Схема подключения прицепа к автомобилю своими руками: распиновка розетки фаркопа
Автор: Виктор
Фаркоп или тягово-сцепное устройство — это неотъемлемая составляющая любого современного авто, которое используется с прицепом. Казалось бы, в установке фаркопа и его подключении нет ничего сложного, но для того, чтобы оптика прицепа работала нормально, необходимо правильно соединить все провода. Схема подключения прицепа распиновка розетки фаркопа, а также инструкция по установке этого устройства представлены ниже.
Содержание
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
Особенности установки фаркопа
Как правильно провести монтаж и подсоединение устройства в своем автомобиле, как подключить вилку на 7 контактов к проводке?
Перед тем, как осуществить присоединение блока согласования для фаркопа Смарт Коннектор, нужно произвести монтаж устройства, рассмотрим процесс установки к автомобилю:
- Машина в первую очередь загоняется на яму, обесточивается электрика в авто, для этого снимите клеммы с аккумулятора.
- Затем из багажного отделения нужно убрать абсолютно все, включая запаску, огнетушитель, аптечку и т.д. Демонтируйте пластиковую облицовку.
- Далее, тягово-сцепное устройство нужно подставить к месту установки — устройство надо зафиксировать на месте, а также пометить места, где будут вмонтированы фиксаторы на фаркоп. В тех местах, где будут крепления, следует просверлить отверстия. Чтобы устройство на прицеп не прогнило раньше срока, рабочие поверхности нужно обработать специальным антикоррозийным веществом.
- Для крепления используется болты с шайбами, зафиксируйте их как можно более прочно, чтобы не было зазоров и люфта.
- На внутренней части багажного отсека, а также снизу лонжерона, следует просверлить еще два отверстия. Специалисты рекомендуют использовать при установке специальные усиливающие накладки, таким образом, крепление устройства будет более надежным, а нагрузка на кузов — менее высокой.
- После этого производится монтаж болтов и накладок. Затем остается произвести подключение тягово-сцепного устройства. Для этого вам потребуется распиновка розетки фаркопа на 7 контактов. Кстати, схема подключения фаркопа к 7-контактной розетке должна идти в комплекте (автор видео — канал Фаркопыч).
Как можно подключить розетку?
Подключение электрики фаркопа к разъему может быть осуществлено в соответствии с одной из схем — либо стандартной, либо универсальной. В данном случае все зависит от конструктивных особенностей самой машины, фаркопного устройства и прицепа. Если необходимость установки и соединения элементов в разъем фаркопа возникает у вас впервые, то лучше всего обратиться за помощью к специалистам. Предлагаем ознакомиться с каждой из схем.
Стандартный способ
Если схема подключения для фаркопа своими руками не предусматривает наличие в авто согласущего блока, то придется работать с имеющейся проводкой. Таким образом, подключение розетки фаркопа не требует использования дополнительных разветвителей. Иными словами, для того, чтобы розетка фаркопа была включена должным образом, потребуется вмешаться в бортовую сеть авто и правильно соединить кабеля для работы фар. В зависимости от конструктивных особенностей машины, возможно, потребуется выполнить распайку проводки фаркопа.
В целом такая процедура выглядит следующим образом:
- Снимаются защитные накладки на задней оптике.
- Вам необходимо вывести провода от стоп-сигналов, габаритов, а также фонарей заднего хода.
- Проводка наращивается путем добавления новых проводов. Все провода по схеме выводятся на тягово-сцепное узел.
- Производится соединение с розеткой, для более качественного соединения контакты лучше запаять.
Распиновка контактов в розетке
Универсальный
Если речь идет о более новой машине, то в данном случае автомобильный фаркоп должен подключаться с использование блока согласования. Это устройство используется для постоянного контроля состояния оптики, поэтому его нужно обязательно установить. Данный узел сможет предупредить водителя о том, что в электросети увеличилось потребление тока. Также его использование необходимо для того, чтобы обеспечить корректную настройку передачи импульсов, если дополнительно используется мультиплексная шина.
Как подключить розетку фаркопа по универсальному методу:
- Для начала производится установка управляющего девайса — блока согласования — и его дальнейшее подключение к электросети. Необходимо подключить правильно все контакты и разъемы, при наличии схемы руководствуйтесь ею.
- После установки производится активация блока. Включив девайс, вы увидите, что задние фары будут мигать, после этого можно подсоединять сам фаркоп.
- Может быть такое, что разъемы на управляющем устройстве не соответствуют тем, которые установлены на прицепе. На них могут быть разные контакты, это обусловлено тем, что производители при изготовлении используются разные технологии. Если это так, то мы бы порекомендовали обратиться к квалифицированным электрикам.
Фотогалерея «Схемы подключения»
- 1. Простой метод
- 2. Универсальный вариант соединения
Подключение электрики в любом случае является обязательным, этим правилом пренебрегать нельзя. Ведь работоспособная задняя оптика значительно определяет безопасность транспортного средства. Если фары на прицепе не будут работать, скорей всего, это приведет к аварии, ведь как известно, наши соотечественники во время езды ориентируются на заднюю оптику других авто при торможении. Перед тем, как выезжать на дорогу, необходимо в обязательном порядке проверить работоспособность фонарей.
Видео «Как сделать тягово-сцепное устройство в гаражных условиях?»
На видео ниже представлена подробная инструкция по изготовлению тягово-сцепного устройства своими силами (автор ролика — канал MADE at HOME).
Загрузка …Схема подключения розетки курганского прицепа. Схема подключения прицепа, распиновка разъёма фаркопа
Содержание:
Часто, когда вы собираетесь на дачу или на длительный отдых на природе всей семьей, места в багажнике для всех вещей может не хватить. Да и для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов легковая машина не слишком подходит. Тогда единственным вариантом остается применение прицепного устройства, в которое можно загрузить то, что не влезает в багажник. Да и подвеске автомашины будет намного легче.
Ну а для прицепа, естественно, нужен фаркоп. Установка подобного устройства — дело не простое, но вполне осуществимое. Главное — это не забывать о правилах дорожного движения, согласно которым прицеп, так же, как и автомобиль, должен быть оборудован габаритными огнями, стоп-сигналами и сигналами поворота. Вот тут и встает вопрос — как это все подключить.
