Распиновка блока предохранителей ваз 2109 карбюратор: Блок предохранителей ВАЗ 2109 и реле 21099 карбюратор и инжектор: расшифровка схем

Блок предохранителей на ваз 2109 карбюратор

Блоки предохранителей, устанавливаемые на старые и обновленные версии автомобилей ВАЗ 2109, служат для объединения всей электрической проводки.

Основная задача БП — предотвращение поломок электрооборудования, установленного в машине.

1 Схемы

1.1 Отличия

2 БП старого образца

2.1 Реле

3 БП нового образца

3.1 Реле

4 Демонтаж и замена

5 Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109, 21099. Расположение предохранителей и реле

5.1 Первый вид — монтажный блок с 11 реле, их бывает два варианта: старого образца и нового образца.

5.2 Второй вид — монтажный блок с 9 реле, их бывает два варианта: старого образца и нового образца.

Схемы

Всю линейку автомобилей ВАЗ 2109 можно условно поделить на две ветви — выпущенные до 1998 года и производимые после 1998 года.

Старые автомобили оснащаются блоками предохранителей, маркировка которых — 17.3722. Данный БП состоит из корпуса и инженерной платы. К плате припаяны контакты проводов, предохранители и реле.

Более новые версии девяток, старт выпуска которых произошел с 1998 года, то здесь БП имеет маркировку 2114-3722010-60. Здесь мы наблюдаем уже плавкие предохранители.

Если говорить про блоки предохранителей, совершенно никакой роли не играет фактор используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор. БП будут отличаться только по году выпуска автомобиля. Следовательно, монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые.

Располагается искомый монтажный блок также везде одинаково — в подкапотном пространстве напротив места водителя практически под самым лобовым стеклом.

Расположение

Отличия

Существуют ли между старыми и новыми версиями БП отличия? Разумеется. Заключаются они в следующем:

  • Детали монтажного блока маркируются по-разному;
  • Номинал у предохранителей отличается;
  • У нового БП отсутствует реле мотора вентилятора системы охлаждения и реле времени устройства омывателя заднего стекла.

БП старого образца

Рассмотрим первым делом БП старого образца, которые до сих пор достаточно часто встречаются на автомобилях ВАЗ 2109. Причем, как мы уже говорили, и с инжекторными, и с карбюраторными двигателями.

Номер предохранителяСила токаЦепь, которую он защищает
F110АРезервный предохранитель
F210АУказатели поворотников, прерыватель аварийного сигнала (в режиме аварийки), контрольная лампочка аварийки
F310АЗадние фары стоп-сигнала, плафон подсветки салона
F420АЭлемент подогрева заднего стекла, контакты включения обогрева заднего стекла, розетка для переноски, прикуриватель
F520АЗвуковой сигнал (клаксон), выключатель клаксона
F630АРезервный предохранитель
F730АЭлектромотор вентилятора печки, электромотор омывателя лобового стекла, реле включения электрического вентилятора радиатора, реле включения обогрева заднего стекла, контрольная лампа включения обогрева на заднем стекле, плафон подсветки бардачка
F87,5АРезервный предохранитель
F97,5АРезервный предохранитель
F107,5АЛевая габаритная фара
F117,5АПравая габаритная фара
F127,5АПравая фара ближнего света
F137,5АЛевая фара ближнего света
F147,5АЛевая фара дальнего света, контрольная лампа включения дальнего света
F15 Правая фара дальнего света
F1615АУказатели поворотников и реле-прерыватель аварийки (в режиме указания поворотников), контрольная лампа указателей поворотников, задние фонари заднего хода, моторедуктор и реле включения стеклоочистителей лобового стекла, контрольная лампа давления масла, контрольная лампа ручного тормоза, указатель температуры ОЖ, указатель уровня топлива, контрольная лампа резерва топлива, вольтметр

БП 17. 3722

Реле

Помимо обозначений предохранителей, вам не лишним будет знать, какой номер реле в монтажном блоке за какие функции несет ответственность.

Номер релеФункции
1Работоспособность элементов очистки передней оптики
2Работоспособность двигателя омывателя заднего стекла
3Защита от поломки лампы поворотных сигналов и световой сигнализации
4Защита от выхода из строя моторчика стеклоочистителей лобового стекла
5Позволяет определить работоспособность лампы
6Защита от перенапряжения системы обогрева заднего стекла
8Лампы дальних фар
9Лампы ближних фар
11Отвечает за работу вентилятора охлаждения двигателя. Если данное реле выходит из строя, увеличивается риск перегрева двигателя
12Работа клаксона

Старый БП

БП нового образца

Здесь схема монтажного блока устроена немного иначе, но она более актуальна для владельцев ВАЗ 2109, поскольку большая часть девяток, сохранившихся в эксплуатации до наших дней, являются модернизированными версиями.

Схема актуальна как для карбюраторных, так и инжекторных типов двигателей.

Номер предохранителяНоминальный токЭлектрическая цепь, за которую отвечает
1.Резервный предохранитель
2.Резервный предохранитель
3.Резервный предохранитель
4.16АОбмотка реле вентилятора радиатора, электрическая цепь переключателя и электродвигателя печки
5.Выключатель аварийки в режиме поворотных указателей, прерыватель поворотных сигналов, переключатель поворотных сигналов, сигнальная лампа поворотников, контрольная лампа поворотников, выключатель оптики заднего хода, лампы заднего хода, тахометр, вольтметр, указатель уровня бензина, датчик уровня бензина, контрольная лампа уровня бензина, указатель температуры ОЖ, датчик температуры, контрольная лампа и датчик аварийного давления масла, лампа аварийного состояния тормозов, выключатель гидропривода тормозной системы, выключатель ручного тормоза
6.Выключатель и лампочки стоп-сигнала, плафон подсветки салона
7.Лампы освещения номеров, контрольная лампа включения габаритов, лампа подсветки ручек отопителя и прикуривателя, плафон подсветки бардачка, выключатель и лампа подсветки приборного щитка
8.16АКлаксон, выключатель клаксона, электромотор вентилятора радиатора
9.Лампа левых габаритов, лампа левых задних габаритов
10.Лампа правого габарита, лампа правого заднего габарита, выключатель противотуманок, контрольная лампа противотуманок
11.Выключатель и прерыватель указателей поворотников, лампы указателей поворотников, контрольная лампа в режиме аварийки
12.16АПрикуриватель, розетка для лампы переноски
13.Дальний свет правой фары
14.Дальний свет левой фары, контрольная лампа дальней оптики
15.Ближний свет правой фары
16.Ближний свет левой фары

Новый БП

Реле

Что касается реле в монтажном блоке нового образца для ВАЗ 2109, то здесь распиновка следующая.

Номер релеЕго функции
К1Без него двигатель омывателя заднего стекла работать не будет
К2Отвечает за работу ламп поворотников и световую сигнализацию
К3Обеспечивает работы стеклоочистителя лобового стекла
К4Защищает лампы стоп сигналов и габариты автомобиля
К5Обеспечивает работу фонарей дальнего света
К6Гарантирует работу устройства омывателя оптики
К7Защищает мотор электростеклоподъемников, если таковые установлены на вашем автомобиле
К8Звуковой сигнал или просто клаксон
К9Защищает от повышенного напряжения, идущего на вентилятор системы охлаждения двигателя
К11Отвечает за работу устройства обогрева заднего стекла
К12Обеспечивает работу фонарей ближнего света

Необходимо не просто понимать расположение того или иного предохранителя, реле, но также знать, как заменить вышедший из строя элемент.

Демонтаж и замена

Если у вас вышло из строя то или иное оборудование, необходимо первым делом проверить состояние предохранителя, отвечающего за него.

На практике снять и удалить непригодный более предохранитель или реле не сложно. Для этого вам нужно:

  • Поднять капот и отключить минус от аккумуляторной батареи. Поскольку вы работаете с блоком предохранителей, отвечающим за электрооборудование, под напряжением автомобиль в этот момент быть не должен;
  • Отыскать монтажный блок. Располагается он в подкапотном пространстве напротив места водителя прямо под лобовым стеклом. Сверху блок закрыт пластиковой крышкой. Чтобы ее снять, просто отожмите фиксаторы по бокам;
  • Снять крышку и посмотреть на обратную ее сторону. Там нанесена электросхема, где обозначено место расположения того или иного предохранителя, реле. Просто найдите тот элемент, который отвечает за вышедшее из строя оборудование согласно таблицам, приведенным выше;
  • Удалите предохранитель. Во всех монтажных блоках предусмотрено наличие специальных щипцов. Вручную удалять предохранители не рекомендуется. Реле удаляются небольшими покачиваниями вверх и вниз;
  • Замените вышедший из строя компонент.

Выход из строя предохранителя определяется по расплавленной нити. Это плавкие элементы, которые плавятся и замыкают контакты, не позволяя оборудованию пострадать от чрезмерного напряжения.

Все, осталось только заменить элемент блока предохранителей, закрыть крышку, вернуть на место клемму от аккумулятора и проверить работоспособность оборудования.

Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109, 21099. Расположение предохранителей и реле

На автомобили Лада Самара устанавливаются 3 вида монтажных блоков, рассмотрим их разновидности:

Первый вид — монтажный блок с 11 реле, их бывает два варианта:

старого образца и нового образца.

Монтажный блок старого образца (самый певый)

Монтажный блок нового образца (аналог первого)

Они почти ничем не отличаются, у нового образца просто другое расположение реле и предохранителей и сами предохранители «ножевые», которые хорошо держатся. У них 11 релюшек и 16 предохранителей. Разъём Ш11 находится сбоку и контакты смотрят в салон. На оба встречается прозрачная раритетная крышка.
У блока нового образца плата одна, ремонтировать и паять его легче.

Характеристики:
Габариты: на габариты идут три предохранителя (7, 9 и 10), и питаются они от Ш4/4, Ш4/13 и Ш3/13 через кнопку и переключатель поворотов, и сделано это для функции «парковочный свет»: вытащив ключ можно переключателем поворотов включить левые или правые габариты, при этом подсветка номера и приборов не включались. А кнопка включала все габариты и подсветку.
После 1988 года эту функцию убрали, и все эти три контакта соединялись одним проводом, который подключался сразу к кнопке габаритов.

Вентилятор: при подаче массы от датчика на Ш6/9 включалось реле К9 (если включено зажигание) и плюс подавался на Ш5/5 к вентилятору.

Фароочистители: при включении света на Ш3/8 появлялся плюс, далее к предохранителю 3, от него на реле фароочистителей К6. Если включить омыватель лобового стекла, то включалось реле, и если включены фары то на Ш7/3 подавался плюс на моторчики.

Если оставилась кнопка фароочистителей, то вместо реле на контакты 30 и 87 ставилась перемычка (питание шло к реле в моторном отсеке), а оно включалось кнопкой через контакты Ш6/7 и Ш4/15.

 

Заряд генератора: этим блоки могут отличаться. На блоке старого образца питание на обмотку возбуждения генератора (Ш7/9) подавалось через лампочку заряда от Ш4/18 и резисторы 100 Ом 2 Вт от зажигания. На блоке нового образца резисторов может не быть, а значит на холостых генератор не возбудится, и может быть, что Ш7/9 соединялся только с Ш7/4 который никуда не подключался (видимо что-то в проводке переделывалось, а мы об этом ничего не знаем). Значит если возникнет такой момент, нужно подключать генератор к приборному щитку и ставить резисторы…

Омыватель заднего стекла: ствилась релюшка задержки омывателя заднего стекла К1, чтобы мы нажимали рычаг от себя до упора на доли секунд, а вода бы ещё лилась секунд пять. Чтобы мы не отвлекались от дороги на помывку заднего стекла.

