Тест трансмиссионных масел — Какое стоит лить в коробку
Статьи на похожую тематику
Таблица результатов теста восьми самых популярных, универсальных масел в акпп т.е. не конкретного автомобильного бренда, а таких как mobil, motul, shell, Zic и т.д.
Параметры проверки универсальной трансмиссионной жидкости для акпп
В тесте масел трансмиссионных выделим четыре основных и наиболее важных параметра, таких как:
1) коэффициент трения;
2) износ образца;
3) температура;
4) кинематическая вязкость масла.
И выделим те бренды, которые показали наилучший результат d yfib[ ntcnf[.
Различают две основные категории трансмиссионных масел:
1) ATF — Automatic Transmission Fluid, масла которые подходят к конкретной марки автомобиля.
2) ATF — Multi-Vehicle, иными словами универсальные масла т.е. подходят к любой марке автомобиля.
Универсальные трансмиссионные масла пользуются спросом по нескольким причинам:
• не в каждом магазине есть масло для акпп именно для вашей марки автомобиля;
• в автомобили с большим пробегом, в акпп которых неоднократно заливались разные масла, в основном льют универсальные;
• В подавляющем большинстве универсальные трансмиссионные жидкости немного дешевле.
У универсальных трансмиссионных жидкостей очень много допусков и требований, по сравнению с маслами выпускаемыми брендом вашего автомобиля и зачастую не всегда цена гарантирует наилучший результат.
Параметры проверки универсальных масел для акпп:
1) трение деталей в трансмиссии;
2) эффективность передачи энергии двигателя в трансмиссию;
3) холодный запуск двигателя и температуры масла;
4) как хорошо масло защищает детали трансмиссии от износа.
Обратите особое внимание на данные нагрева жидкости акпп потому что чем она выше тем сильнее падает вязкость и тем самым снижается отдача гидротрансформатора.
Индекс вязкости масла, естественно чем он выше тем жидкость лучше для акпп вашего автомобиля.
Свойства выдерживать низкие температуры и не густеть, это пожалуй один из наиболее важных критериев качества для нашего климата. Автомобилей с автоматической трансмиссией у нас больше, а педаль сцепления в них не предусмотрена и именно поэтому сильно загустевшее масло в акпп будет создавать сложности для запуска двигателя.
В конце статьи вас ждет полезное видео!
Таблица теста трансмиссионных масел
Марка жидкости | Motul Multi ATF | Mobil Multi-Vehicle ARF | Shell Multi-Vegicle ATF | NGN | Castrol | Totachi | Mitasu | Chevron |
Зубчатое зацепление акпп | ||||||||
Коэффициент трения | ||||||||
— средний — в конце испытаний | 0,089 0,090 | 0,091 0,090 | 0,093 0,091 | 0,087 0,086 | 0,090 0,088 | 0,090 0,089 | 0,091 0,090 | 0,092 0,092 |
Износ образца | ||||||||
— подвижный — закрепленный — суммарный | 0,5 0,9 1,4 | 0,1 0,9 1,0 | 1,2 0,1 1,3 | 1,7 1,6 3,3 | 1,0 0,5 1,5 | 0,5 4,4 4,9 | 0,8 3,1 3,9 | 1,6 2,0 3,6 |
Температура | ||||||||
— средняя — в конце | 39,1 38,6 | 46,8 49,0 | 45,1 47,9 | 39,6 43,5 | 47,4 50,1 | 38,6 40,8 | 40,4 39,8 | 40,3 46,0 |
Тест на подшипнике | ||||||||
Коэффициент трения масла | ||||||||
— средний — в конце испытаний | 0,0142 0,0057 | 0,0135 0,0103 | 0,0168 0,0183 | 0,0178 0,0229 | 0,0155 0,0057 | 0,0147 0,0160 | 0,0242 0,0206 | 0,0171 0,0138 |
Износ образца | ||||||||
— подвижный — закрепленный — суммарный | 0,3 0,2 0,5 | 0,9 1,0 1,9 | 2,0 0,5 2,5 | 1,1 1,4 2,5 | 0,7 0,2 0,9 | 0,4 0,2 0,6 | 3,0 7,0 10,0 | 1,3 8,9 10,2 |
Температура | ||||||||
— средняя — в конце испытаний | 30,6 31,9 | 32,2 33,6 | 34,2 35,7 | 31,7 33,1 | 32,7 34,6 | 31,3 33,2 | 32,0 33,5 | 34,0 35,3 |
Низкотемпературные свойства | ||||||||
Кинематическая вязкость масла при температуре | ||||||||
-30c -20с -10с 0 | 1808 781 380 205 | 1819 780 378 | 2004 852 410 218 | 1888 800 384 204 | 3094 1186 525 262 | 2312 929 427 220 | 2703 1061 478 242 | 2785 1091 492 248 |
Температура при которой вязкость масла достигает 5000 сСт | ||||||||
температура | -40 | -40 | -39 | -40 | -34 | -37 | -36 | -35 |
Индекс вязкости масла | ||||||||
индекс | 194 | 195 | 194 | 191 | 167 | 176 | 171 | 172 |
Температура замерзания масла | ||||||||
температура | -48 | -48 | -48 | -47 | -46 | -44 | -43 | -46 |
Кинематическая вязкость при рабочих температурах | ||||||||
Кинематическая вязкость при температуре | ||||||||
40с 100с 120с 150с | 34,46 7,59 5,40 3,55 | 33,75 7,41 5,27 3,46 | 35,64 7,70 5,49 3,57 | 33,45 7,28 5,17 3,39 | 36,64 7,25 5,07 3,27 | 33,32 6,95 4,90 3,20 | 35,16 7,13 5,01 3,24 | 36,01 7,27 5,10 3,30 |
Кинематическая вязкость в рабочей зоне с разогревом | ||||||||
значение | 5,48 | 4,92 | 5,16 | 5,09 | 4,87 | 4,33 | 4,91 | 4,90 |
Автозона54 рекомендует масло для автоматической коробки передач от производителей:
- Motul Multi ATF
- Mobil Multi-Vehicle ARF
- Shell Multi-Vegicle ATF
Информация о лучших универсальных жидкостях для акпп
Первое место и лучшие результаты во всех тестах показала универсальная жидкость для акпп Motul Multi ATF, стоит почитать статью о тесте dextron в которой мы публиковали таблицу теста именно жидкостей Dextron для акпп, в которой лучшим маслом стало Ziq и между прочем масло очень достойное и не хуже, а даже лучше Motul.
Второй в списке держится Mobil Multi-Vehicle ARF, его цена в среднем в два раза ниже чем цена на Motul, а показатели у него высокие, масло достаточно распространенное и часто продается на розлив. Подделок этого бренда, встречается гораздо больше чем остальных.
Третий в списке идет Shell Multi-Vegicle ATF, тоже очень достойный результат и цена на литр данной жидкости практически такая же как и на Mobil. В статье про тест моторных масел производитель Shell держался в лидерах тестов 5w30 и 5w40.
Четвертый в нашем списке это Нидерландский бренд NGN между прочем full synthetic с достаточно большим индексом вязкости и адекватной ценой, масло так же является достаточно распространенным но подделок гораздо меньше.
Выбор масла для автоматической коробки своего автомобиля, всегда остается за конечным потребителем, мы лишь можем наглядно показать результаты тестов.
артикул, характеристики, аналоги sp iii
Жидкость ATF SP3 разработана для 4 и 5 ступенчатых автоматических коробок передач производства Mitsubishi, Hyundai, Kia. Из-за узкого применения подделки масла встречаются редко. Но разнообразие поставщиков и торговых марок, выпускающих SP3, путают водителей, желающих использовать только оригинальный розлив. Чтобы определиться с выбором, нужно знать особенности производства АТФ, её характеристики и применение.
Что такое ATF
Историческая справка
Первое масло для автоматических трансмиссий — Automatic Transmission Fluid — выпустила американская компания General Motors в 1949 году. Позже жидкость получила название Dexron. Под автомат своего производства Ford разработал стандарт Mercon, а Крайслер — Mopar.
В 1970-х годах на внешний рынок вышел японский автопром. Toyota стала первой компанией, которая пополнила список производителей АКПП. В коробку заливалось специальное масло Auto Fluid Type T.
В конце 80-х Mitsubishi выпустила на европейские и азиатские рынки автомобили с АКПП, работающие на жидкости собственной спецификации SP. Флюид производился японской компанией по переработке нефти Nippon Oil.
Вместе с Chrysler в 1985 году в США Митсубиши основали Diamond Star Motors. Корпорация с 1995 года переименована в Mitsubishi Motor Manufacturing of America (МММА). Так появился официальный американский поставщик смазочных жидкостей.
Вывод из исторической справки: АТФ — это жидкость для АКПП, которая различается по составу и свойствам для автоматов разного типа. Например, масло SP создано на минеральной основе, а ATF SP 3 — это чаще всего синтетика, хотя встречается и минеральная база.
Назначение АТФ SP3
ATF SP III по описанию производителя имеет улучшенные вязкостные, антифрикционные, противоизносные и антиокислительные свойства. Сочетание основы и пакета присадок позволяет маслу работать при температурах от -45℃ до +100℃, сохраняя рабочие качества. В отличие от предыдущих разработок SP3 требует замены реже, поскольку вязкость находится в пределах 7,3 сСт при 100℃.
Вязкое масло покрывает детали коробки прочной плёнкой, защищая от истирания, коррозии и образования отложений. Фрикционные диски проскальзывают без сильного трения. Жидкость и фильтр медленнее загрязняются. За счёт этого, АКПП переключается последовательно, плавно, без рывков.
Смазка SP3 безопасна для металлов и сплавов, которые применяются в автомате. Прокладки, уплотнительные кольца, сальники не дубеют, не растрескиваются и не растягиваются, что увеличивает их ресурс до плановой замены.
Область применения
Масло для АКПП SP3 разработано для 4 и 5 ступенчатых автоматических трансмиссий, в том числе типа Tip-tronic и Step-tronic, выпущенных после 1997 года. Коробки устанавливаются в легковые, грузовые автомобили и внедорожники Mitsubishi, Hyundai, Kia.
ATF SP III подходит для АКПП:
- A4C;
- A4A/А4В/F4A;
- A5G/A5H/F5A;
- V4A/V5A.
При создании АТФ СП 3 учитывались конструктивные особенности коробок, специфика настройки гидроблока и применяемые фрикционные материалы. Жидкость подходит для автоматов с принудительной блокировкой гидротрансформатора. ATF SP3 — всесезонная смазка, которая не теряет текучести при низких температурах, поэтому может использоваться в регионах с зимней погодой до -45℃.
При замене масла нужно обратить внимание на основу. ATF SP3 может быть как синтетической, так и минеральной. Смешивать разные базы нельзя, поскольку жидкость вспенивается и быстро теряет свои качества. Полусинтетика, например Mannol Type SP-III Аutomatic Special, также содержит пропорции основы и присадок, отличные от «чистых», поэтому химическая реакция не предсказуема.
Если не известно, что залито в автомат, безопасней полностью слить жижу и заменить новой.
Помимо оригинальной ATF, допустимо заливать специализированные жидкости, созданные по стандарту ATF SP III сторонними компаниями. Так, Хёндай тесно сотрудничает с Shell — поставщиком масел АКПП в России, в том числе типа SP3, для сервисного обслуживания автомобилей.
Виды ATF
Покупая SP3 у официальных поставщиков, можно быть уверенным в качестве масла — переключение АКПП будет плавным и мягким. Какие продукты разрешены к применению указано в руководстве к автомобилю.
Чем заправляют АКПП при первичной заливке на заводе:
- в Митсубиши идёт АТФ Diamond SP3 и DiaQueen SP3;
- в Хёндай и Киа заливают Hyundai Genuine SP3 от нефтеперерабатывающей компании Mobis или SK.
Специализированные жидкости выпускают несколько компаний:
- Totachi ATF SP-III— японское масло на синтетической основе, разработано по спецификациям SP3 Mitsubishi DiaQueen и Hyundai/Kia.
- Еще одна синтетическая смазка, разработанная под стандарт SP3 — Idemitsu АТФ Type-HK. Компания производит линейку смазок под конкретные автомобили: Митсубиши, Тойота, Мазда, Субару, поэтому при заказе нужно перепроверять номер продукта, поскольку масла не взаимозаменяемые.
- Сhevron ATF по характеристикам не отличается от оригинальных жидкостей Diamond и Genuine Hyundai SP Смазка подходит для АКПП, ГУР и гидроприводов.
- Еneos ATF SP 3 — бренд корпорации JX Nippon Oil & Energy. Масло для России выпускается в Корее. Жидкость адаптирована под российское топливо и климатические условия, поэтому отличается от японского розлива.
- ZIC ATF SP III — бренд завода SK Lubricants. Продукт разработан по стандарту Митсубиши. Компания получила допуск Хендай/Киа, и применяется для первичной заливки на конвейере.
Помимо специальных жидкостей, на рынке присутствуют мульти — универсальные смазки, типа Mobil ATF LT 71141 или Shell SPIRAX S5 АТФ X. По характеристикам вязкости продукты удовлетворяют требованиям 4 и 5 ступенчатых азиатских АКПП.
Аналоги
Смазки, соответствующие спецификации ATF SP3, считаются аналогами Mitsubishi:
- BP Autran MM-SP III;
- Liqui Moly Top Tec ATF 1200;
- Mobil 1 Syntetic АТФ;
- Лукойл АТФ Synth Asia.
Технические характеристики
Масло для АКПП спецификации SP3, создано для коробок Mitsubishi, которые устанавливаются в автомобили разных производителей. Жидкости со спецификацией АТФ СП3 выпускают японские, корейские и американские компании, поэтому характеристики могут различаться.
Масло DiaQueen АТФ SP3 , которое изначально заливали в японские АКПП на конвейере, выпускал нефтеперерабатывающий холдинг Nippon, поэтому его можно принять за «стандарт». По заверениям дилеров жидкости от DiaQueen, Diamond и Hyundai произведены по одной рецептуре, поэтому они взаимозаменяемы.
Характеристика ATF SP III | Показатель DiaQueen | Показатель Hyundai | |
Цвет | Красный | Красный | |
Плотность, кг/м3 | 853 | 852 | |
Кинематическая вязкость, мм2 /с | при 40℃ | 35,4 | 35,0 |
при 100 ℃ | 7,3 | 7,4 | |
Индекс вязкости | 179 | 150 | |
Температура вспышки,℃ | 196 | 175 | |
Потеря текучести при, ℃ | -50 | -40 |
Показатели могут незначительно меняться в зависимости от партии, но это не влияет на качество продукта.
Спецификация
В 4 и 5 ступенчатые АКПП Mitsubishi изначально заливали ATF SP3 под брендом Diamond (США) и DiaQueen (Япония). С развитием корпорации заводы по разливу жидкости менялись, а с ними названия масел и этикетки. На ёмкостях ATF SP III, произведенных для Митсубиши, указан логотип компании: три красных алмаза.
Изначально Митсубиши заказывала продукцию у Nippon Oil, но позже корпорации объединились. Появился новый бренд Eneos. С тех пор спецификацию ATF SP3 перестали указывать на продукции Nippon Oil, произведенной в США, Японии и Европе.
Официальным производителем ATF SP III в США является компания Chevron. Жидкость применяется для сервисного обслуживания АКПП и ГУР Митсубиши и Хендай.
В Южной Корее производитель ATF SP3 — завод Michang Oil. Компания выпускает смазки для внутреннего рынка и для стран СНГ под маркой Eneos. Завод Мичанг работает по лицензии и технологическому контролю японской JX Nippon Oil& Energy. Помимо продукции для Митсубиши Мичанг выпускает оригинальные жидкости для Хендай/Киа.
Hyundai Genuine Parts ATF SP-III производится на заводах Michang, SK, S-Oil, Mobis. Состав масел идентичен, как и упаковка, поскольку используется единый стандарт Хендай.
Для каких моделей авто подходит
Масла DiaQueen/Diamond ATF SP-III, Hyundai ATF SP 3, SK ATF SP-III подходят для автомобилей:
Марка автомобиля | Модель |
Hyundai
| · Elantra; · Equus; · Getz; · Grandeur; · i20; · i30; · Matrix; · Santa Fe; · Solaris; · Sonata; · Tucson; · Verna. |
Kia
| · Carens; · Carnival; · Cee’d; · Cerato; · Forte; · Opirus; · Optima; · Pride; · Rio; · Sedona; · Sorento; · Soul; · Spectra; · Sportage. |
Mitsubishi | · Challenger; · Colt Plus; · Eclipse; · Galant; · L200 IV; · Lancer; · Outlander; · Pajero; · Pajero Sport II. |
Полный перечень смазочных материалов для этих моделей, формы выпуска и артикулы ATF SP 3 приведены в таблице.
Наименование ATF SP III | Форма и объём выпуска | Артикулы |
Hyundai/Kia GENUINE Parts ATF SP-III
| Канистра 1 л | 04500-00100 |
Канистра 4 л | 04500-00400 | |
Ведро 20 л | 04500-00А00 | |
Mitsubishi DiaQueen ATF SP3 | Пластиковая канистра 1 л, синтетическое | MZ320159/ MZ320215 |
Пластиковая канистра 0,946 л, минеральное | MZ320200 | |
Жестяная канистра 4 л, синтетическое | 4024610 | |
Пластиковая канистра 4 л, полусинтетическое/синтетическое | MZ320160/MZ320216 | |
Металлическое ведро 20 л, синтетическое | 4024401/ MZ320162 | |
Shell Spirax S5 | Канистра 1 л | 550041211 |
Канистра 4 л | 550047194 | |
Ведро 20 л | 550041202 | |
Бочка 209 л | 550028269 | |
ZIC ATF SP3
| Канистра 1 л | 132627 (старый арт. 137123) |
Канистра 4 л | 162627 | |
Канистра 20 л | 192627 | |
Бочка 200 л | 203182 | |
BP Autran MM-SP III | Пластиковая канистра 20 л | OIL3491 |
Mitsubishi Diamond ATF SP 3 | Пластиковая канистра 0,946 л | 4024800 |
Eneos ATF III | Жестяная канистра 0,94 л | Oil1305 |
Жестяная канистра 4 л | Oil1309 | |
Металлическое ведро 20 л | Oil1308 | |
Бочка 200 л | Oil1307 | |
Idemitsu ATF Type HK | Канистра 0,946 л | 10112-042D |
Канистра 4,73 л | 30040097-953 | |
Totachi ATF SP 3 | Жестяные ёмкости, объёмом: 1 л | 4562374691094 |
4 л | 4562374691100 | |
20 л | 4562374691117 | |
60 л | 4562374691810 | |
200 л | 4562374691124 |
Оригинальное масло KIA ATF SP3 производила Idemitsu Lubricants America Corporation, но позднее в сервисных книжках Киа появилась рекомендация по замене масла на Hyundai ATF SP3.
Когда трудно найти оригинальное масло, или из желания сэкономить, можно приобрести мульти от проверенной компании, например японское Aisin AFW+ (жестяная ёмкость 4 л, арт. ATF-6004). По допускам жидкость подходит к Nissan Matic fluid, Toyota Type T, Mitsubishi SP3, Mazda ATF и др.
Преимущества и недостатки
По отзывам водителей и автомехаников масло для АКПП спецификации SP3 не вызывает нареканий в работе коробки передач, если выполнять правила эксплуатации автомобиля. Автомат переключается плавно и точно, если уровень и чистота масла регулярно проверяются.
Смазка SP3 характеризуется:
- однородностью состава;
- стабильностью при температуре от -45 до +100℃;
- высокими антифрикционными свойствами;
- химической нейтральностью к материалами АКПП;
- стойкостью к образованию пены;
- медленным старением.
Из недостатков встречаются жалобы на:
- появление шумов после заливки;
- заминки при переключении передач в минусовые температуры.
Заключение
Масло ATF SP III предназначено для стабильной работы АКПП производства Mitsubishi, Kia/Hyundai. Жидкость разработана с учётом особенностей конструкции и настроек электроники коробки. Замена масла на продукцию, не рекомендованную производителем автомобиля, грозит поломкой сложного агрегата и дорогостоящим ремонтом. Если в доступности оригинальной смазки нет, можно поискать специализированные масла Totachi, Idemitsu, Mannol и другие, созданные по требованиям SP3.
какое трансмиссионное масло заливать, замена ATF
Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня поговорим о замене масла в АКПП транспортного средства БМВ. На эти автомобили устанавливают автоматические коробки передач как со щупом, так и без щупа. На…
Здравствуйте, сегодня речь пойдет о замене масла в АКПП транспортного средства Тойота. Эти транспортные средства оснащались автоматическими коробками передач от компании Aisin. Айсиновские АКПП славятся долгими годами жизни…
Привет, ребята, проверка уровня масла в АКПП транспортного средства Тойота – это обязательная процедура. Без нее автомат быстро придет в негодность. Сгорят фрикционы, автоматическая коробка передач будет перегреваться….
В отличие от «механики» масло АКПП выполняет больше функций и быстрее изнашивается. От этого и сроки замены разнятся. В МКПП в среднем меняют через 100 — 120 000…
Здравствуйте, я расскажу вам о том, какое масло используется для заливки в АКПП Ниссан. В первую очередь используйте оригинальные смазывающие средства. Если их нет, то можно заменить и…
Замена масла поможет АКПП Тойота Камри дожить до 250 ткм без ремонта. За работу с материалами мастер возьмёт 12 000 — 18 000 р., но сервис не всегда есть поблизости. Чтобы…
Производитель | Марка автомобиля | Тип АКПП |
Audi | А4/А6/A8 | 5AT |
Q7 | 6AT | |
BMW | 3/5/7/8 series, X1, X3, X5 | 5AT |
Chrysler | Concorde, LHS, New Yorker, Pacifica, PT Cruiser, Town&Country, Voyager | 4AT |
300 series, Aspen, Crossfire | 5AT | |
Pacifica, Sebring, Town&Country, Voyager | 6AT | |
Citroen | C-Triomphe, C 2/3/4/5/8, DS 3/4, Jumper, XM, Xsara | 4AT |
C 5/6/8 | 6AT | |
Daihatsu | Applause, Atrai, Charage, Copen, ESSE, Gran Max, Pyzar, Rugger, Tanto | 4AT |
Ford | Bronco, Escape, Everest, Expedition, Excursion, Fiesta, Focus, Fusion, Galaxy, i-Max, Laser, Mondeo, Mustang | 4AT |
Everest, Excursion, Explorer, Falcon, Fusion, Galaxy, Kuga, Mondeo, Mustang, Ranger, Territory | 5AT | |
Escape, Explorer, Fusion, Galaxy, Mondeo, S-max | 6AT | |
GMC | Hummer, Sierra, Silverado, SSR, Suburban, Yukon /XL | 4/6 AT |
Honda/Acura | Accord, City, Civic, CR-V, Jazz, Odyssey, Passport, RL, Stream | 4AT |
Accord, Civic, Element, MDX, Pilot, TSX | 5AT | |
Hyundai | Accent, Avante, Elantra, Equus, Getz, Grandeur XG, i20, i30, Matrix, Santa Fe, Sonata, Tiburon, Tucson, Verna | 4/5 AT |
Elantra, ix30, Santa Fe, Sonata, Veracruz | 6AT | |
Isuzu | Amigo, Ascender, D-max, Gemini, Rodeo, Truck NPR | 4AT |
Jaguar | XJ, XJS | 4AT |
XK8, X Type | 5AT | |
Jeep | Cherokee, Liberty | 4AT |
Cherokee, Commander, Grand Cherokee, Wrangler | 5AT | |
Kia | Avella, Carnival, Ceed, Cerato, Forte, Grand Carnival, Leo, Lotze, Optima, Morning, Picanto, Pride, Rondo, Rio, Spectra, Soul, Sportage | 4AT |
Amanti, Mohave, Optima, Ria, Rondo, Sorento | 5AT | |
Cerato, Forte Mohave, Opirus, Optima, Pride, Sorento, Soul, Sportage | 6AT | |
Mazda | Biante. Bongo, Capella, Demio, Familia, Friendee,, Millenia, MPV Van, MX3, MX6, Premacy. Roadster, RX-7, RX-8, Tribute | 4AT |
Atenza Wagon, Axela, CX-7, MPV Van, Premacy | 5AT | |
3, 6, Atenza, Biante, CX-3/5/7/9, Demio, MPV Van, Premacy, Roadster | 6AT | |
Mercedes-Benz | 190, 200, C class, MB, S class, V class | 4AT |
A class, C class, GL, CLC, CLK, E class, G wagon, ML class, S class, SL, SLK, Sprinter, Vaneo | 5AT | |
Mitsubishi | Challenger, Carisma, Colt plus, CX, Diamante, Dingo, Dion, FTO, Eclipse, Endeavor, Galant, Grunder, Kuda, L200, Lancer, Libero van, Mirage, Montero Sport/XLS, Outlander, Pajero Wagon/Sport, Raider, RVR, Triton | 4AT |
380, Airtrek, Galant, Grunder, Pajero Wagon/Sport, Raider | 5AT | |
Delica D:5, Outlander | 6AT | |
Nissan/Infinity | AD Van, Almera /Classic, Bluebird /Sylphy, Caravan, Cefiro, Cima, Cube, Fairlady Z, Frontier, Grand Livina, Maxima, Micra, Murano, Note, Pathfinder, Patrol, Sunny, Teana, Terrano, Tiida, Vanette, Versa | 4AT |
Altima, Armada, Caravan, Cima, G35, Elgrand, EX, Frontier, Fuga, FX, M35/45, Maxima, Navara, Pathfinder, Patrol, Skyline | 5 AT | |
Murano, Pathfinder, Qashqai, X-Trail | 6AT | |
EX, Fairlady Z, Fuga, FX, G37, M35/37/56, Patrol, Skyline, Q56, QX56 | 7AT | |
Peugeot | 206, 307, 308, 407, 408, 5008, 607, 807 | 4/6 AT |
Renault | Clio, Fluence, Kangoo, Megane, Safrane, Scenic, Symbol, | 4AT |
Espace, Koleos, Laguna, Megane, Scenic, Vel Satis | 5/6 AT | |
Rover | Freelander, Range Rover Evoque/LRX | 6AT |
Subaru | Forester, Impreza, Legacy, Outback 2.5i/2.5XT/3.0R, Tribeca | 4/5 AT |
Suzuki | Aerio, Alto, APV, Cervo, Lapin, Palette, Swift, Vitara | 4AT |
Escudo, Grand Vitara | 5AT | |
Toyota/Lexus | Avensis, Belta, Camry, Caldina, Carib, Carina, Celica, Corona, Corolla, Crown, Fortuner, Hilux, Highlander, Innova, Ipsum, Land Cruiser, LS400, Matrix, Rav4, Spasio, Tacoma, Vista, Yaris | 4AT |
4 Runner, Altezza, Avensis, Brevis, Camry, Corolla, Crown, Fortuner, Highlander, Hilux, Land Cruiser, Mark, Pickup, Rav4, RX330, Sienna, Supra, Tundra | 5AT | |
Camry, Highlander, Rav4, RX350 Vanguard, Venza | 6AT | |
Volvo | C70, Cross Country, S40/60/70/80, V40/50, XC90 | 5AT |
C30/70, S60, V60/70, XC60/70/90 | 6AT | |
VW | Bora, Golf, Jetta, Passat, Polo, Tiguan | 4AT |
Beetle, Bora, Jetta, Passat, Tiguan, Tuareg | 6AT | |
Tuareg | 8AT |
масло в АКПП норма, симптомы перегрева
Срок службы автоматической трансмиссии превысит 300 000 км, если регулярно ухаживать за узлом и контролировать такой показатель, как рабочая температура АКПП. Игнорирование высоких значений приводит к аварии автомобиля, ремонту или полной замене коробки. Зная причины повышения температуры, можно предотвратить появление неисправности, и обезопасить управление.
Нормальная температура АКПП
Степень нагрева «классической» коробки связана с качеством рабочей жидкости ATF — трансмиссионного масла в автомате.
В отличие от моторного оно выполняет больше функций:
- Смазывает узел.
- Охлаждает зоны трения.
- Защищает конструкцию от коррозии.
- Создает рабочее давление для сжатия фрикционов, которые переключают передачу.
- Передает крутящий момент от двигателя к колесам через гидротрансформатор, т.е. работает сцеплением в АКПП.
При высоких рабочих нагрузках двигателя ATF нагревается до 150℃ и быстро изнашивается. Для предотвращения перегрева масло АКПП проходит через контур охлаждения, который понижает его рабочую температуру до нормы 75—95℃.
Кратковременный скачок рабочей температуры до 100—120℃ не является критическим, но непрерывное увеличение нормы на каждые 20℃ уменьшает жизнеспособность масла вдвое и приближает срок капремонта коробки.
Показатель рабочей температуры масла в АКПП можно отследить на приборной панели автомобиля или с помощью программы Torque Pro и адаптера ELM327. Сканер подключают к диагностическому разъему бортового компьютера и получают данные в приложении по Bluetooth, Wi-Fi или USB в зависимости от модели.
Причины перегрева
Главные проблемы, ведущие к повышению рабочей температуры — стиль вождения и качество ухода за автомобилем.
Перегрев АКПП свыше 95℃ наблюдается при:
- толкании в заторах;
- движении в жарком климате;
- буксовке на высоких оборотах;
- буксировке прицепа или автомобиля;
- подъеме в гору.
Если рабочая температура АКПП повышается при вождении без нагрузки, то причины могут быть следующие:
- загрязнен основной радиатор охлаждения;
- забит радиатор АКПП;
- уровень масла ниже или выше нормы;
- давно не меняли или залили неподходящую жидкость.
Проблемы радиатора
Охлаждающая способность радиатора в жару и в пробке снижается, поскольку поток воздуха для обдува слишком слаб. Кроме того, соты теплообменника постоянно засоряются мусором, прилетающим извне: пухом, насекомыми, пылью. В итоге радиатор не рассеивает тепло автомобиля в полной мере, и рабочая температура повышается.
Контур охлаждения АКПП встроен в радиатор двигателя. С учетом того, что в основном теплообменнике антифриз может нагреваться до 100℃, то радиатор автомата не сможет охладить ATF до требуемой нормы рабочей температуры.
Повышенные нагрузки
Автоматическое переключение передач при долгой буксовке приводит к высоким перегрузкам системы: в погоне за передачей большого крутящего момента рабочая температура масла в гидротрансформаторе быстро растет.
Количество масла
При нехватке ATF насос подхватывает воздух. Полученная масляно-воздушная эмульсия имеет низкую теплоемкость, легко сжимается, качество смазки падает. Из-за высокого трения рабочая температура АКПП начинает расти.
Если жидкость в избытке, то на высоких скоростях она вспенивается, увеличивается в объеме и выплескивается наружу. В итоге уровень масла снижается и происходит ситуация, описанная выше.
Качество ATF
Производители регламентируют проводить частичную или аппаратную замену жидкости АКПП каждые 60 000 км. Учитывая смену времен года, качество дорог и стиль вождения, периодичность замены масла нужно сократить до 30—40000 км.
Что произойдет, если игнорировать рекомендации: за 100 000 км пробега масло насытится шлаками и металлической стружкой, потеряет свои свойства, и узел перестанет работать в нормальном режиме.
Симптомы перегрева
О превышение нормы рабочей температуры АКПП подскажет лампочка перегрева или падения давления уровня жидкости на панели бортового компьютера. Если же цвет индикатора масла не горит красным, то состояние АКПП может выдать ее поведение. Для лучшего понимания связи симптомов и причин их появления информация сведена в таблицу.
Проблема | Причина |
Толчки при переключении передачи | Нагретое масло, загрязненное продуктами износа, забивает соленоиды и тонкие каналы гидроблока, что приводит к падению давления. Фрикционные диски перестают сжиматься, буксуют друг об друга, что и приводит к жесткой работе коробки. |
Передачи переключаются с задержкой | |
Повышенная передача сбрасывается на пониженную | |
Запах горелого масла | ATF начала пригорать. |
Что делать, если масло в коробке перегрелось
Оказание «скорой помощи» при появлении признаков повышения рабочей температуры поможет сохранить работоспособность агрегата.
Мигает значок AT или A\T Oil Temp во время движения
В этом случае нужно снизить скорость и дождаться, пока АКПП не охладится до нормальной рабочей температуры, а лампочка не погаснет.
Промыть радиаторы охлаждения
Чистить теплообменники снаружи рекомендуется не реже 1 раза в год. Грязь смывают струями воды под напором или мини-мойкой, главное, не повредить соты высоким давлением. Для большей эффективности используют автошампуни.
Поменять масло в АКПП
Уровень и качество масла проверяют при работающем двигателе и установке селектора в положение «Р», предварительно проехав 10—20 км. Верхние метки на щупе с надписью «Hot» соответствуют правильному уровню ATF.
Трансмиссионное масло АКПП отличается от других жидкостей красным или светло-желтым цветом. При проверке щупом красный цвет говорит о хорошем состоянии масла. Усиление оттенка до темного указывает на уровень загрязнения и износа. Черный — сигнализирует о старении и непригодности.
Заменить масло можно полностью аппаратом или частично даже в необслуживаемых коробках. При частичной замене снимают и моют поддон, сливают до 50% жидкости, меняют масляный фильтр, устанавливают поддон и заливают свежее масло в количестве слитого. Процедуру повторяют 2—3 раза.
Если ATF недавно меняли на другую марку, возможно, что она не подходит по степени вязкости и не справляется с рабочими температурами трансмиссии. Посмотреть рекомендации производителя по выбору состава можно на щупе АКПП, на таблице под капотом и в инструкции.
Если ни один из вариантов не помог, и рабочая температура не опускается до нормы 75—95℃, нужно провести диагностику автомобиля.
Последствия перегрева
Вследствие износа рабочего тела и повышения рабочей температуры, крутящий момент теряет эффективность, снижая динамические свойства автомобиля. Например, при обгоне водитель неистово жмет педаль газа, но из-за медленной работы трансмиссии маневр затормозится, пока автомобиль не наберет нужные обороты для ускорения.
Воздействие на конструкцию
Эксплуатация коробки при рабочей температуре выше 95℃ приводит к быстрому износу компонентов АКПП. Трансмиссионная жидкость теряет свои свойства при температуре 120—130℃, становится менее вязкой. Фрикционная пыль и другие продукты износа быстро осаждают каналы трубопроводов, детали и радиатор. Смазка подшипников, зубчатых передач и валов происходит неэффективно. Трение возрастает. Узел работает неправильно, приближая срок проведения капремонта или замены АКПП.
Фрикционные диски свободно вращаются пока не придет сигнал о переключении передачи. В этот момент под давлением ATF фрикционы сжимаются и фиксируются в нужном положении. Без полного сжатия мягкие фрикционы проскальзывают о металлические диски и обугливаются из-за высокого трения.
Современные конструкции гидроблоков и соленоидов имеют пластиковые корпуса и втулки. Без смазки в условиях повышенной температуры эти части плавятся. Элемент выходит из строя. Помимо этого, около соленоидов проходит проводка датчиков АКПП, которая также повреждается от высокой температуры.
Как избежать перегрева масла в АКПП
Увеличить контур охлаждения. Установка дополнительного радиатора АКПП поможет избежать повышения рабочей температуры, и продлить жизнь автомату. В автомобилях, где радиатор АКПП встроен в основной охладитель, дополнительную секцию врезают в общий контур и монтируют с внешней стороны радиатора.
Выбор размера теплообменника должен быть обоснован. Слишком большой окажется затратным по содержанию, в то время как маленький не поможет регулировать рабочую температуру.
Производители радиаторов рекомендуют придерживаться таких расчетов:
- для легковых машин с объемом двигателя до 2.0 л — 4-рядная конструкция;
- автомобилям с прицепом и двигателем до 3.0 л — 6-рядный;
- более мощным машинам — 8-рядный.
Изначально контур охлаждения проектируется под конкретную тепловую мощность, а установка дополнительного радиатора нарушает баланс теплообмена, т.е. зимой потребуется больше времени на прогревание АКПП. Чтобы решить эту проблему, на пути к дополнительному теплообменнику устанавливают термостаты. Система сможет подключать охладитель автоматически при достижении порога опасной рабочей температуры масла АКПП.
Если радиатор трансмиссии монтирован на основной, то прежде чем устанавливать дополнительную конструкцию, нужно проверить состояние имеющихся. Возможно, достаточно их почистить или заменить.
Заботиться об автомобиле
Замена ATF каждые 40—60 000 км поможет избежать опасностей, вызванных повышением рабочей температуры. Регламент обслуживания зависит от марки автомобиля. Так, 6-ступенчатые АКПП производства ZF установлены на BMW и Range Rover. BMW называет свою коробку необслуживаемой, а Range Rover рекомендует обновлять смазку каждые 60 000 км.
Также важно качество жидкости. Масла различаются составом, допусками от нагрузки, степенью вязкости, типами присадок. Поскольку жидкость в АКПП является рабочим телом, то преднамеренное изменение ее характеристик — смешение, добавление присадок — ведет к некорректному переключению передач или полному отказу системы.
Многие производители выпускают свой продукт, модифицированный под конкретную серию автомобилей, но допускают применение аналогов, соответствующей спецификации:
Производитель | Названия рекомендуемых масел ATF |
BMW | Разливает ZF под своим брендом |
Volkswagen, Audi, Skoda | VAG G 052 025, G 055 005 Esso Type LT 71141 |
Toyota, Lexus | Toyota Type T, WS |
Hyundai, Kia | Hyundai SP-III, SP-IV, SP-IV-RR |
Nissan, Infinity, Datsun | Nissan Matic |
Ford | Mercon 5 |
Volvo | Volvo T-IV Mobil JWS 3309 |
Chevrolet | Dexron 6 от GM, Mobil, ZIC Mercon 5 |
По статистике регулярная замена трансмиссионной жидкости решает 8 из 10 проблем с переключением передачи и повышением рабочей температуры АКПП.