Многие считают, что подключение разъема прицепа — простейшее дело, с которым справится даже ребенок. Возможно, это и так, но только при условии, что розетка на фаркопе, равно как и вилка прицепа, уже подготовлены. А вот если этого еще не сделано, тогда придется поработать, причем не столько руками, сколько головой. Конечно, в этом очень может помочь схема подключения розетки фаркопа, но ей одной в этом деле не обойтись.
Попробуем разобраться, насколько сложна электрическая схема подключения прицепного устройства, а также понять, какой провод, к какому гнезду подключается.
Методы и возможности подключения
Обычное число контактов в розетках фаркопа для подключения прицепа — это 7, конечно, если брать именно стандарты нашей страны. А вот на «европейцах» и «американцах» количество контактов может быть равным 13. Но суть подключения от этого не меняется, так как добавочные пять контактов идут на питание вспомогательного оборудования вроде противотуманных фар и так далее.
Для подключения прицепа можно воспользоваться двумя методами — стандартным и универсальным.
Первый вариант самый простой — при наличии розетки на фаркопе и вилки на прицепе нет никаких сложностей при подсоединении, после чего все осветительные приборы прицепа будут действовать так, как и положено. А вот при ее отсутствии необходимо понять, как подключить розетку фаркопа. Для этого и потребуется схема распиновки.
Итак, рассмотрим два способа действий по подключению световых приборов прицепа к штатной бортовой сети при отсутствии розетки на фаркопе.
Способ № 1
Если в автомашине не предусмотрен электронный или компьютерный блок управления, есть возможность подключиться к задним фонарям. Конечно, это дополнительные провода, но от подобного никуда не деться.
Подключение розетки фаркопа производится в основном только к одному из фонарей. От второго будет запитан только один сигнал поворота.
Определив при помощи тестера или контрольной лампы какой провод за какой из огней отвечает, нужно подключить к ним разъем фаркопа при помощи обжимки специальных разъемов или же посредством обычной пайки.
Получается, что в жгут проводки на фаркоп с одного из фонарей будет входить электропроводка для питания стоп-сигналов, габаритных огней и сигнал поворота. От второго пойдет лишь один провод, подключаться который будет на сигнал поворота.
Важно, что провод массы тянуть не нужно, ведь фаркоп прочно закреплен на раме автомобиля, а потому сам по себе несет массу.
Также стоит подумать о приобретении предохранителей с номиналом на 20–25% больше, чем установленные на осветительные приборы. Делается это по той причине, что нагрузка на них, при подключении прицепа, увеличится.
Далее, естественно, необходимо правильно подключить провода, чтобы розетка фаркопа работала соответственно бортовой сети освещения, но об этом чуть позже, а сейчас нужно рассмотреть второй способ подключения к бортовой сети автомобиля.
Способ № 2
Этот способ придется использовать, если в авто установлен современный электронный блок управления, а потому подобное присоединение более сложно. Дело в том, что при его наличии при включении дополнительной нагрузки на задние фонари по первому способу, компьютер автомобиля «понимает», что на них
Электросхема прицепа | Прицепы для легковых
Мы уже писали, что подключение световой сигнализации прицепа к современным автомобилям часто
становится серьезной проблемой. Но вопросы продолжаются, причем выявляются все новые и новые варианты непонятного поведения фонарей.
прогресс не стоит на месте и управление электрическими схемами автомобилей постоянно меняется, в основном, в сторону усложнения.
В данной статье — советы автолюбителям: ответы на вопросы специалистов по электрооборудованию прицепов (по материалам pricep45.ru)
Часто возникают вопросы, связанные с эл. проводкой при подключении к вилке автомобиля. В первую очередь следует проверить все ли подключено правильно и для начала отремонтировать электропроводку на самом прицепе. Может быть лампы все целые, а контакты или соединение в проводке отсутствует.
С точки зрения современной системы контроля светодиодная сигнализация прицепа, подключенная к штатному разъему автомобиля, всегда будет неисправной, поскольку потребляемый ею ток слишком мал. Если же на машине тоже используются светодиоды, то удвоение нагрузки может восприниматься, как короткое замыкание с соответствующей реакцией.
! На схемах-картинках ниже — Перечень ламп, которые используются в световых приборах курганского легкового прицепа 8213
Нажмите на картинку, чтобы увеличить размер для просмотра
Способы согласования электросхем
автомобиля и прицепа
Другой часто встречающийся вопрос:
Все установленные части электропроводки: стопы, габариты поворотники по отдельности работают хорошо, а когда все вместе — начинается беспорядочное их моргание. С чем это связано?
Ответ: Такое бывает на автомобилях со светодиодными огнями. В простых случаях проблему могут решить установленные в разрыв цепи сопротивления «обманки». Но кардинальное решение проблемы и Для правильной работы при установке тягово-сцепного устройства – необходимо подключение прицепа через согласующий контроллер (его еще называют Смарт-коннект), который «переводит» сигналы шины управления световыми сигналами автомобиля и подает напряжение на нужные контакты стандартного разъема. Проще говоря, — это устройство, которое регулирует работу электрики.
Читайте другие полезные статьи по этой теме
1. Купить легковой прицеп — почему выгодно покупать
2. Требования к прицепу — различных моделей, основной перечень требований
3. Практические Ответы на вопросы — задавайте вопросы и получайте ответы
4. Легковые курганские прицепы — все 12 преимуществ прицепов
5. Стандарты тягово-сцепных устройств — схема тсу, описание
Надежных вам прицепов и полезных трудовых будней!
Легковые прицепы в Омском регионе —
надежно и выгодно!
Звоните и покупайте прицепы здесь,
в Омске по адресу: пр. Королева, 33
тел. 8-913-961-06-92 и (3812) 77-52-11
мы работаем для Вас практически целый день без обеда!
Пишите комментарии и задавайте вопросы: что вы хотели бы знать об электросхеме прицепа — мы отвечаем каждому и рекомендуем только лучшее!
