Классификация моторных масел по API
30 октября 2011 г.
Cистема классификации моторных масел API (Американского Нефтяного Института ) была создана в 1969 году.По системе API установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке.
C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке.
EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла. Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Пример: API SM/CF.
Классы качества API для бензиновых моторов
Класс API SN – утвержден в 1 октября 2010 года.
Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.
Класс API SM – утвержден 30 ноября 2004 года.
Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC
Класс API SL – моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.
В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. Автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.
Класс API SJ – моторные масла для использования в бензиновых моторах начиная с 1996 года выпуска.
Класс API SH – моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1994 года выпуска.
Класс принят в 1992 году для моторных масел, рекомендуемых с 1993 г. Этот класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан, как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА). Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SG или более ранний.
Класс API SG – моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1989 года выпуска.
Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя. Моторные масла класса SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и могут использоваться там, где рекомендуются классы SF, SE, SF/CC или же SE/CC.
Класс API SF — моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1980 года выпуска (устаревший класс).
Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя. Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел SE, а также более надежную защиту от нагара, ржавления и коррозии. Моторные масла класса SF могли применяться, как заменители предыдущих классов SE, SD или SC.
Класс API SE — моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года (устаревший класс). Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD и могут использоваться, как заменители этих категорий.
Класс API SD — моторные масла для использования в бензиновых моторах с 1968 г. (устаревший класс). Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 г. и позднее. Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.
Класс API SC — моторные масла для бензиновых моторов, начиная с 1964 г. выпуска (устаревший класс). Обычно применялись в моторах легковых машин и некоторых грузовиков выпуска 1964-1967 годов. Уменьшают высоко- и низкотемпературный нагар, износ, а также защищают от коррозии.
Класс API SB — моторные масла для маломощных бензиновых моторов (устаревший класс). Моторные масла 30-х годов 20-го века, обеспечивавших достаточно легкую защиту от износа и окисления, а также антикоррозийную защиту подшипников в моторах, которые эксплуатируются в легких нагрузочных режимах. Моторные масла этого класса могут применяться только, если они специально рекомендованы производителем двигателя.
Класс API SA — моторные масла для бензиновых и дизельных моторов. Устаревший класс масел для использования в старых моторах, работающих в таких условиях и режимах, при которых защита деталей с помощью присадок не нужна. Моторные масла этой класса могут применяться только, если они рекомендованы производителем двигателя.
Классы качества API для дизельных моторов
Класс API СJ-4 — действует с 1 октября 2006.
Данный класс разработан специально для тяжелонагруженных двигателей. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.
Класс API CI-4 (CI-4 PLUS) — новый эксплуатационный класс моторных масел для дизельных двигателей. По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.
Класс API CI-4 — класс введен в 2002 году.
Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува. Моторное масло, соответствующее данному классу, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370°C, под воздействием газов. Усилены также требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.
Класс API CH-4 — действует с 1 декабря 1998 года.
Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.
Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях. Могут применяться, как заменители моторных масел API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.
Класс API CG-4 — класс представлен в 1995 году.
Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%).
Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Моторные масла этого класса могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, API CE и API CF-4. Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.
Класс API CF-2 (CF-II) — автомасла, предназначенные для применения в двухтактных дизельных моторах, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.
Класс введен в 1994 году. Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора (улучшенная функция очистки).
Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2 обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел при условии наличия рекомендации производителя.
Класс API CF-4 — моторные масла для использования в четырехтактных дизельных моторах, начиная с 1990 года выпуска.
Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами. Для таких условий требования к качеству масел превышают возможности класса СЕ, поэтому моторные масла CF-4 могут использоваться вместо масел класса СЕ (при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя).
Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.
Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.
Класс API CF (CF-2, CF-4) — моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском. Классы введены начиная с 1990-го и по 1994-й года. Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.
Класс CF описывает моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).
Моторные масла, сертифицированные по классу CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора. Моторные масла этого класса могут использоваться там, где рекомендуется класс качества CD.
Класс API СЕ — моторные масла для использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска (устаревший класс).
Автомасла данного класса предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала.
Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса CD.
Класс API CD-II — моторные масла для использования в сверхмощных дизелях с двухтактным рпабочим циклом (устаревший класс).
Класс введен в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса API CD. Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику. Моторные масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего класса CD, кроме этого существенно повышены требования относительно высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа.
Класс API CD — моторные масла для дизельных двигателей повышенной мощности, которые использовались в сельскохозяйственной технике (устаревший класс). Класс введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа. Моторные масла этого класса могли использоваться в случаях, когда производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы).
Автомасла API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами, обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар.
Класс API СС — моторные масла для дизельных двигателей, которые эксплуатируются в средних режимах нагрузки (устаревший класс).
Класс введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки.
Кроме того, при условии наличия рекомендаций производителя двигателя, такие автомасла могли использоваться в некоторых мощных бензиновых моторах.
По сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых моторах.
Класс API СВ — моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой (устаревший класс).
Класс утвержден в 1949 г., как эволюционное развитие класса СА при использовании топлива с повышенным содержанием серы без особых требований к качеству. Автомасла API СВ предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A Приложение 1.
Класс API СА — моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей (устаревший класс).
Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном дизельном топливе. В соответствии с рекомендациями производителей автомобилей, могут применяться и в некоторых бензиновых моторах, которые эксплуатируются в умеренных режимах.
Класс широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может использоваться в современных условиях, если это не предусмотрено требованиями производителя двигателя.
Моторные масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству топлива, которое используется.
Классификация моторных масел по API
Классификация API — для бензиновых двигателей, дизельных двигателей, трансмиссионных масел и двухтактных двигателей.
Система классификации моторных масел API развивается с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 гг., когда под руководством API была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No 1509). Все масла, получившие лицензию, включены в список EOLCS, который публикуется в Интернете.
По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового поколения масла присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN
(категория SI — намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер, для проекта категории PS-06 планировалось название SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» была заменена следующей «L»).
C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API СA, СB, СC, СD, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4.
EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла — новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC «энергосберегающее» масло («Energy Conserving» Oil).
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH — масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
API — для бензиновых двигателей
SN | Введена 1 октября 2010 г. Предназначена для масел, эксплуатируемых в самых современных бензиновых двигателях пассажирских и спортивных автомобилей и небольших фургонов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивает высокую защиту от износа и коррозии. Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. Могут использоваться там, где рекомендуется применение масел категории SM и SL. Некоторые масла из этой категории могут соответствовать спецификации ILSAC GF-5 и квалифицироваться как энергосберегающие |
SM | Для двигателей 2010 г и раньше. В дополнении к категории SL улучшены антиокислительные и противоизносные свойства. Масла этой категории отличаются сохранением низкотемпературных свойств даже после длительных интервалов эксплуатации. Некоторые из этих масел могут также соответствовать спецификации ILSAC GF-4 и/или быть энергосберегающими (Energy Conserving) |
SL | Для двигателей 2004 года или раньше. Отличаются стабильностью энергосберегающих свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены. API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» пропускается для следующей категории «S» |
SJ | Для двигателей 2001 года или раньше. Масла для бензиновых двигателей, отвечающие высоким требованиям в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдержи¬вать нагрев, не образуя отложений. Могут применяться в тех случаях, когда рекомендованы масла уровня SH и более ранних |
SH | Для двигателей до 1996 года или раньше. По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII |
API — для дизельных двигателей
CJ-4 | Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ppm (0,05% от массы). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов |
CI-4 | Введена в 2002. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей разработанных в соответствии с требованиями стандарта 2002 года по эмиссии выхлопных газов. Для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR). Для использования с топливами с < 0.5% серы. Обеспечивают оптимальную защиту от высокотемпературных отложений в цилиндро-поршневой группе и низкотемпературных отложений в картере, обладает высокими противокоррозионными характеристиками. Замещает CD,CE,CF-4,CG-4, и GH-4 |
CH-4 | Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 |
API — для двухтактных двигателей
TA | Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин |
TB | Маломощные мотоциклы, мотороллеры |
TC | Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда требуется класс API-TA и API-TB |
TD | Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов |
API — для трансмиссионных масел
GL-1 | Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках |
GL-2 | Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам Могут содержать антифрикционный компонент |
GL-3 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2 |
GL-4 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок |
GL-5 | Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки |
GL-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5 |
MT-1 | Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью |
PG-2 | Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники. Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами |
В многообразии современных моторных масел подчас нелегко разобраться даже профессионалу, количество брендов и марок очень велико. Американцы всерьез озадачились этим вопросом еще в далеком 1969-ом; и воплотили в жизнь классификацию стандартов масел по API, специалистами именно этого института была разработана система. Классификация API вполне удачная попытка навести порядок среди различных масел. Основной задачей была расстановка по качественным показателям.
В странах Европы разработана и используется система классификации ACEA, в России эти функции возложены на ГОСТ 17479.1-85. Японский масляный рынок регулирует JASO.
Недостатка в современных классификациях масел явно нет, но наиболее часто используется именно API.
Выглядит это следующим образом все масла делятся на 2 основных класса для бензиновых и дизельных моторов.
Относящиеся к первым двигателям проходят под литерой S (Service), ко вторым C (Commercial). Помимо разделов S и C, существуют еще 2 класса для двухтактных двигателей Т (Two-stroke), и для трансмиссий, они обозначаются буквой G.
В маркировке масел первый символ после названия системы классификации это тип двигателя. Второй символ указывает на год выпуска двигателя, для которого подходит это масло. Логичнее и проще было бы обозначать год выпуска цифрами, но американцы используют именно буквы.
Пример: в названии API SM символы API указывают на систему, по которой классифицировано данное масло, литера S говорит о предназначении для бензиновых моторов, а последний знак М, означает подкласс. В данной конкретной ситуации, М это масла для двигателей моложе 2004 года.
Некоторые виды масел подходят и для бензиновых, и для дизельных двигателей. В названии таких масел пишутся оба класса, для которых оно подходит. Обозначения классов разделяются косой чертой (слэш).
Пример: API SJ/CF масло классифицировано по API, подходит для бензиновых двигателей с 1996 по 1999 год, а также для дизелей с 1990 года. Первым в названии указан SJ бензиновый двигатель. Это значит, что в первую очередь, масло предназначено именно для него. Но при этом вполне подойдет и для CF дизельного двигателя.
Классификация API бензиновых двигателей
Масла для двигателей на бензине, имеют следующие марки:
SA, SB, SC, SD, SE, SF и SG. Применялись с 1930 до 1991 года. Сегодня вышеперечисленные категории признаны устаревшими и недействительными. Несмотря на это, они периодически выпускаются в некоторых странах.
SH. Для автомобилей, выпущенных после 1992 года. Выпускаются и сегодня, но в качестве дополнения, например, API CG-4/SH. SJ. Применяется с 1996 г., соответствует минимальным стандартам, может использоваться вместо SH, или ранних версий.
SL. Для многоклапанных и турбированных двигателей с 2000 года с повышенными экологическими стандартами. Может служить заменой SJ, или более ранним категориям масел.
SM. Категория основана в конце 2004 года для нынешних двигателей. Относительно ранней версии, масло обладает лучшими анитиокислительными и противоизносными качествами. Сохраняет свои свойства при морозах, имеет возможность сертификации по стандарту энергосбережения ILSAC. При необходимости, заменяет SL, или ранние категории.
SN. Октябрь 2010, самая новая версия. Разрабатывалась API вместе с такими американскими организациями, как SAE и ASTM. Обновления этой категории более масштабные, чем у предыдущих. Связано это, по большей части, с ужесточением требований к экологии. Максимально снижен уровень фосфора, что дало лучшую адаптированность к нынешним системам очистки выхлопов. Можно применять в двигателях, функционирующих на биотопливе. Отличная защита двигателя и повышенное энергосбережение. На сегодняшний день моторные масла категории SN лучшее, что есть в индустрии моторных масел для бензиновых двигателей.
API для дизелей
В свою очередь, масла для дизелей поделены на следующие:
Таблица 1
CA, CB, CC, CD, CD-II, CD+, CE | Все эти категории последовательно применялись к двигателям с 1940 до 1990 года, сегодня не выпускаются. |
CF-4 | С 1990 года. Масла для четырехтактников с турбированием, либо без него. Могут заменить CD и CE. CF. 1994 год. Выпускаются для внедорожников и движков с раздельным впрыском топлива. Используются, как заменитель класса D. |
CF-2 | Тот же год, но уже для двухтактной техники. Сменили класс CD-II. CG-4. 1995 год. Соответствуют принятым в Америке годом ранее усиленным требованиям к токсичности выхлопа. Заменяет категории CD,CE, а также CF-4. CH-4. Появились в 1998 году, как ответ на вновь ужесточенные в этом году требования к выхлопу. Могут заменять четыре предыдущие категории. |
CI-4 | В 2002 году американские экологические требования в очередной раз ужесточились. Как следствие, появилась новая категория моторного масла, применяемая в двигателях с рециркуляцией отработанных газов. CI-4 PLUS. Очередные ужесточения, принятые в 2004 году, и обновленный вариант CI-4. Сниженное саже образование, улучшены вязкостные показатели. |
CJ-4 | Версия 2006 года. Самое продвинутое масло для четырехтактных дизелей на сегодняшний день. Первое масло, которое было выпущено до принятия повышенных норм по токсичности выхлопных газов. Новые нормы увидели свет позже, чем появилось масло, отвечающее этим нормам. Такой вот превентивный удар по нормам, которые на момент появления CJ-4 еще находились в стадии разработки. Рекомендуется для быстроходных дизельных двигателей, оснащенных системами обработки выхлопа. |
Классификация API для небольших моторов
Следующий раздел классификации API посвящен двухтактным двигателям и выглядит так: API TA. Для двухтактников объемом до 50 куб.см скутеры, мопеды, газонокосилки, снегоочистители и прочая садово-парковая техника малых кубатур.
API TB. Для скоростных двухтактных двигателей с объемами от 50 до 200 куб.см максискутеры, мотороллеры, легкие мотоциклы. Эта категория масел также используется в бензопилах. API TC. Масла для моторов с большими объемами: крупнокубатурные тяжелые мотоциклы, снегоходы, квадроциклы.
API TD. Категория предназначена для подвесных лодочных двигателей. По общим показателям этого класса масел можно заметить, что экологи относятся к ним более снисходительно, чем к автомобильным маслам. Однако и эти категории обновляются и совершенствуются.
Классификация API для трансмиссионных масел
Завершающий квалификационную таблицу API класс масел редукторные.
Это масла, эксплуатируемые при повышенных силовых и ударных нагрузках, требования к ним достаточно высоки.
API GL-1. Применяют чаще всего в МКПП. Также подходят для зубчатых передач с низкими нагрузками. Выпускаются либо в чистом виде, либо с присадками против пены и окисления. Не содержат противозадирные составляющие.
API GL-2. Применяются для червячных передач с нагрузками, схожими с GL-1, но содержат антифрикционные присадки.
API GL-3. Для МКПП и систем рулевого управления автомобилей. Большое количество присадок повышает переносимость силовых нагрузок. Имеют более высокие противоизносные показатели.
API GL-4. От предыдущего класса отличаются повышенным содержанием присадок. Сфера применения идентична GL-3.
API GL-5. Для шестеренчатых передач авто, также для КПП мотоциклов. Используются для карданов в немногочисленных моделях мото. Хорошо переносят ударные нагрузки. Этот класс масел также отличается повышенным содержанием присадок, защищающих шестерни механизмов.
API GL-6. Класс, схожий с предыдущим, но предназначенный для работы в высокоскоростных механизмах. Повышено ударное сопротивление.
API PG-2. Показатели идентичны классу GL-5, но лучше адаптированные к температурным нагрузкам. Используются для приводов крупной пассажирской техники и самосвалов.
API MT-1. Для МКПП с максимальной силовой нагрузкой, применяемых в мощной технике тягачах, карьерных самосвалах и т.д.
Система API классифицирует все известные разновидности масел, используемых сегодня в тех или иных областях. Она не стоит на месте и постоянно обновляется, над этим работают целые институты. Поддержку оказывают многие авто производители, и не только они, ведь масла применяют в станкостроении, нефтедобыче, энергодобывающей отрасли.
Несмотря на обилие других систем, принятых в странах, API на сегодня наиболее полная, удобная и распространенная система классификации масел в мире.
В целях защиты и обеспечения рабочего цикла в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), включая автомобильных надо применять специальную смазочную жидкость, которая называется моторным маслом. Ключевой ролью смазочной технологической жидкости служит формирование защитной ограждающей пленки на металлических поверхностях двигателя, его деталей для предотвращения задиров на соприкасающихся элементах и уменьшения трения между ними.
При отсутствии смазки в моторе увеличивается сила трения, которая осуществляет нагрев всех узлов силового агрегата и приводит к их заклиниванию с последующей потерей работоспособности всей поршневой группы. Возможны и прочие крупные повреждения, связанные с перегревом и заклиниванием деталей. Кроме своей основной задачи моторное масло выполняет в двигателе еще ряд функций:
- удаление возможных металлических частиц;
- выведение остатков несгоревшего топлива;
- охлаждение деталей и их антикоррозийная защита.
Для создания моторного масла используют синтетическую, минеральную или полусинтетическую основу, которые обогащаются специальными функциональными добавками (антизадирные, очищающие, антикоррозийные, противоизносные). Основу таких присадок составляют добавки с использованием серы, фосфора, хлора, дисульфида. Объем присадок может составлять до 25% состава смазочного материала, и лучше всего их описывает классификация масла по стандарту API.
Смазочные материалы для ДВС разделяются по своим технологическим свойствам в зависимости от типов силовых агрегатов, конструкционных особенностей и условий в которых им приходится работать. С этой целью имеются различные стандарты, в том числе классификация масел API для дизелей, бензиновых двигателей и других механизмов, поэтому для правильного подбора смазочных материалов очень важно иметь четкое представление что из себя представляет данная спецификация.
Общие сведения о стандарте
Американским топливным институтом (American Petroleum Institute) была выполнена работа и установлена в 1969 г. классификация моторных масел по API, которую еще называют как систематизацией по качеству смазывающих материалов для силовых агрегатов автомашин. Следует отметить, что представленная классификация не охватывает технологические жидкости, которые используются в автоматических коробках передач и трансмиссиях, в связи с тем это компании-производители делают для своих выпускаемых автомашин самостоятельно.
Классификация API разделяет все масла на основании их условий применения:
- Для двигателей;
- бензиновых,
- дизельных,
- двухтактных.
- Трансмиссионные смазывающие материалы.
Для любого смазочного материала из данных типов разработаны определенные качества. Разработанные классификации по качеству характеризуют и закрепляют заданный перечень свойств и характеристик масел для определенного использования.
Классификация моторного масла по API осуществляется по двум группам двигателей и одной качественной категории:
- S – бензиновые;
- C – дизельные;
- EC – энергосберегающие масла.
Характеристики и назначение масел S, C и EC
Согласно классификации масел по API каждый из представленных видов является самостоятельной технологической жидкостью. Описание каждого стандарта представлено в таблице:
Обозначение стандарта | Назначение | Примечания |
---|---|---|
S (service) | Бензиновые двигатели автобусов, легковых, грузовых автомобилей, спецмашин сконструированных на их базе. | |
C (commercia) | Дизельные двигатели автобусов, грузовых, легковых автомашин, сельскохозяйственной техники, дорожных машин. | |
EC (energy conservin) | Бензиновые двигатели автобусов, грузовых и легковых автомобилей, а также спецмашин выпускаемых на их основе. | Состоит из смеси легкотекущих и маловязких фракций, что уменьшает потребление топлива в бензиновых моторах |
Для определения возможности применение любого из указанного в стандарте смазочного материала в двигателе с определенными конструкционными и техническими характеристиками используется буквенное обозначение. При этом может использоваться двойное обозначение, что указывает на возможность применение данной смазочной жидкости в различных типах силовых агрегатах, но при этом первое обозначение указывает на основной тип мотора.
Чтобы получить сертификат API моторные смазочные материалы обязаны пройти четыре уровня тестирования:
- Контроль соответствия температурных показателей на работающем двигателе.
- Соответствие периодичности смены технологической жидкости заявленной производителем стандартам API.
- Соответствие экологическим требованиям.
- Способность к снижению затрат топлива.
Классы, применение и особенности масла для бензиновых двигателей по API
В зависимости от применяемых присадок для предания моторному маслу необходимых характеристик и согласно стандарту API их можно разделить на классы, представленные в таблице:
Обозначение класса | Основные характеристики | Особенности применения | Примечания |
---|---|---|---|
SN | Невысокое наличие фосфора. | Для автомобилей с системой нейтрализации выхлопных газов. | Выполняет комплексное энергосбережение. |
SM | Улучшенные показатели по износостойкости и защите от окисления. | Для автомобилей выпущенных после 2003 г. | Высокая экологическая безопасность. |
SL | Пониженная летучесть. | Для двигателей произведенных после 2000 г. и работающих на обедненной топливной смеси. | Продолжительный срок службы. |
SJ | Усиленная устойчивость к образованию нагара и осадков. | Для автомобилей выпущенных начиная с 1996 г. | Возможность работы в условиях пониженных температур. |
SH | Усиленная устойчивость к образованию нагара и износу. | Для автомобилей выпущенных до 1996 г. | Условно действующий класс. |
SG | Улучшенные антикоррозийные показатели. | Для автомобилей выпущенных начиная с 1989 г. | Действие класса прекращено в 1995 г. |
Ранее существовали следующие классы по спецификации API (год прекращения действия):
- SF – 1980.
- SE – 1972.
- SD – 1968.
- SC – 1964.
- SB – использовалось в 20-30 г. XX века.
- SA – старое масло, без присадок, применялось и в дизельных моторах.
Классы, применение и особенности масла для дизельных двигателей по API
В соответствии с используемыми присадками согласно стандарту моторное масло для дизельных ДВС делится на классы, представленные в следующей таблице:
Обозначение класса | Основные характеристики | Особенности применения | Примечания |
---|---|---|---|
CI-4 | Невысокое наличие фосфора, серы. | Для ДВС с системами снижения токсичности отработанных газов и работающими под высокими нагрузками. | Усиленная экологическая безопасность. Действует с 2006 г. |
CH-4 | Улучшенные показатели по устойчивости и к образованию нагара. | Для высокооборотистых двигателей. | Усиленная экологическая безопасность. Действует с 1998 г. |
CG-4 | Усиленная устойчивость к образованию сажи, окислению, пенообразованию. | Для ДВС, работающих в высокоскоростных режимах под повышенными нагрузками. | Усиленная экологическая безопасность. Действует с 1995 г. |
CF | Повышенная устойчивость к образованию отложений. | Для ДВС, работающих на топливе пониженного качества с непрямым впрыском. | Применяются для двухтактных (CF-2) и четырехтактных (CF-4) моторов. |
СЕ | Повышенная устойчивость к окислению и пенообразованию. | Для ДВС автомобилей выпущенных до 1983 г. | Условно действующий класс. |
Устаревшие классы спецификации API (год введения):
- CD – 1955.
- СС – 1961.
- СВ – 1949.
- СА – использовалось в 30-40 г. ХХ века.
Классификация и обозначение энергосберегающего масла
По стандарту API энергосберегающие смазочные материалы обозначаются буквами EC. При маркировке, для расшифровки класса, данный артикул указывается после категории эксплуатационных свойств. Например: API CI-4 (ECI).
Кроме того, установлена группировка для энергосберегающих технологических жидкостей в зависимости от процентов возможной экономии горючего по сопоставлению с эталонным материалом (SAE 20W-30):
- EC I – не меньше 1,50%;
- EC II – не меньше 2,50%.
Указанная экономия может достигаться только на технически исправной автомашине, при этом если автомобиль эксплуатируется в городском цикле, то есть на коротких поездках, то это экономия может достигать до 5.0%. Еще большей экономии можно достичь, если совместно применять аналогичный трансмиссионный смазывающий материал.
Классификация смазочных материалов для двухтактных двигателей по API
В настоящий период классификации API выделяет 4 класса масла для двухтактных моторов, в зависимости от мощности и технических характеристик. Описание указанных классов приведено в таблице:
Обозначение класса | Основные характеристики | Применение | Примечания |
---|---|---|---|
TA | Улучшенные противозадирные показатели. | Газонокосилки, насосы, мопеды, электрогенераторы. | Объем ДВС до 120 см3. |
TB | Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. | Мотороллеры, небольшие мотоциклы и квадроциклы, бензопилы. | Объем ДВС до 250 см3. |
TC | Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. | Мотоциклы, квадроциклы, снегоходы. | Объем ДВС до 350 см3. |
TD | Улучшенные антикоррозийные показатели и устойчивость к нагару. | Лодочные моторы. |
Выбор жидкости с учетом рассмотренной классификации
Среди основных рекомендаций по выбору масла для автомобильного двигателя следует выделить:
- Определение соответствующей химической основы;
- минеральная;
- полусинтетическая;
- синтетическая.
- Выбор показателей классификации по вязкости;
- летнее;
- зимнее;
- универсальное.
- Выбор присадок отвечающих требованиям спецификации моторных масел по API в соответствии с конструкцией и техническими характеристиками силового агрегата транспортного средства.
Правильное подобранное моторное масло для двигателя должно обеспечивать выполнение следующих задач:
- защищать трущиеся поверхности от заедания и износа;
- отводить тепло от взаимодействующих поверхностей;
- снижать потери энергии при трении;
- уменьшать шум и вибрацию.
таблица для бензиновых двигателей и дизелей
Существующая спецификация АПИ (Американский Институт Нефти) разделяет автомасла на три группы. Классификация масел по API относится к бензиновым, дизельным смесям и лубрикантам, предназначенным для современных двигателей.
Состоянием на 2020 год классификатор организации насчитывает 12 распространенных стандартов, разбитых на категории относительно их эксплуатационных свойств.
Классификация масел и их обозначение по API
Класс автомасла по системе АПИ представляет собой последовательность стандартов, введенных в хронологическом порядке. Каждая категория, применяемая для дизельных или бензиновых агрегатов обозначается буквой S или С соответственно.
При выпуске обновленного норматива к первой части добавляется буква из латинского алфавита: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN. Либо в случае с дизелями: СA, СB, СC, СD, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4.
Понять какой уровень лубриканта перед покупателем просто. Согласно хронологии, чем дальше вторая буква от начала алфавита, тем качественнее продукт и чище формула базовых масел использована.
Расшифровка значений выглядит в форме таблицы.
API категории S для бензиновых двигателей
Для моторов на бензиновой тяге используется маркировка стандарта АПИ с индексом S. Это отдельное подразделение, где собраны основные стандарты и нормы спецификации в хронологической последовательности их ужесточения.
SN — 2010 ТО бензинового двигателя
Передовой стандарт, введенный для ужесточения ограничений по содержанию в масле фосфора и его составляющих. Здесь должны отсутствовать элементы, способные снизить общую энергоэффективность продукта.
Благодаря требованиям, масла категории можно заливать в высокофорсированные двигатели, оборудованные передовыми устройствами очистки выхлопа. Дополнительно присутствует совместимость с установками, потребляющими природный газ.
SM — 2004 ТО бензинового двигателя
Менее жесткая норма регулирует содержание вредных примесей, способных навредить окружающей среде, автомобилю. Масла группы могут стабильно использоваться в моторах, где имеются каталитические нейтрализаторы, турбонаддув, многоклапанные системы подачи топлива.
SL — 2001
Первый класс, где были глубоко внедрены требования экологической безопасности. Норма требует частичного снижения вредных выбросов, уменьшение энергозатрат и экономию топлива.
SJ — 1997
Самая старая, актуальная в 2020 году серия. Здесь присутствует повышенная, относительно прошлых поколений чистящая способность лубриканта, увеличенное количество щелочей в составе.
Смазки можно заливать в гоночные машины 20 века, где имеется высокофорсированный двигатель.
Таблица для дизельных двигателей
Для солярочных моторов актуальны 7 стандартов качества.
API | Обозначение |
CF | Норматив работает с 1994 года и характеризует масла, используемые для ухода за моторами, оборудованными раздельным впрыском топлива. Здесь не используются очистители выхлопа или нагнетатели. Смеси совместимы с сернистыми породами горючего. |
CF-2 | Ровесник прошлого стандарта. Применяется на двухтактных ДВС. |
CF-4 | Актуален с 1990 г. описывает лубриканты, предназначенные для работы с турбонаддувом и без, в высокооборотистых агрегатах. |
CG-4 | Акт представлен в 1995 году и представляет собой ужесточенный формат прошлого поколения. Формулы способны работать с соляркой с примесью серы до 0,5% от общей массы. |
СН-4 | Вступил в силу с 1998 г. более жесткие требования к экологичности выхлопа, может эксплуатироваться с дизелем до 0,5 % серы в составе включительно. |
CI-4 | Обновление 2002 года. Лубриканты можно заливать в ДВС оборудованные рециркуляторами выхлопа, строгие требования к образованию сажи, сульфатной золе. Заменяет собой предшествующие документы. |
CJ-4 | Самая современная версия спецификации. Жидкости рекомендуются для заливки в транспорт, оборудованный сажевыми фильтрами и другими, существующими системами очистки выхлопа. Требование к топливу – до 0,05% серы. |
Таблица для бензиновых двигателей
Для бензиновых смазок актуальные спецификации на 2020 год свои.
Примечание! Отечественные производители типа Лукойл или Роснефть, также обязаны иметь соответствие сертификатам.
Из 11 существующих актов, сегодня актуально только 5.
API | Описание |
SН | Норматив 1995 года, характеризует формулы, подходящие для заливки в более старые моторы. Спецификация гарантирует умеренную топливную экономичность и совместимость с турбонаддувом. |
SJ | Требование применяется для ДВС выпускаемых до 2001 года. Отличаются от устаревших норм, чистотой выхлопа и стойкостью к термическому окислению. |
SL | Норма введена для моторов до 2004 г включительно. Ужесточены требования к стабильности энергосбережения, и внедрена совместимость с увеличенными межсервисными интервалами до 15000 км пробега. |
SM | Жесткая норма, вступившая в силу в 2005 г. относительно ранних модификаций повышена стойкость к температурному окислению, увеличен межсервисный интервал. Некоторые разновидности лубрикантов являются энергосберегающими. |
SN | Последний стандарт, введенный в 2010 году и состоянием на 2020 г. является самым последним. Здесь усилены требования к качественным показателям, и сроку службы. Можно заливать в современные гоночные автомобили и другую технику. 90% подходящих формул являются энергоэффективными. |
API категории C для дизельных двигателей
Отдельная группа применима только для дизелей различного типа.
Категория обслуживания API CK-4
Дизельная категория, предназначенная для самых современных моторов, произведенных после 2017 года и требующих заливки специфического масла.
Здесь используются более качественные компоненты, относительно устаревших стандартов. Жидкости СК-4 обратно совместимы с устаревшими лубрикантами.
API CJ-4 2006
Стандартный допуск для магистральных автомобилей с быстроходными дизельными двигателями. Масла категории не могут применяться на территории СНГ, что обусловлено повышенным содержанием серы в дизельной горючке. Максимальное количество примеси вещества — 0,005%.
Благодаря жестким требованиям жидкости группы могут полноценно применяться в ДВС, где установлены передовые системы очистки выхлопа.
API CI-4 Plus 2004
Норма повышает требования стандарта без индекса плюс. Здесь увеличена стойкость масла к сдвигу, изменению вязкости при попадании сажи. Дополнительно внедрена технология, уменьшающая испаряемость смазки.
Используются для быстроходных грузовиков, автобусов, тягачей, эксплуатируемых на магистралях.
API CI-4 2004 (для дизельных двигателей с повышенной нагрузкой)
Ожидаемое обновление стандарта 2002 года. Здесь присутствует ужесточение параметров относительно холодной прокачки при отрицательны температурах. Дополнительно имеется список ограничений по угару смазки.
Масла выделяются увеличенной моющей способностью, благодаря содержанию высокоактивных щелочных присадок.
API категории TC для двухтактных двигателей
Стандарт подразумевает эксплуатацию масел в моторах, объемом от 0,2 до 0,5 литра.
Для получения допуска лубриканты должны пройти тестирование на сохранность колец поршневой группы, образование задир, нагара. Также требуется соблюдение ограничений по детонации и преждевременному зажиганию топливной смеси.
Важным параметром является недопустимость эксплуатации в подвесных двигателях водной техники.
API категории EC – энергосберегающие масла
Новая в группе спецификация, куда входят легко текучие смазки с минимальной низко и высокотемпературной вязкостью. Продукты преимущественно используют в энергосберегающих установках последнего поколения. Без допуска производителя эксплуатация лубрикантов запрещена.
По эффективности смеси разделяются на несколько категорий. Обозначение подгруппы указывается после буквенного индекса и говорит о степени экономии горючего:
- ЕС – 1,5%;
- ЕС2 – не менее 2,5%.
Классификация API для небольших моторов
Стандарт «ТВ» предназначен для структурирования лубрикантов, предназначенных для обслуживания легкомоторной техники:
- скутеров;
- мопедов;
- картов;
- строительных и сельскохозяйственных агрегатов;
- мотоблоков.
Масла подходят на ДВС двухтактного типа, что гарантирует минимальную зольность, отличные моющие показатели.
Классификация API для трансмиссионных масел
Состоянием на 2020 год классификация насчитывает 5 уровней лубрикантов с различным уровнем защитных свойств.
- GL-1 – первое поколение лубрикантов, обладающее минимальным набором полезных свойств и присадок. Смеси больше эксплуатируются на мало ответственных агрегатах, где нет повышенной нагрузки.
- GL-2 – более новая форма, повышающая требования к моющим присадкам, увеличивая их количество и агрессивность.
- GL-3 – достаточно распространенная спецификация, востребованная среди любителей классических автомобилей, где используются чувствительные детали. Область применения – мосты, механические КПП, редукторные блоки.
- GL-4 – последняя группа, применимая для заливки в МКПП с установленными синхронизаторами из латуни, бронзы или меди. В стандарте повышена прочность масляной пленки, внедрены передовые разработки.
- GL-5 – самая последняя из актуальных модификаций. Масла преимущественно заливают в современные трансмиссионные блоки. Важным фактором является недопустимость использования в коробках передач, оборудованных синхронизаторами из цветных металлов – жидкость имеет ряд агрессивных присадок, наносящих вред блокам.
Подбор масла по классификации API
Отличия моторов сами рассказывают о том, какую категорию необходимо применять для конкретного автомобиля. Подбор лубриканта осуществляется исходя из года выпуска и конструкции ДВС. К примеру, для машины 2001 года с турбированным дизельным двигателем, где имеется система рециркуляции, подойдет жидкость типа CI-4 или выше.
Классификация моторных масел по SAE
Спецификация SAE представляет собой документ, разделяющий автомасла по группам, относительно порогов эксплуатации. Для моторных масел применяется таблица J300, где указана каждая степень вязкости и ее рабочий диапазон. Всего существует три категории:
- зимняя;
- летняя;
- универсальная
Особенность нормы в том, что разработана она в едином варианте для дизельных и бензиновых лубрикантов, при этом основа продукта не играет роли, будь то синтетика или минералка.
Примером стандарта может послужить популярная маркировка SAE 5W30. Эта группа распространена в умеренном климате стран СНГ. Рабочий диапазон температур составляет от -25 до +30 градусов Цельсия.
Классификация моторных масел по ACEA
Стандартная спецификация, образованная в 1991 году европейскими производителями с целью систематизации смазочных материалов. В марте 2008 г, произошел пересмотр спецификаций в угоду обновившимся экологическим нормам.
Состоянием на 2020 год выделяются категории СМ:
- А – бензиновые;
- В – дизельные;
- С – бензиновые и солярочные моторы с системами очистки выхлопа;
- Е – грузовые дизеля.
Нет жесткого распределения легкомоторной техники по типу установки. Спецификации указываются вместе.
- А1/В1 – универсальные смазки со стандартным межсервисным интервалом. В настоящее время практически не применяются.
- А3/В3 – стандартные лубриканты, подходящие для современных и классических моторов, оборудованных сажевыми фильтрами.
- А3/В4 – более жесткая норма, характеризует формулы, приспособленные для работы с непосредственным впрыском и турбированными, высоко нагруженными моторами.
- А5/В5 – самая жесткая норма, куда подпадают смазки, способные экономить топливо и работать при длительных интервалах замены.
Далее на очереди группа автомасел, которые обозначаются индексом С и могут заливаться в ДВС с установленными системами дожигания и очистки выхлопа.
- С1 – энергосберегающие жидкости с низким содержанием серы;
- С2 – аналогичное масло со средним содержанием серы;
- С3 – формулы могут работать с сажевыми фильтрами нового образца;
- С4 – самая передовая группа выделяет автомасла с пониженным содержанием несгораемых примесей, что допускает их эксплуатацию в самых передовых агрегатах.
Также у организации присутствуют энергосберегающие масла:
- Е4 – применимы для ДВС с установленными рециркуляторами, где также актуален допуск Лонг Лайф;
- Е6 – сфера эксплуатации высокофорсированные моторы дизельного типа;
- Е7 – выставлены дополнительные требования к уменьшению сульфатной хольности, совместимости с устройствами турбонаддува;
- Е9 – предельный уровень защиты мотора от образования шламов, нагара. Жидкости подходят для высокофорсированных аппаратов, питаемых соляркой.
Классификация моторных масел по ILSAC
Международная классификация американских и европейских производителей автомасел также выставляет ряд требований к выпускаемым смазкам. Цель пакета документов – ужесточить регламенты и производственные процессы. Примечательным является то, что спецификация является условно «дочерним предприятием» API так как создавалась на ее основе.
Здесь присутствует ряд спецификаций:
- GF – 1. Устаревший на 2020 год стандарт.
- GF – 2. Норма применима для машин, произведенных после 1997 г. Дополняет пакет требований APISG.
- GF -3. Маркировка смазок ужесточает требования к экологическим параметрам выхлопа, производительности установки под критическими перегрузками.
- GF – 4. Нормативный акт минимизирует количество фосфора в формуле лубриканта, увеличивает срок эксплуатации жидкости.
- GF – 5. Предельная длительность эксплуатации смазок, и полная совместимость с био топливом. Норматив позволяет максимально увеличить интервал замены жидкости.
Классификация моторных масел и их обозначение по ГОСТ: таблица
Отечественные автомасла всегда обозначены согласно требованиям ГОСТ 17479,1-85. Этот норматив обязывает изготовителей устанавливать на продукцию строгие маркировки.
Обозначение | Расшифровка |
А | Используется на атмосферниках |
Б | Предназначено для двигателей минимального форсирования |
В | Для моторов умеренно форсированных |
Г | Высокофорсированные агрегаты бензинового типа |
Д | Высоконагруженные дизеля, оборудованные интенсивным наддувом |
Е | Группа, предназначенная для тихоходных установок, работающих на солярке, чье применение не затрагивает автомобили. |
После буквы может стоять цифра 1, что говорит о принадлежности исключительно к дизельным моторам.
Также присутствуют другие обозначения в шифровке.
Для удобства можно привести пример расшифровки масла М6з/10В в табличной форме.
Часть индекса | Расшифровка |
М | тип обслуживаемого механизма, М – моторы |
6 | Кинематическая вязкость при +100 °С (сСт) |
З | Применяются загустители |
10 | Принудительное повышение густоты благодаря добавленной присадке (масло всесезонное) |
В | Продукт разработан для обслуживания среднефорсированных ДВС, независимо от типа мотора. |
На что влияет неправильный выбор моторного масла
Если смазку подобрали неправильно – это вызовет ряд негативных последствий.
- Снижение производительности и срока эксплуатации установки.
- Засорение картера шламами, сажей.
- Затруднение холодного пуска зимой.
- Стук гидрокомпенсоторов и клапанов.
- Образование течи смазки. Неправильно подобранный лубрикант может разрушить сальники и уплотнители.
нефтесервисных классификаций
Нефть Сервис КлассификацииХанну Яяскеляйнен
Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым начальным содержанием. Полный доступ требует подписки DieselNet.
Пожалуйста, войдите в систему , чтобы просмотреть полную версию этого документа.
Аннотация : Был разработан ряд спецификаций масла, чтобы гарантировать, что смазочные материалы обеспечивают все функции смазочного масла, требуемые в современных двигателях.В США система классификации масел API обеспечивает простое обозначение моторных масел, чтобы гарантировать, что для двигателя выбран правильный тип масла. Системы классификации нефти также существуют в ЕС и Японии.
API Классификации
API Oil Service Категории
Система лицензирования и сертификации моторных масел API обеспечивает простое обозначение букв и цифр, что позволяет производителям двигателей и специалистам по продаже масел четко предоставлять пользователям информацию, необходимую для обеспечения выбора подходящего масла для двигателя.Каждое буквенное / числовое обозначение определяет категорию обслуживания (например, CI-4), которая связана с серией испытаний, которые масло должно пройти, прежде чем ему будет разрешено нести это обозначение. Серия API «S» описывает стандарты на масла в основном для бензиновых двигателей, а серия API «C» описывает стандарты на масла для обслуживания дизельных двигателей. Описание сервисного символа API и знака категории можно найти в Руководстве по моторному маслу, опубликованном в API [1875] .
В таблице 1 приведены некоторые категории обслуживания серии API «C» и общие требования к рабочим характеристикам, которым должно соответствовать масло.Время от времени производители двигателей могут выдавать дополнительные требования, если не существует действующей классификации API, отвечающей их потребностям. Таблица 1 также предоставляет информацию о минимальной обратной совместимости конкретных категорий. Хотя новые масла категории обслуживания обычно обеспечивают обратную совместимость со старыми категориями обслуживания, они могут быть несовместимы со всеми более старыми категориями. Например, категория обслуживания CI-4 не обязана быть совместимой с категориями обслуживания CF или CF-2.Однако отдельные масла могут быть сконструированы таким образом, чтобы обеспечить дополнительную совместимость с теми, которые указаны в таблице 1. К 2012 году все категории обслуживания, кроме CH-4, CI-4 и CJ-4, были устаревшими, а новая находилась в стадии разработки. Распространенной причиной устаревания старых категорий является нехватка или возможности и детали для проведения некоторых ключевых испытаний двигателя.
Категория | Год выпуска | Описание обслуживания двигателя | Обратная совместимость |
---|---|---|---|
CF | 1994 | Предназначено для двигателей для бездорожья, которые используют топливо, содержащее более 0.5% серы. Обеспечивает контроль:
Эта категория услуг была прекращена 30 декабря 2010 года. | CD |
CF-2 | 1994 | Предназначен для двухтактных дизельных двигателей. Обеспечивает контроль:
Эта категория услуг была прекращена 31 августа 2009 года. | CD-II Не обязательно соответствует требованиям масел CF или CF-4. |
CF-4 | 1991 | Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей большой грузоподъемности, соответствующих стандартам выбросов 1991 года. Обеспечивает контроль:
Эта категория услуг была прекращена 30 июня 2008 года. | CD и CE |
CG-4 | 1995 | Предназначен для высокоскоростных 4-х тактных дизелей, используемых в дорожных и внедорожных транспортных средствах и использующих топливо с содержанием серы менее 0,5%. Специально для двигателей, соответствующих стандартам выбросов 1994 года. В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CF-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:
Эта категория услуг была прекращена 31 августа 2009 года. | CD, CE и CF-4 |
CH-4 | 1998 | Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизелей, соответствующих стандартам выбросов EPA США 1998 года и использующих топливо с содержанием серы менее 0,5%. В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CG-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:
| CD, CE, CF-4 и CG-4 |
CI-4 | 2002 | Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, отвечающих требованиям стандартов выбросов EPA США, введенных в действие в 2002 году.Сформулированы для поддержания долговечности двигателя, где используется EGR. Предназначен для использования с топливом с содержанием серы менее 0,5%. В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CH-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:
| CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4 |
CI-4 Plus | 2004 | Отвечает всем требованиям CI-4, но включает повышенную стойкость к загущению масла от сажи и повышенную устойчивость к сдвигу. | CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4 |
CJ-4 | 2006 | Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, соответствующих нормам выбросов EPA, принятым в США в 2007 году. В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CI-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:
| CI-4 и CI-4 Plus |
CK-4 | 2017 | Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, соответствующих нормам выбросов EPA, принятым в США в 2007 году. В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CJ-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:
| CJ-4 |
ФА-4 | 2017 | Предназначен для некоторых высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, соответствующих нормам выбросов EPA, принятым в США в 2017 году. Эта классификация обеспечивает те же преимущества, что и масла CK-4, но также предназначена для обеспечения преимуществ экономии топлива для двигателей большой мощности путем введения масел с более низкой температурой и высокой вязкостью сдвига, чем масла CK-4. | нет |
Дополнительные подробности о классификации и тестировании API обсуждаются в разделе API Oil Service Categories .
###
,Нефть — Классификация — API
API означает Американский институт нефти, который является крупнейшей торговой ассоциацией Соединенных Штатов в нефтегазовой промышленности. API представляет около 400 корпораций в нефтяной промышленности и помогает устанавливать стандарты для производства, переработки и распределения нефтепродуктов. Они также выступают от имени отрасли. Одним из наиболее важных стандартов, установленных API, является метод измерения плотности нефти.Этот стандарт называется API-гравитацией.
Удельный вес — это отношение плотности одного вещества к плотности эталонного вещества, обычно воды. Гравитация API — это не что иное, как стандартная удельная масса, используемая нефтяной промышленностью, которая сравнивает плотность нефти с плотностью воды посредством расчета, разработанного для обеспечения согласованности измерений. Менее плотная нефть или «легкая нефть» предпочтительнее, чем более плотная нефть, так как она содержит большее количество углеводородов, которые можно превратить в бензин.
Нефть менее плотная, чем вода, и в 1916 году правительство США установило шкалу Бауме в качестве стандартной меры для любой жидкости, менее плотной, чем вода. Это в большинстве случаев относится к нефти. Значение, использованное в этой шкале, было 141,5 (см. Расчет ниже), но последующее тестирование показало, что из-за ошибки фактическое значение должно быть 140. Правительство изменило шкалу до 140, чтобы исправить проблему, но использование 141,5 стало настолько укоренившийся в нефтяной промышленности, что API решил создать гравитационную шкалу API, используя старое значение 141.5.
Удельный вес APIрассчитывается с использованием удельного веса масла, которое является не чем иным, как отношением его плотности к плотности воды (плотности нефти / плотности воды). Удельный вес для расчетов API всегда определяется при 60 градусах по Фаренгейту. API силы тяжести находится следующим образом:
Удельный вес по API= (141,5 / Удельный вес) — 131,5
Хотя значения API не имеют единиц измерения, их часто называют градусами. Таким образом, API-плотность West Texas Intermediate составляет 39.6 градусов API-гравитация движется обратно пропорционально плотности, что означает, что чем плотнее нефть, тем ниже будет ее API-плотность. API 10 соответствует воде, что означает, что любая нефть с API выше 10 будет плавать на воде, а любая с API ниже 10 будет тонуть.
Гравитация API используется для классификации масел как легких, средних, тяжелых или сверхтяжелых. Поскольку «вес» нефти является крупнейшим фактором, определяющим его рыночную стоимость, серьезность API исключительно важна. Значения API для каждого «веса» следующие:
- Light — API> 31.1
- Средний — API от 22,3 до 31,1
- Heavy — API <22,3
- Extra Heavy — API <10,0
Это только приблизительные оценки, поскольку точное разграничение плотности API между легкой и тяжелой нефтью изменяется в зависимости от региона, из которого поступила нефть. Колебания относительно того, что представляет собой легкую нефть в данном регионе, являются результатом товарной торговли нефтью.
Поскольку плотность является мерой веса на единицу объема, API можно использовать для расчета количества баррелей нефти, которое можно извлечь из метрической тонны данной нефти.Метрическая тонна West Texas Intermediate, с API 39,6, будет производить 7,6 баррелей (по 42 галлона каждая). Расчет составляет:
баррелей на метрическую тонну = 1 / [(141,5 / (API + 131,5) x 0,159]
,Стандарты уточнения API и публикации
С 1924 года API является краеугольным камнем в разработке, поддержании и публикации стандартов и рекомендуемых практик для нефтяной и газовой промышленности. Усилия API помогают отрасли постоянно изобретать и производить превосходные продукты, предоставлять критически важные услуги, обеспечивать справедливость на рынке для компаний и потребителей, а также содействовать принятию продуктов и практик во всем мире. Программа API Refining продвигает и разрабатывает безопасные и проверенные методы проектирования при проектировании, изготовлении, монтаже, контроле и использовании материалов и оборудования на нефтеперерабатывающих заводах и связанных с ними перерабатывающих мощностях.
В рамках Программы переработки API Комитет по оборудованию для нефтепереработки (CRE) отвечает за управление программой стандартов переработки, которая в настоящее время состоит из приблизительно 100 публикаций. CRE разрабатывает отраслевые документы, которые пропагандируют безопасные и проверенные методы проектирования при проектировании, изготовлении, монтаже, проверке и использовании материалов и оборудования на нефтеперерабатывающих заводах и связанных с ними перерабатывающих предприятиях.
CRE приняла ряд общих целей, которые направляют их усилия по разработке документов.Эти цели:
- Разработать и опубликовать стандарты основного оборудования и рекомендуемые методы, которые не доступны другим признанным организациям для проектирования, изготовления, установки, использования и проверки оборудования для переработки нефти.
- Опубликованные документы должны рецензироваться с интервалом не более пяти лет.
- CRE призывает другие организации, спонсирующие стандартизацию (например, Американский национальный институт стандартов или Международную организацию по стандартизации), принять документы API, когда такое принятие будет отвечать интересам нефтяной промышленности.
- Организовать адекватное спонсорство и коммуникацию API в национальных и международных организациях, которые готовят кодексы и стандарты, которые значительно влияют на нефтеперерабатывающую промышленность.
- Спонсировать и администрировать необходимые исследовательские проекты для разработки улучшенных стандартов и методов для решения проблем оборудования нефтеперерабатывающего завода.
- Осуществлять мониторинг кодов, стандартов и действий, спонсируемых сторонними организациями, регулирующими органами и законодательными органами, и выявлять те из них, которые окажут значительное влияние на нефтеперерабатывающую промышленность.
- CRE будет разрабатывать и внедрять или рекомендовать Генеральному комитету по переработке конструктивные альтернативы возникающим вопросам оборудования для нефтеперерабатывающих заводов.
- Обеспечить форум для распространения взаимно полезной технической информации среди нефтепереработчиков, поставщиков и подрядчиков путем спонсирования специальных подкомитетов, круглых столов и общих технических презентаций.
- Обсудить и оценить мнение отрасли о технических проблемах, связанных с оборудованием нефтеперерабатывающего завода, и решить эти проблемы, если это необходимо в соответствующих стандартах.
- Работать с компаниями-членами API, чтобы должным образом укомплектовать подкомитеты CRE и добиться «справедливой доли» представительства компаний-членов API в подкомитетах CRE и участия во внешних организациях.
- Координировать усилия подкомитетов и целевых групп CRE с другими сегментами API для достижения оптимальных результатов.
В рамках CRE есть девять подкомитетов, которые разрабатывают и поддерживают публикации по переработке. Эти подкомитеты:
- Коррозия и материалы
- Инспекция
- Электрооборудование
- Приборы и системы управления
- Трубопровод
- Сосуды под давлением и резервуары
- Механическое оборудование
- Системы сброса давления
- Теплообменное оборудование
скачиваний
Афиша стандартов доработки API (2019)
Размер файла: 1.9 МБ
Брошюра PSSAP (2019)
Размер файла: 3,3 МБ
RP 755 Информационный бюллетень
Размер файла: .4 МБ
,В течение нескольких десятилетий сырая нефть или нефтяная промышленность классифицировали сырое сырье по месту, из которого оно было добыто. Другими словами, нефть классифицируется по географическим регионам. Тем не менее, все масла из определенного региона не созданы равными. Затем к географическому обозначению добавляется дополнительная классификация нефти, полученная из плотности сырой нефти (плотность по API) и ее различных неуглеводородных компонентов (особенно серы).Конечный результат всей этой классификации помогает определить цену конкретного барреля сырой нефти, а также объем спроса на эту нефть.
В целом, если сырая нефть содержит высокие уровни серы, классификация нефти называется «кислой», если она имеет относительно низкие уровни серы, классификация нефти называется «сладкой». Если сырая нефть имеет высокую плотность, то классификация нефти называется «тяжелой», а если она имеет низкую плотность, классификация нефти называется «легкой».Плотность нефти определяется длиной углеводородов, которые в ней содержатся. Если он содержит большое количество углеводородов с длинной цепью, нефть будет более плотной. Если он содержит большую долю углеводородов с короткой цепью, он будет менее плотным. Помимо длины цепи, отношение углерода к водороду также помогает определить плотность конкретного углеводорода. Чем больше количество водорода по отношению к углероду, тем легче будет углеводород. Меньшая плотная нефть будет плавать поверх более плотной нефти и, как правило, ее легче перекачивать.
Углеводороды в сырой нефти обычно можно разделить на четыре категории:
- Парафины: они могут составлять от 15 до 60% нефти и имеют отношение углерода к водороду 1: 2, что означает, что они содержат вдвое больше водорода, чем углерод. Обычно это прямые или разветвленные цепи, но никогда не циклические (кольцевые) соединения. Парафины — это желаемое содержание в сырье и то, что используется для производства топлива. Чем короче парафины, тем легче сырая нефть.
- Нафтены: они могут составлять от 30 до 60% сырой нефти и иметь отношение углерода к водороду 1: 2. Это циклические соединения, и их можно рассматривать как циклопарафины. Они имеют более высокую плотность, чем эквивалентные парафины, и более вязкие.
- Ароматика: они могут составлять от 3 до 30% сырой нефти. Они нежелательны, потому что их сжигание приводит к образованию сажи. У них гораздо меньше водорода по сравнению с углеродом, чем в парафинах. Они также более вязкие.Они часто бывают твердыми или полутвердыми, когда эквивалентный парафин был бы вязкой жидкостью при тех же условиях.
- Асфальтобетон: в среднем около 6% в сырой нефти. Они имеют отношение углерода к водороду примерно 1: 1, что делает их очень плотными. Они обычно нежелательны в сыром виде, но их «клейкость» делает их превосходными для использования в дорожном строительстве.
При рассмотрении классификации нефти важно учитывать тот факт, что общая классификация будет влиять на значение, а не только на физические свойства.Например, нефть с географической классификацией из одного региона мира может быть дорогой для транспортировки в другой регион мира, независимо от пригодности сырой нефти в качестве общего вещества. В целом, более легкая нефть требует более высокой цены, поскольку содержит больше углеводородных цепей, которые можно легко перерабатывать для производства бензина и дизельного топлива, которые пользуются повышенным спросом. Чем ниже содержание серы, тем выше и цена, потому что сладкая сырая нефть с низким содержанием серы требует меньше рафинирования.
Классификация нефти также указывает на лучшее использование для конкретной области нефти. Один тип масла не обязательно «лучше», чем другой, а разные типы полезны для разных применений. Легкая сырая нефть предпочтительна для переработки в бензин, поскольку она дает гораздо более высокий выход, чем тяжелая. Подобным образом, сладкая нефть часто более желательна, чем кислая нефть, поскольку ее использование будет оказывать гораздо меньшее воздействие на окружающую среду в виде вредных выбросов при сжигании.Эти основные классификации нефти еще более усиливаются благодаря полному молекулярному описанию, полученному в результате анализа анализа сырой нефти.
,