пункты приема, безопасные для экологии способы уничтожения и переработки масел с соблюдением нормативных требований и правил
Сегодня существует очень хорошая тенденция заботы об экологии. Не обошла она стороной и вопрос утилизации моторных масел. Практически каждый автомобилист, который собственноручно менял масло, задается этим вопросом. Куда деть отработанный продукт?
Зачем нужно утилизировать масло?
Еще относительно недавно автомобилисты просто сливали отработанную автомобильную смазку в грунт. Однако сегодня за такое загрязнение окружающей среды полагается штраф, поэтому и хранится масло, собранное в емкости, годами в гаражах автолюбителей.
Использованные масла содержат опасные соединения — полиолефины, смолы, карбены, которые, попадая в организм человека, могут спровоцировать развитие рака и других не менее опасных заболеваний. Утилизация автомобильных масел необходима по ряду следующих причин:
- при проникновении в почву вредные вещества имеют свойство накапливаться и рано или поздно попадают в организм вместе с водой или пищей;
- сдавать масла в пункты приема — это выгодно, ведь каждый литр отработки оценивается в денежном эквиваленте;
- вторичная переработка позволяет экономить мировой ресурс нефти, так как масло очищается и становится вновь пригодно к использованию.
В России вторичная переработка автомасел не так распространена, утилизируется всего около 20% от общей массы.
Как происходит переработка?
Вторичная переработка автомасел происходит в 5 этапов:
- Чтобы удалить металлическую стружку и другой мусор, масло отстаивают в течение нескольких дней, а затем пропускают через фильтр грубой очистки.
- Выпаривание, с помощью которого из жидкости убирается лишняя влага.
- Физико-химическая обработка. Состоит из перегонки жидкости через адсорбенты для удаления примесей, коагуляции и добавления растворителей.
- Химическая очистка, которая осуществляется при помощи различных кислот.
- Заключительная фильтрация смеси при помощи мембран.
При помощи такой обработки можно получить готовые к использованию трансмиссионные масла, дизельное топливо, смазочно-охлаждающие жидкости.
Метод сжигания
В некоторых случаях утилизация автомасел производится путем сожжения неочищенного сырья в специально оборудованных цехах.
Важно помнить о том, что масла содержат большое количество опасных веществ, которые при нагревании выделяются в окружающую среду, поэтому заводы, занимающиеся такой разновидностью утилизации, должны иметь соответствующее оборудование. При сжигании важно соблюдать все нормативные правила и требования для того, чтобы сделать процедуру безопасной для людей и окружающей среды. В этих целях используются различные фильтры и мембраны, которые поглощают вредные выделения, не давая им выйти наружу.
Меры предосторожности
При сборе отработанного моторного масла для утилизации следует придерживаться следующих правил:
- Запрещено смешивать смазочные материалы с другими жидкостями, например, ацетоном, растворителями, антифризом, тосолом. Это делает сырье непригодным для последующей переработки.
- По этой же причине не рекомендовано для сбора масла использовать емкости, загрязненные какими-либо химическими веществами.
Также следует помнить о том, что категорически запрещено сливать отходы в канализацию, землю и водоемы, так как это наносит непоправимый урон экологии. Для примера, всего 1 л отработанного масла сделает отравленной 1 тонну воды.
Альтернативные способы применения
Если в населенном пункте, где проживает автолюбитель, нет точек приема отработанного машинного масла, то его можно применить для бытовых целей:
- В качестве антикоррозийного средства для обработки днища и автомобильных арок от образования ржавчины.
- На дачном участке можно обработать машинным маслом деревянные поверхности. Это предотвратит их разбухание от избыточной влажности и сделает несъедобными для жуков-короедов.
- Практически в каждом подсобном хозяйстве на даче имеются электро- и бензопилы. С помощью отработанного автомобильного масла можно смазывать цепи и тем самым продлевать их ресурс.
- Машинное масло можно использовать для смазки швейных машинок. Особенно отработка подходит для старых модификаций.
- Утилизация моторных масел может происходить путем сожжения в обычной дровяной или угольной печи. Для этого необходимо в массе вымочить дрова, после чего они будут хорошо гореть и давать большое количество тепла. Такой способ можно использовать только в домах с хорошо оборудованной системой вытяжек, так как горение таких материалов выделяет едкий дым. У данного способа есть и недостаток в виде «неэкологичности».
- Отработанные моторные масла можно использовать для растапливания печей, которые предназначены для загрузки жидкого топлива.
- Отработанной смазкой можно обрабатывать оконные и дверные петли.
Основным правилом для домашней утилизации моторных масел является соблюдение противопожарной безопасности, так как смазочные материалы являются легковоспламеняющимися. Кроме того, они оставляют на разных поверхностях следы, которые тяжело поддаются очистке.
Пункты приема в Москве
Утилизация отработанного моторного масла в Москве может проводиться как небольшими частными компаниями по переработке, так и крупными производствами. Пункты приема расположены по следующим адресам:
- Компания Oil Inter, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 38, прием масла в объемах от 400 л.
- Компания «Рос-Утиль» производит самостоятельный вывоз отработанного масла в объемах от 400 л. Контактный телефон указан на официальном сайте.
- Компания «РОСА-1» г. Москва, 1-й Щипковский переулок, дом 30.
- Компания Otrabotka-Maslo.Ru.
- Компания «Экоумвельт» г. Москва, ул. Промышленная, дом 11.
- Компания «ОргСинтезХим» Московская область, г. Дзержинский, Трудкоммуны, дом 17.
Список компаний, занимающихся утилизацией моторных масел, довольно внушительный, однако большинство из них работает лишь с крупными объемами. Сдавать масло в небольших дозах можно на любые СТО.
Пункты приема в Санкт-Петербурге
Утилизация моторного масла в СПб производится такими компаниями:
- ИП Дроздов Дмитрий Владимирович, вывоз машинного масла от 1 тонны. Санкт-Петербург, ул. Варшавская д. 27 к.1
- Компания «Шанс Плюс» г. Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, дом 1.
- Компания «Балтик Ком Транс» г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 3.
- Компания «Росоил» г. Санкт-Петербург, Уманский пер., дом 84.
- Компания «Техноресурс» г. Санкт-Петербург, ул. Боровая, дом 47, лит. А, корп. 4.
Данные частные компании занимаются самостоятельным вывозом отработанного масла в больших объемах. В небольших количествах смазочные материалы могут принимать СТО.
Для того чтобы избежать проблем с самостоятельной утилизацией автомобильного масла, после замены рекомендовано пользоваться услугами сервисных центров. Специалисты или сотрудники сами сделают все необходимые манипуляции.
fb.ru
Переработка отработанного масла: выбираем лучший метод
Небрежное обращение с отходами наносит непоправимый вред как окружающей среде, так и здоровью человека. Отработанные нефтяные масла категорически нельзя сливать в водоемы и почву. В данном случае целесообразно прибегнуть к такому механизму решения проблемы, как переработка отработанного масла.
Знаете ли Вы, что один литр отработанного масла способен сделать непригодными для питья до миллиона литров грунтовой воды?
Виды масел, подлежащие переработке
В зависимости от степени загрязнения и способа использования выделяют два вида отработанных масел:
- Светлые отработанные масла. Их можно восстановить относительно легко, применив только отстаивание и фильтрацию. В некоторых случаях используются и другие (преимущественно механические) способы. После завершения всех необходимых операций очистки такое масло может использоваться повторно.
- Темные отработанные масла. Такой продукт появляется в результате применения масла в качестве смазки деталей автомобилей в условиях повышенных нагрузок и высоких температур. В большинстве случаев потемнение обусловлено наличием таких загрязнений, как продукты окисления и частички металла.
Именно масла второго типа требуют тщательной переработки и дальнейшей утилизации. При сборе отработки не следует смешивать разные сорта масла, поскольку каждый продукт утилизируется отдельно и с применением персональных способов. Если между процессами сбора и переработки должно пройти определенное время, то необходимо позаботится об обеспечении надлежащих условий хранения отработанного масла. При этом нужно придерживаться некоторых правил: использовать только герметично закрытые емкости, не хранить продукт около потенциальных источников воспламенения, изолировать места хранения от детей.
Переработка отработанного масла: основные преимущества и методы
Переработка отработанного масла позволяет получить ценное сырье, которое в дальнейшем может вполне успешно применяться при получении товарных масел и топлив, при производстве железобетонных изделий. После очистки масла до определенной степени им можно смазывать второстепенные узлы и агрегаты, обрабатывать различные металлические изделия с целью защиты от коррозии. Отработанное масло может использоваться в качестве добавки для битума при укладке автомобильных дорог.
Что же такое переработка отработанного масла? Данным термином обозначают очистку нефтепродукта от вредных примесей с помощью четко определенных методик. Обычно переработка проходит в несколько этапов. На первом убирается вода и твердые примеси с помощью процессов отстаивания, механической фильтрации и центробежной очистки.
Далее используется:
- выпаривание;
- вакуумная перегонка;
- адсорбция;
- коагуляция.
И только по завершении данных процессов переработку масла можно считать окончательной.
Результаты переработки отработанного масла с помощью технологий GlobeCore
Высокое качество переработки может достигаться только за счет дополнительного использования химических методов. Хотя много зависит и от исходного состояния сырья. Отработка отработке – рознь. Обычно химические методы дают необходимое качество выходного продукта, но их себестоимость достаточно высока. Поэтому такой подход используется далеко не всегда, а только там, где это оправданно.
Вторичная переработка не предусматривает получение продукта, который смог бы использоваться далее по прямому назначению. Ее главная задача – извлечение ценного сырья, на основе которого в будущем будут производиться товарные смазки и масла. В этом случае окружающая среда лишается большого количества потенциальных загрязнений.
Технологии GlobeCore в переработке отработанных масел
Компания GlobeCore является одним из ведущих производителей и поставщиков оборудования для очистки и регенерации отработанных масел. Процессы GlobeCore позволяют восстановить параметры отработанного нефтепродукта до нормируемых значений.
При таком подходе масло получает вторую жизнь и может повторно использоваться в технологическом оборудовании. Экономятся большие финансовые средства на покупке свежих и утилизации отработанных масел. Освобождаются складские площади и снижается количество вредных выбросов в окружающую среду.
Доверьте свои отработанные масла установкам регенерации от компании GlobeCore и Вы убедитесь, что потенциальную проблему всегда можно превратить в гарантированную прибыль.
Утилизация масел: история, способы и оборудование
Утилизация масел – проблема в целом не новая. В последние годы существенно прогрессировали регенерационные технологии, с помощью которых возможно восстанавливать до уровня качественных базовых масел 70-85%, а в некоторых случаях и 90% исходного сырья. Полученный в результате восстановления отработанного масла материал может перерабатываться еще как минимум несколько раз. Важность регенерации несложно понять даже из простого сопоставления цифр: из сырой нефти выход товарного продукта во многих случаях не превышает 10%. Поэтому утилизация масел является достаточно перспективной отраслью в плане открытия собственного бизнеса.
Потенциальная выгода существенно увеличивается, если обеспечить сбор отработанных масел на уровне 35-54%. В этом случае энергозатраты на очистку и восстановление нефтепродуктов почти в 20 раз меньше, чем те, что необходимы для получения таких же объемов базового сырья из сырой нефти.
История вопроса
Системный сбор и утилизация масел в Советском Союзе начался еще в 1930-м году. К началу 90-х годов прошлого столетия собиралось и отправлялось на переработку около 1 млн. 700 тыс. тонн отработанного масла в год. В России объемы начали снижаться и в 1994-м году составили только 470 тыс. тонн. В последующие годы ситуация только ухудшалась, что значило только одно: несобранное масло попросту сливалось в сточные канавы или же уходило на черный рынок.
Если говорить о планетарном масштабе, то здесь общая масса отработанных масел оценивается примерно 40 млн. тон в год. Из них собирается не больше половины, а перерабатывается и вовсе около 2 млн. тонн, что составляет 5% от общего объема.
В мире утилизация масел вызывает неоднозначное отношение. Европейские лидеры перерабатывают в среднем от 30 до 40% отработанных масел, получая на выходе товарную продукцию достаточно высокого качества. Прорыв в отрасли осуществила
Европейским лидером считается Великобритания, в которой действует мощная государственная программа. Именно благодаря ей регенерируется до 86% от всех отработанных нефтепродуктов. На территории Соединенного Королевства располагается больше тысячи малогабаритных установок по регенерации технических масел. Чаще всего такое оборудование находится в местах сбора вторичного сырья. Серьезными достижениями в сфере утилизации отметились также Германия, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург.
Что говорит статистика?
Статистика по образованию и потреблению отработанных масел в разных странах собрана в таблице, которая приводится ниже.
Таблица 1
Образование и потребление отработанных масел в различных странах тыс. т/год
Страна | Потребление масел | Сбор отработанных масел | Переработка отработанных масел |
Россия и страны СНГ | 7800 | 1700 | 260 |
США | 10000 | Около 400 | |
Канада | 1400 | – | Около 250 |
Германия | 1460 | 730 | 400 |
Великобритания | 800 | 200 | 150 |
Франция | 850 | 250 | 200 |
Италия | 630 | 200 | 150 |
Голландия | 500 | 200 | 15 |
Как видно из таблицы, более развитые страны подвергают переработке 30-38% от общего количества отработанных минеральных масел. Такая бережность во многом объясняется тем, что данные страны не имеют собственных источников нефтепродуктов и поэтому вынуждены покупать их за рубежом.
Утилизация масел смазочных отработанных
Отработанные смазочные масла (ОСМ) относятся к жидким отходам. ОСМ – это любое масло, полученное из сырой нефти или синтетического масла, загрязненное в результате использования физическими или химическими примесями. Даже нормальная эксплуатация не исключает попадания в смазочные масла грязи, металлических частиц, воды или химических веществ. Со временем их количество превышает ту границу, до которой еще возможно использование смазочного материала по непосредственному назначению.
Экологически безопасная утилизация масел смазочного назначения – это их переработка с целью получения различных товарных продуктов (пластичных смазок, топлив, масел, консервационных материалов и т.п.).
Характеристики и эксплуатация трансформаторного масла
Трансформаторное масло незаменимо при эксплуатации масляных выключателей, трансформаторных подстанций и отдельных трансформаторов. В каждой стране таких устройств большое количество, поэтому для экономии финансовых средств целесообразно использовать экономные технологии восстановления рабочего ресурса оборудования. Это обойдется намного дешевле, чем покупать, например, новый трансформатор. Одной из важнейших подзадач является полное восстановление важных свойств трансформаторных масел.
Технические требования к производимым трансформаторным маслам изложены в ГОСТ 982-80. В таблице приведены основные характеристики трансформаторных масел марок ТК, Т-740 и Т-1500.
Марка масла | Кинематическая вязкость трансформаторного масла, мм2/с, при внешних температурах, 0С | Температура вспышки трансформаторно-го масла, 0С | Температура загустевания, 0С | Кислотное число | ||
20 | 50 | 100 | ||||
ТК | 30 | 9,6 | 3,0 | 135 | -45 | 0,05 |
Т-750 | 26 | 8 | 2,8 | 135 | -55 | 0,02 |
Т-1500 | 26 | 8 | 3,0 | 135 | -45 | 0,01 |
При увеличении кислотного числа в трансформаторных маслах имеют место следующие отрицательные явления:
- увеличение коррозионной активности серы. При этом окисляются токопроводящие контакты и снижается КПД трансформатора;
- увеличивается содержание металлических мыл, снижается пробивное напряжение;
- в масле наблюдаются соединения серы, воздействие которых способно повредить металлическую поверхность бака трансформатора.
Эти факторы приводят к неполной реализации рабочего потенциала изоляционной жидкости.
Укажем основные особенности эксплуатации трансформаторного масла:
- отсутствие существенных колебаний вязкости при резком снижении температуры окружающей среды;
- высокие диэлектрические характеристики.
Очистка трансформаторного масла
Очистка трансформаторного масла – важная составляющая сервисного обслуживания трансформаторов. Необходимость в проведении этой операции возникает из-за накопления в масле посторонних веществ: частичек оплетки кабеля, деталей трансформатора и т.п. Они образуют так называемые мостики проводимости, которые могут быть предпосылкой для коротких замыканий. Если подобное масло эксплуатируется длительно, то в нем появляются микропузырьки газа и вода. Такие примеси способствуют пробою диэлектрика. Особенно подвержены этому трансформаторы, работающие под высоким напряжением (более 60 кВ).
Кроме очистки выделяют также и регенерацию трансформаторного масла, которая заключается в полном восстановлении его свойств. При правильно подобранной периодичности обработки срок службы трансформатора может быть продлен на 20 и более лет.
Требования, выдвигаемые к нефтепродуктам, поступающим на регенерацию, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Требования к отработанным нефтепродуктам, поступающим на регенерацию
Показатели | Норма для масел | ||
Масла отработавшие | Масла индустриальные отработавшие | Смесь нефтепродуктов отработанных | |
Кинематическая вязкость при 50 ⁰С, мм2/с | >35 | 5-35 | – |
Условная вязкость при 20 ⁰С, мм2/с | >40 | 13-40 | – |
Температура вспышки в открытом тигле, ⁰С | ≤100 | ≤120 | – |
Содержание, масс. % механических примесей воды | ≤1≤2 | ≤1≤2 | ≤1 ≤2 |
Среди всего многообразия регенерационного оборудования рекомендуем обратить внимание на установки типа СММ-Р. Ее основными отличительными чертами являются:
- полное восстановление свойств трансформаторного масла, после чего его можно использовать повторно для решения тех же задач;
- возможность реактивации используемого сорбента непосредственно в установке;
- обработка масла может проводиться на включенном трансформаторе, что сокращает финансовые потери, вызванные перебоями в поставках электричества.
Утилизация трансформаторного масла: общая характеристик существующих подходов
Все подходы, базирующиеся на регенерации, нацелены на то, чтобы повысить свойства и улучшить химическую чистоту трансформаторного масла. Исходя из этого, обработка масла должна решать такие задачи:
- сушка масла;
- дегазация масла;
- увеличение диэлектрической прочности;
- снижение кислотного сила;
- удаление воды.
Обычно очистка трансформаторного масла является многоступенчатой и для ее практической реализации используются механические и химические методы. Механическая обработка хороша в качестве предварительной очистки, так как позволяет избавиться не более чем от 70% существующих в масле примесей. Поэтому для более глубокой обработки прибегают к химической очистке. Ее эффективность может достигать 95… 98%.
Как контролируются диэлектрические характеристики трансформаторного масла при регенерации
После проведения регенерации осуществляется хроматографический анализ, с помощью которого определяют соответствие эксплуатационных параметров значениям, указанным в ГОСТ 982-80.:
- плотности при 20ºС;
- вязкости;
- температуры воспламенения;
- температуры застывания;
- электроизоляционных свойств;
- напряжения пробоя;
- стабильности окисления.
Кроме перечисленных параметров хроматографический анализ также включает в себя определение содержания ароматических углеводородов, поверхностного натяжения и упругости насыщенных паров. Все перечисленные характеристики являются отличными индикаторами качества проведенной регенерации.
globecore.ru
Переработка отработанного масла в дизельное топливо. Процесс и оборудование
Топливно-масляная смесь — экономически и экологически выгодная альтернатива традиционным ГСМ. Добавка 1–2% восстановленного масла в дизтопливо не требует переоборудования двигателей транспортных средств или котельных установок. Главная задача переработки отработанного масла в дизельное топливо — очистка сырья от примесей. Процедура выполняется на оборудовании Wotec.Технологический процесс
Отработанное моторное масло представляет вязкую жидкость бурого цвета. Технологический процесс переработки сводится к фильтрации сырья от механических частиц металла и песка, смолистых, коксообразных примесей и эмульсионной воды. Этапы фильтрации:
- Свежее дизельное топливо смешивают с отработанным маслом и заправляют установку для преобразования топливно-масляной смеси. Доля дизеля составляет 90–99% по массе.
- Фильтрация. Жидкость пропускают через 6-микронный осадочный фильтр. На этом этапе отделяются взвешенные минеральные примеси песка, глины и нерастворимые соли.
- Вторичная фильтрация на 4-микронном фильтре. Процесс аналогичен предыдущему. Отличие в более тонкой очистке и осаждении частиц размером 4 микрона и более.
- Полученная топливно-масляная смесь содержит примеси воды и минеральных кислот. С целью отделения балластных компонентов жидкость пропускают через двухступенчатый фильтр (4-микронный фильтр-коагулятор). Первая установка сопутствует движению сырья и приводит к объединению мелких смолистых частиц в более крупные пузырьки. Как результат: коагулированные капли согласно закону Стока всплывают на поверхность воды, которая собирается в нижней части оборудования. Водоудаление выполняется с 99,6-процентной чистотой.
- Вторая часть двухступенчатого фильтра — сепаратор. Эта установка очищает сырьё от механических примесей диаметром 4 мкм после первичной обработки. Также элемент-сепаратор повторно адсорбирует следовые количества воды.
- Выход готовой топливно-маслянной смеси через нижний патрубок установки Wotex.
По окончании процесса получается тонко очищенное дизельное топливо из отработанного масла. Дегидратация, деминерализация и четырехступенчатая фильтрация обеспечивает пригодное качество горючего для использования в двигателях дизельного типа, грузовой, железнодорожной и военной технике.
Преимущества оборудования
Тонкая очистка технического масла для смешения с дизтопливом на установке Wotex — финансово выгодное вложение. Достоинства технологии:
- Экономия ГСМ. На каждый литр отработанного масла приходится 1 литр бесплатного дизтоплива.
- Высокоточная фильтрация обеспечивает приемлемое качество топлива для широкого спектра применения.
- Повышение энергоэффективности и увеличение вязкости готового сырья.
- Отсутствие потребности в утилизации отработанного масла.
Подача масляной основы к дизтопливу регулируется электроникой. Производительность установки — 15 галлонов в минуту.
Управление
Преобразователь базируется на физико-химических способах очистки минерального масла.
- Модульные фильтры оборудования оснащаются вентилями дренажного типа. Как итог: облегчается процесс очистки и замены неисправных элементов.
- Затворные клапаны на трубопроводных каналах в местах входа и выхода жидкости исключают протечки во время транспортировки.
- Дифференциальные датчики фильтрующих элементов сигнализируют о технических неисправностях.
- Инновационные фильтры удерживают механические примеси, масса которых в 4 раза превышает вес адсорбционного наполнителя.
Оборудование для получения дизельного топлива из отработанного масла отличается длительным сроком эксплуатации. Ресурс фильтр-установок позволяет переработать до 1360 м3 сырья.
avtozhidkost.ru
Переработка и утилизация отработанных масел
Переработка
Таможенный кодекс регулирует взаимоотношения по перемещению грузов через внутренние пространства союза. Переработка вне таможенной
Переработка
Утилизация отходов — глобальная проблема настоящего и будущего. В результате деятельности человека ежегодно образуются
Переработка
Регенерация отходов превращает мусор во вторичное сырье: продукцию с определенными потребительскими свойствами или энергию.
Переработка
В процессе переработки мусора экологии планеты может быть нанесен значительный вред. Человечество стремится снизить
Переработка
Моторное масло — смазывающий материал, используемый в двигателях внутреннего сгорания. Вещества этой группы имеют
Переработка
Изготовление строительных материалов из отходов приводит к снижению финансовых затрат и материалоемкости. Для производства
musorish.ru
работа Тема: «Переработка моторных масел»
Курсовая работа
Тема:
«Переработка моторных масел»
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение…………………………………………….……………………………………….…3
Глава 1. Экологически безопасная утилизации моторных масел…………5
1.1. Требования, предъявляемые к современным
моторным маслам……………………………………………………………5
1.2. Характеристика моторных масел…………………………………………7
1.3. Краткая характеристика способов переработки
моторных масел……………………………………………….…………….….9
1.4. Технология переработки моторных масел……………………………12
Глава 2. Статистические аргументы о переработке моторного масла…16
2.1. Сведения нерационального использования ММО……..……….…..16
2.2. Аргументы производственной и экономической
целесообразности переработки и повторного использования отработанных масел………………………………………………………….…….17
2.3. Система управления оборотом нефтепродуктов…………………….19
Заключение…………………………………………………………………….………….…24
Список литературы………………………………………………………………………..27
Приложение………………………………………………………………………….………29
Введение
Сбор и утилизация нефтеотходов и, прежде всего, отработанных моторных масел, представляют собой одну из острейших экологических проблем, характерных для современных крупных городов. Особенно актуальным решение этой проблемы остаётся для такого мегаполиса как Москва, где насчитывается около 2500 автотранспортных хозяйств и более 2400 автосервисных предприятий, обслуживающих парк численностью более трёх миллионов автомашин. Согласно экспертным оценкам на этих предприятиях образуется свыше 50000 тонн отработанных моторных масел. Однако несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие соответствующих экономических и организационно-технических условий затрудняет сбор этих нефтеотходов. Это, а также отсутствие необходимых мощностей по переработке отработанных масел приводит к тому, что бо льшая часть нефтеотходов сливается на землю и в водостоки, а ме ньшая часть используется в качестве антиадгезивов на заводах ЖБИ или сжигается. Такая «утилизация» содержащих высокотоксичные ингредиенты отработанных нефтепродуктов определяет их оборот по схеме «производство – потребление – окружающая среда», обостряет и без того сложную экологическую ситуацию в городе и является экономически неэффективной.
В тоже время, современная концепция рециклинга, представленная схемой «производство – потребление – производство», предъявляет жесткие экологические и экономические требования к сбору и переработке отходов, обусловливая их обязательное возвращение в производственный цикл в виде вторичных ресурсов. Поэтому создание эффективной системы управления оборотом нефтепродуктов (НП), регулирующей взаимоотношения участников этого процесса и обеспечивающей эффективный сбор и безопасное хранение отработанных нефтепродуктов (ОНП), создание и внедрение современных малоотходных технологий их переработки во вторичные нефтепродукты является важнейшей задачей федеральных и местных органов власти, а также соответствующих специализированных организаций.
Специалистами таких организаций разработаны теоретические предпосылки создания системы управления оборотом нефтепродуктов, реализация которой на практике позволила бы перейти к регулированию на современном уровне отношений между участниками топливного регионального рынка.
Итак, целью данной работы является рассмотрение основных аспектов переработки моторных масел и выявление экологической ситуации, связанной с этим процессом.
В связи с этим возникают следующие задачи :
· дать характеристику основным способам переработки моторных масел;
· выявить наиболее безопасный для экологии технологический процесс переработки моторных масел;
· привести аргументы производственной и экономической целесообразности переработки и повторного использования отработанных масел;
· сделать выводы.
Глава 1. Экологически безопасная утилизации моторных масел
1.1. Требования, предъявляемые к современным моторным маслам
Общими тенденциями развития двигателестроения являются: увеличение соотношения мощности к объёму двигателя (далее литровая мощность) повышение экономичности и надежности, улучшение пусковых свойств, уменьшение массогабаритных показателей. Решение любой из этих проблем тесно связано с вопросами применения моторных масел. Для обеспечения надежной работы двигателей, применяемые в них масла должны обладать определенными эксплуатационными свойствами.
Надежность работы двигателя во многом определяется выбором масла с оптимальной вязкостью. В широком диапазоне условий эксплуатации, наиболее эффективны масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой (т.е. масла, вязкость которых в наименьшей степени меняется при изменении температуры масла).
Для обеспечения минимального износа деталей двигателя лучше использовать масла большей вязкости. Однако чрезмерное повышение вязкости увеличивает потери на трение, что приводит к повышенному расходу топлива. Снижение исходной вязкости как правило улучшает прокачиваемость масел при низких температурах, которая характеризует способность масла своевременно поступать к местам смазки при пуске двигателя. Чем лучше прокачиваемость, тем ниже износ деталей двигателя при пуске и выше КПД за счет уменьшения расхода топлива. Поэтому конструкторы стремятся к выбору оптимальной величины вязкости масла в зависимости от типа двигателя и условий его эксплуатации.
Основными путям повышения «литровой мощности» в современных и перспективных двигателях являются: повышение степени сжатия в цилиндрах двигателя, оптимизация состава топливно-воздушной смеси (например, прямого впрыска топлива под высоким давлением) и введение наддува воздуха. Однако это приводит к росту тепловых и механических нагрузок на детали двигателя и условия работы масла существенно ужесточаются. Интенсивный контакт масла с прорывающимися в картер газами увеличивает скорость его окисления. Воздействие горячих газов и нагретых поверхностей на пленку масла на деталях цилиндро-поршневой группы приводит к образованию высокотемпературных углеродистых отложений (нагаров и лаков). Закоксовывание поршневых канавок может привести к уменьшению подвижности поршневых колец, с появлением повышенного износа и задира поверхности гильзы цилиндра, а в конечном итоге — к поломке поршневых колец с потерей компрессии двигателя.
В целях облегчения веса двигателя конструкторы прибегают к уменьшению емкости систем смазки, что приводит к возрастанию кратности циркуляции масла и интенсификации его окисления. Эффективное снижение скорости образования нагаров и лаков в системе смазки двигателя возможно только в том случае, когда масло обладает достаточно высокими моюще-диспергирующими и антиокислительными свойствами.
Для увеличения надежности и обеспечения высокого ресурса работы двигателя необходимо, чтобы моторные масла имели высокий уровень противоизносных и противозадирных свойств.
Для снижения коррозионного износа деталей цилиндро-поршневой группы и вкладышей коленчатого вала, вызываемого кислыми продуктами сгорания топлива, моторные масла должны обладать нейтрализующим действием.
Требования к маслу определяются не только типом двигателя, конструктивными особенностями агрегатов, но и условиями эксплуатации, а также качеством топлива. Так, при работе на непрогретом двигателе и (или) некачественном топливе, в результате неполного сгорании топлива происходит попадание продуктов неполного сгорания в картер с последующим окислением и загрязнением масла. В результате этого в условиях конденсации влаги в картере двигателя может значительно повышаться образование низкотемпературных отложений (шлама). Предотвратить шламообразование в картере двигателя можно за счет применения масел с высокими диспергирующими свойствами.
Надежность двигателей в значительной степени зависит от способности моторных масел сохранять свои эксплуатационные свойства при обводнении, что особенно характерно для масел, используемых в судовых дизелях.
Современные масла должны сохранять эксплуатационные свойства длительное время (от 500 до 2000 моточасов работы двигателя, примерно 12-45 тыс. км пробега). Срок смены масел должен быть увязан со сроками смены фильтрующих элементов и режимами технического обслуживания автомобилей. При этом должен обеспечиваться низкий расход масла на угар.
Условия работы масел в двигателях различных типов и конструкций могут сильно различаться, что затрудняет выбор масла для конкретного двигателя. Для облегчения выбора масел, исходя из условий эксплуатации и особенностей техники разработаны классификации масел.
1.2. Характеристика моторных масел
Моторное масло М-8В ГОСТ 10541-78 является маслом для автомашин с карбюраторными двигателями, находящихся в автотранспортных и сельскохозяйственных предприятиях. В первую очередь, это автомобили марки ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и их модификации.
Моторное масло для дизельных двигателей М-10Г2 ГОСТ 8581-78 необходимо для работы почти всех видов сельскохозяйственной техники: трактора ЮМЗ-6, ДТ-75, Т-150, К-700 и их модификаций, зерноуборочных комбайнов всех марок. Кроме этого, это масло применяется для большегрузных автомобилей отечественного производства: все модификации автомобилей КАМАЗ, МАЗ, Краз и других.
Характеризуя жизненный цикл таких товаров, как моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, необходимо отметить их принципиальное отличие от всех других товаров производственно-технического назначения. Жизненный цикл этих горюче-смазочных материалов составляет десятки лет и зависит от тенденций развития автомобилестроения и энергетической отрасли.
mirznanii.com
Технология переработки отработанного минерального масла
Библиографическое описание:
Фаткуллин Д. Д. Технология переработки отработанного минерального масла // Молодой ученый. 2019. №9. С. 106-108. URL https://moluch.ru/archive/247/56903/ (дата обращения: 08.12.2019).
В статье представлена технологическая схема для переработки отработанных минеральных моторных, трансмиссионных и индустриальных масел. Представленная в статье технология позволяет перерабатывать различные сорта минеральных масел при этом предусмотрено использование только экологически безопасные добавки. Представленная технология реализована на технически несложном оборудовании, которое требует малых энергозатрат, низких финансовых затрат на пуско-наладочные и обслуживающие работы.
Ключевые слова: технология, оборудование, минеральные масла, моторное масло, трансмиссионное масло, индустриальное масло, фильтрация.
The article presents a technological scheme for processing spent mineral motor, transmission and industrial oils. The technology presented in the article makes it possible to process various grades of mineral oils, while regeneration does not involve the use of environmentally unsafe additives. Also, this technology provides technically simple equipment that requires low energy costs, low financial costs for commissioning and maintenance work.
Keywords: technology, equipment, mineral oils, engine oil, gear oil, industrial oil, filtration.
Нефтяные минеральные масла находят широкое и разнообразное применение при эксплуатации современной техники. Каждый год увеличиваются объемы потребления смазочных материалов и, как следствие, объемы отработанных масел. Отработанные нефтепродукты токсичны, имеют невысокую степень биоразлагаемости (10–30 %) и являются опасными отходами, которые подлежат обязательному сбору и утилизации, а в отдельных случаях — уничтожению.
Установлено, что до 52 % всех отработанных масел нелегально сбрасываются на почву и в водоемы; до 48 % — собираются при этом только 14–15 % идет на очистку, а остальные 32–33 % используются как топливо или сжигаются [1].
На текущем этапе развития промышленности важным и актуальным является вопрос возвращения в производство вторичного сырья, а именно: отработанных масел, которые представляют собой сырьевую базу для получения ценных нефтепродуктов при переработке. Наиболее эффективным способом обращения с данным видом отхода является регенерация отработанных масел, с целью полного восстановления до базовых масел или при добавке комплекса присадок до товарного продукта [2].
Проведенный анализ существующих методов регенерации отработанных масел показал, что наиболее приемлемым методом является комбинированный, поскольку он обладает высокой эффективностью восстановления первоначальных свойств масел. Данный комбинированный метод лежит в основе нашей технологии переработки отработанных масел [3].
Цель иметодика исследований. Задача разработки технологии по восстановлению отработанных минеральных масел направлена, во-первых на решение экологической проблемы, во-вторых на решение проблем ресурсосбережения и рационального использования ограниченных ресурсов, а в-третьих на экономию финансовых затрат при эксплуатации техники и производственного оборудования. Данные проблемы характерны для большинства современных крупных предприятий [4].
Результаты исследований. Разработанная технология предусматривает применение целого комплекса технологического оборудования, который представляет собой установку для регенерации отработанных масел, позволяющую восстанавливать свойства моторных, трансмиссионных и индустриальных минеральных масел. Сущность ее заключается в регенерации отработанных масел путем предварительной очистки от механических примесей и дополнительной кавитационной обработки в механическом вихревом генераторе в условиях диспергирования асфальто-смолистых соединений с последующей фильтрацией для очистки от механических примесей и воды и нейтрализации кислотного масла [5].
Установка (рис. 1) включает связанные системой трубопроводов: приемную емкость на три сорта минеральных масел 1, фильтр грубой очистки от механических примесей 2, насосную установку с регулятором давления 3, механический вихревой генератор кавитации 4, емкость нейтрализатор кислотности масла 5, дополнительный фильтр для тонкой очистки и отделения воды 6, емкость очищенного масла 7, емкость дозирования присадок 8.
Рис. 1. Установка переработки отработанного минерального масла
Принцип работы установки позволяет выбирать режимы регенерации, исходя из сорта исходного отработанного масла и степени его загрязнения. Для этого данная установка предусматривает три замкнутых контура очистки.
Первый контур: приемная емкость на три сорта минеральных масел 1 связана трубопроводом с фильтром грубой очистки от механических примесей 2, с насосной установкой с регулятором давления 3, с механическим вихревым генератором кавитации 4 и замыкается контур в приемной емкости 1. Здесь происходит механическое удаление не только взвешенных загрязнений, но и при воздействии на масло ультразвуком происходит диспергирование асфальто-смолистых соединений, коллоидных кокса и сажи. В зависимости от степени загрязнения очищаемое масло прогоняют по контуру необходимое количество раз.
Второй контур: приемная емкость на три сорта минеральных масел 1 связана трубопроводом с фильтром грубой очистки от механических примесей 2, с насосной установкой 3, с механическим вихревым генератором кавитации 4, дополнительным фильтром для тонкой очистки и отделения воды 6 и емкостью очищенного масла 7. Благодаря фильтру тонкой очистки происходит отделение воды, механическое удаление диспергированных асфальто-смолистых соединений, коллоидных кокса и сажи. После чего минеральное масло готово для подачи на третий контур.
Третий контур: емкость очищенного масла 7 связана трубопроводом с насосной установкой с регулятором давления 3, с емкостью нейтрализатором кислотности масла 5 и замыкается емкостью очищенного масла 7, если технологическим процессом предусмотрено восстановление до базовых масел.
Если предусмотрено восстановление всех свойств масел до товарного вида, то очищаемое масло из емкости нейтрализатора кислотности масла 5 подается в емкость дозирования присадок 8, где смешивается с пакетом присадок в заданной пропорции.
За счет протекания процесса кавитации в вихревом генераторе при схлопывании пузырьков достигается температура 450–550°С и давление 0,1–0,3 Мпа. Благодаря использованию трехходовых кранов с электроприводом в гидравлической схеме появляется возможность изменять контур очистки с пульта управления установки регенерации.
Вывод. Использование данной технологической схемы с тремя замкнутыми контурами очистки и применение вышеуказанного оборудования позволит добиться повышения эффективности очистки и регенерации масел по экологически чистой технологии и универсальности при восстановлении различных сортов минеральных масел.
Литература:
- Габитов И. И., Неговора А. В. Передовые технологии технического обслуживания и ремонта топливной аппаратуры дизелей / Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2015. № 3(35). С. 40–44.
- Неговора А. В., Махиянов У. А., Ахметов А. Ф. Совершенствование способов диагностирования топливоподающих систем дизелей с электронным управлением / Известия Международной академии аграрного образования. 2012. Т. 1. «14. С. 260–265.
- Рылякин, Е. Г. Очистка и восстановление отработанных масел / Е. Г. Рылякин, А. И. Волошин.- М.: Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 92–94.
- Хавкин, В. А. Восстановление нефтепродуктов/ В. А. Хавкин [и д. р.] // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2007. — № 6. — С. 14–17.
- Шашкин, П. И. Регенерация отработанных нефтяных масел 2-е издание, перер. и доп./ П. И. Шашкин, И. В. Брай.- М.: Химия, 1970. — 303 с.
Основные термины (генерируются автоматически): масло, механический вихревой генератор, насосная установка, приемная емкость, очищенное масло, грубая очистка, тонкая очистка, отделение воды, регулятор давления, дополнительный фильтр.
moluch.ru