Похожие материалы
маленький 6-контактный круглый штекер и розетка | ||||||
Розетка 6 пин 6-контактный разъем | 1 хвост, просвет — коричневый 2 левый поворот — желтый 3 правый поворот — зеленый 4 остановка — красный 5 электрических тормозов — синий 6 земля — белый |
| ||||
маленький 7 штыревой круглый штекер и розетка | ||||||
Розетка 7 контактов Штекер 7 контактный | 1 осталось ручной поворот — желтый 2 реверс — черный 3 земля — белый 4 правая рука поворот — зеленый 5 электрические тормоза — синий 6 остановка — красный 7 хвост, габарит, боковые маркеры — коричневый |
| ||||
большой 5 штыревой круглый штекер и розетка | ||||||
Розетка на 5 контактов 5-контактный разъем | 2 левый поворот — желтый 3 земля — белый 5 правый поворот — зеленый 6 остановок — красный 7 хвост, клиренс, боковые маркеры — коричневый |
| ||||
большой 7-контактный круглый вилка и розетка | ||||||
7 штырь розетка 7 контактный вилка | 1 левый поворот — желтый 2 реверс — черный 3 земля — белый 4 правая рука поворот — зеленый 5 электрические тормоза — синий 6 остановка — красный 7 хвост, клиренс, боковые маркеры — коричневый |
| ||||
7-контактный круглый штекер и розетка для тяжелых условий эксплуатации | ||||||
7 штырь розетка 7 контактный вилка | 1 земля — белый 2 сзади слева, клиренс и маркер — черный 3 левый поворот — желтый 4 остановка — красный 5 правый поворот — зеленый 6 правая задняя, зазор и маркер — коричневый 7 задний / вспомогательный — синий |
| ||||
7 плоская вилка и розетка со штырьками | ||||||
7-контактный розетка Штекер 7 контактный | 1 левый поворот — желтый 2 реверс — черный 3 земля — белый 4 правый поворот — зеленый 5 электрические тормоза — синий 6 остановок — красный 7 хвост, клиренс, боковые маркеры — коричневый |
| ||||
12-контактный плоский штекер и розетка | ||||||
12 розетка Штекер 12 контактный | 1 левый поворот — желтый 2 реверс — черный 3 земля — белый 4 правая рука поворот — зеленый 5 электрические тормоза — синий 6 стоп — красный 7 хвост, габарит, боковые маркеры — коричневый 8 аккумуляторное питание — оранжевый 9 вспомогательное оборудование — розовый 10 земля — белый 11 задний туман лампа — серый 12 вспомогательных устройств — фиолетовый |
| ||||
Схемы ищем снаружи вилки или розетки Вышеуказанные Австралийские стандарты электропроводки прицепов |
Комплекты проводов и жгуты прицепа Ленд Ровер
1) Выберите Year20202012017201620152014201320122011201020020072006200520042003200220012000199 searchType: поиск.cfm (поиск на стороне сервера)
ключевое слово:
subCatID: 174
topCatID: 44
VehicleID: 0
папка Глубина: 2
автомобиль заглушка:
topCatName: Электрооборудование
subCatName: Комплекты проводов и жгуты прицепа
topCatStub: электрический
subCatStub: комплекты проводов прицепа
VehicleGroupingName:
pageNumber: 1
appCode:
appCodeFriendly:
АвтомобильГод:
algolia Запрос: https: // 2QSh2YKO9Z-dsn.algolia.net/1/indexes/roverTaxonomy?query=&filters=SUBCATID:174 И TOPCATID: 44 & hitsPerPage = 20 & facets = * & page = 0
Результаты поиска относятся только к этому автомобилю
Цена: 149 долларов.95
- Артикул: YWJ500220ABP (подходит как деталь # YWJ500220)
- От Atlantic British Ltd.
- На складе
- Гарантированная лучшая цена
Цена: 149 долларов.95
- Артикул: VPLAT0013ABP (такая же посадка, как номер детали VPLAT0013)
- От Atlantic British Ltd.
Цена: 119 долларов.95
- Артикул: 9439C (Подходит как часть YWJ500120)
- От Atlantic British Ltd.
- На складе
- Гарантированная лучшая цена
Цена: 154 доллара.95
- Артикул: YWJ500170ABP (такая же посадка, как и деталь № YWJ500170)
- От Atlantic British Ltd.
Цена: 537 долларов.95
- Товар: YWJ500480G
- Оригинальные запчасти от Land Rover
- В наличии
- Гарантированная лучшая цена
Цена: 134 доллара.95
- Артикул: VPLMT0008ABP (подходит как деталь № VPLMT0008)
- От Atlantic British Ltd.
- На складе
- Гарантированная лучшая цена
- Товар: VPLST0072G
- Оригинальные запчасти от Land Rover
- В наличии
- Гарантированно лучшая цена
- Товар: VPLAT0137G
- Оригинальные запчасти от Land Rover
- В наличии
- Гарантированная лучшая цена
- Товар: ETBCA
- От Atlantic British Ltd.
- В наличии
- Гарантированно лучшая цена
- Товар: VPLWT0115G
- Оригинальные запчасти от Land Rover
- В наличии
- Гарантированно лучшая цена
- Товар: VPLST0016G
- Оригинальные запчасти от Land Rover
- В наличии
- Гарантированно лучшая цена
- Артикул: 9439A (Подходит как деталь YWJ500110)
- От Atlantic British Ltd.
- На складе
- Гарантированно лучшая цена
- Артикул: 9439B (Подходит как деталь YWJ500130)
- От Atlantic British Ltd.
- На складе
- Гарантированно лучшая цена
- Товар: VPLGT0074G
- Оригинальные запчасти от Land Rover
- В наличии
- Гарантированная лучшая цена
- Артикул: 9438 (Подходит как часть YMZ500480)
- От Atlantic British Ltd.
- На складе
- Гарантированная лучшая цена
- Артикул: 9439F (Подходит как часть YWJ500070)
- От Atlantic British Ltd.
- На складе
- Гарантированно лучшая цена
- Товар: VPLCT0183G
- Оригинальные запчасти от Land Rover
- В наличии
- Гарантированная лучшая цена
- На складе
- Гарантированно Лучшая цена
- Товар: AMR3963G
- Оригинальные запчасти Land Rover
- В наличии
- Гарантированно
- На складе
- Гарантированно Лучшая цена
БЫСТРАЯ Доставка! Назовите этих людей, у них есть все ответы на ваши вопросы по установке.
— Билл М. (Бойдтон, Вирджиния)
Отличное обслуживание клиентов, очень знающий персонал. Все, с кем я работал, являются владельцами Land Rover, что очень помогает в знании автомобилей.
У вас всегда есть запчасти, которые мне нужны по отличной цене, и все, с кем я когда-либо говорил, прекрасно знают все Land Rover
.— Кит Б. (Блю Ридж, Вирджиния)
Профессионализм.Мой торговый представитель — рок-звезда, и я ценю как его технические знания, так и его знания о вашей линейке продуктов.
-Алан Р. (Н. Челмсфорд, Массачусетс)
БЫСТРАЯ Доставка! Назовите этих людей, у них есть все ответы на ваши вопросы по установке.
— Билл М. (Бойдтон, Вирджиния)
Отличное обслуживание клиентов, очень знающий персонал.Все, с кем я работал, являются владельцами Land Rover, что очень помогает в знании автомобилей.
У вас всегда есть запчасти, которые мне нужны по отличной цене, и все, с кем я когда-либо говорил, прекрасно знают все Land Rover
.— Кит Б. (Блю Ридж, Вирджиния)
Профессионализм. Мой торговый представитель — рок-звезда, и я ценю как его технические знания, так и его знания о вашей линейке продуктов.
-Алан Р. (Н. Челмсфорд, Массачусетс)
У вас всегда есть запчасти, которые мне нужны по отличной цене, и все, с кем я когда-либо говорил, прекрасно знают все Land Rover
.— Кит Б. (Блю Ридж, Вирджиния)
Профессионализм. Мой торговый представитель — рок-звезда, и я ценю как его технические знания, так и его знания о вашей линейке продуктов.
-Алан Р. (Н. Челмсфорд, Массачусетс)
- Подключите положительный провод к положительной клемме с предохранителем на панели распределения питания.
- Подключите отрицательный провод к клемме отрицательной шины на распределительном щите.
- Подключите положительный провод к положительному проводу на фонаре с помощью гайки рычага.
- Подсоедините отрицательный провод к отрицательному проводу на фонаре с помощью гайки рычага.
- Подсоедините положительный провод к гайке рычага, соединенной с положительным проводом на 1-м фонаре, и протяните его к гайке рычага, соединенной с положительным проводом на 2-м фонаре.
- Подсоедините отрицательный провод к гайке рычага, соединенной с отрицательным проводом на 1-м фонаре, и протяните его к гайке рычага, соединенной с отрицательным проводом на 2-м фонаре.
- Повторите этот процесс для всех источников света.
- Средний терминал принимает питание от распределительного щита.
- Верхний терминал будет передавать питание на свет, если переключатель включен.
- Нижняя клемма — это отрицательная клемма. Это просто позволяет светодиоду на переключателе работать в зависимости от того, включен или выключен переключатель. Если вы не хотите, чтобы маленькая светодиодная лампа, встроенная в переключатель, работала, вы можете обойти отрицательную клемму на задней панели переключателя и не использовать ее.
Цена: 292 доллара.95
Цена: 289 долларов.95
Цена: 129 долларов.95
Цена: 224 доллара.95
Цена: 292 доллара.95
Цена: 84 доллара.95
Цена: 114 долларов.95
Цена: 256 долларов.95
Цена: 44 доллара.95
Цена: 114 долларов.95
Цена: 199 долларов.95
Цена: 109 долларов.95
Цена: 18,95 долларов США
Цена: 10 долларов.95
Во-первых, мне очень нравятся видео, они очень помогают и значительно упрощают ремонт. Во-вторых, обслуживание клиентов и доставка превосходны, всегда вовремя и правильно…
Джеймс С.
McHenry, IL
1-2-21
На веб-сайте легко ориентироваться, а оформление заказа происходит быстро и точно.
Геррит В.
Модесто, Калифорния
12-31-20
знающих продавцов быстрое обслуживание
JR W.
Chino Valley, AZ
12-30-20
Я использовал AB много-много раз за последние 18 лет, и у меня никогда не было проблем ни с доставкой, ни с продуктом.
Робин Ф.
Спокан, Вашингтон
12-30-20
Бесперебойная транзакция, товары на складе, быстрая доставка и отличное отслеживание заказов, а также лучшее обслуживание клиентов, которое у меня было за долгое время, спасибо AB.
Jose E.
Chula Vista, CA
12-29-20
Отличное обслуживание клиентов
Хэнсон Т.
Menifee, CA
12-29-20
Сервис в Atlantic British всегда был отличным. Каждый раз, когда у меня возникает вопрос, ваши торговые представители были мне очень полезны, и их знания обо всем, что касается Land Rover, уступают…
Джеймс С.
Вирджиния-Бич, Вирджиния
12-29-20
Быстрый корабль.. Справедливые цены .. Отличное обслуживание клиентов
Руди К.
Lewisuburg, WV
12-28-20
Доставка осуществляется быстро, и когда у меня возникают вопросы или проблемы с заказом, они всегда выполняются с отличной службой поддержки. Благодарю вас!
Сием Д.
Вашингтон, округ Колумбия
12-28-20
Сильный, внимательный персонал.Скорость доставки. Запас большинства предметов / деталей, которые мне нужны.
Дана С.
