Как отремонтировать неисправный генератор Ваз-2107
С помощью прошлой статьи мы убедились, что генератор неисправен. Все, приступаем к ремонту.
Заменить регулятор напряжения можно не снимая генератор с автомобиля. У Ваз-2107, как и у других автомобилей «Жигули» и «Лада» классической заднеприводной компоновки, генератор «прячется» под термостатом. Снимать и устанавливать регулятор напряжения не очень удобно. Приходится действовать «на ощупь» или применять зеркало.
Снимаем с машины аккумуляторную батарею.
Отсоединяем штекер от клеммы регулятора напряжения.
Отворачиваем два винта крепления регулятора и снимаем его с генератора.
Проверяем дополнительные диоды не снимая генератор
Если у вашей «семерки» наблюдался перезаряд, регулятор напряжения точно выведен из строя. Из своего опыта скажу, что регулятор может «пробить» из-за неисправных дополнительных диодов блока выпрямителей. Поэтому лучше их проверить. Для этого потребуется простейший мультиметр с функцией проверки диодов. Перед проверкой нужно отсоединить от генератора второй провод со штекерным разъемом. Он идет к контрольной лампе и будет мешать проверке. Включаем мультиметр в режим проверки диодов. Красный щуп соединяем с проводом снятым с регулятора напряжения. Черный провод соединяем с «массой» и смотрим на показания прибора. Должно быть примерно как на фото. Затем меняем щупы мультиметра местами и снова смотрим на показания. Прибор должен показать «1».
Проверка диодов дополнительного выпрямителя
То есть, в одном направлении ток идет, а в другом нет. Если ток идет в обоих направлениях (мультиметр показывает цифры больше единицы), то один или несколько диодов пробиты.
Мультиметр показал «пробитый» диод? Такой генератор придется снять, блок выпрямителей- заменить.
Если все в порядке- ставим новый регулятор напряжения, подсоединяем штекер и проверяем работу генератора.
Снимаем генератор с автомобиля
Как его снять? Вся проблема в том, что генератор на Ваз-2107 легче всего снимать снизу. Как минимум, нужно поддомкратить правое переднее колесо. А лучше, если есть яма или подъемник. Получив доступ снизу, снимаем защиту поддона картера и брызговик.
Снимаем защиту поддона и двигателя
Еще раз напоминаю- аккумуляторную батарею отсоединяем и снимаем.
Сверху, ключом на «17» отворачиваем гайку натяжителя.
Отворачиваем гайку натяжителя
Спускаемся под машину.
Ключом на «10» отворачиваем гайку клеммы «+» и снимаем с нее провода.
Отсоединяем штекер от клеммы «61».
Ключом на «19» отворачиваем гайку крепления генератора, но не до конца, а оставив на самом краю.
Повернув генератор к блоку двигателя, снимаем приводной ремень.
Снимаем генератор.
Если болты и гайки приржавели и не хотят отворачиваться, брызгаем на резьбу проникающую жидкость, например WD-40.
Снятый генератор нужно очистить от пыли и грязи. Если есть возможность воспользуйтесь компрессором и продуйте все полости сжатым воздухом.
Разбираем генератор Ваз-2107
В первую очередь снимаем регулятор напряжения. Отвернув два винта крепления вынимаем его из корпуса. Осматриваем щетки, нажав на них пальцем проверяем состояние пружин. Двигаться они должны легко и без заеданий. Исправные щетки должны выступать из корпуса не менее чем на 6 мм. Если вы уже сняли генератор, то предыдущая проверка показала исправность регулятора напряжения. Поэтому продув регулятор воздухом и очистив мягкой щеткой, убираем его в сторону.
Регулятор напряжения в сборе со щетками. Щетки исправны
Осматриваем контактные кольца ротора генератора. На них не должно быть глубоких задиров, трещин и других повреждений. Допускается износ в виде канавки не более 0,5-1,5 мм. Некоторые руководства рекомендуют проточить кольца на токарном станке. По мне, этого лучше не делать. Кольца тонкие, и такой ремонт может их окончательно «прикончить».
Проверяем детали генератора
Проверяем обмотку возбуждения «на обрыв». Включаем мультиметр в режим проверки сопротивления с пределом 200 Ом и прижимаем щупы к кольцам. Прибор покажет сопротивление- это хорошо. Если на шкале «1»- это обрыв. Точное сопротивление обмотки около 3 Ом. У вас при измерении получилось другое число? Не страшно- китайские приборчики далеки от идеала точности.
Проверяем состояние подшипников. Крутаните ротор за шкив. Ротор должен вращаться легко, без громких шумов и заеданий. Покачайте вал за шкив вверх-вниз. Если ощущается большой люфт- придется менять оба подшипника. Передний подшипник менять не так-то просто.
Разбирая генератор время от времени задавайте себе вопросы «осилю ли я эту работу?» и «во сколько мне это обойдется?» Если выпрямительный блок и задний подшипник заменить не сложно, то поломка ротора- это уже серьезно. Лучше купить новый или исправный б.у. генератор. Бывало у меня такое, что стоимость замененных деталей и работы превышала стоимость нового генератора! Вам оно надо?
Пусть ротор и подшипники у нас в порядке. Сделав вывод что у нас «полетел» блок выпрямителей, начинаем разбирать генератор. Отворачиваем четыре болта, стягивающих крышки и статор.
Затем аккуратными ударами молотком через деревянную проставку или деревянным молотком отделяем заднюю крышку со статором от передней крышки. Важно! Нельзя заднюю крышку отделять от статора. Оторвете провода!
Ротор с передней крышкой выходят из статора и задней крышки обычно легко. Внимательно осматриваем детали, очищаем их сжатым воздухом и мягкой щеткой. Состояние переднего подшипника проверяем покачиванием крышки. Допустим лишь небольшой люфт. Ротор не должен иметь задиров и царапин на наружной поверхности. Если они есть- сильно изношены подшипники или их гнезда в крышках. С таким генератором возиться не стоит!
А вот если передняя часть генератора в порядке, откладываем ее в сторону и приступаем к проверке обмоток статора.
Проверка обмоток статора
С внутренней стороны отворачиваем тонким торцовым ключом на «8» три гайки, крепящие выводы статора и аккуратненько его снимаем.
Очищаем обмотки статора и смотрим на состояние. Редко, но попадаются сгоревшие обмотки. Выглядят они так- черный цвет изоляции или полное ее отсутствие. Нету на проводах эмали, сгорела вся. Видна красноватая медная проволока. Такую обмотку нужно заменить. И опять вспоминаем про вопрос- сколько это будет стоить? Иногда нужную обмотку можно найти у друзей или соседей.
Замена блока выпрямителей
Мы уже все разобрали. Осталось отвернуть гайку с плюсовой клеммы, минусовой вывод и вытащить нерабочий блок выпрямителей. Часто неисправность, а вернее, ее последствия видно невооруженным взглядом. Оплавленные и обгоревшие клеммы, лопнувший диод и т.д. Вот здесь, на фото, один диод вообще рассыпался.
У одного из диодов полностью отгорел вывод
Пытаться отремонтировать блок выпрямителей не стоит. Проще купить новый. Если хотите поставить б/у, знайте что его нужно брать или с точно рабочего генератора, или тщательно проверить мультиметром. Эту запчасть называют «подкова», «диодный мост», а может и еще как-то. Отправляясь за запчастью, возьмите с собой сгоревший блок. Так вы не ошибетесь с выбором. А то, иногда, попадаются выпрямительные блоки у которых не совпадают отверстия, посадочные размеры, выводы.
Собираем все обратно
Купив нужную запчасть, начинаем всё собирать в обратном порядке. Перед установкой ротора хорошо бы добавить смазку в задний подшипник. Для этого осторожно поддеваем тонкой отверткой его уплотнитель и снимаем. Добавляем немного Литола (можно ШРУС-4) и ставим уплотнитель на место. Слишком много смазки пихать не нужно- вытечет.
Некоторые источники рекомендуют смазывать места контакта выводов какой-нибудь смазкой. Я не рекомендую этого делать. Смазка соберет пыль и грязь, из-за этого ухудшиться охлаждение. Но если решили мазать, то только после сборки и затяжки клеммы. Чтобы смазка не попала между контактирующими поверхностями.
Соединяя половинки генератора не допускайте перекоса. Гайки затягиваем поочередно, равномерно со всех сторон. Можно подбить крышку несильными ударами деревянного молотка. После затяжки гаек ротор должен вращаться легко и без заеданий.
Причина неисправности | Метод устранения |
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы | |
1. Проскальзывание ремня привода генератора | 1. Отрегулируйте натяжение ремня |
2. Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения | 2. Восстановите соединения |
3. Поврежден регулятор напряжения генератора | 3. Замените регулятор |
4. Износ или зависание щеток генератора; окисление контактных колец | 4. Замените щеткодержатель со щетками; протрите кольца тряпкой, смоченной в бензине |
5. Обрыв или короткое замыкание на массу обмотки возбуждения генератора | 5. Замените ротор |
6. Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока | 6. Замените выпрямительный блок генератора |
7. Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора | 7. Замените статор генератора |
8*. Обрыв в цепи подачи напряжения от вывода «30» к штекеру «15» генератора | 8. Восстановите соединения, проверьте предохранитель «10» |
9*. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу «В» регулятора | 9. Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя |
10**.Обрыв или короткое замыкание в дополнительных диодах выпрямительного блока | 10. Замените поврежденные диоды или выпрямительный блок |
Контрольная лампа не горит. Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы** | |
1. Перегорела контрольная лампа | 1. Замените лампу |
2. Обрыв в цепи между выводом «30» и штекером «61» генератора | 2. Восстановите соединения, проверьте предохранитель «I0» |
3. Нет контакта между выводами «В» и «Ш» регулятора напряжения и выводами щеток (у генераторов выпуска до 1996 г.) | 3. Зачистите выводы «В» и «Ш» регулятора напряжения и выводы щеток, подогните выводы регулятора |
4. Отсоединился провод от вывода «В» щеткодержателя | 4. Присоедините провод |
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы | |
1. Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом «Ш» и массой) | 1. Замените регулятор напряжения |
2*. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу «Ш» регулятора | 2. Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя |
Повышенная шумность генератора | |
1. Ослабла гайка шкива генератора | 1. Подтяните гайку |
2. Повреждены подшипники генератора | 2. Замените подшипники |
3. Межвитковое замыкание (вой генератора) | 3. Замените статор |
4. Скрип щеток | 4. Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине |
Неисправности генератора ВАЗ 2107
Неисправности генератора ВАЗ 2107 могут быть вызваны различными причинами
Генератор автомобиля представляет собой устройство, которое обеспечивает преобразование механической энергии в электрическую.
Генератор ВАЗ 2107, расположенный на двигателе с правой стороны, а именно его работа, зависят от движения клиновидного ремня.
Генератор ВАЗ 2107 обеспечивает подзарядку аккумулятора электроэнергией путем преобразования ее из механической энергии, полученной от оборотов коленчатого вала двигателя. Также генератор автомобиля своей работой питает бортовую сеть. Наличие 6-ти диодов, составляющих выпрямительный блок, обеспечивает преобразование переменного тока в постоянный. А функция поддержания напряжения на необходимом уровне лежит на регуляторе, который находится отдельно от генератора ВАЗ 2107. При запуске двигателя автомобиля контрольная лампочка зарядки аккумулятора гаснет. В случае если это не происходит, необходимо проверить напряжение электропроводки авто. Если в результате проверки окажется, что напряжение ниже нормы, то необходимо определить причину, путем проверки натяжения ремня генератора автомобиля, посмотреть состояние подшипника, аккумуляторной батареи, определить исправность либо неисправность реле-регулятора. Если ни одна из причин не нашла своего подтверждения, рекомендуется обратиться за помощью к автоэлектрику. Например в наш сервис – СтартСервис.
Нахождение стрелки вольтметра в начале шкалы (в красной зоне) свидетельствует о наличии какой-либо неисправности генератора ВАЗ 2107, среди которых может быть замыкание или обрыв деталей.
Неисправности генератора ВАЗ 2107 и способы их устранения
- Обмотки возбуждения генератора (устраняется путем замены ротора).
- В дополнительных либо в одном или нескольких диодах выпрямительного блока – нужно заменить либо поврежденные диоды, либо выпрямительный блок целиком.
- В обмотке статора – устраняется путем замены статора генератора.
- Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения – нужно восстановить соединение.
- Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки – производится замена пластмассового основания щеткодержателя.
Также не стоит забывать о возможных: – проскальзывании ремня привода генератора – нужно отрегулировать натяжение ремня; – повреждении регулятора напряжения – необходимо произвести замену самого регулятора; – износе или зависании щеток генератора либо окислении колец контакта – устраняется путем замены щеткодержателя вместе со щетками и протиранием кольца бензином. Автолюбители отмечают, что, вообще, генератор автомобиля ВАЗ 2107 неприхотлив в обслуживании, и для поддержания его в исправном состоянии достаточно лишь предупреждать попадание грязи и воды на него, а также периодически контролировать натяжение ремня и смазку подшипника.
К наиболее распространённым неисправностям автомобиля, в том числе и ВАЗ 2107, относятся проблемы с электрооборудованием. Поскольку источником питания в транспортном средстве являются генератор и аккумуляторная батарея, от их бесперебойного функционирования зависит запуск мотора и работа всех потребителей. Поскольку АКБ и генератор работают в тандеме, от последнего зависит срок службы и продолжительность эксплуатации первого.
Проверка генератора ВАЗ 2107
Генератор «семёрки» вырабатывает электрический ток при работающем двигателе. Если с ним возникают неполадки, поиском причин и устранением поломок нужно заняться безотлагательно. Проблем с генератором может быть немало. Поэтому с возможными неисправностями нужно разобраться более подробно.
Проверка диодного моста
Диодный мост генератора состоит из нескольких выпрямительных диодов, на которые поступает переменное, а выходит постоянное напряжение. От исправности этих элементов напрямую зависит работоспособность самого генератора. Иногда диоды выходят из строя и нуждаются в проверке и замене. Диагностика проводится при помощи мультиметра или автомобильной лампочки на 12 В.
Диодный мост в генераторе предназначен для преобразования переменного напряжения в постоянное
Мультиметром
Процедура состоит из следующих шагов:
- Проверяем каждый диод отдельно, подключая щупы прибора в одном положении, а затем меняем полярность. В одном направлении мультиметр должен показать бесконечное сопротивление, а в другом — 500–700 Ом.
При проверке диодов мультиметром в одном положении прибор должен показать бесконечно большое сопротивление, а в другом — 500–700 Ом
- Если один из полупроводниковых элементов при прозвонке в обе стороны имеет минимальное или бесконечное сопротивление, то выпрямитель нуждается в ремонте или замене.
При бесконечно большом сопротивлении диода во время проверки в обоих направлениях выпрямитель считается неисправным
Лампочкой
Если под рукой нет мультиметра, можно воспользоваться обычной лампочкой на 12 В:
- Отрицательную клемму батареи соединяем с корпусом диодного моста. Лампу подключаем в разрыв между плюсовым контактом аккумулятора и выводом генератора с маркировкой «30». Если лампа загорелась, диодный мост неисправен.
- Для проверки отрицательных диодов выпрямителя минус источника питания подсоединяем таким же образом, как в предыдущем пункте, а плюс — через лампочку с болтом крепления диодного моста. Горящая или мерцающая лампа свидетельствует о проблемах с диодами.
- Чтобы проверить положительные элементы, плюс батареи соединяем через лампу с контактом «30» генератора. Минусовую клемму подключаем к болту. Если лампа не загорается, выпрямитель считается рабочим.
- Для диагностики дополнительных диодов минус батареи остаётся на том же месте, что и в предыдущем пункте, а плюс через лампу соединяется с контактом «61» генератора. Светящаяся лампа говорит о проблемах с диодами.
Для проверки диодного моста при помощи лампы используют разные схемы подключения в зависимости от диагностируемых элементов
Видео: диагностика выпрямительного блока лампочкой
Мой отец, как и многие другие владельцы изделий отечественного автопрома, раньше ремонтировал блок выпрямителей генератора своими руками. Тогда необходимые диоды можно было достать без проблем. Сейчас детали для ремонта выпрямителя найти не так просто. Поэтому при поломке диодного моста его меняют на новый, тем более что сделать это гораздо проще, чем заниматься ремонтом.
Проверка реле-регулятора
Поскольку на ВАЗовские «семёрки» устанавливались разные регуляторы напряжения, на проверке каждого из них стоит остановиться более детально.
Совмещённое реле
Совмещённое реле составляет единое целое со щётками и монтируется на генератор. Снять его можно без демонтажа последнего, хотя это будет и непросто. Нужно подобраться к задней части генератора, открутить два винта крепления реле и вынуть его из специального отверстия.
Регулятор напряжения крепится на задней крышке генератора двумя винтами
Для проверки регулятора напряжения потребуются:
- источник питания с изменяемым напряжением 12–22 В;
- соединительный провод;
- лампочка на 12 В.
Сам процесс состоит из следующих шагов:
- Соединяем минус аккумулятора с массой реле, а плюс — с его контактом «В». К щёткам подключаем лампочку. Источник питания пока в схему не включаем. Лампочка должна загореться, при этом напряжение должно составлять около 12,7 В.
- К клеммам аккумулятора подключаем блок питания, соблюдая полярность, и повышаем напряжение до 14,5 В. Лампочка должна погаснуть. При понижении напряжения она снова должна загореться. Если это не так, реле подлежит замене.
- Продолжаем увеличивать напряжение. Если оно достигнет 15–16 В, а лампочка будет продолжать гореть, это будет свидетельствовать о том, что реле-регулятор не ограничивает напряжение, поступающее на АКБ. Деталь считается нерабочей, она перезаряжает батарею.
Совмещённое реле состоит из регулятора напряжения и щёточного узла, которые проверяют при помощи блока питания с изменяемым выходным напряжением
Отдельное реле
Отдельное реле крепится на кузове автомобиля, а напряжение с генератора сперва идёт на него, а затем на АКБ. В качестве примера рассмотрим проверку реле Я112B, которые также устанавливались на классические «Жигули». В зависимости от варианта исполнения такой регулятор может крепиться как на кузов, так и на сам генератор. Демонтируем деталь и выполняем следующие действия:
- Собираем схему, аналогичную предыдущей, лампочку вместо щёток подключаем к контактам «Ш» и «В» реле.
- Проверку выполняем так же, как и в вышеописанном способе. Реле также считается неисправным, если лампа продолжает гореть при повышении напряжения.
Если лампа горит при напряжении от 12 до 14,5 В и гаснет при его повышении, реле считается исправным
Старый тип реле
Такой регулятор ставили на старую «классику». Устройство крепилось на кузов, его проверка имеет некоторые отличия от описанных вариантов. Регулятор имеет два вывода — «67» и «15». Первый соединяется с минусовой клеммой АКБ, а второй — с плюсовой. Лампочка подключается между массой и контактом «67». Последовательность изменения напряжения и реакция на него лампы те же.
Старое реле имеет два контакта и проверяется немного по другой схеме, чем предущие устройства
Однажды при замене регулятора напряжения я столкнулся с такой ситуацией, когда после покупки и установки нового устройства на клеммах аккумулятора вместо положенных 14,2–14,5 В прибор показал более 15 В. Новый реле-регулятор оказался попросту неисправным. Это говорит о том, что далеко не всегда можно быть полностью уверенным в работоспособности новой детали. При работе с электрикой я всегда контролирую необходимые параметры при помощи прибора. Если возникают проблемы с зарядкой АКБ (перезаряд или недозаряд), то поиск неисправностей я начинаю с регулятора напряжения. Это самая недорогая деталь генератора, от которой напрямую зависит, как будет заряжаться аккумулятор. Поэтому я всегда вожу с собой запасной реле-регулятор, поскольку неисправность может возникнуть в самый неподходящий момент, а без заряда АКБ много не проедешь.
Видео: проверка реле-регулятора генератора на «классике»
Проверка конденсатора
Конденсатор используется в схеме регулятора напряжения в качестве подавителя высокочастотных помех. Деталь крепится непосредственно к корпусу генератора. Иногда она может выходить из строя.
Конденсатор генератора установлен на задней крышке узла и закреплён одним винтом
Проверка исправности этого элемента проводится специальным прибором. Однако можно обойтись цифровым мультиметром, выбрав предел измерения 1 МОм:
- К выводам конденсатора подключаем щупы прибора. При исправном элементе сопротивление сначала будет небольшим, после чего начнёт увеличиваться до бесконечности.
- Меняем полярность. Показания прибора должны быть аналогичными. Если ёмкость пробита, то сопротивление будет небольшим.
Если деталь вышла из строя, заменить её несложно. Для этого достаточно открутить крепёжный элемент, удерживающий ёмкость и фиксирующий провод.
Видео: как проверить конденсатор автомобильного генератора
Проверка щёток и контактных колец
Чтобы проверить контактные кольца на роторе, генератор потребуется частично разобрать, сняв заднюю часть. Диагностика заключается в визуальном осмотре контактов на предмет изъянов и выработки. Минимальный диаметр колец должен составлять 12,8 мм. В противном случае якорь подлежит замене. Кроме этого, контакты рекомендуется очистить мелкозернистой наждачной бумагой.
Контактные кольца насажены на ротор генератора и при диагностике узла нуждаются в осмотре
Щётки также осматривают, а в случае сильной выработки или повреждении заменяют. Высота щёток должна составлять не менее 4,5 мм. В своих посадочных местах они должны ходить свободно и без заеданий.
Высота щёток генератора должна составлять не менее 4,5 мм
Видео: проверка щёточного узла генератора
Проверка обмоток
Генератор «семёрки» имеет две обмотки — роторную и статорную. Первая закреплена на якоре и при работающем двигателе постоянно вращается, вторая — неподвижно зафиксирована на корпусе самого генератора. Обмотки иногда выходят из строя. Для выявления неисправности нужно знать методику проверки.
Обмотка ротора
Для диагностики обмотки ротора потребуется мультиметр, а сам процесс состоит из следующих действий:
- Измеряем сопротивление между контактными кольцами. Показания должны быть в пределах 2,3–5,1 Ом. Более высокие значения будут указывать на ненадёжный контакт между выводами обмотки и кольцами. Малое сопротивление говорит о замыкании между витками. В обоих случаях якорь требует ремонта или замены.
Для проверки обмоток ротора щупы мультиметра подсоединяют к контактным кольцам на якоре
- К контактам обмотки подключаем АКБ последовательно с мультиметром на пределе измерения тока. Исправная обмотка должна потреблять ток 3–4,5 А. Более высокие значения говорят о межвитковом замыкании.
- Проверяем сопротивление изоляции ротора. Для этого через обмотку подсоединяем к электросети лампу мощностью 40 Вт. Если между обмоткой и корпусом якоря сопротивление отсутствует, то лампочка не загорится. Если лампа будет едва светиться, то есть утечка тока на массу.
Проверка сопротивления изоляции обмотки якоря проводится путём подключения через неё к сети 220 В лампочки мощностью 40 Вт
Обмотка статора
С обмоткой статора может произойти обрыв или короткое замыкание. Диагностика проводится также при помощи мультиметра или лампочки на 12 В:
- На приборе выбираем режим измерения сопротивления и поочерёдно подсоединяем щупы к выводам обмоток. Если обрыва нет, сопротивление должно быть в пределах 10 Ом. В противном случае оно будет бесконечно большим.
Для проверки статорной обмотки на обрыв необходимо поочерёдно подсоединить щупы к выводам обмоток
- Если используется лампа, то минус АКБ подключаем на один из контактов обмотки, а плюс батареи соединяем через лампу с другим выводом статора. При загорании лампы обмотка считается исправной. В ином случае деталь подлежит ремонту или замене.
При диагностике катушек статора при помощи лампы её подключение производят последовательно с АКБ и обмотками
- Для проверки обмотки на предмет замыкания на корпус один из щупов мультиметра подключаем к корпусу статора, а другой — поочерёдно к выводам обмоток. Если замыкание отсутствует, значение сопротивления будет бесконечно большим.
Если при проверке замыкания статора на корпус прибор показывает бесконечно большое сопротивление, обмотка считается исправной
- Для диагностики статорной обмотки на предмет замыкания минус АКБ соединяем с корпусом, а плюс подключаем через лампу на выводы обмоток. Светящаяся лампа будет свидетельствовать о замыкании.
Проверка ремня
Генератор приводится в движение ремнём от шкива коленчатого вала двигателя. Периодически необходимо контролировать натяжение ремня, поскольку при его ослаблении могут возникать проблемы с зарядкой АКБ. Стоит также обращать внимание на целостность материала ремня. Если есть видимые отслоения, надрывы и другие повреждения, элемент нуждается в замене. Чтобы проверить его натяжение, следует выполнить следующие шаги:
- Нажимаем на одну из ветвей ремня, например, отвёрткой, одновременно замеряя прогиб линейкой.
Ремень должен быть натянут правильно, поскольку чрезмерное или недостаточное натяжения влияет не только на заряд АКБ, но и на износ подшипников генератора и помпы
- Если прогиб не попадает в диапазон 12–17 мм, регулируем натяжение ремня. Для этого отворачиваем верхнее крепление генератора, двигая последний к блоку двигателя или от него, после чего закручиваем гайку.
Для регулировки натяжения ремня генератора достаточно ослабить расположенную сверху его корпуса гайку и подвинуть механизм в нужную сторону, после чего зажать её
Перед дальней поездкой я всегда осматриваю ремень генератора. Даже если внешне изделие не имеет повреждений, в запасе вместе с регулятором напряжения я держу и ремень, ведь в дороге всякое может случиться. Однажды я столкнулся с ситуацией, когда ремень порвался и возникло одновременно две проблемы: отсутствие заряда АКБ и нерабочая помпа, поскольку насос не вращался. Запасной ремень выручил.
Проверка подшипников
Чтобы неисправность генератора, вызванная заклиниванием подшипников, не застала вас врасплох, при появлении характерного шума нужно провести их проверку. Генератор для этого потребуется демонтировать с автомобиля и разобрать. Диагностику выполняем в таком порядке:
- Визуально осматриваем подшипники, пытаясь выявить повреждения обоймы, шариков, сепаратора, следы коррозии.
Подшипник генератора может выйти из строя в результате появления трещины на обойме, поломки сепаратора или большой выработки шариков
- Проверяем, легко ли вращаются детали, есть ли шум и люфт, насколько он большой. При сильном люфте либо видимых следах износа изделие нуждается в замене.
Если при диагностике была выявлена трещина на крышке генератора, эту часть корпуса нужно заменить
Внимание при проверке стоит также уделять передней крышке генератора. На ней не должно быть трещин и других повреждений. При выявлении поломок деталь заменяют новой.
Причины отказа генератора ВАЗ 2107
Генератор на «семёрке» выходит из строя нечасто, но поломки всё же случаются. Поэтому о том, как проявляются неисправности, стоит знать более подробно.
Пробой или обрыв обмотки
От исправности катушек генератора напрямую зависит его работоспособность. С катушками может произойти обрыв и замыкание витков, пробой на корпус. При обрыве обмотки ротора заряд АКБ будет отсутствовать, о чём скажет светящаяся лампочка заряда аккумулятора на приборной панели. Если проблема кроется в замыкании катушки на корпус, то такая неисправность в основном возникает в местах выхода концов обмоток к контактным кольцам. Замыкание статора возникает из-за нарушения изоляции проводов. В этой ситуации генератор будет сильно греться и не сможет обеспечить полноценный заряд батареи. Если же статорные катушки замыкают на корпус, генератор будет гудеть, греться, а мощность снизится.
Повреждение изоляции проводов может привести к короткому замыканию
Раньше обмотки генератора при повреждении перематывали, но сейчас этим практически никто не занимается. Деталь попросту заменяют новой.
Износ щёток
Щётки генератора обеспечивают подачу напряжения на обмотку возбуждения. Их неисправность приводит к нестабильному заряду или его полному отсутствию. При неисправности щёток:
- потребители часто отключаются по непонятным причинам;
- световые приборы работают тускло и мигают;
- напряжение бортовой сети резко снижается;
- АКБ быстро разряжается.
При сильном износе щёток возникают проблемы с зарядом АКБ
Реле-регулятор
Если после запуска двигателя на клеммах аккумулятора напряжении ниже 13 В или значительно выше 14 В, то неисправность может быть вызвана неполадками регулятора напряжения. Выход из строя этого устройства может значительно сократить срок службы аккумулятора. Если после ночной стоянки стартёр не крутит или на самой батарее вы заметили белые подтёки, то самое время провести диагностику реле-регулятора.
Если на клеммах аккумулятора при работающем двигателе напряжение превышает 15 В, то проблема кроется в регуляторе напряжения
В этом устройстве возможны такие неполадки:
- ненадёжный контакт со щётками;
- пробой элементов;
- внутренний обрыв цепи.
Заряд может отсутствовать по причине износа или зависания щёток, что связано с усадкой пружин при длительной эксплуатации.
Пробой диодов
Выходу диодного моста из строя могут предшествовать:
- попадание влаги внутрь генератора;
- грязь и масло;
- «прикуривание машины» при полном разряде АКБ и неправильном подключении проводов.
Загрязнение генератора маслом может быть причиной выхода из строя диодного моста
Если целостность диодов в случае «прикуривания» зависит от внимательности автовладельца, то от воздействия первых двух факторов никто не застрахован.
Подшипники
На генераторе ВАЗ 2107 установлено 2 шариковых подшипника, которые обеспечивают свободное вращение ротора. Иногда генератор может издавать нехарактерные для его работы звуки, например, гул или посторонний шум. Разборка генератора и смазка подшипников может устранить проблему лишь временно. Поэтому лучше всего детали заменить. Если они выработали свой ресурс, то генератор будет издавать гудящий звук. Затягивать с ремонтом не стоит, поскольку велика вероятность заклинивания узла и остановки ротора. Подшипники могут разбиваться и гудеть из-за отсутствия смазки, большого износа или низкого качества изготовления.
Видео: как шумят подшипники генератора
Любую неисправность генератора ВАЗовской «семёрки» вполне возможно устранить своими руками. Чтобы выявить проблему, необязательно иметь специальное оборудование, владеть знаниями и навыками работы с электрооснащением автомобиля, хотя лишними они не будут. Для проверки генератора будет достаточно цифрового мультиметра или лампочки на 12 В.
Советский и российский автомобиль ВАЗ-2107 – это классика отечественного автопрома прошлого столетия. Несмотря на то, что данная машина обладает по-настоящему огромным запасом прочности, года идут: различные части, и функциональные узлы транспортного средства начинают давать сбои.
Часто водители легендарной «семерки» сталкиваются с поломкой аккумулятора. Лампа, свидетельствующая об исправности устройства, попросту перестает гореть, а сама электрическая батарея отказывается заряжаться. В данной статье подробно рассказывается о том, почему пропадает зарядка на АКБ ВАЗ-2107, и что с этим делать.
Генератор ВАЗ 2107 назначение и основные функции
Работоспособность аккумуляторной батареи на ВАЗ-2107, как и на многих прочих машинах, зависит от трех основных деталей: генератора, регулятора напряжений, систем соединения этих двух устройств.
Машинная генераторная установка, генератор – это элемент, выполняющий задачи по обеспечению электроэнергией различные узлы автомобиля, а также по обеспечению постоянным зарядом аккумулятора. К числу основных комплектующих деталей генераторной установки относятся:
- корпус с обмотками;
- якорь;
- выпрямитель тока;
- стабилизатор.
Генераторная установка функционирует за счет привода – ремня, проходящего от шкива коленчатого вала.
Нет зарядки – признаки
Ситуация, при которой генератор перестал выполнять свои основные задачи по обеспечению электрической энергией аккумуляторной батареи, может быть определена при помощи следующей симптоматики:
- батарея теряет заряд с увеличенной скоростью;
- частые сигналы от соответствующей лампы на приборной доске;
- снизился уровень производительности электроприборов в автомобиле.
Водитель, заметивший одну из этих ситуаций, или все сразу, сможет сделать вывод о неисправности бортового генератора.
Сигнальная лампа
Российский автомобиль ВАЗ-2107 оснащен бортовой приборной доской, на панели которой расположены индикаторы, указывающие, в том числе, и на наличие конструктивных неполадок. Одна из лампочек отвечает за передачу информации, касающейся стабильности работы генератора: если цепь функционирует в штатном режиме, индикатор светится только при зажигании, ровно до того момента, пока не запустится двигательная установка.
Обратите внимание: правильная работа узла подразумевает, что сигнальная лампа должна погаснуть сразу же после того, как двигатель буде запущен в работу. Если индикатор продолжает гореть – в цепи возникли неполадки.
Быстрая разрядка аккумулятора
Неполадки, возникшие во время работы генераторной установки, немедленно отразятся на состоянии заряда аккумуляторной батареи. Неисправный генератор не сможет обеспечивать должный уровень электрического напряжения, необходимый для качественной зарядки аккумулятора. Водитель может определить недостаточное количество заряда в батарее по возникновению трудностей в момент запуска мотора.
Снижение производительности электрооборудования
Так как генератор работает с целями обеспечения бортовых электроприборов должным количеством энергии, его неполадки приведут к возникновению сбоев в работе различных устройств. Водитель, подозревающий наличие неисправности, должен попробовать запустить в работу какие-либо узлы, для функционирования которых нужно электричество: например, включить фары или отопительный аппарат.
Снижение производительности этих устройств – недостаточно яркий свет и слабое вращение вентилятора, станут признаками поломки генератора.
Причины отсутствия зарядки
Существует ряд основных причин, в соответствии с которыми аккумулятор ВАЗ-2107 перестает заряжаться:
- деформация приводного ремня;
- ослабление приводного ремня;
- повреждение проводки или окисление клемм;
- неполадки в области выпрямителя;
- повреждение регулятора;
- нарушение целостности обмоток генератора.
Каждая неисправность может привести к отсутствию качественного заряда АКБ.
Обрыв ремня
Согласно технической документации, замена ремня привода должна осуществляться спустя каждые пятьдесят тысяч километров пробега. Подобная поломка не является чрезвычайно опасной только в том случае, если ее присутствие было обнаружено в самые короткие сроки. Обрыв ремня может привести к нагреванию двигательной части – поэтому, при появлении соответствующих сигналов на бортовой панели, следует немедленно проверить целостность этого узла. Сделать это можно посредством визуального осмотра генераторной части машины.
Ослабление ремня
Ремень привода – это функциональный узел генераторной установки, работающий под постоянным физическим натяжением. Главный признак того, что ремень ослаблен – характерный свистящий звук, усиливающийся в дождливую или влажную погоду. Индикатор может не сообщить водителю о подобной неисправности, так что за уровнем натяжения ремня следует следить самостоятельно.
Обрыв в цепи и окисление клемм
Аккумулятор автомобиля ВАЗ-2107 перестанет заряжаться в случае возникновения обрыва проводов, соединяющих между собой различные части генераторной установки. Электрическая цепь, обеспечивающая постоянный заряд машинной батареи, чрезвычайно проста: один кабель соединяет накопительное устройство с выводом на генераторе. Для того чтобы определить проблему, следует проверить наличие контакта между указанными узлами.
Входные и выходные клеммы также могут деградировать в результате длительной эксплуатации. Проверить их качественное состояние можно посредством визуального осмотра.
Выход из строя выпрямительного модуля
Выпрямитель – устройство, отвечающее за преобразование переменного тока в постоянное значение. Узел выполняется в виде платы, включающей в себя несколько кремниевых диодов, каждый из которых может сломаться. При сломанном диоде выпрямитель перестает выполнять свою основную задачу, вследствие чего узел подлежит замене.
Поломка регулятора
Регулятор – устройство, отвечающее за стабилизацию поступающего на аккумулятор напряжения. В случае возникновения поломки подлежит немедленной замене, так как отремонтировать узел не представляется возможным.
Неисправность фазовых обмоток
Обмотки генератора – основная функциональная часть установки. При возникновении обрыва или замыкания, устройство попросту перестает выполнять свои задачи. Определить подобную поломку можно по появлению характерного запаха гари, а также по шумовым эффектам, заметным при работе элемента. Диагностика подобных проблем проводиться посредством снятия генератора и его полного осмотра.
Что делать, если аккумулятор кипит
Сделать вывод о том, что аккумуляторная батарея ВАЗ-2107 «кипит», можно по возникновению следующих проблем:
- перестает светиться соответствующий индикатор;
- вольтметр ведет себя неадекватно, а его стрелка уходит в правую часть;
- в салоне автомобиля появляется характерный запах.
«Кипение» аккумулятора вызывается неполадками в работе стабилизатора напряжения. Продолжать движение на машине при такой ситуации категорически запрещается: это чревато поломками всей электротехники в автомобиле. Для того чтобы доехать до сервисного центра с безопасностью для себя, и для машины, следует произвести принудительное отключение генераторной установки.
Сделать это можно посредством физического снятия провода с клеммы с аббревиатурой «61», расположенной на самом генераторе. Автомобиль продолжит движение исключительно при помощи накопленного заряда.
Диагностика и ремонтные работы
Диагностические мероприятия, необходимые для установки проблем с отсутствием зарядки аккумуляторной батареи, производятся в следующем порядке:
- следует прекратить движение и заглушить мотор;
- поднять капот и провести визуальный осмотр ремня;
- проверить натяжение ремня – отверткой или другим инструментом. Нормальное отклонение составляет 12-17мм;
- если ремень ослаблен, следует подтянуть его. Для этого следует взять в руки ключ на 17 и открутить крепление генератора к кронштейну. При помощи отвертки подвиньте установку в сторону, дальнюю от цилиндров. Затяните крепление и выполните повторную проверку натяжения;
- проверьте наличие контакта между аккумулятором и генератором при помощи тестера. Сделать это можно посредством прикрепления устройства к плюсу на АКБ и клемме с аббревиатурой «30», расположенной на установке. Если тестер не указывает на наличие контакта – произведите замену кабеля;
- используя вольтметр, получите данные о напряжении на выводных разъемах батареи. Нормальный показатель – 11-12 вольт, в рабочем состоянии – 13,5-14 вольт.
Если полученные данные несопоставимы с нормальными величинами, поломку следует искать в функциональных узлах генераторной установки, после ее снятия с машины.
Натяжение ремня генератора
Натянуть приводной ремень генератора достаточно просто. Для этого нужно открутить крепление, монтирующее установку к соответствующему кронштейну, используя ключ на 17. Используя какую-либо монтировку подходящего размера, отодвиньте генератор в сторону цилиндров. Далее нужно затянуть крепление, после чего, выполнить еще одну проверку натяжения. Нормальная величина отклонения натянутого ремня колеблется в промежутке от 12мм до 17мм.
Видео натяжение ремня
Подробнее о натяжении ремня генератора рассказывается в данном видео:
Демонтаж генератора
В случае возникновения поломок в выпрямителе, стабилизаторе или обмотках, следует произвести демонтаж генераторной установки. Сделать это можно в соответствии со следующей пошаговой инструкцией:
- откройте капот, осуществите отключение проводов, идущих от установки к батарее;
- используя ключ на 17, открутите гайку в месте крепления установки к кронштейну;
- пододвиньте генератор в область цилиндров, используя отвёртку или подходящую монтировку;
- снимите ремень;
- осуществите отсоединение контактной колодки;
- открутите гайку с клеммы под аббревиатурой «30», после чего подвиньте провода в сторону;
- отвинтите гайку, при помощи которой корпус генератора закреплен на кронштейне. Уберите крепящий болт;
- Снимите генераторную установку, двигая ее в нижнюю часть автомобиля.
Далее можно производить диагностические, а затем и ремонтные работы по замене функциональных элементов генератора.
Видео снятие генератора
Подробнее о том, как снять генератор с автомобиля ВАЗ-2107, смотрите в данном видео:
Проверка выпрямительного модуля стабилизатора и обмоток
Для произведения диагностических работ по проверке работоспособности выпрямителя, следует подготовить многофункциональный тестер, и два отрезка кабеля с зажимами. Далее выполняются следующие действия:
- установить на тестере режим получения данных о показателе сопротивления;
- посмотреть сопротивление между выводом с аббревиатурой «30» и массой. Если показатель близится к нулю – присутствует замыкание обмоток выпрямителя или поломка его кремниевого диода;
- проверьте на наличие пробоя положительно направленные кремниевые диоды. Тестер подключается к клемме с аббревиатурой «30» и к любому болту. Если сопротивление приближается к нулю – имеется пробой;
- проверьте работоспособность отрицательных кремниевых диодов – присоединив щуп тестера между фиксирующим болтом устройства и его корпусом. Сделать вывод о поломке можно в том случае, если показатель сопротивления равен нулю.
На этом диагностические работы заканчиваются. При возникновении неполадок следует заменить выпрямитель.
Ремонт генератора
В том случае если вы генераторная установка была демонтирована, а в ее комплектующих деталях обнаружены неполадки, следует произвести работы по их замене. Ремонт генератора ВАЗ-2107 осуществляется таким образом:
- зафиксируйте крыльчатку при помощи отвертки;
- открутите болты фиксации;
- снимите детали шкива;
- открутите болты, крепящие крышку. Выньте шпильку;
- при помощи молотка сбейте крышку статора;
- удалите втулку, расположенную под передней крышкой, которую также нужно убрать;
- аккуратными ударами молотка выбейте ротор;
- открутите гайки, крепящие выпрямитель к выводам обмоток;
- открутите гайку с аббревиатурой «30» и уберите шайбу;
- выполните замену конструктивных элементов;
- произведите сборку устройства;
На этом работа по замене деталей генератора закончена.
Видео ремонт генератора ваз 2107
Подробнее о ремонте генератора смотрите в следующем видео:
Работа генераторного узла обеспечивает возможность заряда батареи и питания электроприборов на заведенном ДВС. Для ремонта генератора на ВАЗ 2017 снять и проверить устройство необходимо в первую очередь.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Возможные неисправности генератора: основные признаки и причины
Признаки неполадок в работе генераторной установки автомобиля с двигателем инжектор или карбюратор:
- Силовой агрегат стало сложнее запускать. При поломке генераторного устройства АКБ не восполняет заряд, в результате чего не может прокручивать стартерный узел. Иногда аккумулятор не только недополучает напряжение, но и перезаряжается, что происходит в результате поломки регуляторного устройства. Из-за подачи высокого напряжения от генераторного узла раствор электролита в батарее выкипает. АКБ может прокручивать стартерный механизм, но запустить коленвал не в состоянии.
- Оптика стала светить тускло либо мерцает, определить это можно в ночное время суток. Степень яркости оптических приборов может меняться в соответствии с оборотами коленчатого вала, а также нагрузкой на электросеть. Подобные неполадки можно увидеть по подсветке контрольного щитка и осветительным устройствам салона, они также меняют яркость.
- На контрольном щитке автомобиля начал гореть индикатор в виде АКБ. Проблема может заключаться в батарее, ведь она недополучает заряд. Если причина кроется в АКБ, то ВАЗ 2107 сможет проехать несколько десятков километров, пока батарея полностью не сядет. При появлении индикатора в виде аккумулятора на приборке надо полностью отключить все электрооборудование, а также систему отопления и вентиляции.
- Появился нехарактерный свист из-под капота. Если шум идет из моторного отсека, то приводной ремешок, который запускает роторное устройство, натянут слабо. Причину плохой натяжки надо установить и ликвидировать. При недостаточном вращении генераторный узел не сможет заряжать АКБ. Растяжка ремешка обусловлена его естественным износом, поэтому периодически автовладельцу нужно его подтягивать.
- Перегрев приводного ремешка либо его разрушение, можно определить визуально или по запаху гари. От ремня могут отслаиваться кусочки резины, а также составляющие части дорожек, это говорит о подклинивании одного из навесных устройств. При быстром перегреве либо разрушении структуры ремешка требуется диагностика вала генератора. Этот элемент должен свободно вращаться и не перекашиваться под воздействием нагрузки.
- Из моторного отсека раздается шуршащий либо звенящий звук. Это происходит при быстром износе подшипниковых элементов качения, установленных внутри узла. Данные детали испытывают серьезные нагрузки и функционируют в условиях высоких температур. Шум может быть обусловлен некорректной работой демпферной либо обгонной муфты, эта деталь со временем деформируется и не может выполнять основную функцию.
- Электрический гул, похожий на звук трансформатора, трамвая либо троллейбуса. Данный признак обычно появляется при замыкании обмотки статорного устройства генератора.
О признаках неполадок в работе генераторных агрегатов рассказал канал Santavod.
Почему не работает генератор?
Генераторная установка на ВАЗ 2107 представляет собой конструктивно сложное устройство, в состав которого входят множество компонентов. Поэтому причин, по которым узел ломается, немало.
Износ щеток регулятора напряжения
Данный тип неполадки считается наиболее распространенным. Щеточный узел относится к классу расходных устройств, поэтому его износ происходит раньше, чем генераторной установки в целом. Регуляторный элемент используется для выравнивания напряжения в бортовой сети, поэтому его неполадки могут привести к переразряду. При такой проблеме все электрооборудование в машине будет функционировать нестабильно, определить это можно по свечению оптики.
Перегорание обмоток внутри устройства
Внутри установки располагаются обмотки, предназначенные для выработки тока. При некорректной работе генератора они могут перегорать. Для решения проблемы обмотку можно попробовать перемотать, но эта процедура не всегда дает результаты. Целесообразно их заменить.
О неисправностях обмоток генераторных устройств и их ремонте рассказал канал Автоэлектрика ВЧ.
Повреждение корпуса агрегата
Механические повреждения корпуса устройства также приведут к неполадкам в работе установки. Наличие трещин может стать причиной попадания влаги внутрь узла. Воздействие воды приведет к разрушению элементов и составляющих деталей, установленных внутри. Кроме того, влага может стать поводом замыкания, а это отразится на работе всей электросети машины.
Износ подшипниковых элементов
Подшипники, как и щеточный узел, относятся к категории расходных материалов. Они со временем выходят из строя, что может быть связано с неправильной установкой. Если износ деталей незначительный, то исправить проблему можно, обработав подшипниковые элементы смазочным веществом.
Другие причины
Прочие причины неисправностей в работе генераторов ВАЗ 2107:
- Выход из строя диодного моста. При поломке деталь меняется полностью.
- Износ вала генераторной установки либо механическое повреждение его зубчиков. Отремонтировать эту деталь не выйдет, поскольку приварить новые зубья ровно не получится, только замена.
- Обрыв приводного ремешка в результате его износа или повреждения. Особенно это актуально для машин, в которых изношенный ремень эксплуатируется долго.
- Плохой контакт массы генераторного устройства с массой регуляторного элемента. Возможно повреждение электроцепи на линии. Требуется диагностика целостности проводки, а также надежности подключения контактных элементов.
- Замасливание либо загрязнение контактных колец. Если проблема заключается в загрязнении, то требуется тщательная очистка деталей. При замасливании надо определить причину попадания масла на элементы и устранить ее.
Канал Автоэлектрика ВЧ подробно рассказал о причинах неисправностей в работе генераторных агрегатов.
Проверка генератора с помощью мультиметра
Проверить генераторный узел в домашних условиях смогут автовладельцы, имеющие опыт работы с тестерами.
Порядок проверки при разных режимах работы двигателя
Перед выполнением ремонта нужно проверить работу устройства, сделать это можно без демонтажа агрегата с автомобиля. Для диагностики потребуется мультиметр либо вольтметр, с его помощью на заведенном ДВС производится проверка напряжения. Замерять параметр надо на клеммах аккумулятора, работая величина напряжения должна составить около 13,6 вольт. Это значение считается нормальным, если силовой агрегат заведен, а все электроприборы, питающие оборудование, выключены.
Затем по очереди производится активация электроприборов, по мере включения выполняется замер напряжения. Если узел работает исправно, то параметр должен снизиться примерно на 0,2 В при активации каждого последующего устройства. Но общее напряжение не должно упасть ниже 12,8 вольт, иначе это приведет разряду аккумулятора. Если на холостых оборотах величина составит более 14,2 вольт, это говорит о падении заряда АКБ. Генераторный узел функционирует в усиленном режиме.
Подробно теоретические сведения и практическая демонстрация процесса проверки генератора без демонтажа представлена каналом Avto-blogger.
Но не всегда увеличение уровня напряжения говорит о неисправностях в электроцепи. Если все электрические приборы работают правильно, то спустя 5-10 минут работы ДВС рабочий параметр упадет до 13,5-14 вольт. Когда напряжение не снижается, надо ремонтировать электроцепь питания либо генераторное устройство. Если при заведенном силовом агрегате на холостых оборотах рабочее значение составляет 13-13,4 В, это говорит о неисправности аккумулятора.
При диагностике генераторного устройства на запущенном двигателе ВАЗ 2107 возможно отклонение напряжение на 0,1 В.
Контроль работоспособности компонентов
Перед выполнением проверки надо собрать схему, с помощью которой будет диагностироваться работа регуляторного устройства:
- 1 — тестер — вольтметр либо мультиметр, если использовать последний, то его надо заранее настроить в режим функционирования вольтметра;
- 2 — контрольный световой индикатор;
- 3 — заземление регуляторного устройства;
- 4 — вывод этой детали;
- 5 — щеточный узел.
Инструкция по диагностике отдельных составляющих элементов установки:
- Выполняется демонтаж генераторного узла. После снятия надо тщательно прочистить его внешнюю поверхность с помощью тряпки, полностью удаляются все загрязнения.
- Производится диагностика обмоток статорного устройства. Для этого щупы тестера (мультиметра либо омметра) подключаются к кольцам роторного прибора, выполняется проверка обмотки на предмет обрыва. Когда обмотка возбуждения рабочая, параметр сопротивления должен составить 5-100 Ом. Затем щупы тестера подключаются к контактному кольцу, а также роторному устройству, делается проверка детали на замыкание. Если механизм рабочий, то параметр сопротивления при диагностике будет соответствовать бесконечности.
- Затем производится проверка обмотки статорного устройства на предмет обрыва. Для этого по очереди щупы тестера надо соединить с выводами детали. Если обрыв в устройстве отсутствует, то на дисплее тестера будет выведено небольшое сопротивление, соответствующее примерно 100 Омам. Контакты тестера подключаются к статорному устройству, а также одному из выводов обмотки, выполняется проверка на предмет замыкания. Сопротивление, стремящееся к бесконечности, сообщит об отсутствии замыкания.
- Следующим этапом будет диагностика диодного моста. Когда устройство рабочее, диодный элемент сможет проводить ток в одном направлении. Если нет, то в обоих либо ток не сможет проходить вовсе. Плюсовой контакт тестера надо соединить с шиной вспомогательных диодных деталей, а минусовой — с выводом диагностируемого устройства. Сам тестер надо заранее настроить в режим диагностики диодных элементов.
- Если диод рабочий, то через него не пройдет ток, сопротивление будет идти к бесконечности. Производится замена щупов омметра местами. При рабочем диодном элементе тестер продемонстрирует наличие величины сопротивления. Таким же образом производится диагностика остальных деталей.
- Затем выполняется диагностика регуляторного устройства напряжения. Надо визуально осмотреть щеточный узел и удостовериться в подвижности самих щеток. Если они вышли из строя или произошел их износ, механизм подлежит замене. Из держателя щеточные элементы не должны выступать больше чем на 5 мм. Также не допускается подклинивание в держателе.
- Для выполнения электрической проверки подготавливается схема, о которой сообщалось перед проведением диагностики. К заземлению регуляторного устройства посредством электроцепи надо подключить минусовой вывод аккумулятора или другого элемента питания. К выводу подсоединяется плюсовой контакт. Контрольный световой индикатор соединяется с щеточным узлом регуляторного элемента. При выполнении этой задачи надо обязательно соблюдать полярность, поскольку некорректное подключение приведет к поломке детали.
- Контроль параметра напряжения, подающегося на деталь, осуществляется посредством вольтметра. Производится активация аккумулятора либо модуля питания, 13-вольтное напряжение подается на регулятор. Световой источник должен заработать. Это говорит о том, что при данном напряжении в электросети машины ток подается на обмотку роторного устройства.
- Затем величина напряжения постепенно увеличивается, об этом сообщит отключение светового источника. Лампочка должна погаснуть примерно при 14,5-14,7 вольтах. Рабочий параметр напряжения надо снизить, пока световой индикатор не заработает. Величина, при которой производилась активация светового индикатора, должна составить не менее 13,2 вольт.
- Затем можно проверить емкость конденсаторного элемента, но для этого потребуется омметр, который должен иметь диапазон измерений не меньше 1000 кОм. К выводам устройства подключается тестер, считываются его показания. Если конденсаторный элемент работает правильно, то в результате подключения к нему выводов тестера будет продемонстрировано невысокое сопротивление. Затем параметр начнет возрастать до момента стабилизации. Если изменить полярность при подключении устройства, рабочее значение должно измениться аналогично.
Как своими руками снять генератор?
Для выполнения ремонта потребуется произвести демонтаж генераторной установки. Чтобы осуществить эту задачу, надо демонтировать арку переднего колеса. Поэтому работы по снятию следует выполнять в гараже с ямой.
Какие инструменты могут понадобиться?
Для демонтажа агрегата потребуется:
- набор гаечных ключей;
- две отвертки — с обычным и крестовым наконечником;
- молоток;
- средство WD-40.
Последовательность действий при снятии агрегата
Процесс снятия установки выполняется так:
- Обесточивается электросеть машины. Для этого выключается зажигание, открывается капот и деактивируется аккумулятор. Для отключения клеммного зажима используется гаечный ключ. Если контакт окислен, его сразу надо очистить с помощью наждачной бумаги мелкой зернистости.
- Справа от моторного отсека производится демонтаж брызговика. Этот элемент снимается с защитой силового агрегата.
- Производится отключение кабелей от генераторного устройства. Выполняется их маркировка, чтобы не перепутать электроцепи при дальнейшем подключении.
- Откручивается гайка винта, посредством которого генераторный узел фиксируется на корпусе силового агрегата. Если открутить ее проблематично, необходимо обработать гайку средством WD-40 и подождать около 20-40 минут.
- Гайка с болтом откладываются в сторону, выполняется демонтаж генераторного устройства. При снятии по винту можно ударить молотком с небольшой силой, это позволит выбить его с другой стороны. Если возникли проблемы с демонтажем болта, то придется выполнять снятие устройства вместе с кронштейном, на котором он зафиксирован.
- Для демонтажа кронштейна надо выкрутить несколько болтов. Их количество будет разным в зависимости от модели устройства, обычно это два или три болтика. В зависимости от года выпуска автомобиля может потребоваться демонтаж радиаторного механизма. Но для выполнения этой задачи придется отключать магистрали охладительной системы, а это приведет к выливанию части антифриза. Поэтому под патрубки следует подставить чистую емкость.
- В некоторых случаях радиаторный узел снимать не надо, его достаточно отодвинуть немного в сторону. Это позволит получить доступ к кронштейну. Болты крепления откручиваются.
- Когда генераторный узел будет демонтирован, в сторону убирается приводной ремешок. Делается это осторожно, чтобы не повредить изделие. Если ремень износился, то целесообразно будет его сразу заменить.
Канал Master подробно показал процедуру демонтажа генераторной установки на автомобилях ВАЗ 2107 с целью ремонта агрегата.
Как устранить неисправности генератора ВАЗ 2107?
После того как снять генератор ВАЗ 2107 удалось, выполняется ремонт устройства. Процедура устранения неисправностей заключается в разборе агрегата и замене вышедших из строя компонентов на новые.
Алгоритм проведения ремонтных работ своими руками
Руководство по ремонту узла:
- Ключом выполняется откручивание гайки, фиксирующей вал генератора. Если она прикипела, то обрабатывается жидкостью WD-40. При выполнении задачи надо поддерживать ротор, чтобы не допустить его прокручивания.
- Затем вал убирается и производится снятие крыльчатки, этот элемент демонтируется с шайбами и шпонкой. После снятия вала надо отключить регулятор напряжения, для этого откручиваются болты, которые крепят разъем с проводкой. Сам штекер убирается в сторону. Потом регуляторное устройство извлекается с щеточным механизмом.
- После снятия регулятора выкручиваются гайки, посредством которых фиксируется крышка генераторного устройства. Этот элемент надо отодвинуть в сторону, после чего демонтировать втулку.
- Выполнив эти действия, автовладелец получает доступ к подшипниковому элементу, который подлежит диагностике. Надо провернуть устройство, но не снимать его. Если при проворачивании появляется люфт, то механизм меняется на новый, поскольку это свидетельствует о его износе. Для демонтажа используется ключ на 8.
- Роторное устройство извлекается из посадочного места. Для выполнения задачи понадобятся два деревянных бруска, они фиксируются рядом с задней крышкой. Используя выколотку, сделанную из металла, устройство выбивается из посадочного месте. Если при выполнении задачи крышка была повреждена, ее придется восстанавливать, для этого применяется точильный камень. Деревянные бруски должны быть небольших размеров.
- Следующим этапом будет проверка заднего подшипникового элемента. Диагностика выполняется аналогично, как с передней деталью, устройство прокручивается. Если зафиксирован люфт, деталь меняется на новую. Замене подлежат устройства, состояние которых в целом оценивается как плохое. Процедура снятия выполняется с применением съемника.
- Затем выполняется демонтаж диодного моста, для его снятия выкручиваются гайки, фиксирующие выводы, а также блок. После откручиваются винты, крепящие статорное устройство, и диодный мост извлекаются. Производится диагностика целостности обмотки моста, инструкция по выполнению этой задачи представлена выше. При наличии повреждений либо обрыва можно выполнить перемотку устройства, но лучше будет его заменить.
- Выкручивается последняя гайка, после чего автовладелец получает доступ к диодным элементам. Производится их проверка. Перегоревшие диодные компоненты подлежат замене, для этого лучше поменять мост в сборе.
- Последним шагом будет откручивание болта, фиксирующего конденсаторное устройство. Деталь демонтируется из посадочного места. После проверки ее можно оставить либо поменять на новую.
Павел Дорохов подробно рассказал о замене щеточного узла, а также подшипниковых устройств в генераторах ВАЗ.
Идеи для доработки генератора и их реализация
Единственный эффективный вариант доработать генератор на «семерке» — установить трехуровневое устройство для регулировки напряжения.
Это позволит обеспечить более стабильную работу электросети при высокой нагрузке, процедура замены выполняется так:
- От АКБ отключаются клеммы, выкручивается гайка М6 на устройстве. После отключения в сторону убирается колодка с проводами.
- Разъем с заземлением отсоединяется. Поддев три фиксатора, производится снятие пластикового кожуха установки.
- Откручиваются гаечным ключом два болта, крепящие агрегат. Штекер с проводкой отсоединяется и убирается в сторону. Выкручивается гайка М6. С использованием напильника производится доработка торцевой части дистанционной втулки. Эти действия дадут возможность обеспечения качественного контакта установки с мостом.
- Производится монтаж механизма со щетками на место регуляторного устройства. Для выполнения задачи технологическое отверстие, по которому проходят электроцепи, уплотняется, используется клей-герметик.
- После модернизации пластикового кожуха элемент ставится обратно.
- Выполняется прокладка нового провода по имеющейся линии. Кабель укладывается к месту размещения регуляторного устройства. Сама деталь закрепляется посредством хомутов. Для обеспечения качественного контакта прибора с «землей» (корпусом машины), возможна установка специального шунта. Эта деталь должна соединить корпус генератора с регуляторным устройством.
- Выполняется обратная фиксация электроцепей и запуск силового агрегата. Мотор надо завести обязательно, чтобы проверить работу установленного регуляторного устройства. При диагностике выполняется включение всех потребителей энергии. Надо активировать аудиосистему, оптические приборы, печку, систему обогрева стекол и т. д.
Канал Pushkin Garage кратко рассказал об установке генераторного устройства от модели Лада Приора на классические автомобили ВАЗ.
Замена генератора на ВАЗ 2107
Заменять устройство нужно в случае, если проведение ремонта не дало результатов. Выполнить задачу можно в гаражных условиях.
Какой генератор лучше поставить?
В штатных устройствах модели Г221 регуляторный элемент монтируется отдельно от щеточного механизма, что позволяет облегчить процедуру ремонта. К преимуществам стандартного агрегата относится удобство монтажа, потребителю не придется подгонять электроцепи для подсоединения. Но такой тип генераторов не может работать с высокой мощностью, максимальный заряд, который он позволяет обеспечить, составляет 42 ампера. Для современных АКБ этого недостаточно.
Генераторы модели Г222 предназначены для отечественных Нив, их мощность выше и составляет 50 ампер. Основное отличие заключается в использовании встроенного регуляторного устройства, которое установлено в сборе с щеточным узлом. Чтобы при монтаже модели Г222 не переделывать схему, на нее можно установить щеточный узел от штатного устройства.
Генераторы от «восьмерок» можно устанавливать на 2107, эти модели характеризуются мощностью 55 ампер. Крепления от ВАЗ-2108 подойдут для монтажа на «семерку», но проблемы могут возникнуть при подключении устройства. К штатному оборудованию подсоединяется четыре проводника, а на генераторе от 2108 их три.
Особенности использования «восьмерочных» генераторов:
- для подключения надо заизолировать проводник черного цвета;
- такое соединение приведет к постоянному горению индикатора АКБ, это говорит о заряде, а при разряде лампочка будет тухнуть;
- вместо обычного реле придется установить силовое.
Если нужно установить более мощное оборудование, то лучше выбрать модель 2107-3701010. Устройство разработано для ВАЗ 2107i и позволяет выдать 80 ампер мощности.
Как правильно установить новый генератор в автомобиль?
Процедура установки агрегата выполняется в обратной последовательности, при монтаже устройства надо правильно натянуть приводной ремешок:
- После установки ремня с использованием отвертки надо нажать на ветвь изделия посредине между шкивами. Нажимать надо только на боковых частях, снизу не нужно. Выполняется диагностика прогиба устройства. На участке между валом насоса антифриза и коленвала прогиб должен составить 1,2-1,7 см. Между валом насоса и генераторной установки прогиб должен быть в диапазоне 1-1,5 см.
- Если значение прогиба не соответствует стандарту, ослабляется гайка, фиксирующая устройство к регулировочной планке.
- Для увеличения натяжки с помощью монтажной лопатки агрегат отжимается от БЦ. Затем механизм удерживается, гайка фиксации агрегата в планке затягивается. Еще раз выполняется диагностика прогиба изделия.
Видео «Установка мощного генератора на ВАЗ 2107»
Пользователь Сергей Л продемонстрировал процедуру самостоятельной модернизации и установки мощного генераторного агрегата на «семерку» в гаражных условиях.
Загрузка …
Причина неисправности |
Метод устранения |
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы |
|
1. Проскальзывание ремня привода генератора |
1. Отрегулируйте натяжение ремня |
2. Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения |
2. Восстановите соединения |
3. Поврежден регулятор напряжения генератора лада классика |
3. Замените регулятор ваз 2105 |
4. Износ или зависание щеток генератора; окисление контактных колец |
4. Замените щеткодержатель со щетками; протрите кольца тряпкой, смоченной в бензине |
5. Обрыв или короткое замыкание на массу обмотки возбуждения генератора ваз 2107 |
5. Замените ротор ваз 2107 |
6. Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока |
6. Замените выпрямительный блок генератора ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107 |
7. Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора |
7. Замените статор генератора |
8*. Обрыв в цепи подачи напряжения от вывода «30» к штекеру «15» генератора |
8. Восстановите соединения, проверьте предохранитель «10» |
9*. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу «В» регулятора |
9. Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя ваз 2105 |
10**.Обрыв или короткое замыкание в дополнительных диодах выпрямительного блока |
10. Замените поврежденные диоды или выпрямительный блок |
Контрольная лампа не горит. Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы** |
|
1. Перегорела контрольная лампа |
1. Замените лампу |
2. Обрыв в цепи между выводом «30» и штекером «61» генератора |
2. Восстановите соединения, проверьте предохранитель «I0» |
3. Нет контакта между выводами «В» и «Ш» регулятора напряжения и выводами щеток (у генераторов выпуска до 1996 г.) |
3. Зачистите выводы «В» и «Ш» регулятора напряжения и выводы щеток, подогните выводы регулятора |
4. Отсоединился провод от вывода «В» щеткодержателя |
4. Присоедините провод |
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы |
|
1. Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом «Ш» и массой) |
1. Замените регулятор напряжения |
2*. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу «Ш» регулятора |
2. Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107 |
Повышенная шумность генератора |
|
1. Ослабла гайка шкива генератора |
1. Подтяните гайку |
2. Повреждены подшипники генератора ваз 2105 |
2. Замените подшипники |
3. Межвитковое замыкание (вой генератора) |
3. Замените статор |
4. Скрип щеток |
4. Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине |
Особенности генератора ВАЗ-2107, схема подключения к сети электропитания и зарядки — это то, что должен знать автомобилист. Если генерация напряжения прекращается, машина не может работать в течение длительного времени от одной батареи. Карбюраторные двигатели с бесконтактным зажиганием со средним уровнем заряда смогут прослужить не более одного дня поездки с выключенными огнями. Инжекторы будут работать без генератора в течение нескольких часов, так как двигатель насоса и ЭБУ потребляют большой ток.
Конструкция генераторов
Схема зарядки генератора ВАЗ-2107 практически такая же, как и на всех других автомобилях.
Проверенная и надежная конструкция в течение многих лет, которая содержит минимум элементов. А это значит, что ломать нечего. Генератор приводится в движение коленчатым валом двигателя с помощью гибкого ремня. Основные части электрической машины:
- Статор — это неподвижная часть, на ней имеется обмотка.Изготовлен из толстой медной проволоки.
- Ротор — подвижная часть генератора, на ней имеется обмотка возбуждения.
- Крышки из алюминия. Предназначены для центрирования ротора и установки дополнительного оборудования.
- Реле-регулятор. Позволяет корректировать напряжение на выходе генератора.
- Пояс. Необходимо перенести вращение с коленвала на ротор генератора.
- Блок полупроводниковых диодов и конденсаторов. Выпрямляет постоянное напряжение, в результате чего происходит избавление от переменной составляющей тока.
- Шкив и рабочее колесо. Дайте остыть корпусу.
Данная конструкция является не только генератором ВАЗ-2107. Схема его подключения мало чем отличается от используемой на более современных автомобилях иностранного производства. Конструктивно различные модели отличаются большими размерами обмоток, размерами генератора, наличием водяного охлаждения.
Ротор генератора
Схема генератора (инжектора) ВАЗ-2107 отличается от той, что используется на устаревших карбюраторных двигателях. Одно из отличий состоит в том, что дизайн более современный и способен производить больше тока. Ротор содержит обмотку возбуждения, которая создает вокруг себя постоянное магнитное поле. И это одно из условий работы генераторной установки. Второе условие — движение. Другими словами, если напряжение подается на обмотку возбуждения, но ротор не вращается, генерирование тока не происходит.Как только ротор начнет двигаться, на обмотке статора немедленно появится переменное напряжение.
Статор генератора
Статор является неподвижной частью генератора, которая с помощью кронштейнов закреплена на блоке двигателя. Обмотка на сердечнике из трансформаторной стали. Когда устройство работает, в обмотке появляется электродвижущая сила. Один маленький нюанс — три обмотки статора на статоре, следовательно, вырабатывается трехфазное напряжение.Посредством такой схемы можно уменьшить пульсации тока во время работы. Но это также требует нескольких этапов преобразования, более сложной схемы выпрямителя.
Регулятор напряжения
Карбюраторная схема генератора ВАЗ-2107 с двигателями старого образца состояла из стабилизатора напряжения дистанционного типа.
Отдельно в подкапотном пространстве была коробка с устройством. Регуляторы могут быть следующих типов:
- Регулируемые — возможность переключения на «зиму» и «лето».В первом стабилизирующее напряжение немного выше, чем во втором. Относится к классу электрических бесконтактных устройств.
- Нерегулируемый — состоит из цепи на полупроводниковом кристалле или нескольких элементов. Это также бесконтактный электрический прибор.
- Механический вид состоит из электромагнитных реле и сопротивления. Он не использовался в течение длительного времени, поскольку степень надежности крайне низкая.
Использование регулятора напряжения, постоянное питание обмотки возбуждения.Ведь есть одна особенность генераторных установок: если магнитное поле ротора изменяется, напряжение на выходе устройства будет пропорционально меняться. Частота и ток останутся прежними. На современных модификациях автомобилей используются реле-регуляторы в сочетании с щеткодержателем. Стоимость такого устройства значительно ниже.
Диодный блок и конденсатор
Блок диодов в цепи зарядки аккумулятора от генератора ВАЗ-2107 состоит из шести полупроводников, установленных на подковообразной пластине.Он установлен на задней крышке и позволяет с его помощью охлаждать диоды. Полупроводники преобразуют трехфазное переменное напряжение в постоянное однополярное.
В некоторых конструкциях еще два дополнительных полупроводника, предназначенных для защиты от перенапряжения. Но на автомобилях ВАЗ-2107 такие схемы не используются, так как они усложняют конструкцию.Использование конденсатора в задней части устройства позволяет избавиться от переменного компонента на выходе генератора. Проблема в том, что после выпрямления все равно будет незначительная пульсация переменного тока.Конденсатор в заменяющей цепи работает как проводник, когда течет переменный ток, и как разрыв при постоянной. Другими словами, согласно теореме Кирхгофа, вся переменная компонента будет просто замкнута и дальше не пройдет.
Генератор и аккумуляторная батарея
Аккумулятор и генератор ВАЗ-2107 подключаются по схеме очень просто. От выходной мощности генератора есть один толстый провод к положительной клемме аккумулятора. Минус это кожух двигателя и кузов автомобиля.Напряжение на регулятор поступает через блок с лампой и диодом, установленным на приборной панели. Когда питание полевой обмотки прекращается, в устройстве загорается лампа с красным значком батареи.
Когда двигатель остановлен, весь аккумулятор питается от аккумулятора. При запуске двигателя генератор включается. А текущего уровня достаточно, чтобы удовлетворить потребность как в зарядке аккумулятора, так и в питании всех потребителей. С помощью регулятора можно поддерживать напряжение на одном уровне независимо от скорости вращения ротора.Если бы не реле-регулятор, напряжение варьировалось бы в диапазоне 12-30 вольт.
,ГенераторГенератор 14v 52a Bpa02003 G222.3701 для Ваз 2104 2105 2107
ГЕНЕРАТОР ГЕНЕРАТОРА 14V 52A BPA02003 G222.3701 2105.3701 2107.3701 для ВАЗ 2104 2105 2107
Описание продукта
Номер модели. | BPA02003 | Марка | БИЛД |
Напряжение | 14 В | Ток | 52A |
Ведущее время | 1 0003 Гарантия 000000 | ||
Приложение | ВАЗ | Порт | Нинбо / Шанхай |
О нас
Производство
,