Индексы моторных масел расшифровка – как расшифровать обозначение API, SAE, ACEA и другую маркировку на этикетке с маслом

Содержание

Индекс вязкости моторного масла: что это, расшифровка

Автомобилистов всего мира волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Поскольку у всех имеется строгий определенный результат вязкости. Чем руководствоваться в данном случае. Ответ на столь серьезный вопрос будет дан в тексте ниже.

В статье есть подробная расшифровка значений и разбор — на что влияет индекс показателя густоты масла. По своей профессии я автомеханик и отлично разбираюсь в вопросах касательно ремонта машин. Также я могу посоветовать вам качественную смазку с лучшими параметрами.

Что такое густота моторной смеси?

Связываемость моторной смеси автомобиля – это возможность маслянистой пленки оставаться на стенках основных элементов двигателя, при этом гарантируя тем самым последующее качественную обработку цилиндров и поршней. Этим становится возможно недопущение контактирования элементов движка и его рабочих поверхностей, при этом создавая фактически минимальный показатель трения деталей. Отсюда следует, что маслянистая пленка гарантирует внутренним элементам долгий срок работы и позволяет им не изнашиваться.

Однако при этом, значение густоты моторной смеси не является стабильным постоянным параметром. Другими словами показатель моторной жидкости меняется строго пропорционально уровню температуры мотора.

Стоит учитывать такие требования

  • Слишком слабый параметр дает движку больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость многих двс, по причине трения с цилиндрами.
  • При очень высокой вязкости внутренним элементам двс будет затруднительно работать друг относительно друга. При этом густую смазку будет намного труднее перекачать внутри систем машины, что может приводить к слабой обработке маслом, а также к росту расходуемости горючего.
  • Узнать наиболее подходящую для своего авто вязкость вы можете в имеющимся на руках техническом описании двс и в его руководстве.

На что оказывает влияние показатель вязкости двигательной смеси

  • Индекс густоты смеси двс — это сам по себе слабо заменимый параметр, он гарантирует лучшую работу двигателя при любых условиях.
  • Кстати многие владельцы машин почти этим не интересуются, вот почему появляются сложности и разные поломки, по причине залива неподходящей смеси.
  • Индекс густоты (вязкости) смазки сильно зависит от производителя и сам по себе оказывает воздействие на возможность смеси быть на стенках двс.
  • Стоит учитывать при заливе, что чем ниже индекс густоты, тем более жидким со временем будет сама смазка, и отсюда можно сделать вывод, что при этом создается тончайшая пленка на деталях.
  • Также огромный шанс того, что по причине минимальной толщины данной пленки на поршнях и цилиндрах, возрастет скорость износа всех внутренних узлов.
  • В реальной жизни, слабый показатель густоты смазки может спровоцировать сложный запуск при самых слабых температурах, или может привести к быстрому износу.

Расшифровываем значение.

Опасности для мотора

  • Что произойдет, если после чрезмерного нагрева, в холодном климате, вязкость поменяет свои свойства и окажется слишком высокой — знает любой. Увеличение трения спровоцирует сильный рост уровня температуры мотора и так будет до тех пор, пока показатель густоты не сойдется на оптимальной для автомобиля ноте.
  • Намного хуже, если вы начнете использовать в машине низкопробную смесь, в таком случае мотору потребуется куда больше усилий для работы и машину вполне может заклинить на максимальных оборотах.

На основе материала в этой статье, вы можете быстро определить, что самым лучшим двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50.

Вязкость смазки и ее определение

Число после индекса SAE обозначает показатель густоты смеси и ее значение должны быть в границах нормы, при этом чем данное число больше, тем больше показатель вязкости самой смеси.

В обозначениях зимних смазок должна стоять литера W – она обозначает зимние масла.

Слишком слабая вязкость масла дает мотору больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость работы моторов в целом, по причине трения с цилиндрами.

Стандарт SAE.

Масла по этому стандарту принято квалифицировать на зимние, а также на летние и универсальные продукты. Данная квалификация обычно устанавливается в соответствующей литературе, в том числе в инструкции по использованию и идет в описании компании-производителя. В реальности, на прилавках магазинов, в большей части случаев, вы можете найти универсальные продукты.

  • Летние серии масел обычно имеют строгое обозначение типа SAE 20.
  • Зимние серии классифицируют как SAE 20W.
  • Показатель вязкости всесезонный смеси обычно идет таким типом *w-**, где * — это литеры (10W40).

Рассмотрим подробнее

Обозначение типа w — по сути это самая полезная буква на канистре. В данном случае обозначает собой зиму. При этом внутренние цифры на этикетке имеются не только по привычке слева, но и справа.

Цифры на канистре справа от значения «w» — границы различий в изменениях параметра вязкости смазки. Таким способом обычно указывается кинематическая вязкость в максимум разогретом двигателе. При этом значение имеет измерение в сантистоксах.

Стандарт API

Здесь кстати говоря квалификация слегка другая и обозначение имеет в себе две буквы алфавита:

Первая буква идет обычно S или более редко C. Чем ближе литера к концу списка, тем лучше качество.

Бензиновые двигатели

  • SC – выпуск до 1964 г.
  • SD – выпуск 1964 г.
  • SE – выпуск до 1972 г.
  • SF – выпуск до 1988 г.
  • SG – выпуск до 1994 г.
  • SH – выпуск до 1996 г.
  • SJ – выпуск до 2000 г.
  • SL – выпуск до 2003 г.
  • SM – выпуск после 2004 г.
  • CB – выпуск до 1961 г.
  • CC – выпуск до 1983 г.

И другие.

Если вы решили провести замену автомобильной моторной смеси на новую, тогда вам стоит идти по растущим значениям, при этом только пару пунктов.

Что выбрать: высокую либо низкую вязкость?

Что случится с вашим мотором, если после прогрева, в холодную погоду вязкость смазки окажется слишком высокой, понимает каждый. Увеличение показателя трения спровоцирует сильный рост температуры мотора до того момента, пока его показатель вязкости не будет оптимальным для работы.

Намного хуже будет в том случае, если вы зальете жидкость вязкостью куда ниже, чем мотору требуется для работы. То, что автомобиль может заклинить на максимальных оборотах.

Руководствуясь этим текстом, вы можете с легкостью определить, что самым лучшим индексом вязкости двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50, а для зимней стужи 0w либо 5w.

Вязкость смазки и ее определение

Число стоящее после индекса SAE обозначает уровень вязкости масла, при этом чем данное число будет больше, тем выше показатель вязкости конкретной смазки.

В обозначениях зимних смазок должна стоять литера W – она обозначает зимние масла.

Слишком слабая вязкость масла дает мотору больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость работы моторов в целом, по причине трения с цилиндрами.

За уровень и глубину помывки в моторе отвечают определенные добавки и химические реагенты, при этом способность автомобильной смазки не загрязнять мотор может определяться стабильностью и уровнем изготовления основной смазки.

Масла по существующему стандарту обычно делятся на зимние/летние смазки и универсальные. Данная квалификация устанавливается в регламенте промышленников, которые занимаются производством масла и найти ее можно в соответствующей литературе.

Летние серии масел обычно имеют строгое обозначение типа SAE 20, а зимние серии классифицируют как SAE 20W. Показатель вязкости всесезонный смеси идет таким типом *w-**, где * — это литеры (10W40).

Итоги

  • Слишком слабая вязкость масла дает мотору больше стабильности в работе и влияет на его скорость, а также влияет на скорость работы многих моторов, по причине трения с цилиндрами.
  • При очень высокой вязкости внутренним элементам двигателя хватит затруднительно работать друг относительно друга. При этом густую смазку будет намного труднее перекачать внутри систем автомобиля, что может приводить к слабой обработке маслом, а также к росту расходуемости горючего.
  • Узнать наиболее подходящую для своего автомобиля вязкость вы можете в имеющимся на руках техническом описании мотора и в его руководстве.
  • Индекс густоты моторной смеси — это слабо заменимый параметр, он гарантирует лучшую работу двигателя при любых условиях.
  • Индекс густоты (вязкости) моторной смазки сильно зависит от производителя и сам по себе оказывает воздействие на возможность смеси быть на стенках двигателя. Также есть огромный шанс того, что по причине минимальной толщины данной пленки на поршнях и цилиндрах, возрастет скорость износа всех внутренних узлов.
  • В реальной жизни, слабый показатель густоты смазки может спровоцировать сложный запуск мотора при самых слабых температурах, или может привести к быстрому износу мотора.
  • Увеличение показателя трения спровоцирует сильный рост температуры мотора до того момента, пока его показатель вязкости не будет оптимальным для работы.
  • Намного хуже в случае, если вы зальете жидкость вязкостью куда ниже, чем мотору требуется для работы. Например есть опасность того, что автомобиль может заклинить на максимальных оборотах.
  • Руководствуясь этим текстом, вы можете с легкостью определить, что самым лучшим индексом вязкости двигательной смазки, будет для летнего сезона 15w-50, а для зимней стужи 0w либо 5w.
  • Летние серии масел обычно имеют обозначение типа SAE 20.

maslo.biz

Индексация масла. Индекс вязкости моторного масла | SUPROTEC

Зависимость вязкости масла от температуры называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла.

Мы живем в России, в которой раз от раза бывает зима. В течение года температура за бортом может меняться от плюс сорока летом до минус сорока зимой, а ездить все равно надо. Здесь нужно вспомнить, что моторное масло имеет одну неприятную особенность — его вязкость сильно зависит от температуры, причем очень сильно (читать подробнее о моторных маслах «Супротек»…). При отрицательных температурах кинематическая вязкость моторного масла может составлять тысячи сантистоксов (единица измерения вязкости, мм2/с), а в зоне рабочих температур она снижается до единиц этих же сантистоксов. Это огромный разброс. Для одного и того же моторного масла вязкость может отличаться в тысячу раз!

Вязкость моторного масла

Вязкость моторного масла зависит от температуры и называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла. Это его важнейший параметр. Для того, чтобы описать вязкостно-температурную характеристику масла, его производители в техническом описании продукта дают две вязкости: при 40 С и при 100 С, а также указывают еще один параметр, смысл которого понимают не все – индекс вязкости. Что же это такое?

Что такое индекс вязкости?

Индекс вязкости это расчетная величина, характеризующая вид зависимости кинематической вязкости масла от температуры. Как рассчитывают вязкость моторного масла? Берутся два эталонных масла, у которых при 100 С вязкость будет одинаковой, но одно очень сильно густеет при понижении температуры, а вязкость второго от температуры зависит слабо. Индекс вязкости первого эталона принимается равным нулю, второго – ста. Вязкостно-температурная характеристика испытуемого масла сравнивается с эталонными и по специальной формуле определяется его индекс вязкости. Чем он выше, тем лучше.

Вязкостно-температурная характеристика зависит от углеводородного состава базового масла, состава и процента добавки загущающих полимерных присадок. У базовых масел на основе парафиновых углеводородов индекс вязкости достаточно высокий, около 100. У масел на основе ароматических углеводородов существенно более низкий, около 30-40. У синтетических компонентов, например, полиальфаолефинов (ПАО) выше 150.

Вязкостно-температурная характеристика базового масла определяет индекс вязкости и конечного продукта. У сезонных «минералок» индекс вязкости самый низкий: 80-90. У всесезонных загущенных «минералок» он повышается до 90-110. Улучшенные «минералки» с частичным содержанием синтетических компонентов, в том числе гидрокрекингового происхождения, имеют вязкостно-температурную характеристику с индексом порядка 120-140.

А так называемые «полные синтетики» могут похвастаться индексом вязкости, доходящим до 170-180.

Величина этого параметра связана с первой цифрой спецификации масел по SAE (которая указывается перед W: 0W, 5W и т.д.). Чем она ниже, тем в соответствующем классе масел должен быть выше индекс вязкости.

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-30. Покупайте масло с гарантией производителя.

Значение индекса вязкости в летний и зимний сезон

Понятно, что чем выше индекс вязкости масла, тем проще запустить двигатель холодной зимней ночью. Именно поэтому для зимней эксплуатации «синтетика» подходит лучше. Есть и определенная связь между износом пар трения двигателя и индексом вязкости. Это, в первую очередь, связано с пусковым износом. Известно, что значительная доля изнашивания пар трения двигателя «сидит» в зоне холодного пуска двигателя.

Пока загустевшее на морозе масло не начнет активно прокачиваться через каналы системы смазывания, подшипники и поршневые кольца работают без смазки.

Скорость изнашивания при этом на порядок выше. И только после повышения температуры масла до такого уровня, когда оно становится текучим, пары трения перейдут в нормальный режим работы. У масел с высоким индексом вязкости такой момент настанет значительно быстрее, потому пусковая пытка пар трения будет короче и мягче.

Так выглядят вязкостно-температурные характеристики моторных масел разных видов. Черная линия – реальная «полная синтетика» с высоким содержанием ПАО, красная – типичная НС-синтетика, «гидрокрекинг» с 10% ПАО, зеленая – «полусинтетика». И все они – «сороковки» по SAE. Разница – только при пуске-прогреве, но это – важно!

Определяем качество масла по индексу

Индекс вязкости очень важный параметр, по которому предварительно можно оценить качество приобретаемого моторного масла. Не ленитесь обращать на него внимание! Если увидели в описании якобы «полной синтетики» величину индекса вязкости порядка 140, знайте, в нем процентов 70-80 обычного гидрокрекингового базового масла. В этом случае применимость термина «синтетика» для этой банки остается полностью на совести его производителя.

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-40. Покупайте масло с гарантией производителя.

Кстати, высокий индекс вязкости для «минералки», например, выше 115, тоже подозрителен! Это означает, что в нем очень большой процент содержания полимерных загустителей. Полимеры в масле под действием температур и давлений со временем меняют свою структуру, активно окисляются и разрушаются. Масла с их высоким содержанием будут быстро ухудшать свои смазывающие свойства в процессе работы, то есть иметь малый срок службы. Менять их придется чаще. Чаще чем вы планировали, и чаще, чем обещал вам продавец или мастер СТО.

suprotec.ru

Вязкость моторного масла – расшифровка индексов по таблице, классификация + Видео

При выборе моторного масла многие автомобилисты обращают внимание на компанию-изготовителя, сезон использования смазки, синтетическое оно или минеральное. А ведь одним из важнейших показателей качества данного продукта является его индекс вязкости.

1 Вязкость моторного масла – что это такое?

Основное предназначение моторной смазки – это максимальное уменьшение трения движущихся частей мотора и обеспечение полной герметичности его цилиндров. При создании оптимального смазочного материала возникает серьёзная сложность – как сохранить его эксплуатационные свойства при различных температурных диапазонах работающего двигателя и температуры окружающего воздуха. По приборной доске автомобиля можно отслеживать температуры охлаждающей жидкости, но она не отражает реальную температуру работающего двигателя, которая может достигать +150 градусов и колебаться в широких пределах.

Создание оптимального смазочного материала для авто

Итак, вязкость моторной смазки – это индекс, характеризующий способность продукта, попавшего на деталь, как можно дольше оставаться на его поверхности, сохраняя свою текучесть. Малая вязкость помогает мотору быстрее завестись при низких температурах, но способствует быстрому износу его деталей. Большая вязкость оберегает агрегат от действия сил трения, но уменьшает мощность мотора и увеличивает расход топлива. Производители моторных масел стремятся найти компромисс, определяющий вязкость смазки, поэтому у разных групп и типов этого продукта индекс вязкости различается в зависимости от условий эксплуатации двигателя.

Вязкость моторной смазки

Классификация моторных смазок, разработанная Американской ассоциацией SAE, наиболее полно отражает вязкость масла в широком температурном диапазоне, который является безопасным для двигателя. Безусловно, при выборе смазки для мотора своего автомобиля необходимо не только правильно выбрать для него нефтепродукт, но и обязательно руководствоваться рекомендациями компании-изготовителя машины.

2 Что такое кинематическая и динамическая вязкость моторного масла

Вязкость масла – единица, характеризующаяся двумя состояниями: кинематическим и синтетическим. Текучесть моторной смазки, согласно стандарту, измеряется при температурах от 40 до 100 °С. Именно текучесть определяет величину кинематической вязкости масла. Измеряют этот показатель в сантистоксах (cST) или капилляр-визкозиметрах (cCT). Последний индекс показывает, за какое время масло вытечет из сосуда под воздействием силы тяжести.

Текучесть автомобильного масла

Динамическая вязкость – несколько иной показатель. Он отражает силу сопротивления, которая возникает, если перемещать 2 слоя масла, расположенных на расстоянии 10 мм друг от друга. Площадь слоёв должна быть ровно 1 кв. см, а скорость перемещения 10 мм/сек. Динамическая вязкость не зависит от величины плотности моторного масла.

Плотность жидкости для смазывания двигателя

Кинематическая вязкость отличается от динамической  и зависит от плотности смазки. Если рассматривать численный показатель этой разницы, то, например, если масло парафиновое, то кинематическая составляющая будет на 16-22% больше, чем динамическая. А вот меньшая разница индекса (9-15%) говорит, то масло нафтеновое.

3 Как расшифровать маркировку моторного масла на этикетке?

Покупая новую смазку для двигателя, часто задаются вопросом: а можно ли лить её в агрегат, и что обозначают цифры и литеры кода вязкости? Расшифровка закодированного значения не займёт много времени, если вы будете знать её основные правила. Индекс вязкости по классификации SAE укажет, к какому типу масел относится ваш продукт. Если он содержит цифру и литеру W, то масло зимнее. Если только цифру, то летнее, а при наличии циферно-буквенного обозначения, разделённого дефисом – эта смазка всесезонная.

Всесезонная смазка для мотора

Например, какую информацию нам даст расшифровка аббревиатуры 5W30? Сразу видим, что масло моторное всесезонное. Холодный запуск движка при использования смазки с такой вязкостью может произойти при минимальной температуре – 35 °С. (Во всех случаях от первой цифры, стоящей перед литерой W, необходимо отнимать число 40). При более низкой температуре масло загустеет и не даст двигателю нормально работать. Если вы проживаете в климатическом районе, где не бывает таких экстремальных температур, то покупать смазку 5W30 незачем.

Холодный запуск движка

Число после дефиса обозначает высокотемпературную вязкость. Перевести на понятный простому обывателю язык этот показатель довольно трудно. Скажем только, что она определяется диапазоном вязкости смазки при температуре от 100 до 150 °С. Величина этого значения говорит о вязкости масла во время работы двигателя. На высокую вязкость укажет большее число, на низкую – меньшее. Автолюбитель должен знать, какая вязкость рекомендована его автомобилю заводом-изготовителем и руководствоваться при выборе масла этим параметром.

4 Какое масло лучше для двигателя?

При выборе моторного масла для своего авто необходимо руководствоваться несколькими критериями. Самое главное, не забывайте рекомендации, указанные в сервисной книге машины. Кроме этого, обратите внимание, какой тип двигателя имеет автомобиль, на каком топливе он работает, грузоподъёмность машины и прочие тонкости. Лить масло без учёта таких характеристик рискованное дело.

В климатических зонах, где в течение одного сезона температурный диапазон может существенно изменяться, необходимо выбирать моторную смазку очень осторожно. Чем больше индекс вязкости, тем масло плотнее. Кинематическая вязкость смазки значительно изменяется при повышении температуры, а, следовательно, изменяются и эксплуатационные характеристики масла. Масло 5W30 идеально подойдёт для холодного пуска двигателя при температуре воздуха окружающей среды до – 35 °С, а вот масло с повышенной плотностью 20W можно использовать при аналогичном показателе до – 15 °С.

Масло с повышенной плотностью 20W

Ниже приведённая таблица показывает, какой индекс вязкости соответствует заданной температуре окружающей среды.

Нулевой показатель зимнего масла рекомендован для самых низких температур, а самый большой индекс вязкости характерен для смазки, используемой в мягких климатических зонах.

Для удобства таблица разделена на два подраздела, для зимнего масла и летнего. Расшифровка первых цифр кода вязкости моторной смазки окажется проще, если эта таблица будет у вас всегда под рукой.

Индекс вязкости Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (низкотемпературные масла), °С
0W от – 35 до – 30
5W от – 30 до – 25
10W от – 25 до – 20
15W от – 20 до – 15
20W от – 15 до – 10
Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (высокотемпературные масла), °С
30 от + 20 до + 25
40 от + 35 до + 40
50 от + 45 до + 50
60 от + 50 и выше

Вязкость масла для двигателей – главный показатель, которым нужно руководствоваться при выборе смазки. Индекс этого показателя укажет, для каких моторов подойдёт масло и в каких температурных условиях они могут применяться. Расшифровка кода, указанного на упаковке продукта, с нашей таблицей не составит труда.

tuningkod.ru

Характеристики масел

Классификация моторных масел по API.

Система классификации моторных масел API (American Petroleum Institute — Американский Институт Нефти) была создана в 1969 году и была призвана классифицировать масла по уровню чистоты и качества, а также по возможности применения в двигателях внутреннего сгорания.

Помимо всего прочего, система классификации API четко разделяет масла по применяемости на масла для бензиновых и для дизельных двигателей. Для разных типов двигателей система API предусматривает свои классы качества, которые описывают необходимый набор качеств и эксплуатационных свойств смазочного материала.

Маркировка API на этикетке канистры выглядит следующим образом:

API SL/CF или API SL, API CF Если на упаковке нет информации о классе по API, это говорит о том, что масло вообще не проходило сертификацию API.

Как расшифровать маркировку API.

Итак, что же обозначают буквы и цифры в системе классификации масел по API? Первая буква маркировки обозначает принадлежность моторного масла к типу двигателя:
«S» — Масла для бензиновых двигателей.
«C» — Масла для дизельных двигателей.
Например, маркировка API SL — обозначает, что масло применимо в бензиновых двигателях, а API CF — масло применимо в дизельных двигателях.
Большинство современных масел универсальны и могут применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. В таком случае маркировка API , будет двойной. На этикетке она выглядит следующим образом:

API SL/CF или API SL, API CF

С применимостью масел по типу двигателя все понятно, далее разберемся, что обозначает вторая буква в системе классификации API.

Ниже приведены таблицы с допусками по системе классификации API для бензиновых и дизельных двигателей.















Бензиновые двигатели

Индекс API

Применяемость

SA

Устаревший класс. Масла без присадок

SB

Устаревший класс. Автомобили 1930-х годов.

SC

Устаревший класс. Автомобили 1964-1967 годов.

SD

Устаревший класс. Автомобили 1968-1971 годов.

SE

Устаревший класс. Автомобили 1972-1979 годов.

SF

Устаревший класс. Автомобили 1980-1988 годов.

SG

Автомобили 1989-1991 годов.

SH

Автомобили 1992-1995 годов.

SJ

Автомобили 1996-1999 годов.

SL

Автомобили 2000-2003 годов.

SM

Автомобили с 2004 г. и по настоящее время.


 
















Дизельные двигатели

Индекс API

Применяемость

СA

Устаревший класс. Автомобили с 1940 года.

СB

Устаревший класс. Автомобили с 1949 года.

СC

Устаревший класс. Автомобили с 1961 года.

СD

Устаревший класс. Автомобили с 1955 года.

CD-II

Устаревший класс. Автомобили с 1985 года.

CE

Устаревший класс. Автомобили с 1983 года.

CF

Автомобили 1990 года.

CF-II

Автомобили 1994 года. Двухтактные.

CF-IV

Автомобили 1990 года. Четырехтактные.

CG-IV

Автомобили 1995 года. Четырехтактные.

CH-IV

Автомобили 1998 года. Четырехтактные.

CI-IV

Автомобили 2002 года. Четырехтактные.

Более новые допуски API заменяют ранее принятые. То есть допуск API CF заменяет более старый API CC, равно как и API SM заменяет API SL.

ВАЖНО! При выборе моторного масла необходимо в первую очередь руководствоваться рекомендациями производителя техники!

Классификация моторных масел по SAE.

Наиболее важным показателем, который характеризует автомобильное масло, является его вязкость. На упаковке абсолютно любого моторного масла мы видим маркировку SAE 5w-40, 10w-40 и так далее… Что же она обозначает? Сейчас мы в этом разберемся.

Вязкость масла — это его способность оставаться на внутренних деталях двигателя, при этом сохраняя текучесть и способность выполнять свои основные функции (смазка, защита, очистка).

Обозначение индекса вязкости на упаковке.

Маркировка, которую мы видим на упаковке, как раз и отражает способность смазочного материала выполнять свои функции при разных температурных режимах. Вот тут то как правило и рождается масса мифов и заблуждений, которые мы постараемся развеять.

Ниже представлена таблица, в которой индексы SAE приведены в соответствие с температурой окружающей среды.

Дело в том, что индекс вязкости не отражает температуру, при которой каждое конкретное автомобильное масло может эксплуатироваться. Температурный режим, обозначенный маркировкой важен только в момент пуска двигателя.

Иными словами — Индекс SAE отражает способность масла сохранять необходимую вязкость при определенных температурах, для того, чтобы масляный насос Вашего двигателя, в момент запуска, смог это самое масло прокачать ко всем точкам смазки силового агрегата.

Рассмотрим простой пример.

Моторное масло с индексом SAE 5w-40. Маркировка нам говорит о том, что запуск двигателя в диапазоне температур от -30 до +35 градусов по Цельсию возможен, и моторное масло поступит к точкам смазки, тем самым не допустив сухого трения внутренних деталей.

Возникает закономерный вопрос — почему спортивные масла имеют маркировку с высоким летним индексом, например SAE 5w-50 или SAE 10w-60?

Масла с такими индексами вязкости появились относительно недавно, и связано это в первую очередь с развитием и техническим совершенствованием двигателей автомобилей. Как можно охарактеризовать условия эксплуатации современного двигателя в спортивном автомобиле:

  • Высокие нагрузки 
  • Высокие обороты 
  • Высокие температуры 

Повышение «горячего» индекса до 50 или 60 как раз обусловлено тем, что при работе в вышеуказанных условиях существует вероятность уменьшения вязкости моторного масла и частичного разрушения масляной пленки на внутренних деталях двигателя, что безусловно приведет к поломке.

Никакой дополнительной мощности спортивное масло дать не способно, оно разработано для того, чтобы эффективно работать в высокофорсированном спортивном двигателе не допуская чрезмерного износа.

ВАЖНО! При выборе моторного масла необходимо в первую очередь руководствоваться рекомендациями производителя техники!

Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости

Международная классификация по вязкости SAE делит масла на 7 классов: 4 — с индексом W (Winter) — зимних и 3-летних. Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т.д.













Класс вязкости

Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 мПа • с, °С

Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с

не менее

не более

Зимние

70W

-55

4,1

-

75W

-40

4,1

-

80W

-26

7

-

85W

-12

11

-

Летние 

90

-

13,5

24

140

-

24

41

250

-

41

-

Для легковых автомобилей используются масла только групп GL-4 и GL-5. Масла группы GL-4 предназначены для обычных «ручных» коробок передач и редукторов со спирально-коническими или гипоидными главными парами при умеренных условиях эксплуатации. Масла группы GL-5 пригодны как для умеренных, так и для жестких условий эксплуатации в редукторах с гипоидными и другими видами передач.

Их также можно применять в обычных коробках передач.

Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных

Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.









Группа по API

Группа по ГОСТ

Свойства и область применения

GL-1

TM-1

Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.

GL-2

TM-2

Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.

Gl-3

TM-3

Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.

GL-4

TM-4

Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок

GL-5

TM-5

Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки

GL-6

TM-6

Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

 

Группа GL-6 в настоящее время практически не используется. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.

Масла для автоматических коробок передач не подчиняются требованиям API. В связи с те

www.sklad.ru

Индекс вязкости масел — типы и характеристики трансмиссионных масел

Индекс вязкости масла – это составная величина, иллюстрирующая изменение с учетом изменения окружающей температуры. Мы поможем разобраться, зачем это нужно знать обычному автовладельцу, отчего и зачем меняются показатели.

Вязкость моторного масла

Во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от нее зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя.

Во-вторых, от нее зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость трансмиссионного масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Не сложно? Но ведь именно этот показатель больше всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?

Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает показатель того или иного автомобильного масла при разных рабочих температурах. По существу, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Сам индекс вязкости – это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах, это просто условное число. Чем выше индекс, тем в более широком температурном диапазоне нефтепродукт обеспечивает работоспособность двигателя.

Другими словами, чем выше индекс вязкости – тем жиже нефтепродукт при низкой температуре, и тем меньше изменяются вязкостные характеристики трансмиссионного масла при высокой температуре. Чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание коленвала стартером и прокачивание масла по системе смазки) при низких температурах, вязкость трансмиссионной смазки не должна быть очень большой. При высоких температурах, наоборот, масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.

Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного масла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Увидеть показатель индекса можно в характеристиках трансмиссионного масла, который указывается самим производителем.

Типы трансмиссионных масел

На этикетке после аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного нефтепродукта, которое, как правило, и используют все автолюбители). Не вдаваясь в сложную терминологию, расшифровать эти надписи по типам можно так:

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35° С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого нефтепродукта, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать автомобильное масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя никак не влияет. Поэтому если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по данному параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.

Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, так как это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость нефтепродукта при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного нефтепродукта при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Дополнительно заметим, масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом – к повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.

От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

Качественными маслами являются те, которые имеют небольшую вязкость при отрицательных температурах и обеспечивают хорошую текучесть, минимальные пусковые износы, а при рабочих температурах имеют высокую вязкость (то есть вязкость остается стабильной независимо от температуры) и хорошие смазочные свойства.

1ak.by

показатель, типы, параметры и классификация

2087 Просмотров

Двигатель автомобиля — это самая важная и дорогая из его составляющих. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта или вовсе замены двигателя на новый, стоит производить своевременную его диагностику и осуществлять регулярное обслуживание, которое будет способствовать более высокому ресурсу. Моторное масло —  одна из важнейших составляющих мотора, без которой невозможно его нормальное функционирование. Сегодня мы выясним, зачем нужно автомасло, что такое индекс его вязкости и какова классификация данной технической жидкости.

Назначение

Если вы регулярно заменяете масло в своем автомобиле, это значит, что в очередной раз вы продлеваете ему жизнь и обеспечиваете еще 15000 километров его бесперебойной работы. Однако сама замена — это еще далеко не все, что необходимо сделать для нормальной работы мотора.

Самое главное — это выбор качественного типа моторного масла и подбор такого индекса вязкости, который будет соответствовать классификации для конкретной модели авто и рекомендован официальной документацией по обслуживанию и ремонту.

Какие же функции выполняют различные классы этой технической жидкости? Зачем нужно моторное масло и почему так важно заменять его регулярно?

Дело в том, что такая смазка выполняет сразу несколько ключевых функций. Первая из них — это осуществление смазывания подвижных элементов с той интенсивностью, которая предписана тем или иным индексом вязкости и классом технической жидкости. Таким образом, будет предотвращаться скоропостижный износ распределительного и коленчатого вала, поршней и шестерен.

Вторая функция — это обеспечение своевременного охлаждения. Несмотря на наличие радиатора и постоянно циркулирующего по каналам мотора антифриза, без обильной смазки подвижных элементов будет возникать их усиленное трение. В конечном счете это приведет не только к критическому расширению металла, но и его перегреву. В конечном счете поршень может банально заклинить в цилиндре, и мотор мгновенно выйдет из строя.

Кроме того, в процессе работы автомобильного двигателя происходит постепенное истирание подвижных металлических деталей. Это неизбежно приводит к тому, что в картере оседает металлическая стружка, которая с ростом пробега увеличивается в объеме. Чтобы предотвратить засорение мотора как такового, и прибегают к применению моторного масла. Это означает, что жидкость, циркулирующая по каналам, будет постепенно вымывать металлическую стружку из картера и при очередной замене свободно выйдет из сливного отверстия наружу.

Характеристики

Очевидно, что автомобильная смазка бывает разной. В первую очередь, она различается по своему назначению, в связи с чем может иметь различный индекс вязкости, классификацию и тому подобные показатели.

К примеру, класс трансмиссионных смазок имеет, как правило, невысокий индекс вязкости. Более низкий показатель в сравнении с моторными смазывающими жидкостями обусловлен тем, что здесь детали не подвергаются чрезмерному нагреву и изнашиваются с меньшей интенсивностью. Отсюда следует и более редкий интервал замены — в среднем, он ниже в три-четыре раза, чем в случае с двигателем автомобиля.

Помимо трансмиссионной смазки, в легковую машину заливается класс редукторных смазывающих веществ. Наравне с «трансмиссионкой», они имеют достаточно невысокий индекс вязкости и классифицируется как смазка с низким температурным порогом.

Однако самым важным и часто заменяемым является именно моторное масло, заливаемое в картер двигателя через специальную горловину. В среднем, интервал замены составляет порядка одного года или 15000 километров пробега, вне зависимости от класса легкового автомобиля и его состояния.

Для данного вида смазки также большое значение имеет индекс вязкости, который определяет большинство характеристик смазки и ее устойчивость при перепадах температур в рамках определенных значений. Что это значит?

Очевидно, легковой и грузовой автомобиль может эксплуатироваться в различных климатических условиях. К примеру, одна легковая машина может использоваться исключительно в теплое время года, а другая эксплуатироваться в регионах с холодным климатом. Есть также и машины, которые ездят круглый год, то есть эксплуатируются как при экстремально высоких, так и низких температурах.

При таком положении дел масло постоянно будет изменять свои свойства, становясь в холод более густым и более жидким при значительном повышении температуры. При этом крайне важно, чтобы смазка не теряла своих свойств и обеспечивала нормальное функционирование всех подвижных деталей двигателя.

Именно свойство определенным образом изменять свои характеристики при смене температурных режимов и определяется так называемым индексом вязкости, который был разработан американским сообществом SAE.

Благодаря этой разработке, при наличии специальной таблицы можно расшифровать, в каком интервале температур масло будет выполнять свои функции и в каком климате их применение будет наиболее эффективным.

Расшифровка

При рассмотрении вопроса подбора смазок и технических жидкостей важно хорошо понимать, по каким критериям будет вестись подбор, и на что необходимо обращать внимание в первую очередь.

К примеру, немаловажное значение имеет, на основе каких веществ была изготовлена смазка. Это может быть либо полностью минеральная основа, означающая, что продукт был получен путем перегонки и очистки чистой нефти. Синтетическая смазка получается за счет более сложных химических преобразований и добавления большого количества присадок.

Тем не менее, важнейшей характеристикой любой смазки, предназначенной для легкового автомобиля, является ее индекс вязкости, который позволяет судить о допустимом температурном пороге при эксплуатации.

Стоит отметить, что смазка подразделяется на летнюю и зимнюю. Такая смазка обладает достаточно невысоким температурным значением загустения, которое можно прочитать на упаковке и сравнить с табличными данными. Взамен этого, смазка, предназначенная для использования в холодном климате, категорически не рекомендуется для поездок в теплое время года.

Летняя смазка производит на двигатель совершенно обратный эффект. К примеру, в теплое время года такая техническая жидкость будет оставаться достаточно густой, чтобы обеспечивать нормальное функционирование подвижных частей мотора, их своевременную смазку и охлаждение.

Однако самым распространенным на сегодняшний день классом смазки является всесезонная линейка продуктов. Такие жидкости позволяют с одинаковой эффективностью ездить на своем легковом автомобиле как в жару, так и холод.

Маркировка параметров на упаковке будет выглядеть, к примеру, так: 10W40. Первая цифра означает, каков минимальный температурный порог эксплуатации. Буква W означает, что продукт может применяться на двигателе зимой. И, наконец, последнее значение определяет, при какой максимальной температуре смазка не станет слишком жидкой и не потеряет своих свойств. Все эти температурные значения находятся из таблиц, поэтому выяснить соответствия этих условных цифр реальным данным не представляет большой сложности для владельца.

Резюме

Масло имеет большое значение для двигателя легковой машины. Его функция заключается в том, чтобы обеспечивать исправное функционирование различных частей и механизмов, предотвращать их заклинивание и перегрев. Производя техническое обслуживание регулярно, владелец оградит себя от значительных затрат на ремонт мотора и преждевременный износ всех его узлов и деталей.

portalmashin.ru

Что такое индекс вязкости масла

Такой физический параметр, как вязкость масла считается самым неявным показателем. При этом владельцы авто уделяют пристальное внимание индексу вязкости масла при выборе продукта.

к содержанию ↑

Какую роль играет вязкость масла

Первое функциональное значение масляной пленки для подвижных деталей механизмов двигателя – недопущение прямого контакта рабочих поверхностей. Температурный диапазон работы силового агрегата значительно разнится. При значительной нагрузке нагрев масла достигает 140 °С. Сохранить характеристики продукта на стабильном уровне в таких условиях сложно.

Понятие индекс вязкости масла – это способность жидкости оставаться на смазываемой поверхности деталей, при сохранении текучести состава.

Для корректной работы масла с различными типами моторов производитель учитывает целый ряд факторов:

  • тип используемого моторного топлива;
  • степень форсирования мотора;
  • используемые конструкционные материалы и решения в двигателе.

Вязкость моторного масла подбирается таким образом, чтобы обеспечить максимальное полезное действие, и обеспечить минимальный износ поверхностей деталей.

к содержанию ↑

Обозначение моторного масла

Наибольшую известность в маркировки моторных масел получил американский стандарт SAE. Согласно с отмеченной классификацией индекс вязкости моторного масла представлен аббревиатурой следующего вида: 5W-40. Каждую позицию этого обозначения следует понимать следующим образом:

  1. Моторное масло Liqui Moly МoS2 Leichtlauf 15W-40

    Первая цифра определяет порог проворачиваемости двигателя стартером. При значении показателя «5» необходимо отнять значение «40». Полученная цифра «–35» выражает искомый результат в градусах.

  2. Буквенное обозначение W означает допуск к применению масел в любое время года. Именно всесезонные жидкости наиболее представлены на рынке. Летний состав такого обозначения иметь не будет.
  3. Последнее значение определяет диапазон изменения вязкости масла, выраженный в сантистоксах (сСт). Например, при указанном значении 40 этот показатель изменится с 12,5 до 16,3 сСт.

Последнее значение автомобильные эксперты называют высокотемпературной вязкостью, т.е. вязкостью масла после температуры 100 °С. Самостоятельно водитель не сможет уверенно определить, что для определенного типа двигателя подойдет состав с определенной вязкостью. Это определяется экспериментальным путем на стадии тестирования силового агрегата.

к содержанию ↑

Значение выбора масла по вязкости

При выборе продукта для двигателя автомобиля не стоит экспериментировать, подбирая индекс моторного масла, не рекомендованный производителем. Выбирать следует в пределах вилки, которую определяет разработчик.

Масло 5W-30 подойдет для моторов с небольшим пробегом автомобиля. Это связано с отсутствием значительных зазоров в подвижных парах и подшипниках. В такой ситуации масла с более низкой вязкостью будет вполне достаточно. Второй особенностью станет меньший расход топлива за счет легкой проворачиваемости мотора.

Моторное масло с показателем вязкости 5W-40 за счет увеличенного показателя вязкости при нагреве сможет компенсировать несколько увеличенный износ за счет повышения несущей способности масляной пленки.

Рекомендации по подбору масел по вязкости

Использование продукта с заведомо низкой вязкостью расценивается владельцем автомобиля как энергосберегающий подход. Однако следует учитывать, что высокая температура или работа на высоких оборотах могут привести к сжиганию масла в цилиндрах. жидкость с низкой вязкостью растекается по поверхности тонкой пленкой, что и приведет к недостаточной защите поверхности. Вероятность заклинивания двигателя существенно возрастает.

Вязкость моторного масла по SAE

При использовании масла с повышенной вязкостью для нормальной работы двигателя потребуется выход на более высокую рабочую температуру. Это возникнет при необходимости выведения вязкости до нормально уровня. Таким образом, для приведения одного параметра в норму, будут нарушены другие значения. Весь отлаженный механизм станет работать в более высоком температурном режиме. Не исключены негативные воздействия на отдельные материалы, повышенная нагрузка на системы и механизмы двигателя.

Работа двигателя основана на достижении определенного баланса. На начальном этапе, когда масло имеет высокую вязкость, сопротивление движению несколько большее. За счет преодоления этих сил увеличивается общая температура силового агрегата. Вязкость масла снижается, обеспечивается снижения коэффициента трения. Дальнейший температурный баланс поддерживается за счет работы системы охлаждения.

к содержанию ↑

Вязкость масла в холодном состоянии

Вязкость различных масел

Выбор моторного масла с рекомендованной вязкостью также важен и при запуске холодного мотора. Производители закладывают в алгоритм работы двигателя режим прогрева. Не случайно при запуске мотор работает с повышенной нагрузкой. Это сделано для скорого выхода на рабочие температуры, поскольку все зазоры в рабочих парах рассчитаны на работу при температурах более 100 °С.

Подбор масла с оптимальной вязкостью позволяет обеспечить выход на рабочую температуру быстрее. Скорый выход в рабочий режим сохраняет заложенный ресурс двигателя. Подсчитано, что один холодный запуск приравнен к совершению пробега в 300 км. При использовании масла не соответствующего требованиям, этот показатель существенно возрастает.

При прогреве двигателя не забывайте, что в других узлах автомобиля работают смазывающие составы. Масло в коробке передач, в гидроусилителе руля, амортизаторах и подшипниках также имеют свои показатели вязкости. Именно поэтому не стоит прогревать мотор до рабочих температур на стоящем автомобиле. После 5-минутного прогрева начинайте движение.

Главное помните, первые 2-3 километра не форсируйте работу двигателя. Не превышайте рабочий диапазон вращения коленчатого вала свыше 2 тыс. оборотов, и не делайте значительных ускорений. В таком режиме прогрев мотора пройдет быстрее, а одновременно во всех узлах и системах масло станет не таким густым.

Видео:

Видео:

Видео:

driving24.ru

Автор: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о