Расшифровка вязкости моторного масла: Расшифровка маркировки моторных масел

Содержание

Вязкость моторных масел: обозначение, расшифровка

Вязкость ‒ это один из наиболее важных параметров масла, которое нужно заливать в двигатель. Не зря ведь на самой емкости указана вязкость моторного масла. Изменение вязкости в зависимости от температуры определяет границы температурных пределов применения этого ГСМ. При низких температурах вязкость масла не должна быть очень высокой, чтобы двигатель мог запуститься «на холодную» (от стартера), а насос смог прокачивать его по системе. А при высоких температурах вязкость данного смазочного материала не должна быть низкой, чтобы обеспечить требуемое давление в системе и создать смазывающую пленку между деталями в двигателе, которые трутся друг о друга.

Категории масел

В зависимости от того, как данный ГСМ изменяется в зависимости от температуры, существуют разные категории:

  1. Зимние. Эти масла имеют небольшую вязкость, поэтому при холодной температуре на улице двигатель с ними легко запускается. Однако при высоких температурах такие масла не способны обеспечить нормальный режим работы двигателя. Вязкость моторного масла такого типа будет очень низкой при высоких температурах, поэтому оно не сможет создать надежную масляную пленку между деталями двигателя.
  2. Летние. При низкой температуре на улице (зимой, например) эти масла не обеспечат холодный запуск, но хорошо работают при высокой температуре из-за высокой вязкости.
  3. Всесезонные. Это универсальные смазочные материалы, которые при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, при высоких ‒ вязкостью летних. Именно эти смазочные материалы пользуются наибольшей популярностью, ведь их не нужно менять каждый сезон, а также они весьма эффективны как энергосберегающие.

Вязкость моторных масел ‒ важный, но не единственный эксплуатационный параметр. Стоит также учитывать противоизносные, антикоррозионные, моющие и антиокислительные свойства. Несмотря на это, именно характеристики моторных масел по вязкости являются самыми важными. Именно по ним водители классифицируют ГСМ. А разные добавки и присадки только повышают стоимость продукта.

Какое масло подходит для вашего авто?

Основа для выбора конкретной марки ‒ это требование производителя автомобиля. В инструкции обязательно указывается, какой вязкостью моторное масло должно обладать. В качестве примеров в инструкции также приводятся конкретные марки и ссылки на сайты производителей смазочных материалов.

В том случае, если автомобиль старый, и найти официальные инструкции по типу и марке используемого масла не удается, можно самостоятельно подобрать марку масла для трансмиссии и двигателя. В любой точке продажи или на СТО смогут дать квалифицированные советы.

Вязкость моторного масла по SAE

SAE (Society of Automobile Engineers) ‒ это международный стандарт, который регламентирует вязкость масел. Многие водители предполагают, что это производитель или марка смазочного материала, но это не так. Спецификация SAE не может ничего сказать про качество масла или про его предназначение для конкретного типа двигателя.

Стандарт SAE оценивает следующие параметры смазочных материалов:

  1. Кинематическая вязкость. Данный параметр характеризует соответствие продукта тому или иному классу вязкости. Это главный показатель для всех вариантов ГСМ, и его не нужно путать с динамической вязкостью моторного масла, которая определяет силу сопротивления двух масляных слоев.
  2. Прокачиваемость. Определяет скорость, при которой масло поступает к парам трения при запуске двигателя на холодную. Также здесь имеет место вероятность выхода из строя мотора по причине поворота вкладышей при пуске.
  3. Вязкость при высоких температурах. Отражает настоящую вязкость при эксплуатации при высоких температурах. Параметр характеризует также противоизносные свойства.

По сути, SAE ‒ это характеристики смазочных материалов по вязкости. Сегодня существует 5 летних классов и 6 зимних. В обозначении вязкости моторных масел зимнего типа обязательно присутствует английская буква W, что означает Winter (Зима). И чем будет более высокая вязкость, тем будет выше число, которое указывается в спецификации.

Расшифровка вязкости моторного масла

Для начала определим зимние и летние классы. К зимним классам относятся масла:

  • 0W;
  • 5W;
  • 10W;
  • 15W;
  • 20W;
  • 25W.

Летние смазочные материалы:

  • 20;
  • 30;
  • 40;
  • 50;
  • 60.

Чтобы вам было проще, давайте приведем простой пример характеристики смазочного материала. Попытаемся понять, что означает вязкость моторного масла спецификации SAE 10W-40. Отметим, что продукт именно с такой характеристикой чаще всего используется в России.

Итак, 10W в обозначении дает нам понять, что это масло является зимним. От того, насколько правильно вы сможете определить этот параметр, будет зависеть возможность легкой запуска двигателя на морозе без негативных для него последствий.

Обозначение 40 в нашем примере говорит о летнем классе продукта. Следовательно, такое масло является универсальным. Данный параметр определяет, как хорошо масло работает в высоком температурном режиме мотора.

Присутствие в названии обозначений обоих классов говорит о всесезонности ГСМ. То же самое можно сказать про вязкость моторного масла 5W40. Это всесезонное масло, которое может работать как при высоких, так и очень низких температурах.

Как определить вязкость моторного масла для своего автомобиля?

Лучшего всего при выборе моторного масла следовать советам производителя. Судя по данным рекомендациям, ваш автомобиль будет застрахован от проблем с запуском мотора зимой. При этом будут исключены негативные последствия для двигателя, связанные с масляным голоданием. Если применять масла несоответствующей вязкости, то возможен повышенный износ мотора и даже заклинивание после запуска. Следует помнить, что после запуска мотора насосу нужно некоторое время для того, чтобы закачать масло по системе. Только тогда оно поступит к трущимся деталям. И если вязкость будет слишком большая, то насосу потребуется гораздо больше времени. Все это время мотор будет находиться в режиме масляного “голодания”, из-за чего трущиеся детали быстро придут в негодность. Лучшим зимним маслом является то, которое способно сохранять свою текучесть даже в морозы. Лучшим в данном случае являются смазки класса “0W”.

Шкала вязкости масел в зависимости от температуры

Если у вас нет рекомендаций или инструкция отсутствует вообще, то можно либо обратиться за советом в СТО (самый простой и лаконичный вариант), либо попытаться определить данный параметр самостоятельно.

В первую очередь стоит найти информацию о средних значениях зимних температур в вашем регионе, где вы планируете ездить на автомобиле. В зависимости от этого и нужно подбирать масло.

Вот так выглядит шкала вязкости моторных масел:

О выборе летнего масла

При выборе ГСМ для летней эксплуатации автомобиля стоит учитывать, что большинство известных европейских концернов рекомендуют использовать смазки класса “40”. Это связано с тем, что в летнее и даже весеннее или осеннее время тепловая напряженность двигателей большая. Высокие температуры, скорости сдвига в разных зонах мотора, а также огромные удельные давления ‒ все это свойственно современным моторам. В этих условиях масло должно сохранять свои свойства и держать необходимую масляную пленку, а также охлаждать пары трения. Эта задача становится сложной при эксплуатации мотора в сильную жару или нахождении в пробке, где нет естественного активного охлаждения мотора потоком встречного воздуха.

Всесезонные масла обладают свойствами летних и зимних сортов смазок. Для них предусмотрены двойные обозначения по SAE. Например, в обозначении вязкости моторного масла 5W30 присутствуют сразу два обозначения. Здесь зимние вязкостные и температурные свойства отражены в левой части, а летние ‒ в правой.

Вязкостно-температурные свойства

Это одна из ключевых характеристик масла. Именно от этих свойств зависит диапазон температуры, в котором этот ГСМ обеспечит нормальный запуск мотора без его прогрева, а также эффективное прокачивание масла по смазочной системе, охлаждение трущихся деталей при наибольших нагрузках и температуре.

Даже в том случае, если автомобиль эксплуатируется в стране с умеренным климатом, диапазон изменения температуры от холодного запуска в зимнее время до максимального прогрева может составлять 180-190 градусов. Вязкость минерального масла в диапазоне температур от -30 до +150 градусов может изменяться в тысячи раз. Летние масла, которые при высокой температуре имеют достаточную вязкость, обеспечат нормальный запуск мотора при температуре окружающей среды 0 градусов. Зимние ГСМ, которые обеспечат холодный запуск мотора при отрицательных температурах, при нагреве будут иметь недостаточную вязкость.

Поэтому сезонные масла нужно менять 2 раза в год. Причем их наработка вообще не играет никакой роли. Даже если автомобиль всю зиму стоял в гараже с зимним маслом, его необходимо заменить при наступлении теплоты. Из-за этого эксплуатация двигателей становится достаточно дорогой.

Эта проблема отчасти решена благодаря специальным полимерным присадкам. Поэтому в универсальных ГСМ типа 10W40 всегда будут присадки. Без них масло не может быть универсальным и одинаково хорошо работать зимой и летом.

Заключение

Теперь вы знаете расшифровку вязкости моторного масла и сможете подобрать себе правильное ГСМ. Но если есть сомнения относительно выбора правильной вязкости, то лучше обратиться к специалисту. Неправильно подобранные ГСМ могут серьезно навредить двигателю.

Вязкость моторного масла – расшифровка индексов по таблице, классификация + Видео

При выборе моторного масла многие автомобилисты обращают внимание на компанию-изготовителя, сезон использования смазки, синтетическое оно или минеральное. А ведь одним из важнейших показателей качества данного продукта является его индекс вязкости.

1 Вязкость моторного масла – что это такое?

Основное предназначение моторной смазки – это максимальное уменьшение трения движущихся частей мотора и обеспечение полной герметичности его цилиндров. При создании оптимального смазочного материала возникает серьёзная сложность – как сохранить его эксплуатационные свойства при различных температурных диапазонах работающего двигателя и температуры окружающего воздуха. По приборной доске автомобиля можно отслеживать температуры охлаждающей жидкости, но она не отражает реальную температуру работающего двигателя, которая может достигать +150 градусов и колебаться в широких пределах.

Создание оптимального смазочного материала для авто

Похожие статьи

Итак, вязкость моторной смазки – это индекс, характеризующий способность продукта, попавшего на деталь, как можно дольше оставаться на его поверхности, сохраняя свою текучесть. Малая вязкость помогает мотору быстрее завестись при низких температурах, но способствует быстрому износу его деталей. Большая вязкость оберегает агрегат от действия сил трения, но уменьшает мощность мотора и увеличивает расход топлива. Производители моторных масел стремятся найти компромисс, определяющий вязкость смазки, поэтому у разных групп и типов этого продукта индекс вязкости различается в зависимости от условий эксплуатации двигателя.

Вязкость моторной смазки

Классификация моторных смазок, разработанная Американской ассоциацией SAE, наиболее полно отражает вязкость масла в широком температурном диапазоне, который является безопасным для двигателя. Безусловно, при выборе смазки для мотора своего автомобиля необходимо не только правильно выбрать для него нефтепродукт, но и обязательно руководствоваться рекомендациями компании-изготовителя машины.

2 Что такое кинематическая и динамическая вязкость моторного масла

Вязкость масла – единица, характеризующаяся двумя состояниями: кинематическим и синтетическим. Текучесть моторной смазки, согласно стандарту, измеряется при температурах от 40 до 100 °С. Именно текучесть определяет величину кинематической вязкости масла. Измеряют этот показатель в сантистоксах (cST) или капилляр-визкозиметрах (cCT). Последний индекс показывает, за какое время масло вытечет из сосуда под воздействием силы тяжести.

Текучесть автомобильного масла

Динамическая вязкость – несколько иной показатель. Он отражает силу сопротивления, которая возникает, если перемещать 2 слоя масла, расположенных на расстоянии 10 мм друг от друга. Площадь слоёв должна быть ровно 1 кв. см, а скорость перемещения 10 мм/сек. Динамическая вязкость не зависит от величины плотности моторного масла.

Плотность жидкости для смазывания двигателя

Кинематическая вязкость отличается от динамической  и зависит от плотности смазки. Если рассматривать численный показатель этой разницы, то, например, если масло парафиновое, то кинематическая составляющая будет на 16-22% больше, чем динамическая. А вот меньшая разница индекса (9-15%) говорит, то масло нафтеновое.

3 Как расшифровать маркировку моторного масла на этикетке?

Покупая новую смазку для двигателя, часто задаются вопросом: а можно ли лить её в агрегат, и что обозначают цифры и литеры кода вязкости? Расшифровка закодированного значения не займёт много времени, если вы будете знать её основные правила. Индекс вязкости по классификации SAE укажет, к какому типу масел относится ваш продукт. Если он содержит цифру и литеру W, то масло зимнее. Если только цифру, то летнее, а при наличии циферно-буквенного обозначения, разделённого дефисом – эта смазка всесезонная.

Всесезонная смазка для мотора

Например, какую информацию нам даст расшифровка аббревиатуры 5W30? Сразу видим, что масло моторное всесезонное. Холодный запуск движка при использования смазки с такой вязкостью может произойти при минимальной температуре – 35 °С. (Во всех случаях от первой цифры, стоящей перед литерой W, необходимо отнимать число 40). При более низкой температуре масло загустеет и не даст двигателю нормально работать. Если вы проживаете в климатическом районе, где не бывает таких экстремальных температур, то покупать смазку 5W30 незачем.

Холодный запуск движка

Число после дефиса обозначает высокотемпературную вязкость. Перевести на понятный простому обывателю язык этот показатель довольно трудно. Скажем только, что она определяется диапазоном вязкости смазки при температуре от 100 до 150 °С. Величина этого значения говорит о вязкости масла во время работы двигателя. На высокую вязкость укажет большее число, на низкую – меньшее. Автолюбитель должен знать, какая вязкость рекомендована его автомобилю заводом-изготовителем и руководствоваться при выборе масла этим параметром.

4 Какое масло лучше для двигателя?

При выборе моторного масла для своего авто необходимо руководствоваться несколькими критериями. Самое главное, не забывайте рекомендации, указанные в сервисной книге машины. Кроме этого, обратите внимание, какой тип двигателя имеет автомобиль, на каком топливе он работает, грузоподъёмность машины и прочие тонкости. Лить масло без учёта таких характеристик рискованное дело.

В климатических зонах, где в течение одного сезона температурный диапазон может существенно изменяться, необходимо выбирать моторную смазку очень осторожно. Чем больше индекс вязкости, тем масло плотнее. Кинематическая вязкость смазки значительно изменяется при повышении температуры, а, следовательно, изменяются и эксплуатационные характеристики масла. Масло 5W30 идеально подойдёт для холодного пуска двигателя при температуре воздуха окружающей среды до – 35 °С, а вот масло с повышенной плотностью 20W можно использовать при аналогичном показателе до – 15 °С.

Масло с повышенной плотностью 20W

Ниже приведённая таблица показывает, какой индекс вязкости соответствует заданной температуре окружающей среды.

Нулевой показатель зимнего масла рекомендован для самых низких температур, а самый большой индекс вязкости характерен для смазки, используемой в мягких климатических зонах.

Для удобства таблица разделена на два подраздела, для зимнего масла и летнего. Расшифровка первых цифр кода вязкости моторной смазки окажется проще, если эта таблица будет у вас всегда под рукой.

Индекс вязкостиДиапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (низкотемпературные масла), °С
0Wот – 35 до – 30
5Wот – 30 до – 25
10Wот – 25 до – 20
15Wот – 20 до – 15
20Wот – 15 до – 10
Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (высокотемпературные масла), °С
30от + 20 до + 25
40от + 35 до + 40
50от + 45 до + 50
60от + 50 и выше

Вязкость масла для двигателей – главный показатель, которым нужно руководствоваться при выборе смазки. Индекс этого показателя укажет, для каких моторов подойдёт масло и в каких температурных условиях они могут применяться. Расшифровка кода, указанного на упаковке продукта, с нашей таблицей не составит труда.

Все, что вам нужно знать о вязкости

Свойство масла, о котором следует помнить в первую очередь при рассмотрении вопроса о защите двигателя, — это «вязкость». Для многих опытных водителей само слово остается загадкой, завернутой в загадку кода обозначения. Но это не так сложно, как может показаться.

Проще говоря, вязкость определяет скорость течения масла. Слишком высокая вязкость требует больше энергии для течения, поскольку она менее эффективна и экономична.

  • Выбор правильной вязкости масла для вашего автомобиля

    К сожалению, вы не можете просто предположить, что масло с более высокой вязкостью всегда будет лучше для вашего двигателя из-за таких надоедливых факторов, как экономия топлива, конструкция двигателя и мощность.

    Чтобы защитить автомобиль от износа двигателя, важно выбрать правильную вязкость. К счастью для вас, найти окончательный ответ нетрудно. Быстрая консультация с руководством вашего владельца должна указать, какое обозначение вязкости подходит для вашего двигателя.

  • Что такое обозначение вязкости?

    5W-20, 5W-30, 10W-30 или 10W-40? Класс вязкости, указанный на каждой бутылке моторного масла, определяет, как оно будет реагировать на изменения температуры.

    Первая часть обозначения вязкости (класс W) говорит нам о способности продукта помогать двигателю проворачиваться и запускаться, а двигателю перекачивать смазку. Чем меньше число (самое низкое значение 0W), тем ниже температура, при которой можно использовать продукт.

    Думайте о степени W как о самой низкой температуре, которую может увидеть ваш двигатель самым холодным утром в году. В то же время более низкий класс W прокачивает и помогает двигателю запускаться лучше, чем более высокий класс W.

    Вторая часть описывает вязкость вашего двигателя при рабочей температуре. В этом случае более высокое число соответствует более высокому классу вязкости и обеспечивает более вязкое масло при рабочей температуре, чем масло с более низким классом вязкости.

  • Впитывается вся эта вязкость?

    Давайте разберем Mobil 1™ 5W-30, рекомендованное для всех типов современных бензиновых автомобилей, включая высокопроизводительные двигатели с турбонаддувом, наддувом или многоклапанные двигатели с впрыском топлива.

    «5W» в названии указывает на способность масла течь при низких температурах. Между тем, «30» описывает способность жидкости течь при нормальной рабочей температуре автомобиля, которая составляет 100°C.

  • Должен ли мой выбор масла меняться по мере старения моего автомобиля?

    Да, предпочтения вашего автомобиля со временем меняются. Автомобили со старыми двигателями выигрывают от более густых масел, которые предотвращают трение и потери масла, тогда как новые автомобили выигрывают от более жидких масел для более быстрой смазки новых деталей двигателя.

    Если старые двигатели не заменить высоковязким маслом, это может привести к таким проблемам, как шумность и повышенный износ. Это важно учитывать, поскольку ваш автомобиль вступает в более продвинутые этапы своего жизненного цикла.

  • Что произойдет, если я использую неправильную вязкость?

    Старайтесь не подниматься слишком высоко или слишком низко. Дайте автомобилю любого возраста масло неправильной вязкости, и это может привести к серьезным проблемам, таким как повышенный химический распад, износ двигателя и плохая экономия топлива.

  • Оставайтесь вязкими с моторными маслами Mobil 1 и Mobil Super™

    Понимание природы вязкости и того, как она влияет на ваш автомобиль, жизненно важно для обеспечения долговечности вашего двигателя. Чтобы добиться выдающихся характеристик двигателя и защиты, которых заслуживает ваш автомобиль, обратитесь к руководству по эксплуатации и используйте моторные масла Mobil 1 и Mobil Super.

Статьи по теме

Нулевой вес, нулевая проблема – UnderhoodService

Диагностика

Вы заметили, что в последнее время запастись маслом становится все труднее? Для некоторых автомобилей одна и та же модель может использовать три разных масла в зависимости от двигателя. Для базовой модели может потребоваться 5W-30, для версии V6 может потребоваться 5W-20, а для гибридной версии может потребоваться 0W-20.

Вы заметили, что в наши дни становится все труднее хранить масло? Для некоторых автомобилей одна и та же модель может использовать три разных масла в зависимости от двигателя. Для базовой модели может потребоваться 5W-30, для версии V6 может потребоваться 5W-20, а для гибридной версии может потребоваться 0W-20.

Раньше 10W-30 подходило для самых разных автомобилей. Поставщик масла может продать вам бочку на 55 галлонов, а магазин может использовать ее на автомобилях, которым требуется 5W-30 или 10W-40. Но современные двигатели имеют более жесткие допуски и более чувствительные системы выбросов. Таким образом, приблизиться к рекомендованному классу невозможно.

Что такое вязкость?

Вязкость масла показывает, насколько легко масло выливается при определенной температуре. Более жидкие масла имеют консистенцию, подобную воде, и легче разливаются при низких температурах, чем более тяжелые и густые масла, которые имеют более медоподобную консистенцию. Тонкий лучше для облегчения запуска в холодную погоду и снижения трения, а толстый лучше для сохранения прочности пленки и давления масла при высоких температурах и нагрузках.

Класс вязкости моторного масла определяется в лаборатории по методике испытаний Общества автомобильных инженеров (SAE). Вязкость масла измеряется и ей присваивается число, которое некоторые также называют «весом» (густотой) масла. Чем ниже рейтинг вязкости или вес, тем жиже масло. Чем выше индекс вязкости, тем гуще масло.

Классы вязкости моторных масел

Классы вязкости для широко используемых моторных масел обычно находятся в диапазоне от 0 до 50. В маслах с различной вязкостью буква «W» после числа означает «зимнее» масло. Числовое значение первой цифры (например, «5» в 5W-20) является мерой температуры застывания масла, выраженной в градусах Цельсия, когда масло холодное. Оценка определяется в лаборатории с использованием симулятора холодного пуска двигателя и испытания на мини-ротационном вискозиметре. Масса масла – это его индекс вязкости при 100°С (температура кипения воды).

Моторные масла с низкой вязкостью, которые легко переливаются при низких температурах, обычно имеют рейтинг 0W, 5W или 10W. Существуют также универсальные моторные масла класса вязкости 15W и 20W.

Моторные масла с более высокой вязкостью, более густые и лучше подходящие для работы при высоких температурах, могут включать всесезонные масла или масла с одной вязкостью, такие как SAE 30, 40 или 50. Большинство современных моторных масел изготавливаются из различных сортов масла, поэтому они будут иметь наилучшие характеристики как смазочных материалов с высокой, так и с низкой вязкостью. Масла с разной вязкостью хорошо текут при низких температурах для облегчения запуска, но при этом сохраняют достаточную толщину и прочность пленки при высоких температурах, чтобы обеспечить достаточную прочность пленки и смазку.

Маловязкое масло, такое как масло SAE 10W прямого отжима, предназначенное для использования в холодную погоду, вероятно, не обеспечит достаточную смазку для движения на высокой скорости в жаркую погоду. Аналогичным образом, более густое высокотемпературное масло, такое как SAE 30 или 40, вероятно, станет настолько жестким при отрицательных температурах, что двигатель может не запуститься достаточно быстро.

Масла с разными классами вязкости имеют широкий диапазон вязкости, что обозначается двумя цифрами. Популярные марки мультивязкости сегодня включают 0W-20, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 10W-30, 10W-40 и 20W-50. Первая цифра с буквой «W» относится к рейтингу вязкости масла при низких температурах, а вторая цифра относится к рейтингу вязкости масла при высоких температурах.

Моторные масла с более широким диапазоном вязкости, такие как 5W-30, 5W-40 и 0W-40, смешиваются с большим количеством базовых масел и присадок. Из-за этого этим маслам может быть труднее оставаться в классе по мере накопления миль (поэтому GM НЕ рекомендует использовать моторное масло 10W-40). Говорят, что оно слишком быстро разрушается и не сохраняет свой класс так долго, как 10W-30 или 5W-30. Кроме того, масло с более низким зимним рейтингом, такое как 0W-20 или 5W-20, будет содержать более высокий процент более жидкого базового масла (которое обычно является синтетическим маслом). Это требует большего количества присадок, улучшающих вязкость, для достижения таких же высокотемпературных характеристик, как у масел вязкостью 10W-30, 10W-40 или прямого масла вязкостью 30 или 40.

Большинство производителей автомобилей сегодня рекомендуют 5W-20 или 5W-30 для новых автомобилей, предназначенных для круглогодичного использования. Для некоторых автомобилей указано 0W-20, 0W-30, 0W-40 или 5W-40.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *