Стартер авто ВАЗ 2108 – как выполняется его разборка и замена? + Видео » АвтоНоватор
Стартер авто ВАЗ 2108, к сожалению владельцев восьмерок, ломается достаточно часто. Отправляться каждый раз при его поломке в автосервис, несомненно, глупо, а значит, нужно самому научиться осуществлять ремонт данной детали.
Когда может потребоваться ремонт либо замена стартера?
Рассматриваемый механизм представляет собой двигатель кратковременного действия. В тех случаях, когда стартер автомобиля ВАЗ 2108 находится в полностью исправном состоянии, а автомобильный аккумулятор выдает качественный ток, запуск устройства длится от силы несколько секунд. Он не должен долго функционировать, поэтому любителям «погонять» стартер следует отказаться от своей привычки и использовать его только так, как рекомендуют производители.
Как показывает практика эксплуатации стартера, его замена и ремонт чаще всего требуются именно в тех случаях, когда владелец ВАЗ 2108 чрезмерно перегружает описываемый механизм, а также запускает его при слабой АКБ. Кроме того, поломка пускового устройства может быть связана с теми или иными проблемами, обусловленными неисправностями двигателя автомобиля.
Чаще всего, стартер выходит из строя в зимний период. При отрицательных температурах на него оказываются очень высокие нагрузки. Если механизм старый, он просто-напросто «отказывается» функционировать, что и неудивительно, ведь он воспринимает огромную токовую нагрузку, равную 450 амперам. Такая величина тока обуславливает некоторые распространенные поломки стартера, в частности, явление подгорания контактов на реле устройства. В данном случае речь идет об оплавлении проводов, подсоединяемых к двигателю статора и к «плюсу» АКБ.
Подгорания контактов в процессе эксплуатации транспортного средства избежать невозможно, так как через силовые цепи регулярно проходит большой по величине ток. Следовательно, остается один выход – выполнить ремонт реле по ниже указанной схеме, произвести зачистку контактов, восстановив тем самым работоспособность стартера.
Схема прозвонки механизма и замены его реле
Ремонт устройства пуска и его замена никогда не выполняется опытными автомобилистами без его предварительной прозвонки. Схема осуществления этой операции очень простая, ставим стартер обмотками вверх (то есть – на торец), а затем производим следующие действия: присоединяем один конец провода на болты проверяемого механизма, другой – на плюсовую клемму; запускаем устройство.
Если после запуска механизм плохо крутит либо вовсе не крутит, можно смело приниматься за его ремонт. В тех же случаях, когда устройство работает нормально, его нет необходимости разбирать, вероятнее всего, причина плохого запуска заключается в другом элементе автомобиля. Нелишним будет, кроме того, проверить непосредственно реле механизма. Схема проверки и в этой ситуации элементарная:
- к корпусу реле прикладывается «минус»;
- на вывод подается 12-вольтное напряжение;
- к контактным болтам подключают омметр.
Появление искр на болтах-контактах и движение муфты в отверстие говорят нам об исправности реле. А вот отсутствие указанных явлений, а также скачков напряжения на приборе, сигнализирует о том, что реле требуется замена, так как стартер не крутит именно из-за него. Для установки нового релейного элемента нужно разобрать механизм запуска – снимаем с него щиток, из воздухосборника вынимаем шланг, после чего крайне аккуратно достаем сам стартер.
Все эти процедуры выполняем на «нейтралке», а само транспортное средство поднимаем на домкрат либо ставим на яму.
Затем следует выкрутить болты, которые соединяют стартер с реле, монтируем новый механизм. При этом важно добиться зацепления рычага привода с наконечником устанавливаемого устройства. Устанавливаем стартер на его место и подключаем ранее откинутые провода.
Как производится разборка стартера?
Иногда причины поломки (не крутит, не запускается с первого раза и так далее) интересующего нас механизма ВАЗ 2108 кроются в других его компонентах (щетки, втулки). Чтобы выполнить их ремонт, нужно произвести его полную разборку. Схема этой операции указана далее:
- откручиваем гайки шпилек (их две штуки) при помощи ключа «на 10»;
- достаем вместе с якорем нужное нам устройство;
- убираем главную шестерню с вала якоря;
- откручиваем с задней крышки два винта – используем фигурную отвертку;
- демонтируем крышку;
- вынимаем (в сборе) щетки и достаем из статора якорь, с которого снимается специальная регулировочная шайба, а затем и опора вала.
Теперь можно разобрать шестерни (планетарного типа) привода и непосредственно привод, отделить от рычага опору, чтобы получить доступ ко всем «внутренностям» стартера (втулки, щетки и щеткодержатель, обмотка якоря и т.д.). Элементы механизма не должны иметь следов обугливания, работоспособные якорные обмотки и коллектор всегда имеют чистый внешний вид без каких-либо загрязнений.
При необходимости заменяем втулки, мелкой «наждачкой» обрабатываем небольшие царапины на коллекторе (если таковые имеются), ставим новый якорь в тех случаях, когда видим, что он сильно износился или обгорел. Втулки меняются элементарно, наждачную бумагу, думается, сумеет применить каждый, поэтому особых затруднений при выполнении таких ремонтных операций у вас возникнуть не должно. Чтобы замена втулки и зачистка коллектора на ВАЗ 2108 прошли максимально гладко, обязательно посмотрите видео осуществления таких процессов.
«Наждачкой» придется воспользоваться и при наличии на подшипниках шейки вала наволакивания либо задиров. Просто обработайте их наждачной бумагой с мелким зерном. При износе щеток (он виден сразу) рекомендуется произвести их замену, причем в сборе с щеткодержателем. После всех ремонтных операций можно осуществлять сборку стартера.
carnovato.ru
Стартер 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Одной из наиболее распростаненных моделей стартеров для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 является стартер 29.3708 и его модификации (например, 29.3708-01 и т.п.). Это четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением от постоянных магнитов, оборудованный приводом включения и двухобмоточным тяговым реле. Рассмотрим его параметры и технические характеристики.
Стартер 29.3708
Основные параметры стартера
Номинальное напряжение – 12 В
Номинальная мощность – 1,3 кВт (1,77 л.с.)
Направление вращения (со стороны шестерни привода) – левое
Возбуждение (обмотка) – смешанное
Масса стартера – 6 кг
Температурный режим работы – от +45 до -50
Привод стартера
Привод – шестерней с роликовой муфтой свободного хода («бендикс»)
Число зубьев шестерни привода стартера («бендикса») – 11
Коллектор
Тип коллектора – торцовый
Диаметр коллектора – 65 мм
Число пластин коллектора – 31
Обмотка статора
Число последовательных катушек в обмотке стартера – 3
Число витков в каждой из катушек обмотки – 5
Размер провода каждой из катушек обмотки – 2,24/5,3 мм
Число параллельных катушек обмотки стартера – 1
Число витков параллельной катушки – 170
Диаметр провода параллельной катушки – 0,6 мм
Обмотка якоря
Число секций обмотки якоря – 31
Число витков в секции – 1
Диаметр провода витков обмотки якоря – 1,65/3,4 мм
Число пазов в якоре – 31
Шаг проводников секции по пазам якоря – 1-8
Шаг проводников секции по коллектору – 1-15
Щетки
Тип щеток – МГС-20
Число щеток – 4
Размеры щеток – 7/16/20 мм
Сила натяжения щеточной пружины – 0,9-1,1 кГс
Тяговое реле («втягивающее»)
Напряжение включения тягового реле («втягивающего») – 9 В
Ток потребляемый втягивающей обмоткой – 24,4 А
Ток потребляемый удерживающей обмоткой – 15,8 А
Режимы работы стартера
Режим номинальной мощности
Крутящий момент на валу стартера – 0,76 кГс.м
Частота вращения вала стартера – 1650 об/мин
Сила тока – 280 А
Режим холостого хода
Напряжение – 11,5 В
Сила тока – 75 А
Частота вращения вала стартера – 5000 (+500-800) об/мин
Режим полного торможения
Крутящий момент на валу стартера – 1,4 кГс.м
Сила тока – 500 А
Напряжение – 7 В
Примечания и дополнения
— Стартеры 29.3708 взаимозаменяем с другими стартерами автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (например, 5712.3708), идентичен по креплению и характеристикам.
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не крутит стартер автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Не горит ближний или дальний свет фар на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка стартера на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Разборка стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
twokarburators.ru
ремонт стартера на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите стартер с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка стартера»).
2. Отверните на стартере гайку с нижнего контактного болта тягового реле.
3. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора стартера.
4. Отверните два винта крепления тягового реле.
5. Снимите тяговое реле. Для снятия тягового реле, отсоедините якорь реле от рычага, приподняв тяговое реле стартера.
6. Выньте якорь и пружину из тягового реле.
7. Снимите уплотнительное кольцо.
8. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца. Выгодно купить парик в Киеве
ПРИМЕЧАНИЕ
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним.
9. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное кольцо.
10. Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку стартера.
11. Снимите стопорное кольцо…
12.… а затем регулировочные шайбы.
13. Отверните гайки стяжных шпилек.
14. Снимите крышку стартера со стороны коллектора.
15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.
16. Снимите щеткодержатель.
ПРИМЕЧАНИЕ
Изолированные щетки 1 припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные 2 — к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.
17. Снимите корпус стартера со статором.
ПРИМЕЧАНИЕ
В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.
18. Снимите пластмассовый упор рычага.
19. Выньте якорь из крышки стартера со стороны привода.
20. Снимите промежуточную опору с вала якоря.
21. Снимите стопорное кольцо с привода стартера.
ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядят детали привода стартера:
1 — шестерня; 2 — рычаг привода; 3 — обгонная муфта; 4 — тарельчатая шайба.
22. Снимите тарельчатую шайбу.
23. Снимите упорную шайбу.
24. Снимите муфту с рычагом.
25. Снимите упорное кольцо.
26. Отверните два винта крепления крышки тягового реле стартера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Разбирайте тяговое реле стартера только при необходимости ремонта тягового реле.
27. Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле.
28. Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле.
29. Снимите крышку тягового реле.
30. Снимите уплотнительное кольцо.
31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком.
32. Снимите со штока возвратную пружину.
33. Снимите стопорное кольцо.
34. Снимите изолирующую шайбу.
35. Снимите контактную пластину.
ПРИМЕЧАНИЕ
Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток).
36. Снимите изолирующую втулку.
37. Снимите шайбу.
38. Снимите демпфирующую пружину.
39. Выньте из крышки тягового реле контактные болты.
ПРИМЕЧАНИЕ
Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе, поэтому при их повреждении заменяйте тяговое реле стартера в сборе.
40. Очистите все детали стартера от загрязнений.
41. Проверьте состояние обмотки статора стартера. Для проверки обмотки статора стартера включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус. Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки. Замените обмотку или статор. Таким же образом проверьте вторую обмотку статора стартера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При проверке напряжением 220 В соблюдайте осторожность — не касайтесь руками частей стартера, находящихся под напряжением.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Обмотки статора можно проверить мегомметром. Подсоедините один контакт к выводу, а другой — к корпусу статора. Сопротивление обмоток статора должно быть не меньше 10 кОм. Если сопротивление обмоток статора меньше, замените статор.
42. Осмотрите якорь стартера. Если коллектор загрязнен или на нем риски, царапины и т.п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды — проточите коллектор на Токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения цапф вала больше, замените якорь.
43. Если на валу якоря есть желтый налет от подшипника, удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала задиры, забоины, замените якорь стартера.
44. Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря стартера к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку якоря стартера по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь стартера.
45. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В. Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае надо заменить якорь. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
46. Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: шестерня должна вращаться свободно только по часовой стрелке. Если шестерня стартера проворачивается в обе стороны, замените привод стартера.
47. Наденьте привод стартера на вал якоря. Привод стартера должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.
48. Если детали привода стартера сильно изношены или повреждены, замените привод стартера. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
49. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на крышке стартера и промежуточной опоре появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке стартера и промежуточной опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку стартера или промежуточную опору с дефектными втулками.
50. Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления. Если втулка изношена или на ней задиры, раковины и т.п., замените втулку картера сцепления.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Втулка расположена в глухом отверстии картера сцепления и поэтому труднодоступна. Чтобы удалить втулку, заверните в нее метчик подходящего размера до упора в дно отверстия, как бы нарезая во втулке резьбу. При дальнейшем вращении метчика втулка будет выпрессована из отверстия.
51. Щетки стартера, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить.
52. Проверьте перемещение щеток в держателях: щетки должны перемещаться легко, без заеданий. Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены.
53. Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на «массу». Проверьте это с помощью контрольной лампы.
54. Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки стартера, с помощью динамометра. Для этого вставьте якорь в крышку стартера со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель. Вставьте щетки в щеткодержатели. В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0-11,0 Н (0,9-1,1 кгс).
55. Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле стартера. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (пунктирные линии красного цвета), а удерживающей 0,725-0,795 Ом (сплошные линии желтого цвета) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
ПРИМЕЧАНИЕ
Одновременно с проверкой сопротивления обмотки тягового реле стартера проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает бесконечность, то либо обрыв в обмотке тягового реле, либо пластина не замыкает контактные болты. В первом случае тяговое реле надо заменить.
56. Осмотрите контактные болты в крышке тягового реле стартера. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то контактную пластину можно повернуть другой стороной к контактным болтам.
При сборке стартера выполните следующее.
57. Надежно припаяйте выводы обмоток к клеммам тягового реле.
58. Смажьте моторным маслом шлицы и цапфы вала якоря стартера…
59.… втулки задней крышки стартера и промежуточной опоры…
60.… наконечник якоря тягового реле…
61.… шлицы обгонной муфты.
62. Подбором регулировочных шайб отрегулируйте осевой зазор вала якоря стартера. Осевой зазор вала якоря стартера должен быть не более 0,5 мм.
63. Опору на рычаг устанавливайте выступом к якорю.
64. Стяжные шпильки должны проходить через изолирующие трубки
65. При подсоединении рычага к наконечнику якоря тягового реле язычок на наконечнике якоря должен быть направлен вниз.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!tuningtaza.ru
Устройство стартера ваз 2109 — Всё об автомобилях Лада ВАЗ
Устройство стартера ВАЗ 2109
Модели стартеров для ВАЗ 2109
Автомобиль ВАЗ 2109 может комплектоваться одной из трех моделей стартеров. В своей «девятке» автолюбитель может обнаружить устройство под номером 29,3708, либо 5712,3708, либо 423,3708.
Фото стартера 29.3708-01, используемого в качестве одного из стандартных стартеров на автомобиле ВАЗ 2109.
Не трудно догадаться, что все эти модели очень похожи между собой и являются взаимозаменяемыми. Более того, такими же стартерами оснащают автомобили ВАЗ 2108 и ВАЗ 21099. За такую взаимозаменяемость деталей, а частности, и ценится отечественный автопром.
br> Устройство стартера ВАЗ 2109 довольно типично для данного типа устройств. Однако характерной отличительной чертой конструкции является отсутствие опоры вала двигателя в самой крышке стартера, если брать сторону, обращенную к маховику двигателя. Опорой в рассматриваемом случае служит втулка, размещенная в картере сцепления – именно она выступает конечной точкой двигателя устройства.
Если стартер 5712,3708 спроектирован с использованием планетарной передачи, то остальные две модели такой детали лишены. Стартер 29 серии имеет торцевой коллектор, а модель 423 серии оснащается цилиндрическим коллектором. Помимо указанных отличий, модели очень похожи друг на друга. Все трое основаны на четырехполюсном четырехщеточном двигателе постоянного тока. Четыре стальных полюса удерживаются на винтах. Корпус, полюсы, и катушки обмотки вместе составляют статор. Корпус первой модели стягивается шпильками; во второй для этой же цели используются стягивающие болты.
Устройство стартеров
Устройство стартера 2109 всех трех моделей включает реле с двойной обмоткой. Модель 5712,3708 имеет по паспорту типичную мощность 1,55 кВт, модель 29,3708 выдает около 1,3 кВт. Максимальный ток потребления составляет 700 А и 500 А соответственно.
Итак, процесс начинается с подачи напряжения в тяговое реле, после чего в его втягивающей обмотке возникает магнитное поле.
Схема устройства стартера 29.3708, стандартно применяемого на автомобиле ВАЗ 2109. Основные компоненты: 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 13 – щетка; 18 – якорь; Остальные элементы стартера помечены но не подписаны, чтобы не перегружать информацией.
Якорь начинает втягиваться в сердечник, и посредством рычага шестерня приходит в движение, и зацепляется с зубьями маховика двигателя автомобиля. Когда якорь реле доходит до своего крайнего положения, он замыкает контакты на противоположной стороне корпуса реле – первая обмотка отключается, магнитное поле возникает в удерживающей обмотке. Параллельно с этим начинается подача тока в двигатель стартера.
Двигатель построен так, что три его катушки подключены с обмоткой якоря последовательно, а четвертая – параллельно. Такое решение дает превосходную мощность при запуске двигателя автомобиля, а при холостой работе мощность, наоборот, стремительно падает (что значительно сокращает износ деталей и расход энергии аккумуляторной батареи). Якорь состоит из стальных пластин, нанизанных на середину вала. По кругу сердечника проделаны прорези, в которых с использованием изолирующего материала проложена медная обмотка. Последняя запаяна на коллектор.
Этапы работы стартера данной модели
Когда подается ток на двигатель, замыкаются цепи обмоток якоря и статора. Возникшее магнитное поле начинает вращать якорь. В модели стартера 5712,3708 крутящий момент преобразуется в планетарной передаче и передается на второй вал. В стартерах 29,3708 и 423,3708 крутящий момент не преобразуется, а передается напрямую. Через шлицы усилие подается на ступицу, и начинает вращаться обгонная муфта.
Устройство стартера ВАЗ 2109 задумано с использованием типичной обгонной муфты (бендикса), состоящей из двух колец. Внутреннее кольцо вращается вместе с валом, на который оно насажено. Наружное кольцо соединено с шестерней, которая вращает маховик. Между двумя этими плоскими кольцами размещены стальные цилиндры – они помещаются в выемки на внутренней стороне внешнего кольца. Выемки сделаны в форме полукапель. Цилиндры, находясь в широкой стороне выемки, вращаются свободно. Когда одно кольцо меняет свое направление, цилиндры заклинивают кольца и таким образом муфта выступает как монолитная деталь.
Когда стартер через маховик раскручивает двигатель до нужной скорости, и он заводится, скорость вращения ДВС значительно превосходит скорость вращения стартера. Тогда в ход вступает бендикс, который рассоединяет свои кольца, и двигатель стартера начинает крутится уже независимо от двигателя автомобиля (вхолостую), тем самым не подвергаясь опасности разрушения.
После поворота ключа в замке зажигания обратно, двигатель стартера останавливается. На реле не подается напряжение, и якорь выходит обратно, размыкая контакты двигателя. Через действие рычага муфта отходит в изначальное положение, и стартер принимает состояние покоя.
Читайте так-же, другие обзоры
- Устройство редукторного стартера
В данном обзоре дается описание основных принципов работы стартера автомобиля, снабженного редуктором.
Схематическое описание устройства, предназначенного для запуска двигателя автомобиля.
Основные правила работы с герметичным автомобильными аккумуляторами, которые позволят максимально продлить срок жизни данного устройства.
Популярные обзоры
Тойота Лэнд Крузер 200
Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007.
Хонда Пилот
Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который.
Рено Сандеро Степвей
Модификация стандартного Рено Сандеро, с.
Порше Кайен
Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche.
Аукционы по продаже автомобилей от банков
Есть ли смысл приобретать автомобиль не у.
Главная страница О сайте Написать нам Реклама на сайте
© 2012 AUTOGREP «авто Россия»
Все материалы, представленные на сайте, защищены авторскими правами (см. Гл. 70 ч. 4 ГК РФ). Использование материалов сайта в печатных изданиях или в сети интернет возможна только с разрешения владельца сайта. (с) autogrep.ru.
Устройство стартера ВАЗ 2109.
Приветствую Вас дорогие посетители. В этой статейке, мы рассмотрим устройство стартера ВАЗ 2109, а так же принцип его работы. Я думаю, что если знать, как работает данный механизм, то тогда его можно с лёгкостью отремонтировать, не прибегая к помощи специалистов в данной области.
Зачем это нужно знать? Я считаю, что каждый уважающий себя водитель, должен знать или хотя бы немного представлять, как работают узлы и агрегаты в автомобиле. Вот, например, в статье ремонт стартера ВАЗ 2109. я рассказывал о ремонте стартера и когда Вы будите производить его ремонт, Вы можете не установить маленькую опорную шайбу, не придав ей особого значения, тем самым лишив стартер защиты от выхода из строя при превышении оборотов якоря. Или в статье о втягивающем реле ВАЗ 2109. когда нужно для проверки перемкнуть определённые выводы. Что это за выводы и какая у них роль, Вы должны знать.
Что бы все работы со стартером проводить правильно, я думаю, Вы должны знать хотя бы примерное устройство стартера, вот об этом сейчас и поговорим.
Начнем, пожалуй, с самого верха, а сверху у нас расположено втягивающее реле. Вот оно.
Этот маленький механизм, одновременно выполняет две задачи, подаёт напряжение к якорю стартера и заводит в зацепление бендикс. Главная составляющая этого механизма электромагнит, который состоит из наружной обмотки и внутреннего сердечника.
Вот нашел фотку в интернете, где отлично показано устройство втягивающего реле. Синей стрелкой, указана электромагнитная катушка, которая намотана медным проводом в лаковой изоляции. Сердечником служит металлический стержень (указан зелёной стрелкой), который одновременно тянет рычаг бендикса и толкает шток контактов. Контакты втягивающего реле, расположены в задней части и имеют вот такую форму.
Далее переходим к самому стартеру.
В задней части, расположен щеткодержатель.
Все щётки одинаковые и изготовлены из бронзографитового материала. Устанавливается две щётки плюсовые и две минусовые, плюсовые щеткодержатели изолированы от корпуса специальными фторопластовыми (или пластиковыми) пластинами. Каждая щётка, прижимается специальной пружиной, которая обеспечивает оптимальный прижим щётки к коллектору якоря.
Теперь, рассмотрим якорь стартера.
Основа якоря, это цельнометаллический вал, на котором набраны металлические пластины и напрессован коллектор. Обмотка якоря состоит из толстого медного провода прямоугольного сечения (шинка). Обмотка укладывается в канавки металлических пластин и припаивается к коллектору. В передней части вала, сделаны винтовые прорезы, по которым скользит бендикс.
В корпусе стартера расположен и сам статор.
Статор содержит в себе четыре обмотки, которые соединены между собой. Каждая обмотка, прикреплена к корпусу с помощью металлической пластины и одного болта. При выходе из строя, какой-то из обмоток её можно легко заменить.
В передней части данного механизма, на валу якоря располагается бендикс.
Бендикс, это обычная обгонная муфта. Он приводится в действие рычагом, который управляется втягивающим реле. Ремонтировать этот механизм не советую, лучше сразу заменить его новым. На верхней фотографии, видно, что в передней части вала якоря есть специальная проточка, в которой устанавливается стопорное кольцо и ограничительная шайба. Шайба служит для того, что бы бендикс не выходил дальше, чем нужно.
В принципе ничего сложного здесь нет, и я думаю, что каждый может запросто разобраться, что к чему и приступить к ремонту.
И ещё, последнее о чем я в этой статье хотел бы упомянуть, это то, что в новых моделях стартеров используется редуктор.
Редуктор состоит из внутренней ведущей шестерни, трёх сателлитов и наружной шестерни. Благодаря редуктору, стартер уменьшился в размерах.
Бывает, что изготавливают стартера, в которых, наружная шестерня сделана из пластмассы.
При покупке, будьте внимательны, что бы продавец ни подсунул вам вот такой товар, потому что более чем месяц редуктор не выдержит.
Ну, вот, пожалуй, и всё.
До новых публикаций.
- Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
- Ремонт генератора ВАЗ 2110
- Разборка генератора ВАЗ 2110
- Замена подшипников генератора ВАЗ 2110
- Снимаем приборную панель
- Установка маршрутного компьютора в ВАЗ 2115 Калина
- Замена втулок стартера ваз 2107-2110
- Разборка стартера ВАЗ 2106-2114
- Замена стартера ВАЗ 2107-2114
- Реле стартера ВАЗ 2107-2115
- Ремонт стартера ВАЗ 2106-2115
- Устройство стартера ВАЗ 2109
- Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107
- Замена воздушного фильтра на автомобилях ВАЗ
- Замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109
- Замена ремня грм ВАЗ 2109
- Замена втулок реактивных тяг ВАЗ 2107
- Кузовной ремонт автомобиля
- Замена цепи г.р.м. ВАЗ 2106
- Притирка клапанов автомобилей ВАЗ
- Ремонт Г.Б.Ц. автомобиля ВАЗ
- Замена поршневых колец автомобилей ВАЗ
- Установка маршрутного компьютора в ВАЗ 2115 Калина
- Ремонт редуктора заднего моста
Устройство стартера ВАЗ 2108-2109-21099
Кликните по картинке и она увеличится
1. Вал якоря; 2. Шестерня привода; 3. Втулка шестерни; 4. Ролик муфты свободного хода; 5. Кожух муфты; 6. Ось рычага привода шестерни; 7. Крышка стартера со стороны привода; 8. Рычаг привода шестерни; 9. Якорь тягового реле; 10. Корпус тягового реле; 11. Втягивающая обмотка тягового реле; 12. Удерживающая обмотка тягового реле; 13. Шток тягового реле; 14. Сердечник тягового реле; 15. Контактная пластина; 16. Крышка тягового реле; 17. Контактные болты; 18. Торцевой коллектор; 19. Щетка; 20. Пружина щетки; 21. Втулка крышки стартера; 22. Кожух; 23. Стяжной болт; 24. Крышка стартера со стороны коллектора; 25. Обмотка якоря; 26. Сердечник якоря; 27. Обмотка статора; 28. Полюс статора; 29. Корпус стартера; 30. Ограничительный диск; 31. Поводковое кольцо; 32. Центрирующий диск; 33. Буферная пружина; 34. Наружное кольцо муфты свободного хода; 35. Ступица муфты свободного хода; 36. Ограничительное кольцо хода шестерни; 37. Направляющий стержень; 38. Плунжер; 39. Стартер; 40. Вспомогательное реле включения стартера; 41. Монтажный блок; 42. Выключатель зажигания; 43. Генератор; 44. Аккумуляторная батарея; 45. I. Схема работы обгонной муфты.
Для раскручивания коленчатого вала двигателя до частоты, при которой он начнет работать (т.е. для пуска двигателя), применяется стартер типа 29.3708. Он проворачивает коленчатый вал шестерней за зубчатый венец маховика. Мощность стартера составляет 1,3 кВт при потребляемой силе тока 260 А.
Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с дистанционным электромагнитным включением и роликовой муфтой свободного хода. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 29, якоря с муфтой свободного хода и шестерней 2 привода, двух крышек 7 и 24 и тягового реле 10. Корпус и крышки соединены вместе двумя стяжными болтами.
Внутри стального корпуса 29 закреплены винтами четыре стальных полюса 28 с катушками обмотки возбуждения. Корпус вместе с полюсами и обмоткой представляет собой статор стартера. Три катушки обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера и называется смешанным. Оно позволяет получить большой крутящий момент в заторможенном состоянии и сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников и облегчает условия работы муфты свободного хода.
Между полюсами статора вращается якорь, собранный на валу 1. Сердечник 26 якоря набран из пластин электротехнической стали, напрессованных на среднюю часть вала. По окружности сердечника имеются продольные пазы, изолированные картоном, в которых находится обмотка 25 якоря, выполненная медной лентой. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора и для большей надежности зачеканены. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, Задняя втулка 21 запрессована в крышке 24, а передняя расположена в картере сцепления и передний конец вала якоря входит в нее при установке стартера в гнездо картера сцепления.
Особенностью стартера 29.3708 является торцевой коллектор 18, напрессованный на заднюю часть вала якоря. Применение его позволило уменьшить длину и «массу» стартера. Кроме того, торцевой коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного контакта. Коллектор выполнен -в виде пластмассового диска с залитыми в нем медными пластинами.
На переднем конце вала якоря расположена муфта свободного хода с шестерней 2 привода. При пуске двигателя муфта передает крутящий момент от вала якоря на шестерню, а после пуска разобщает шестерню и вал якоря, и поэтому вращение маховика на вал не передается. В результате якорь защищается от «разноса» — повреждения центробежными силами из-за чрезмерной частоты вращения.
Муфта состоит из наружного кольца 34, приклепанного к ступице 35, и внутреннего кольца, составляющего одно целое с шестерней 2. В пазах наружного кольца находятся ролики 4 с пружинами, плунжерами 38 и направляющими стержнями 37. Все они вместе с наружным кольцом и двумя упорными полукольцами завальцованы в стальном кожухе 5. Пазы наружного кольца имеют переменную ширину. В широкой части паза ролики могут свободно вращаться, а в узкой части заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты.
Тяговое реле прикреплено к крышке 7. С его помощью дистанционно управляют включением стартера. Реле замыкает цепь питания обмоток якоря и статора, а также через рычаг 8 вводит шестерню 2 в зацепление с венцом маховика. Реле двухобмоточное, имеет втягивающую 11 и удерживающую 12 обмотки, намотанные в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру «50» на крышке реле. Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу реле (т.е. соединен с «массой»), а конец втягивающей соединен с нижним контактным болтом реле.
Работа стартера. Стартер включается с помощью вспомогательного реле типа 111.3747-10, установленного в моторном отсеке. При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания, и подается напряжение на обмотку вспомогательного реле 40. Оно срабатывает, и через его замкнутые контакты идет ток в обмотки тягового реле стартера. Под действием этого тока возникает магнитное усилие (около 10-12 кгс), втягивающее якорь 9 до соприкосновения с сердечником 14. Якорь втягивается и толкает шток 13 с контактной пластиной 15, которая замыкает контактные болты 17. Размеры штока подобраны так, что замыкание контактных болтов происходит еще до соприкосновения якоря с сердечником, и при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактной пластины, сильнее прижимая ее к контактным болтам. Одновременно якорь реле рычагом 8 передвигает вперед муфту свободного хода с шестерней 2 и вводит ее в зацепление с венцом маховика.
При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи 44. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивается одной удерживающей обмоткой 12.
Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря. Якорь стартера начинает вращаться, и его вращение через винтовые шлицы передается ступице 35 и связанному с ней наружному кольцу 34 муфты. Поскольку ролики 4 смещены пружинами в узкую часть паза наружного кольца, то они заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты. Поэтому крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика.
После пуска двигателя маховик начинает вращать шестерню стартера, и частота вращения шестерни начинает превышать частоту вращения якоря стартера. Внутреннее кольцо муфты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в широкую часть паза наружного кольца 34, сжимая пружины плунжеров 38. В этой части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера.
При выключении стартера контакты вспомогательного реле размыкаются, и ток питания обмоток стартера идет по следующему пути: «плюс’ аккумуляторной батареи -замкнутые контакты тягового реле — втягивающая 11, а затем удерживающая 12 обмотки тягового реле — «масса». Так как направление тока в витках обмоток противоположное, то магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга, и сердечник реле размагничивается. Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение, и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.
Одновременно якорь тягового реле рычагом 8 передвигает муфту свободного хода назад и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится силами трения щеток о коллектор, и он быстро останавливается.
2108.info посвящен автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 и ориентирован на их владельцев. У нас вы найдете множество информации об эксплуатации, ремонте и тюнинге, а также можете пообщаться с другими владельцами на нашем форуме.
Между прочим у нас на сайте есть действительно хороший форум 😉 Действительно живой и с массой полезной информации.
Источники: http://autogrep.ru/review/238.html, http://zerga.ru/ustroystvo startera VAZ.html, http://2108.info/ustroistvo/187-ustrojstvo-startera-vaz-2108-2109-21099.html
ladafakt.ru
Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Причинами того, что стартер автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не крутит, могут быть как неисправность самого стартера, так и неисправность его электрической цепи. При выявлении неисправности нужно провести проверку по двум направлениям:
— Стартер не крутит, втягивающее реле не срабатывает;
— Стартер не крутит, втягивающее реле срабатывает.
Перечень основных неисправностей для стартеров автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
Стартер не крутит, втягивающее реле не срабатывает.
— Соскочил наконечник провода с вывода на втягивающем реле стартера
— Полностью разряжена аккумуляторная батарея
— Сильно окислены выводы аккумуляторной батареи
— Неисправно реле стартера (окислились выводы или «обрыв»)
— Отсоединились провода в контактной части выключателя зажигания (розовый и красный провод)
— Неисправно втягивающее реле стартера (заклинило, сгорело и т.п.)
Стартер не крутит, втягивающее реле срабатывает (однократно, либо многократно).
— Сильно разряжена аккумуляторная батарея
— Окислены выводы аккумуляторной батареи
— Неисправно реле стартера (окислились выводы)
— Неисправно втягивающее реле стартера (не замыкаются его контакты – «пятаки» )
— Плохой контакт в выключателе зажигания
— Сгорел или заклинил сам стартер
— Заклинил двигатель, помпа или генератор
Примечания и дополнения
— Так же встречаются такие неисправности стартеров автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 как «обрыв» в соединительных проводах электрической цепи стартера, окисление их наконечников, отсоединение соединительных колодок (например, от монтажного блока). Переломаный или перетертый провод, окислившиеся наконечники, соскочившую колодку можно выявить лишь тщательным визуальным осмотром и проверкой контрольной лампой (тестером).
— Разборка стартера 29.3708 для проведения ремонта рассматривается в статье «Разборка стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще пять статей на сайте по электрооборудованию ВАЗ
— Контрольная лампа разряда АКБ горит после пуска двигателя
— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (на снятом генераторе)
— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (без снятия генератора с двигателя)
— Проверка исправности ротора генератора автомобилей ВАЗ
— Не работают стоп-сигналы на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099
twokarburators.ru
1. Отверните гайку с нижнего контактного болта. | 2. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора ваз 2108. | 3. Отверните два винта крепления тягового реле. |
4. Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле. | 5. Выньте якорь и пружину из тягового реле лада спутник. | 6. Снимите уплотнительное кольцо. |
7. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного (см. примечание). | ||
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним. |
||
8. Снимите стопорное кольцо. | 9. Снимите ограничительное кольцо. | 10. Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку. |
11. Снимите стопорное кольцо… | 12. …а затем регулировочные шайбы. | 13. Отверните гайки стяжных шпилек. |
14. Снимите крышку со стороны коллектора. | 15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя ваз 2109. | |
16. Снимите щеткодержатель (см. примечание). |
Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора |
|
17. Снимите корпус со статором. | 18. Снимите пластмассовый упор рычага. | 19. Выньте якорь из крышки со стороны привода. |
20. Снимите промежуточную опору с вала якоря. | 21. Снимите стопорное кольцо с привода стартера |
|
22. Снимите тарельчатую шайбу. | 23. Снимите упорную шайбу. | 24. Снимите муфту с рычагом. |
25. Снимите упорное кольцо. |
26. Отверните два винта крепления крышки тягового реле. |
|
27. Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле (см. примечание). |
|
|
28. Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле ваз 21099. | 29. Снимите крышку тягового реле. | 30. Снимите уплотнительное кольцо. |
31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком. | 32. Снимите со штока возвратную пружину. | 33. Снимите стопорное кольцо. |
34. Снимите изолирующую шайбу. | 35. Снимите контактную пластину (см. примечание справа). |
Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток). |
36. Снимите изолирующую втулку. | 37. Снимите шайбу. |
38. Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе. |
39. Выньте из крышки контактные болты. |
vazclub.com
Стартер ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите стартер с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка стартера»).
2. Отверните на стартере гайку с нижнего контактного болта тягового реле. 3. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора стартера.Notice: Undefined variable: params in /var/www/montan/spike/spike.su/templates/yoo_nite/layouts/article.php on line 123
На автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 стартер установлен на картере сцепления с левой стороны двигателя.
Для снятия стартера с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 проделайте следующее:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
Notice: Undefined variable: params in /var/www/montan/spike/spike.su/templates/yoo_nite/layouts/article.php on line 123
На автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут быть установлены стартеры 29.3708, 423.3708 или 5712.3708. Все три стартера представляют собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. Установочные размеры стартеров одинаковы — различия в устройстве коллекторного узла и привода.
У стартера 29.3708 коллектор
Notice: Undefined variable: params in /var/www/montan/spike/spike.su/templates/yoo_nite/layouts/article.php on line 123
www.spike.su