Виды антифрикционных сплавов — Студопедия
Антифрикционные сплавы предназначены для повышения долговечности трущихся поверхностей машин и механизмов. Трение происходит в подшипниках скольжения между валом и вкладышем подшипника. Поэтому для вкладыша подшипника подбирают такой материал, который предохраняет вал от износа, сам минимально изнашивается, создает условия для оптимальной смазки и уменьшает коэффициент трения. Исходя из этих требований, антифрикционный материал представляет собой сочетания достаточно прочной и пластичной основы, в которой имеются оперные (твердые) включения. При трении пластичная основа частично изнашивается, а вал опирается на твердые включения. В этом случае трение происходит не по всей поверхности подшипника, а смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы.
Антифрикционными сплавами служат сплавы на основе олова, свинца, меди или алюминия, обладающие специальными антифрикционными свойствами. Антифрикционные свойства сплавов проявляются при трении в подшипниках скольжения.
Антифрикционные сплавы хорошо прирабатываются в парах трения благодаря мягкой основе — олову, свинцу или алюминию. Более твердые металлы (цинк, медь, сурьма), вкрапленные в мягкую основу, способны выдерживать большие нагрузки. После приработки и частичной деформации мягкой основы в ней образуются углубления, способные удерживать смазку, необходимую для нормальной работы пары.
Баббиты — антифрикционные материалы на основе олова или свинца. Их применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения, работающих при больших окружных скоростях и при переменных и ударных нагрузках. По химическому составу баббиты классифицируют на три группы: оловянные (Б83, Б88), оловянно-свинцовые (БС6, Б16) и свинцовые (БК2, БКА).
Последние не имеют в своем составе олова.Алюминиевые бронзы, используемые в качестве подшипниковых сплавов, отличаются большой износостойкостью, но могут вызвать повышенный износ вала. Их применяют вместо оловянных и свинцовых баббитов и свинцовых бронз.
Свинцовые бронзы в качестве подшипниковых сплавов могут работать в условиях ударной нагрузки.
Латуни по антифрикционным свойствам уступают бронзам. Их используют для подшипников, работающих при малых скоростях и умеренных нагрузках.
Для работы в подшипниковых узлах трения применяют специальные антифрикционные чугуны. Изготовляют три типа антифрикционного чугуна: серый, высокопрочный с шаровидным графитом и ковкий.
Антифрикционные материалы
Основные служебные свойства подшипникового материала антифрикционность и сопротивление усталости. Антифрикционность — способность материала обеспечивать низкий коэффициент трения скольжения и тем самым низкие потери на трение и малую скорость изнашивания сопряженной детали стального или чугунного вала.
Антифрикционность обеспечивают следующие свойства подшипникового материала: 1) высокая теплопроводность;2) хорошая смачиваемость смазочным материалом; 3) способность образовывать на поверхности защитные пленки мягкого металла; 4) хорошая прирабатываемость, основанная на способности материала при трении легко
пластически деформироваться и увеличивать площадь фактического контакта, что приводит к снижению местного давления и температуры на поверхности подшипника.
Критериями для оценки подшипникового материала служат коэффициент трения и допустимые нагрузочно-скоростные характеристики: давление р, действующее на опору, скорость скольжения v, параметр рv, определяющий удельную мощность трения. Допустимое значение параметра рv тем больше, чем выше способность материала снижать температуру нагрева и нагруженность контакта, сохранять граничную смазку.
Для подшипников скольжения используют металлические материалы, неметаллы, комбинированные материалы и минералы (полу- и драгоценные камни). Выбор материала зависит от режима смазки и условий работы опор скольжения.
Металлические материалы. Они предназначены для работы в режиме жидкостного трения, сочетающемся в реальных условиях эксплуатации с режимом граничной смазки. Из-за перегрева возможно разрушение граничной масляной пленки. Поведение материала в этот период работы зависит от его сопротивляемости схватыванию. Оно наиболее высоко у сплавов, имеющих в структуре мягкую составляющую.
Металлические материалы по своей структуре подразделяются на два типа сплавов:
I) сплавы с мягкой матрицей и твердыми включениями; 2) сплавы с твердой матрицей и мягкими включениями.
К сплавам первого типа относятся баббиты и сплавы па основе меди — бронзы и латуни. Мягкая матрица в них обеспечивает не только защитную реакцию подшипникового материала па усиление трения и хорошую прирабатываемость, но и особый микрорельеф поверхности, улучшающий снабжение смазочным материалом участков трения и теплоотвод с них. Твердые включения, на которые опирается вал, обеспечивают высокую износостойкость
Баббиты мягкие (HB 300) антифрикционные сплавы на оловянной или свинцовой основе. В соответствии с ГОСТ 1320—74 к сплавам на оловянной основе относятся баббиты Б83 (83% Sn, 11% Sb и 6% Сu) и Б88, па свинцовой основе Б16 (16% Sn, 16% Sb, 2% Сu) БС6, БН. Особую группу образуют более дешевые свинцово-кальциевые баббиты:БКА и БК2 (ГОСТ 1209-78).
По антифрикционным свойствам баббиты превосходят все остальные сплавы, но значительно уступают им по сопротивлению усталости. В связи с этим баббиты применяют только для тонкого (менее 1 мм) покрытия рабочей поверхности опоры скольжения. Наилучшими свойствами обладают оловянистые баббиты, у которых рv = (500-700) 105 Па-м/с. Из-за высокого содержания дорогостоящего олова их используют для подшипников ответственного назначения (дизелей, паровых турбин и т. п.), работающих при больших скоростях и нагрузках. Структура этих сплавов состоит из твердого раствора сурьмы в олове (мягкая фаза, темный фон) и твердых включений b` (SnSb) и Cu3Sn.
Бронзы относятся к лучшим антифрикционным материалам. Особое место среди них занимают оловянистые и оловянисто-цинково-свинцовистые бронзы. К первым относятся бронзы БрO10Ф1, БрO10Ц2, ко вторым -БрO5Ц5С5, БрО6Ц6СЗ и др. (ГОСТ 613-79). Бронзы применяют для монолитных подшипников скольжения турбин, электродвигателей, компрессоров, работающих при значительных давлениях и средних скоростях скольжения.
В последнее время бронзы широко используют как компоненты порошковых антифрикционных материалов или тонкостенных пористых покрытий, пропитанных твердыми смазочными материалами.
Латуни используют в качестве заменителей бронз для опор трения. Однако по антифрикционным свойствам они уступают бронзам. Двухфазные латуни ЛЦ16К4, ЛЦ38Мц2С2, ЛЦ40Мц3А и др. (ГОСТ 17711—80) применяют при малых скоростях скольжения (менее 2 м/с) и невысоких нагрузках. Их часто используют для опор трения приборов.
К сплавам второго типа относятся свинцовистая бронза БрСЗ0 с 30 % Рb (ГОСТ 493-79) и алюминиевые сплавы с оловом (ГОСТ 14113 78), например, сплав А09-2 (9 % Sn и 2 % Сu). Функцию мягкой составляющей в этих сплавах выполняют включения свинца или олова. При граничном трении на поверхность вала переносится тонкая пленка этих мягких легкоплавких металлов, защищая шейку стального вала от повреждения.
Антифрикционные свойства сплавов достаточно высокие, особенно у алюминиевых сплавов. Из-за хорошей теплопроводности граничный слой смазочного материала на этих сплавах сохраняется при больших скоростях скольжения и высоком давлении (см. табл. 10.3).
Алюминиевый сплав А09-2 применяют для отливки монометаллических вкладышей, бронзу -для наплавки на стальную ленту.
К сплавам второго типа относятся также серые чугуны, роль мягкой составляющей в которых выполняют включения графита. Для работы при значительных давлениях и малых скоростях скольжения используют серые чугуны СЧ 15, СЧ 20 и легированные антифрикционные чугуны:
серые АЧС-1, ЛЧС-2, АЧС-3; высокопрочные АЧВ-1, АЧВ-2; ковкие АЧК-1, АЧК-2 (ГОСТ 1585-79). С целью уменьшения износа сопряженной детали марку чугуна выбирают так, чтобы его твердость была ниже твердости стальной цапфы. Достоинство чугунов — невысокая стоимость; недостатки — плохая прирабатываемость, чувствительность к недостаточности смазочного материала и пониженная стойкость к воздействию ударной нагрузки.
В настоящее время наибольшее распространение получили многослойные подшипники, в состав которых входят многие из рассмотренных выше сплавов. Сплавы или чистые металлы в них уложены слоями, каждый из которых имеет определенное назначение.
В качестве примера разберем строение четырехслойного подшипника, применяемого в современном автомобильном двигателе. Он состоит из стального основания, на котором находится слой (250 мкм) свинцовистой бронзы (БрСЗ0). Этот слой покрыт тонким слоем (~ 10 мкм) никеля или латуни. На нею нанесен слой сплава Pb—Sn толщиной 25 мкм. Стальная основа обеспечивает прочность и жесткость подшипника; верхний мягкий слой улучшает прирабатываемость. Когда он износится, рабочим слоем становится свинцовистая бронза. Слой бронзы, имеющей невысокую твердость, также обеспечивает хорошее прилегание шейки вала, высокую теплопроводность и сопротивление усталости. Слой никеля служит барьером, не допускающим диффузию олова из верхнего слоя в свинец бронзы.
Неметаллические материалы. Для изготовления подшипников скольжения применяют пластмассы — термореактивные и термопластичные (полимеры) более десяти видов. Из термореактивных пластмасс используют текстолит. Из него изготовляют подшипники прокатных станов, гидравлических машин, гребных винтов.
Из полимеров наиболее широко применяют полиамиды: ПС10, анид, капрон (ГОСТ 10589 -73) и особенно фторопласт (Ф4, Ф40). Достоинство полимеров — низкий коэффициент трения, высокая износостойкость и коррозионная стойкость.
Исключительно высокими антифрикционными свойствами обладает фторопласт, коэффициент трения которого без смазочного материала по стали составляет 0,04-0,06. Однако фторопласт «течет» под нагрузкой и, как все полимеры, плохо отводит теплоту. Он может применяться лишь при ограниченных нагрузках и скоростях. Высокие антифрикционные свойства фторопласта реализуют в комбинации с другими материалами, используя его в виде тонких пленок либо как наполнитель.
Комбинированные материалы. Такие материалы состоят из нескольких металлов и неметаллов, имеющих благоприятные для работы подшипника свойства. Рассмотрим подшипники двух типов.
1. Самосмазывающиеся подшипники получают методом порошковой металлургии из материалов различной комбинации: железо-графит, железо-медь (2-3 %)-графит или бронза-графит. Графит вводят в количестве 1-4 %. После спекания в материале сохраняют 15-35 % пор, которые затем заполняют маслом. Масло и графит смазывают трущиеся поверхности. При увеличении трения под влиянием нагрева поры раскрываются полнее, и смазочный материал поступает обильнее. Тем самым осуществляется автоматическое регулирование подачи смазочного материала (его запас находится в специальной камере). Такие подшипники работают при небольших скоростях скольжения (до 3 м/с), отсутствии ударных нагрузок и устанавливаются в труднодоступных для смазки местах.
2. Металлофторопластовые подшипники изготовляют из металлофторопластовой ленты (МФПл) в виде свертных втулок методом точной штамповки. Лента состоит из четырех слоев. Первый слой (приработочный) выполнен из фторопласта, наполненного дисульфидом молибдена (25% по мас-се). Толщина слоя 0,01-0,05 мм. В тех случаях, когда допустимая величина линейного износа достаточно велика, первый слой утолщают до 0,1-0,2 мм. Второй слой ( ~ 0,3 мм) — бронзофторопластовый. Он представляет собой слой пористой бронзы БрО10Ц2, полученный спеканием частиц порошка сферической формы. Поры в этом слое заполнены смесью фторопласта с 20% РЬ (или фторопласта и дисульфида молибдена). Третий слой (0,1 мм) образован медью. Его назначение — обеспечить прочное сцепление бронзового пористою слоя с четвертым слоем — стальной основой. Толщина основы, которую изготовляют из стали 08кп, составляет 1-4 мм.
При работе такого подшипника пористый каркас второю слоя отводит теплоту и воспринимает нагрузку, а поверхностный слой и питающая ею фто-ропластовая «губка» выполняют роль смазочного материала, уменьшая трение. Если первый слой в отдельных местах по какой-либо причине изнашивается, то начинается трение стали по бронзе, что сопровождается повышением коэффициента трения и температуры. 5 Па-м/с). Их используют в узлах трения, работающих без смазочного материала, хотя ею введение оказывает благоприятное действие. Они могут работать в вакууме, жидких средах, не обладающих смазочным действием, а также при наличии абразивных частиц, которые легко «утапли-ваются» и мягкой составляющей материала. Такие подшипники применяют в машиностроительной, авиационной и других отраслях промышленности.
Минералы. Естественные (агат), искусственные (рубин, корунд) минералы или их заменители — сит аллы (стеклокристаллические материалы) применяют для миниатюрных подшипников скольжения -камневых опор. Камневые опоры используют в прецизионных приборах — часах, гироскопах, тахометрах и г. д. Главное достоинство таких опор-низкий и стабильный момент треиия. Низкое трение достигается малыми размерами опор, что уменьшает плечо действия силы трения, а также низким коэффициентом трения вследствие слабой адгезии минералов к металлу цапфы. Постоянство момента трения обусловлено высокой износостойкостью минералов, способных из-за высокой твердости выдерживать громадные контактные давления.
Фрикционные материалы
Фрикционные материалы применяют в тормозных устройствах и механизмах, передающих крутящий момент. Они работают в тяжелых условиях изнашивания — при высоких давлениях (до 6 МПа), скоростях скольжения (до 40 м/с) и температуре, мгновенно возрастающей до 1000 С. Для выполнения своих функций фрикционные материалы должны иметь высокий и стабильный в широком интервале температур коэффициент трения, минимальный износ, высокие теплопроводность и теплостойкость, хорошую прирабатываемость и достаточную прочность. Этим требованиям удовлетворяют многокомпонентные неметаллические и металлические спеченные материалы. Их производят в виде пластин или накладок, которые прикрепляют к стальным деталям, например дискам трения. Выбор материала производят по предельной поверхностной температуре нагрева и максимальному давлению, которые он выдерживает. Неметаллические материалы применяют при легких (tпред<200 C , pмах<0.8 МПа) и средних (tпред=400 C , pмах=1.5 МПа) режимах трения. Из них преимущественно используют асбофрикционные материалы, состоящие из связующего (смолы, каучука), наполнителя и специальных добавок. Основным наполнителем является асбест, который придаст материалу теплостойкость, повышает коэффициент трения и сопротивление схватыванию. К нему добавляют металлы (Сu, Al, Pb, латунь) в виде стружки или проволоки для повышения теплопроводности; графит для затруднения схватывания (этому же способствует свинец, который, расплавляясь, служит как бы жидким смазочным материалом), оксиды или соли металлов (оксид цинка, барит BaS04 и др.) для увеличения коэффициента трения.
Из асбофрикционных материалов наибольшей работоспособностью обладает ретинакс (ФК-24А и ФК-16Л), который содержит 25 % , фенолформальдегидной смолы, 40 %, асбеста, 35 % барита, рубленую латунь и пластификатор. В паре со сталью ретинакс обеспечивает коэффициент трения 0,37-0,40. Его используют в тормозных механизмах самолетов, автомобилей и других машин.
Недостатком неметаллических материалов является невысокая теплопроводность, из-за чего возможны перегрев и разрушение материала.
Металлические спеченные материалы применяют при тяжелых режимах трения (tпред<1200 C , pмах<6 МПа) Их производят па основе железа (ФМК-8 и ФМК-11) и меди (МК-5). Кроме основы и металлических компонентов (Sn, Pb, Ni и др.), обеспечивающих прочность, хорошую теплопроводность и износостойкость, эти материалы содержат неметаллические добавки — асбест, графит, оксид кремния, барит. Они выполняют те же функции, что и в асбофрикционных материалах.
Материалы на основе железа из-за высокой теплостойкости используют в узлах трения без смазочного материала, а на основе меди-при смазывании маслом.
В многодисковой тормозной системе самолетов используют бериллий из-за его высокой теплоемкости, теплопроводности и малой плотности
Антифрикционный чугун
Чугун антифрикционный марки:
АЧС-1, АЧС-2, АЧС-3, АЧС-4, АЧС-5, АЧС-6
Антифрикционные чугуны — специальные серые и высокопрочные чугуны с повышенными антифрикционными свойствами. Эти чугуны обладают низким коэффициентом трения, зависящим от соотношения феррита и перлита в основе, а также от количества и формы графита. В перлитных чугунах высокая износостойкость обеспечивается металлической основой, состоящей из тонкого перлита и равномерно распределенной фосфорной эвтектики при наличии изолированных выделений пластинчатого графита.
Отливки из антифрикционного чугуна (ГОСТ 1585—85) применяют для изготовления деталей, работающих в подшипниковых узлах трения.
Маркировка. Существуют следующие марки антифрикционного чугуна: АЧС1; АЧС2; АЧСЗ; АЧС1; АЧВ2; АЧК1; АЧК2. Буквы «АЧС» обозначают антифрикционный серый чугун; «АЧВ» — антифрикционный высокопрочный чугун; «АЧК» — антифрикционный ковкий чугун.
Антифрикционные серые чугуны — перлитные чугуны АЧС-1 и АЧС-2 и перлитно-ферритный чугун АЧС-3 — обладают низким коэффициентом трения, зависящим от соотношения феррита и перлита в основе, а также от количества и формы графита. В перлитных чугунах высокая износостойкость обеспечивается металлической основой, состоящей из тонкого перлита и равномерно распределенной фосфорной эвтектики при наличии изолированных выделений пластинчатого графита.
Антифрикционные серые чугуны используют для изготовления подшипников скольжения, втулок и других деталей, работающих при трении о металл, чаще в присутствии смазочного материала. Детали, работающие в паре с закаленными или нормализованными стальными валами, изготовляют из чугунов марок АЧС-1 и АЧС-2, а для работы в паре с термически необработанными валами применяют чугун АЧС-3.
Антифрикционные высокопрочные (с шаровидным графитом) чугуны изготовляют с перлитной структурой — АЧВ-1 и ферритно-перлитной (50 % перлита) — АЧВ-2. Чугун АЧВ-1 используют для работы в узлах трения с повышенными окружными скоростями в паре с закаленным или нормализованным валом.
Главное достоинство антифрикционных чугунов по сравнению с антифрикционными бронзами — низкая стоимость, а основной недостаток — плохая прирабатываемость, что требует точного сопряжения трущихся поверхностей.
Теги по теме: антифрикционный чугун, круг чугунный антифрикционный, АЧС-1, АЧС-2, АЧС-3, АЧС-4, АЧС-5, АЧС-6, Чугун антифрикционный АЧС-4, втулка чугунная ачс-4, Антифрикционный чугун АЧС1, АЧС2, АЧС3, АЧС4, чугун ачс-2 гост 1585-85, чугун ачс-2 цена, круг чугунный АЧС-1, АЧС-2, АЧС-3, АЧС-4, литье чугуна АЧС1, АЧС2, АЧС3, АЧС4, АЧС5, АЧС6
Подшипниковые (антифрикционные) сплавы
Почти всякая машина или станок имеет вращающиеся валы или оси, работа которых может быть надежной при правильном выборе системы подшипников, которые служат опорами этих валов и осей.
Для уменьшения трения при вращении в подшипниках имеются специальные втулки или вкладыши.
Подшипники с шариковыми и роликовыми вкладышами называются подшипниками качения; подшипники, в которых применяются вкладыши из антифрикционных (подшипниковых) материалов, называются подшипниками скольжения.
Несмотря на широкую распространенность шариковых и роликовых подшипников, подшипники скольжения имеют сейчас очень большое применение.
Подшипниковые (антифрикционные) сплавы должны удовлетворять следующим основным требованиям: обладать неоднородной структурой, улучшающей подвод масла к вращающемуся валу, прочностью на сжатие и на истирание и достаточной твердостью.
В зависимости от удельного давления вала и скорости вращения применяют подшипниковые сплавы следующих трех групп:
На основе железа — серый и ковкий антифрикционный чугун. Вкладыши подшипников из чугуна применяют при невысоких удельных давлениях и при скорости вращения до. 5 м/сек.
Подшипниковый серый чугун представляет собой перлитный, чугун с мелкими графитными включениями марки СЧ-18-36 или СЧ-28-48.
Подшипниковые сплавы на медной основе — бронзы —используются при более тяжелых условиях работы. Широкое применение имеют бронзы БрОФ 6,5-15, БрОЦС 4-4-4 и особенно свинцовистая бронза БрСЗО.
Белые антифрикционные сплавы — баббиты — применяют; для заливки вкладышей подшипников. Многие составы этих сплавов были разработаны советским ученым проф. А.М. Бочваром.
Согласно ГОСТ 1320—41 и 1209—41 устанавливаются следующие марки белых антифрикционных сплавов: Б83, Б16, БН, БТ, БС, Б К, БК2 и Б6; буква Б указывает название сплава, а следующая за ней цифра — среднее содержание в нем олова, буквы Н, Т, С и К указывают на присутствие в баббите никеля, теллура, свинца и кальция.
Марки и химический состав некоторых белых антифрикционных сплавов приведены в табл. 25.
Таблица 25
Температура начала плавления баббитов 245—420°. Предел прочности на разрыв от 4 до 10 кг/мм2, предел усталости от 2,3 до 2,6 кг/мм2, коэффициент трения со смазкой от 0,004 до 0,009.
Практическое применение имеют также металлокерамические подшипниковые сплавы, изготовляемые прессованием порошков железа и графита или бронзы и графита.
§
сурьмы | Определение, символ, использование и факты
Сурьма (Sb) , металлический элемент, принадлежащий к группе азота (Группа 15 [Va] периодической таблицы). Сурьма существует во многих аллотропных формах (физически различных состояниях, которые возникают в результате разного расположения одних и тех же атомов в молекулах или кристаллах). Сурьма — это блестящее, серебристое, голубовато-белое твердое вещество, которое очень хрупкое и имеет шелушащуюся текстуру. Встречается в основном в виде серого сульфидного минерала антимонита (Sb 2 S 3 ).
Британская викторина
118 Названия и символы из таблицы Менделеева
Периодическая таблица Менделеева состоит из 118 элементов. Насколько хорошо вы знаете их символы? В этом тесте вам будут показаны все 118 химических символов, и вам нужно будет выбрать название химического элемента, который представляет каждый из них.
атомный номер | 51 |
---|---|
атомный вес | 121,76 |
точка плавления | 630,5 ° C (1166,9 ° F) |
точка кипения | 1,380 ° C ( 2,516 ° F) |
плотность | 6,691 г / см 3 при 20 ° C (68 ° F) |
степени окисления | −3, +3, +5 |
электронная конфигурация. | 1 с 2 2 с 2 2 p 6 3 с 2 3 p 6 3 d 10 4 с 2 4 p 6 4 d 10 5 s 2 5 p 3 |
История
Древние были знакомы с сурьмой как с металлом, так и с его содержанием. сульфидная форма. По оценкам, фрагменты халдейской вазы из сурьмы датируются примерно 4000 годом до нашей эры.В Ветхом Завете говорится о царице Иезавели, которая использовала природный сульфид сурьмы для украшения своих глаз. Плиний в I веке нашей эры написал о семи различных лекарственных средствах с использованием стибия или сульфида сурьмы. В ранних трудах Диоскорида, датируемых примерно тем же временем, упоминается металлическая сурьма. Записи 15-го века показывают использование этого вещества в сплавах для шрифтов, колоколов и зеркал. В 1615 году немецкий врач Андреас Либавиус описал получение металлической сурьмы прямым восстановлением сульфида железом; и более поздний учебник химии Лемери, опубликованный в 1675 году, также описывает методы получения этого элемента.В том же веке книга, обобщающая имеющиеся знания о сурьме и ее соединениях, была якобы написана Василием Валентином, якобы бенедиктинским монахом 15 века, чье имя фигурирует в сочинениях по химии на протяжении двух столетий. Название сурьма, по-видимому, происходит от латинского слова antimonium в переводе работы алхимика Гебера, но его настоящее происхождение неясно.
Возникновение и распространение
По распространенности сурьмы примерно в пять раз меньше, чем мышьяка, и на каждую тонну земной коры приходится в среднем около одного грамма.Его космическое содержание оценивается примерно в один атом на каждые 5 000 000 атомов кремния. Были обнаружены небольшие месторождения самородного металла, но большая часть сурьмы встречается в форме более 100 различных минералов. Наиболее важным из них является стибнит, Sb 2 S 3 . Небольшие залежи стибнита находятся в Алжире, Боливии, Китае, Мексике, Перу, Южной Африке и в некоторых частях Балканского полуострова. Некоторую экономическую ценность имеют также кермезит (2Sb 2 S 3 · Sb 2 O 3 ), серебристый тетраэдрит [(Cu, Fe) 12 Sb 4 S 13 ], ливингстонит ( HgSb 4 S 7 ) и джамесонит (Pb 4 FeSb 6 S 14 ).Небольшие количества также могут быть получены при производстве меди и свинца. Около половины всей производимой сурьмы утилизируется из свинцового сплава старых батарей, в который для придания твердости была добавлена сурьма.
Два стабильных изотопа, почти равных по количеству, встречаются в природе. Один имеет массу 121, а другой — 123. Были приготовлены радиоактивные изотопы масс 120, 122, 124, 125, 126, 127, 129 и 132.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчасПромышленное производство и использование
Высококачественный или обогащенный антимонит непосредственно вступает в реакцию с железным ломом в расплавленном состоянии с выделением металлической сурьмы. Металл также можно получить путем превращения антимонита в оксид с последующим восстановлением углеродом. Растворы сульфида натрия — эффективные выщелачивающие агенты для обогащения антимонита из руд. Электролиз этих растворов дает сурьму. После дальнейшей очистки сырой сурьмы металл, называемый регулюсом, отливают в кек.
Около половины этой сурьмы используется в металлургии, в основном в сплавах. Поскольку некоторые сплавы сурьмы расширяются при затвердевании (редкая характеристика, которую они разделяют с водой), они особенно ценны в качестве отливок и типового металла; расширение сплава заставляет металл заполнять небольшие щели литейных форм. Более того, наличие сурьмы в металле типа, который также включает свинец и небольшое количество олова, увеличивает твердость типа и придает ему резкость.Даже при добавлении в незначительных количествах сурьма придает прочность и твердость другим металлам, особенно свинцу, с которым она образует сплавы, используемые в пластинах автомобильных аккумуляторных батарей, в пулях, в покрытиях для кабелей и в химическом оборудовании, таком как резервуары, трубы, и насосы. В сочетании с оловом и свинцом сурьма образует антифрикционные сплавы, называемые баббитовыми металлами, которые используются в качестве компонентов подшипников машин. С оловом сурьма образует такие сплавы, как металлический сплав и олово, используемые для изготовления посуды.Сурьма также используется в качестве припоя. Высокоочищенная сурьма используется в полупроводниковой технологии для получения интерметаллических соединений индия, алюминия и антимонида галлия для диодов и инфракрасных детекторов.
Соединения сурьмы (особенно триоксид) широко используются в качестве антипиренов в красках, пластмассах, резине и текстильных изделиях. Некоторые другие соединения сурьмы используются в качестве пигментов краски; Рвотный зубной камень (органическая соль сурьмы) используется в текстильной промышленности для связывания определенных красителей с тканями, а также в медицине как отхаркивающее и тошнотворное средство.
АНТИФРИКЦИОННЫЕ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОМПОНЕНТЫ. Презентация компании
K301Q-D VRT 中 英文 说明书 141009
ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ СКРЫТОГО БАКА Важная инструкция :.. Пожалуйста, проверьте структуру и форму перед установкой унитаза. Тем временем измерьте точный размер H между выходом и падением
Подробнее參 加 第 二 次 pesta 的 我, 在 是 次 交 流 營 上 除 了, 與 兩 年 沒 有 見 面 的 朋 友 再 次 相 聚, 加 深 的, 更 獲 得驗 和 經 歴 比 較 起 香 港 和 馬 西 亞 的 活 動 模 式, 確 是 有 不 同 特
МЫ БРИГАДА МАЛЬЧИКОВ 參 加 第 二 次 pesta 的 我, 在 是 次 交 流 營 除 了, 與 兩 年 沒 有 見 面 的 朋 友 再 次 相, 加 深 誼 外, 更 獲 與 上屆 不 同 的 體 驗 和 經 歴 比 起 港 和 馬 來 西 亞 的 活 動 模 式, 確 是 有 不 同 別 之 處 如 控 制 間 面, 香
ПодробнееДокумент Microsoft Word
中 考 英 语 科 考 试 标 准 及 试 构 技 术 指 标 构 想 1 王 后 雄 童 祥 林 (华 中 师 范 大 学 考 试 研 究 院, 武 汉, 430079, 湖 北) 提 要: 本 文 从 结 构 模 式 内 容 要 力 要 素 题 型 要 素 素 分 数 要 素 时 限 要 素 方 面 细 致 分 析 中 考 英 语 科 卷
ПодробнееBC04 Module_antenna__ doc
http: // www.infobluetooth.com ТЕЛ: + 86-23-68798999 Факс: + 86-23-68889515 Стр. 1 из 10 http://www.infobluetooth.com ТЕЛ: + 86-23-68798999 Факс: + 86-23-68889515 Стр. 2 из 10 http://www.infobluetooth.com ТЕЛ: + 86-23-68798999
ПодробнееWVT новый
Инструкция по эксплуатации и установке 5120 004601 (PD 84 09 25) Перед использованием продукта внимательно прочтите эту спецификацию. Любые сбои и убытки, вызванные игнорированием вышеуказанных пунктов
Подробнее徐汇 教育 214/3 月刊 重 点 关 注 高中生 异性 交往 的 小 团体 辅导 及 效果 红 摘 要 采用 人际关系 综合 诊断 昌 编制 并 与能 修订 对 我 校 高 一 学生 进行 问卷 前后 测 在 够 度过 更 的 时光 获得 与 别人 友好 相处 的 经验 宽容 和 第 4 项 子 分 交往 均有 显 著 大度 和 理解力 得到 发展 得到 掌握 社会 技术 的 机会 得到 异
ПодробнееРуководство сообщества по гигиене окружающей среды
102 7 造 厕 本 内 容 推 卫 生 设 施 104 人 们 么 样 的 厕 所 105 规 划 厕 所 106 男 女 对 厕 所 的 不 需 求 108 活 动: 给妇 女 带 来 方 便 110 让 厕 所 更 使 用 111 儿 童 厕 所 112 应 急 厕 所 113 城 镇 公 共 卫 生 施 114 故 事: 城 市 社
Подробнее