Пожар авто – 20 причин, почему машина может загореться — журнал За рулем

Содержание

20 причин, почему машина может загореться — журнал За рулем

Пожар в автомобиле — одна из самых серьезных опасностей, как для машины, так и для водителя и пассажиров. «За рулем» предупреждает, чего ни в коем случае нельзя делать с автомобилем, чтобы он не стал жертвой возгорания.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Поговорка

Не так давно по телевидению прошла информация, что на парковке возле торгового центра начал плавиться и дымиться пластик в автомобиле, да и сам он почти что загорелся. Дело было жарким летом в Ростове-на-Дону, а архитектурное решение здания привело к развитию событий, как при знаменитом историческом поджоге. Более чем за 200 лет до нашей эры Архимед сжег римский флот, направив множество солнечных зайчиков на осаждавшие Сиракузы корабли. Полностью остекленный фасад торгового центра образовывал вогнутую поверхность, которая сконцентрировала солнечные лучи на припаркованном Лексусе. Этот пример я привел, чтобы показать: пожар в машине могут вызвать самые непредвиденные обстоятельства.

В конструкции современных автомобилей применено множество материалов, которые горят хорошо или очень хорошо. Практически все элементы салона относятся к горючим, да и в моторном отсеке также применено множество таких материалов. И, конечно, королем горючести является бензин, собственно, его для этого и придумали.

Один из самых горючих элементов автомобиля — шины.

Один из самых горючих элементов автомобиля — шины.

Если пожар начался, то первым делом его следует пробовать тушить, хотя не всегда это безопасно, да и не всегда возможно. А вот при «разборе полетов», да еще если машина застрахована, обязательно нужно определиться с тем, что явилось причиной пожара. Ну а мы вспомним все возможные причины пожара, чтобы предотвратить такие действия или бездействия, которые могут лишить вас автомобиля.

Заводские недостатки конструкции

Как ни странно, но даже при современном уровне проектирования и производства автомобилей потребители иногда сталкиваются с тем, что их автомобили небезопасны, в частности, возможно их возгорание. Тогда фирма-производитель проводит отзывную кампанию и бесплатно устраняет опасный дефект. Конечно, рейтинг фирмы это не поднимает, но куда важнее при этом предотвратить пожар, пусть в одном из тысячи автомобилей.

Неправильная мойка двигателя

Мойка мотора струей воды с большим напором и незащищенными узлами электрооборудования может привести к пожару. Как вода вызывает пожар? Все просто. Отсыревшие элементы системы зажигания выдают искру с перебоями. Форсунки исправно подают топливо в цилиндры, а оно там не сгорает, накапливаясь в каталитическом нейтрализаторе. А потом может последовать взрыв, нейтрализатор разнесет, а волна раскаленных газов подожжет мастику на дне машины или теплозащиту моторного отсека.

www.zr.ru

Как предотвратить пожар в автомобиле?

Как защититься от пожара в машине. 

В декабре весь мир облетели кадры, как почти новая Тесла самопроизвольно загорелась в шиномонтаже. После того как пожар был потушен, через 6 часов эта же машина снова загорелась. 

 

Автомобильные пожары на самом деле встречаются чаще, чем вы думаете, хотя в случае с Теслой как-то необычно выглядит факт, что один автомобиль загорелся дважды за день. Тем не менее возгорания автомобилей случаются довольно-таки часто. Так что не нужно питать иллюзий, что это событие маловероятно и что вас это никогда не коснется. Поэтому каждый водитель должен четко знать и понимать не только то, как предотвратить возгорание автомобиля, но и что нужно делать в случае, если пожар все-таки произошел. 

 

Если у вас бензиновая машина, следите за быстрой сменой топлива или масла

Если вы едете на автомобиле с бензиновым двигателем, важно следить за быстрыми изменениями уровня топлива или масла, а также за температурой двигателя на приборной панели

. Резкие изменения показаний топлива, неожиданно выскочившее на приборке сообщение о низком уровне моторного масла, появившийся индикатор низкого давления масла в двигателе (значок: красная масленка-лейка) или резкое повышение температуры охлаждающей жидкости могут указывать на утечку антифриза, моторного масла или бензина, что увеличивает вероятность пожара. 

 

МЧС и ГИБДД не раз предупреждали, что не рекомендуется перевозить бензин в канистрах внутри салона автомобиля, за исключением случаев, когда бензин в небольшом количестве находится в герметичной канистре. Вы также должны быть начеку, контролируя запах в салоне. Если вы почувствовали запах горящего пластика или резины, то есть вероятность, что где-то в машине что-то плавится. Это может вызвать пожар. 

 

Если вы владеете электромобилем или гибридной машиной, обязательно регулярно обновляйте программное обеспечение

Для тех, кто владеет электрокаром или гибридной машиной, самый простой способ предотвратить возникновение проблем безопасности – это проверять наличие обновлений программного обеспечения и немедленно их устанавливать. Особенно это важно, если вы слышали о проблемах с вашим автомобилем (например, компания Тесла недавно выпустила обновление для батарей в своих автомобилях после ряда пожаров). Кстати, автомобили Тесла умеют обновлять программное обеспечение по воздуху дистанционно. 

Просто зайдите в «Настройки», «Программное обеспечение», «Обновление программного обеспечения», «Дополнительно» и выберите нужное действие. 

 

Также необходимо регулярно посещать дилерский технический центр для диагностики автомобиля. Да, кто-то сейчас закидает нас яйцами за этот совет. Особенно в сегодняшних условиях, когда ни на что не хватает денег. Ведь известно, что обслуживать автомобиль у официалов очень дорого. И это действительно так. Нет, мы не призываем вас перейти на обслуживание к дилеру. Но посещать официальный технический центр хотя бы раз в год все-таки полезно. Хотя бы для диагностики.

Кроме того, посещение дилера может быть полезным, например, в связи с заводским отзывом автомобилей, в которых был обнаружен заводской брак. Причем этот отзыв может касаться не только гарантийных автомобилей. Нередко Росстандарт РФ регистрирует заводские отзывы старых автомобилей, у которых заводская гарантия давно истекла.

 

Также есть и общемировые отзывы автомобилей, которые нуждаются в доработке, ремонте и перепрограммировании. К сожалению, если вы не посещаете официального дилера, вряд ли вы узнаете, что именно ваша модель автомобиля попала под заводской отзыв, а значит, вы рискуете, что ваша машина выйдет из строя и даже может загореться, если, например, выявленная проблема может приводить к возгоранию автомобиля. И не забывайте, что в случае заводского отзыва все работы у официалов, как правило, проводятся бесплатно.

В том числе и диагностика, если подтвердится, что та или иная проблема связана с заводским недочетом, описанным в отзывной кампании. 

 

Что делать, если ваш автомобиль загорелся

Если из-под капота автомобиля повалил дым или вы почувствовали запах горелой резины, вы должны съехать на обочину и немедленно выключить двигатель, чтобы остановить подачу топлива в двигатель. Остановив машину, не открывайте багажник или капот, так как в случае пожара это может только усугубить огонь, поскольку это приведет к большему воздействию кислорода, который, как известно, нужен для горения. 

 

Если ваша машина оснащена системой бесконтактного доступа в салон и запуском двигателя с кнопки, вы должны, после того как остановили горящую машину, убрать ключ-брелок из зоны действия радиосигнала (убрать ключ от машины на расстояние не менее 5 метров). Таким образом вы предотвратите произвольный запуск двигателя в случае замыкания проводки во время пожара. 

 

Если вы остановили автомобиль на скоростном шоссе или автомагистрали в правой полосе, желательно отойти от машины не менее чем на 30 метров. Помните, что находиться в непосредственной близости к машине опасно. А также имейте в виду, что, даже если вы припаркуетесь на обочине, есть риск, что какой-нибудь обочечник или любитель обгонять справа может по глупости или неопытности столкнуться с вашим автомобилем. 

Если вы увидели, что ваша машина загорелась, срочно вызывайте экстренную помощь, позвонив по телефону 112. Если в вашей машине есть огнетушитель (вы его обязаны иметь согласно ПДД), вы не должны сразу применять его. Особенно если у вас нет прямого доступа к огню. Также вы не должны использовать огнетушитель, если не знаете, как с ним работать. 

 

Кстати, огнетушители, которыми должны быть оснащены все автомобили, должны быть предназначены для горючих жидкостей и для тушения возгорания электрооборудования. Огнетушители, созданные для тушения лесных пожаров, бумаги или пластика, могут быть неэффективными. 

 

В электрических и гибридных машинах есть мощные батареи, которые сильно нагреваются. Как мы уже упоминали, они также могут воспламениться самым неожиданным образом. Поэтому ни при каких обстоятельствах не прикасайтесь к аккумуляторам, и проводите частую диагностику батарей в техническом центре. Помните, что в случае неисправности аккумулятора гибридного автомобиля или электрокара, есть риск возгорания автомобиля. 

 

Что бы вы ни делали, важно помнить, что вы должны держаться подальше от любой горящей машины и оставаться на достаточном расстоянии, пока на место происшествия не приедут аварийно-спасательные службы. Также предостерегайте окружающих от приближения к горящей машине. 

 

Как потушить пожар в автомобиле?

Тушение пожара в автомобиле – нелегкое дело. Это требует мужества, навыков, вам нужно спешить, потому что это может привести к взрыву. Или все это миф, и можно тушить машину не спеша? Для тушения небольшого пожара достаточно небольшого огнетушителя, немного знаний и, прежде всего, спокойствия.

 

Существует множество мифов о тушении пожара в автомобиле, один из которых гласит о слишком маленьких огнетушителях, которыми автовладельцы оснащают свои автомобили.

Но, по словам капитана пожарной службы Константина Богданова, даже небольшого автомобильного огнетушителя вполне достаточно, чтобы потушить небольшой пожар в автомобиле

Неужели всего килограмма огнетушащего вещества в маленьком автомобильном огнетушителе вполне достаточно для тушения легкового автомобиля? Оказывается, таким маленьким автомобильным огнетушителем можно потушить даже приличное возгорание, если,

например, огнетушитель будет работать примерно 5-6 секунд, выбрасывая большое количество огнетушащего порошка. Но почему же тогда среди автолюбителей ходит миф, что автомобильные огнетушители, доступные сегодня в продаже, не способны потушить даже небольшое возгорание? 

«Опыт показывает, что большинство водителей просто не знают, что делать с огнетушителем. Или начинают тушить пожар слишком поздно.

Многие начинают паниковать, запуская огнетушитель, а потом думая, что с ним делать. 

Наиболее важным является продуманный порядок действий, – подчеркивает Константин Богданов. 

 

– Сначала выключите двигатель автомобиля, и лучше всего вынуть ключ из замка зажигания, а если это дистанционная система ключей, лучше убрать ключ более чем на пять метров от машины. Другое дело, если вы хотите найти источник огня, но если он находится под капотом, я не советую вам его открывать. Затем мы вынимаем огнетушитель и, как только узнаем,

куда нужно поместить огнетушащий агент, слегка открываем клапан и начинаем тушить. За это время другой человек может позвонить в пожарную часть.

 

Если вы все-таки решились открыть капот автомобиля, чтобы получить доступ к огню, имейте в виду, что из-за притока большого количества кислорода у вас есть максимум 2-3 минуты, чтобы потушить очаг возгорания. Но этого достаточно, чтобы потушить огонь, если огнетушитель будет находиться у вас под рукой (например, в салоне)». 

 

Источники огня в автомобиле

Пожар в автомобиле чаще всего происходит от короткого замыкания в электрической цепи. Также источником пожара может стать утечка моторного масла, попавшего на горячий двигатель. 

Как правило, чаще всего пожары случаются в моторном отсеке. Но нередко воспламенение происходит под приборной панелью. 

 

При тушении пожара под приборной панелью стоит придерживаться правильной тактики с учетом места пожара и места хранения огнетушителя. В идеале вы должны иметь несколько огнетушителей, например, храня их в багажнике и в салоне. Это позволит вам иметь удобный и быстрый доступ к огнетушителю независимо от того, где произойдет пожар: под капотом или в салоне. Если, допустим, пожар начался в салоне, у вас будет доступ к огнетушителю, лежащему в багажнике. Если пожар произойдет в задней части машины, вы сможете воспользоваться огнетушителем, который храните в салоне.

Старайтесь не переворачивать огнетушитель вверх дном. Стоит также закрыть двери и окна после того, как все пассажиры покинут машину, но оставляют путь для снятия. Чем меньше воздуха в машине, тем медленнее распространяется огонь.

Тушить пожар под капотом несколько проще. Его следует открыть с уже подготовленным огнетушителем, чтобы наименьшее количество воздуха попадало в моторный отсек. Через слегка приоткрытый капот вы можете подать в подкапотное пространство необходимое количество пожарного агента.

 

Взрывающиеся топливные баки есть только в кино

– Я никогда не видел, чтобы машина взрывалась из-за пожара, – уверяет пожарный Константин Богданов. – Вы не поверите, но опасней всего во время пожара не топливный бак или сжиженный газ, а то, что вы храните в багажнике. Например, некоторые автолюбители любят хранить в багажнике различные вещи. В том числе химические баллончики с очистителями, аэрозольными красками и т. д. 

 

Если кузов автомобиля не поражен огнем, например горит только подкапотное пространство, вы можете безопасно открыть багажник и вытащить из него все опасные вещи. Также с огнем под капотом вы можете даже забрать все ценные вещи из салона: мелкие предметы, документы или детское кресло. Вам просто нужно остерегаться дыма, который более опасен, чем миф о взрыве бензобака, к которому приучили многих водителей голливудские кинокартины. Так что, если вы не смогли потушить пожар в подкапотном пространстве, то, взяв вещи, отойдите от места пожара. Стоять близко к машине опасно не из-за взрыва бензобака, а из-за риска взрыва шин и подушек безопасности. 

Кроме того, в случае большого пожара автомобиля есть риск утечки хладагента кондиционера (1234yf). Эта марка хладагента есть в новых американских, корейских, японских автомобилях и автомобилях, которые выпускает группа PSA.

Когда горит машина с хладагентом 1234yf, если ее нельзя потушить, необходимо отойти от нее на несколько десятков метров, а также не подпускать к автомобилю других людей.

 

Дело в том, что из-за хладагента, который является опасным источником фтористого водорода, есть угроза здоровью. А при контакте хладагента с огнетушащими веществами или водой образуется смертельно опасная и токсичная плавиковая кислота, которая проникает в человека даже через кожу. 

 

Какой огнетушитель купить, и где его хранить?

Как мы упомянули ранее, для автомобилей подходят не все виды огнетушителей. Согласно законодательству любой автомобиль должен быть оснащен либо углекислотным, либо порошковым огнетушителем. 

 

Естественно, самым эффективным для тушения пожара в машине является углекислотное устройство. Но, к сожалению, их размеры и, что более важно, высокая цена не сделали этот вид огнетушителей популярными среди автомобилистов. В итоге большинство автовладельцев приобретают дешевые порошковые устройства. 

Напомним, что для прохождения обязательного техосмотра автомобиль должен быть оснащен индивидуальным средством защиты – огнетушителем. Причем для легковых автомобилей объем огнетушителя должен быть не менее 2 литров. Но мало иметь огнетушитель. При прохождении техосмотра инспектор технической станции обязан проверить срок годности огнетушителя, при истечении которого огнетушитель не сможет эффективно выполнять свою главную роль в тушении возгорания. Дело в том, что со временем в баллоне падает давление. 

 

Огнетушитель должен быть размещен в легкодоступном месте, и желательно закрепить его каким-либо образом, чтобы предотвратить перемещение. К сожалению, в новых автомобилях крепление для огнетушителей используется редко, поэтому есть риск, что устройство в багажнике будет свободно перемещаться. Также стоит обратить внимание, нет ли в месте хранения огнетушителя избытка влаги. 

 

«Да, пожар в машине – это экстренная ситуация, и, естественно, многие теряются. Но, по статистике, в большинстве случаев водители могут самостоятельно остановить распространение огня. Для этого обычно есть 2-3 минуты. К сожалению, многие автовладельцы паникуют или просто не знают, что делать. Многие не знают, как пользоваться огнетушителями, – говорит Константин Богданов.

– И хотя это стрессовая ситуация, я призываю всех предпринимать до прибытия пожарной команды все возможные меры по предотвращению распространения огня. Это позволит вам не только сохранить автомобиль, но и уменьшить последствия пожара и сумму восстановительного ремонта». 

По словам Константина, чаще всего пожарные приезжают на место возгорания автомобиля слишком поздно, когда от него остается только обугленный кузов. Между тем, уверяет пожарный, современные огнетушители очень эффективны, и всего двух литров огнетушащего вещества вполне достаточно для тушения большинства автомобильных небольших возгораний, которые, если не тушить, могут стать причиной полного выгорания автомобиля. 

www.1gai.ru

Автоликбез: пожар в автомобиле —

Автомобили горят каждый день — седаны и кроссоверы, старые и только что сошедшие с конвейера, во время движения и на парковках.

Пожар в автомобиле: каковы причины?

После пожара чаще всего говорят о коротком замыкании электропроводки. К сожалению, не всегда это является правдой. Попробуем разобраться с возможными причинами возгорания и дать рекомендации автовладельцам.

Почему машины вспыхивают так часто?

Дело в том, что в автомобиле постоянно присутствуют три необходимых условия для возгорания:

  1. Горючая среда: топливо, масло, пластмасса и даже изоляция электропроводки.
  2. Источник воспламенения: искры, нагретая поверхность.
  3. Необходимый для горения кислород.

В интернете размещено множество фотографий с места происшествия.

Типичная картина: обгоревший кузов машины, рядом валяются использованные огнетушители, как правило, небольшого объема. Часто автомобили после повреждения огнем восстановлению не подлежат.

Пожар в автомобиле: как предотвратить?

Существует несколько моментов, отследить которые автовладелец не в состоянии:

  • дефекты конструкции, заложенные еще на стадии проектирования. Даже именитые производители нередко отзывают автомобили для устранения обнаруженных «ляпов», в том числе приводящих к возгоранию автомобиля.
  • некачественная сборка автомобиля. Как ни прискорбно, такие случаи характерны для машин отечественного производства. Неправильно уложенный жгут электропроводки перетирается об острые кромки кузова. Незатянутые надлежащим образом крепления силовых проводов приводят к нагреву последних и возможному воспламенению изоляции. К сожалению, найти и устранить все подобные дефекты сборки очень сложно.

Перечисленные факторы не зависят от автовладельца и целиком остаются на совести производителя. Но есть вещи, знать и понимать которые автовладельцу вполне по силам.

В подавляющем большинстве случаев возгорания виноват пресловутый «человеческий фактор».

Давайте будем откровенны: во многих ли автомобилях огнетушитель лежит в самом доступном месте, да еще и приличного объема? Нет, он в лучшем случае хранится где-то в недрах багажника и вынимается оттуда только при прохождении техосмотра. А в худшем – он просто отсутствует.

Кстати, сотрудники МЧС возят в своих личных автомобилях огнетушители объемом 5—10 литров. Они рекомендуют выбирать углекислотные, поскольку порошковые могут серьезно повредить работающий двигатель. Кроме того, нельзя забывать о необходимости их периодической перезаправки.

Но отсутствие огнетушителя – это полбеды

Нам выпало жить в местности с суровыми зимними морозами. Отсюда наша национальная забава: укутывать на зиму двигатель, как любимого ребенка.

В ход идут старые фуфайки, листы войлока, полиуретана, да и вообще любой подручный материал, валяющийся в гараже.

Мотивируются подобные действия тем, что утепленный таким образом двигатель меньше остывает и его легче завести.

Это миф

Да, если ваш автомобиль простоял на морозе 15-20 минут, то будучи укутанным, он остынет не так сильно. Но если 3-5 часов, а чаще всего так и бывает, — не стройте иллюзий, никакая фуфайка от полного остывания мотор не спасет. А вот шансы на то, что вы вдруг увидите клубящийся из-под капота дым, возрастают многократно.

Автору этих строк не раз и не два приходилось наблюдать тлеющие пальто и телогрейки под капотами автомобилей клиентов автосервиса.

Если вы все-таки хотите утеплить моторный отсек, установите лист теплоизоляционного материала, но только не на двигатель, а на обратную сторону крышки капота. Крепить нужно тщательно, чтоб не допустить отслоения листа и его контакта с горячими частями мотора.

Самое уязвимое место автомобиля – это электропроводка

Опять-таки, в наших силах соблюдать несложные требования и содержать ее в порядке.

Самый типичный пример – скрытые последствия ДТП. Произошла авария, в результате которой оказался поврежденным или зажатым жгут проводов. После ремонта машина ездила полгода или год, а потом вспыхнула.

Что произошло?

Все это время провод подвергался вибрационной нагрузке, и в какой-то момент произошло разрушение его изоляции и замыкание на «массу». Потеки масла, забившийся под капот тополиный пух, искрящий провод – и все… Поэтому после восстановления автомобиля есть смысл обратиться к автоэлектрику с просьбой проверить целостность всех жгутов и качество их крепления.

К тому же всегда нужно помнить о естественном износе: с годами под воздействием агрессивной среды и большого перепада температур изоляция может разрушиться, потрескаться. Именно поэтому машины старше десяти лет — в группе риска. Бывало, что на старых автомобилях иностранного производства изоляция разваливалась буквально в руках, от прикосновения к ним.

Как это предупредить?

Довольно сложно, особенно если речь идет о старом автомобиле. При покупке подержанной машины важно уделить большое внимание ее диагностике. Ну и очевидный совет — обращаться только на проверенные СТО, где работают квалифицированные мастера.

Еще одна причина возгорания — подключение к электросети автомобиля дополнительной нагрузки, на которую она не рассчитана. Это влечет за собой опасное повышение силы тока.

Некоторые «умельцы» подключают к сети освещения машины мощные сабвуферы. В результате сила тока на определенном участке проводника недопустимо возрастает. Но проводка на это не рассчитана, и возникает перегрузка: повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое может привести к возгоранию автомобиля.

Как избежать подобных проблем?

Специалисты советуют: при установке дополнительного электрооборудования использовать отдельные провода с нужным сечением, при этом не забывая использовать предохранители.

Кстати, о предохранителях. Опять-таки речь пойдет о нашей беспечности. Предохранитель предназначен именно для предохранения от перегрузок в электропроводке. И если он сгорел, это повод не просто поставить взамен новый, а нанести визит на СТО и проверить электропроводку. Горе-водитель рассуждает примерно так: сгорел предохранитель на 10 ампер, поставлю на 20, этот не сгорит. Да, не сгорит. Но запросто сгорит автомобиль…

Если вы покупаете предохранители в магазине, не постесняйтесь попросить продавца показать сертификат на товар или хотя бы убедитесь в том, что на упаковке указана фирма-производитель, ее адрес и контактные данные. Это хоть как-то убережет вас от покупки контрафактной продукции.

В продаже есть предохранители, которые попросту… не сгорают! Ни при каких условиях. Даже когда электропроводка автомобиля дымится, даже когда плавится монтажный блок, эти предохранители гордо продолжают проводить ток. Последствия могут быть самыми печальными.

Большую опасность представляет собой разгерметизация топливной системы

Использование такого транспортного средства запрещено Правилами дорожного движения. Как правило, даже малейшая утечка бензина легко обнаруживается по характерному запаху. Если вы почувствовали в салоне запах бензина, немедленно остановитесь и заглушите двигатель!