Задние противотуманные фонари.
От кнопки габаритов зелёный провод шёл к предохранителю (болтался рядом с кнопкой, появлялось питание если включить свет фар ближний или дальний), от него к кнопке, от кнопки к Ш2/10 и на задние фонари.

Ш3/21 соединялся с Ш11/17, зачем не понятно. И для чего Ш10 тоже не понятно.
Ну и встречаются какие-то аномалии, где отверстие под реле исправности ламп К4 имеются, а контактов нету, тоесть перемычки не нужны, в блоке уже всё подключено напрямую.
Реле:
К1 — Реле времени омывателя заднего стекла
К2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 — Реле стеклоочистителя
К4 — Реле контроля исправности ламп (или перемычки, или ничего)
К5 — Реле включения дальнего света фар
К6 — Реле включения очистителей фар
К7 — Реле питания электростеклоподъёмников
К8 — Реле включения звукового сигнала
К9 — Реле включения включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя
К10 — Реле включения обогрева заднего стекла
К11 — Реле включения ближнего света фар
Предохранители:
1 (8A) Правая противотуманная фара, индикатор включения
2 (8A) Левая противотуманная фара
3 (8A) Очистители фар(в момент включения). Реле включения очистителей фар(контакты).Клапан включения омывателя фар
4 (16A) Очистители фар(в рабочем режиме).Реле включения очистителей фар(обмотка).Электродвигатель вентилятора отопителя.Электродвигатель омывателя стёкол. Моторедуктор очистителя заднего стекла.Реле времени омывателя заднего стекла.Клапана включения омывателя ветрового и заднего стёкол.Реле(обмотка)включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. Реле(обмотка)включения обогрева заднего стекла.Контрольная лампа обогрева заднего стекла.Лампа освещения вещевого ящика
5 (8A) Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме указания поворота).Контрольная лампа указателей поворота. Задние фонари(лампа света заднего хода).Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.Обмотка возбуждения генератора(при пуске двигателя).Приборы.Маршрутный компьютер.Реле питания электростеклоподъёмников и обогрева сидений (обмотка).Часы
6 (8A) Задние фонари(лампы стоп-сигнала). Плафон освещения салона.Электростеклоподъёмники передних дверей.Реле включения электростеклоподъёмников (контакты)
7 (8A) Фонари освещения номерного знака.Подкопотная лампа.Лампы освещения приборов.Контрольная лампа наружного освещения.
8 (16A) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения(контакты).Звуковой сигнал и реле его включения
9 (8A) Левая фара(габаритный свет).Левый задний фонарь(габаритный свет)
10 (8A) Правая фара(габаритный свет).Правый задний фонарь(габаритный свет)
11 (8A) Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации(в режиме аварийной сигнализации).Контрольная лампа аварийной сигнализации
12 (16A) Элемент обогрева заднего стекла.Реле(контакты)включения обогрева заднего стекла.Штепсельная розетка для переносной лампы.Прикуриватель.Маршрутный компьютер.Часы.Реле и мотор-редукторы блокировки замков дверей
13 (8A) Правая фара(дальний свет)
14 (8A) Левая фара(дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
15 (8A) Левая фара(ближний свет)
16 (8A) Правая фара(ближний свет)
Предохранитель задних противотуманных фонарей (8А) с таким типом монтажных блоков находится рядом с их выключателем.

Второй вид — монтажный блок с 9 реле, их бывает два варианта:

старого образца и нового образца.

Самый популярный блок, который пришёл с европанелью

второй вариант

Они различаются между собой только расположением реле и предохранителей.
От блоков с 11 реле они отличаются подключением некоторых цепей, количеством реле (9 штук, нет реле задержки омывателя заднего стекла и стоит или реле фароочистителей, или вентилятора), количеством предохранителей на габариты и сами предохранители маркируются по-другому. Разъём Ш11 находится наверху.
Блок, который на верхнем фото состоит из одной платы, ремонтировать его легче.

Блоков с 9 реле (и первого на фото и второго на фото) бывает 2 вида:

Первый вид блоков с 9 реле: К1 — реле фароочистителей
У них:
Вентилятор: на Ш5/5 плюс подаётся напрямую, и вентилятор включался путём соединения его с массой датчиком или релюшкой управляемой мозгами инжектора.
Поэтому возникает иногда ситуация, когда после замены блока вентилятор не выключается. Нужно врезать реле.

Габариты: всвязи с удалением парковочного света решили поставить 2 предохранителя (F10 и F11), и повесить на них габариты и подсветку, и питались они только от Ш4/4, который шёл на кнопку.
Значит: парковочного света не будет.

Освободившийся предохранитель кинули на стеклоподъёмники (который на этих блоках F6), на блоке с 11 реле они питались от предохранителя освещения салона и стоп-сигналов.
Фароочистители: питались также, но реле включалось путём подачи плюса (от кнопки) на Ш2/16.
Заряд генератора: Ш7/9 (на гену) и Ш4/18 (приборка) всегда соединены вместе. Но бывают варианты где есть резисторы (на монтажном блоке нарисован белый кружок), это если нет европанели. Остальные блоки только для европанели, где резисторы стоят в приборке.
Омыватель заднего стекла: подключался напрямую без реле, то есть пока держим рычаг, водичка льётся.

Задние туманки
Тут 2 варианта проводки панели приборов:
— Кнопка с фиксацией: при включении света фар питание шло на Ш3/8 к предохранителю 1. От него на реле фароочистителей и через Ш3/21 к кнопке. От кнопки на Ш2/10 к фонарям.
— Кнопка без фиксации: стоит реле задних туманок, питается от предохранителя болтающимся рядом (постоянный плюс). К нему же идут «разрешающие» провода от кнопки габаритов и передних туманок. Реле управляется подачей минуса от кнопки, подаёт питание на Ш2/10 к задним туманкам.

На автомобилях с Е-Газ (с 2011г), на Ш3/21 постоянное питание для блока электропакета. Он управляет блокировкой дверей и задними противотуманками. В этом варианте используется кнопка без фиксации.

Второй вид блоков с 9 реле: К1 — реле вентилятора:
для электронной педали газа
Фароочистители: их реле заменило реле вентилятора, поэтому Ш2/16 (плюс от кнопки) шёл напрямую к Ш7/3 к релюшке под капотом, которое включает моторчики. А на Ш3/21 подавался постоянный плюс на иммобилайзер (точнее блок электропакета, там же реле задних туманок) и центральный замок.
Вентилятор: освободившися контакт Ш3/8 (был плюс от света) и Ш3/13 (был плюс от габаритов на высокой и низкой торпедах) питают обмотку, эти контакты идут к проводке инжектора, и ими он включал релюшку К1, при этом на Ш5/5 подавался плюс на вентилятор.

Поэтому возникает иногда ситуация, когда вентилятор работает от света и габаритов, а иногда не работает вообще. Нужно переподключать, или ставить перемычку и выносить реле.
Остальное также, как у шестидесятки.
Ну и когда АвтоВАЗ понял, что уже несколько десятилетий люди по ошибке включают заднюю передачу вместо первой (потому-что они рядом), Ш6/1 стал использоваться, он соединялся с выключателем фонарей заднего хода, и на Ш2/9 (на семнадцатом соединялся с Ш11/19) появлялся плюс, чтобы иммобилайзер-блок электропакета пиликал при включении задней передачи. Это в основном на машины с электронной педалью газа.
Реле:
К1 — Реле включения очистителей фар
ИЛИ
К1 — Реле включения вентилятора двигателя (Е-Газ)
К2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 — Реле очистителя ветрового стекла
К4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней
Или перемычки при отсутствии реле
К5 — Реле включения электростеклоподъёмников
К6 — Реле включения звукового сигнала
К7 — Реле включения обогрева заднего стекла
К8 — Реле включения дальнего света фар
К9 — Реле включения ближнего света фар
Предохранители:
F1(10A) Очистители фар(в момент включения).Реле включения очистителей фар(контакты).Клапан включения омывателя фар
ИЛИ
F1(20А) Реле, лампы и сигнализатор включения задних противотуманных фонарей. Блок управления блокировкой дверей. Мотор-редкуторы замкой дверей (Е-Газ)
F2(10A) Лампы, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа и выключатель аварийной сигнализации
F3(10A) Плафон освещения салона.Плафон индивидуального освещения салона.Лампа подсветки выключателя зажигания.Лампы стоп-сигнала.Маршрутный компьютер.Память пробега.Блок БСК.Подсветка багажника
F4(20A) Прикуриватель.Реле включения обогрева заднего стекла(контакты).Элемент обогрева заднего стекла.Штепсельная розетка для переносной лампы
F5(20A) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения(контакты).Звуковой сигнал и реле его включения
F6(30A) Выключатели электростеклоподъёмников.Электростеклоподъёмники.Р еле включения электростеклоподъёмников(контакты)
F7(20A) Электродвигатель вентилятора отопителя.Электродвигатель омывателей.Электродвигатель омывателя заднего стекла.Электродвгатель очистителя заднего стекла.Реле включения электростеклоочистителя(обмотка).Лампа освещения вещевого ящика.Очистители фар(в рабочемрежиме).Реле включения очистителей фар(обмотка).
Выключатель и индикатор обогрева заднего стекла (на Е-Газ не используется)
F8(7. 5A) Правая противотуманная фара
F9(7.5A) Левая противотуманная фара.
F10(7.5A) Левая фара(габаритный свет).Левый задний фонарь(габаритный свет). Фонари освещения номерного знака.Подкопотная лампа.Лампы освещения приборов.Контрольная лампа наружного освещения.
На Е-Газ дополнительно Блок управления электропакетом
F11(7.5A) Правая фара(габаритный свет).Правый задний фонарь(габаритный свет)
F12(7.5A) Правая фара(ближний свет)
F13(7.5A) Левая фара(ближний свет)
F14(7.5A) Левая фара(дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
F15(7.5A) Правая фара(дальний свет)
F16(15A) Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме указателей поворотов).Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа.Задние фонари(лампа света заднего хода).Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.Обмотка возбуждения генератора(при пуске двигателя).Подсветка выключателя наружного освещения.Блок БСК. Маршрутный компьютер.Реле включения электростеклоподъемников и обогрева сидений (обмотка).Выключатель аварйной сигнализации
На Е-Газ дополнительно блок управления электропакетом, выключатель стоп-сигналов, выключатель и индикатор обогрева заднего стекла
F17-F20 Запасные предохранители

ИТОГО:
Блоков 3 вида:
1 — первое реле омывателя заднего стекла (у блока 11 реле).
2 — первое реле фароочистителей (у блока 9 реле).
3 — первое реле вентилятора (у блока 9 реле). Такой блок можно поставить вместо второго, тогда ставим перемычку на реле 1 (контакты 30 и 87). И всё будет работать, кроме задних туманок, они или будут работать нормально, или их можно будет включить в любое время.

Обслуживание.
Иногда могут ослабнуть клеммы, например у реле поворотов, и оно начинает звенеть. Поэтому стараемся лишний раз релюшки и предохранители не трогать.
Блоки располагаются в коробке воздухопритока, где постоянно сыро. Особенно окисляются и даже рассыпаются контакты под напряжением, особенно у штекера 11.
Поэтому во первых — очищаем сливные отверстия от горязи, листьев, вычищаем или вообще убираем сливные резинки (особенно маленькую рядом с блоком). Во вторых — мажем герметиком пластмасску, которая при дожде не даёт течь воде на блок, вода должна уходить в бока. И в третьих — отсоединяем штекер 11, намазываем туда литола и ставим на место. Если чехол порван, меняем жгут всборе или только чехол (тут придётся вытаскивать клеммы). И смотрим хорошо ли там обмотано изолентой. Ещё можно блок накрыть чем-нибудь.
Новый блок желательно разобрать и покрыть плату лаком (можно из баллончика для малярных работ), или мовилем (ток он не проводит).

 

Блок предохранителей на ваз 2109 карбюратор

Блоки предохранителей, устанавливаемые на старые и модернизированные версии автомобилей ВАЗ 2109, служат для соединения всех электрических проводов.

Основная задача БП — предотвратить выход из строя электрооборудования, установленного в автомобиле.

Содержание

  1. Схемы
  2. Отличия
  3. БП старого образца
  4. Реле
  5. БП нового образца
  6. Реле
  7. Демонтаж и замена
  8. Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109, 21099. Расположение предохранителей и реле
  9. Первый тип — это монтажный блок с 11 реле, существует два варианта: старый стиль и новый стиль.
  10. Второй тип — это монтажный блок с 9 реле, существует два варианта: Старый тип и Новый тип.

Схемы

Всю линейку автомобилей ВАЗ 2109 можно разделить на две ветви — выпущенные до 1998 года и выпущенные после 1998 года.

Старые автомобили оснащены блоками предохранителей, обозначение которых — 17.3722. Этот блок питания состоит из корпуса и инженерной пластины. Проводные контакты, предохранители и реле припаяны к плате.

В более новых версиях модели 9, появившихся в 1998 году, блок питания имеет обозначение 2114-3722010-60. Здесь уже стоят предохранители.

Если говорить о блоках предохранителей, то фактор используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор — не играет никакой роли. ГПУ будут отличаться только годом выпуска автомобиля. Поэтому монтажные блоки карбюратора и инжектора одинаковы.

Необходимый монтажный блок также расположен везде одинаково — в подкапотном пространстве перед сиденьем водителя почти под ветровым стеклом.

Отличия

Есть ли различия между старой и новой версиями БП? Ну, они есть. В следующем:

  • Части блока проводов имеют разную маркировку;
  • Предохранители имеют разный номинал;
  • В новом БП нет реле вентилятора охлаждения и реле омывателя заднего стекла.

БП старого образца

Рассмотрим блоки питания старого типа, которые до сих пор довольно часто встречаются на автомобилях ВАЗ 2109. Причем, как мы уже говорили, как с инжекторными, так и с карбюраторными двигателями.

Номер предохранителяТекущая силаЦепь, которая защищает
F110АЗапасной предохранитель
F210АИндикаторные лампы, выключатель аварийного освещения (в аварийном режиме), сигнальные лампы аварийного освещения
F310АЗадний стоп-сигнал, освещение салона
F420АЭлемент обогрева заднего стекла, контакты выключателя обогрева заднего стекла, гнездо прикуривателя
F520АСирена, выключатель сирены
F630АЗапасной предохранитель
F730АМотор вентилятора отопителя, мотор омывателя ветрового стекла, реле вентилятора радиатора, реле обогревателя заднего стекла, контрольная лампа обогревателя заднего стекла, лампа освещения перчаточного ящика
F87,5АЗапасной предохранитель
F97,5АЗапасной предохранитель
F107,5АЛевый габаритный фонарь
F117,5АПравая сигнальная лампа
F127,5АПравая фара ближнего света
F137,5АЛевая фара ближнего света
F147,5АЛевая фара дальнего света, контрольная лампа дальнего света
F15Правая фара
F1615АСигнальные лампы и реле аварийного освещения (в режиме индикатора), сигнальная лампа, лампа заднего хода, двигатель коробки передач и реле стеклоочистителя, контрольная лампа давления масла, контрольная лампа ручного тормоза, контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости, контрольная лампа уровня топлива, резервная лампа, вольтметр

Реле

Помимо идентификации предохранителей, полезно знать, какой номер реле в блоке двигателя отвечает за ту или иную функцию.

Номер релеФункция
1Функция стеклоочистителя ветрового стекла
2Работа двигателя омывателя заднего стекла
3Безотказная работа указателей поворота и сигнальной лампы
4Защита от отказа двигателя стеклоочистителя ветрового стекла
5Помогает определить, находится ли лампа в рабочем состоянии
6Защита от перенапряжения обогревателя заднего стекла
8Лампы дальнего света
9Лампы ближнего света фар
11Управляет вентилятором охлаждения двигателя. Если это реле выходит из строя, повышается риск перегрева двигателя
12Система кик-старт

БП нового образца

Здесь блок-схема электрической системы изложена несколько иначе, но она имеет большее значение для владельцев ВАЗ 2109, так как большинство девяток, сохранившихся в эксплуатации до наших дней, являются модернизированными версиями.

Схема применима как к карбюраторным, так и к инжекторным двигателям.

Номер предохранителяНоминальный токЭлектрическая цепь, отвечающая за
1.Запасной предохранитель
2.Запасной предохранитель
3.Запасной предохранитель
4.16АКатушка реле вентилятора радиатора, выключатель и цепь электродвигателя отопителя
5.Аварийный выключатель, выключатель индикатора, выключатель указателя поворота, выключатель фонаря заднего хода, выключатель фонаря заднего хода, тахометр, вольтметр, указатель уровня бензина, указатель уровня бензина, указатель температуры масла, сигнальная лампа давления масла, сигнальная лампа тормоза, выключатель гидравлического тормоза, выключатель ручного тормоза
6.Выключатель и лампочка для стоп-сигнала, освещения салона
7.Лампа освещения номерного знака, лампа управления габаритными огнями, лампа обогревателя и держателя прикуривателя, лампа освещения перчаточного ящика, выключатель и лампа освещения приборной панели
8.16АСирена, выключатель сирены, двигатель вентилятора радиатора
9.Левая сигнальная лампа, левая задняя сигнальная лампа
10.Правая сигнальная лампа, Задняя правая сигнальная лампа, Выключатель противотуманной фары, Контрольная лампа противотуманной фары
11.Выключатель и переключатель указателей поворота, Лампа указателя поворота, Лампа аварийного сигнала
12.16АПрикуриватель, гнездо для переносной лампы
13.Водительский свет для правой фары
14.Левая фара дальнего света, контрольная лампа дальнего света
15.Правая фара ближнего света
16.Левая фара ближнего света

Реле

Что касается реле на новой печатной плате реле для ВАЗ 2109, то распиновка следующая.

Номер релеЕго функция
К1Двигатель омывателя заднего стекла не будет работать без него
К2Отвечает за работу контрольных и предупредительных ламп
К3Поддерживает работу стеклоочистителей ветрового стекла
К4Защита ламп стоп-сигналов и габаритных огней автомобиля
К5Поддерживает работу фар дальнего света
К6Поддерживает работу системы омывателя фар.
К7Защищает электромотор ветрового стекла, если он установлен на автомобиле.
К8Рожок или просто рожок
К9Защита от перенапряжения вентилятора охлаждения двигателя
К11Обогреватель заднего стекла
К12Обеспечивает работу ближнего света

Необходимо не только понять, где находится предохранитель или реле, но и знать, как заменить неисправный компонент.

Демонтаж и замена

При возникновении неисправности первое, что необходимо сделать, — проверить ответственный предохранитель.

На практике извлечение и утилизация предохранителя или реле, которые больше не пригодны к эксплуатации, не представляет сложности. Для этого вам необходимо:

  • Поднимите капот и отсоедините «минус» от аккумулятора. Поскольку вы работаете с блоком предохранителей, отвечающим за электрическую систему, на этом этапе автомобиль должен быть обесточен;
  • Найдите блок предохранителей. Он расположен в пространстве под капотом напротив сиденья водителя непосредственно под ветровым стеклом. Сверху устройство закрыто пластиковой крышкой. Чтобы снять его, просто сожмите фиксаторы по бокам;
  • Снимите крышку и посмотрите на ее заднюю часть. Существует электрическая схема, на которой показано расположение каждого предохранителя или реле. Просто найдите компонент, отвечающий за неисправное оборудование, в соответствии с приведенными выше таблицами;
  • Извлеките предохранитель. Во всех жгутах проводов есть специальные клещи. Не извлекайте предохранители вручную. Извлеките реле легким рывком вверх-вниз;
  • Замените неисправный компонент.

Неисправность предохранителя определяется по расплавленной нити. Это плавкие элементы, которые плавятся и замыкают контакты, защищая оборудование от воздействия чрезмерного напряжения.

Остается только заменить элемент блока предохранителей, закрыть крышку, снова вставить клемму аккумулятора и проверить работоспособность оборудования.

Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109, 21099. Расположение предохранителей и реле

В автомобилях Lada Samara существует 3 типа монтажных блоков, рассмотрим их разновидности:

Первый тип — это монтажный блок с 11 реле, существует два варианта:

старый стиль и новый стиль.

Монтажный блок старого образца (самый маленький)

Монтажный блок нового образца (эквивалентен первой модели)

Они не сильно отличаются, у новой модели просто другое расположение реле и предохранителей, а сами предохранители — «ножевого» типа, которые хорошо держатся. Они имеют 11 реле и 16 предохранителей. Разъем Sh21 находится сбоку, а контакты смотрят в салон. Оба имеют прозрачную обложку с раритетами.
Более новый экземпляр имеет одну плату, более простую в ремонте и пайке.

Технические характеристики:
Фары: на фары идут три предохранителя (7, 9 и 10), они питаются от Sh5/4, Sh5/13 и Sh4/13 через кнопку и переключатель, это было сделано для функции «габаритные огни»: при нажатии на ключ включались левые или правые фары, без включения подсветки номерного знака и приборов. Кнопка включит все освещение и подсветку.
После 1988 года эта функция была удалена, и все три контакта были соединены одним проводом, который подключался непосредственно к кнопке стояночного света.

Вентилятор: Подача земли с датчика на N6/9 включала реле K9 (при включенном зажигании), а плюс направлялся на N5/5 для вентилятора.

Стеклоочистители: при включении света плюс подавался на N3/8, затем на предохранитель 3, оттуда на реле стеклоочистителей K6. Если переключатель омывателя был включен, реле включалось, и если фары были включены, плюс шел на SH7/3 для стеклоочистителей.

Если кнопка стеклоочистителя оставалась включенной, то вместо реле на контакты 30 и 87 ставилась перемычка (питание шло на реле в моторном отсеке), и стеклоочистители включались через контакты R6/7 и R4/15.

Зарядка от генератора: устройства могут отличаться в этом отношении. На старом устройстве обмотка возбуждения генератора (Sh7/9) питалась через лампу заряда от Sh5/18 и резисторы 100 Ом 2 Вт от выключателя зажигания. Это означает, что на холостом ходу на генератор не подается напряжение, и возможно, что SH7/9 был подключен только к SH7/4, который никуда не был подключен (возможно, что-то в проводке было изменено, и мы ничего об этом не знаем). Так что если такое происходит, то вам нужно подключить генератор к приборной панели и поставить резисторы….

Омыватель заднего стекла: было установлено реле задержки омывателя заднего стекла K1, так что мы нажимаем рычаг до упора вниз на долю секунды, и вода продолжает литься еще пять секунд. Таким образом, нам не придется отвлекаться от дороги, чтобы помыть заднее стекло.

Задние противотуманные фонари.
Зеленый провод от кнопки стояночного света шел к предохранителю (он висел рядом с кнопкой, подавая питание на ближний и дальний свет), от него к кнопке, а от кнопки к Sh3/10 и задним фонарям.

Sh4/21 был подключен к Sh21/17, не знаю почему. И для чего используется Sh20, также неизвестно.
Ну, есть некоторые аномалии, где есть отверстия для лампочек K4 и нет контактов, то есть перемычки не нужны, все уже подключено напрямую.
Реле:
K1 — Реле синхронизации омывателя заднего стекла
K2 — Реле сигнала поворота и аварийного освещения
K3 — Реле стеклоочистителя
K4 — реле управления лампами (или перемычки, или ничего)
K5 — Реле переключателя света фар
K6 — Реле омывателя фар
K7 — Реле питания для электрических стеклоподъемников
K8 — Реле для включения звукового сигнала
K9 — Реле для включения двигателя вентилятора охлаждения двигателя
K10 — Реле для включения обогревателя заднего стекла
K11 — Реле включения ближнего света фар
Предохранители:
1 (8A) Правая противотуманная фара, индикатор включения
2 (8A) Левая противотуманная фара
3 (8A) Омыватель фар (когда активирован). Реле омывателя фар (контакты реле). Электромагнитный клапан омывателя фар
4 (16A) Омыватель фар (во время работы), реле (катушка) омывателя фар, мотор вентилятора отопителя, мотор омывателя ветрового стекла. Мотор омывателя ветрового стекла. реле времени омывателя заднего стекла. Выключатель омывателя ветрового стекла и выключатель омывателя заднего стекла на реле (катушке) электровентилятора системы охлаждения двигателя. Соленоид(ы) выключателя заднего обогреваемого ветрового стекла.Контрольная лампа заднего обогреваемого ветрового стекла.Лампа освещения багажника
5 (8A) Реле для мигалки индикатора и аварийных огней (в режиме индикатора). Задние фонари (лампа заднего хода).Мотор стеклоочистителя и реле.Обмотка возбуждения генератора (при запуске двигателя).Приборы.Бортовой компьютер.Реле электростеклоподъемников и подогрева сидений (обмотка).Часы
6 (8A) Задние фонари (стоп-сигнал).Освещение салона.Электростеклоподъемники.Реле питания электростеклоподъемников (контакты)
7 (8A) Подсветка номерного знака. Подкапотная подсветка.Приборная подсветка.Индикатор наружного освещения.
8 (16A) Двигатель вентилятора охлаждения двигателя и реле включения (контакты).Сирена и реле включения.
9 (8A) Левая фара (маркерный свет). Левый задний фонарь (маркерный фонарь).
10 (8A) Правая фара (маркерный свет). Правый задний фонарь (маркерный фонарь).
11 (8A) Реле указателя поворота и реле аварийного освещения (в режиме аварийного освещения).
12 (16A) Элемент обогрева заднего стекла.Реле обогрева заднего стекла (контакты).Гнездо для переносной лампы.Автомобильный прикуриватель.Бортовой компьютер.Часы.Реле разблокировки замков дверей и моторедуктор.
13 (8A) Правая фара (дальний свет)
14 (8A) Левая фара (дальний свет).
15 (8A) Левая фара (ближний свет)
16 (8A) Правая фара (ближний свет)
Предохранитель для задних противотуманных фонарей (8A) с этим типом монтажного блока расположен рядом с выключателем света.

Второй тип — это монтажный блок с 9 реле, существует два варианта:

Старый тип и Новый тип.

Наиболее распространенный блок, прикрепляемый к европанели

Они отличаются друг от друга только расположением реле и предохранителей.
От блоков с 11 реле отличается подключение некоторых цепей, количество реле (9 штук, нет реле задержки омывателя заднего стекла и реле или дворников или вентилятора), количество предохранителей на лампах и сами предохранители маркируются по-разному. Разъем Sh21 расположен в верхней части.
Устройство на верхней фотографии состоит из одной платы, поэтому его легче ремонтировать.

Блоки с 9 реле (как первый на фото, так и второй на фото) бывают двух типов:

Первый тип устройства с 9 реле: K1 — реле стеклоочистителя.
У них есть:
Вентилятор: На Sh5/5 плюс подается напрямую, а вентилятор включался путем подключения его к датчику заземления или реле, управляемому мозгами инжектора.
Поэтому бывают случаи, когда вентилятор не выключается после замены блока. Необходимо установить реле.

Свет: в связи с удалением габаритных огней, я решил поставить 2 предохранителя (F10 и F11), и повесить на них свет и подсветку, а они питались только от Sh5/4, который шел на кнопку.


То есть: отсутствие габаритного света.

Свободный предохранитель был брошен на стеклоподъемники (т.е. F6 на этих блоках), на блок с 11 реле, они были запитаны от предохранителя от салона и стоп-сигналов.
Стеклоочистители ветрового стекла: также питаются, но реле переключается путем подачи плюса (с кнопки) на Sh3/16.
Зарядка генератора: N7/9 (к генератору) и N4/18 (приборная панель) всегда соединены вместе. Но есть варианты с резисторами (на монтажном блоке есть белый круг), это когда нет европанели. Другие блоки предназначены только для европанели, где резисторы находятся в приборной панели.
Омыватель заднего стекла: подключен напрямую без реле, т.е. при удержании рычага вода выливается.

Задние противотуманные фонари
Существует 2 варианта проводки приборной панели:
— Кнопка блокировки: при включенных фарах питание шло на W3/8 к предохранителю 1. От него к реле стеклоочистителя и через Ch4/21 к кнопке. От кнопки до N2/10 к фонарям.
— Незакрывающаяся кнопка: рядом стоит реле задних лампочек, питающееся от висящего рядом предохранителя (плюс постоянного тока). В нем также есть провода «разрешения» от кнопки включения стояночного света и кнопки включения передних противотуманных фар. Реле управляется минусом питания от кнопки, оно подает питание на W2/10 для задних противотуманных фар.

На автомобилях с газом E-Gas (с 2011 года и далее) на N3/21 подается постоянное питание для электрокомплекта. Он управляет замком двери и задними противотуманными фарами. В этом варианте используется кнопка «нон-стоп».

Второй тип устройства с 9 реле: K1 — реле вентилятора:
для электронной педали акселератора
Стеклоочистители: их реле заменило реле вентилятора, поэтому Sh3/16 (плюс с кнопки) пошел напрямую на Sh7/3 к реле под капотом, которое включает двигатели. Sh4/21 был подключен к иммобилайзеру (точнее, к электропакету, также к реле задних противотуманных фар) и центральному замку.
Вентилятор: свободные контакты Ш3/8 (был плюс от фар) и Ш3/13 (был плюс от фар на торпедо высокого и низкого уровня) питают обмотку, эти контакты идут на проводку инжектора и именно она включала реле К1, одновременно с Ш5/5 оно подавало плюс на вентилятор.

Поэтому иногда возникает ситуация, когда вентилятор работает на освещение и лампы, а иногда он вообще не работает. Вы должны снова подключить или поставить перемычку и снять реле.
Остальное — то же самое, что и в шестидесятые годы.

Когда АвтоВАЗ понял, что в течение десятилетий люди ошибочно ставили машину на заднюю передачу вместо первой (потому что они были рядом), был использован Sh6/1, подключенный к выключателю света заднего хода, и плюс на Sh3/9 (на семидесятых он был подключен к Sh21/19), чтобы заставить электропакет блока иммобилайзера пищать при включении задней передачи. Это в основном относится к автомобилям с электронной педалью акселератора.
Реле:
K1 — Реле переключателя стеклоочистителя фар
ИЛИ
K1 — Реле включения вентилятора двигателя (E-Gas)
K2 — Реле сигнала поворота и аварийного освещения
K3 — Реле стеклоочистителя ветрового стекла
K4 — Реле тормозного света и маркерного света исправны.
Или перемычки, если реле отсутствует
K5 — Реле электрического стеклоподъемника
K6 — Реле для включения звукового сигнала
K7 — Реле обогрева заднего стекла
K8 — Реле переключателя света фар
K9 — Реле переключателя света фар
Предохранители:
F1(10A) Стеклоочистители фар (при активации). Реле стеклоочистителя фар (контакты).Клапан активации омывателя фар
ИЛИ
F1(20A) Реле задних противотуманных фонарей, фонарей и индикатора. Блок управления замком двери. Двигатель отпирания замка двери (E-Gas).
F2(10A) Лампы, реле указателей и мигалка аварийного света (в режиме аварийного света).Лампа указателя поворота и мигалка аварийного света.
F3(10A) Фара, индивидуальный задний фонарь, лампа замка зажигания, стоп-сигнал, маршрутный компьютер, память одометра, блок LSC, фонарь багажника
F4(20A) Реле прикуривателя (контакты) обогрева заднего стекла Компонент обогрева заднего стекла.
F5(20A) Двигатель вентилятора охлаждения двигателя и реле включения (контакты).Реле звукового сигнала и реле включения
F6(30A) Переключатели электрических стеклоподъемников.Силовое реле (контакты).
F7(20A) Электродвигатель вентилятора отопителя, двигатель омывателя, двигатель омывателя заднего стекла, двигатель стеклоочистителя заднего стекла, реле омывателя (катушка), подсветка перчаточного ящика, омыватель фар (вкл.
), реле омывателя фар (катушка).
Выключатель и индикатор обогрева заднего стекла (не используется на E-Gas).
F8(7.5A) Правая противотуманная фара
F9(7.5A) Левая противотуманная фара.
F10(7.5A) Левая фара (маркерный фонарь).Левый задний фонарь (маркерный фонарь). Лампы подсветки номерного знака.Лампа под капотом.Лампа панели приборов.Наружный свет.
Для E-Gas с последующим блоком управления электропакетом.
F11(7.5A) Правая фара (габаритный свет) Правый задний фонарь (габаритный свет)
F12(7.5A) Правая фара (ближний свет)
F13(7.5A) Левая фара (ближний свет)
F14(7.5A) Левая фара (дальний свет).
F15(7.5A) Правая фара (дальний свет)
F16(15A) Реле сигнала поворота/сигнализации (с функцией индикатора). Обмотка возбуждения генератора (при запуске двигателя). Выключатель наружного освещения.блок HID.бортовой компьютер.реле питания и подогрева сидений (обмотка).выключатель системы сигнализации.
Для E-Gas дополнительный блок управления электропитанием, выключатель стоп-сигнала, выключатель заднего стекла с обогревом и индикатор
F17-F20 Сменные предохранители

ВСЕГО:
Существует 3 типа устройств:
1 — первое реле омывателя заднего стекла (в блоке имеется 11 реле).
2 — первое реле стеклоочистителя (блок реле имеет 9 реле).
3 — первое реле вентилятора (блок реле 9). Этот блок можно вставить вместо второго, в этом случае ставим перемычку на реле 1 (контакты 30 и 87). И все будет работать, кроме задних противотуманных фар, они либо будут работать нормально, либо могут быть включены в любой момент.

Обслуживание.
Иногда клеммы могут ослабнуть, например, на реле индикатора, и оно начинает дергаться. Поэтому старайтесь не прикасаться к реле и предохранителям без необходимости.
Эти устройства расположены в коробке воздухозаборника, где постоянно влажно. Особенно контакты под напряжением окисляются и даже крошатся, особенно на штекере 11.
Поэтому, прежде всего, очистите сливные отверстия от горячей грязи, листьев, очистите или даже удалите сливные пробки (особенно маленькую на блоке). Во-вторых, нанесите на пластик герметик, чтобы предотвратить протекание воды на устройство во время дождя, вода должна стекать в стороны. И третье — отсоедините штекер 11, насыпьте туда литол и поставьте его на место.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *