имейте в виду, что экстренное торможение или резкое торможение на рыхлых поверхностях может привести к срабатыванию системы ABS, которая издает звук активации, который описывается как скрежет, гудение или стон.

Вибрация: Когда вы нажимаете педаль тормоза, вы должны ощущать постоянную обратную связь по давлению со стороны системы. Если вы чувствуете пульсацию в ноге или вибрацию в автомобиле или рулевом колесе, возможно, у вас проблема с ротором или барабаном, иногда вызванная перегревом. Если вы чувствуете вибрацию, проверьте тормозную систему.Однако обратите внимание, что активация ABS часто сопровождается вибрацией педали, что является нормальным явлением.

Знание основ работы автомобильных тормозов даст вам больше информации во время следующего визита в местный офис NAPA AutoCare. Будьте внимательны, и вы обнаружите проблемы с тормозами до того, как они станут небезопасными или нанесут сопутствующий ущерб.

Ознакомьтесь со всеми деталями тормозной системы, доступными на NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания NAPA AutoCare для текущего обслуживания и ремонта.Чтобы получить дополнительную информацию о автомобильных тормозах, поговорите со знающим экспертом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.

Фото любезно предоставлено Wikimedia Commons.

Разгон и торможение

2D модель твердого тела

Представьте себе автомобиль, стоящий на земле, как показано на рисунке. ниже. Мы возьмем всю машину с колесами как одиночное твердое тело. Ясно, что это неточно (колеса не может повернуться), но он все еще полезный.

Начнем с неподвижной машины, сидящей на Дорога. Гравитация действует вниз через центр масс, в то время как на колеса действуют силы реакции вверх и соответствующие равные и противоположные силы направлены вниз на земля. Поскольку автомобиль не ускоряется, общая силы на машине уравновешены, как мы видим на свободное тело диаграмма.

Когда водитель нажимает на газ педали, это приводит к тому, что автомобиль толкает назад дорога, создавая чистую поступательную силу на ведущие колеса ( задние колеса для нашей машины), и машина разгоняется до крейсерская скорость.Здесь мы включаем воздух сопротивление, но пренебрежение качением сопротивление, а при движении с постоянной скоростью движущая сила точно уравновешивает силу сопротивления воздуха сопротивление. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, машина толкает дорогу, чтобы замедлить вниз, давая обратные силы на оба колеса и вызывая автомобиль должен замедлиться до остановки.

ускорять тормозить диаграмма свободного тела компоненты анимация

Повторите ускорение / торможение выполнить цикл несколько раз, показывая свободное тело диаграмма.Обратите внимание на горизонтальные и вертикальные силы. дороги на колесах автомобиля. Также просмотрите силы как в вектор компоненты и как векторы полной силы.

Вертикальные силы дороги на автомобиль всегда должны уравновесить гравитационную силу, но мы видим, что распределение между передними и задними колесами изменяется по мере изменения автомобиль ускоряется и замедляется. Это потому, что горизонтальные движущие и тормозные силы ниже центра массы и произвести момент.Автомобиль не вращается, так что этому моменту нужно противодействовать землей силы. Направления силы означают, что задние колеса принимают больший вес при разгоне, в то время как передние колеса принимают больший вес при торможении.

История тормозов: история и эволюция автомобильных тормозов | Авто новости | Fast Track

Тормоза, являющиеся наиболее фундаментальной технологией автомобильной безопасности, сегодня превратились из деревянных блоков в высокоточные системы.

Самую раннюю форму тормозной техники можно увидеть на воловьих повозках. На веревке висит деревянный брусок. Другой конец веревки можно было привязать где-нибудь спереди. Когда водитель нажимает ногой на веревку, бревно трется о колеса, постепенно останавливая тележку.Это была тормозная система в более ранние периоды. Водитель использовал деревянные блоки и рычаг для торможения транспортных средств с запряженными лошадьми телегами со стальными колесами и ранних автомобилей. Тормоз работает путем преобразования кинетической энергии в тепло за счет трения.

Трос тормозной

Когда в конце 1890-х были представлены резиновые шины, колеса со стальными ободами устарели, а вместе с ними и тормоза с деревянными блоками.Это стало бесполезным, потому что дерево заземляло резину. Вместо этого был введен обернутый тросом барабан, прикрепленный к шасси автомобиля для остановки движения. Идея Готтлиба Даймлера была использована Вильгельмом Майбахом в Mercedes в 1901 году.

У таких тормозов были недостатки, в том числе разворачивание тросов и их провисание при подъеме на холм, скольжение из-за влаги и заклинивание из-за пыли.В 1902 году Луи Рено представил новую тормозную систему, решив эти проблемы.

Система содержит две тормозные колодки, одна из которых движется в направлении вращения барабана, а другая — против него и установлена ​​на задней оси.Тормоза приводятся в действие с помощью рычагов и тросов тормозных колодок для создания трения о барабан, соединенный с вращающимся колесом. Модифицированные версии этих барабанных тормозов использовались в последующие десятилетия. Барабанные тормоза все еще можно увидеть на задней оси многих новых автомобилей.

Гидравлические тормоза

Следующим большим шагом стал переход от механического управления к гидравлическому.В 1918 году Малькольм Лугхед выдвинул концепцию использования жидкостей для передачи усилия на тормозную колодку при нажатии на педаль. Первоначальная реакция производителей автомобилей на новую систему была холодной. Причина: при работе в условиях высоких температур и высокого давления жидкость могла вытечь. Введение улучшенных шайб и резиновых манжет решило эти проблемы, и гидравлические тормоза стали широко популярными. Затем на все четыре колеса были установлены тормоза только на задние колеса, что привело к кардинальным изменениям в тормозной системе, что до того времени было удачей на высоких скоростях.Именно Duesenberg впервые представил в 1915 году модель, оснащенную тормозами на всех четырех колесах.

Силовой тормоз

Силовой тормоз стал следующим достижением в этой области.В механических тормозах используется вакуумный насос, приводимый в действие впускным коллектором, чтобы дать водителю прирост мощности и облегчить включение тормозов. Вакуумные усилители тормозов являются его ключевым компонентом. Другими ключевыми компонентами являются главный цилиндр, которым непосредственно управляет педаль тормоза, и колесные цилиндры, которые передают тормозное давление, создаваемое в главном цилиндре, на тормозные колодки барабана.

Вакуумный усилитель силового тормоза будет прикреплен к главному цилиндру.Вакуумное давление, необходимое для его функционирования, обеспечивается непосредственно от впускного коллектора или насоса, который установлен на генераторе переменного тока. Вакуумный силовой тормоз впервые появился в автомобиле Пирс-Эрроу 1928 года.

Тормоз дисковый

Дисковые тормоза сформировались вместе с барабанными тормозами.В 1898 году в США дебютировал электромобиль с дисковыми тормозами на передние колеса. Здесь вместо барабанов на колесо устанавливается тормозной диск (ротор). Дисковые тормоза используют суппорты для прижатия пары колодок к движущемуся / вращающемуся диску. Дисковые тормоза спроектированы как обычные велосипедные тормоза; вместо троса в велосипеде здесь используется гидроуправление. Несмотря на то, что английская компания Lanchester в 1902 году использовала в своих автомобилях дисковую выпечку, тогда она не работала. Пятьдесят лет спустя Austin Healey 100S, который отправился в путь в 1953 году, впервые имел дисковые тормоза.

Рождение АБС

Когда эффективность тормозных систем повысилась, возникла другая проблема.При резком торможении колеса блокируются, в результате чего шины теряют сцепление с дорогой и буксуют. Если дорога мокрая или на ней есть песок или гравий, проблема усугубляется. Чтобы решить эту проблему, была разработана ABS или антиблокировочная тормозная система.

Антиблокировочная система тормозов была впервые представлена ​​французским пионером в области автомобилестроения и авиации Габриэлем Вуазеном в 1929 году для предотвращения заноса самолетов.Это была полностью механическая система. В 1928 г. Карл Вессель и 1936 г. Роберт Бош получили патент на аналогичные системы. В 1960-х годах Марио Палаццетти из исследовательского центра Fiat разработал современную антиблокировочную тормозную систему, которая теперь является стандартной для всех автомобилей. Патент на эту систему позже был продан компании Bosch.

АБС состоит из датчиков скорости на всех четырех колесах, клапанов с электрическим управлением и электронного блока управления.ABS использует датчики скорости на обоих колесах для точного определения скорости вращения колес, а также датчики для определения момента, когда колесо собирается заблокироваться. Он использует клапаны колесного цилиндра для снижения гидравлического давления, чтобы предотвратить блокировку колес при резком торможении и сохранить сцепление и контроль шин.

Еще одна система, которая работает вместе с ABS, — это электронное распределение тормозных сил (EBD).Фактически, EBD — это расширение ABS, гарантирующее, что каждое колесо получает нужное тормозное усилие. Еще одна система, которая работает вместе с ABS, — это система экстренного торможения. Ассистент торможения просто позволяет системе ABS еще более эффективно останавливать автомобиль. Датчик, прикрепленный к педали тормоза, запускает систему экстренного торможения, чтобы определить, когда водитель пытается остановиться в аварийной ситуации, и применяет полное тормозное давление до полной остановки автомобиля.

Вспомогательные компоненты

Наряду с разработкой тормозных систем, конструкция и производство их компонентов претерпели большие изменения.Ранние тормозные колодки изготавливались из дерева и кожи. Позже стали использовать асбест. Хотя асбест считался лучшим материалом для изготовления всевозможных тормозных колодок и колодок, производство асбеста было прекращено, когда стало известно, что он вызывает рак. Вместо асбеста тормозные колодки и колодки были изготовлены из синтетических материалов и металлического порошка в качестве фрикционного материала. Керамические тормозные колодки, в которых используются частицы глины и металлические волокна, являются последними достижениями в тормозной технологии. Тормозной цилиндр, который раньше был железным, теперь сделан из алюминия.Изменения произошли и с тормозной жидкостью. Современные тормозные жидкости, состоящие из нескольких химических соединений, обеспечивают отличную эффективность торможения в течение длительного времени.

Рекуперативное торможение

В обычных тормозах большая часть энергии движущегося транспортного средства теряется в виде тепла.Рекуперативное торможение направлено на некоторое сохранение энергии, потерянной при обычном торможении. С появлением электромобилей открылся еще один путь к сокращению потерь энергии, поскольку двигатель, который помогает мобильности, также может генерировать энергию, как генератор. В гоночных автомобилях Формулы 1 система рекуперации кинетической энергии используется для восстановления кинетической энергии движущегося автомобиля при торможении. Восстановленная энергия сохраняется в маховике для дальнейшего использования при ускорении.

Что такое рекуперативное торможение? | Новости

Когда водитель убирает ногу с педали акселератора и тормозит выбегом или тормозит, электродвигатель (или двигатели) вращается в обратном направлении и действует как генератор для подзарядки аккумулятора (или аккумуляторов) гибрида или электромобиля.Эта энергия также применяется в качестве сопротивления колесам, чтобы замедлить транспортное средство без использования обычных тормозов (колодок и роторов на каждом колесе).

Когда водитель гибридного транспортного средства или электромобиля применяет тормоза, кинетическая энергия (энергия движущегося объекта) обеспечивает всю или большую часть начальной тормозной способности до тех пор, пока водитель полностью не нажмет педаль тормоза; это когда гидравлическая система активируется и прижимает тормозные колодки к роторам.

Вот почему колодки и роторы могут служить дольше на гибридах и электромобилях, чем на автомобилях, работающих только на двигателях внутреннего сгорания.Регенеративное торможение делает большую часть работы по остановке автомобиля на раннем этапе, а гидравлические тормоза не задействуются до тех пор, пока не приближаются к финишу. Гидравлическая система быстрее срабатывает при аварийной остановке или резкой остановке на высоких скоростях.

Транспортные средства с обычными тормозами также вырабатывают кинетическую энергию, но она преобразуется в тепло, создаваемое трением колодок о роторы во время торможения. Эта энергия просто рассеивается в воздухе и тратится впустую.

Сообщается, что при рекуперативном торможении до 70% энергии улавливается и используется для подзарядки аккумуляторов или замедления движения автомобиля.Количество захваченного зависит от стиля вождения автомобиля, так же как экономия топлива зависит от стиля вождения.

Ещё на Cars.com:

На гибридных транспортных средствах, не являющихся подключаемыми, рекуперативное торможение перезаряжает гибридную аккумуляторную батарею, которая может накапливать электричество, достаточное только для питания транспортного средства на короткие расстояния (максимум пара блоков) или для резкого увеличения проходящей мощности. . Частое замедление и остановка движения по городу поддерживает заряд гибридных аккумуляторов, что позволяет гибридным автомобилям чаще работать только в электрическом режиме.Вот почему гибридные автомобили, как правило, имеют более высокие оценки экономии топлива при движении по городу, чем при движении по шоссе, где электродвигатель используется редко.

На электромобилях и PHEV рекуперативное торможение может заряжать аккумуляторы только небольшими порциями; автомобили по-прежнему необходимо подключить к зарядным станциям, чтобы полностью зарядить аккумуляторы.

Видео по теме:

Редакционный отдел Cars.com — ваш источник автомобильных новостей и обзоров. В соответствии с Cars.com, редакторы и рецензенты не принимают подарки или бесплатные поездки от автопроизводителей. Редакционный отдел не зависит от отделов рекламы, продаж и спонсируемого контента Cars.com.

.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.