К утечке топлива может привести разрушение шлангов, нарушение уплотнений топливной рейки, даже некорректная установка автономного подогревателя. Недопустимо продолжать движение, не устранив причину дефекта.

Не меньшего внимания к себе требует установленное на автомобиль газобаллонное оборудование. По словам специалистов, при правильной установке и эксплуатации такое оборудование полностью безопасно.

Есть правила, которые требуют периодически проходить обслуживание на сертифицированном сервисе. Многие забывают об этом. Как предупредить появление проблем? Очень просто: нужно обращаться в надежные компании и проверять герметичность системы после каждых 10 тысяч километров пробега. При этом самостоятельный ремонт категорически запрещен: обычный автолюбитель не знает, как правильно отсоединить патрубок, стравить газ.  Кроме того, владельцам таких автомобилей нужно помнить об обслуживании всей топливной системы, в том числе бензиновой ее части, а не только газового оборудования.

Следующий момент, который было бы очень полезно освещать даже на занятиях в автошколах, заключается в особенности конструкции современных автомобильных двигателей.

Дело в том, что последние десятилетия основной локомотив развития двигателестроения — борьба за чистоту выхлопных газов.  На определенном этапе выяснилось, что снизить токсичность автомобильного выхлопа дальнейшим совершенствованием двигателей невозможно. Нужно «дожигать» вредные компоненты уже после сгорания, в выпускном тракте мотора, установив туда нейтрализатор отработанных газов. Нейтрализаторами в настоящее время оснащаются все автомобили. Причем иномарки уже довольно давно, а отечественные – примерно с начала «нулевых» годов.

Не вдаваясь глубоко в технические подробности, отметим следующее. Нейтрализатор – штука замечательная. После него отработанные газы практически не представляют собой никакой опасности. Важный нюанс заключается в том, что при работе нейтрализатор раскаляется до 800°С, это его нормальная рабочая температура. А находится он под днищем автомобиля. Представляете, что будет, если заехать на луг и не заглушить мотор? Помните об этом. Были случаи возгорания под автомобилем сухой травы.

Но главная опасность, настоящая мина замедленного действия, заключается в другом

Представьте себе ситуацию: в цилиндре двигателя по какой-то причине бензин не сгорел. Не важно, по какой именно – неисправность системы зажигания, подачи топлива либо «железа». Профессионалы называют такую ситуацию «пропуск воспламенения».

Так вот, в результате пропусков воспламенения несгоревший бензин в смеси с воздухом поступает в нейтрализатор и окисляется там. Результат – разогрев нейтрализатора до температур выше 1000°С. На практике это выглядит как разогрев докрасна.

Последствия – в лучшем случае плавление шумоизоляции и запах гари. В худшем – даже страшно представить. Избежать подобного явления просто: нужно регулярно, хотя бы раз в год, обращаться на СТО с просьбой провести диагностику двигателя и устранить обнаруженные проблемы.

К сожалению, манера «ездить, пока не сломается» очень распространена среди российских автовладельцев. Иначе, как беспечностью, это не назовешь. Давно уже пора понять, что времена изменились, что современный автомобиль – штука очень непростая и его обслуживание нужно доверять профессионалам. Только такой подход гарантирует беспроблемную эксплуатацию и долгую жизнь вашего железного коня.

Ну что ж, будем помнить и соблюдать несложные правила предупреждения возгорания автотранспортных средств. Но, тем не менее, важно держать порох сухим и знать основные методы борьбы с огненной стихией. Требование иметь в салоне автомобиля огнетушитель не прихоть инспекторов ГАИ, а необходимая мера безопасности. Огнетушитель может стать единственной надеждой в борьбе с огнем, но только при условии, что он исправен и срок его годности не истек.

Пожар в автомобиле — происшествие чрезвычайно опасное, быстротечное и разрушительное. Машина полностью сгорает за 5-10 минут, поэтому каждый водитель должен рассчитывать в первую очередь на свои силы. Но все-таки необходимо по возможности позвонить и вызвать пожарную команду.

Первым признаком и сигналом к действию обычно становится запах горелой пластмассы, изолирующего материала электропроводов.

Главное — не прозевать этот момент. И если запах действительно появился, нужно остановиться, заглушить двигатель и поставить машину на ручной тормоз.

Затем необходимо отключить аккумулятор. Очень разумно возить под водительским ковриком маленький гаечный ключ, с помощью которого снимается клемма с аккумулятора. 

Если же пожар под капотом уже начался и к моменту обнаружения успел набрать силу, то при его ликвидации нужно соблюдать определенные правила:

  •   прежде чем открыть капот, подготовьте средства пожаротушения;
  •   при открывании двери или капота учтите: приток кислорода может привести к увеличению пламени;
  •   струю пены или порошка из огнетушителя направляйте на основание пламени;
  •   для тушения пожара используйте любые подручные средства: песок, землю, снег, одежду из плотной ткани.

 

Когда пожар набрал силу и все действия по его локализации не принесли ожидаемых результатов, находиться рядом с горящим автомобилем опасно, так как существует вероятность взрыва топливного бака. В этом случае лучше отойти на безопасное расстояние и ждать приезда пожарной команды.

Если пожар произошел на стоянке или в гараже, и есть угроза для распространения огня на соседний транспорт, то постарайтесь откатить подальше либо стоящие рядом автомобили, либо сам объект пожара. Из опасной зоны обязательно эвакуируйте людей. Ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль и не пытайтесь его завести!

Пожар в автомобиле: краткие итоги

Для того, чтоб свести к минимуму вероятность воспламенения вашего автомобиля, нужно соблюдать несколько несложных правил. И всегда возить с собой исправный огнетушитель. Удачи на дорогах!

Читайте также в рубрике «Автоликбез»:

Автоликбез: секреты выбора моторного масла

Автоликбез: готовим автомобиль к зиме

Автоликбез: выбираем подержанный автомобиль

 

 

pakhomov-school.ru

Причины возгорания автомобиля

Здравствуйте, уважаемые посетители и читатели блога Автогид.ру. Сегодня в статье можно будет узнать причины возгорания автомобиля. Это достаточно серьёзный вопрос волнующий практически всех без исключения автолюбителей. Возгорание машины настоящая трагедия для водителя, так как зачастую времени для тушения огонь не оставляет.

Автомобиль как сложный технический механизм активно использует в своей работе электрическую энергию. Основной источник энергии в автомобиле – это аккумуляторная батарея. Но не только она бывает виновником возгорания автомобиля. Причин может быть много и их все необходимо знать. Это может помочь предотвратить возгорание машины и принять меры профилактики.

Причины возгорания автомобиля

Статистика неумолима и беспощадна для водителей. Она свидетельствует о том, что машину практически невозможно спасти, если она начинает гореть. Виной тому легко воспламеняемые материалы, использующиеся для её производства. Она вспыхивает, словно факел и даже самый качественный огнетушитель практически бесполезен и не может эффективно справиться с пламенем.

Затрудняет оперативные действия тот факт, что не всегда можно быстро локализовать точку возгорания. Как правило, выделяется большое количество едкого дыма и место воспламенения практически невозможно обнаружить. За считанные минуты машину полностью охватывает пламя. Паника сковывает движения водителя, и автомобиль превращается в груду обгоревшего железа. К сожалению, во многом вина лежит на водителе машины не понимающего всей важности профилактики возгорания транспортного средства.

Сегодня можно выделить следующие распространённые причины возгорания автомобиля:

Топливо

Автомобильное топливо относится к легко воспламеняемым жидкостям. Это одна из самых частых причин пожара в машине. Наибольшую опасность в этом плане представляет бензин, который может воспламениться даже от обыкновенной искры.

Первым признаком утечки топлива является появление устойчивого запаха в салоне машины. Главная задача водителя в этом случае оперативно установить причину и ликвидировать её. Эксплуатация машины запрещена до выполнения ремонтных работ.

Неисправность электрической проводки

Короткое замыкание электрической проводки очень часто приводит к появлению очага горения. Пластиковые провода и проливы технических жидкостей в подкапотном пространстве способствуют увеличению площади огня.

Повреждённые провода обязательно подлежат замене. Малейшая искра может привести к беде и безвозвратной порче любимого «железного коня».

Воспламенения технической жидкости

Небрежное обращение с техническими жидкостями может привести к печальным последствиям. Моторное масло, антифриз, тормозная жидкость и омыватель стёкол достаточно хорошо горят. Заливать их нужно внимательно и осторожно избегая проливов.

Рабочий двигатель может при длительной работе сильно нагреваться. Повышение температуры в подкапотном пространстве очень часто приводит к воспламенению технических жидкостей. Если проливы есть в моторном отсеке их нужно обязательно вытирать. Подкапотное пространство надо поддерживать в чистоте.

Перегрев мотора

Использование машины на пределе её возможностей может закончиться перегревом двигателя. Очень часто можно увидеть на автомобильных гонках возгорание в моторном отсеке именно по этой причине.

Мотор просто нагревается до очень высокой температуры и происходит его воспламенение. Опасное явление, прежде всего тем, что огонь появляется всегда внезапно и при движении транспортного средства. При неблагоприятном стечении обстоятельств водитель может получить серьёзные ожоги.

Последствия аварии

Дорожно-транспортное происшествие для потерпевших может закончиться трагично. Всему виной возгорание машины после столкновения. Очень часто авария приводит к серьёзному повреждению элементов автомобиля. Происходит утечка топлива и выделения избыточного количества тепла особенно в зоне мотора.

Первоначально возникает задымление, и после этого возникают языки пламени. Специалисты рекомендуют после аварии как можно быстрее покинуть автомобиль. Если двери машины заблокированы, не стоит жалеть стёкла их можно разбить и через них выбраться из салона наружу.

Конструктивные недостатки

Ошибки в конструкции машины не единожды приводили к её возгоранию. Недочёты в плане пожарной безопасности допускали даже маститые производители автомобилей. Практически каждый производитель машин сталкивался с необходимостью отзыва некоторых партий автомобилей не соответствующих правилам пожарной безопасности.

Повреждение или неисправность аккумуляторной батареи

Аккумулятор как источник электрической энергии в машине очень часто становился причиной возгорания транспортного средства. Даже спокойно стоящие на стоянке машины могли за считанные секунды воспламениться.

Если причиной возгорания машины стал аккумулятор нужно остановить подачу электрического тока. Специалисты рекомендуют возить с собой в бардачке кусачки для перекусывания проводов, идущих от плюса и минуса батареи. Если счёт времени идёт на секунды не нужно медлить, а перекусить оба провода и тем самым лишить начинающие пламя подпитки.

Ещё несколько причин возгорания автомобиля на следующем видео.

Порядок действий при возгорании автомобиля

Задымление салона машины или дым из-под капота всегда неожиданность для каждого водителя. Многие впадают в ступор и не знают, что делать в первую очередь. Паника плохой советчик, так как мешает сосредоточиться и заставляет судорожно хвататься за всё подряд.

Не стоит сразу спасаться бегством, всегда существует возможность остановить пламя и спасти автомобиль. Действовать нужно общими усилиями для максимального подавления распространения пламени. Слаженные действия очень часто приводили к положительным результатам, и удавалось быстро справиться с возгоранием. Важно всегда возить с собой исправный огнетушитель, помогающий на начальной стадии сбить пламя.

Действовать при возгорании машины нужно следующим образом:

  1. Если едкий дым появился во время движения автомобиля необходимо как можно быстрее съехать на обочину и остановиться.
  2. Пассажиры и водитель должны незамедлительно покинуть машину. Водитель обязательно должен захватить с собой огнетушитель, кусачки и активировать рычаг открытия капота.
  3. Пассажиры машины должны удалиться на безопасное расстояние от автомобиля. Как правило, достаточно 50 метров.
  4. Пассажиры должны обязательно позвонить в службу МЧС для ликвидации возникшего возгорания.
  5. Водитель в это время должен обесточить машину, используя кусачки. Для этого перекусываются оба провода ведущих от аккумулятора.
  6. Используется огнетушитель для ликвидации очага возгорания.
  7. Параллельно можно пытаться остановить движущиеся транспортные средства. Большее количество огнетушителей поможет оперативно справиться с возгоранием.
  8. Если задымление происходит на автомобильной стоянке действовать нужно аналогичным образом. Обязательно нужно отогнать находящиеся рядом с горящим автомобилем прочие транспортные средства.

Заключение

Все без исключения водители должны помнить, что возгорание автомобиля проще предотвратить, чем его тушить. Среди основных причин, повлёкших за собой такие печальные для машины последствия можно назвать нарушение элементарных правил пожарной безопасности.

Водители, которые не следят за чистотой подкапотного пространства, могут столкнуться с возгоранием. Достаточно одной единственной искры способной стать катализатором появления пламени. Не нужно самонадеянно думать, что эта беда может минуть стороной и проявлять полнейшую безответственность.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.

www.avtogide.ru

Причины возгорания автомобиля и действия по их устранению

Возгорание автомобиля по праву считается одной из самых чрезвычайных ситуаций на дороге. Ведь из-за большого количества легко воспламеняемых материалов, входящих в конструкцию машины, пожар возникает и распространяется за считанные минуты. Последствиями этого могут быть значительные повреждения автомобиля или его полное уничтожение. Кроме того, огромной опасности подвергается жизнь водителя и пассажиров. Поэтому человек должен не только знать о возможных причинах возгорания, но и владеть навыками тушения при его возникновении.

Основные причины

Чтобы принимать эффективные меры при возможном воспламенении, необходимо знать, какие существуют причины возгорания автомобиля.

Одной из самых распространенных причин, несомненно, является утечка топлива. Это наглядно демонстрируют статистические данные крупных страховых компаний. Достаточно нескольких капель бензина, оказавшихся на раскаленных цилиндрах или элементах системы охлаждения, чтобы мгновенно появилось пламя.

Главным признаком утечки является устойчивый запах топлива в салоне автомобиля. При его обнаружении необходимо заглушить машину, открыть капот и исследовать мотор на наличие каких-либо загрязнений бензином, после чего удалить их.

Следующей причиной возгорания могут являться различные неисправности в электрической проводке.

При нарушении изоляции возникают пробои электрического тока, приводящие к нагреву провода в месте повреждения.

Если вовремя не исправить эту поломку, образуются оголенные участки, которые и становятся причиной короткого замыкания. Как правило, это предваряют всевозможные проблемы и сбои в электронике машины, а также случаи спонтанной разрядки аккумулятора. Поэтому необходимо своевременно устранять подобные неполадки и внимательно следить за электрической составляющей автомобиля.

Работа машины на пределе возможностей часто вызывает перегрев двигателя, что в свою очередь тоже может привести к возгоранию. Такое нередко можно увидеть на гоночных трассах.

Это происходит во время максимальных нагрузок на мотор, когда масло из-за повышения температуры теряет свойства и начинает просачиваться сквозь различные швы и соединения. Попав на раскаленные цилиндры, оно тут же воспламеняется. Для избежания подобной ситуации, не следует подвергать средство передвижения излишним нагрузкам.

Ошибки, допущенные при разработке машины, также могут стать причиной пожара. Случается, что производители допускают серьезные конструктивные недочеты, приводящие впоследствии к возгоранию. К примеру, дефект бензобака вызывающий вытекание топлива или неправильное расположение проводки, приводящие в итоге к короткому замыканию.

Поэтому нужно внимательно следить за новостями об отзывных кампаниях той или иной серии машин, в случае необходимости отправлять ее на доработку. Если же производитель откажется от таких мер, следует решать этот вопрос в судебном порядке.

Прочие причины

Последствия дорожно-транспортного происшествия нередко приводят к возгоранию автомобиля. В ходе аварии транспортное средство получает существенные повреждения, происходит вытекание топлива и выделение излишнего тепла в области двигателя.

За этим следует задымление, и появляются языки пламени. Если это произошло, нужно немедленно покинуть транспортное средство. При блокировке дверей, стекла стоит разбить и выбраться из салона. После чего отойти от места пожара на достаточное расстояние.

Бывает, что причиной воспламенения становится намеренный поджог, совершенный злоумышленниками. Во избежания подобного нужно оставлять автомобиль лишь на хорошо охраняемой парковке и использовать современные виды сигнализации.

К тому же, существует другое универсальное средство, а именно страхование своего имущества. В случае ущерба страховая компания обязуется возместить все убытки.

Зачастую беспечность водителя также приводит к возгоранию машины. Тряпки, бутылки, различные предметы и даже емкости с горючими жидкостями, забытые им под капотом, легко загораются под действием температуры двигателя и системы охлаждения. Поэтому нужно проявлять должную внимательность, не оставляя посторонних вещей.

Действия при воспламенении

В случае возникновения ситуации возгорания действовать необходимо быстро и четко, не поддаваясь панике и следуя определенному алгоритму:

  1. если возгорание произошло во время движения, нужно остановиться, прижавшись к обочине. Затем выключить двигатель и поставить автомобиль на ручной тормоз. Далее вывести всех пассажиров из салона и забрать документы. Но не задерживаться внутри машины более чем на полторы минуты. В ситуации, когда возгорание случилось в гараже или другом закрытом помещении, нужно попытаться вытолкнуть транспортное средство наружу;
  2. следующим шагом должно быть определение очага пожара. Он может находиться под капотом. Тогда открывать его стоит со всей осторожностью, ведь получив приток воздуха, пламя многократно усилится. Отчего возникает опасность получить сильные ожоги рук и лица. Если огонь охватил бензобак, следует незамедлительно удалиться на безопасное расстояние. Ведь в любую секунду может прогреметь взрыв;
  3. оценив степень возможной опасности, и вызвав сотрудников противопожарной службы, необходимо приступить к ликвидации возгорания при помощи первичных средств пожаротушения. К ним относится огнетушитель, песок, плотное покрывало. Огнетушитель направляют на очаг пламени, затем открывают клапан запорного устройства. От очага нужно находиться на расстояние струи, подходя с наветренной стороны. Надо стремиться отрезать огонь от основного источника. Также можно засыпать очаг песком или накрыть плотным покрывалом.

Проводить эти меры стоит до тех пор, пока положение не стало критичным. Если возникла угроза здоровью или жизни, следует немедленно отойти от горящей машины на безопасное расстояние.

Профилактические меры

В первую очередь пожарная безопасность автомобиля зависит от бдительности и ответственности его владельца, от соблюдения им правил и норм эксплуатации. Кроме того, немаловажным является наличие огнетушителя для автомобиля.

К самым действенным огнетушителям относятся порошковые. Они заправляются специальным составом, который дает возможность тушить различные горючие вещества, а также электрическое оборудование, находящееся под напряжением.

Для легковых и грузовых машин подойдут модели объемом до 2 литров, автобусы комплектуются 2 огнетушителями объемом от 1 до 5 литров. Приобретать их нужно лишь в специализированных магазинах, проверяя перед этим сертификаты пожарной безопасности и паспорт, в котором должен быть прописан срок годности.

Размещать огнетушитель лучше в салоне, в непосредственной близости от автовладельца. Не рекомендуется оставлять его в багажнике, так как во время чрезвычайной ситуации доступ к нему может быть затруднен.

Огнетушитель, располагаемый вне кабины, надлежит защитить от влияния окружающей среды. Кронштейн, на котором он закреплен, должен препятствовать его выпадению в случае движения или аварии, но при этом давать возможность беспрепятственного извлечения огнетушителя.

Самый эффективный способ уберечь себя от пожара в автомобиле, это предотвратить возгорание. Среди распространенных причин, приводящих к таким последствиям, прежде можно назвать несоблюдение простейших правил пожарной безопасности.

Чтобы избежать подобного, нужно содержать электрооборудование машины в надлежащем состоянии, следить за исправностью топливной системы двигателя. Не оставлять посторонних вещей в моторном отсеке и перевозить легко воспламеняющиеся вещества лишь в полностью герметичных емкостях.

Загрузка…

Другие полезные статьи:

protivpozhara.com

Как потушить пожар в автомобиле, виды автомобильных огнетушителей

Пирогами, и блинами, и сушеными грибами:как потушить пожар в автомобиле

В огне горит, как известно, все. Горят леса, горят дома, горят автомобили. Причем последние, по статистике, стали гореть все чаще и чаще. Что может являться причиной пожара на колесах, чем с огнем бороться, какой огнетушитель выбрать? Об этом и поговорим

ПОЧЕМУ ГОРЯТ АВТОМОБИЛИ

На самом деле основных причин, по которым может загореться автомобиль, всего две – техническая неисправность и вина водителя. К технической неисправности, в первую очередь, можно отнести утечку ГСМ. Даже нескольких граммов топлива или масла, вырвавшегося из магистрали или узла на раскаленный выпускной коллектор, достаточно, чтобы загорелось подкапотное пространство, а далее огонь перекинулся на салон и… И всего 20 минут нужно, чтобы автомобиль выгорел до остова. В связи с этим вот что хочется посоветовать. Не ленитесь, открывайте капот хотя бы раз в месяц для осмотра подкапотного пространства. Легкий запах топлива, «запотевание» топливных или масляных магистралей в местах сочленений – все это признак того, что под капотом что-то не так, и требуется срочное выявление и устранение неисправности.

Причиной возгорания автомобиля может стать и неисправная электропроводка. Времена, когда в блок предохранителей вместо рекомендуемой по силе тока вставки умниками внедрялась пятирублевая монета, конечно, уже прошли, однако неисправная электропроводка все так же вполне способна превратить ваш даже очень роскошный автомобиль в кучу покоробленного огнем железа. От того, что где-то какой-то провод перетерся, а потом коротнул на корпус, не застрахованы владельцы как обветшалой «классики», так и самых дорогих автомобилей. Порой такие мины замедленного действия и вовсе заложены конструктивно. Свидетельство тому – масса отзывных кампаний по устранению неисправностей подобного рода как нашими, так и зарубежными производителями. Так что если вы вдруг почувствуете в салоне или под капотом запах «горящей» проводки, немедленно остановите машину, обесточьте ее, сняв минусовую, а лучше обе клеммы с аккумулятора, и по возможности сами или при помощи специалиста выявите причину появления этого запаха. Неисправная электропроводка также может давать о себе знать неадекватной работой электрооборудования. Вместо «стопов», например, могут загораться поворотники, а на щитке приборов привычно невидимые пиктограммы могут вдруг вспыхнуть и начать моргать в такт музыке из динамиков. Это все тоже признаки того, что вам необходимо выявить причину, причем немедленно! Поверьте, «Посмотрю, когда приеду» может прозвучать за минуту до «Черт, что это горит?».

И второй причиной возгорания автомобиля, как уже говорилось, может стать «прокладка», находящаяся между рулем и сиденьем. Зачастую водители сами делают все, чтобы их транспортное средство как можно скорее загорелось. Это и оставленная после ремонта под капотом ветошь, и бутылки с маслами и горючими жидкостями или аэрозолями, и, конечно, разного рода несертифицированные шумоизоляционные и теплоизолирующие материалы. Сожженных машин по вине загоревшихся одеял и ватных матрасов под капотом по всей стране уйма. Не меньше колесной техники горит по причине применения открытого огня для обогрева двигателя. Это одна из основных причин, по которым автомобили полыхают зимой. Поставленная под масляный картер двигателя паяльная лампа вполне способна превратить в факел даже карьерный самосвал. Так что, прежде чем разводить огонь в неположенном месте, несколько раз подумайте, стоит ли игра таких свеч, или же каким-то другим, более цивилизованным образом следовало подготовить свой автомобиль к зиме, к примеру, установив сертифицированную систему автономного подогрева или же попросту используя рекомендуемое для низких температур масло.

Немало сгорело автомобилей и от банального окурка. Выброшенный на ходу в открытое окно, он незаметно для водителя забрасывается обратно в салон набегающим встречным потоком (особенно часто это происходит, когда в салоне открыты все окна), а далее спокойненько себе ждет на заднем сиденье, когда все тот же набегающий встречный поток раздует его искры в пламя.

Есть и еще одна причина, по которой горят автомобили, это поджог. Но это событие уже из разряда человеческих взаимоотношений, посему рассматривать, кто и почему решил спалить ваш автомобиль, не будем. А если это вдруг произошло, то вспомните, не отдавили ли вы кому-то ноги на пешеходном переходе или не провели ли вечер в объятиях чужой супруги…

ЧЕМ ТУШИТЬ?

Как быть, если все же загорелось? «Конечно же, тушить огнетушителем», – скажете вы, тем более что его наличие в автомобиле прописано в ПДД. Да, на нашу беду, а точнее говоря, чтобы с ней справиться, в каждом автомобиле должен быть огнетушитель. Кстати, первое упоминание об огнетушителе датируется XVIII веком. Тогда он представлял собой бочку, наполненную водой и порохом. Бочку закатывали в охваченное огнем помещение и ждали пока порох, под воздействием температуры взорвется, и вода будет разбрызгана по всей площади возгорания. Огнетушитель же в том форм-факторе, к которому мы привыкли, появился лишь столетие спустя. В 1816 году английский изобретатель Джордж Мэнби предложил в наполненный водой металлический сосуд нагнетать под давлением воздух, который после нажатие на спусковой крючок и выдавливал из него воду упругой струей. Объем огнетушителя составлял 24 литра.

Сегодня ПДД требуют, чтобы в автомобиле находился огнетушитель объемом не меньше 2 литров. По мнению специалистов, этого должно хватить для тушения зарождающегося пожара, что подтверждено множеством испытаний как в лабораторных, так и в полевых условиях.

Однако вам наверняка не раз доводилось видеть возле остова сгоревшего автомобиля множество использованных огнетушителей, но при этом машину удалось затушить лишь прибывшим пожарным. Все дело в том, что некоторые из огнетушителей неспособны потушить то, что горит в автомобиле. А что же, собственно говоря, в автомобиле горит? В первую очередь это ГСМ, то есть топливо, масло, гидравлические жидкости, во вторую очередь пластик и его производные. Учитывая эти факторы, нужно понимать, что тушить автомобиль нужно теми огнетушителями, которые рассчитаны на борьбу с огнем, распространяющимся по материалам, из которых автомобиль собран, то есть заливать его просто водой, конечно, можно, но ее нужно довольно много. Позволить же себе иметь под рукой вместо огнетушителя пожарную машину, а вместо аптечки скорую помощь могут лишь олигархи.

ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ 

Оговоримся сразу, как таковых автомобильных огнетушителей не бывает. Есть допуски, по которым те или иные огнетушители разрешается использовать в качестве автомобильных, и к ним относятся всего два типа – порошковые и хладоновые. Впрочем, если внимательно почитать наставление по пожарной безопасности, то станет ясно, что, в принципе, отнести к автомобильным огнетушителям можно еще и углекислотный, при условии, что его огнетушащая способность будет не ниже, чем у тех огнетушителей, что упомянуты выше. В итоге сегодня при получении диагностической карты наличие такого огнетушителя в салоне автомобиля является одним из пунктов, разрешающих дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.

Что же представляют собой эти огнетушители, и где их лучше покупать? Скажем сразу, покупать огнетушитель лучше всего не на рынке или в автомагазине, а в специализированных центрах, торгующих таким оборудованием. Нарваться там на подделку или просроченный, читай не действующий огнетушитель, практически невозможно. Конечно, для этого придется найти такой магазин, доехать до него, что куда хлопотнее, чем прикупить средство пожаротушения в отделе автоаксессуаров гипермаркета при очередном походе за продуктами. Но если, не дай бог, возгорание все же произойдет, то лучше быть уверенным, что вы используете для его тушения именно огнетушитель, и вам не придется уподобляться крокодилу из стишка Чуковского, который тушил море «пирогами, и блинами, и сушеными грибами».

ПОРОШКОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОП)

Оптимальный вариант для автомобиля – это порошковый огнетушитель, потому как он считается разрешенным и универсальным. Он тушит все, начиная от топлива и заканчивая тлеющим сиденьем. Борется он с огнем специальным мелкодисперсионным порошком (отсюда и название), который находится в баллоне под высоким давлением. Давление это может быть задано как изначально, так и путем активации химической реакции непосредственно перед применением. В этом случае после того как вы активируете огнетушитель и сможете его применить, пройдет секунд пять, необходимых для наполнения баллона вытесняющим газом. При активации огнетушителя порошок из него ложится на горящие элементы и, спекаясь, прекращает доступ кислорода к огню, тем самым гася его. Правда, есть у такого огнетушителя и один минус. После того как огонь будет потушен, на очистку узлов и агрегатов от «румяной корочки» уйдет немало времени. Да и не запекшийся порошок, то есть тот, который не контактировал с огнем, убрать непросто. А уж в том, что он заполонит все вокруг в радиусе нескольких метров, будьте уверены. Кстати, часто бывает, что просроченные порошковые огнетушители, в первую очередь это касается тех, что активируются химическим путем, не срабатывают, и их откидывают в сторону. А между тем, открутив верхнюю крышку, порошок, которым он наполнен, можно просто высыпать на огонь, тем самым фактически применив по назначению. Такие огнетушители тоже раньше продавались.

ХЛАДОНОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОХ)

Как видно из названия, в таком огнетушителе в качестве средства борьбы с огнем используется газообразная углеводородная смесь, хладон. Она аналогична той, что применяется в холодильных установках в качестве теплоносителя. Огнетушитель представляет собой герметичный баллон, в котором в сжатом виде находится огнегасящая составляющая. При активации огнетушителя сжиженный газ на выходе из баллона переходит в твердое состояние и уже в виде плотного снежного покрова накрывает горящий предмет, тем самым лишая огонь его питания, то есть кислорода. К плюсам такого огнетушителя стоит отнести то, что после того как огонь будет потушен, а снег растает, никаких дополнительных действий по очистке салона или подкапотного пространства производить не нужно. Именно поэтому такие огнетушители рекомендуют для тушения высокотехнологичного оборудования, чтобы после пожара не требовалось менять все оборудование, а лишь ту часть, которая действительно была поражена огнем. Как и порошковый, такой огнетушитель после применения нужно перезарядить, потому как использовать хладон нужно за одно нажатие, то есть полностью. К более серьезным минусам можно отнести то, что хладон довольно токсичен, в связи с чем работать с таким огнетушителем нужно крайне осторожно и в хорошо проветриваемом помещении. Если тушить им автомобиль на улице еще допустимо, то в гараже или на крытой парковке делать это нужно уже в средствах индивидуальной защиты. Да и цена хладонового огнетушителя ввиду дороговизны активного вещества в разы больше порошкового.

УГЛЕКИСЛОТНЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОУ)

Увы, хоть этот огнетушитель и рекомендовано применять для тушения пожара в автомобиле, по большому счету он не тушит огонь, а лишь сбивает пламя. В баллон под высоким давлением закачана углекислота. Под высоким давлением она вырывается из раструба после активации и накрывает огонь снегом, но эффективность такого огнетушителя в два раза ниже хладонового, в связи с чем пламя может вновь разгореться, и дотушивать его придется уже порошковым огнетушителем или подручными средствами. Следует знать и то, что при отрицательных температурах у углекислотного огнетушителя существенно снижается эффективность. А еще у объекта тушения могут появиться значительные тепловые напряжения ввиду воздействия на него отрицательными температурами. Проще говоря, блок двигателя или радиатор могут попросту лопнуть, как лопается от перепада температур стакан с горячим чаем если его поставить в сугроб. К тому же во время тушения пожара углекислотным огнетушителем вас может ударить током ввиду накопившегося статического напряжения, появляющегося при выходе углекислоты из раструба. За раструб же лучше и вовсе держаться в варежках, в противном случае можно получить сильное обморожение: температура углекислоты на выходе из баллона –70 Со.

ВОЗДУШНО-ЭМУЛЬСИОННЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОВЭ)

Этот тип огнетушителей относительно новый, в связи с чем его нет в списке тех, что рекомендованы для тушения пожара на автотранспорте, и, как следствие, ГТО с ним зачастую пройти не удается. Однако в качестве действительно эффективного средства по борьбе с пожаром иметь его в салоне автомобиля рекомендуем. В заряд такого огнетушителя входит большое количество поверхностно-активных веществ, антифриз, органические и неорганические добавки нового поколения. Тушение огня таким огнетушителем происходит посредством подачи к очагу возгорания специальной эмульсии на основе воды. Состав абсолютно безвреден для человека и окружающей среды, к тому же после высыхания эмульсия практически не оставляет следов. Несмотря на то, что в состав смеси входит вода, тушить таким огнетушителем можно даже электрооборудование, находящееся под напряжением. Не стоит бояться и того, что такой огнетушитель может замерзнуть. До –40 Со он вполне работоспособен. Из недостатков можно отметить лишь довольно высокую стоимость этого огнетушителя. Впрочем, если учесть, что срок его жизни порядка 10 лет, получается, что, купив однажды, далее его можно перекладывать из автомобиля в автомобиль, а не покупать каждый раз новый при смене машины.

5koleso.ru

Пожар в автомобиле. Автомобильный огнетушитель. Профилактика пожарной безопасности

Главная → Статьи → Природные пожары, экология и безопасность


Пожар на автомобильном транспорте

Огню свойственно уничтожать практически все, к чему он прикоснулся. Под воздействием огня автомобиль выгорит полностью за 4 – 6 минут. На глазах у водителя машина превратится в груду обуглившегося железа. В автомобиле находится много горючих веществ и материалов — газы и жидкости, материалы в отделке салона, тепло- и звукоизоляционные материалы. Затрудняет тушение пожара едкий дым, из-за которого трудно определить место воспламенения.

Памятка автовладельцу для предотвращения пожара в автомобиле:

  • Следите за состоянием автомобиля, проверяйте качество электропроводки;
  • Держите в машине огнетушитель в доступном для себя месте;
  • Не храните в гараже более 20 л бензина и 5 л масла;
  • Не загромождайте гараж старыми вещами, мебелью;
  • Не проводите в гараже электросварочные и покрасочные работы;
  • В гараже не промывайте детали бензином или растворителями;
  • Не курите и не пользуйтесь открытым огнем в гараже;
  • Держите в гараже огнетушитель и ящик с песком. 

Пожар в автомобиле: причины возникновения

Эффективность мероприятий в борьбе с горящим автомобилем зависит от понимания причин, вызывающих возгорание. Зная возможные очаги воспламенения автомашины, можно избежать критической ситуации. 

Утечка топлива и горючих жидкостей. Если в салоне чувствуется запах бензина, нужно найти и ликвидировать неисправность. Следует проверить уплотнитель впускного коллектора, прокладку головки блока, из-за повреждения которых начинает подтекать горючая жидкость. Нагрев двигателя или искра могут вызвать воспламенение. Опасность представляют и поврежденный корпус фильтра, и наличие трещин в соединительных трубках.

Повреждение шлангов вызывает протекание топлива, моторного масла и горючих жидкостей. Все они могут загореться от единственной искры.

В машинах с газовым оборудованием вероятность воспламенений увеличивается. Любой дефект фильтра, поврежденная мембрана испарителя, трубки, расположенные возле редуктора или форсунки ведет к утечке газа. Неграмотная настройка оборудования нарушает пропорции топливной смеси, в результате чего возникает перегрев мотора и выхлопной системы. 

Электрооборудование является второй по значимости причиной внезапных пожаров в автомобиле. Длина всех проводов в автомобиле составляет сотни метров. Они расположены по всему корпусу автомобиля: под капотом, в конструкции дверей, под полом. Везде много быстро воспламеняющихся материалов. Нарушенная изоляция вызывает искрение, образует оголенные участки проводов, которые и являются причиной короткого замыкания. В большинстве случаев этому предшествуют сбои в электронной системе машины, и внезапные разрядки аккумулятора. 

Аккумулятор сам может стать источником взрывоопасного газа в моторном отсеке, представляющего угрозу рядом с поврежденной электропроводкой. При этом пламя может возникнуть в любой части автомобиля. Профилактические мероприятия заключаются в диагностике, смазке контактов и уходе за клеммами аккумулятора. 

Оборудование автомашины дополнительными устройствами с большим энергопотреблением, такими как подогрев сидений, увеличивают нагрузку на проводку. Провода начинают греться, что отражается на изоляции. Если же проводку расположить недалеко от двигателя, выхлопной, либо охлаждающей системы, она может воспламениться от перегрева. 

Перегрев двигателя повышает температуру масла и охлаждающей жидкости. При значительно увеличенных нагрузках двигателя масло нагревается, меняет свои свойства и начинается процесс просачивания через швы и соединения. От контакта с раскаленным цилиндром жидкость сразу воспламеняется. В жаркую погоду желательно полностью не заправлять бензобак. Правильнее немного не доливать бензин в бак, так как при высокой температуре топливо расширяется. 

Перегрев нейтрализатора выхлопной системы. При нарушении работы двигателя догорание горючей смеси происходит в нейтрализаторе, в выхлопных газах увеличивается концентрация токсичных веществ, увеличивается нагрузка на фильтр-нейтрализатор. Температура в выхлопной системе повышается. Перегрев может вызвать пожар в автомобиле.

Брак изготовителя может быть разовой оплошностью или конструктивным просчетом. Недоработки не станут причиной возгорания, но могут создать предпосылки.

Авария. Машины сконструированы так, что металл должен воспринимать удар на себя. Но иногда такая защита не срабатывает. Сильный удар может вызвать утечку жидкости, повышение температуры и сильное задымление, что приведет к возгоранию. Даже при внешних небольших повреждениях удар может отразиться на цельности проводки или топливного шланга. 

Умышленный поджог имеет различные цели: отомстить, смошенничать на страховке или просто похулиганить. Спастись от него поможет только усиленная охрана.

Незатушенная сигарета, выброшенная через окно передней двери, может залететь в открытое окно задней двери той же автомашины, или машины, идущей сзади. Оставленный в салоне окурок может прожечь обивку, а может спалить автомобиль.

Безответственность водителя также часто является причиной пожара в автомобиле. Бумага, тряпки, канистры с горючим содержимым, оставленные под капотом, мгновенно воспламеняются при соприкосновении с горячим двигателем. 

Автомобильный огнетушитель как средство для ликвидации возгораний

Оставляя свой автотранспорт без присмотра, проанализируйте обстановку. Стоящий близко автомобиль или бак с мусором представляют угрозу в случае их возгорания. Пятно разлитого масла или бензина станут причиной пожара в машине, если на них попадет открытый огонь.

При первых признаках возгорания во время движения, нужно сразу остановиться, выключить двигатель и зафиксировать машину ручным тормозом. Забрать документы и вывести пассажиров. Определить очаг пожара в автомобиле, осторожно открыв капот. Если огонь на бензобаке – быстро отойти, потому что возможен взрыв.

Вызвав пожарную службу, приступать к тушению пожара в автомобиле с помощью имеющихся средств: автомобильного огнетушителя, плотных покрывал, песка.

Статью прислал: Wladimir01

xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *