Пожар авто – 20 причин, почему машина может загореться — журнал За рулем

Содержание

20 причин, почему машина может загореться — журнал За рулем

Пожар в автомобиле — одна из самых серьезных опасностей, как для машины, так и для водителя и пассажиров. «За рулем» предупреждает, чего ни в коем случае нельзя делать с автомобилем, чтобы он не стал жертвой возгорания.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Поговорка

Не так давно по телевидению прошла информация, что на парковке возле торгового центра начал плавиться и дымиться пластик в автомобиле, да и сам он почти что загорелся. Дело было жарким летом в Ростове-на-Дону, а архитектурное решение здания привело к развитию событий, как при знаменитом историческом поджоге. Более чем за 200 лет до нашей эры Архимед сжег римский флот, направив множество солнечных зайчиков на осаждавшие Сиракузы корабли. Полностью остекленный фасад торгового центра образовывал вогнутую поверхность, которая сконцентрировала солнечные лучи на припаркованном Лексусе. Этот пример я привел, чтобы показать: пожар в машине могут вызвать самые непредвиденные обстоятельства.

В конструкции современных автомобилей применено множество материалов, которые горят хорошо или очень хорошо. Практически все элементы салона относятся к горючим, да и в моторном отсеке также применено множество таких материалов. И, конечно, королем горючести является бензин, собственно, его для этого и придумали.

Один из самых горючих элементов автомобиля — шины.

Один из самых горючих элементов автомобиля — шины.

Если пожар начался, то первым делом его следует пробовать тушить, хотя не всегда это безопасно, да и не всегда возможно. А вот при «разборе полетов», да еще если машина застрахована, обязательно нужно определиться с тем, что явилось причиной пожара. Ну а мы вспомним все возможные причины пожара, чтобы предотвратить такие действия или бездействия, которые могут лишить вас автомобиля.

Заводские недостатки конструкции

Как ни странно, но даже при современном уровне проектирования и производства автомобилей потребители иногда сталкиваются с тем, что их автомобили небезопасны, в частности, возможно их возгорание. Тогда фирма-производитель проводит отзывную кампанию и бесплатно устраняет опасный дефект. Конечно, рейтинг фирмы это не поднимает, но куда важнее при этом предотвратить пожар, пусть в одном из тысячи автомобилей.

Неправильная мойка двигателя

Мойка мотора струей воды с большим напором и незащищенными узлами электрооборудования может привести к пожару. Как вода вызывает пожар? Все просто. Отсыревшие элементы системы зажигания выдают искру с перебоями. Форсунки исправно подают топливо в цилиндры, а оно там не сгорает, накапливаясь в каталитическом нейтрализаторе. А потом может последовать взрыв, нейтрализатор разнесет, а волна раскаленных газов подожжет мастику на дне машины или теплозащиту моторного отсека.

Неправильная мойка моторного отсека может вызвать пожар.

Неправильная мойка моторного отсека может вызвать пожар.

Неправильное обслуживание

При проведении технического обслуживания персонал может грубо нарушить правила техники безопасности в автосервисе, и при этом машина может сгореть прямо там, а то еще и вместе со всем сооружением. А бывают случаи, когда что-то не затянули или не загерметизировали. В результате происходит утечка легковоспламеняющегося топлива. Лично дважды участвовал в устранении подобных утечек. Один раз причиной стали незащелкнутые фиксаторы топливной трубки на фильтре — штуцер сорвало спустя 15 минут работы мотора. Сам фильтр при этом был расположен в моторном отсеке. Другой раз во время ремонтных работ на сервисе перекосили прокладку модуля бензонасоса. При первой же заправке «до полного» легковоспламеняющееся топливо ручьем потекло под машину. До пожара в обоих случаях не дошло.

Взрыв аккумулятора

Водород, выделяющийся из аккумулятора при зарядке или «прикуривании», может взорваться, да так, что

www.zr.ru

Как предотвратить пожар в автомобиле?

Как защититься от пожара в машине. 

В декабре весь мир облетели кадры, как почти новая Тесла самопроизвольно загорелась в шиномонтаже. После того как пожар был потушен, через 6 часов эта же машина снова загорелась. 

 

Автомобильные пожары на самом деле встречаются чаще, чем вы думаете, хотя в случае с Теслой как-то необычно выглядит факт, что один автомобиль загорелся дважды за день. Тем не менее возгорания автомобилей случаются довольно-таки часто. Так что не нужно питать иллюзий, что это событие маловероятно и что вас это никогда не коснется. Поэтому каждый водитель должен четко знать и понимать не только то, как предотвратить возгорание автомобиля, но и что нужно делать в случае, если пожар все-таки произошел. 

 

Если у вас бензиновая машина, следите за быстрой сменой топлива или масла

Если вы едете на автомобиле с бензиновым двигателем, важно следить за быстрыми изменениями уровня топлива или масла, а также за температурой двигателя на приборной панели

. Резкие изменения показаний топлива, неожиданно выскочившее на приборке сообщение о низком уровне моторного масла, появившийся индикатор низкого давления масла в двигателе (значок: красная масленка-лейка) или резкое повышение температуры охлаждающей жидкости могут указывать на утечку антифриза, моторного масла или бензина, что увеличивает вероятность пожара. 

 

МЧС и ГИБДД не раз предупреждали, что не рекомендуется перевозить бензин в канистрах внутри салона автомобиля, за исключением случаев, когда бензин в небольшом количестве находится в герметичной канистре. Вы также должны быть начеку, контролируя запах в салоне. Если вы почувствовали запах горящего пластика или резины, то есть вероятность, что где-то в машине что-то плавится. Это может вызвать пожар. 

 

Если вы владеете электромобилем или гибридной машиной, обязательно регулярно обновляйте программное обеспечение

Для тех, кто владеет электрокаром или гибридной машиной, самый простой способ предотвратить возникновение проблем безопасности – это проверять наличие обновлений программного обеспечения и немедленно их устанавливать. Особенно это важно, если вы слышали о проблемах с вашим автомобилем (например, компания Тесла недавно выпустила обновление для батарей в своих автомобилях после ряда пожаров). Кстати, автомобили Тесла умеют обновлять программное обеспечение по воздуху дистанционно. 

Просто зайдите в «Настройки», «Программное обеспечение», «Обновление программного обеспечения», «Дополнительно» и выберите нужное действие. 

 

Также необходимо регулярно посещать дилерский технический центр для диагностики автомобиля. Да, кто-то сейчас закидает нас яйцами за этот совет. Особенно в сегодняшних условиях, когда ни на что не хватает денег. Ведь известно, что обслуживать автомобиль у официалов очень дорого. И это действительно так. Нет, мы не призываем вас перейти на обслуживание к дилеру. Но посещать официальный технический центр хотя бы раз в год все-таки полезно. Хотя бы для диагностики.

Кроме того, посещение дилера может быть полезным, например, в связи с заводским отзывом автомобилей, в которых был обнаружен заводской брак. Причем этот отзыв может касаться не только гарантийных автомобилей. Нередко Росстандарт РФ регистрирует заводские отзывы старых автомобилей, у которых заводская гарантия давно истекла.

 

Также есть и общемировые отзывы автомобилей, которые нуждаются в доработке, ремонте и перепрограммировании. К сожалению, если вы не посещаете официального дилера, вряд ли вы узнаете, что именно ваша модель автомобиля попала под заводской отзыв, а значит, вы рискуете, что ваша машина выйдет из строя и даже может загореться, если, например, выявленная проблема может приводить к возгоранию автомобиля. И не забывайте, что в случае заводского отзыва все работы у официалов, как правило, проводятся бесплатно.

В том числе и диагностика, если подтвердится, что та или иная проблема связана с заводским недочетом, описанным в отзывной кампании. 

 

Что делать, если ваш автомобиль загорелся

Если из-под капота автомобиля повалил дым или вы почувствовали запах горелой резины, вы должны съехать на обочину и немедленно выключить двигатель, чтобы остановить подачу топлива в двигатель. Остановив машину, не открывайте багажник или капот, так как в случае пожара это может только усугубить огонь, поскольку это приведет к большему воздействию кислорода, который, как известно, нужен для горения. 

 

Если ваша машина оснащена системой бесконтактного доступа в салон и запуском двигателя с кнопки, вы должны, после того как остановили горящую машину, убрать ключ-брелок из зоны действия радиосигнала (убрать ключ от машины на расстояние не менее 5 метров). Таким образом вы предотвратите произвольный запуск двигателя в случае замыкания проводки во время пожара. 

 

Если вы остановили автомобиль на скоростном шоссе или автомагистрали в правой полосе, желательно отойти от машины не менее чем на 30 метров. Помните, что находиться в непосредственной близости к машине опасно. А также имейте в виду, что, даже если вы припаркуетесь на обочине, есть риск, что какой-нибудь обочечник или любитель обгонять справа может по глупости или неопытности столкнуться с вашим автомобилем. 

Если вы увидели, что ваша машина загорелась, срочно вызывайте экстренную помощь, позвонив по телефону 112. Если в вашей машине есть огнетушитель (вы его обязаны иметь согласно ПДД), вы не должны сразу применять его. Особенно если у вас нет прямого доступа к огню. Также вы не должны использовать огнетушитель, если не знаете, как с ним работать. 

 

Кстати, огнетушители, которыми должны быть оснащены все автомобили, должны быть предназначены для горючих жидкостей и для тушения возгорания электрооборудования. Огнетушители, созданные для тушения лесных пожаров, бумаги или пластика, могут быть неэффективными. 

 

В электрических и гибридных машинах есть мощные батареи, которые сильно нагреваются. Как мы уже упоминали, они также могут воспламениться самым неожиданным образом. Поэтому ни при каких обстоятельствах не прикасайтесь к аккумуляторам, и проводите частую диагностику батарей в техническом центре. Помните, что в случае неисправности аккумулятора гибридного автомобиля или электрокара, есть риск возгорания автомобиля. 

 

Что бы вы ни делали, важно помнить, что вы должны держаться подальше от любой горящей машины и оставаться на достаточном расстоянии, пока на место происшествия не приедут аварийно-спасательные службы. Также предостерегайте окружающих от приближения к горящей машине. 

 

Как потушить пожар в автомобиле?

Тушение пожара в автомобиле – нелегкое дело. Это требует мужества, навыков, вам нужно спешить, потому что это может привести к взрыву. Или все это миф, и можно тушить машину не спеша? Для тушения небольшого пожара достаточно небольшого огнетушителя, немного знаний и, прежде всего, спокойствия.

 

Существует множество мифов о тушении пожара в автомобиле, один из которых гласит о слишком маленьких огнетушителях, которыми автовладельцы оснащают свои автомобили.

Но, по словам капитана пожарной службы Константина Богданова, даже небольшого автомобильного огнетушителя вполне достаточно, чтобы потушить небольшой пожар в автомобиле

Неужели всего килограмма огнетушащего вещества в маленьком автомобильном огнетушителе вполне достаточно для тушения легкового автомобиля? Оказывается, таким маленьким автомобильным огнетушителем можно потушить даже приличное возгорание, если,

например, огнетушитель будет работать примерно 5-6 секунд, выбрасывая большое количество огнетушащего порошка. Но почему же тогда среди автолюбителей ходит миф, что автомобильные огнетушители, доступные сегодня в продаже, не способны потушить даже небольшое возгорание? 

«Опыт показывает, что большинство водителей просто не знают, что делать с огнетушителем. Или начинают тушить пожар слишком поздно.

Многие начинают паниковать, запуская огнетушитель, а потом думая, что с ним делать. 

Наиболее важным является продуманный порядок действий, – подчеркивает Константин Богданов. 

 

– Сначала выключите двигатель автомобиля, и лучше всего вынуть ключ из замка зажигания, а если это дистанционная система ключей, лучше убрать ключ более чем на пять метров от машины. Другое дело, если вы хотите найти источник огня, но если он находится под капотом, я не советую вам его открывать. Затем мы вынимаем огнетушитель и, как только узнаем,

куда нужно поместить огнетушащий агент, слегка открываем клапан и начинаем тушить. За это время другой человек может позвонить в пожарную часть.

 

Если вы все-таки решились открыть капот автомобиля, чтобы получить доступ к огню, имейте в виду, что из-за притока большого количества кислорода у вас есть максимум 2-3 минуты, чтобы потушить очаг возгорания. Но этого достаточно, чтобы потушить огонь, если огнетушитель будет находиться у вас под рукой (например, в салоне)». 

 

Источники огня в автомобиле

Пожар в автомобиле чаще всего происходит от короткого замыкания в электрической цепи. Также источником пожара может стать утечка моторного масла, попавшего на горячий двигатель. 

Как правило, чаще всего пожары случаются в моторном отсеке. Но нередко воспламенение происходит под приборной панелью. 

 

При тушении пожара под приборной панелью стоит придерживаться правильной тактики с учетом места пожара и места хранения огнетушителя. В идеале вы должны иметь несколько огнетушителей, например, храня их в багажнике и в салоне. Это позволит вам иметь удобный и быстрый доступ к огнетушителю независимо от того, где произойдет пожар: под капотом или в салоне. Если, допустим, пожар начался в салоне, у вас будет доступ к огнетушителю, лежащему в багажнике. Если пожар произойдет в задней части машины, вы сможете воспользоваться огнетушителем, который храните в салоне.

Старайтесь не переворачивать огнетушитель вверх дном. Стоит также закрыть двери и окна после того, как все пассажиры покинут машину, но оставляют путь для снятия. Чем меньше воздуха в машине, тем медленнее распространяется огонь.

Тушить пожар под капотом несколько проще. Его следует открыть с уже подготовленным огнетушителем, чтобы наименьшее количество воздуха попадало в моторный отсек. Через слегка приоткрытый капот вы можете подать в подкапотное пространство необходимое количество пожарного агента.

 

Взрывающиеся топливные баки есть только в кино

– Я никогда не видел, чтобы машина взрывалась из-за пожара, – уверяет пожарный Константин Богданов. – Вы не поверите, но опасней всего во время пожара не топливный бак или сжиженный газ, а то, что вы храните в багажнике. Например, некоторые автолюбители любят хранить в багажнике различные вещи. В том числе химические баллончики с очистителями, аэрозольными красками и т. д. 

 

Если кузов автомобиля не поражен огнем, например горит только подкапотное пространство, вы можете безопасно открыть багажник и вытащить из него все опасные вещи. Также с огнем под капотом вы можете даже забрать все ценные вещи из салона: мелкие предметы, документы или детское кресло. Вам просто нужно остерегаться дыма, который более опасен, чем миф о взрыве бензобака, к которому приучили многих водителей голливудские кинокартины. Так что, если вы не смогли потушить пожар в подкапотном пространстве, то, взяв вещи, отойдите от места пожара. Стоять близко к машине опасно не из-за взрыва бензобака, а из-за риска взрыва шин и подушек безопасности. 

Кроме того, в случае большого пожара автомобиля есть риск утечки хладагента кондиционера (1234yf). Эта марка хладагента есть в новых американских, корейских, японских автомобилях и автомобилях, которые выпускает группа PSA.

Когда горит машина с хладагентом 1234yf, если ее нельзя потушить, необходимо отойти от нее на несколько десятков метров, а также не подпускать к автомобилю других людей.

 

Дело в том, что из-за хладагента, который является опасным источником фтористого водорода, есть угроза здоровью. А при контакте хладагента с огнетушащими веществами или водой образуется смертельно опасная и токсичная плавиковая кислота, которая проникает в человека даже через кожу. 

 

Какой огнетушитель купить, и где его хранить?

Как мы упомянули ранее, для автомобилей подходят не все виды огнетушителей. Согласно законодательству любой автомобиль должен быть оснащен либо углекислотным, либо порошковым огнетушителем. 

 

Естественно, самым эффективным для тушения пожара в машине является углекислотное устройство. Но, к сожалению, их размеры и, что более важно, высокая цена не сделали этот вид огнетушителей популярными среди автомобилистов. В итоге большинство автовладельцев приобретают дешевые порошковые устройства. 

Напомним, что для прохождения обязательного техосмотра автомобиль должен быть оснащен индивидуальным средством защиты – огнетушителем. Причем для легковых автомобилей объем огнетушителя должен быть не менее 2 литров. Но мало иметь огнетушитель. При прохождении техосмотра инспектор технической станции обязан проверить срок годности огнетушителя, при истечении которого огнетушитель не сможет эффективно выполнять свою главную роль в тушении возгорания. Дело в том, что со временем в баллоне падает давление. 

 

Огнетушитель должен быть размещен в легкодоступном месте, и желательно закрепить его каким-либо образом, чтобы предотвратить перемещение. К сожалению, в новых автомобилях крепление для огнетушителей используется редко, поэтому есть риск, что устройство в багажнике будет свободно перемещаться. Также стоит обратить внимание, нет ли в месте хранения огнетушителя избытка влаги. 

 

«Да, пожар в машине – это экстренная ситуация, и, естественно, многие теряются. Но, по статистике, в большинстве случаев водители могут самостоятельно остановить распространение огня. Для этого обычно есть 2-3 минуты. К сожалению, многие автовладельцы паникуют или просто не знают, что делать. Многие не знают, как пользоваться огнетушителями, – говорит Константин Богданов.

– И хотя это стрессовая ситуация, я призываю всех предпринимать до прибытия пожарной команды все возможные меры по предотвращению распространения огня. Это позволит вам не только сохранить автомобиль, но и уменьшить последствия пожара и сумму восстановительного ремонта». 

По словам Константина, чаще всего пожарные приезжают на место возгорания автомобиля слишком поздно, когда от него остается только обугленный кузов. Между тем, уверяет пожарный, современные огнетушители очень эффективны, и всего двух литров огнетушащего вещества вполне достаточно для тушения большинства автомобильных небольших возгораний, которые, если не тушить, могут стать причиной полного выгорания автомобиля. 

www.1gai.ru

При пожаре — звонить! — Авторевю

Каждый год в России загорается более 30 тысяч машин. И хотя пламя уничтожает легковой автомобиль минут за десять, на три машины все же приходится две спасенные. И практически всегда спасение — дело рук самих погорельцев. От них же зависят и шансы на компенсацию ущерба. Так что же делать, если, не дай бог, пожар?

Сгореть может любой автомобиль — независимо от марки, модели и даже возраста машины. Ведь на борту имеются и горючие материалы (топливо, масло, а пожарно-технические эксперты считают горючими даже изоляцию электропроводки и антифриз), есть потенциальные источники воспламенения (высокая температура, искры), хватает и кислорода. По сведениям МЧС, причина половины возгораний — нарушение правил эксплуатации и установка дополнительного оборудования. Из-за неосторожного обращения с огнем случается еще 14% пожаров. На умышленные поджоги приходится около 20%, а еще 10% — на «иные причины», хотя, как правило, и эти обстоятельства можно было предвидеть и предупредить. Но если уж не удалось предупредить, то нужно хотя бы знать, что делать дальше.

Начнем с автомобиля, мирно хранящегося на стоянке. Он может загореться и сам, но такое случается крайне редко. Особенно если после выключения двигателя прошло более часа летом и более получаса зимой. Скорее всего, автомобиль был подожжен умышленно. И, представьте себе, это в известном смысле даже лучше для владельца, чем самовозгорание, — по крайней мере если есть КАСКО! Главное, чтобы по факту поджога было возбуждено уголовное дело- тогда вы почти наверняка получите страховое возмещение. Причем ни сам факт возмещения, ни его размер не будут зависеть от того, удалось ли определить и поймать поджигателя! Страховой компании достаточно лишь иметь постановление следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела о поджоге.

И наоборот, если причина пожара техническая, то есть огонь возник внутри автомобиля в силу, например, неисправности электрооборудования или топливной системы, получить страховое возмещение практически нереально: убытки от пожара вследствие технической неисправности по условиям КАСКО почти никогда не покрываются.

На практике же несведущие владельцы сгоревших автомобилей чаще всего стараются правдами-неправдами заполучить от сотрудников МЧС документы, подтверждающие самовозгорание автомобиля, теша себя надеждами, что на этом основании можно будет предъявить претензию и иск автосалону, сервису или автопроизводителю.

Маленький порошковый огнетушитель из багажника способен потушить возгорание площадью лишь 0,1—0,3 м2, максимум — до полуметра. На площади от 0,5 до 1 м2 могут помочь углекислотные огнетушители емкостью 5—10 литров, которые обычно хранят в помещениях. Если пожар развился до площади 1—1,5 м2, то надежда только на профессиональные средства пожарных. Правильный порядок действий: огнетушитель наизготовку — и только потом приподнимаем крышку капота

Хозяин сгоревшего в гараже-ракушке седана Mazda 6 пошел именно таким путем, начав бодаться с дилером и даже писать письма в Японию. Затем-таки осознал: поскольку имеется КАСКО, то версия поджога более «выгодна» (тем паче что обнаружился подкоп под угол гаража, а неподалеку была и пластиковая бутылка с продырявленной пробкой и остатками бензина) — и начал требовать выполнения всех процессуальных действий от МЧС и ОВД. В итоге появилось постановление о возбуждении уголовного дела по факту поджога — и владелец получил страховое возмещение. Другое дело, что пожарный дознаватель и полицейский следователь остались горевать над очередным «висяком», но мы сейчас не о них.

Нужно зарубить на носу, что по закону любой пожар требует вызова пожарного караула и оформления акта о пожаре. Даже если вам удалось самостоятельно, с помощью друзей, соседей или очевидцев справиться с огнем, а автомобиль не был сильно поврежден, все равно вызывайте пожарных для составления акта. Этот акт — основной и обязателфьный документ!

При неявной причине пожара дознаватель обязан назначить пожарно-техническую экспертизу. Для этого в структурах МЧС есть специальные испытательные пожарные лаборатории (ИПЛ), а в МВД- экспертно-криминалистические. И не забывайте, что до окончательного разрешения вопроса о причинах и последствиях пожара автомобиль остается главным вещественным доказательством, объектом исследования. Место его хранения определяет дознаватель, и без его разрешения никто не имеет права трогать машину.

Однако в реальности пожарные не всегда утруждают себя подробными исследованиями, а при рассмотрении дела в суде может оказаться, что составленные на скорую руку документы недостоверны. Осматривая место пожара, дознаватель нередко констатирует отсутствие явных признаков поджога: поблизости нет емкости из-под легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, нет огневой дорожки, нет выгоревшего дорожного покрытия… Такому поверхностному подходу способствует и методическое руководство, которое было написано при царе Горохе. В нем ничего не сказано, например, о пластиковых бутылках, и сыщики ищут «железные» доказательства поджога: металлическую или стеклянную емкость, которую беспечный поджигатель бросил бы прямо на месте преступления. Желательно с отпечатками пальцев или хотя бы со следами, как говорят эксперты, интенсификатора горения.

С точки зрения экспертизы причины самовозгораний разделяют на производственные, которые включают как конструктивные недостатки автомобиля, так и ошибки мастера СТО, — в этих случаях остается шанс на взыскание ущерба. И эксплуатационные — все, что на совести самого владельца

Поверхностное выяснение причин пожара иногда приводит к тому, что в суде вступают в конфликт между собой даже постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем отделения государственного пожарного надзора МЧС либо УВД, и заключение пожарно-технических экспертов- тоже из системы МЧС или МВД. Естественно, для честного судьи заключение экспертов звучит убедительнее. Если комплексная пожарно- и автотехническая экспертиза признала причиной поджог, то иск о самовозгорании автомобилей будет признан необоснованным.

Но бывает и так, что автомобиль загорается прямо на ходу или сразу после остановки, на глазах водителя и пассажиров. Естественно, поджог уже практически исключен. В пожаре виновата или техника (перегрузка бортовой сети, повреждение проводки, разгерметизация топливной, тормозной или другой системы с попаданием жидкости на двигатель или элементы выпускной системы), или халатность людей (оставленные под капотом тряпки, баллончик горючего аэрозольного средства, а зимой- нештатный текстильный «утеплитель»), или иные обстоятельства: «поднятые» с дороги тряпка, мешковина, бумага, пластик, воспламенившиеся под горячим «катализатором» или выхлопной трубой сухая трава или листья. Среди наиболее типичных «сезонных» случаев — тополиный пух под капотом летом, скопление сухих листьев осенью, а зимой — «утеплители» в виде ватника или одеяла.

Несколько лет назад в Пензе на ходу загорелся Land Rover Discovery 3. За час до этого машина прошла первое послегарантийное техобслуживание, которое хозяин, как нередко бывает, решил провести уже не у дилера, а в «универсальной» мастерской. Сам купил, как ему показалось, все необходимое: масло, фильтры…

Машину потушили быстро, повреждения оказались небольшими. И все же на место пожара даже выезжала бригада скорой медицинской помощи — неясно было, есть ли пострадавшие (а они есть в каждом десятом случае). Пострадавших, к счастью, не оказалось, но в карте вызова скорой помощи осталась запись: «Причина пожара — короткое замыкание». Позже этот «диагноз» эскулапов повторил местный дознаватель МЧС. Когда хозяин автомобиля обратился с иском к дилеру и импортеру, местные эксперты столь же поспешно подтвердили вывод о коротком замыкании. Однако указать место очага с характерным шарообразным оплавлением проводки эксперты не смогли. Судью это смутило — и была назначена повторная экспертиза, которой занялся региональный экспертный центр. И выяснилось, что после замены масла под сливной пробкой не оказалось копеечной детали — одноразовой медной уплотнительной шайбы. Масло, которое сочилось из-под пробки, попало на горячую приемную трубу, где и воспламенилось. В иске, естественно, было отказано, а погорельцу осталось утешать себя лишь тем, что за ТО в «обычной» мастерской он заплатил меньше, чем в дилерском центре. Словом, сэкономил.

Поджог — причина каждого пятого пожара. Такой ущерб покрывается КАСКО, но страховщики могут найти и поводы для отказа: например, если на автомобиль было установлено дополнительное оборудование или он находился на неохраняемой стоянке, а условия страховки подразумевают обратное

А вот другой пример разгильдяйства. В глухой московской пробке загорелся Ford Fiesta. Дело было зимой. Хозяйка в горящей шубе выскочила из машины, попыталась убежать, но водители соседних машин повели себя грамотно. Один толкнул ее в сугроб и, накрыв собой, потушил, а второй выдернул ключ из замка зажигания Фиесты — и захлопнул водительскую дверь. Огонь прекратился от недостатка кислорода — благо стекла были закрыты и не успели лопнуть. В итоге автомобиль даже остался на ходу: немного пострадали водительское сиденье, покрытие пола, пластик консоли и закоптился потолок.

Хозяйка, естественно, начала изводить требованиями автосалон. А эксперты выяснили, что воспламенился… растворитель лака для ногтей! Дама еще немного поупрямилась, но затем разревелась — и во всем призналась. Оказалось, что, продвигаясь в пробке (машина была с «автоматом»), она решила поправить маникюр — и тут же вспомнила, что нужно срочно позвонить подруге. А мобильник, как назло, разрядился. Хозяйка прицепила телефон к заряднику и, чтобы не прекращать уход за ногтями, плечом прижала мобильник к уху. Уследить за всеми процессами (надо ведь и на дорогу поглядывать) стало совсем тяжело, флакончик упал — и растворитель пролился на консоль. Немедленно приступив к устранению последствий, хозяйка ненароком пошевелила штекер в гнезде прикуривателя, спровоцировав маленькую искорку…

Эксперты обнаружили приварившийся к обгоревшему коврику полурасплавленный флакон из-под растворителя, откуда огневая дорожка вела прямо к гнезду прикуривателя.

Ни от автосалона, ни от страховой компании не удалось получить ни копейки.

Объективности ради надо сказать, что производственные дефекты и даже конструкторские просчеты также бывают причиной пожаров. Причем их допускают самые именитые фирмы. Например, в 2010 году в Европе сгорело несколько Ferrari 458 Italia. Оказалось, что клей, которым крепилась теплоизоляция к панелям моторного отсека, плавился и самовозгорался при нагревании. Пришлось отозвать полторы тысячи Ferrari — и заменить клей заклепками.

Впрочем, какими бы массовыми ни были отзывные кампании, в рейтинге причин возгораний конструктивные недостатки и близко не сравнятся с поджогами или безалаберностью водителей. Так что вывод прост: не скупитесь на КАСКО, обслуживайте автомобиль если не у «официалов», то по крайней мере там, где знают особенности конструкции, а при движении, как и предписано правилами, не отвлекайтесь от управления. И всегда имейте на борту заряженный огнетушитель. На всякий пожарный.

Если автомобиль загорелся:

• Заглушить двигатель и остановиться.
• Выйти из машины и высадить пассажиров, отправив их на безопасное расстояние.
• Позвонить в МЧС (единый телефон пожарных и спасателей — 112, в том числе с мобильного, а с городского — 01, 010 или 011 в разных регионах России), при необходимости — вызвать скорую помощь.
• Применить огнетушитель, если это не представляет угрозы для самого себя и есть вероятность успеха.
• При пожаре в моторном отсеке капот полностью не открывать! Приподнимите его настолько, чтобы струя из огнетушителя достала до огня.
• Снять клемму «минус» аккумулятора, обесточив автомобиль. При возгорании электропроводки это стоит сделать в первую очередь.
• Если под рукой нет ни огнетушителя, ни инструмента для снятия клемм, а очаг возгорания невелик — не пожалейте куртку, накройте ею горящий предмет. При возгорании в салоне можно закрыть двери снаружи: при закрытых окнах велик шанс, что из-за недостатка кислорода в салоне пламя быстро задохнется, останется только мутный дым. Не спешите открывать двери.
• Порядок действий должен быть разумным. При незначительном пожаре эвакуируем всех, тушим сами и звоним в МЧС. Не уверен или не смог — отбегайте и звоните. И ни в коем случае нельзя забывать о пассажирах — за оставление в опасности предусмотрена уголовная ответственность по статье 125 УК РФ.
• Если горит истекающее топливо в районе бака, или автомобиль с газобаллонным оборудованием, а пламя около газового баллона, или на борту огне- или взрывоопасный груз, то эвакуируем людей — и бежим от машины подальше, оповещая людей об опасности взрыва. Конечно, хорошо бы сохранить и документы (еще один аргумент в пользу того, что лучше их всегда держать при себе, а не в бардачке или багажнике).

После пожара:

• Обязательно получить акт о пожаре. Его оформляет начальник пожарного караула в двух или трех (если успела приехать полиция) экземплярах. В любом случае один экземпляр выдается водителю автомобиля.
• Если есть пострадавшие, то нужно получить копию карты вызова скорой помощи, историю болезни и выписной эпикриз. В самом грустном случае — свидетельство о смерти и заключение судмедэксперта о причине смерти.
• Вызывать полицию нужно, если есть подозрение о поджоге. Кстати, пожарно-техническая экспертиза в уголовном деле бесплатная, а в гражданском (если владелец вознамерится подать в суд на СТО или автосалон) — платная. Самые распространенные и правильные вопросы экспертам — о месте расположения очага и о причине пожара.
• Если пожар произошел в пределах обзора камеры видеонаблюдения или видеорегистратора, то сделайте все возможное, чтобы получить копию записи. Возможно, там есть самое важное — начало пожара.
• Получите у дознавателя (или следователя) постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Если содержание постановления не соответствует действительности, обжалуйте его в прокуратуре или в суде, подкрепив свою позицию доказательствами (показания, видеозапись, несоответствие выводов обстоятельствам).

autoreview.ru

10 основных причин возгорания автомобиля

Возгорание автомобиля — одна из самых опасных ситуаций. Материалы, из которых сделаны современные серийные машины, плохо противостоят огню, автомобиль может полностью сгореть за несколько минут. Ситуация, когда у автомобильного пожара есть лишь одна причина возникновения, встречается достаточно редко. В большинстве случаев, при более глубоком анализе происшествия, выявляется группа виновников: человеческий фактор, механические и химические причины. Их слаженная работа и создает невероятно опасную ситуацию. Один аспект дополняет другой, тем самым увеличивая потери от пожара.

В любом случае, если автомобиль уже загорелся, не так важна причина. Люди не задумываются над тем, перегрелся ли двигатель или была ли пролита легковоспламеняющаяся жидкость до тех пор, пока речь не зайдет о возмещении убытков страховыми агентствами. Но, если принять во внимание основные факторы, способные стать причинами возгорания, катастрофы можно избежать. По статистике, есть десять наиболее вероятных сценариев возгорания и сейчас мы о них расскажем.

10. Недостатки конструкции Виновником в данном случае можно назвать производителя автомобиля. Как правило, данный изъян не вызывает пожар сам по себе, но упущения в самой конструкции могут создать все условия для возгорания. Когда они выявляются, производители отзывают свой продукт с рынка. Несколько лет назад компания «Ford Motor Co.» была вынуждена забрать у водителей свои автомобили, топливный бак которых имел серьезную неисправность, способную вызвать возгорание. Стоит заметить, что каждый крупный производитель автомобилей хотя бы раз за историю существования был вынужден отзывать свой продукт на доработку.

9. Некачественное техобслуживание Человеческий фактор в данном случае также не послужит прямой причиной возгорания, но опять же создаст благоприятные условия для возникновения огня. Быть ленивым и поджечь автомобиль при помощи бензина и спички — не одно и то же, но, в конце концов, может привести к одинаковому итогу. Небрежное обслуживание машины может стать косвенной причиной возгорания, если вы не обращаете внимания на сломанные детали или дефекты в проводах. Например, плохая прокладка двигателя может способствовать протечке легковоспламеняющейся жидкости, а изношенные провода помогут ей загореться.

8. Авария В зависимости от зоны повреждения автомобильная авария может спровоцировать возгорание. Большинство машин сконструированы таким образом, чтобы металл принимал на себя всю силу удара, защищая важные внутренние детали. Но не всегда этой защиты достаточно. При сильном ударе высока вероятность утечки жидкости, выделения тепла и возникновения задымления, что в совокупности создает идеальные условия для возгорания. Именно поэтому даже в том случае, когда видимых признаков возникновения огня не наблюдается, но произошла достаточно серьезная авария, необходимо как можно скорее покинуть автомобиль.

7. Поджог У этой достаточно распространенной разновидности преступных деяний может быть масса мотивов: попытка скрыть кражу или иное преступление, обыкновенный вандализм, страховое мошенничество и так далее. Как правило, для поджога в качестве катализатора используется некая легковоспламеняющаяся жидкость, по следам от которой позже и устанавливается причина возгорания.

6. Гибридные и электрические аккумуляторы Вскоре после того, как Tesla Model S получил неофициальный титул «самого безопасного автомобиля в мире», один из экземпляров производителя подвергся возгоранию. На большой скорости кусок мусора повредил аккумулятор, и он воспламенился, как и любая другая батарея в аналогичной ситуации. В большинстве случаев, когда речь идет о батарее, пожар происходит по причине утечки охлаждающей жидкости и ее взаимодействия с поврежденным аккумулятором.

5. Перегрев каталитических конвертеров-нейтрализаторов Этот фактор зачастую упускается из виду, но его влияние на безопасность водителя достаточно велико. Одна из самых горячих частей автомобиля — выхлопная система. Каталитический конвертер-нейтрализатор — ее часть. Это устройство предназначено для снижения токсичности отработавших газов. Оно подвергается перегреву, потому что зачастую ему необходимо сжечь больше загрязняющих веществ, чем это предназначено конструкцией. Если двигатель работает неэффективно, например, из-за изношенных свечей, в выхлопную систему попадает больше дополнительного материала, чем обычно. Вследствие этого температура устройства может превысить свою норму (от 648.9 до 871.1 градусов по Цельсию) на 300-400%, что станет причиной воспламенения изоляции салона.

4. Перегрев двигателя Этот фактор является отличным примером того, как одна проблема может стать причиной еще большей. Двигатель автомобиля вряд ли способен разогреться до такой температуры, что сможет попросту загореться самостоятельно. Наиболее вероятный сценарий таков: перегрев мотора скажется на температуре масла или охлаждающей жидкости, которые под действием этого станут выдавливаться из своих зон циркуляции и попадать на горячие детали, что, в свою очередь, с высокой вероятностью приведет к пожару.

3. Воспламенение пролитой жидкости У любого автомобиля под капотом находится ряд горючих и особо опасных жидкостей: бензин или дизельное топливо, моторное масло, трансмиссионная жидкость, жидкость усилителя рулевого управления, тормозная жидкость, охлаждающая двигатель жидкость. Все они циркулируют в заведенной машине и имеют хорошие шансы загореться, как только один из шлангов или резервуаров подвергнется внешнему воздействию. Сами по себе они представляют опасность только при возникновении какой-либо сторонней угрозы. Следует учитывать, что хотя в большинстве случаев при повреждении и воспламенении жидкостей пожар может начаться в моторном отсеке, где сосредоточено наибольшее их количество, топливные и тормозные жидкости перемещаются по всему автомобилю.

2. Неисправности электрической системы Этот фактор занимает второе место в списке самых распространенных причин автомобильных пожаров. Устройство любых аккумуляторов, не только тех, о которых шла речь в пункте, посвященному электрокарам и гибридным автомобилям, достаточно сложное. Они могут выделять взрывоопасный газ в моторном отсеке, а замыкание в проводке может его воспламенить. Опасности электрической системы не ограничены районом, находящимся под капотом, но могут вызвать возгорание в любом участке автомобиля.

1. Утечка топлива Утечки в топливной системе являются самыми распространенными виновниками возгорания. Они могут возникнуть из-за внешнего вмешательства или сами по себе, что особенно опасно. Что еще хуже, бензин способен загореться от искры при температуре в 7,2°С. Но, в конце концов, в этом и заключается принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Тем не менее, при температуре 257,2° С бензин самовоспламенится, и это превратится в неуправляемый процесс. Чтобы избежать возгорания следует учитывать все вышеназванные факторы и срочно искать утечку, если вы вдруг почувствуете запах бензина в салоне.

www.infox.ru

Как предотвратить пожар в автомобиле?

Как защититься от пожара в машине. 

В декабре весь мир облетели кадры, как почти новая Тесла самопроизвольно загорелась в шиномонтаже. После того как пожар был потушен, через 6 часов эта же машина снова загорелась. 

 

Автомобильные пожары на самом деле встречаются чаще, чем вы думаете, хотя в случае с Теслой как-то необычно выглядит факт, что один автомобиль загорелся дважды за день. Тем не менее возгорания автомобилей случаются довольно-таки часто. Так что не нужно питать иллюзий, что это событие маловероятно и что вас это никогда не коснется. Поэтому каждый водитель должен четко знать и понимать не только то, как предотвратить возгорание автомобиля, но и что нужно делать в случае, если пожар все-таки произошел. 

 

Если у вас бензиновая машина, следите за быстрой сменой топлива или масла

Если вы едете на автомобиле с бензиновым двигателем, важно следить за быстрыми изменениями уровня топлива или масла, а также за температурой двигателя на приборной панели. Резкие изменения показаний топлива, неожиданно выскочившее на приборке сообщение о низком уровне моторного масла, появившийся индикатор низкого давления масла в двигателе (значок: красная масленка-лейка) или резкое повышение температуры охлаждающей жидкости могут указывать на утечку антифриза, моторного масла или бензина, что увеличивает вероятность пожара. 

 

МЧС и ГИБДД не раз предупреждали, что не рекомендуется перевозить бензин в канистрах внутри салона автомобиля, за исключением случаев, когда бензин в небольшом количестве находится в герметичной канистре. Вы также должны быть начеку, контролируя запах в салоне. Если вы почувствовали запах горящего пластика или резины, то есть вероятность, что где-то в машине что-то плавится. Это может вызвать пожар. 

 

Если вы владеете электромобилем или гибридной машиной, обязательно регулярно обновляйте программное обеспечение

Для тех, кто владеет электрокаром или гибридной машиной, самый простой способ предотвратить возникновение проблем безопасности – это проверять наличие обновлений программного обеспечения и немедленно их устанавливать. Особенно это важно, если вы слышали о проблемах с вашим автомобилем (например, компания Тесла недавно выпустила обновление для батарей в своих автомобилях после ряда пожаров). Кстати, автомобили Тесла умеют обновлять программное обеспечение по воздуху дистанционно. 

Просто зайдите в «Настройки», «Программное обеспечение», «Обновление программного обеспечения», «Дополнительно» и выберите нужное действие. 

 

Также необходимо регулярно посещать дилерский технический центр для диагностики автомобиля. Да, кто-то сейчас закидает нас яйцами за этот совет. Особенно в сегодняшних условиях, когда ни на что не хватает денег. Ведь известно, что обслуживать автомобиль у официалов очень дорого. И это действительно так. Нет, мы не призываем вас перейти на обслуживание к дилеру. Но посещать официальный технический центр хотя бы раз в год все-таки полезно. Хотя бы для диагностики.

Кроме того, посещение дилера может быть полезным, например, в связи с заводским отзывом автомобилей, в которых был обнаружен заводской брак. Причем этот отзыв может касаться не только гарантийных автомобилей. Нередко Росстандарт РФ регистрирует заводские отзывы старых автомобилей, у которых заводская гарантия давно истекла.

 

Также есть и общемировые отзывы автомобилей, которые нуждаются в доработке, ремонте и перепрограммировании. К сожалению, если вы не посещаете официального дилера, вряд ли вы узнаете, что именно ваша модель автомобиля попала под заводской отзыв, а значит, вы рискуете, что ваша машина выйдет из строя и даже может загореться, если, например, выявленная проблема может приводить к возгоранию автомобиля. И не забывайте, что в случае заводского отзыва все работы у официалов, как правило, проводятся бесплатно. В том числе и диагностика, если подтвердится, что та или иная проблема связана с заводским недочетом, описанным в отзывной кампании. 

 

Что делать, если ваш автомобиль загорелся

Если из-под капота автомобиля повалил дым или вы почувствовали запах горелой резины, вы должны съехать на обочину и немедленно выключить двигатель, чтобы остановить подачу топлива в двигатель. Остановив машину, не открывайте багажник или капот, так как в случае пожара это может только усугубить огонь, поскольку это приведет к большему воздействию кислорода, который, как известно, нужен для горения. 

 

Если ваша машина оснащена системой бесконтактного доступа в салон и запуском двигателя с кнопки, вы должны, после того как остановили горящую машину, убрать ключ-брелок из зоны действия радиосигнала (убрать ключ от машины на расстояние не менее 5 метров). Таким образом вы предотвратите произвольный запуск двигателя в случае замыкания проводки во время пожара. 

 

Если вы остановили автомобиль на скоростном шоссе или автомагистрали в правой полосе, желательно отойти от машины не менее чем на 30 метров. Помните, что находиться в непосредственной близости к машине опасно. А также имейте в виду, что, даже если вы припаркуетесь на обочине, есть риск, что какой-нибудь обочечник или любитель обгонять справа может по глупости или неопытности столкнуться с вашим автомобилем. 

Если вы увидели, что ваша машина загорелась, срочно вызывайте экстренную помощь, позвонив по телефону 112. Если в вашей машине есть огнетушитель (вы его обязаны иметь согласно ПДД), вы не должны сразу применять его. Особенно если у вас нет прямого доступа к огню. Также вы не должны использовать огнетушитель, если не знаете, как с ним работать. 

 

Кстати, огнетушители, которыми должны быть оснащены все автомобили, должны быть предназначены для горючих жидкостей и для тушения возгорания электрооборудования. Огнетушители, созданные для тушения лесных пожаров, бумаги или пластика, могут быть неэффективными. 

 

В электрических и гибридных машинах есть мощные батареи, которые сильно нагреваются. Как мы уже упоминали, они также могут воспламениться самым неожиданным образом. Поэтому ни при каких обстоятельствах не прикасайтесь к аккумуляторам, и проводите частую диагностику батарей в техническом центре. Помните, что в случае неисправности аккумулятора гибридного автомобиля или электрокара, есть риск возгорания автомобиля. 

 

Что бы вы ни делали, важно помнить, что вы должны держаться подальше от любой горящей машины и оставаться на достаточном расстоянии, пока на место происшествия не приедут аварийно-спасательные службы. Также предостерегайте окружающих от приближения к горящей машине. 

 

Как потушить пожар в автомобиле?

Тушение пожара в автомобиле – нелегкое дело. Это требует мужества, навыков, вам нужно спешить, потому что это может привести к взрыву. Или все это миф, и можно тушить машину не спеша? Для тушения небольшого пожара достаточно небольшого огнетушителя, немного знаний и, прежде всего, спокойствия.

 

Существует множество мифов о тушении пожара в автомобиле, один из которых гласит о слишком маленьких огнетушителях, которыми автовладельцы оснащают свои автомобили.

Но, по словам капитана пожарной службы Константина Богданова, даже небольшого автомобильного огнетушителя вполне достаточно, чтобы потушить небольшой пожар в автомобиле. 

Неужели всего килограмма огнетушащего вещества в маленьком автомобильном огнетушителе вполне достаточно для тушения легкового автомобиля? Оказывается, таким маленьким автомобильным огнетушителем можно потушить даже приличное возгорание, если, например, огнетушитель будет работать примерно 5-6 секунд, выбрасывая большое количество огнетушащего порошка. Но почему же тогда среди автолюбителей ходит миф, что автомобильные огнетушители, доступные сегодня в продаже, не способны потушить даже небольшое возгорание? 

«Опыт показывает, что большинство водителей просто не знают, что делать с огнетушителем. Или начинают тушить пожар слишком поздно.

Многие начинают паниковать, запуская огнетушитель, а потом думая, что с ним делать. 

Наиболее важным является продуманный порядок действий, – подчеркивает Константин Богданов. 

 

– Сначала выключите двигатель автомобиля, и лучше всего вынуть ключ из замка зажигания, а если это дистанционная система ключей, лучше убрать ключ более чем на пять метров от машины. Другое дело, если вы хотите найти источник огня, но если он находится под капотом, я не советую вам его открывать. Затем мы вынимаем огнетушитель и, как только узнаем, куда нужно поместить огнетушащий агент, слегка открываем клапан и начинаем тушить. За это время другой человек может позвонить в пожарную часть.

 

Если вы все-таки решились открыть капот автомобиля, чтобы получить доступ к огню, имейте в виду, что из-за притока большого количества кислорода у вас есть максимум 2-3 минуты, чтобы потушить очаг возгорания. Но этого достаточно, чтобы потушить огонь, если огнетушитель будет находиться у вас под рукой (например, в салоне)». 

 

Источники огня в автомобиле

Пожар в автомобиле чаще всего происходит от короткого замыкания в электрической цепи. Также источником пожара может стать утечка моторного масла, попавшего на горячий двигатель. 

Как правило, чаще всего пожары случаются в моторном отсеке. Но нередко воспламенение происходит под приборной панелью. 

 

При тушении пожара под приборной панелью стоит придерживаться правильной тактики с учетом места пожара и места хранения огнетушителя. В идеале вы должны иметь несколько огнетушителей, например, храня их в багажнике и в салоне. Это позволит вам иметь удобный и быстрый доступ к огнетушителю независимо от того, где произойдет пожар: под капотом или в салоне. Если, допустим, пожар начался в салоне, у вас будет доступ к огнетушителю, лежащему в багажнике. Если пожар произойдет в задней части машины, вы сможете воспользоваться огнетушителем, который храните в салоне.

Старайтесь не переворачивать огнетушитель вверх дном. Стоит также закрыть двери и окна после того, как все пассажиры покинут машину, но оставляют путь для снятия. Чем меньше воздуха в машине, тем медленнее распространяется огонь.

Тушить пожар под капотом несколько проще. Его следует открыть с уже подготовленным огнетушителем, чтобы наименьшее количество воздуха попадало в моторный отсек. Через слегка приоткрытый капот вы можете подать в подкапотное пространство необходимое количество пожарного агента.

 

Взрывающиеся топливные баки есть только в кино

– Я никогда не видел, чтобы машина взрывалась из-за пожара, – уверяет пожарный Константин Богданов. – Вы не поверите, но опасней всего во время пожара не топливный бак или сжиженный газ, а то, что вы храните в багажнике. Например, некоторые автолюбители любят хранить в багажнике различные вещи. В том числе химические баллончики с очистителями, аэрозольными красками и т. д. 

 

Если кузов автомобиля не поражен огнем, например горит только подкапотное пространство, вы можете безопасно открыть багажник и вытащить из него все опасные вещи. Также с огнем под капотом вы можете даже забрать все ценные вещи из салона: мелкие предметы, документы или детское кресло. Вам просто нужно остерегаться дыма, который более опасен, чем миф о взрыве бензобака, к которому приучили многих водителей голливудские кинокартины. Так что, если вы не смогли потушить пожар в подкапотном пространстве, то, взяв вещи, отойдите от места пожара. Стоять близко к машине опасно не из-за взрыва бензобака, а из-за риска взрыва шин и подушек безопасности. 

Кроме того, в случае большого пожара автомобиля есть риск утечки хладагента кондиционера (1234yf). Эта марка хладагента есть в новых американских, корейских, японских автомобилях и автомобилях, которые выпускает группа PSA.

Когда горит машина с хладагентом 1234yf, если ее нельзя потушить, необходимо отойти от нее на несколько десятков метров, а также не подпускать к автомобилю других людей.

 

Дело в том, что из-за хладагента, который является опасным источником фтористого водорода, есть угроза здоровью. А при контакте хладагента с огнетушащими веществами или водой образуется смертельно опасная и токсичная, которая проникает в человека даже через кожу. 

 

Какой огнетушитель купить, и где его хранить?

Как мы упомянули ранее, для автомобилей подходят не все виды огнетушителей. Согласно законодательству любой автомобиль должен быть оснащен либо углекислотным, либо порошковым огнетушителем. 

 

Естественно, самым эффективным для тушения пожара в машине является углекислотное устройство. Но, к сожалению, их размеры и, что более важно, высокая цена не сделали этот вид огнетушителей популярными среди автомобилистов. В итоге большинство автовладельцев приобретают дешевые порошковые устройства. 

Напомним, что для прохождения обязательного техосмотра автомобиль должен быть оснащен индивидуальным средством защиты – огнетушителем. Причем для легковых автомобилей объем огнетушителя должен быть не менее 2 литров. Но мало иметь огнетушитель. При прохождении техосмотра инспектор технической станции обязан проверить срок годности огнетушителя, при истечении которого огнетушитель не сможет эффективно выполнять свою главную роль в тушении возгорания. Дело в том, что со временем в баллоне падает давление. 

 

Огнетушитель должен быть размещен в легкодоступном месте, и желательно закрепить его каким-либо образом, чтобы предотвратить перемещение. К сожалению, в новых автомобилях крепление для огнетушителей используется редко, поэтому есть риск, что устройство в багажнике будет свободно перемещаться. Также стоит обратить внимание, нет ли в месте хранения огнетушителя избытка влаги. 

 

«Да, пожар в машине – это экстренная ситуация, и, естественно, многие теряются. Но, по статистике, в большинстве случаев водители могут самостоятельно остановить распространение огня. Для этого обычно есть 2-3 минуты. К сожалению, многие автовладельцы паникуют или просто не знают, что делать. Многие не знают, как пользоваться огнетушителями, – говорит Константин Богданов.

– И хотя это стрессовая ситуация, я призываю всех предпринимать до прибытия пожарной команды все возможные меры по предотвращению распространения огня. Это позволит вам не только сохранить автомобиль, но и уменьшить последствия пожара и сумму восстановительного ремонта». 

По словам Константина, чаще всего пожарные приезжают на место возгорания автомобиля слишком поздно, когда от него остается только обугленный кузов. Между тем, уверяет пожарный, современные огнетушители очень эффективны, и всего двух литров огнетушащего вещества вполне достаточно для тушения большинства автомобильных небольших возгораний, которые, если не тушить, могут стать причиной полного выгорания автомобиля. 

Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр

Читайте также:

sovavto.org

Сам себе поджигатель: почему машины горят в сезон зимних прогревов | 72.ru

Зимой увеличивается риск «электрических» пожаров из-за более активного пользования автозапуском и другим электрооборудованием

С начала года в Тюмени сгорели десятки автомобилей, то есть пожары регистрируют почти еженедельно, а с наступлением холодов статистика ухудшается. В машинах даже гибнут люди. За последнюю неделю в городе зарегистрировано уже два таких случая — на Мельникайте в сгоревшем изнутри салоне нашли тело 27-летнего мужчины, а несколькими днями ранее на улице Герцена сгорела «Волга» с мужчиной внутри.

Автомобильные возгорания составляют почти 10% от общего числа пожаров, и это — не считая случаев, когда обошлось без вызова пожарных. Почему полыхают машины, и как этого избежать?

Автомобиль с характерными следами поджога

Основных мотивов у поджигателей три: месть, хулиганство или «наглядная агитация» ставить автомобили на платные стоянки.

За поджог автомобиля грозит часть 2 статьи 167 УК РФ, которая предполагает лишь суровые виды наказания: принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.

Штатные огнетушители эффективнее бутылки воды, но следите за сроком годности

Сгорели по глупости

Целый класс пожаров не связан ни с поломкой, ни с поджогом — раскаленные части автомобиля легко поджигают всё, что горит.

Например, утеплители капота, которые в народе называют одеялами. Споры об их эффективности не утихают: утренним пускам они помогают едва ли. Но если уж решились на такую покупку, убедитесь в негорючести материала.

Есть прецеденты, когда под днищем от контакта с выпускным трактом или нейтрализатором автомобиля вспыхивает налипшая трава. Забытые под капотом промасленные перчатки, бумага или пакеты — из той же оперы.

В автомобиле горит не только бензин, но и множество жидкостей, пластиков, тканей, поэтому выгорает он до металла

Пороховая бочка на колесах

Неверно думать, что горят лишь старые автомобили. Для них риски выше, но в остальном не застрахован никто: например, пластиков разной степени горючести в современном автомобиле — около 300 килограммов!

Пожароопасными являются почти все технические жидкости. Например, этиленгликоль — популярный компонент охлаждающих жидкостей — очень горюч: температура вспышки от стороннего источника (искры) составляет всего 120 градусов, самовоспламенения — 380 градусов. А отдельные части выпускного коллектора раскаляются до 500–600 градусов.

Поэтому очень важно следить за герметичностью всех систем: масляной, тормозной, охлаждающей, усилителя руля, и, самое главное, системы топливоподачи. Любые подтеки, а тем более капли, трещины на шлангах и ослабление хомутов требуют немедленного внимания. 

Тушить автомобили пожарные учатся специально

С пожаром накоротке

Для защиты от коротких замыканий у автомобиля есть блок предохранителей, которые перегорают, если ток превышает пороговую величину. Предохранители бывают разными: для одних систем достаточно 5 А, для других — 10 или 15, для третьих — 30 А. Пусковой ток автомобиля достигает сотен ампер, но кратковременно.

Замена предохранителя на более «мощный», а тем более на проводник, является очевидным риском.

Возгорания на ходу чаще всего связаны с коротким замыканием или утечками жидкостей

Что происходит при коротком замыкании? Даже сравнительно небольшой ток в 160 А за 10 секунд разогревает медный провод до 500 градусов, а в случае с автомобилями токи могут быть гораздо выше. Но ещё раньше оплавляется проводка и образуется характерный шарообразный наплыв, который при расследовании пожаров ищут эксперты. Шутить с предохранителями не стоит.

Как не стоит шутить с электрикой вообще: одной из причин пожара специалисты называют некачественную установку сигнализаций и другого электрооборудования. Системы с автозапуском сами по себе неопасны, но в случае проблем не оставляют владельцу шанса вовремя отреагировать на предвестники пожара: запах и дым.

Женщина напрасно села в машину: судя по всему, в этот момент и накопился статический заряд. Видео panzerfaust10/Youtube.ru

Как не сгореть на АЗС

Замечали, как порой искрит синтетическая одежда? Такой искры достаточно, чтобы поджечь пары топлива при заправке.

Открытое пламя на АЗС — это гарантированный пожар. Видео Аварии России/Youtube.ru

Есть, конечно, и совсем уж клинические случаи, когда водители подсвечивают горловину бака зажигалкой… Но их мы не обсуждаем.

Реально ли потушить автомобиль?

Всё решает время: после появления первых языков пламени до точки невозврата остается лишь пара минут. А вообще автомобиль выгорает за 5–7 минут, хотя активное тушение может затормозить процесс.

Благодаря относительно быстрым и слаженным усилиям очевидцев этот Matiz удалось потушить за 15 минут. Видео Олег Горшков/Youtube.ru

Мы тестировали штатные огнетушители: они не бесполезны, но время активной работы составляет несколько секунд — одна-две попытки. Сбить пламя с небольшой лужи бензина им по силам, но если под капотом разгорелось основательно, нужно как минимум несколько порошковых огнетушителей. А ещё наш тест показал, что через год 500-рублевый огнетушитель становится абсолютно бесполезным.

Потушить разгоревшийся автомобиль под силу пожарным, да и то не всегда

Что делать при возгорании автомобиля

  1. Останавливаемся, выключаем зажигание, дергаем рычаг капота.
  2. Высаживаем пассажиров, отгоняем на безопасное расстояние.
  3. Просим их или очевидцев вызвать пожарную службу по номерам 112 или 101.
  4. Не допускаем притока воздуха в зону горения. Если возгорание под капотом, не открываем его полностью — иногда достаточно щели, чтобы прошла струя огнетушителя. Если горит в салоне, не держим двери открытыми до момента, пока не подготовим огнетушитель. Бывает, что пожар «задыхается» в замкнутом пространстве.
  5. По возможности обесточиваем автомобиль, скидывая клемму аккумулятора (с учетом предыдущего пункта).
  6. Трезво оцениваем возможность потушить пожар за 10–20 секунд работы огнетушителя. Если пламя слишком сильное, принимаем меры для эвакуации людей и других машин.
  7. Если возгорание локально, применяем огнетушитель. Тушим снизу вверх: например, если горит лужа топлива на земле, сначала гасим ее.
  8. Остаточное пламя, которое грозит разгореться снова, можно «придушить», накинув сверху негорючую ткань или залив водой.
  9. Не спешим радоваться: если видимого пламени уже нет, убедитесь, что не осталось тлеющего очага, например, из-за короткого замыкания (если автомобиль так и не обесточен).
  10. Даже если пожар удалось погасить, дожидаемся пожарных, в том числе для правильного оформления инцидента — документы понадобятся при обращении в страховую и последующих разбирательствах.

72.ru

Автоликбез: пожар в автомобиле —

Автомобили горят каждый день — седаны и кроссоверы, старые и только что сошедшие с конвейера, во время движения и на парковках.

Пожар в автомобиле: каковы причины?

После пожара чаще всего говорят о коротком замыкании электропроводки. К сожалению, не всегда это является правдой. Попробуем разобраться с возможными причинами возгорания и дать рекомендации автовладельцам.

Почему машины вспыхивают так часто?

Дело в том, что в автомобиле постоянно присутствуют три необходимых условия для возгорания:

  1. Горючая среда: топливо, масло, пластмасса и даже изоляция электропроводки.
  2. Источник воспламенения: искры, нагретая поверхность.
  3. Необходимый для горения кислород.

В интернете размещено множество фотографий с места происшествия.

Типичная картина: обгоревший кузов машины, рядом валяются использованные огнетушители, как правило, небольшого объема. Часто автомобили после повреждения огнем восстановлению не подлежат.

Пожар в автомобиле: как предотвратить?

Существует несколько моментов, отследить которые автовладелец не в состоянии:

  • дефекты конструкции, заложенные еще на стадии проектирования. Даже именитые производители нередко отзывают автомобили для устранения обнаруженных «ляпов», в том числе приводящих к возгоранию автомобиля.
  • некачественная сборка автомобиля. Как ни прискорбно, такие случаи характерны для машин отечественного производства. Неправильно уложенный жгут электропроводки перетирается об острые кромки кузова. Незатянутые надлежащим образом крепления силовых проводов приводят к нагреву последних и возможному воспламенению изоляции. К сожалению, найти и устранить все подобные дефекты сборки очень сложно.

Перечисленные факторы не зависят от автовладельца и целиком остаются на совести производителя. Но есть вещи, знать и понимать которые автовладельцу вполне по силам.

В подавляющем большинстве случаев возгорания виноват пресловутый «человеческий фактор».

Давайте будем откровенны: во многих ли автомобилях огнетушитель лежит в самом доступном месте, да еще и приличного объема? Нет, он в лучшем случае хранится где-то в недрах багажника и вынимается оттуда только при прохождении техосмотра. А в худшем – он просто отсутствует.

Кстати, сотрудники МЧС возят в своих личных автомобилях огнетушители объемом 5—10 литров. Они рекомендуют выбирать углекислотные, поскольку порошковые могут серьезно повредить работающий двигатель. Кроме того, нельзя забывать о необходимости их периодической перезаправки.

Но отсутствие огнетушителя – это полбеды

Нам выпало жить в местности с суровыми зимними морозами. Отсюда наша национальная забава: укутывать на зиму двигатель, как любимого ребенка.

В ход идут старые фуфайки, листы войлока, полиуретана, да и вообще любой подручный материал, валяющийся в гараже.

Мотивируются подобные действия тем, что утепленный таким образом двигатель меньше остывает и его легче завести.

Это миф

Да, если ваш автомобиль простоял на морозе 15-20 минут, то будучи укутанным, он остынет не так сильно. Но если 3-5 часов, а чаще всего так и бывает, — не стройте иллюзий, никакая фуфайка от полного остывания мотор не спасет. А вот шансы на то, что вы вдруг увидите клубящийся из-под капота дым, возрастают многократно.

Автору этих строк не раз и не два приходилось наблюдать тлеющие пальто и телогрейки под капотами автомобилей клиентов автосервиса.

Если вы все-таки хотите утеплить моторный отсек, установите лист теплоизоляционного материала, но только не на двигатель, а на обратную сторону крышки капота. Крепить нужно тщательно, чтоб не допустить отслоения листа и его контакта с горячими частями мотора.

Самое уязвимое место автомобиля – это электропроводка

Опять-таки, в наших силах соблюдать несложные требования и содержать ее в порядке.

Самый типичный пример – скрытые последствия ДТП. Произошла авария, в результате которой оказался поврежденным или зажатым жгут проводов. После ремонта машина ездила полгода или год, а потом вспыхнула.

Что произошло?

Все это время провод подвергался вибрационной нагрузке, и в какой-то момент произошло разрушение его изоляции и замыкание на «массу». Потеки масла, забившийся под капот тополиный пух, искрящий провод – и все… Поэтому после восстановления автомобиля есть смысл обратиться к автоэлектрику с просьбой проверить целостность всех жгутов и качество их крепления.

К тому же всегда нужно помнить о естественном износе: с годами под воздействием агрессивной среды и большого перепада температур изоляция может разрушиться, потрескаться. Именно поэтому машины старше десяти лет — в группе риска. Бывало, что на старых автомобилях иностранного производства изоляция разваливалась буквально в руках, от прикосновения к ним.

Как это предупредить?

Довольно сложно, особенно если речь идет о старом автомобиле. При покупке подержанной машины важно уделить большое внимание ее диагностике. Ну и очевидный совет — обращаться только на проверенные СТО, где работают квалифицированные мастера.

Еще одна причина возгорания — подключение к электросети автомобиля дополнительной нагрузки, на которую она не рассчитана. Это влечет за собой опасное повышение силы тока.

Некоторые «умельцы» подключают к сети освещения машины мощные сабвуферы. В результате сила тока на определенном участке проводника недопустимо возрастает. Но проводка на это не рассчитана, и возникает перегрузка: повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое может привести к возгоранию автомобиля.

Как избежать подобных проблем?

Специалисты советуют: при установке дополнительного электрооборудования использовать отдельные провода с нужным сечением, при этом не забывая использовать предохранители.

Кстати, о предохранителях. Опять-таки речь пойдет о нашей беспечности. Предохранитель предназначен именно для предохранения от перегрузок в электропроводке. И если он сгорел, это повод не просто поставить взамен новый, а нанести визит на СТО и проверить электропроводку. Горе-водитель рассуждает примерно так: сгорел предохранитель на 10 ампер, поставлю на 20, этот не сгорит. Да, не сгорит. Но запросто сгорит автомобиль…

Если вы покупаете предохранители в магазине, не постесняйтесь попросить продавца показать сертификат на товар или хотя бы убедитесь в том, что на упаковке указана фирма-производитель, ее адрес и контактные данные. Это хоть как-то убережет вас от покупки контрафактной продукции.

В продаже есть предохранители, которые попросту… не сгорают! Ни при каких условиях. Даже когда электропроводка автомобиля дымится, даже когда плавится монтажный блок, эти предохранители гордо продолжают проводить ток. Последствия могут быть самыми печальными.

Большую опасность представляет собой разгерметизация топливной системы

Использование такого транспортного средства запрещено Правилами дорожного движения. Как правило, даже малейшая утечка бензина легко обнаруживается по характерному запаху. Если вы почувствовали в салоне запах бензина, немедленно остановитесь и заглушите двигатель!

К утечке топлива может привести разрушение шлангов, нарушение уплотнений топливной рейки, даже некорректная установка автономного подогревателя. Недопустимо продолжать движение, не устранив причину дефекта.

Не меньшего внимания к себе требует установленное на автомобиль газобаллонное оборудование. По словам специалистов, при правильной установке и эксплуатации такое оборудование полностью безопасно.

Есть правила, которые требуют периодически проходить обслуживание на сертифицированном сервисе. Многие забывают об этом. Как предупредить появление проблем? Очень просто: нужно обращаться в надежные компании и проверять герметичность системы после каждых 10 тысяч километров пробега. При этом самостоятельный ремонт категорически запрещен: обычный автолюбитель не знает, как правильно отсоединить патрубок, стравить газ.  Кроме того, владельцам таких автомобилей нужно помнить об обслуживании всей топливной системы, в том числе бензиновой ее части, а не только газового оборудования.

Следующий момент, который было бы очень полезно освещать даже на занятиях в автошколах, заключается в особенности конструкции современных автомобильных двигателей.

Дело в том, что последние десятилетия основной локомотив развития двигателестроения — борьба за чистоту выхлопных газов.  На определенном этапе выяснилось, что снизить токсичность автомобильного выхлопа дальнейшим совершенствованием двигателей невозможно. Нужно «дожигать» вредные компоненты уже после сгорания, в выпускном тракте мотора, установив туда нейтрализатор отработанных газов. Нейтрализаторами в настоящее время оснащаются все автомобили. Причем иномарки уже довольно давно, а отечественные – примерно с начала «нулевых» годов.

Не вдаваясь глубоко в технические подробности, отметим следующее. Нейтрализатор – штука замечательная. После него отработанные газы практически не представляют собой никакой опасности. Важный нюанс заключается в том, что при работе нейтрализатор раскаляется до 800°С, это его нормальная рабочая температура. А находится он под днищем автомобиля. Представляете, что будет, если заехать на луг и не заглушить мотор? Помните об этом. Были случаи возгорания под автомобилем сухой травы.

Но главная опасность, настоящая мина замедленного действия, заключается в другом

Представьте себе ситуацию: в цилиндре двигателя по какой-то причине бензин не сгорел. Не важно, по какой именно – неисправность системы зажигания, подачи топлива либо «железа». Профессионалы называют такую ситуацию «пропуск воспламенения».

Так вот, в результате пропусков воспламенения несгоревший бензин в смеси с воздухом поступает в нейтрализатор и окисляется там. Результат – разогрев нейтрализатора до температур выше 1000°С. На практике это выглядит как разогрев докрасна.

Последствия – в лучшем случае плавление шумоизоляции и запах гари. В худшем – даже страшно представить. Избежать подобного явления просто: нужно регулярно, хотя бы раз в год, обращаться на СТО с просьбой провести диагностику двигателя и устранить обнаруженные проблемы.

К сожалению, манера «ездить, пока не сломается» очень распространена среди российских автовладельцев. Иначе, как беспечностью, это не назовешь. Давно уже пора понять, что времена изменились, что современный автомобиль – штука очень непростая и его обслуживание нужно доверять профессионалам. Только такой подход гарантирует беспроблемную эксплуатацию и долгую жизнь вашего железного коня.

Ну что ж, будем помнить и соблюдать несложные правила предупреждения возгорания автотранспортных средств. Но, тем не менее, важно держать порох сухим и знать основные методы борьбы с огненной стихией. Требование иметь в салоне автомобиля огнетушитель не прихоть инспекторов ГАИ, а необходимая мера безопасности. Огнетушитель может стать единственной надеждой в борьбе с огнем, но только при условии, что он исправен и срок его годности не истек.

Пожар в автомобиле — происшествие чрезвычайно опасное, быстротечное и разрушительное. Машина полностью сгорает за 5-10 минут, поэтому каждый водитель должен рассчитывать в первую очередь на свои силы. Но все-таки необходимо по возможности позвонить и вызвать пожарную команду.

Первым признаком и сигналом к действию обычно становится запах горелой пластмассы, изолирующего материала электропроводов.

Главное — не прозевать этот момент. И если запах действительно появился, нужно остановиться, заглушить двигатель и поставить машину на ручной тормоз.

Затем необходимо отключить аккумулятор. Очень разумно возить под водительским ковриком маленький гаечный ключ, с помощью которого снимается клемма с аккумулятора. 

Если же пожар под капотом уже начался и к моменту обнаружения успел набрать силу, то при его ликвидации нужно соблюдать определенные правила:

  •   прежде чем открыть капот, подготовьте средства пожаротушения;
  •   при открывании двери или капота учтите: приток кислорода может привести к увеличению пламени;
  •   струю пены или порошка из огнетушителя направляйте на основание пламени;
  •   для тушения пожара используйте любые подручные средства: песок, землю, снег, одежду из плотной ткани.

 

Когда пожар набрал силу и все действия по его локализации не принесли ожидаемых результатов, находиться рядом с горящим автомобилем опасно, так как существует вероятность взрыва топливного бака. В этом случае лучше отойти на безопасное расстояние и ждать приезда пожарной команды.

Если пожар произошел на стоянке или в гараже, и есть угроза для распространения огня на соседний транспорт, то постарайтесь откатить подальше либо стоящие рядом автомобили, либо сам объект пожара. Из опасной зоны обязательно эвакуируйте людей. Ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль и не пытайтесь его завести!

Пожар в автомобиле: краткие итоги

Для того, чтоб свести к минимуму вероятность воспламенения вашего автомобиля, нужно соблюдать несколько несложных правил. И всегда возить с собой исправный огнетушитель. Удачи на дорогах!

Читайте также в рубрике «Автоликбез»:

Автоликбез: секреты выбора моторного масла

Автоликбез: готовим автомобиль к зиме

Автоликбез: выбираем подержанный автомобиль

 

 

pakhomov-school.ru

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *