золить — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
зо-ли́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b.
Корень: -зол-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
омофоны: залить
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- обрабатывать шкуры в специальном растворе для удаления шерсти ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- рег. кипятить в воде с золой (бельё, пряжу) ◆ Но через несколько часов мать Варнавки, просвирня Василиса Леонтьевна, прибегает ко мне в слезах неутешных, пала на пол и, скорбя и не желая успокоиться, говорила, что лекарь с городничим, вероятно по злобе к её сыну или в насмешку над ним, подарили ему оного утопленника, а он, Варнавка, по глупости своей, этот подарок принял, сварил мертвеца в корчагах, в которых она доселе мирно золила свое бельё, и отвар вылил под апортовую яблоньку, а кости, собрав, повез в губернский город, и что через сие она, эта добрая, но глупая вдовица, опасается, что её драгоценного сына возьмут как убийцу, с костями сего человека, которого он повёз в своей пустой, как его голова, наволочке.
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Список всех слов с корнем «зол⁽ʲ⁾-» | [править] | |
---|---|---|
|
Этимология[править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Анаграммы[править]
Библиография[править]
Малозольные масла. Практика применения
Моторные масла с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной зольности появились достаточно давно. Международная классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA выделяет для них специальный класс. Сегодня мы разберемся, на что влияет сульфатная зольность, сера и фосфор в моторных маслах и почему малозольные масла становятся все более востребованными. Разобраться в данном вопросе нам помогут специалисты компании Liqui Moly, ведущего немецкого производителя моторных масел и автохимии.
Сульфатная зольность характеризует масло по количеству металлосодержащих присадок, которые влияют на объем шлаков, образующихся при сгорании топлива. Для установления этого показателя масло в лабораторных условиях нагревают до температуры около 775 °C, получившийся остаток обрабатывают серной кислотой — до тех пор, пока зола не перестанет уменьшаться.
Эта зола содержит соединения фосфора, серы, цинка и других металлов. Высокая зольность может привести к отложениям в двигателе и в выхлопной системе. Но при этом данные химические элементы содержатся в присадках, которые защищают двигатель от износа, моют его, не дают маслу пениться, появляться коррозии, увеличивают срок службы масла и т. д.
Единицей измерения принято считать процентное соотношение несжимаемой золы и изначальной массы масла. Чем выше содержание присадок, тем больше уровень зольности, при этом избыток или низкое содержание металлических компонентов негативно сказывается на работе двигателя. Большое количество отложений может спровоцировать повышение температуры в двигателе либо привести к прогару выпускных клапанов или поршней из-за раннего воспламенения топлива. Фосфор, сульфатная зола и сера способны негативно повлиять на работу систем нейтрализации выхлопных газов.
Малозольные моторные масла при работе в современных двигателях со сложными системами нейтрализации выхлопных газов способствуют уменьшению уровня токсичных веществ почти на 80 %. А это значит, что в скором времени все или почти все владельцы новых автомобилей и производители масел перейдут на малозольные моторные масла, ведь катализаторы для бензиновых двигателей принципиально изменились с 90-х годов.
Так, в современных автомобилях системы нейтрализации отработанных газов могут самоочищаться, сжигая сажу, но справиться с золой, содержащей в себе большое количество твердых несгораемых частиц, не так уж и просто. От этого страдают и ячейки сажевых фильтров, забиваясь отложениями. Существует мнение, что по вине несгораемых частиц в масле образуются царапины на стенках цилиндров. Об этом и о современных малозольных маслах мы поговорили с техническим специалистом Liqui Moly, Алексеем Исаченковым.
— На что влияет сульфатная зольность?
— Существует оксидная зольность и сульфатная зольность. Оксидная зольность относится к компрессорным маслам. Параметр сульфатной зольности для моторного масла косвенно показывает содержание металлосодержащих присадок.
— Какое масло можно считать малозольным?
— Это зависит от конкретного класса. Например, в классе ACEA С3 допускается не более 0,8 %. Масла называют малозольными, подразумевая, что они относятся к какой-то категории: либо Mid SAPS, либо Low SAPS. Малозольное масло — это не научный и не технический термин.
— Какое масло у Liqui Moly относится к малозольному?
— В первую очередь это серия масел Top Tec, но также масло Low SAPS, Mid SAPS присутствует в сериях Special Tec и Synthoil.
— Малозольные масла появились из-за экологических требований и применения в автомобилях сложных нейтрализаторов и сажевых фильтров?
— Если говорить про масла Low SAPS, то они действительно появились из-за требований к совместимости с системами нейтрализации выхлопных газов. Впервые в истории ограничения в масле коснулись содержания фосфора из-за окислительных нейтрализаторов с платиной. Появились такие катализаторы вследствие введения норм Евро 3. Атомы фосфора при взаимодействии с платиной дают невосстановимые вещества, от чего окислительные катализаторы быстро выходят из строя.
Для современного бензинового двигателя с многокаскадной системой очистки выхлопа необходимо строго малозольное масло. При работе современных дизельных двигателей, где установлен сажевый фильтр, в атмосферу поступает меньшее количество окислов азота. Это связано в первую очередь с тем, что в таких двигателях искусственно снижается температура в камере сгорания и ограничиваются параметры распыла топлива. Побочным продуктом такой работы является образование сажи в выхлопе.
Для таких двигателей желательно применять масло с малым количеством cеры, фосфора и металлосодержащих присадок, поэтому под нож попадают в первую очередь моющие щелочные присадки. Часть щелочных присадок переводится на неметаллическую основу. Они чуть менее стойкие и более дорогие, но если заливать в бак малосернистое дизельное топливо, то нагрузка на масло сильно сокращается.
В современных грузовых автомобилях установлены сажевые фильтры и системы нейтрализации отработанных газов, где используются жидкости AdBlue (более известны как «мочевина»), в результате почти нет проблем по закислению масла, а окислы азота восстанавливаются в выхлопе. Достигается оптимальный режим в камере сгорания, при этом конструкция двигателя нацелена на максимально низкий расход топлива и на достижение максимального КПД без роста выбросов в атмосферу.
В таких двигателях малозольные масла очень долго работают. Есть примеры, где интервал замены масла на грузовых автомобилях составляет 100 тыс. км, но при условии, что режим движения исключительно междугородный. Первой на такой интервал выходила Scania, у которой щелочность масла была выше 16, сульфатная зольность была 1,6 и выше. Это требование производителя, поскольку они устанавливают регламент по замене масла. В свою очередь, в бензиновых двигателях образование окислов азота из-за высокой температуры неизбежно, уже в некоторых странах на бензиновые двигатели стали устанавливать сажевые фильтры.
Отдельно я выделю азиатские автомобильные бренды, где в трехкомпонентных нейтрализаторах для восстановления окислов азота применяется родий (металл платиновой группы), который тоже не любит фосфор. Поэтому в нормах ILSAC фосфор нормируется еще строже, зато не ограничена сульфатная зольность.
В случае выхода из строя многоступенчатых систем нейтрализации выхлопа, стоимость замены сопоставима со стоимостью двигателя. В нашей стране очень редко меняют такие системы, обычно сажевый фильтр и нейтрализатор варварски удаляют из автомобиля. Такое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к побочным последствиям: помимо увеличения выбросов в атмосферу в таких автомобилях увеличивается расход топлива и они склонны к накоплению топлива в моторном масле.
— Почему большинство людей рекомендуют использовать обычные полнозольные масла?
— Моющие свойства маслу обеспечивают щелочные присадки. Почти всегда это различные соединения металлов. Исключением являются щелочные присадки на основе органики, но их применяют достаточно редко из-за высокой стоимости и малой стойкости. Самые массовые моющие присадки — это химические соединения кальция, противоизносные присадки содержат цинк, противозадирные присадки содержат фосфор.
Полнозольное масло лучше моет, лучше защищает от износа, но, правда, само дает больше отложений при попадании в камеру сгорания. Поэтому всегда нормы сульфатной зольности должны быть грамотно подобраны. Для старых автомобилей необходимо масло с высокой щелочностью, а малозольное масло в таких двигателях будет иметь не очень большой срок службы.
Стоит также учитывать регионы, где эксплуатируют автомобиль. В странах, где продают бензин не выше класса Евро 3, стоит сократить интервалы замены масла. Если при такой эксплуатации менять масло раз в 15 тыс. км, то за первую половину пробега кислоты «съедят» щелочные присадки, после чего будет закисляться база, что приведет к образованию шлама в двигателе.
Но бывают исключения. Когда, к примеру, малозольное масло необходимо заливать даже в двигатели старой конструкции, а именно в ситуации, когда в качестве топлива используется газ. В двигателях, переведенных на работу с бензина на газ, меняется характер горения в цилиндрах. Полнозольные масла могут давать очень большое количество отложений в зоне поршневых колец, ведь топливо изначально газообразное и до момента сгорания оно может реагировать по-другому с различными присадками. Поэтому во избежание износа шатунно-поршневой группы лучше использовать любое масло Liqui Moly из серии Top Tec. Можно также использовать масло Optimal 5w-30, которое не является полностью малозольным, но благодаря использованию современного пакета присадок не дает отложений в газовых двигателях. В таких маслах мы на канистре, прямо на этикетке указываем яркую аббревиатуру SNG (компримированный (сжатый) природный газ (метан)) и LPG (сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан)).
— Как малозольные масла влияют на работу современных двигателей?
— Необходимо обязательно выделить проблемы LSPI (Low Speed Pre-ignition), когда речь идет о нежелательном раннем зажигании. Эти проблемы касаются малообъемных двигателей, оснащенных турбокомпрессорами и прямым впрыском топлива. В подобных двигателях опасно заливать масло с большим содержанием кальция. Так, General Motors в своих моделях требует применять dexos 1 Generation 2, и на основе этого допуска вышел стандарт API SN plus. Поэтому правильно подобранное масло помогает предотвратить LSPI. Там, где малозольные масла рекомендуют автопроизводители, без них не обойтись.
— В двигателях с алюминиевыми блоками с никасиловым и алюсиловым покрытием необходимо применять исключительно малозольное масло?
— Изначально эти покрытия применялись в мотоциклетных двигателях, а мотоциклетные масла не отличаются малозольностью. В современных автомобилях лучше не играть с выбором масла. Например, «Мерседес» в легковой линейке AMG и Brabus требует строгого применения масла с допуском 229,5, а это полнозольное масло со щелочью около 10. В таких двигателях процесс горения настроен именно так, чтобы обеспечивать максимальную отдачу мощности, но при этом автомобили должны укладываться в экологические нормы.
Чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда потребитель заливает масло, неправильно подобранное к автомобилю или к условиям эксплуатации. Если в автомобиль не внесены изменения в конструкцию, то мы рекомендуем заливать исключительно тот класс масла, который установил автопроизводитель, но, учитывая некоторые регионы эксплуатации в России, иногда мы рекомендуем сократить сроки замены масла по следующим причинам:
1) на рынке еще встречается контрафактное или некачественное топливо. Бывает, что топливо, не предназначенное для автомобилей, попадает на автозаправки и продается как сортовое автомобильное топливо. Мошенники, добавляя в топливо для разной спецтехники различные присадки, умудряются даже получить паспорт качества какого-нибудь НПЗ;
2) в случаях продолжительной работы двигателя на холостом ходу. Это касается зимней эксплуатации. Например, 20 минут такой эксплуатации эквивалентно 100–150 км пробега для автомобильного масла и шатунно-поршневой группы, и к концу межсервисного пробега при такой эксплуатации масло уже не обеспечит должную защиту. Многие автопроизводители даже указывают необходимость сокращать сроки замены масла в 2 раза при длительных прогревах двигателя.
Подробнее о хороших растворителях читайте в статье — «Выбор растворителя. Растворитель «советского» типа».
Рекомендованные статьи
технические характеристики, расшифровка, применение, вязкость
 Технические характеристики масла М10ДМ отечественного производства ничем не уступают западным смазочным материалам. Продукт отличается универсальностью, малой зольностью и антикоррозийностью.
Масло моторное М10ДМ предназначено для смазки запчастей карбюраторного агрегата и двигателя повышенной мощности. Оно предназначено для использования в автомобилях, для которых производитель не указал характеристику топлива и необходимое содержание серы.
Продукт отлично работает в высоко форсированных моторах бульдозеров, производственных машин, трубоукладчиков, которые испытывают большие нагрузки.
Смазочный материал подходит для двигателей сельскохозяйственной, магистральной и строительной спецтехники, лесовозов и самосвалов, работающих в карьерах.
Масло М10ДМ идеально подходит для междугородных автопоездов, тягачей и автобусов, допустимо его использование в дизелях и генераторах стационарного типа.
Кроме того, оно применяется в энергогенерирующем оборудовании в стационаре и морских системах.
Масло отлично ведет себя при максимальных нагрузках на протяжении длительного времени, а также при неблагоприятной погоде.
Продукт обладает хорошими очищающими характеристиками, гарантирующими защиту деталей от изнашивания и коррозии.
М10ДМ предотвращает вспенивание на протяжении длительного срока.
Реализуется в металлической или полиэтиленовой бочке, евро канистре, бидоне или таре покупателя.
Наиболее часто используется для марок машин КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ, ИКАРУС.
Характеристика
Продукт производится согласно ГОСТ 8581-78, в котором подробно описаны требования к производству масла. Эта информация дополняется не исследуемыми величинами в описании производителя.
При производстве масла использовались передовые исследования и разработки, основанные на комплексном тестировании продуктов нефтепереработки. Поэтому масло М10ДМ соответствует, а по некоторым показателям превосходит требования ключевых отраслевых спецификаций ведущих мировых производителей.
Ключевые характеристики продукции:
- Зольность, последняя буква «м» в маркировке обозначает, что оно является малозольным. Это качество обеспечивает чистоту двигателя, а также медленное образование сажи;
- Цифра 10 — кинематическая вязкость в применении при температуре 100°C. Попадание в диапазон 9,3-11,5 сСт говорит о соответствии стандарту качества;
- Класс масла «Д», что указывает на то, что его нельзя использовать в двигателях с прямым впрыском и сажевыми фильтрами;
- Температура вспышки 220-225°C, застывания -18°C. Подобный диапазон подтверждает хорошую стойкость к воспламенению и пониженному расходу на угар.
- Пакет присадок масла имеет в составе добавки из кальция, фосфора и цинка. Этот набор дает средний противозадирный и моющий результат;
- Вязкость 90-100 единиц, достаточно низкий показатель. Щелочное число 8 мгКОН/г, высокий уровень, обеспечивающий отличные свойства по удалению шламовых отложений.
Продукт имеет высокие эксплуатационные свойства, он снижает оседание шлама, зольных отложений на поршнях и лаков. Подобный эффект позволяет мотору показывать отличные пусковые свойства. Оно быстро распределяется по важнейшим подвижным частям двигателя, невзирая на погодные условия.
Смазка гарантирует защиту и стабильность работы в различных климатических зонах.
Особенности применения и замены масла
Область использования – простые бензиновые моторы, в которых отсутствует катализатор и турбины. Летом оно заливается в высокофорсированный двигатель, работающий на дизеле или бензине. В зимний период помещается в среднефорсированный мотор грузовых машин или тракторов. На форсированном режиме эксплуатации исходные характеристики сохраняются даже в течение долгого периода времени.
Замена масла должна производиться через каждые 2 тыс. км пробега. Смазочные материалы являются горючими, поэтому в мастерской не должно быть открытого огня.
Вскрытие упаковки должно производиться аккуратно, чтобы избежать возникновения искр.
В случае возгорания тушение производится водой или углекислым газом.
При безопасной эксплуатации и соблюдения техники безопасности, смазка не имеет опасности для здоровья.
При замене расходного материала необходимо одевают специальные перчатки. Открытые поверхности тела должны быть закрыты, чтобы избежать попадания масла на кожу.
После применения остатки изымаются из автомобиля и собираются в герметичную емкость, которая направляется к месту переработки. Ни в коем случае нельзя выливать масло на землю или в воду.
Хранение тары с материалами осуществляется при температуре до 60°C, в закрытом помещении и защите от солнечных лучей.
Необходимо избегать попадания в тару воды.
Плюсы и минусы
Масло М10ДМ демонстрирует стойкость к окислению и нитрованию, противоизносные и противозадирные свойства на гильзах двигателей. Малозольный состав и присадки улучшает работу свечей зажигания и производительность, а также способствует чистоте деталей. Продукт отличается большим количеством несомненных достоинств для потребителя:
- Антикоррозийные и антитермоокислительные характеристики;
- Отличные смазочные свойства;
- Отсутствие негативного действия на сальники и уплотнители. защита от нагароотложений;
- Улучшенные диспергирующие характеристики;
- Стойкость к образованию пены;
- Гарантия до 5-ти лет;
- Безопасность применения.
Несмотря на большое количество плюсов масла М10ДМ, оно имеет ряд явных недостатков, которые отмечают пользователи:
- Солидный процент щелочи, отрицательно сказывающийся на состоянии деталей поршневой группы;
- Повышенный процент угара;
- Необходимость более частой замены масляного фильтра;
- Фактический срок службы ниже заявленного.
Смазочный материал отечественного производства отличается отличным соотношением «цена-качество» и поэтому востребован среди автолюбителей. Его незначительные недостатки определенно нивелируются эксплуатационными характеристиками и оптимальной ценой. Эти преимущества позволяют маслу М10ДМ конкурировать с импортными аналогами.
Зольность моторного масла. На что влияет этот параметр?
Большинство автомобилистов ориентируется в базовых маркировках моторных масел, таких как вязкость по SAE, класс по API или ACEA. Однако по поводу такого показателя, как сульфатная зольность, помимо часто встречающихся правильных предположений, встречается и несколько ошибочных мнений. О том, что такое зольность масла и на что влияет этот показатель, расскажем ниже.Понятие сульфатной зольности и градация масел по этому параметру
Сульфатная зольность – это содержание в процентах от общей массы смазочного материала различных твёрдых органических и неорганических соединений, образующихся после сжигания масла. Именно этот параметр учитывается сегодня чаще всего, хотя существуют и другие разновидности зольности, рассматриваемые при исследовании смазок.
Сульфат – это по определению соль серной кислоты, химическое соединение, имеющее в своём составе анион –SO4. Эта часть названия пошла от метода подсчёта золы в моторном масле.
Исследуемую на зольность смазку в лабораторных условиях сжигают при высоких температурах (около 775 °C) до образования твёрдой однородной массы, а затем обрабатывают серной кислотой. Полученное многокомпонентное вещество снова прокаливают до тех пор, пока его масса не перестанет уменьшаться. Этот остаток и будет той золой, которая является несжигаемой и будет оседать в двигателе или системе выпуска. Её массу соотносят с изначальной массой опытного образца и подсчитывают процентное соотношение, которое и является единицей измерения сульфатной зольности.
Сульфатная зольность масла – это в общем случае показатель количества противоизносных, противозадирных и других присадок. Изначально зольность чистой масляной базы, в зависимости от природы её происхождения, обычно не превышает 0,005%. То есть на один литр масла приходится всего 1 мг золы.
После обогащения присадками, содержащими кальций, цинк, фосфор, магний, молибден и другие химические элементы, сульфатная зольность масла значительно возрастает. Повышается его способность при термическом разложении создавать твёрдые, несгораемые частицы золы.
Сегодня классификация по ACEA предусматривает три категории смазочных материалов по показателю зольности:
- Full Saps (полнозольные смазки) – содержание сульфатной золы 1-1,1% от общей массы масла.
- Mid Saps (среднезольные масла) – для продуктов с этой формулировкой процент золы находится на уровне от 0,6 до 0,9%.
- Low Saps (малозольные смазочные материалы) – золы меньше 0,5%.
Существует международная договорённость, согласно которой содержание золы в современных маслах не должно превышать 2%.
На что влияет сульфатная зольность?
Высокая сульфатная зольность говорит о богатом пакете присадок. Как минимум, в маслах с высокой зольностью большое содержание моющих (кальциевых), противоизносных и противозадирных присадок (цинково-фосфорных). Это означает, что более обогащённое присадками масло при прочих равных (одинаковой базе, сходных условиях эксплуатации, равных интервалах замены) будет надёжнее защищать мотор при высоких нагрузках на него.
Сульфатная зольность напрямую определяет количество образовывающихся в двигателе несгораемых, твёрдых частиц золы. Не путать с сажевыми отложениями. Сажа, в отличие от золы, способна выгорать при высоких температурах. Зола – нет.
Зольность в большей мере влияет на защитные и моюще-диспергирующие свойства моторного масла. Эта характеристика косвенно связана с другим важным оценочным критерием моторных масел: щелочным числом.
Какая зольность масла лучше для двигателя?
Сульфатная зольность – это неоднозначная характеристика моторного масла. И воспринимать её как только положительную или только отрицательную нельзя.
Повышенное содержание сульфатной золы приведёт к следующим негативным последствиям.
- Повышенный выброс твёрдой, несгораемой золы в выпускной коллектор, что негативно скажется на ресурсе сажевого фильтра или катализатора. Сажевый фильтр способен пережечь с образованием окисей углерода, воды и некоторых других компонентов лишь углеродистую сажу. Твёрдая органическая зола нередко оседает на стенках сажевого фильтра и прочно там закрепляется. Полезная площадь работы основания фильтра уменьшается. И однажды он попросту выйдет из строя, если систематически лить в двигатель масло с высоким содержанием золы. Похожая ситуация наблюдается и с катализатором. Однако скорость его засорения будет ниже, чем для сажевого фильтра.
- Ускоренное образование нагара на поршнях, кольцах и свечах. Закоксовка колец и поршней напрямую связана с высоким содержанием золы в масле. Низкозольные смазки после выгорания оставляют в несколько раз меньше золы. Образование твёрдых зольных нагаров на свечах приводит к калильному зажиганию (несвоевременному поджиганию топлива в цилиндрах не от искры свечи, а от раскалённой золы).
- Ускоренный износ двигателя. Зола обладает абразивным действием. В обычных условиях это фактически никак не сказывается на ресурсе мотора: она почти полностью вылетает в выхлопную трубу без ущерба для поршневой группы. Однако в ситуациях, когда двигатель берёт масло на угар, и при этом работает система ЕГР – абразивная зола будет циркулировать между камерами сгорания. Медленно, но уверенно снимая металл с цилиндров и поршневых колец.
Подводя итог, можно сказать так: повышенная зольность масла для простых двигателей, без катализаторов и сажевых фильтров, – это скорее хорошо, чем плохо. Но для современных моторов классов ЕВРО-5 и ЕВРО-6, оснащённых сажевыми фильтрами и катализаторами, высокая зольность приведёт к ускоренному износу этих дорогих агрегатов авто. Для экологии тенденция такая: чем ниже зольность, тем меньше загрязняеться окружающая среда.
Сага о масле. Глава 9. Мифы про зольность. Ч.1
Привет моим самым стойким читателям и любителям йоги для мозгов.
Один из самых неоднозначных параметров масла – зольность, т.е. сколько в масле минеральных солей. Чтобы было понятно – зольность масла это как жесткость воды. Что остается на чайнике после кипячения воды из-под крана? Правильно, налет. Налет из карбонатов. Так и масло – если выпарить при 600 град., останется горстка «золы». Содержание этой золы в процентах по массе и есть зольность.
Бывают масла полнозольные и с пониженным содержанием золы – средне- и малозольные.
Полнозольные масла (High SAPS) имеют зольность >1-1,1% от массы
Малозольные масла (Low SAPS) имеют зольность 0,5% и менее
Между ними – среднезольники (Mid SAPS) 0,6-0,9%.
Какое масло перед нами, можно понять по допуску:
АСEA A3 это полнозольники.
ACEA C3 и С2 это среднезольники.
ACEA C1 и С4 это малозольники.
С1, С2, С3, С4 часто обобщают в категорию «малозольники».
Какие лучше – в этом и разберемся.
Я уже поднимал эту тему, но по мере изучения вопроса появились новые важные нюансы.
Во-первых, не совсем ясно по аналогии как с яйцом и курицей: низкая зольность появилась как дань экологии в ущерб другим свойствам или это закономерный этап развития и совершенствования масляных рецептур?
Во-вторых, в Тырнете на эту тему много словоблудия, читать которое поначалу интересно, но… в конечном итоге совершенно бесполезно, ибо существует 2 мифа:
Миф Первый.
Зольность отражает содержание присадок – прежде всего моющих и противоизносных. Чем больше – тем лучше.
Миф Второй.
В двигатели с алюминиевыми блоками нужно лить только малозольные масла, потому что поверхность цилиндров для увеличения прочности (алюминий мягкий!) имеет то или иное покрытие, которое не любит серу и разрушается.
Разберемся во всем этом. Начну с мифа №2.
Предупреждаю, что знаний в области моторостроения у меня несравнимо меньше чем в химии, поэтому прошу не стесняться и поправлять если где-то написал неправильно.
Итак,
Часть 1. Про люминь.
Чтобы внутренняя поверхность цилиндров была прочная, ее можно покрыть никелем, кремнием, титаном или залить гильзы цилиндров из чугуна – вариантов придумано много:
1. Алюсил и ему подобные.
Просто догадаться из названия «Alusil», что это соединение алюминия Al с кремнием Si, технология придумана немцами из фирмы Kolbenschmidt. Аналогичное покрытие другой немецкой фирмы Mahle называется Silumal.
Вот так это выглядит:
… здесь видно как кристаллы кремния (на снимке выпуклые) лежат в кристаллической решётке алюминия. Как так выходит? Очень просто: в алюсиле доля кремния 17%, а по законам физики-химии при охлаждении расплава с содержанием кремния более 13% последний уже не может вступать в соединение с алюминием и откладывается в виде кристаллов в «пустотах» кристаллической решетки сплава.
Затем после механической обработки поверхность цилиндров дополнительно обрабатывают химическим травлением: кислота, взаимодействуя преимущественно с алюминием, «вымывает» его слой толщиной несколько микрон, оставляя на поверхности лишь кристаллы кремния. Это и защищает поверхность от износа.
2. Локасил (фирма Kolbenschmidt)
Технология такая: частицы кремния вкладываются в литейную форму и «впрессовываются» в блок цилиндров.
Темная полоса в стенке цилиндра – это «впрессованный» под давлением кремний.
3. Никасил и ему подобные.
На поверхность цилиндра наносится гальваническим способом слой никеля и карбида кремния (Ni-SiC). Технология называется Galnikal® (фирма Kolbenschmidt) и Nikasil® (фирма Mahle).
Преимущества – никелевый слой очень гладкий. Здесь нет графитовых жил как в чугуне и выступающих кристаллов кремния как в Алюсиле, а это значит что оптимальнее объем масла, остающегося на рабочей поверхности цилиндра. Посмотрите еще раз структуру поверхности Алюсила – и ясно, почему для алюсиловых двигателей допускается жор масла до 1л/1000км!
Есть и недостатки Никасила: затраты на гальванические ванны и утилизацию никелевых отходов, но самое главное – и обсуждения на эту тему легко найти на форумах в инете – при коротких поездках масло не успевает прогреваться, на поверхности цилиндра появляется конденсат, и если использовался бензин ниже евро-4, образующаяся при сжигании топлива сера вступала в реакцию с конденсатом и получается серная кислота. Кислота приводит к коррозии и даже отделению никелевого слоя. Поэтому никасил в основном применялся в одноцилиндровых мотоциклетных движках и в единичных случаях в многоцилиндровых.
коррозия никасила
Как известно, сера содержится не только в бензине, но и в моторном масле, а масло частично может попадать в камеру сгорания, особенно на моторах с непосредственным впрыском и с большим пробегом из-за увеличения зазоров.
Не секрет, что у двигателя моей Фабии 1.2 CGPA алюминиевый блок цилиндров, но я точно не знаю, какое там покрытие. (Кто знает – пишите!) Поэтому… начинаем урок химии! Тема: сера и ее взаимодействия с алюминием, кремнием, никелем. =)
Алюсил, Локасил и им подобные: в данном случае поверхность цилиндра содержит Al и Si. Точнее их оксиды.
Al достаточно стоек к коррозии. Его стойкость повышается в сплавах с небольшим содержанием магния (в алюсиле как раз около 1% Mg). НО:
= коррозия алюминия не наблюдается только в тех средах, где на поверхности металла образуется защитная оксидная пленка
= оксид алюминия на поверхности металла образуется только в интервале рН от 3 до 9!
Сравним pH масел (результаты замеров из Авторевю):
Полнозольные с высоким щелочным числом имеют pH около 7-8, а малозольные с более низким щелочным – около 9. Таким образом, условия для образования оксидной пленки будут на любом масле, тем более что со временем кислотность масла неминуемо растет (pH соответственно падает).
Что касается серы и серной кислоты:
НО: реакция с разбавленной серной кислотой идет при концентрациях более 10% (максимальная растворимость наблюдается в 80 %-ной серной кислоте). А на поверхности цилиндра какая может быть концентрация?
А какое вообще содержание серы в масле?
Сразу примечание: сульфатная зола это не содержание сульфатов и сульфидов! Она так называется, потому что по ГОСТу 12417 масло сжигают до золы и потом обрабатывают серной кислотой, прокаливают и взвешивают. Зольность это показатель содержания металлосодержащих присадок (разные соли натрия, бария, кальция, магния, калия, цинка и др). К содержанию серы она не имеет прямого отношения, потому что соли это не только сульфаты!
На самом деле, сера в масле – это сера, которая содержится в базовом масле, + сульфаты, сульфиды, сульфонаты в присадках. Например, если масло сделано на базе с большой долей I группы (неглубокая очистка нефти), то при прочих равных в нем будет больше серы, чем в гидрокрекинге глубокой очистки VHVI или в масле на GTL. Базы ПАО вообще не содержат серу.
А теперь сравним содержание серы в полнозольниках и малозольниках, да еще и на разных базах. И в этом нам помогут анализы с oil-club.ru.
Итак, образцовые полнозольники 0W-40:
Addinol Superior 040 0W-40 зола сульфатная 1,14%, сера 0,215%. База с ПАО.
Мобил1 0W-40 зола сульфатная 1,37%, сера 0,243%. База в основном гидрокряк.
В данном примере база ПАО (не содержат серу!) дает преимущество по сравнению с кряковым мобилом всего на… 0,028% серы по массе! Решим задачку сколько это в граммах:
Плотность масла около 850 г/л
Объем масла в моей машине 3 литра
В Аддиноле меньше серы на 0,00028*850*3 = 0,714 г. И это в объеме всего масла, а локально в цилиндрах разница превращается в мизер.
Сравните: бензин Евро-3 содержит до 150 мг/кг серы, бензин Евро-4 до 50 мг/кг серы, Евро-5 – не более 10 мг/кг. Если, например, за 10тыс км сжечь 1000 кг бенза, то разница между евро-3 и евро-5 в содержании серы будет до 140 г
Вывод: качество бензина имеет куда большее значение, чем содержание серы в масле.
А вот Motul X-max 0W-40 зола сульфатная 0,812%, сера 0,279%. База гидрокряк с ПАО.
Сравним с тем же мобилом – в мотюле на ПАО да с меньшей зольностью – серы больше!
Пройдемся по 5W-40:
Типичный и недорогой полнозольник –
Лукойл Люкс Синтетика 5W-40 SN зола сульфатная 1,18%, сера 0,259%. База гидрокряк.
Два полнозольника с очевидно разным качеством базы –
Liqui Moly Leichtlauf High Tech 5W-40 зола сульфатная 1,25%, сера 0,270%. База гидрокряк.
Gulf Formula GX 5W-40 зола сульфатная 1,25%, сера 0,414%. База гидрокряк.
Полнозольник, не похожий на других –
Ravenol VST 5W-40 зола сульфатная 1,03%, сера 0,296%. База с ПАО.
Как видим, закономерности… никакой нет.
Теперь глянем на 5W-30:
Отличный среднезольник с уникально низким содержанием серы –
Fuchs Titan GT1 Pro C3 5W-30 зола сульфатная 0,62%, сера 0,185%. База ПАО+Эстеры.
Хороший полнозольник (к слову, полнозольников мало осталось в данной категории вязкости) –
Shell Helix НХ8 Synthetic 5W-30 зола сульфатная 1,18%, сера 0,376%. База гидрокряк (+GTL?).
Сейчас можно было бы подумать, что чем больше ПАО и меньше зольность, тем меньше серы и тем лучше масло вообще… Но по предыдущим примерам вы уже знаете что это не всегда так.
А теперь внимание вопрос: реально ли даже с маслом Gulf с его неприлично большим содержанием серы аж 0,414% получить концентрацию серной кислоты >10%, пусть даже локально и с учетом малой толщины масляной пленки в районе поршневых колец? Имхо – вряд ли. Другое дело – если используется высокосернистый бензин, но это другая тема.
Вернемся от математики к химии.
Алюсил это, кроме Al, еще и Si. Кремний – инертное вещество. С серной кислотой реагирует плохо из-за оксидной пленки, только с концентрированной и только при температурах от 400 — 600 0C.
Таким образом, Алюсил и ему подобные по законам химии не должны страдать от серусодержащих масел.
Никасил и его родственники.
С никелем ситуация похожа на алюминий —
из Википедии
Исходя из вышеизложенного, в движке чисто теоретически реально могут появиться условия для образования серной кислоты (скорее всего разбавленной) — но, учитывая ее высокую активность как кислоты, — для коррозии Никасила, тем более что, в отличие от Алюсила, здесь нет защитного слоя кремния. Поэтому обладателям двигателей с Никасиловым покрытием можно порекомендовать смотреть анализы и выбирать малосерные масла. Но еще раз подчеркну – малозольные не всегда малосерные.
Как я вычитал в тырнете, никасиловое покрытие к примеру имели движки 5-, 7-, 8-серий BMW M60 до 95 года и M52 до 98 года.
Я затронул лишь часть того, что можно знать по данной теме и не вникал в такие технологии как плазменное напыление составов на основе железа, лазерное легирование тем же кремнием, нанесение на стенки цилиндров нитрида титана…
Но ИМХО-выводы можно сделать и без этого.
Если у вас двигатель с алюминиевым блоком и вы не знаете какое там покрытие цилиндров и из чего сделаны поршни и поршневые кольца, то жизненно необходимо заправляться бензином евро-4 и выше и выбирать малосерные масла. С последним сложнее, ибо результаты анализов не всегда достоверны, а в официальных документах на масла содержание серы не указывается. Зато указывается соответствие допускам. Требования допусков по содержанию серы такие:
API SM и SN – max 0,5% по массе
ILSAC GF-4 и GF-5 – max 0,5%
ACEA C3 – max 0,3%
Dexos1 – max 0,45%
Dexos2 – max 0,35%
MB 229.3 и 229.5 – max 0,5%
MB 229.31, 229.51 и 229.52 – max 0,3%
Т.е. если выберете среднезольные масла ACEA C3, Dexos2, MB 229.31, 229.51 и 229.52, то не ошибетесь и серы в них будет поменьше. Правда насколько важны эти доли процента… решать только вам, см задачку и цифИрки выше.
VW вообще не нормирует серу, при том что алюминиевые блоки широко использует. И при этом даже не упоминает в мануалах про необходимость использования малозольных масел, у меня например в инструкции написано ACEA А3, а это полнозольники! Я собссно сейчас такое и лью.
Т/О, Миф Второй про то, что алюминиевые двигатели и полнозольники несовместимы, считаю развенчанным.
Для того чтобы развенчать Миф Первый, нужно собраться с мыслями. Предупреждаю, следующие главы будут взрывом мозга. Не прощаюсь.
Статья написана в 2015 г. Специально для DRIVE2.RU.
В прошлом © Lefravi
В настоящем © GorkyHaBkyc
Малозольные масла TOTAL
Skip to content- Где купить
- Контакты
- Total в России
- Автомобильные
масла Автомобильные маслаЗакрыть меню
- Каталог автомобильных масел
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы и скутеры
- Внедорожная и строительная техника
- Прогулочные катера
- Сельское хозяйство
- Сотрудничество с автопроизводителями
- Сотрудничество с ASTON MARTIN
- Сотрудничество с CITROEN
- Сотрудничество с Great Wall
- Сотрудничество с HAVAL
- Сотрудничество с KIA
- Сотрудничество с Mazda
- Сотрудничество с DFM
- Сотрудничество с NISSAN
- Сотрудничество с ZOTYE
- Сотрудничество с PEUGEOT
- Сотрудничество с Камаз
- TOTAL QUARTZ
- Подбор масла
- Audi
- BMW
- Chevrolet
- Fiat
- Ford
- Honda
- Hyundai
- Iveco
- Kia
- Lada
- MAN
- Mercedes-Benz
- Mini Cooper
- Каталог автомобильных масел
В целом эти почвы дают бобы […] высокая водопоглощающая способность n, a низкая зольность c o nt Ent и лучшие органолептические […]объектов после варки, […]в основном более гладкая кожа и более рыхлый белок с небольшой зернистостью. eur-lex.europa.eu | En concunto estos suelos proporcionan a las alubias unalevada […] абсорбции n de a gua, bajos nive l es d e cenizas y mej ures uresorganolpticas tras la coccin, […]basicmente una piel ms lisa y albumen ms harinoso y poco granuloso. eur-lex.europa.eu |
Состоит в основном из углерода (90 […] до 95%) и h как a малозольный c o nt ent.eur-lex.europa.eu | Se compone mainmente de carbono (90% — 95%), […] y su co nteni do de cenizas es bajo .eur-lex.europa.eu |
Оказалось, что на практике это составляет существенные различия: среди […]производителей, подлежащих расследованию […] потолок f o r малозольный P V A мог […]с максимальной зольностью 0,09% до 0,5%. eur-lex.europa.eu | Se ha visto que en la prctica esto migerencias […]importantes: entre los productoresvestigados, ese […] lmite m ximo de cenizas en el P VA oscilaba […]Entre un 0,09% y un 0,5%. eur-lex.europa.eu |
Лигноцеллюлоза […] имеет незначительную целлюлозу hu r , низкую зольность a n d высокое содержание летучих, […]и высокая реактивность полукокса, все это делает его регентство.org | La lignocelulosa tiene cantidades […] nfimas de azuf re, bajo con tenid o de cenizas y al to c on tenido […]de compuestos voltiles, as como […]alta reactividad con la hulla Остаточная, atributos que, en Potencia, la convierten en uncommustible perfect para los sistemas de gasificacin modernos. regency.org |
После введения предварительной […] мер, пользователь заявил th a t малозольный P V A будет сополимером и […]не гомополимер. eur-lex.europa.eu | A raz de la imposicin de las […]Medidas Provisionales, Эль-Усуарио […] aleg q ue el P VA co n bajo c on ten i do de cenizas er cop au cop меро […]y no un homopolmero. eur-lex.europa.eu |
Во-вторых, субъективно понятие o f ‘ малозольное P V A’ . eur-lex.europa.eu | Cuanto Menor […] sea el c onten ido de cenizas, m s p uro e s el PVA.eur-lex.europa.eu |
не более 55% очень тонкого теста на основе муки из мягкой пшеницы […] (около 0,7 мм) с ve r y малозольным c o nt ent (зародыши пшеницы), […]вода, свежие яйца и растительное масло eur-lex.europa.eu | en un porcentaje mximo del 55%, de una masa muy fina (alrededor de 0,7 мм) а […]base de harina de trigo blando con un […] porcen ta je m uy bajo de cenizas (pa rte cent ra l del […]trigo), фрески agua, huevos и aceite Vegetal eur-lex.europa.eu |
Это […] Смазка нового поколения, wi t h малозольная c o nt ent, для стационарного газа […]двигателей. cepsa.com | Lubricante de […] nueva g en erac in de bajo con tenid o e n cenizas p ara mo tores d. tores..]estacionarios. cepsa.com |
Для предотвращения загрязнения воздуха, Stanton […] Energy Center (SEC) us e s low — s u lfu r , c low-ash o al и работает по последнему слову техники […]Контроль загрязнения […]оборудование для удаления загрязняющих веществ. ouc.com | Для предотвращения загрязнения воздуха, el Centro Energtico Stanton […](SEC, pos sus siglas en ingls ) […] utiliza c a rb nc on bajo co nten id o de s ulfu ro y 00080008 000 0008 […]de ltima tecnologa […]для контроля за контаминацином с последующим удалением контаминантов. espanol.ouc.com |
Этот модуль предоставляет обзор того, как смазка […]масло работает в двигателе, […] различия в n e w малозольный l u be масло и эффекты […]о работе двигателя и интервалах обслуживания. cumminsfiltration.com | Este mdulo prove una sntesis de como funciona el […]aceite en el motor, las diferencias […] en los a ceite s n uev os bajos en ho ll n, y lo s efectos […]en el rendimiento y proteccin del motor. cumminsfiltration.com |
MatrixCarbon? имеет ve r y малозольный c o nt ent, как указано в его […] минимальное влияние на pH. vivapet.es | MatrixCar b n? ti ene bajo con teni do de ceniza co mo indic a por lo […] , чтобы произвести минимальное воздействие на уровень pH. vivapet.es |
Смазочное масло с th a low s u lfat e d Ent для двигателей, работающих на природном газе с th a малозольным c o nt ent, с […] с естественным наддувом или с турбонаддувом. cepsa.com | Aceite lu br icant ec on bajo co nte ni do e n cenizas u0008 de gas natural, con […] аспирацин натуральный о собреалиментада. cepsa.com |
Тот же пользователь Сообщества, о котором говорится в описании 16 временного Регламента, повторил и подробно изложил свои аргументы в пользу исключения из области применения продукта […]определенного сорта ( […] оспариваемый сорт), который он назвал le d ‘ малозольным N M WD PVA’ и который он приобрел, […]в том числе из КНР. eur-lex.europa.eu | El mismo usuario comunitario mencionado en el considerando 16 del Reglamento Provisional reiter y profundiz sus arguments para excluir de la Definicin del product una definedada calidad (la […]calidad impugnada), que […] номинал P VA NM WD con bajo con ten i do de cenizas y e0008 Entre quent […]otros, a la Repblica Popular China. eur-lex.europa.eu |
Флувал Карбон-А […] премиум, исследовательский gr ad e , малозольный c |
малозольный
Меню Закрыть Главное меню- Главная
- Локации
- Продукты
- Ресурсы
- Связаться с нами
- О CHS
- Главное меню »
- Главная »
- Главное меню »
- Локации »
- Главное меню »
- Продукты »
- Охлаждающая жидкость двигателя
»
- Обзор »
- Антифриз / охлаждающая жидкость для тяжелых условий эксплуатации »
- Премикс Ultra Diesel »
- Охлаждающая жидкость двигателя
»
- Трансмиссионное масло
»
- Обзор »
- Gear Master Gold — полностью синтетический »
- Gear Master — универсальный »
- Трансмиссионное масло
»
- Смазка
»
- Обзор »
- Жидкая смазка для зубчатых передач »
- Смазка Golden-Glo »
- Смазка Moly Plus »
- Смазка Poly Supreme »
- Смазка скользкой слизи »
- Смазка Tacky HT Grease »
- Смазка для подшипников колес HD »
- Смазка
»
- Гидравлика
»
- Обзор »
- Всепогодное масло для штабелеров »
- Гидравлическое масло AW »
- Гидравлика
»
- Масло
»
- Обзор »
- Экономия топлива Плюс »
- ГП-3 »
- Низкая зола »
- Премьера — Multi Grade »
- Премьера — Straight Grade »
- Premiere Plus — полностью синтетический »
- Премьера 2000 — Синтетическая смесь »
- Turbo Lube »
- Масло
»
- Специальные предметы
»
- Обзор »
- Универсальный пенящийся очиститель для цитрусовых »
- Очиститель тормозных деталей »
- Цепное масло »
- Обезжириватель »
- Пол-сухой »
- Минеральные спирты 66 »
- Растворитель деталей №140-66 »
- Поставка роликовой цепи »
- Спрей для уничтожения ржавчины »
- Спрей жидкости для запуска двигателя »
- Спрей для очистки карбюратора »
- Масло для вакуумного насоса »
- Специальные предметы
»
- Тракторные жидкости
»
- Обзор »
- Аг-Мастер 2000 »
- Аг-Мастер Универсал »
- H-T жидкость »
- Тракторные жидкости
»
Малозольный металлургический кокс, не определенный AcronymsAndSlang.com
LAMC означает малозольный металлургический кокс
Этот акроним / сленг обычно относится к категории неопределенных.
Какое сокращение означает «Металлургический кокс с низким содержанием золы»?
Малозольный металлургический кокс может быть сокращен как LAMC
Самые популярные вопросы, которые люди ищут перед тем, как перейти на эту страницу
Q: A: | Что означает LAMC? LAMC означает «Металлургический кокс с низким содержанием золы». |
Q: A: | Как сократить «Металлургический кокс с низким содержанием золы»? «Металлургический кокс с низким содержанием золы» может быть сокращен как LAMC. |