Андовер, Массачусетс
12-23-20
Купить по автомобилю Магазин по категориям
Отзывы наших клиентов …
Предыдущий слайд ◀ ︎ Следующий слайд ▶ ︎
Как подключить фары и переключатели в электрической системе автофургона своими руками — EXPLORIST.life
Вы когда-нибудь жили в доме, в котором был свет, который нельзя было выключить и включить выключателем? Нет? И я нет. Давайте продолжим эту серию. Из этого сообщения в блоге вы узнаете, как установить 12-вольтовые фары и переключатели в ваш DIY Camper
.СЕЙЧАС В НАЛИЧИИ: Руководство по параллельным цепям 12 В https: // www.exploorist.life/shop/solar-wiring-diagrams/12v-branch-circuits/
Небольшая заметка, прежде чем мы начнем. Это лишь одна из частей всеобъемлющей серии «Как установить электрическую систему для автофургона своими руками». Если вы только что наткнулись на эту статью, не заметив ее, вероятно, некоторые вещи мы уже рассмотрели. Если вы хотите ознакомиться с этим пошаговым руководством, вы можете сделать это здесь: https://www.explorist.life/diy-campervan-solar
Кроме того, у нас есть интерактивные схемы подключения солнечных батарей, которые представляют собой полное решение от А до Я, чтобы научить вас, какие именно детали и куда идут, какого размера провода использовать, рекомендации по размеру предохранителей, размеры наконечников проводов и многое другое, чтобы помочь сэкономить время и разочарование.Вы можете проверить это здесь: https://www.explorist.life/solarwiringdiagrams/
.Как подключить фары для кемпинга 12 В к батарее
Хотя действительно возможно подключить фары непосредственно к положительной и отрицательной клеммам аккумуляторной батареи, установка полной электрической системы в самодельный кемпер потребует перемещения ответвленных цепей (освещения, вентиляторов, USB-розеток и т. Д.) От аккумуляторный блок. Для этого я рекомендую использовать центр распределения питания, такой как WFCO WF-8950 (https: // amzn.к / 3kLk6gf). Вот как WFCO WF-8950 распределяет мощность:
Как подключить блок предохранителей 12 В к блоку батарей
На всех схемах подключения солнечных батарей EXPLORIST.life я интегрировал WFCO WF-8950 в каждую, чтобы обеспечить питание всех вспомогательных цепей на 12 В. На следующей схеме показан путь, по которому панель распределения питания 12 В получает питание от аккумуляторной батареи. Питание 12 В поступает от блока аккумуляторов 12 В и распределяется через шины 12 В (распределитель Victron Lynx на этой схеме) к основным компонентам системы.От распределителя Lynx питание идет вверх по положительным и отрицательным проводам к стороне постоянного тока центра распределения питания, где имеется 15 различных цепей, готовых передавать мощность через положительный и отрицательный провод к каждой из отдельных цепей 12 В (индикаторы, вентиляторы, розетки USB и т. д.).
Как подключить панель распределения питания 12 В (видео)
Это был очень быстрый обзор того, как подключить распределительную панель. Если вам нужен более подробный обзор, вот полный учебник и видео по публикации в блоге: https: // www.exploorist.life/how-to-wire-a-power-distribution-panel/
Как подключить лампу на 12 В
Подключить лампу 12 В от аккумуляторной батареи 12 В через блок предохранителей на 12 В довольно просто. Все, что требуется, это:
КАК ПОДКЛЮЧИТЬ НЕСКОЛЬКО СВЕТИЛЬНИКОВ 12В ВМЕСТЕ
Предыдущая диаграмма может быть менее чем полезной, потому что большинство людей подключают не только один источник света. Как правило, желательно одновременное включение нескольких источников света. Следуя тем же шагам, что и раньше, но добавьте следующее:
Как установить выключатели света 12 В
Теперь, когда вы знаете, как питание от блока предохранителей 12 В подается на светильник или несколько ламп, пора научиться подключать выключатель, чтобы вы могли включать и выключать свет по своему усмотрению.В этом разделе будут рассмотрены источники света, которые включаются и выключаются из одного места. Позже в этом посте мы рассмотрим двухсторонние переключатели света, которые могут управлять светом из разных мест.
12v spst Схема выключателя света
Стандартный выключатель на 12 В, который мы используем для управления освещением из одного места, называется «однополюсный однополюсный» или обычно сокращенно «SPST». Это самый простой переключатель. Он просто находится в выключенном состоянии. Сзади три клеммы:
ПРИМЕЧАНИЕ: На остальных показанных схемах отрицательная клемма переключателя НЕ будет подключена.Светодиодный индикатор на переключателе довольно яркий, и если эти переключатели расположены в том же месте, где вы спите, они очень раздражают.
Схема ремонта автомобиля— Mitchell 1 DIY
Mitchell1 (R) получает электрические схемы и бюллетени технического обслуживания, содержащие изменения в электрических схемах, от отечественных и импортных производителей. Они проверяются на точность и перерисовываются в согласованный формат для удобства использования.Все электрические схемы системы доступны в черно-белом формате и могут быть распечатаны в зависимости от настроек вашей программы и доступного оборудования принтера.
В прошлом, когда автомобили были проще, схемы были проще. Все компоненты были соединены проводами, и схемы редко превышали 4 страницы. Сегодня для некоторых электрических схем требуется более 16 страниц. Было бы непрактично ожидать, что специалист по обслуживанию будет отслеживать провод от страницы 1 через каждую страницу до страницы 16.
Удаление части лабиринта проводки снижает утомляемость глаз и время, затрачиваемое на поиск на нескольких страницах. Сегодня большинство диаграмм Mitchell1 (R) следуют значительно улучшенному формату, который дает место для внутренних деталей коммутатора, а также расположения компонентов и заземления.
Компоненты, показанные пунктирной линией вместо сплошной линии, указывают на то, что не все цепи показаны на этой конкретной диаграмме (цепи, показанные на диаграммах системы, обычно применимы только к этой системе).Остальные цепи, подключенные к этому компоненту, будут показаны в соответствующей системе, к которой они относятся.
Сегодня электрическая схема, необходимая для поддержки данной процедуры ремонта, включена в эту статью, или предоставляется ссылка на соответствующую статью «СИСТЕМНАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ». Например, электрическая схема для системы Ford EEC-IV может быть включена в статьи «ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ» и «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ» для Ford Motor Co. Схема подключения системы круиз-контроля может быть включена в раздел «АКСЕССУАРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» для конкретного производителя транспортного средства. а электрическая схема антиблокировочной тормозной системы может быть включена в ТОРМОЗА и ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ для конкретного производителя.
СХЕМА ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ содержит все электрические схемы, не включенные в СИСТЕМЫ ЗАПУСКА И ЗАРЯДКИ, АКСЕССУАРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Сюда входят: разъемы канала передачи данных, распределение заземления, распределение мощности, характеристики двигателя, электрические охлаждающие вентиляторы, антиблокировочная система тормозов, электронные схемы подвески и электронного рулевого управления. На схемах подключения разъемов канала передачи данных показаны цепи, с помощью которых различные бортовые компьютеры обмениваются информацией, а также диагностические разъемы, используемые для диагностики, и их расположение.На схемах разводки заземления показаны все точки заземления автомобиля, их расположение и компоненты, общие для этих точек заземления. На схемах распределения питания показаны цепи подачи питания и компоненты, общие для этих источников питания.
Электрические схемы, используемые для поддержки информации в разделе «АКСЕССУАРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ», нарисованы в формате «сверху вниз». На схемах источник питания находится вверху, а точка заземления — внизу.Расположение компонентов указано на схемах подключения. Любые провода, которые не подключаются напрямую к компоненту, обозначены на схеме, чтобы указать, куда они идут.ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА СОКРАЩЕНИЯ ЦВЕТОВ
СОКРАЩЕНИЯ ЦВЕТОВ
Цвет | Нормальный | Дополнительно |
---|---|---|
Черный | BLK | BK |
Синий | BLU | БУ |
Коричневый | BRN | БН |
Прозрачный | CLR | CR |
Темно-синий | DK BLU | ДК БУ |
Темно-зеленый | DK GRN | DK GN |
Зеленый | GRN | GN |
Серый | ГРИ | GY |
Голубой | LT BLU | ЛТ БУ |
Светло-зеленый | LT GRN | LT GN |
Оранжевый | ORG | OG |
Розовый | PNK | ПК |
Фиолетовый | PPL | PL |
Красный | КРАСНЫЙ | РД |
Желто-коричневый | ТАН | TN |
Фиолетовый | VIO | VI |
Белый | БЕЛЫЙ | WT |
Желтый | YEL | YL |
РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ НА СХЕМЕ
При попытке найти компонент на схеме подключения и вы не знаете, в какой конкретной системе он расположен, используйте этот удобный локатор компонентов, чтобы найти схему подключения системы, на которой расположен компонент.Затем перейдите к этой системе и найдите компонент на схеме подключения.
Например, если вы не знаете, в какой конкретной системе расположен выключатель зажигания, найдите выключатель зажигания в таблицах расположения компонентов схемы электрических соединений и перейдите к соответствующей схеме (схемам), которые содержат полный или частичный вид выключатель зажигания. Полный вид переключателя зажигания находится в блоке распределения питания.
Первый список для компонента будет полным или наиболее полным представлением компонента.Дополнительные списки будут частичными видами компонента. Не все компоненты используются на всех моделях.
Все компоненты будут частично отображаться в разделах «Наземное распределение» и «Электроснабжение». Разъемы канала передачи данных показывают соединительные цепи между модулями. Альтернативные названия компонентов могут быть указаны в таблицах расположения компонентов схемы соединений.
Компонент | Схема подключения|
---|---|
Электронный блок управления ABS | Антиблокировочная система тормозов; Соединители канала передачи данных |
Гидравлический блок ABS | Антиблокировочная система тормозов |
Датчик ускорения | Антиблокировочная система тормозов |
Вспомогательное реле задержки | Электрические окна |
Реле муфты компрессора кондиционера | Характеристики двигателя |
Датчик кондиционера | Характеристики двигателя |
Реле давления кондиционера | Характеристики двигателя |
Модуль адаптивного управления лампами | Наружное освещение |
Подушка (и) безопасности | Удерживающая система подушки безопасности |
Модуль подушки безопасности | Удерживающая система подушки безопасности |
Датчик (и) подушки безопасности | Удерживающая система подушки безопасности |
Реле насоса впрыска воздуха | Характеристики двигателя |
Датчик температуры воздуха | Верхняя консоль |
Генератор (генератор) | Генераторы и регуляторы |
Модуль управления противоугонной системой | Противоугонная система; Стартеры |
Реле управления автолампой | Системы головного света; Дневные ходовые огни |
Реле автоматического отключения (ASD) | Характеристики двигателя; Генераторы и регуляторы |
Переключатель Autostick | Характеристики двигателя |
Реле вспомогательной аккумуляторной батареи | Генераторы и регуляторы |
Фонари заднего хода | фонари заднего хода; Внешнее освещение |
Датчик барометрического (BARO) давления | Характеристики двигателя |
Аккумулятор | Распределение энергии |
Датчик температуры аккумулятора | Характеристики двигателя |
Блок управления кузовом | Компьютер управления кузовом; Противоугонная система; Дневные ходовые огни; Производительность двигателя; Системы фар; Системы предупреждения |
Соленоид контроля наддува | Характеристики двигателя |
Датчик наддува | Характеристики двигателя |
Датчик уровня тормозной жидкости | Аналоговые приборные панели |
Переключатель включения / выключения тормоза (BOO) | Системы круиз-контроля; Производительность двигателя; Системы блокировки переключения передач |
Модуль зуммера | Системы предупреждения |
Датчик положения распределительного вала (CMP) | Характеристики двигателя |
Центральный модуль управления | Противоугонная система |
Тактовая пружина | Удерживающая система подушки безопасности; Системы круиз-контроля; Выключатели на колонке рулевого управления |
Датчик положения педали сцепления | Стартеры |
Пусковой выключатель сцепления | Стартеры |
Комбинированный счетчик | Аналоговые приборные панели |
Модуль реле постоянного управления (CCRM) | Характеристики двигателя; Электрические вентиляторы охлаждения |
Центр комфорта | Распределение электроэнергии; Освещение / Внутреннее освещение |
Мотор для складного верха | Силовой трансформируемый верх |
Переключатель складного верха | Силовой трансформируемый верх |
Датчик положения коленчатого вала (CKP) | Характеристики двигателя |
Модуль круиз-контроля | Круиз-контроль |
Переключатель круиз-контроля | Системы круиз-контроля |
Реле (а) вентилятора конденсатора | Электрические вентиляторы охлаждения |
Разъем канала передачи данных (DLC) | Характеристики двигателя |
Модуль дневных ходовых огней | дневные ходовые огни; Внешнее освещение |
Реле обогревателя | Обогреватель заднего стекла |
Диагностический модуль резерва энергии (DERM) | Удерживающая система подушки безопасности |
Дискриминационный датчик (подушка безопасности) | Удерживающая система подушки безопасности |
Дистрибьютор | Характеристики двигателя |
Приводы дверных замков | дверные замки с электроприводом; Удаленный вход без ключа |
Реле (а) дверного замка | Дверные замки с электроприводом |
Электрохромное зеркало | Зеркала с электроприводом |
Электронный датчик высоты (ELC) | Электронная подвеска |
Модуль электронного контроля уровня (ELC) | Электронная подвеска |
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT) | Аналоговые приборные панели |
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT) | Характеристики двигателя |
Модуль управления двигателем | Характеристики двигателя; Генераторы и регуляторы; Стартеры |
ЭБУ ETACS | Системы оповещения; Электрические стеклоподъемники; Удаленный вход без ключа |
Контейнер для улавливания паров топлива (EVAP) | Характеристики двигателя |
Соленоид продувки адсорбера СУПБ | Характеристики двигателя |
Соленоид вентиляции адсорбера СУПБ | Характеристики двигателя |
Клапан рециркуляции выхлопных газов (EGR) | Характеристики двигателя |
Датчик вакуума в топливном баке | Характеристики двигателя |
Противотуманные фары | Системы головного света; Дневные ходовые огни |
Реле противотуманных фар | Системы головного света; Дневные ходовые огни |
Соленоид открывания топливной дверцы | Блокировка дверцы топливного бака |
Узел отправки указателя уровня топлива | Аналоговые приборные панели |
Топливные форсунки | Характеристики двигателя |
Топливный насос | Характеристики двигателя |
Реле топливного насоса | Характеристики двигателя; Распределение энергии |
Блок предохранителей / реле | Распределение энергии |
Плавкие вставки | Распределение энергии; Генераторы и регуляторы; Стартеры |
Генератор | Генераторы и регуляторы; Производительность двигателя; Распределение энергии |
Стандартный электронный модуль (GEM) | Модули управления кузовным оборудованием; Электронная подвеска |
Реле свечи накаливания | Характеристики двигателя |
Свечи накаливания | Характеристики двигателя |
Земля | Наземное Распределение |
Модуль двери фары | Передняя фара дверей |
Реле фар | Системы головного света; Дневные ходовые огни |
Фары | Системы головного света; Дневные ходовые огни |
Подогреваемые кислородные датчики (HO2S) | Характеристики двигателя |
Модуль управления обогревом лобового стекла | Лобовые стекла с подогревом |
Датчик высоты | Электронная подвеска |
Рога | Выключатели на рулевой колонке |
Реле звукового сигнала | Рулевое управление C |
Распиновка штепсельной вилки и розетки австралийского прицепа Схема соединений 7-контактная плоская и круглая — Find Thingy
Вот схемы подключения, на которых показаны контакты вилки и розетки для наиболее распространенных круглых и прямоугольных соединений прицепов, используемых Австралия.Я поместил это здесь, потому что мне было трудно найти и понять это для моих трейлеров.
Если у вас круглый коннектор, примите мои соболезнования. Получите плоский. Почему? Во-первых, какой именно раунд? В настоящее время в Австралии используются как минимум 3 различных 7-контактных круглых разъема. Квинсленд предпочитает маленькие 7-кеглемные патроны, а, очевидно, викторианцы предпочитают большие 7-кеглемные патроны с совершенно другой распиновкой! Существует также усиленный 7-контактный патрон, который снова отличается! Почему? Ну почему? И вы также можете вставить пару старых 5- и 6-контактных круглых разъемов, чтобы сделать это более запутанным (я не уверен, используются ли они до сих пор, поэтому я не стал беспокоиться о них здесь).Плюс ко всему, иногда маленький 7-контактный круг поворачивается так, что желтая булавка оказывается наверху!
С другой стороны, плоские разъемы имеют только одну возможную распиновку в Австралии, одну возможную ориентацию (они не повернуты наполовину), а расширенная 12-контактная версия даже совместима с 7-контактной. Таким образом, любой прямоугольный разъем в Австралии совместим!
Обязательный отказ от ответственности — я программист, а не автоэлектрик, поэтому сначала проверьте 🙂 Большинство изображений предоставлено Varta — производителем вилок, розеток и адаптеров, продаваемых в Австралии.
Плоский 7-контактный
(Изображение из Varta). Лучшее! Все диаграммы показаны со стороны кабеля. Это означает, что это:
7-контактный разъем (изображение из Википедии) :
На самом деле выглядит так:
(Мое фото) . Черные и синие провода не соединены на изображении выше, поскольку они не нужны для этого полуприцепа без тормозов или вспомогательного / заднего хода. Штырь заземления (3) находится немного дальше от камеры — он немного ниже остальных штырей.
Устранение неполадок с плоским экраном
Если ваш плоский соединитель прицепа не работает, вот отличное исправление от Рика в комментариях:
Перестала работать правая вспышка, с проводкой все в порядке, винты соединения в порядке. Немного погодя я обнаружил, что, поскольку вилка довольно надежно удерживается в розетке, у меня возникло искушение пошевелить вилкой из стороны в сторону, чтобы освободить ее. При этом разрезная латунная охватываемая часть вилки закрылась и, будучи латунной, не отскочила назад, теряя контакт с охватывающей частью в розетке.Простое решение: осторожно вдавите лезвие ножа в разрез, чтобы он расширился и сопротивлялся покачиванию.
Похоже, что булавка номер 1 на моей фотографии выше (желтая) нуждается в этой обработке. Большое спасибо, Рик!
12-контактный плоский
Это расширение 7-контактного разъема. Плоская 7-контактная вилка подходит для 12-контактной плоской розетки и отлично работает.
(Изображение из Varta). Все схемы показаны со стороны кабеля — см. Пример выше
Малый 7-контактный круглый (QLD)
Обозначение: размер вилки аналогичен австралийской монете достоинством 10 центов.Зазор между 1 и 6 на этой вилке заметно больше, хотя в некоторых местах прицепа этот разъем поворачивается так, чтобы желтый был вверху. Розетка и вилка имеют ключ.
(Изображение из Varta). Все схемы показаны со стороны кабеля .
Большой 7-контактный круглый (VIC)
Идентификация: Размер вилки аналогичен австралийской монете достоинством 20 центов. Штифты расположены равномерно. Розетка и вилка имеют ключ.
(Изображение из Varta). Все схемы показаны со стороны кабеля .
Heavy Duty 7 Pin Round
Идентификация: Размер вилки аналогичен австралийской монете 50 центов. Земля больше булавки. На розетке или вилке нет ключа (кроме штыря заземления увеличенного размера).
(Изображение из Varta). Все схемы показаны со стороны кабеля .
Круто быть квадратным (ну прямоугольным)
По моему личному опыту, плоская вилка более надежна. Я использовал небольшой 7-контактный круглый разъем в течение 10 лет, а затем после многократной замены вилки за последние 15 лет менял на 7-контактный плоский разъем, и у меня никогда не было проблем с плоским разъемом.У меня был один автомобиль с 12-контактным разъемом и прицеп с 7-контактным разъемом, и они успешно играли в течение многих лет.
Почему надежнее? Я думаю, что частично это связано с тем, что у плоского разъема гнездовая часть (часть, которую вам нужно защищать больше всего) закрыта и прикреплена к транспортному средству, тогда как 7-контактный круглый — хотя у разъема есть розетка на автомобиле, вилка у прицепа есть розетки для отдельных штифтов. Я не могу позволить себе роскошь хранить свои прицепы в гараже — они находятся вне пределов стихии — и это здорово, если вам нравится давать приют для жуков.Я не могу сосчитать, сколько раз мне приходилось снимать твари со стороны прицепа 7-контактного круглого разъема. Не так с 7-контактным плоским.
na na na na na na na na na na na na na na na na Flatman! (и лента)
Это может быть только я, но я также думаю, что имеет больше смысла иметь питание от розетки, а не от вилки (точно так же, как домашние розетки на 240 В — представьте, что это были вилки на 240 В, торчащие из ваших стен дома, которые были под напряжением). Трудно замкнуть электрическую розетку, так как вам нужны два токопроводящих штыря, тогда как для короткого замыкания штепсельной вилки достаточно просто прикоснуться к двум штырям чем-нибудь проводящим (например, отверткой, пальцем и т. Д.).
Так что, если у вас есть выбор, не торопитесь! В течение многих лет в Квинсленде наиболее распространенными были маленькие 7 кегли, но примерно с 2010 года плоские стали нормой. Я купил машину несколько лет назад, и тут же заменил круглую розетку на плоскую, а место для фаркопа, которое ее установило, говорит, что плоская стала более распространенной.
Наслаждайтесь! И не стесняйтесь не соглашаться / поправлять меня в комментариях 🙂
Технические чертежи и схемы грузовика Ford— Раздел H
1) Фара включается на всех грузовиках Ford 1970 года выпуска (кроме марки W модели) используют два встроенных автоматических выключателя, один 12-амперный для цепь фары и один 15-амперный для вспомогательных цепей.Подключения к любой точке цепей, контролируемых выключатель фар будет на вспомогательном автоматическом выключателе, кроме подключения к цепи №12 (дальний свет фар, зеленый провод / черная полоса), цепь # 13 (фара ближнего света, красная провод / черная полоса) и цепь # 15 (подайте провод к диммер, красный провод / желтая полоса. Подключения к 12-13 или 15 цепей (цепи лампы фары) следует избегать.
Если общая нагрузка на выключатель любой из фар превышает номинал прерывателя, фары или задние фонари будут включаться и выключаться с указанием перегрузки.Если это произойдет, часть добавленного фары должны быть подключены через реле, питающее катушку реле от переключателя фар.
В питание от дополнительных фар для управления переключателем фар должен заканчиваться штыревым соединителем и быть соединенным к выводу женской пули (коричневый провод — цепь 285) на левая сторона жгута проводов панели приборов (рядом с Аварийный тормоз).Если у автомобиля есть габаритные огни на крыше, это пуля будет занята питанием от проводов крыши. В этом корпус изготовить перемычку «Y», чтобы разрешить оба подключения к одиночный разъем.
Задний фары для управления переключателем фар можно соединить в цепь # 285 (коричневый провод) в любой точке задних фонарей упряжь.
ПРИМЕЧАНИЕ. Специальная опция Camper на легких грузовиках предусматривает заглушку. разъем на левой направляющей рамы, к которой задний фонарь подключения могут производиться напрямую.
Освещение, управляемое выключателем стоп-сигнала и указателем поворота
F100
thru F350 оснащается механическим упором плунжера.
выключатель лампы, который установлен на рычаге педали тормоза. Этот переключатель
рассчитан на максимальные нагрузки, обычно меньшие, чем предохранители или
автоматический выключатель в цепи, но достаточный для нормального стоп-сигнала
нагрузки. Максимальная нагрузка составляет 12,5 ампер и ни при каких условиях
допустимы ли нагрузки, превышающие это значение.
Если для дополнительных огней требуется только функция стоп-сигнала, сращивание в цепь 810 (красный провод / черная полоса) между упором выключатель лампы и выключатель указателя поворота.
Если для дополнительных огней желательна только функция указателя поворота, подключить правые фары к цепи №2 (белый провод / синяя полоса) и левые фары к цепи № 3 (зеленый провод / белая полоса). Это соединение может быть выполнено путем сращивания проводов рядом с габаритные огни или возле рулевой колонки.(См. Примечание ниже.)
Если как указатель поворота, так и функция стоп-сигнала желательны для добавлены фары, соединение с ткацким станком задних фонарей, с использованием схемы 282 (зеленый провод) для правых фар и цепи 283 (желтый провод / черная полоса) для левых фар. (См. Примечание ниже.)
ПРИМЕЧАНИЕ
1) Переключатель указателя поворота, используемый на легких грузовиках, имеет максимум
номинальный ток 6.5 ампер для функций поворота вправо и влево
и 8,0 ампер для функции стоп-сигнала. Не превышайте эти значения
на поворотники.
2) Система указателей поворота и аварийных сигналов на легких грузовиках
использует две мигалки, одну для указателя поворота и одну для аварийной ситуации
функция мигалки. Эти мигалки предназначены для
двухсветовая (4,2 ампера) нагрузка на указатель поворота и
шестифонная нагрузка (12,6 ампер) для аварийного мигалки.Если один
с каждой стороны добавлен дополнительный свет на 2,1 А (всего 6 ламп)
указатель поворота C8AB-13350-A необходимо заменить на
C6AB-13350-B мигалка. Добавление двух ламп по 2,1 А в каждую
боковой (всего 8 ламп) потребует замены двух имеющихся
прошивальщик с одним транзисторным прошивальщиком C8TB-13350-A и,
из-за сложности не рекомендуется. Добавление
фары без доработки мигалки приведет к очень быстрому,
недопустимая частота мигания.
Дополнительные фары или аксессуары, управляемые добавленными переключателями
Для дополнительных электрических аксессуаров, которые работают только тогда, когда
зажигание включено — отключить подводящий провод от подвеса
Включите пулевое соединение и подключите трехходовой
штекер на жгуте проводов панели приборов (одиночный черный
провод / зеленая полоса).