Расшифровка масел моторных: Индексы моторного масла — инфографика — журнал За рулем

Содержание

Что означают буквы и цифры на канистре моторного масла. Подробная расшифровка маркировки

Каждый уважающий себя автомобилист должен знать, что означают буквы и цифры на канистре с моторным маслом. На этикетке продукта есть обозначения, которые необходимо уметь расшифровать. Таким образом, на упаковке есть вся необходимая информация, которая помогает подобрать оптимальный смазочный материал для своего автомобиля. Поэтому и начинающим, и опытным автолюбителям будет не лишним разобраться во всех тонкостях маркировки масла с учетом его состава, типа и полезных свойств.

Каждому из параметров в статье уделено особое внимание в силу того, что к современным смазочным материалам предъявляются очень строгие требования, поскольку они должны работать под высоким давлением и сохранять свои заводские параметры в широком диапазоне температур.

Содержание

  • 1 Что можно увидеть на этикетке
  • 2 Видео
  • 3 Как определить вязкость масла
  • 4 Сезонность масла
    • 4. 1 Летнее
    • 4.2 Зимнее и всесезонное
      • 4.2.1 Главные отличия всесезонки от зимнего и летнего масла
  • 5 Сезонность и вязкость масла
  • 6 Типы масел
    • 6.1 Минеральное масло
    • 6.2 Полусинтетическое масло
    • 6.3 Синтетическое масло
  • 7 Расшифровка вязкости масла SAE
    • 7.1 Низкотемпературная вязкость
    • 7.2 Высокотемпературная вязкость
  • 8 Классификация моторных масел
    • 8.1 API
    • 8.2 ACEA
    • 8.3 ILSAC
    • 8.4 Кинематическая вязкость
    • 8.5 Динамическая вязкость
    • 8.6 Индекс вязкости
    • 8.7 Показатель HTHS (High Temperature High Shear)
  • 9 Какие присадки есть в моторном масле
    • 9.1 Допуски производителей
      • 9.1.1 Volkswagen
      • 9.1.2 Daimler, Mercedes-Benz, Chrysler
      • 9.1.3 Для дизелей:
      • 9.1.4 Для бензиновых моторов:
      • 9.1.5 BMW
      • 9.1.6 General Motors
      • 9.1.7 Ford
      • 9.1.8 Renault
      • 9.1.9 Peugeot
  • 10 Видео
  • 11 Заключение

Что можно увидеть на этикетке

Для начала вкратце обратим внимание, что означают буквы и цифры на этикетке канистры с маслом, а потом будем подробно рассматривать каждый из наиболее важных параметров.

  1. Классификация API и ACEA – стандарты для определения качества смазочного материала. По ним можно подобрать масло для бензинового или дизельного двигателя, а также в зависимости от года выпуска транспортного средства.
  2. Технология изготовления. Производитель считает важным обязательно указать перечень технологий, используемых для производства масла. Как правило, все современные технологические процессы должны удовлетворять актуальным международным патентам и стандартам качества, соответствие которым позволяет убедиться в высоком качестве и подлинности продукта.
  3. Допуски производителей. Если для бюджетных автомобилей можно подобрать масло любой фирмы и с примитивными параметрами, тогда ведущие автоконцерны (Opel, BMW, Peugeot и т. д.) рекомендуют для своих автомобилей только сертифицированные моторные масла с соответствующими заводскими допусками. По сути, их наличие гарантирует максимальную совместимость с двигателем для его надежной и бесперебойной работы.
  4. Название масла и его химические свойства. Здесь важно обращать внимание на тип масла – синтетика, полусинтетика или минералка. Название масла играет маркетинговую роль и имеет второстепенное значение.
  5. Штрих-код – позволяет определить страну, в которой изготовлено масло. Штрих-код также позволяет убедиться в оригинальности изделия и получить необходимую информацию о его происхождении.
  6. Назначение – в данном случае речь идет о типе транспорта. Например, масло для легковых бензиновых машин.
  7. Псевдомаркировка – не имеет никакой практической пользы и используется как маркетинговый ход для привлечения покупателей.
    Не стоит путать с маркировкой SAE, API и т. д.
  8. Вязкость SAE – одна из наиболее важных составляющих маркировки моторного масла. По вязкости можно подобрать всесезонное, летнее или зимнее масло, а также определить тип продукта – синтетика, полусинтетика или минералка. То есть вязкость указывает на сезонность и адаптацию к тем или иным климатическим условиям.

Видео

Как определить вязкость масла

До появления SAE моторные масла было принято различать по трем категориям:

  • маловязкие масла
  • средневязкие масла
  • тяжелые масла

С появлением международного стандарта SAE J300 требованиям к маслам ужесточились. Вместе с тем, благодаря SAE появилась возможность обозначать степень адаптации масла к определенным температурным диапазонам. Конечно, поначалу это было непривычно, но позже стандарт SAE стал важнейшим критерием при выборе масла.

На сегодняшний день существует одиннадцать классов вязкости SAE:

  • 0W
  • 5W
  • 10W
  • 15W
  • 20W
  • 25W
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50
  • 60

Сезонность масла

Летнее

Важно заметить, что цифры без буквы W указывают на непригодность такого масла к экстремально низким условиям и больше подходят для летней эксплуатации. Такие смазки имеют более высокую вязкость и обеспечивают эффективную защиту деталей ДВС только в теплое время года. При низких температурах летнее масло становится более плотным, что является проблемой для быстрого запуска двигателя на холодную.

Зимнее и всесезонное

Что касается зимних и всесезонных масел, они имеют букву W (Winter) и предназначены для использования в более широком диапазоне низких температур, но здесь не все так однозначно. Дело в том, что зимнее масло в жаркую погоду обретает повышенную текучесть и не способно должным образом защитить детали ДВС от сухого трения и перегрева. Вместе с тем, ухудшается и прочность масляной пленки.

 

Главные отличия всесезонки от зимнего и летнего масла

Отличием всесезонного масла от зимней и летней смазки является одинаковая адаптация к низким и высоким температурам, но в умеренном диапазоне. В данном случае решающее значение имеет вязкость SAE. Но в любом случае «всесезонка» обладает оптимальным соотношением зимних и летних характеристик. Этим можно объяснить его высокую популярность в регионах с резко меняющимся климатом.

Сезонность и вязкость масла

Ниже представлены актуальные варианты вязкости масла в зависимости от сезонности:

  • Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
  • Летние – 20, 30, 40, 50, 60
  • Всесезонные – 0W-30, 10W-30, 10W-40, 5W-30, 5W-40 и т. д.

Типы масел

Минеральное масло

Минералка – полностью натуральное масло, в основе которого лежит переработанная нефть с различными добавками, призванными хоть как-то повлиять на улучшение базовых функций смазочного материала. В итоге получается смазка, пригодная разве что для поддержанного транспорта с большим пробегом. Минералка не способна выдерживать экстремальные перепады температур в низком и верхнем диапазоне, а также подвержена замерзанию в зимних условиях. Из-за этого возможны проблемы с запуском ДВС, например, после длительной ночной стоянки на морозе. Еще такое масло быстро окисляется и не защищает от коррозии при длительной эксплуатации. При вскипании минералка оставляет шлаковые отложения и другие продукты износа, которые со временем ухудшают работу двигателя и приводят к различным неполадкам.

Полусинтетическое масло

Полусинтетика – сбалансированное моторное масло, наделенное особенностями минерального и синтетического масла. И все же, по своим свойствам полусинтетика ближе к обычной минералке, поскольку изготовлена на 60-70% из переработанной нефти. Остальная часть состава приходится на синтетические добавки, призванные улучшить качество продукта. В итоге получается более качественный смазочный материал, чем обычная минералка. В отличие от нее такое масло подойдет не только для старых автомобилей, но и вполне пригодно для современных машин с пробегом, включая проблемные моторы с возрастными особенностями (например, утечки из-за микротрещин на стенках цилиндров). Полусинтетика работает в умеренном диапазоне низких и высоких температур, а также лучше подходит для зимнего использования. Летом с полусинтетикой вообще не должно быть никаких проблем.

Синтетическое масло

Синтетика – имеет искусственную основу, полученную путем синтеза химическим элементов. Из главных особенностей синтетики можно отметить комплексный набор многофункциональных присадок с высокой степенью активности и устойчивости к любым нагрузкам, что позволяет увеличить межсервисный интервал и продлить срок службы двигателя. Таким образом, синтетика обеспечивает наилучшую степень защиты двигателя от загрязнения, перегрева, коррозии и окисления деталей. Кроме того, данный тип масла практически не подвержен замерзанию и одинаково хорошо подходит для эксплуатации в зимнее и летнее время года. Еще качественная синтетика позволяет экономить топливо и снижать уровень вредных выбросов СО2.

Расшифровка вязкости масла SAE

В обозначении масла слева указана низкотемпературная вязкость. За ней следует буква W, означающая возможность зимнего использования, а справа располагается высокотемпературная вязкость.

Низкотемпературная вязкость

Ниже представлены наиболее актуальные значения низкотемпературной вязкости, а также допустимые для нее температуры.

0W для минус 35-30 гр.
5W для минус 30-25 гр.
10W для минус 25-20 гр.
15W для минус 20-25 гр.
20W для минус 15-10 гр.

Высокотемпературная вязкость

Ниже представлены наиболее актуальные значения высокотемпературной вязкости, а также допустимые для нее температуры.

30 для плюс 20-25 гр.
40 для 35-40 гр.
50 для 45-50 гр.
60 для плюс 60 гр. и выше

Таким образом, меньшее значение указывает на более жидкую основу масла, а высокая цифра наоборот свидетельствует о более густом масле. Например, масло 10W-30 можно использовать при температурах от минус 20-25 до плюс 20-25 градусов.

Классификация моторных масел

API

Стандарт API позволяет подобрать масло по области применения для бензиновых и дизельных моторов. В данном случае предусмотрены обозначения S и C соответственно. Следом за ним идет вторая буква, которая конкретизирует условия использования масла в зависимости от года производства автомобиля. Универсальные масла для бензиновых и дизельных моторов имеют обозначение типа SJ/CF.

Ниже представлены значения API для бензиновых ДВС:

SC для машин до 1964 г. в.
SD для машин до 1964-1968 г. в.
SE для машин 1969-1972 г. в.
SF для машин 1973-1988 г. в.
SG для машин 1989-1994 г. в.
SH для машин 1995-1996 г. в.
SJ для машин 1997-2000 г. в.
SL для машин 2001-2003 г. в.
SM для машин 2004-2016 г. в.
SN для машин 2017-2021 г. в.
SP для машин 2021-н. в.

Далее рассмотрим значения API для дизельных моторов:

CB для машин до 1961 г. в.
CC для машин до 1983 г. в.
CD для машин до 1990 г. в.
СЕ для машин до 1990 г. в. с турбиной
CF для машин с 1990 г. в. с турбиной
CG-4 для машин с 1994 г. в. с турбиной
CH-4 для машин с 1998 г. в., адаптированных к высоким нормам токсичности
CI-4 для актуальных моделей с клапаном EGR
CI-4 Plus для актуальных моделей с высокими нормами токсичности
CJ/CJ-4 для самых современных автомобилей

ACEA

АСЕА – европейский стандарт, разработанный по аналогии с API. Данный класс масел представлен в виде трех категорий:

  1. А/В – для бензиновых и дизельных моторов. Здесь различают стандарты А1/В1-04, А3/В3-04, А3/В4-04 и самый современный А5/В5-04.
  2. С – для бензиновых и дизельных моторов с актуальными экологическими требованиями, причем такие моторы могут быть оснащены каталитическими нейтрализаторами или сажевыми фильтрами (для бензинового ДВС и дизеля соответственно). Здесь выделяют стандарты С1-04, С2-04 и С3-04. Они определяют качество продукта, как и в случае с А/В.
  3. Е – для высоконагруженных дизелей коммерческого транспорта. Этот стандарт был введен еще в 1995 году, а в середине 2000-х были добавлены дополнительные классы – Е6 и Е7.

ILSAC

Стандарт ILSAC был разработан совместно с японскими и американскими автопроизводителями. В рамках ILSAC предусмотрено всего шесть категорий:

  • GF-1 – действовал с 1994 г. и на данный момент устарел. Он соответствует API-SH и включает в себя первоочередные требования для моторных масел японских и американских машин того времени.
  • GF-2 – действовал с 1997 г. и тоже считается устаревшим. Он соответствует API-SJ.
  • GF-3 – действует с 2001 г. и соответствует API-SL. Масло с такой категорией обладает повышенной экологичностью в сравнении с GF-1 и GF-2, а также позволяет экономить топливо, повышает производительность двигателя и увеличивает его срок службы при высоких нагрузках. Несмотря на свою актуальность, GF-3 тоже считается устаревшим.
  • GF-4 – действует с 2001 года и соответствует API SM, а также является улучшенным аналогом GF-3. Более новая категория опережает предыдущий стандарт (GF-3) по большинству параметрам: это улучшенные моющие свойства и повышенная экономия топлива, более высокая экологичность и минимальное содержание фосфора (до 0,08%), а также сохранение полезных свойств при длительной эксплуатации в тяжелых условиях.
  • GF-5 – действует с 2010 г. и соответствует API-SN. Этот стандарт обеспечивает высокую защиту поршней и турбин от различных отложений, которые накапливаются в условиях критически опасных температур.
    Еще данный класс является более экологичным за счет повышенных требований к шламообразованию. Кроме того, заявлен увеличенный интервал замены.
  • GF-6 – действует с 2020 г. и является новейшим стандартом ILSAC на сегодняшний день, и потому отвечает самым последним требованиям и тенденциям в автомобильной отрасли.

GF-6 существует в двух вариантах:

  1. GF-6A – полностью совместим с GF-5 и, по сути, является его улучшенным аналогом. Для GF-6A характерны топливная экономичность и устойчивые всесезонные характеристики. Исходя из этого, для данного стандарта больше актуальна вязкость 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. В отличие от GF-5 более новый стандарт GF-6A соответствует API-SP. Минимальный показатель HTHS у GF-6A составляет 2.9.
  2. GF-6B – обладает преимуществами на уровне GF-6A. В частности, для масел этой категории характерны улучшенная экономия топлива, ресурсосберегающие свойства и совместимость с вязкостью 0W-16. Этот класс практически не совместим с предыдущими категориями API и ILSAC, и поэтому масло такого класса должно быть прописано в сервисной книжке автомобиля, а в противном случае его использовать не рекомендуется.
    Минимальный показатель HTHS у GF-6B составляет 2.3.

Кинематическая вязкость

Текучесть моторного масла можно определить с помощью кинематической вязкости, указанной в характеристиках смазочного материала. Данный показатель рассчитывается при нормальной (40 гр.) и высокой (100 гр.) температуре. Измерение осуществляется с помощью стеклянного вискозиметра. Единица измерения – мм кв./с.

Динамическая вязкость

Определить сопротивление на разном расстоянии при движении масла на определенной скорости можно с помощью динамической вязкости, для расчета которой используется специальное машинное оборудование. Его принцип действия заключается в имитации процесса работы смазочного материала в реальных условиях.

Индекс вязкости

По индексу вязкости (Viscosity Index) можно определить степень изменения вязкости моторного масла в зависимости от конкретной температуры. Для получения индекса вязкости используются значения кинематической вязкости при 40 и 100 гр. Более высокий индекс вязкости свидетельствует о меньшей текучести смазки при изменении температуры. Чтобы получить масло с высоким индексом вязкости, производители добавляют полимерные загустители и используют только высококачественную базовую основу.

Показатель HTHS (High Temperature High Shear)

Вязкость масла зависит не только от его характеристик, но и может со временем изменяться под воздействием давления и температуры окружающей среды, а также скорости сдвига. Для определения вязкости при высоких температурах и высокой скорости сдвига используется показатель HTHS.

Какие присадки есть в моторном масле

  1. Вязкостно-загущающие – повышают индекс вязкости масла. Количество этих присадок в масле не превышает 10%. Наличие в масле вязкостных присадок делает его более пригодным для зимнего и всесезонного использования. В целом, можно получить любой смазочный материал с разной вязкостью в зависимости от количества добавленных вязкостных присадок. Как правило, в моторном масле с высоким индексом вязкости не должно быть слишком много вязкостно-загущающих присадок.
    Более того, достаточно высокий индекс вязкости позволяет получить качественную смазку без каких-либо загустителей. На сегодняшний день тенденция такова, что производители все чаще выпускают моторные масла с невысокой вязкостью, которой вполне достаточно для обеспечения энергосберегающих свойств и экономии топлива. С другой стороны, такое масло больше подходит для благоприятных условий и щадящей эксплуатации. Для экстремального вождения рекомендуется использовать масло с более высокими диапазонами вязкости.
  2. Моющие – предотвращают образование лаковых и сажевых отложений. Эти присадки включают в себя детергирующие компоненты, необходимые для защиты от окисления и повышенного износа деталей. Под воздействием детергентов все эти отложения направляются к фильтру.
    Кроме того, моющие присадки включают в себя диспергирующие компоненты, задачей которых является дробление крупных частиц нагара на мелкие для того, чтобы меньше забивался фильтрующий элемент.
  3. Детергенты – имеют принцип действия, схожий с бытовыми моющими средствами. Это означает, что детергенты богаты своими щелочными свойствами, то есть способны участвовать в нейтрализации кислотных соединений, образующихся при сгорании серы, которая содержится в топливе. Вместе с тем, обеспечивается и эффективная антикоррозионная защита.
  4. Дисперсанты – удерживают грязевые отложения в «подвешенном» состоянии, не давая им оседать на поверхности деталей. Таким образом, дисперсанты защищают стенки двигателя от накопления грязи, которая не слипается и находится в растворенном виде. При наиболее тяжелых нагрузках дисперсанты смывают всю грязь и доводят ее до безопасной консистенции.
  5. Противоизносные – предотвращают повышенный износ трущихся механизмов в той области, где нет благоприятных условий для создания прочной масляной пленки. Особенностью противоизносных присадок является их способность абсорбироваться в поверхность металла и создавать пленку со скользящими свойствами для защиты от абразивного износа.
  6. Антиокислительные присадки – препятствуют окислению деталей и загустению масла в условиях высоких температур. Таким образом, происходит процесс замедления окисления масла. Антиокислительные присадки бывают двух видов – ингибиторы (работают в общем объеме масла) и термоокислительные (работают в рабочем слое на нагретой поверхности).
  7. Ингибиторы коррозии – защищают от коррозии стальные и чугунные стенки цилиндров, поршни и кольца. Главным отличием антикоррозионных присадок от антиокислительных является защита поверхности металлических деталей, тогда как антиокислительные присадки защищают от окисления само масло.
  8. Антипенные присадки – так называемые силиконы или полилоксаны, наличие которых не должно превышать тысячных долей процента. Дело в том, что при термическом разложении силикона выделяется оксид кремния, обладающий мощными абразивными свойствами. Поэтому не стоит удивляться, почему масло содержит минимальное количество антипенных присадок, ведь так даже лучше и безопаснее. Эти присадки представлены в виде капелек и не подвержены растворению в масле.
  9. Модификаторы трения – являются важной составляющей современного моторного масла, применяемого в высокофорсированных моторах, весьма требовательных к качеству смазки. Модификаторы трения способствуют снижению коэффициента трения между деталями. Наиболее известными модификаторами трения являются графит и дисульфид молибдена, которые не растворяются в масле, а присутствуют в нем в виде небольших частиц.
  10. Депрессорные присадки – обычно входят в состав минеральных масел, которые защищают детали ДВС от кристаллов парафинов, образующихся при сильном снижении температуры масла. Еще на стадии производства минерального масла невозможно полностью удалить парафины, и в связи с этим возникает необходимость в депрессорных присадках. Они препятствуют срастанию кристаллов парафина и это позволяет избежать их укрупнения. Таким образом, благодаря депрессорным присадкам эти кристаллы циркулируют в мелком виде, наиболее безопасном для работы двигателя.

Допуски производителей

Крупнейшие производители автомобилей имеют собственные допуски, наличие которых делает масло более совместимым с двигателем.

Volkswagen
  • VW 500. 00 – энергосберегающее всесезонное масло с вязкостью 5W-30, 5W-40, 20W-30 или 10W-40. Подходит для бензиновых моторов и соответствует требованиям АСЕА А3-96.
  • VW 501.01 – универсальное масло для бензиновых и дизельных моторов с непосредственным впрыском. Соответствует требованиям АСЕА А2 и может быть совместимо с турбодизелями, но только в сочетании с VW 505.00.
  • VW 502.00 – бензиновое моторное масло для двигателей с непосредственным впрыском. Соответствует АСЕА А3.
  • VW 503.00 – масло для бензиновых моторов, рассчитанное на длительный интервал замены. Подходит для двигателей, выпущенных с весны 1999 г.
  • VW 503.01 – масло для высоконагруженных бензиновых моторов спортивных автомобилей (например, VW Golf GTI) и рассчитанное на длительный интервал замены.
  • VW 504.00 – масло для бензиновых и дизельных моторов, включая двигатели с сажевыми фильтрами.
  • VW 505.01 – масло с вязкостью 5W-40 для дизельных моторов с насос-форсунками.
  • VW 505. 00 – масло для турбодизелей легковых автомобилей. Подходит для моторов, выпущенных с весны 1999 г.
  • VW 506.01 – масло для дизелей с насос-форсунками. Соответствует требованиям АСЕА В4.
  • VW 507.00 – масло для бензиновых и дизелей. Имеет повышенный интервал замены, а также является аналогом 505.00 или 505.01.
Daimler, Mercedes-Benz, Chrysler
Для дизелей:
  • MB 228.1 – всесезонное SHPD-масло, соответствующее АСЕА А2.
  • MB 228.3 – всесезонное мультивязкостное SHPD-масло, соответствующее АСЕА Е3.
  • MB 228.31 – масло для высоконагруженных дизелей с сажевыми фильтрами. Соответствует API CJ-4.
  • MB 228.5 – масло UHPD для высоконагруженных дизелей, соответствующее АСЕА В2/Е4 и Е5.
  • MB 228.51 – всесезонное масло с требованиями АСЕА Е6 и увеличенным интервалом замены.
Для бензиновых моторов:
  • MB 229.1 – всесезонное масло для моторов 1998-2002 г. в. Соответствует АСЕА А3 и В3, а также совместимо в первую очередь с моторами
  • М271, М275, М28, ОМ646, ОМ467 и ОМ648.
  • MB 229.3 – масло с увеличенным интервалом замены, соответствующее АСЕА А3 и В4.
  • MB 229.31
  • MB 229.51
BMW

Longlife-01-04

General Motors
  • GM-LL-A-025
  • GM-LL-B-025
  • Dexos1
  • Dexos2
Ford
  • M2C913-A
  • M2C913-B
  • M2C913-C
  • M2C917-A
  • M2C934-B
  • M2C948-B
Renault

RN 0700, 0710, 0720

Peugeot

B71 2290; B71 2294, B71 2295, B71 2296.

Видео