Катализатор ВАЗ 2110: особенности, замена
В выхлопной системе автомобиля одной из самых дорогих деталей является катализатор ВАЗ 2110. Когда работает глушитель, в атмосферу выбрасываются самые разные отработанные газы. Чтобы концентрация СО2 всегда соответствовала нормам, устанавливают катализатор.
Устройство катализатора
Вернуться к оглавлению
Описание детали
Специалисты из своего практического опыта сделали вывод, что замена катализатора на ВАЗ 2110 должна проводиться после каждых 100 000 км пробега. Это связано с тем, что катализатор относится к группе фильтрующих деталей. С течением времени он засоряется, его свойства перестают соответствовать заводским. Катализатор для автомобиля делается из керамики и металла.
Внутренние детали имеют в своем составе платину, поэтому и цены на каталитические анализаторы достаточно высокие. Сегодня катализатор устанавливается на все машины «Лада». Выхлопная система автомобиля не требует периодического ремонта и частой замены. Обычно замена компонентов такой системы происходит в нескольких случаях:
- детали прогорели;
- слышен сильный шум;
- оторвалась соединительная труба.
ВАЗ 2110 имеет выхлопную систему, состоящую из отдельных деталей:
- глушитель;
- резонатор;
- катализатор;
- приемная труба.
Иногда автомобиль выпускается без катализатора, или же его прикрепляют к выпускающему коллектору.
Вернуться к оглавлению
Нагрев катализатора: особенности
В некоторых случаях катализатор подвергается сильному нагреву, становится красным и начинает светиться. Это связано с попаданием в каталитический анализатор не полностью сгоревшего топлива. Оно начинает сгорать прямо в устройстве. Причиной этого могут быть следующие явления.
- В цилиндре не происходит воспламенение смеси.
- Лопнула мембрана, поддерживающая давление топлива.
- Форсунки заливаются горючей смесью.
Из-за сильного нагрева катализатора автомобиль теряет свою мощность, слышно, как двигатель начинает троить, густой едкий дым выходит из отсека двигателя. Чтобы отремонтировать автомобиль, необходима помощь специалистов автосервиса. А как заменить катализатор?
Деталь прикрепляется к резонатору через фланцевое соединение двумя болтами. Приемная труба удерживает катализатор подпружиненным фланцем и двумя развальцовками. Между ними установлено металлоасбестовое кольцо. Благодаря такому соединению не происходит передача вибрации от двигателя к выхлопной системе.
Во время замены не обязательно искать новые болты и новые пружины. Их нужно менять, только если они были повреждены при разборке.
Кольцо нужно обязательно установить новое. Через старое могут проникать просекающие газы, которые выведут из строя развальцовку катализатора. Установив новый катализатор, слегка вкручиваются крепежные болты. Полная затяжка начинается с кронштейна, крепящего резонатор.
Выхлопная система ВАЗ 2110
Вернуться к оглавлению
Как отремонтировать систему выхлопа
Ремонт деталей выхлопной системы делается только в том случае, если были обнаружены пробоины от механического воздействия. При обрыве трубы и прогаре бачка необходимо провести полную замену деталей. Их гарантийный ресурс закончился. Надо сказать, что металлокомпенсаторы меняются в любом случае, вне зависимости от состояния выхлопной системы.
В связи с тем, что катализатор стоит очень дорого, любители вместо него приваривают стронгер. Катализатор срезается, остаются только соединительные фланцы совместно с развальцовкой. На освободившееся место приваривается стронгер. Эта деталь стоит намного меньше катализатора. Однако стронгер не способен сжечь остатки бензина. По этой причине он может монтироваться только на машину, оборудованную лямбда-зондом. После монтажа стронгера примерно на 10% увеличивается расход бензина.
Автомобили, оборудованные движками с 16-ю клапанами, часто имеют два металлокомпенсатора, закрепленные к «штанам». Размер такой гофры не превышает 50 мм. Стоимость подобной приемной трубы неимоверно высока. Промышленность не выпускает металлокомпенсаторы этого размера. Единственным выходом остается врезка гофры размером 100 мм с последующей подгонкой длины. Сварка производится встык со «штанами» и фланцем для прокладки.
Вернуться к оглавлению
Самостоятельное изготовление и установка пламегасителя
Большинство автотюнинговых мастерских нашли альтернативный вариант катализатора. Вместо него устанавливается пламегаситель. Он легко изготавливается даже в гараже. Услуги автомехаников не требуются. Главной функцией пламегасителя является тушение огня, вырывающегося из коллектора.
Это пламя обладает очень высокой температурой, поэтому возможен прогар одной из частей глушителя. Если вместо катализатора приварить обыкновенную прямую трубу, убрав внутренние детали, находящиеся в теле катализатора, выхлопная система быстро придет в негодность.
Она просто лопнет и прогорит, придется проводить полную замену. На помощь приходит пламегаситель, который обладает свойствами, аналогичными свойствам катализатора. Он не препятствует движению потоков и стоит намного дешевле катализатора. Купить такой пламегаситель можно в магазинах автозапчастей. Но иногда их не бывает в продаже. Поэтому деталь часто делают своими руками. Для работы необходимо иметь:
- металлические трубы;
- стальные щетки;
- сварочный аппарат.
Трубы должны обладать конкретными диаметрами. Один должен соответствовать размеру системы выхлопа, другой — быть немного больше. В первой трубе с диаметром, соответствующим диаметру трубы ведущей системы, делаются шестимиллиметровые отверстия. Они сверлятся по всей окружности и длине. Затем она вставляется в трубу с большим диаметром и после центрирования приваривается с одного края.
С помощью щеток трубы растягиваются и затем проталкиваются внутрь. Стальным прутом проводится их трамбование. Эта операция делается до заполнения щетками всего свободного пространства трубы большего диаметра. Когда операция с применением щеток закончена, заваривается свободный конец трубы, края при этом предварительно отгибаются.
Получился готовый пламегаситель, сделанный самостоятельно. Эту деталь можно монтировать на автомобиль взамен катализатора. Транспортное средство, оборудованное пламегасителем, будет отлично и тихо работать.
expertvaz.ru
Правильное удаление катализатора ВАЗ 2110
Все, кого хоть однажды посещали мысли о тюнинге автомобиля, знают наверняка, что одной из частей тюнинга “железного коня” является тюнинг выхлопной системы. Ставятся прямоточные глушители, пламегасители взамен удалённых катов. В нашей сегодняшней статье поговорим а последних.
Катализатор(кат), как мы его привыкли называть, правильно именуется каталитический конвертер-нейтрализатор. Он представляет собой часть выхлопной системы автомобиля, которая обеспечивает нейтрализацию вредных продуктов сжигания топлива, за счёт восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для доокисления угарного газа и несгоревших углеродов. Вспомним курс школьной химии, которая гласит, что катализатор – это вещество способствующее ускоренному протеканию реакции, но само в этой реакции не участвующее.
К таким веществам относятся родий, платина, медь и некоторые другие. Автомобильный кат использует способность этих веществ к ускорению химических реакций. При надлежащей эксплуатации автомобиля: своевременное ТО, использование топлива высокого качества, целость механических частей двигателя, исправная система топливоподачи – кат может работать порядка 300 000 км. Однако если он вышел из строя, то замена его стоит достаточно немалых денег, так как в нём используются дорогие материалы.
В народе уже давно ходит предрассудок, что кат гасит мощность двигателя. Но это абсолютная ЛОЖЬ !!! Узел, не имеющий поломок, не производит никаких помех нормальному движению отработавших газов. Возможными причинами, потери пропускаемости ката являются оплавка и закупоривание сот внутри ката, которые являются следствием небрежного ухода за автомобилем и его эксплуатации с проблемами в системах зажигания и топливоподачи. А как исключение, и при низком качестве топлива.
При вырезании катализатора (будь то нового или старого) не будет никакого прироста мощности двигателя. Это всё домыслы людей. Однако, ваш автомобиль начнёт гораздо громче “реветь”. И по звуку автомобиль станет более походить на спортивный, а вам будет казаться, что автомобиль получил прирост мощности. Звучит громче – значит прёт!
Выясним истоки заблуждения
Катализатор, который, вследствие плохой эксплуатации, закупорился, оплавился или оторвался от своего корпуса, препятствует проходу отработавших газов, что снижает вентиляцию цилиндров и нарушает наполнение их топливно-воздушной смесью. Имея проблемы во впускной системе, человек, приезжает на СТО. Там ему, после диагностики, удаляют неисправный кат, после чего: о ЧУДО, машина стала ехать хорошо. Но человек думает, что машина стала ездить ещё лучше, чем просто исправная и он лихо раздаёт рекомендации всем своим товарищам по уместности данной процедуры, ставя в пример собственный опыт и кучу положительных эмоций. Но по факту просто исправный авто будет ехать также как и авто без ката.
Однако причины, для расставания с этим узлом всё же есть и вот 3 сценария развития событий:
- Вашему катализатору пришёл конец, он создаёт проблемы для движения отработавших газов, однако у нас так заведено, что кат не меняют на новый, увы.
- Как часть процесса по тюнингу автомобиля (фильтр нулевого сопротивления, прямоточный глушитель и увеличенный дроссель не в счёт)
- Вам кажется, что вас пытаются “налюбить” (конкретно я), и вы всё ещё думаете, что процедура удаления ката сделает ваш автомобиль ракетой!
Что необходимо знать
Также необходимо знать какая норма токсичности у вашего автомобиля. Определить это весьма просто. На ЕВРО 2 не устанавливается после ката датчики. На ЕВРО 3 имеется датчик кислорода, устанавливаемый после ката. Он обеспечивает контроллер информацией о его эффективности работы.
Таким образом на двигателях ЕВРО 2 удалять кат можно без лишних сложностей. Он сам находится под днищем автомобиля в виде отдельного узла, а вместо него устанавливают вставки.
Но зачем тратить деньги, если можно просто сделать в кате отверстие, опустошить его и установить просто корпус? Решение более дешёвое, но гораздо менее верное. Пустой корпус будет делать ваш авто ещё громче, но это не помеха. Сам нейтрализатор представляет собой множество квадратных “сот” малого сечения (0.5×0.5 мм), они как каналы идут параллельно друг-другу в направлении движения ОГ. Общая площадь их сечения приблизительно равна площади сечения трубы, но при этом площадь сечения нейтрализатора и корпуса гораздо больше площади сечения трубы. И как следствие, при установке пустого корпуса мы получим отрезок выхлопа с большим сечением, где будет нарушаться нормальное движение выхлопных газов. Потому и рекомендуется устанавливать вставку.
В последние годы каты начали производить на металлической основе, потому просто опустошить его корпус уже не возможно. Теперь надо разрезать его и вырезать металлические “соты”, а затем сваривать корпус.
Переднеприводные ВАЗы с двигателями объемами 1.4 и 1.6 литров имеют катализатор, который выполнен как единая часть с выпускным коллектором. Потому при удалении ката очень сильно увеличивается и громкость работы мотора. В данных моделях авто лучшем решением будет установка коллектора от 1.5-литрового (ВАЗ 2110, 2111, 2112) двигателя или спортивный паук (выхлопной коллектор). В случае установки паука необходимо проконсультироваться со специалистами, так как известны случаи потери мощности и другие негативные моменты, при установке некачественных коллекторов.
С двигателями ЕВРО 3 процесс становится “интереснее”. Тут есть необходимость обмана электронных систем двигателя (лямбда-зонд, установленный после ката). Это можно проделать двумя путями:
- Установка эмулятора.
- Перепрошивка бока управления на нормы ЕВРО 2 (более правильный)
В итоге, если лямбда-зонд идёт за катом, то лучше перепрошить блок управления.
Теперь конкретно разберём модели
ВАЗ 2110, 2111, 2112
При силовом агрегате объемом 1.5 литра катализатор идёт отдельным узлом под днищем автомобиля. Здесь необходимо удалить его и сделать вставку.
На ВАЗ 2110,2111, 2112 с двигателями 1.6 литра установлен катколлектор. В данном случае его необходимо удалить и поставить новый катколлектор или спортивный паук.
Таким образом, лучше лишний раз подумать над надобностью данной операции. А потому все рассмотренные работы следует делать только после продуманного и взвешенного решения. Катализатор это здоровье не только ваших потомков, но и ваше собственное!
korchim.ru
Замена катализатора на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
Когда нужно менять катализатор?
1) При сильном засорении катализатора, которое сопровождается:
• Потерей мощности автомобиля.
• А так же при засорение катализатора, стрелка тахометра может попросту плавать, на холостом ходу.
2) После того как катализатор засорился, со временем он начинает разрушаться, в связи с чем, внутри самого катализатора появятся различные звуки, такие как:
• Грохот.
• Или же просто его гудение.
Из-за чего может выйти из строя катализатор?
1) Основной причиной служит некачественное топливо, в особенности если на вашем автомобиле установлен катализатор, то вам категорически запрещается использовать для двигателя этилированный бензин, так как его использование может привести к разрушению катализатора.
2) Еще катализатор может выйти из строя, при появлении неисправности в системе зажигания.
Как заменить катализатор на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
Снятие:
1) Сперва отверните две гайки болтов, которые крепят катализатор, к резонатору, удерживая для этого одним накидным ключом, болт от проворачивания, а другим в это же время, отворачивайте гайку крепления этого болта.
2) Далее переберитесь к двум болтам, которые крепят катализатор, к приемной трубе автомобиля, и после чего полностью отверните их.
Примечание!
Когда вы будете отворачивать последний болт, рукой придерживайте сам катализатор, от падения!
3) И в завершение операции, извлеките оба болта, совместно с двумя пружинами.
Примечание!
Все потресканные, а так же деформированные пружины, обязательно замените на новые!
Установка:
1) В начале на болты, которые крепят катализатор, к приемной трубе автомобиля, установите две пружины.
2) Далее приложите край нового катализатора, к приемной трубе автомобиля, и после чего заверните два удерживающих болта, с пружинами.
3) И в завершение операции, воспользовавшись двумя накидными ключами, заверните две гайки болтов, которые крепят катализатор к резонатору автомобиля.
Важно!
Работу по снятию катализатора, лучше всего проводить на холодном двигателе, или же в перчатках, потому что при длительной работе двигателя, катализатор нагревается до очень высоких температур, порядка 600 °С!
vaz-russia.com
Замена катализатора на пламегаситель ВАЗ 2110
В конструкции выпускной системы автомобиля ВАЗ 2110 может использоваться пламегаситель, представляющий собой предварительный резонатор.
Его задача заключается в объединении потоков выхлопов, снижении их температуры и скорости.
Таким образом, уменьшается шумность авто во время работы, сохраняется работоспособность выпускной системы. Мы устанавливаем пламегаситель на ВАЗ 2110, когда возникает необходимость удаления катализатора.
Преимущества пламегасителя
Мы часто используем пламегасители для замены каталитического нейтрализатора в случае неисправности. Появление неполадок связано с засорением керамической части, оплавлением, разрушением каталитического покрытия. Из-за этого падает мощность, сокращается потенциал, наносится вред мотору и другим узлам. Активируется аварийный режим, сигнал «Check Engine».
Почему мы выбираем пламегаситель ВАЗ 2110 при замене катализатора:
- деталь отличается доступной стоимостью;
- монтаж выполняется быстро;
- представлены модели с разными параметрами и свойствами;
- срок службы достигает 10 лет;
- деталь не требовательна к качеству горючего;
- исключено засорение системы;
- обеспечивается корректная, безопасная работа выпускной системы;
- сокращаются расходы на ТО.
Другие варианты:
- установка оригинальной запчасти предполагает большие расходы, повторное засорение происходит также быстро;
- аналог, универсальный нейтрализатор – действенное, более доступное решение, но через 1–2 года эксплуатации потребуется замена.
Внимание: к нам в сервис обращались владельцы машин, где нейтрализатор был удален неправильно. Отмечалась высокая шумность автомобиля, был нанесен вред выпускной системе, износился основной резонатор. Это произошло из-за простого изъятия керамической части без замены или не был установлен пламегаситель ВАЗ 2110, который является наиболее безопасным и доступным решением.
Принцип работы пламегаситель на ВАЗ 2110
Основная задача узла – принятие выхлопов, их обработка и вывод, что сопровождается снижением скорости, шума и температуры.
Итоговый результат достигается за счет рассеивания первичных потоков.
Нестабильные выхлопы из разных цилиндров смешиваются в один поток благодаря специальной конструкции узла, что позволяет обеспечить эффективную работу основного резонатора. Поэтому пламегаситель на ВАЗ 2110 также именуется первичным глушителем.
Понять, как работает пламегаситель, можно изучив его конструкцию:
- Внешняя защитная оболочка делается из нержавеющей стали.
- Корпус чаще выполняется двухслойным для гашения колебаний внутренней части.
- Системы шумопоглощения могут быть активными и пассивными. В первом случае используются наполнители, во втором действует принцип отражения звуковых волн, что надежнее.
Особые требования предъявляются внешнему слою, так как агрессивное воздействие окружающей среды сказывается на его состоянии. Внутренние элементы не подвержены ржавлению, но должны быть устойчивы к высоким температурам.
Виды пламегасителей, их свойства
Правильный подбор и установка узла обеспечивает исправную работу мотора, как при действующем катализаторе.
Исключается и прогорание выпускной системы на ВАЗ 2110. Поэтому мы учитываем объем мотора, характеристики авто, бюджет.
Важные моменты:
- Пламегасители круглой формы обеспечивают тихое, практически бесшумное прохождение выхлопов.
- Овальная форма – идеальное решение для тюнинга, автомобиль будет слышно издалека.
- Наличие камеры с диффузорами – позволяет максимально снизить шумность, но возрастают требования к качеству используемой стали.
- Производитель – выбор фирмы во многом определяет характеристики, долговечность устройства. Лучшие бренды – Fox, Mg-Race, Sprint, AWG.
Во время подбора модели мы обращаем внимание на год выпуска машины, размеры катализатора, ведь пламегаситель должен полностью ему соответствовать.
Меньший объем, иные размеры внешней, внутренней трубы приведут к появлению неприятного дребезжащего звука во время старта.
Объем мотора также важен. Модели 2110 оснащаются агрегатами 1,5 и 1,6 л, что позволяет с легкостью подобрать универсальный пламегаситель.
Так как для установок объемом более 2 л требуется изготовление индивидуального устройства.
Пламегаситель 2110: какие материалы используются для производства?
Долговечность, характеристики пламегасителя зависят и от материала корпуса, количества камер, использования специальных наполнителей.
Для ВАЗ пламегаситель 2110 можно выбрать из следующих материалов:
- Пламегаситель из аллюминизированной стали. Конструкция внутренней части предполагает использование специальных рассекателей, набивок. Их действие направлено на рассечение поступающих потоков, снижение шума и температуры. Модели доступны, но период эксплуатации составляет 1–2 года. Представлены фирмы Ferroz, Polmostrow, Astem.
- Модели из нержавеющей стали. Выполняются из листовой стали с двумя или тремя камерами. Внутренняя часть включает набивку из керамоволокна, нержавеющую оплетку, трубу с перфорацией. Возможно устройство подпорного диффузора. Производители, которых мы рекомендуем — Mg-Race, Fox, C-MG, Sprint.
Пламегасители отличаются упрощенной конструкцией. При их изготовлении не используются драгоценные металлы или другие дорогостоящие составляющие. Это определяет доступную стоимость узла, в сравнении с катализатором.
Деталь обеспечивает обработку выхлопов, но не проводит их очистку. Поэтому экологичность ВАЗ 2110 падает, но остается в допустимых пределах, согласно действующим отечественным нормам.
Важно: на ВАЗ 2110 может быть установлен второй кислородный датчик, оценивающий состояние выхлопов, содержание кислорода для последующей передачи данных ЭБУ и расчета топливной смеси. В этом случае, устанавливая пламегаситель, мы используем специальную обманку для коррекции передаваемого сигнала.
Лучшие производители пламегасителей
Устройство должно обладать определенными характеристиками, так как оказывается постоянное воздействие горячих выхлопов, вибраций. Внешняя оболочка подвергается перепаду температур. А в зимний период на корпус попадают химические реагенты. Изучение характеристик позволяет сделать лучший выбор.
Для получения желаемого результата на ВАЗ 2110 мы рекомендуем устанавливать модели с двумя камерами, где внешняя оболочка устойчива к ржавлению, а внутренняя обеспечивает качественное гашение потоков.
Присутствие базальтовых или минеральных наполнителей обеспечивает лучшее шумопоглощение. Это исключает появление нежелательных звуков во время движения.
Производители, которых мы рекомендуем:
- Fox – немецкая марка, специализирующаяся на выпуске выхлопных систем и деталей лучшего качества. Представлен широкий выбор, есть предложения для тюнинга, спортивных версий.
- Mg-Race – отечественный производитель, занимающий лидирующие позиции. Доступны универсальные и спортивные системы, запчасти, пламегасители с использованием кремниевого волокна.
- Бренд AWG предлагает высококачественную продукцию с несколькими камерами для шумопоглощения.
- Фирмы C-MG, Sprint предлагают более доступную продукцию, отличающуюся сложной конструкцией. Устройства разработаны специально для замены катализаторов. Выделяется устойчивость к ржавлению.
Мы проводим подбор подходящих деталей и других фирм – Walker, Ferroz, Polmostrow, Astem. После установки пламегасителя на ВАЗ 2110 проверяем всю выхлопную систему для исключения ошибок и неполадок.
nevaglush.spb.ru
Каталитический нейтрализатор ВАЗ 2110, Богдан. Особенности и замена
Регулировка клапанов ваз 2110 является немаловажным процессом, который необходимо проводить профессионалу своего дела. Рассмотрим проблему, которая может возникать при неправильной регулировке. Последствий может быть много:
- нарушается полноценная работа зазоров клапана;
- быстрее изнашиваются подшипники на распределительном вале;
- ухудшается показатель упругости и как результат – ломается пружина клапана;
- происходит их зависание;
- изнашивается зубчатый шкив привода на распределительном вале.
Также быстро выходит из строя колпачки, которые отражают масло, стержни клапанов и направляющие части втулок. Собирается накипь и нагар на клапанах, что обусловлено большой выработкой установленного ресурса мотора. Как следствие, приходят в непригодность большая часть конструктивных элементов. Распространенный вариант – если владелец нарушает основные правила эксплуатации двигателя, допускает использование неправильного, отработанного масла и нерегулярную его замену. Негативно сказывается заправка авто некачественным бензином, в котором находится большое количество смол, оседающих на поверхности стержней клапана. Если мотор долго работает на больших оборотах, это так же становится причиной поломки.
Как известно, двигатель внутреннего сгорания автомобиля в процессе своей работы выделяет углекислый газ, воду, угарные газы, моноокись азота и углеводороды. Все эти газы, за исключением первых двух достаточно ядовиты и опасны для окружающей среды.
Чтобы хоть как-то уменьшить вредное воздействие этих веществ на внешнюю среду придумали устройство, называемое катализатор. Он разлагает эти ядовитые вещества на более безопасные для здоровья.
Современный катализатор автомобиля в совокупности с системой обратной связи (лямбда-зонд) способен редуцировать выбросы вредных веществ до 90%. В химических реакциях этого устройства используются даже драгоценные металлы, такие как родий, платина, палладий. Именно этим объясняется его высокая стоимость.
Причиной выхода из строя нейтрализатора могут быть эксплуатация автомобиля на этилированном бензине, перебои в системе зажигания.
Если Вы готовы выложить кругленькую сумму на новый катализатор для 2110, то смотрите ниже иллюстрированную инструкцию по его замене на автомобиле.
Как заменить?
- Поднимите Ваш автомобиль на удобную для работы снизу высоту.
- Зафиксируйте при помощи ключей гайки.
- Открутите болты, удерживая гайки крепления резонатора к нейтрализатору и снимите пружинные шайбы с болтами.
- Тоже самое проделайте с гайками крепления нейтрализатора к приемной трубе.
- Теперь можно аккуратно снять каталитический нейтрализатор с автомобиля.
- Новый катализатор устанавливается в обратном снятию порядке.
Замена прокладки масляного картера двигателя Замена модуля зажигания ЭСУД на ВАЗ 2110 и Богдан
vaz.today
Катализатор на ваз 2112 16 клапанов
Катализатор на ВАЗ — необходимость или «лишняя деталь»?
Итак, сегодня мы поговорим о катализаторах, которые устанавливались на ВАЗы в зависимости от модели и года выпуска, а так же обсудим целесообразность удаления катализатора, якобы это улучшает динамику, но не несет никаких последствий. Итак, самое распространенное мнение, которое служит для железобетонного обоснования необходимости удалить катализатор — «Катализатор душит мотор». На мой взгляд в корне неверное мнение, из разряда суеверий. Исправный катализатор не создает абсолютно никакого сопротивления потоку отработавших газов. Оплавление и забивание сот катализатора это обычно последствия длительной эксплуатации неисправного автомобиля вкупе с паршивым топливом. Например многие любят добавлять в бензин присадки. Но никто не задумывается о том, что это может послужить одной из причин выхода из строя катализатора. Плохое качество топлива несомненно является хорошим помощником в процедуре «убивания» катализатора, но ведь всегда есть возможность сменить заправку, верно? Так же одной из причин выхода ката из строя может явится неправильно приготовленная топливно-воздушная смесь. В среднем срок службы катализатора составляет от 150 000 км до 200 000, но бывало ходят и дольше. Если вы все же решили удалить катализатор, то помните – вам нужно знать нормы токсичности вашего автомобиля. ЕВРО 2 или ЕВРО 3. Узнать это просто. У ЕВРО 2 после катализатора отсутствует лямбда. У ЕВРО 3 после катализатора обязательно стоит контрольная лямбда. Она сообщает мозгам насколько исправен кат.
В машинах с Евро 2 удаление катализатора осуществляется очень просто. Катализатор находится под днищем автомобиля в выхлопной системе и в автомагазах есть в продаже вставки, которые устанавливаются взамен ката.
А вот в системах с нормами ЕВРО 3 все несколько труднее. Необходимо «договориться» с лямбда-зондом, который стоит после ката, иначе будет чек енжин «снижение эффективности каталитического нейтрализатора». Тут есть два способаи – механической обманкой или прошивкой мозгов вашего автомо. Ну и напоследок – где же у наших ВАЗов расположен пресловутый катализатор?
На ВАЗ 2104—2107 Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля (часто, почти касается земли J). Удаляем или заменяем вставкой. С 2008 г.в. Перешиваем контроллер.
ВАЗ 2121 Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой. Варианты е3 встречаются независимо от года выпуска, с 2008 года неизбежно Е3.
ВАЗ 2110, 2111, 2112 Моторы объемом 1.5л Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой. 1.6 л – катколлектор. Удаляем кат или ставим паук.
ВАЗ 2113, 2114, 2115 Моторы объемом 1.5л Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой. 1.6 л – катколлектор.
На ВАЗ 2170 Приора установлен катколлектор. По Приоре хочу добавить, что с 2009 года на часть машин с завода установлены мозги М73 с доп защитой от перепрошивки.
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Рекомендуем прочитать:
www.vazzz.ru
ВАЗ 2110 | Три в одном – или как уберечь катализатор
14.34. Три в одном – или как уберечь катализатор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее «убивает», в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о «хирургическом вмешательстве» в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают «борьбу за чистоту воздуха», на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично «похудеть» по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как они работают?
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. «Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический «кирпич», имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость».
Выхлопные газы «омывают» поверхность монолита, и, когда температура достигает «критического» значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся «плата» за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел …
Что их губит?
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.
«Сердцевина» большинства катализаторов изготовлена из керамики — материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто «чиркнуть» корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический «кирпич» может треснуть. После этого потеря «сердцевиной» своих рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического «кирпича» и быстро «засаливает» ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно «сжечь» полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы («тройные» потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже «физически». Таким образом, «жизнь» катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С «возрастом» он становится «ленивым» или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, «запекается» на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления».
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: «совместим с катализатором», лучше не рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается».
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
automn.ru