От чего зависит вязкость масла: Все про вязкость масла SAE

Все про вязкость масла SAE

30 октября 2011 г.

Обобщенные рекомендации по подбору масел по вязкости

Новый двигатель или
Пробег автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя
Всесезонно: SAE 0W-20, SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40
Технически исправный двигатель или
Пробег автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя
Лето: SAE 5W-40, SAE 10W-40, SAE 15W-50;
Зима: SAE 5W-30 или SAE 5W-40;
Всесезонно: SAE 5W-40
Старый двигатель или
Пробег автомобиля более 75% от планового ресурса двигателя
Лето: SAE 15W-50;
Зима: SAE 5W-40 или 10W-40

Справочная информация по вязкости SAE


ВЯЗКОСТЬ – это свойство жидкости, определяющее ее текучесть. Чем выше вязкость — тем гуще жидкость (чем меньше ее текучесть, тем больше в ней вязкость). Когда двигатель вашего автомобиля холодный, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Чем меньше вязкость, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.

ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ – зависимость изменения вязкости масла от температуры (чем выше индекс вязкости, тем лучше масло и тем меньше вязкость масла зависит от температуры). Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя.

ВЯЗКОСТЬ МАСЛА – это основной показатель качества, который является общим для всех масел. От этого показателя зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды.


Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов. Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя. Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации автомобильных моторных масел является спецификация SAE J300 (Society of Automotive Engineers — Общество Автомобильных Инженеров США). Класс SAE говорит о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения, и надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме.


Классификация подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, другой — летний класс, например, SAE 5W-30 или 10W-40, 15W-40, 20W-50 и т. п.

Классификация SAE J 300 APR 97 для зимних масел устанавливает максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С.

Всесезонные масла отвечают требованиям к одному из зимних и к одному из летних масел одновременно, т. е. обладают очень пологой зависимостью вязкости от температуры. Это достигается загущеннием маловязких масел специальными макрополимерными присадками, повышающими индекс вязкости, иначе говоря, загущающими масло в области высоких температур больше, чем в области низких температур, и (или) использованием синтетических компонентов в качестве основы масла.

Что такое индекс вязкости масла? Как определить?

Индекс вязкости масел

 

Индекс вязкости масла — это составная величина, иллюстрирующая изменение вязкости масла с изменением окружающей температуры. Попробуем разобраться, зачем нужно знать индекс вязкости обычному автовладельцу, отчего и зачем меняется вязкость моторного масла.


Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя.


Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.


Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость трансмиссионного масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть.

Не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?


Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость трансмиссионного масла того или иного автомобильного масла при разных рабочих температурах. По существу, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.


Сам индекс вязкости — это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах, это просто условное число. Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем в более широком температурном диапазоне масло обеспечивает работоспособность двигателя.


Другими словами, чем выше индекс вязкости масла — тем жиже масло при низкой температуре, и тем меньше изменяются вязкостные характеристики трансмиссионного масла при высокой температуре. Чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание коленвала стартером и прокачивание масла по системе смазки) при низких температурах, вязкость трансмиссионного масла не должна быть очень большой. При высоких температурах, наоборот, масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.


Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного масла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Увидеть показатель индекса вязкости масла можно в характеристиках трансмиссионного масла, который указывается самим производителем.

 

Типы трансмиссионных масел

 

На этикетке после аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в сложную терминологию, расшифровать эти надписи по типам трансмиссионных масел можно так:

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35° С (т.е. от цифры перед W

нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать автомобильное масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.


Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя никак не влияет. Поэтому если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по данному параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.


Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это

30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, так как это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.


Дополнительно заметим, масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом — к повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.


От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота.

Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

 

Качественными маслами являются те, которые имеют небольшую вязкость при отрицательных температурах и обеспечивают хорошую текучесть, минимальные пусковые износы, а при рабочих температурах имеют высокую вязкость (то есть вязкость остается стабильной независимо от температуры) и хорошие смазочные свойства.


 

Объяснение вязкости масла — легко понять

Что означает буква «W» в масле?

Что именно означает буква «W» в масле? Вы когда-нибудь смотрели на бутылку SAE 10W-40 или любого другого всесезонного моторного масла и задумывались об этом? Вопреки тому, во что многие верят, буква «W» означает не «вес», а «зима».

 

Несколько десятилетий назад производились моторные масла для холодной и теплой погоды. Они назвали эти сорта зимними и летними сортами. Это были обычные масла. Марка SAE 10W была довольно распространена в зимние месяцы (масло с низкой вязкостью), в то время как марка SAE 30W чаще всего использовалась в летние месяцы (масло с более высокой вязкостью).

 

В конце концов, они разработали всесезонные масла, такие как SAE 10W-30, 5W-30, 20W-50 и так далее. Когда вы читаете класс вязкости на литре масла, число слева (перед буквой «W») является его зимним рейтингом и представляет собой вязкость масла, измеренную при более низких температурах. Чем ниже это число, тем меньше будет густеть масло в холодную зимнюю погоду.

 

С другой стороны, большее число справа от буквы «W» представляет вязкость масла при рабочих температурах. Более высокие значения отражают более густую вязкость масла. Это обеспечивает лучшую защиту двигателя при высоких температурах и высоких нагрузках.

 

Они испытывают масло при более низкой температуре для определения первого числа (SAE 0W, 5W, 10W и т. д.), а при более высокой температуре — для определения второго числа (SAE 30, 40, 50 и т. д.). ).

 

Например, масло SAE 5W-30 лучше течет при более низких температурах, чем масло 10W-40. Однако масло SAE 10W-40 более густое. Оно обеспечивает лучшую защиту в более теплую погоду по сравнению с SAE 5W-30.

 

Многовязкое моторное масло ведет себя по-разному в зависимости от рабочей температуры. Обеспечивает хорошую текучесть в холодную погоду и надежную защиту при рабочей температуре в теплую погоду.

 

Высокая (более густая) вязкость масла

Лучше ли более высокая (более густая) вязкость масла для вашего двигателя, если вы живете в теплом климате? Вы можете подумать, что более густое масло обеспечит лучшую защиту. Ну и да, и нет.

 

Вязкость масла имеет решающее значение для разделения металлических частей внутри двигателя, и правильный класс вязкости делает это. При этом вам не нужно слишком густое масло, потому что оно создает слишком большое сопротивление трения внутри самого масла. Это создает дополнительное тепло, которое вызывает сгущение масла (окисление), а также может снизить производительность двигателя за счет снижения мощности.

 

Типы моторных масел: какое моторное масло следует использовать?

Как мы уже отмечали, существует множество типов моторных масел с различной вязкостью. Итак, какое моторное масло следует использовать? Ответ зависит от нескольких вещей. Для нашего предмета мы будем придерживаться сортов масла. О различиях между синтетическим, полусинтетическим и обычным моторным маслом мы поговорим в другой статье.

 

Марка масла, которую следует использовать, зависит от зазоров двигателя, условий эксплуатации и климата. Где вы живете? Если вы живете в холодном климате, вы, вероятно, захотите использовать, например, что-то вроде SAE 0W-20, 5W-20 или 5W-30. Это примеры более низкой вязкости масла.

 

Однако что, если вы живете в таком месте, как Феникс, штат Аризона? В теплом климате вам нужно масло, обеспечивающее более высокую защиту от высоких температур. В этом случае более подходящими будут SAE 10W-30, 10W-40, 15W-50 или 20W-50. Эти четыре являются примерами более высокой вязкости масла.

 

Из-за государственных требований по экономии топлива для новых автомобилей требуется масло с более низкой вязкостью. Двигатели легковых и грузовых автомобилей также теперь производятся с более узкими зазорами, для которых не требуется более высокая вязкость масла, такая как SAE 10W-40 или 20W-50.

 

Если у вас двигатель с более узким зазором и вы используете масло с более высоким диапазоном вязкости, масло будет вызывать сопротивление трения. Вот почему важно следовать рекомендациям OEM.

Значение индекса вязкости смазочного материала

Палуб 17 апреля 2020 г. Энергия

Вязкость смазочного материала оказывает большое влияние на производительность и срок службы вашего оборудования. Выбирая смазку с соответствующим индексом вязкости для вашего применения, вы можете свести к минимуму время простоя и затраты на техническое обслуживание.

Вязкость смазочного материала на самом деле является его сопротивлением течению и сдвигу. На него влияет несколько факторов, таких как загрязнение водой, частицами или другими смазочными материалами, но старение масла также может влиять на вязкость.

Двумя распространенными типами вязкости являются кинематическая вязкость и динамическая вязкость. Динамическая (или абсолютная) вязкость дает информацию о силе, необходимой для того, чтобы смазка текла, а кинематическая вязкость показывает, насколько быстро смазка течет при приложении силы. Единицей динамической вязкости является миллипаскаль-секунда (мПа·с) или эквивалент сантипуаз (сП), а единицей кинематической вязкости — квадратный миллиметр в секунду (мм²/с) или эквивалент сантистокс (сСт).

Что такое индекс вязкости (VI) смазочного материала?

На вязкость смазки влияет температура: чем выше температура, тем ниже вязкость. Состав и качество смазочного материала определяют, насколько вязкость будет уменьшаться при повышении температуры.

Индекс вязкости (VI) смазочного материала представляет собой скорость изменения вязкости при изменении температуры. Чтобы узнать, соответствует ли смазка требованиям актива в зависимости от диапазона рабочих температур, вы должны понимать VI.

Как определяется индекс вязкости смазочного материала?

Индекс вязкости смазочного материала определяется путем измерения кинематической вязкости при 40°C и 100°C. Эти измерения затем сравниваются с результатами двух эталонных масел.

Традиционное минеральное масло имеет индекс вязкости от 95 до 100. Индекс вязкости высокоочищенного минерального масла (гидроочищенный) может достигать 120. Гидрокрекинговое базовое масло будет иметь индекс вязкости более 120, в то время как синтетические масла могут иметь более высокий индекс вязкости. .

Диаграмма индекса вязкости

На приведенной ниже диаграмме показано, как вязкость (вертикальная ось) двух разных смазочных материалов изменяется в зависимости от температуры (горизонтальная ось). Наклон смазочного материала с высоким индексом вязкости более горизонтален: вязкость остается более стабильной в более широком диапазоне температур.

Это означает, что смазка с более высоким индексом вязкости более желательна, поскольку она обеспечивает более стабильную смазочную пленку в более широком диапазоне температур.

Риски смазочных материалов с низким индексом вязкости

Смазочные материалы с более низким индексом вязкости могут иметь соответствующую вязкость при определенной температуре, но их вязкость может резко снизиться при повышении температуры. Это может привести к повышенному механическому трению и износу из-за потери пленки.

При более низких температурах смазка с низким индексом вязкости может иметь слишком высокую вязкость, что приводит к слабому течению масла, масляному голоданию и пуску всухую.

Всегда проверяйте ИВ смазочного материала

Для улучшения индекса вязкости производители могут добавлять в смазочный материал определенные добавки. Таким образом, смазочный материал может быть составлен в соответствии со спецификациями производителя оригинального оборудования.

Мы всегда рекомендуем проверять спецификации производителя оборудования при выборе смазочного материала для вашей области применения. Вы должны учитывать климат и условия эксплуатации вашей техники.

При выборе подходящего смазочного материала с точным коэффициентом вязкости ваше оборудование будет работать лучше и прослужит дольше.

Q8Oils предлагает смазочные материалы с высоким индексом вязкости

Несколько примеров продуктов с высоким индексом вязкости в ассортименте продукции Q8Oils:

Серия гидравлических масел Q8 Handel подходит для широкого диапазона температур и областей применения. Благодаря очень высокому индексу вязкости >180 это гидравлическое масло обладает исключительными свойствами текучести. Высокая устойчивость к окислению обеспечивает увеличенный интервал замены и срок службы смазочного материала.

Серия синтетических турбинных масел Q8 Volta разработана для использования в паровых и газовых турбинах (и в системах с комбинированным циклом).

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *