Реле втягивающее: Реле втягивающее: управление работой стартера

Содержание

Реле втягивающее: управление работой стартера

Реле втягивающее: управление работой стартера

Электрический автомобильный стартер управляется с помощью специального устройства, расположенного на его корпусе — втягивающего (или тягового) реле. Все о втягивающих реле, их конструкции, типах и принципе работы, а также о верном подборе и замене реле в случае его поломки — читайте в данной статье.


Что такое втягивающее реле стартера?

Втягивающее реле стартера (тяговое реле) — узел автомобильного электрического стартера; совмещенный с контактной группой соленоид, обеспечивающий подключение электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее и механическое соединение стартера с венцом маховика при запуске двигателя.

Втягивающее реле входит в механическую и электрическую части стартера, управляя их совместной работой.

На данный узел возлагается несколько функций:

  • Подвод привода стартера (бендикса) к зубчатому венцу маховика при запуске двигателя и его удерживание вплоть до момента отпуска ключа зажигания;
  • Подключение электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее;
  • Отвод привода и отключение стартера при отпуске ключа зажигания.

Тяговое реле хотя и работает в составе стартера, но является отдельным узлом, который играет важную роль в работе системы пуска двигателя. Любая неисправность этого узла значительно затрудняет запуск двигателя или делает его невозможным, поэтому как можно скорее необходимо выполнить ремонт или замену. Но прежде, чем покупать новое реле, следует разобраться в его типах, особенностях и принципе работы.


Конструкция, типы и особенности втягивающих реле


Устройство втягивающего реле стартера

В настоящее время на электростартерах используются одинаковые по конструкции и принципу работы втягивающие реле.

Этот узел содержит два взаимосвязанных устройства — силовое реле и включающий его (а заодно и подводящий бендикс к маховику) соленоид с подвижным якорем.

Основу конструкции составляет цилиндрический соленоид с двумя обмотками — большой втягивающей и намотанной поверх нее удерживающей. На задней части соленоида располагается корпус реле, выполненный из прочного диэлектрического материала. На торцевой стенке реле располагаются контактные болты — это клеммы высокого сечения, через которые выполняется подключение стартера к аккумуляторной батарее. Болты могут быть стальными, медными или латунными, применение таких контактов обусловлено высокими токами в цепи стартера при пуске двигателя — они достигают 400-800 А и более, и простые клеммы при таком токе просто расплавились бы.

Внутри соленоида располагается подвижный шток, который со стороны реле несет контактный диск — круг из латуни или другого сплава. Шток пружиной отведен от контактных болтов, поэтому в нерабочем положении цепь разомкнута.

Также внутри соленоида расположен массивный якорь, однако эта деталь не имеет жесткой фиксации и при необходимости легко вынимается. Якорь представляет собой металлический (стальной) стержень круглого сечения, он подпружинен и в нерабочем положении выступает из соленоида. На тыльном торце якоря предусмотрено углубление для упора в шток реле. На наружной части якоря выполнена проточка, отверстие, кронштейны или иное приспособления для соединения с вилкой привода стартера.

Вся эта конструкция помещена в металлический корпус (разборный или неразборный), на диэлектрическом корпусе реле располагаются клеммы для подключения узла к соответствующим электрическим цепям — силовой цепи, цепи замка зажигания и, если это предусмотрено, к цепи катушки зажигания. Реле жестко монтируется на корпусе стартера.

Тяговые реле, имея принципиально одинаковую конструкцию, делятся на два типа по функционалу (и количеству контактов со стороны реле):

  • Только с функцией замыкания силовой цепи — подача напряжения от аккумуляторной батареи на электродвигатель стартера;
  • С функцией замыкания силовой цепи и цепи катушки замыкания либо иного оборудования.

Реле первого типа имеет описанную выше конструкцию, а в реле второго типа предусмотрена дополнительная клемма с пружинящим контактом, который замыкается контактным диском. В реле первого типа есть только четыре клеммы — две силовых и две слаботочных (для подключения втягивающей и удерживающей обмоток), а в реле второго типа клемм уже пять — две силовых, две слаботочных и одна дополнительная.


Принцип работы тягового реле


Схема подключения втягивающего реле с дополнительным контактом и дополнительным реле стартера

Втягивающие реле всех типов имеют одинаковый принцип работы. В этом узле параллельно происходит три процесса.

При переводе ключа зажигания в положение включения стартера ток от аккумуляторной батареи подается на обе катушки соленоида — втягивающую и удерживающую. В соленоиде возникает магнитное поле, втягивающее якорь — он преодолевает сопротивление пружины и входит внутрь соленоида до упора. Двигаясь, якорь тянет вилку, которая, выступая в качестве рычага, подводит привод стартера с закрепленной на нем приводной шестерней к зубчатому венцу маховика — стартер механически соединяется с двигателем.

Также во время движения якорь своей тыльной стороной толкает шток. Закрепленный на штоке контактный диск упирается в контактные болты и замыкает цепь питания стартера — якорь стартера приходит во вращение, крутящий момент от него через бендикс поступает на маховик и коленчатый вал, двигатель запускается. Если в реле предусмотрен дополнительный контакт, то при его замыкании ток подается на катушку зажигания или какое-либо вспомогательное оборудование, необходимое для запуска двигателя.

При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка оказывается закороченной (ее выводы замыкаются друг на друга), поэтому она перестает работать. Однако удерживающая обмотка все еще подключена к аккумуляторной батарее, и создаваемого ею магнитного поля достаточно для надежного удерживания якоря внутри соленоида.

После успешного запуска двигателя ключ зажигания возвращается в первоначальное положение, вследствие чего цепь удерживающей обмотки разрывается — в этот магнитное поле вокруг соленоида исчезает и якорь под действием пружины выталкивается из соленоида, а шток отводится от контактных болтов. Привод стартера отводится от венца маховика, а стартер отключается. Тяговое реле и весь стартер переводятся в положение готовности к новому запуску двигателя.


Вопросы выбора, ремонта и замены втягивающего реле


Общее устройство электростартера и место в нем втягивающего реле

Тяговое реле подвергается значительным электрическим и механическим нагрузкам, поэтому высока вероятность его выхода из строя даже при бережной эксплуатации. О неисправности данного узла свидетельствуют различные признаки — отсутствие характерного стука подвода привода стартера при включении зажигания, слабое вращение стартера при заряженной аккумуляторной батарее, «молчание» стартера при работающем подводе привода и другие. Также неисправности выявляются при прозвонке реле — обычно происходят обрывы обмоток, повышение сопротивления в силовой цепи вследствие обгорания и загрязнения контактов, и т.д. Определить неисправность помогают алгоритмы диагностики, обычно приведенные в инструкции к автомобилю.

Зачастую выявленные проблемы устранить сложно или вовсе невозможно (как, например, обрыв втягивающей или удерживающей обмоток, поломка контактного болта и некоторые другие), поэтому реле проще и дешевле полностью заменить.

На замену следует выбирать только те типы и модели втягивающих реле, которые указываются производителем транспортного средства. Покупку нужно делать по каталожным номерам — только так можно уверенно поменять узел и заставить стартер работать в штатном режиме. Реле другого типа установить сложно или в принципе невозможно (вследствие неодинаковых габаритов), а если это и получится сделать, то стартер может работать некорректно или вовсе не выполнять свою главную функцию.

Для замены реле электростартер приходится демонтировать с двигателя и разбирать, зачастую — с применением специального инструмента. При монтаже нового реле нужно тщательно выполнять электрические соединения — провода предварительно зачищаются и скручиваются, при фиксации их на клеммах нужно обеспечить надежность, предотвратив искрение и нагрев.

Все операции лучше выполнять в соответствии с рекомендациями, прописанными автопроизводителем в инструкции по ремонту и обслуживанию транспортного средства.

В дальнейшем тяговое реле, как и сам стартер, требуют лишь периодического осмотра и проверки согласно регламенту ТО. При правильном выборе и замене этот узел будет работать надежно и эффективно, обеспечивая уверенный запуск двигателя.

Другие статьи

#Бачок ГЦС

Бачок ГЦС: надежная работа гидропривода сцепления

14.10.2020 | Статьи о запасных частях

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Втягивающее реле стартера: устройство, неисправности, проверка

Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда после 2-3-х неудачных попыток запустить мотор, под капотом раздается треск втягивающего реле и стартер отказывается прокручивать двигатель. Особенно это актуально в зимний период, когда емкость аккумулятора падает и он быстро разряжается.

Для того, чтобы лучше понять причину неисправности втягивающего реле (ВР), давайте вкратце вспомним устройство самого стартера и по какой схеме он работает на автомобиле.

Напомним

Стартер автомобиля является электрическим двигателем кратковременного действия. Если силовой агрегат не запускается с трех-пяти попыток, то нужно искать причину и не крутить его зря, так как это в большинстве случаев отражается на его дальнейшем существовании. Говоря простым языком — не стоит его «насиловать».

Устройство автомобильного стартера

Стартер состоит из корпуса (внутри которого расположена обмотка статора) и ротора, вращающегося на двух подшипниках, а также втягивающего реле.

На конце вала ротора находится обгонная муфта (бендекс) снабженная зубчатой шестерней, которая при пуске входит в зацепление с маховиком коленчатого вала.

Схема стартера

В задачу реле входит запуск стартера и обеспечение соединения с маховиком для пуска двигателя.

Устройство реле

Реле состоит из корпуса, в котором размещены обмотки, сердечника, возвратной пружины, центрального контакта, крышки с двумя силовыми контактами, выполненных в виде болтов, резьба которых выступает из крышки. В крышке также имеется разъем, куда приходит питание от замка зажигания в момент пуска двигателя.

На один из болтов приходит постоянный «плюс» с аккумуляторной батареи, а второй контакт соединен со статорной обмоткой.

Схема втягивающего реле

Сердечник реле соединен посредством вилки с бендексом. Вилка в свою очередь работает по принципу коромысла. При втягивании сердечника, он выталкивает обгонную муфту на встречу с маховиком двигателя, а при отпускании сердечника бендекс отводится назад.

Схема работы

При повороте ключа зажигания в положение «пуск» на обмотку реле подается питание, в втягивающей обмотке создается магнитное поле, которое втягивает сердечник катушки, замыкающий силовые контакты. Одновременно сердечник через вилку выталкивает обгонную муфту к маховику коленвала, заставляя последний прокручиваться.

Конструктивно ВР имеет две обмотки: втягивающую и удерживающую.

Втягивающая обмотка втягивает сердечник, который через центральный контакт, соединяет силовые разъемы реле, перебрасывая питание с аккумулятора на электродвигатель стартера, заставляя последний работать.

Все это время удерживающая обмотка удерживает сердечник, обеспечивая подачу питания на электродвигатель стартера.

В случае, когда аккумуляторная батарея разряжена, то ее силы хватает, чтобы сработала втягивающая обмотка, но не хватает напряжения для удерживающей. Сердечник под усилием возвратной пружины отходит назад, и втягивающая обмотка опять пытается втянуть его в катушку, но удерживающая не может его удержать, и он вновь отходит назад.

Вот именно эти попытки реле заставить перебросить питание с батареи на статорную обмотку и слышит водитель в виде частых щелчков (треска), когда сердечник реле многократно втягивается и отпускается при подаче питание на реле.

Неисправности втягивающего реле:

• Подгорание силовых и центрального контактов

Здесь один провод короче другого. Его нужно зачистити и нарастить путем пайки.

• Поломка возвратной пружины

Отвалились болты втягивающего

• Межвитковое замыкание

• Короткое замыкание в одной из обмоток

• Обрыв

• Ослабление креплений

Причины неисправностей:

• Подгорание разъемов вызвано в большинстве случаев плохим контактом в соединениях или долгой работой стартера, когда двигатель продолжительное время «отказывается» запускаться;

• Поломка пружины может быть вызвана как механическим повреждением, так и от длительной подачи напряжения, когда витки пружины просто выгорают;

• Межвитковое замыкание в обмотках также происходит от длительного воздействия напряжения при плохом запуске двигателя. Бакелит, которым покрыты провода для защиты, нагревается, начинает плавится и витки соединяются друг с другом;

• При выплавлении защитного покрытия один из витков может начать контактировать с «массой» корпуса, что вызовет короткое замыкание;

• Обрыв может быть вызван перегоранием одного из витков обмотки;

• При ослаблении крепления ВР наступает перекос и сердечник не может полностью втянуться внутрь корпуса, чтобы замкнуть силовые контакты.

Признаки неисправности:

• Одиночные или частые щелчки, стартер не крутит

• Сильный нагрев корпуса

• Стартер не выключается

Как проверить исправность реле

В случае, когда слышны частые щелчки и стартер не крутит, то причиной могут являться разряженная аккумуляторная батарея или слабое соединение «массы».

Когда же раздается один четкий щелчок, но стартер не крутит, то это «говорит» либо о подгорании силовых разъемов, либо о проблемах в самом стартере.

Для того, чтобы убедиться в том, что неисправность находится в самом реле, нужно перемкнуть отверткой (двигатель на нейтрале) его силовые контакты и если стартер заработает, то «виновато» само реле. Его необходимо снять и прозвонить тестером.

Проверка мультиметром

Если же стартер не отзывается, то проблемы могут быть как в нем самом, так и в реле. Нужен его демонтаж, разборка и дефектовка всех элементов.

Когда реле вообще не отзывается на поворот ключа зажигания в положение «пуск», нужно проверить приходит ли в это время питание на управляющий разъем (вывод расположен на его крышке).

Если питание не приходит, то необходимо проверить исправность замка зажигания и цепь питания от него до управляющего контакта.

Когда на управляющем контакте есть питание, то нужно проверить тестером сколько вольт приходит на силовой контакт от аккумулятора, а затем (нужен помощник) при пуске стартера проверить тестером сколько вольт приходит на второй контакт.

Если, например, на контакт от батареи приходит 12.8В, а перебрасывается 6-7В, то силовые контакты подгорели и их необходимо либо зачистить, либо заменить.

В случае, когда реле разборное, то нужно отдать крепление крышки и зачистить силовые и центральный контакты, если же реле неразборное, то его необходимо заменить.

Как поступить в случае поломки

При отказе реле, нужно, как было сказано выше, поставить нейтральное положение КПП, включить зажигание и перемкнуть между собой силовой контакт от аккумуляторной батареи и управляющий разъем. Двигатель запустится и можно будет добраться до гаража или ближайшего СТО.

В заключение

Периодически проверяйте зарядку аккумулятора и работу генератора, чтобы батарея всегда находилась в заряженном состоянии, способной выдать необходимое напряжение для срабатывания стартера.

Стартер со свтягивающим для ВАЗ 2107

573708800 Реле втягивающее ВАЗ-2110 КЗАТЭ (ЗиТ) — 57.3708800

573708800 Реле втягивающее ВАЗ-2110 КЗАТЭ (ЗиТ) — 57.3708800 — фото, цена, описание, применимость. Купить в интернет-магазине AvtoAll.Ru Распечатать

17

1

Артикул: 57.3708800

Код для заказа: 025528

Есть в наличии Доступно для заказа>10 шт. Сейчас в 13 магазинах — >10 шт.Цены в магазинах могут отличатьсяДанные обновлены: 24.05.2021 в 09:30 Доставка на таксиДоставка курьером — 300 ₽

Сможем доставить: Завтра (к 25 Мая)

Доставка курьером ПЭК — EasyWay — 300 ₽

Сможем доставить: Сегодня (к 24 Мая)

Пункты самовывоза СДЭК Пункты самовывоза Boxberry Постаматы PickPoint Магазины-салоны Евросеть и Связной Терминалы ТК ПЭК — EasyWay Самовывоз со склада интернет-магазина на Кетчерской — бесплатно

Возможен: сегодня c 11:46

Самовывоз со склада интернет-магазина в Люберцах (Красная Горка) — бесплатно

Возможен: сегодня c 17:00

Самовывоз со склада интернет-магазина в поселке Октябрьский — бесплатно

Возможен: сегодня c 17:00

Самовывоз со склада интернет-магазина в Сабурово — бесплатно

Возможен: сегодня c 19:00

Самовывоз со склада интернет-магазина на Братиславской — бесплатно

Возможен: сегодня c 17:00

Самовывоз со склада интернет-магазина в Перово — бесплатно

Возможен: сегодня c 17:00

Самовывоз со склада интернет-магазина в Кожухово — бесплатно

Возможен: завтра c 11:00

Самовывоз со склада интернет-магазина в Вешняков — бесплатно

Возможен: завтра c 11:00

Самовывоз со склада интернет-магазина из МКАД 6км (внутр) — бесплатно

Возможен: завтра c 11:00

Самовывоз со склада интернет-магазина в Подольске — бесплатно

Возможен: завтра c 11:00

Код для заказа 025528 Артикулы 57. 3708800 Производитель Завод имени А.М. Тарасова Каталожная группа: ..Электрооборудование
Электрооборудование
Ширина, м: 0.05 Высота, м: 0.05 Длина, м: 0.16 Вес, кг: 0.7

Отзывы о товаре

Сертификаты

Обзоры

Статьи о товаре

  • Реле втягивающее ВАЗ: правильная и надежная работа стартера 22 Августа 2014

    Автомобили ВАЗ оборудуются традиционной системой пуска двигателя со стартером. Однако запуск двигателя и безопасная работа стартера возможна только при наличии такого компонента, как втягивающее реле. О том, что такое втягивающее реле стартера ВАЗ, как оно устроено и работает, а также об основных неисправностях этого узла читайте в предложенной статье.

Наличие товара на складах и в магазинах, а также цена товара указана на 24.05.2021 09:30.

Цены и наличие товара во всех магазинах и складах обновляются 1 раз в час. При достаточном количестве товара в нужном вам магазине вы можете купить его без предзаказа.

Интернет-цена — действительна при заказе на сайте или через оператора call-центра по телефону 8-800-600-69-66. При условии достаточного количества товара в момент заказа.

Цена в магазинах — розничная цена товара в торговых залах магазинов без предварительного заказа.

Срок перемещения товара с удаленного склада на склад интернет-магазина.

Представленные данные о запчастях на этой странице несут исключительно информационный характер.

3fb5a490378ae529c4189e8342d2d14e

Добавление в корзину

Доступно для заказа:

Кратность для заказа:

Добавить

Отменить

Товар успешно добавлен в корзину

!

В вашей корзине на сумму

Закрыть

Оформить заказ

Втягивающее реле стартера — как оно работает

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В жизни каждого водителя бывали моменты, когда автомобиль отказывался работать и сдвинуть его с места можно было только с применением физической силы. Причин этого явления насчитывают множество, но что бы точно узнать в чем дело нужно провести диагностику транспортного средства. Если Ваш автомобиль не реагирует на запуск, в первую очередь следует проверить исправность электропроводки, аккумулятора и если с ними все хорошо, то вполне реально найти поломку в работе стартера.

Наиболее уязвимое место этой детали — втягивающее реле, о принципе работы которого знают немногие. Этот довольно маленький узел оказывает огромное влияние на начало работы мотора и в случае выхода из строя отдельных его составляющих, машина окажется полностью «парализована». Поэтому, в данной статье мы расскажем об особенностях работы втягивающего реле, возможных поломках и способах их устранения.

1. Функции втягивающего (тягового) реле стартера

Прежде чем начать обсуждение темы, стоит понимать о чем конкретно пойдет речь. Дело в том, что в конструкцию стартера входят два реле, отвечающих за его работу. Первое обеспечивает его включение и находится в моторном отсеке (в зависимости от модели автомобиля может либо монтироваться в общий блок реле, либо находиться в отдельном корпусе), а второе (тяговое реле) устанавливается на стартере и выполняет следующие функции:

— при запуске двигателя, синхронизирует работу узлов (цепей) стартера;

— способствует перераспределению электроэнергии между мотором стартера и электромагнитом реле;

— подводит шестерни бендикса к зубцам венца маховика, а после старта — возвращает ее на прежнее место. Эту функцию, многие автолюбители, считают основной в работе данного устройства.

Практически во всей автомобильной литературе, описанное устройство называется «тяговым реле стартера», однако, в народе его называют еще «втягивающим», имея ввиду туже самую деталь. Первым человеком, изобревшим втягивающий механизм, в далеком 1912 году, стал Чарльз Кеттеринг, один из основателей, популярной и в наши дни, фирмы Delco.

Именно благодаря ему, в то же время, с конвейера сошел первый автомобиль оборудованный таким устройством и, соответственно, электрической системой зажигания. Подобное нововведение, при запуске транспортного средства, позволило отказаться от использования специальной ручки (кривого стартера), которая помещался в шкив коленчатого вала и требовала немалых усилий для запуска двигателя.

Для того, что бы мотор начал работать (запустился), нужно обеспечить вращение коленвала ровно до того момента, пока в камерах сгорания не начнет воспламенятся горючая смесь. Если двигатель исправен, то на это действие затрачивается всего несколько секунд времени. Соответственно, в случае неисправной работы любой из частей стартера, отвечающего за вращение коленчатого вала, последний не будет двигаться, а в камерах сгорания не начнет гореть топливо и автомобиль никуда не поедет. Более конкретно, о принципе работы тягового реле стартера, а также возможных поломках этого устройства мы Вам дальше и расскажем.

2. Конструкция и система работы втягивающего реле

Данное устройство имеет относительно несложную конструкцию и включает в себя следующие детали: корпус, контакты реле, контактный диск, магнит с втягивающей и удерживающей обмоткой, сердечник (якорь), имеющий шток реле стартера и шток привода его вилки, возвратные пружины.

Основная часть этого реле — втягивающая катушка цилиндрической формы (образует электромагнит), внутри которой размещается подвижный якорь (сердечник), а сверху наматываются витки удерживающей катушки. С одной стороны сердечника размещен выходящий за габариты корпуса шток, который толкает вилку стартера и имеет на конце отверстие или перекладину (в зависимости от модели автомобиля). С другой стороны — находится шток, на конце которого находится контактный диск реле стартера. Корпус втягивающего реле представляет собой чашку с изоляционного материала, в которую вдавлены два контакта с нарезанной резьбой (к ней, гайками крепятся клеммы). Обычно, между контактами, на внешней части крышки, расположен бортик, который не допускает короткого замыкания. Сама крышка, с помощью винтов, так крепится к торцу реле, что его контакты выходят напротив контактного диска, размещенного на штоке сердечника.

Тяговое реле стартера прочно соединяется со стартером и располагается над ним. В случае необходимости, его довольно просто можно снять, но перед этим придется демонтировать сам стартер. В основном, все производители такой детали предлагают ее в двух вариантах: разборном (подлежит диагностике и ремонту) и не разборном, которое при поломке придется полностью заменить.

Весь процесс работы втягивающего реле стартера проходит следующим образом. Замыкание контактов в замке зажигания, приводит к срабатыванию реле стартера (обычное, размещено в монтажном блоке), которое, в свою очередь, от аккумулятора посылает напряжение на втягивающую обмотку. Таким образом, создается магнитное поле, под действием которого якорь попадает во внутрь обмотки, выполняя при этом сразу несколько действий: с одной стороны, с помощью штока заставляет вилку стартера начать движение и сдвинуть обгонную муфту (бендикс), способствуя зацеплению шестерни стартера с венцом маховика, а с другой, помогает закрепленному на штоке диску, замкнуть контакты втягивающего реле стартера.

Таким образом, в процессе движения якоря, стартер соединяется с маховиком и сразу же подключается к аккумулятору. После этого, по мотору стартера проходит ток и он начинает двигаться, а через несколько секунд запускается двигатель автомобиля.

Когда стартер включается, втягивающая катушка отключается и ток переходит на удерживающую катушку, одна из функций которой состоит в удержании крайнего положения якоря. Использование такой катушки способствует снижению мощности, потребляемой втягивающем реле, так как на сдерживание якоря затрачивается намного меньше энергии, чем нужно было бы для его втягивания. В результате, общие затраты заряда аккумуляторной батареи, при пуске двигателя, значительно снижаются.

После того, как двигатель машины запустился (для этого используется ключ зажигания), цепь стартера разрывается, обмотка тягового реле обесточивается и благодаря действию пружины якорь возвращается в начальное положение, а следом за ним бендикс и контактный диск отводятся от контактов реле стартера. Последний одновременно отсоединяется от маховика мотора и отключается от аккумулятора. Все последующее время эксплуатации транспортного средства, втягивающее реле стартера, да и он сам, никак не участвуют в работе силового агрегата автомобиля.

3. Диагностика и ремонт устройства

Втягивающее реле стартера имеет довольно простую конструкцию и, обычно, отличается долговечностью. Но не смотря на это, из-за частых больших нагрузок на данный узел и учитывая работу реле стартера с высоким напряжением (может достигать несколько сотен ампер) в работе втягивающего реле периодически возникают проблемы, обусловленные появлением характерных неисправностей. Чаще всего, они выражаются в следующем:

— силовые контакты реле стартера, со стороны контактного диска могут подгорать;

— втягивающая или удерживающая обмотка, время от времени, способна обрываться;

— деформирование возвратной пружины;

— короткое замыкание в обмотках;

— прочие механические повреждения в отдельных деталях втягивающего реле.

Однако, прежде чем сделать окончательный вывод о существовании поломки и планировать ремонт, следует провести полную диагностику реле. Тут важно помнить, что действует данная деталь как электромагнит: после того как на обмотки стартера подается напряжение, реле начинает притягивать к себе вилку стартера, которая подвигает бендикс, тем самым способствуя его сцеплению с маховиком. При выполнении таких действий происходит замыкание всех контактов, подающих напряжение на обмотки. В случае сбоя, хотя бы в одной части этого процесса, автомобиль не заведется. Что бы определить место неисправности, в первую очередь, следует руководствоваться внешними ее проявлениями.

Если стартер не крутит , то тут возможны два варианты: либо втягивающее реле срабатывает, но стартер не вращается, либо втягивающее реле и стартер вовсе не работают. Срабатывание реле определяют по характерному щелчку, который появляется в момент втягивания якоря вовнутрь. Если повернув ключ, Вы его услышали, то реле исправное, а если нет — значит оно не работает или же на него не поступает ток.

В случае, когда втягивающее реле работает, но стартер не крутит, причина может крыться в подгорании силовых контактов реле. Так это или нет, Вы можете проверить с помощью любого металлического предмета (например, отвертки), замкнув им выступающие части контактов. Если после этого, стартер начинает вращаться — значит проблема действительно подгоревших контактах, а если нет, то скорее всего причина в самом стартере.

Бывает, что одновременно и стартер, и реле не работают. Причины, в этом случае, могут быть как внешними, так и внутренними (например, обрыв цепи включения, неисправность замка зажигания, обрыв обмотки втягивающего реле, когда катушка теряет контакт с «массой» и т.д.).

Если втягивающее реле работает, но при этом слышен стук или дребезг, значит причина проблемы в плохом контакте обмотки(ок) с «массой». Проверить их не сложно, для этого всего лишь нужно измерить сопротивление с помощью омметра. Как правило, сопротивление втягивающей обмотки составляет примерно 0,55 Ом, в то время как удерживающей — 0,75 Ом. Сопротивление, меньше этих показателей, говорит о наличии короткого замыкания внутри обмотки, а слишком большое — о ее плохом контакте с массой или клеммами.

Если Вы заподозрили, в какой-то из обмоток обрыв, проверить эту догадку можно воспользовавшись пробником из батарейки или лампочки: если подключив лампочку к обмотке она горит — все нормально, а если нет, значит имеется обрыв. Недостатком этого способа является отсутствие возможности определения короткого замыкания, так как незначительная разница в сопротивлении, практически никак не влияет на яркость свечения лампочки.

Обнаружив поломку, втягивающее реле можно либо отремонтировать, либо заменить. Однако, здесь ключевую роль играет вид его конструкции: если в транспортном средстве установлено не разборное реле, то помочь Вам сможет лишь покупка и установка новой детали, а если его можно разобрать, то вполне реально устранить проблему самостоятельно. Для этого, прежде всего, нужно демонтировать реле со стартера и разобрать, в отдельных случаях придется отпаять выводы обмоток. Далее стоит проверить все его контакты, в случае обгорания — зачистить до блеска с помощью наждачной бумаги. Если Вы увидели отпавшие от корпуса выводы обмоток, стоит припаять их обратно. Кроме этого, можно заменить отдельные изношенные части втягивающего реле.

После проведения такого нехитрого ремонта, деталь сможет исправно прослужить еще несколько лет, правда, намного проще купить новое реле и не играться со старым, тем более, что стоит оно не так уж и дорого.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

устройство, принцип работы, неисправности, рекомендации по ремонту

Те, кто сталкивался с устройством такого узла автомобиля, как стартер, знают, что сей автомобильный агрегат, состоит главным образом из следующих узлов: мощного электродвигателя постоянного тока, втягивающего реле стартера и обгонной муфты (бендикса). В рамках данного материала остановимся на одном из этих элементов, а именно — втягивающем реле.

Для начала разберемся в его устройстве и тех функциях, которые оно выполняет при пуске двигателя автомобиля.

Устройство и принцип работы втягивающего реле стартера.

Одним из составных элементов реле является обмотка, при подаче тока на которую создается магнитная сила, приводящая в действие сердечник реле. Последний, в свою очередь, выполняет две функции одновременно: одним концом он перемещает бендикс в рабочее состояние, сцепляя его с маховиком мотора и вращая тем самым двигатель, второй конец сердечника реле выполнен виде мощной перемычки,  которая замыкает собой два контакта в разрыве цепи от аккумуляторной батареи к электродвигателю стартера. Данный контактный узел рассчитан на большой ток, порядка 200А, и, соответственно, не может быть попросту подан на контактную колодку замка зажигания.

Таким образом, втягивающее реле – это в первую очередь узел, управляемый меньшим током, идущим через замок зажигания, регулирующий включение цепи с большим током, необходимым для работы двигателя стартера. Кроме того данная деталь стартера обеспечивает момент сцепления обгонной муфты с маховиком двигателя.

Неисправности.

Основные неисправности, которые могут привести к том, что втягивающее реле станет неработоспособным, определяются главным образом его назначением и устройством.

Так, например, из-за больших токов, проходящих через контакты реле, может постепенно происходить их выгорание, и, как результат, реле, как включатель электродвигателя,  перестает работать, что приводит к неработоспособности узла в целом.  Проверить реле на предмет данной неисправности можно, замкнув на колодке подключения самые большие контакты (от АКБ к электродвигателю). Если электродвигатель оживает, проблема в контактах, конечно, при условии, что слышны щелчок, означающий работу обмотки реле.

Следующее, что может приключиться с рассматриваемым нами узлом — это замыкание либо обрыв в обмотке самого реле, который приводит к тому, что реле либо не втягивает сердечник вовсе либо делает это не полностью. Результат аналогичен прежней поломке.

Ну, и последний вид поломки — это механический износ деталей и выработка на рабочих поверхностях. Износ может отразиться как на поломке деталей, так и привести к тому, что сердечник реле начнет подклинивать. Кстати, клиническая картина последнего варианта поломки как раз таки  и выглядит как перебои при включении ключом стартера: он то просто молчит в рабочем положении ключа зажигания, то работает, как ни в чем не бывало. Подтвердить «диагноз» поможет постукивание  металлическим предметом по корпусу реле в моменты молчания, чаще всего после такой процедуры стартер оживает.

Ремонт втягивающего реле стартера.

В отношении ремонта втягивающего реле стартера можно отметить следующий не очень радостный факт: в 90% случаев его неработоспособности данный узел придется менять целиком. Во-первых, это связано с тем, что само реле выполнено в неразборном корпусе и не подразумевает ремонта. Во-вторых, по той же причине, что производитель не предусматривает ремонт, вы вряд ли найдете отдельные узлы от реле в продаже, если только, конечно, не найдутся узлы-доноры от других аналогичных реле, уже отработавших свой срок.

А так единственное, что можно порекомендовать сделать при ремонте-разборке данного узла — это попробовать очистить прогоревшие контакты от нагара и окисления. Ну, и, как вариант, возможно, вам удастся перемотать обмотку самого реле, но эта затея, на мой взгляд, бессмысленна, ведь на рынке легко доступны втягивающее реле, совместимые с вашим стартером и автомобилем.

Долгой механической жизни вашему стартеру и его втягивающему реле!

Видео по ремонту

Рекомендую прочитать:

Как проверить втягивающее реле стартера

В этой статье мы расскажем, как проверять втягивающее реле стартера для выявления поломок и способы их устранения.

Как все работает?

Стартер автомобиля является тяговым электродвигателем, за счет которого производится раскручивание коленчатого вала для дальнейшего запуска силовой установки.

Раскручивание производится посредством шестерни, установленной на роторе стартера, которая на момент запуска имеет зубчатое зацепление с венцом маховика.

Но зацепление между шестерней стартера и маховика нужно только до того момента, пока силовая установка не запустится.

Если бы зацепление было постоянным, стартер очень быстро выходил бы из строя.

Поэтому в конструкцию последнего включено втягивающее реле, посредством которого и производится введение в зацепление шестерни стартера с маховиком во время пуска мотора и выведение ее из зацепления после запуска.

 

Втягивающее реле объединено с реле стартера, при этом конструктивно это устройство не сложное, что обеспечивает его надежность в работе.

Но ничего нет вечного поэтому, и оно тоже может выйти из строя, хотя это происходит нечасто.

Неисправностей, которые могут возникнуть с данным элементом не так уж и много, но, если они возникли, зачастую запустить мотор либо невозможно, либо очень затруднительно.

Неисправностями, которые могут возникнуть с втягивающим реле, являются:

  1. Износ его элементов;
  2. Выгорание контактных пластин, установленных в крышку корпуса;
  3. Обрыв или перегорание обмотки катушек реле;
  4. Заедание якоря.

Появление этих неисправностей может вылиться:

  1. В несрабатывание стартера при запуске;
  2. Слабые обороты стартера, которые неспособны достаточно раскрутить маховик;
  3. Продолжение работы его даже после запуска мотора.

Конструкция втягивающего реле

Чтобы понять, как выявить неисправность для начала нужно разобраться с конструкцией и принципом работы втягивающего реле, а также реле стартера, поскольку размещаются они в одном корпусе.

Итак, имеется корпус, внутри которого установлено две катушки — втягивающая и удерживающая.

С одной стороны, корпус прикрыт эбонитовой или пластиковой крышкой. В эту крышку с наружной стороны установлены три клеммы для подсоединения проводки.

Одна из клемм предназначена для подключения «плюсового» провода от АКБ, вторая – для подачи электроэнергии на электродвигатель стартера, а третья – для подключения реле к замку зажигания.

С внутренней стороны крышки располагаются две контактные пластины «плюсовых» клемм.

Принципиальная схема.

Внутри корпуса с катушками располагается якорь, подпруженный с одной стороны и шток реле стартера.

С внешней стороны на якоре сделано ушко, которым он зацепляется за вилку включения бендикса с шестерней.

Принцип работы

Работает все это так: при неработающем двигателе, якорь втягивающего реле выдвинут из корпуса из-за воздействия на него пружины. Эта же пружина удерживает через вилку бендикс с шестерней в положении, когда зацепление не осуществляется.

При повороте ключа зажигания в положение запуска сначала срабатывает втягивающее реле.

Электроэнергия, подаваемая на катушки втягивающего реле, обеспечивает появления магнитного поля внутри корпуса.

Это поле воздействует на якорь, и он, преодолевая усилие пружины, входит внутрь корпуса, после этого втягивающая катушка отключается и перестает создавать магнитное поле, но во втянутом положении якорь удерживает своим магнитным полем удерживающая катушка.

При этом якорь тянет за собой вилку, а та в свою очередь перемещает вперед бендикс по валу ротора, и шестерня его входит в зацепление с венцом маховика.

 

Якорь, входя внутрь корпуса, толкает шток реле стартера, и смещаясь, замыкает между собой контактные пластины плюсовых клемм.

Электроэнергия от АКБ поступает на щетки электродвигателя стартера, и ротор его начинает вращаться. А поскольку шестерня в зацепление уже вошла, то ротор начинает вращать маховик.

После запуска силовой установки и провороте обратно ключа на замке зажигания, питание на удерживающую катушку прекращается, магнитное поле ее исчезает и якорь под воздействием пружины выходит из корпуса.

При этом он через вилку выводит из зацепления бендикс, и прекращает воздействовать на шток реле. Тот в свою очередь отходя, размыкает контактные пластины, и стартер полностью отключается.

Читайте также:

Неисправности

Выявить неисправности тягового реле не так уж и сложно. Следует отметить, что срабатывание его сопровождается щелчком – это результат втягивания якоря, и введение в зацепление шестерни.

При провороте ключа этот щелчок хорошо слышно. Так, отсутствие щелчка может указывать на обрыв в катушках, отсутствие питания, заедание якоря в одном положении.

Если же при повороте ключа зажигания щелчок слышен, но сам стартер не запускается или запускается, но крутиться очень медленно, это может сигнализировать о подгорании контактных пластин.

Продолжение работы стартера после запуска силовой установки будет сопровождаться характерным жужжанием.

Возможно, что якорь заклинило во втянутом положении, и он не может вернуться обратно, поэтому держит шестерню бендикса в зацеплении и продолжает замыкать контактные пластины.

Проверка втягивающего реле

Проверить работоспособность данного элемента не так уж и сложно. Причем проверить его можно даже не снимая стартер с авто. Для примера, возьмем автомобиль ВАЗ-2110.

Итак, стартер на этом авто не срабатывает. Для начала нужно проверить проводку, идущую к нему на наличие обрыва.

Если с проводкой все в порядке, нужно узнать, срабатывает ли вообще тяговое реле.

Для этого можно попросить кого-то повернуть ключ зажигания, а самому слушать, есть ли щелчок срабатывания. Если он отсутствует – оно неисправно и нужно его менять.

Если же щелчок срабатывания имеется, но сам стартер не крутит – возможно, что реле не срабатывает из-за подгорания контактных пластин.

Проверить так ли это, можно при помощи обычной отвертки. С реле отсоединяется клемма, идущая от замка зажигания.

Далее отверткой замыкаются клемма, идущая от АКБ, с клеммой, идущей на стартер – получается прямая передача электроэнергии на электродвигатель, минуя реле. Если он заработал – искать причину нужно в реле.

Можно и проверить напряжение, идущее на стартер мультиметром, но это скорее даст понять, проблема заключается в стартере или же в проводке и АКБ.

Для этого мультиметр, подсоединяется к плюсовой клемме втягивающего реле, к которой подводится напряжение от АКБ. Другой минусовой провод мультиметра подсоедините к массе.

Далее кто-то должен повернуть ключ зажигания в положение запуска. Напряжение, на дисплее мультиметра должно соответствовать 12 В.

Если оно ниже – возможно батарея попросту разряжена и ее энергии не хватает на запуск двигателя, но при этом ее заряда хватает для срабатывания реле, а вот уже на вращение ротора энергии недостаточно.

Читайте по теме: Как проверить стартер и втягивающее реле.

Замена втягивающего реле

Втягивающее реле не является ремонтируемым, и в случае неисправности, оно попросту заменяется.

Единственное, что можно поменять у него, так это якорь. Замена этого элемента на ВАЗ-2110 – операция несложная, сложнее снять сам стартер с авто.

Для замены потребуется демонтаж стартера с машины. Для этого автомобиль загоняется на яму, поскольку добраться до него можно только снизу. Если у авто имеется защита картера, то ее снимают в первую очередь.

Далее нужно отсоединить всю проводку, идущую к стартеру. Для снятия его понадобиться открутить две гайки его крепления, после чего он аккуратно вытаскивается из посадочного места.

Уже на снятом стартере, откручиваются два болта крепления втягивающего реле, и оно снимается, при этом якорь вместе с пружиной остается на стартере, поскольку он своим ушком зацеплен за вилку.

Перед установкой нового элемента, старый якорь снимается с вилки, а на его место устанавливается новый.

 

Далее новое реле ставиться на стартер и затягивается болтами крепления. Затем уже стартер устанавливается на свое место.