Что такое ATF? Для чего вообще нужно масло в коробке-автомате?
В коробке передач содержится не обычное масло, а, скорее, коктейль из самых разных ингредиентов. Он обозначается сокращением ATF (англ. automatic transmission fluid) — трансмиссионная жидкость для автоматических коробок передач. Слово «жидкость» здесь используется потому, что ATF, как компот, состоит из нескольких компонентов: базовое масло (как вода в компоте) и присадки (как сахар, сироп, вкусовые добавки и ароматизаторы). В состав современных жидкостей ATF входит несколько десятков разных присадок. В этой статье в целях упрощения мы будем называть ATF маслом коробки передач.
Функции ATF
Следующий перечень наглядно показывает, почему масло ATF является, по сути, центральным и самым важным компонентом современных «автоматов». Переключение передач в холод и в жару, устойчивость к высоким нагрузкам, надежность в работе и т. д. — все эти качества присутствуют, только если выполняются следующие важные функции:
- передача усилия (гидродинамическая функция). Как морская волна несет энергию из одного места в другое, так и масло ATF переносит энергию от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач;
- выполнение роли гидравлического масла (гидростатическая функция). Движение большинства клапанов и поршней в коробке передач осуществляется под давлением масла;
- эффективное охлаждение и очищение поверхностей. Масло очищает все детали и поверхности внутри коробки;
- обеспечение достаточной силы трения дисков сцепления. Модификаторы трения (friction modifiers) меняют степень скользкости масла между двумя дисками и имеют критическое значение для плавности включения передач;
- защита механических деталей от износа. Противоизносные (antiwear agents) и противозадирные (extreme pressure agents) присадки помогают смазывать и защищать детали при контакте металла с металлом, создавая защитную пленку;
- защита уплотнителей от старения и затвердевания. Присадки, способствующие набуханию уплотнителей (seal swell additives), защищают уплотнители от других агрессивных химикатов, содержащихся в масле ATF. Без них давление масла в коробке быстро упало бы и образовались бы протечки;
- толерантность к экстремально низким температурам. Депрессорные присадки (pour point depressors) помогают снизить вязкость масла при низких температурах. Это необходимо для безукоризненной работы коробки передач даже в 40-градусный мороз;
- толерантность к очень высоким температурам. Загустители (thickeners) и улучшители индекса вязкости (viscosity index improvers) — это полимеры, не допускающие перехода базового масла в слишком жидкое состояние при высоких температурах;
- толерантность к кратковременным высоким температурам свыше 300 С. Ингибиторы окисления (oxidation inhibitors) нейтрализуют кислоты, уменьшают образование отложений и разъедающих соединений, образующихся из-за комплексного воздействия кислорода, высоких температур и других загрязняющих факторов;
- предотвращение коррозии внутренних поверхностей коробки передач. Ингибиторы коррозии (corrosion inhibitors) — это химические добавки против коррозии, которое, в основном, вызывается водой, кислотами и другими химическими добавками, когда они попадают в масло;
- предотвращение пенообразования. Ингибиторы пенообразования (foam inhibitors) снижают вспенивание масла, обеспечивая непрерывное и постоянное давление в смазочной системе. Вместе с тем большинство других присадок увеличивают прочность масляной пленки, из-за чего пузырьки воздуха становится труднее разбить, но это имеет критическое значение.
- деэмульгирующие свойства, то есть предотвращение растворения чужеродных жидкостей.
Последствия износа масла
Таким образом, масло (техническая жидкость) является высокотехнологичным продуктом с множеством свойств, которые достигаются за счет комбинации ультрадорогих присадок, и выполняет множество функций.
В зависимости от спецификации конкретного продукта, можно сказать, что ATF состоит на 20-30% из присадок и на 70-80% из базового масла. Длительное использование меняет свойства и того, и другого. Это значит, что все перечисленные свойства должны быть выше минимальной критической отметки на протяжении всего срока эксплуатации. Если хотя бы одно из них ухудшается, со временем оно потянет за собой и остальные.
Свойства масла ATF меняются со временем — это доказанный и хорошо известный факт. Отработанное масло сокращает срок службы коробки передач, приводя, в конце концов, к ее поломке.
Например: если снижается способность к нейтрализации кислот, сначала страдают сверхточные ведущие поверхности и уплотнители. В результате этого в масляных каналах коробки образуются протечки и снижается давление. Это в свою очередь ведет к повышенному износу дисков сцепления. Материал, отделяющийся от дисков из-за повышенного изнашивания, снижает пропускную способность масляного фильтра, что ведет к общему падению давления в системе. Последнее в свою очередь влияет на работу коробки в целом. Аналогичные примеры последствий можно привести и для других свойств, будь то ингибиторы пенообразования или противоизносные вещества.
Проложить путь
Где мы находимся
Таллин
Тяхназе теэ, 2/3, поселок Пеэтри, уезд Раэ, 75312
Tел: +372 5191 5001
Пн-Пт 8:00-17:00
Показать на карте
Кадрина
Флора, деревня Кадапику, уезд Кадрина, 45212
Tел: +372 5191 5001 (Обслуживание)
Tел: +372 5191 0067 (Pемонт)
Пн-Пт 8:00-17:00
Показать на карте
Тарту
Вана-Канди теэ 1, Кандикюла, Тартуская волость 61404
Tел: +372 522 7858
Пн-Пт 8:00-17:00
Показать на карте
Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП
Оглавление:
- Что такое жидкость ATF?
- Типы трансмиссионных масел ATF
- Когда менять трансмиссионную смесь?
- Проверка трансмиссионного масла в АКПП
- Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF
- Можно ли смешивать жидкости разных типов?
- Вопросы эксплуатации ATF
Жидкость ATF – это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:
- бесперебойное функционирование коробки передач – её контроль и управление;
- охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
- передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
- обеспечение работы фрикционных дисков.
Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.
Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.
Читайте также: Можно ли буксировать машину на автомате?
Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.
На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды – Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.
Обращайте особое внимание на упаковку приобретаемой жидкости ATF. Учитывайте тип масла, а также спецификацию, которая подходит вашей коробки передач.Типы трансмиссионных масел ATFПосле того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.
Так, существуют такие основные типы ATF:
- Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость;
- Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой коробке передач с двойным сцеплением, которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность;
- Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.
- пробег транспортного средства;
- условия эксплуатации;
- стиль вождения.
Профессионалы рекомендуют проводить замену трансмиссионного масла после каждых 20-25 000 км. Следовательно, такая операция осуществляется не чаще, чем один раз в 24 месяца.
Доверить проведение процедуры следует специалистам на СТО, где есть вся необходимая аппаратура, которая позволит именно заменить масло. Ведь самостоятельно можно лишь слить часть жидкости ATF, значительная часть остается в коробке. При помощи технических приборов, профессионалы также смогут промыть, либо же заменить фильтра.
Проверка трансмиссионного масла в АКПП Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному – все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.
Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:
- недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
- повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации.
Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.
Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:
- Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений;
- Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE;
- Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.
Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске и пробуксовка АКПП. Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.
Можно ли смешивать жидкости разных типов?Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.
Долговечность коробки передач зависит от поддержания оптимального уровня жидкости. Если вы знаете, что такое ATF, то вам также известно, что замену масла проводят только в автосервисах под присмотром специалистов.
О том, что с жидкостью что-то не так, свидетельствует ее черный, либо же темно-коричневый цвет. При этом наблюдается появление горелого запаха. Цвет масла нормально функционирующей трансмиссии является густо-красным или красным с оранжевым оттенком.
Как уже было отмечено выше, важно не допустить переливание жидкости. Вспенивание масла провоцирует его выброс через сапун. В случае если уровень недостаточный, то насос захватывает воздух. Это влияет на фрикционы – диски начинают пробуксовывать и сгорать.
ATF & Gear Oil — Orange Line Oil Company
Жидкость для автоматических трансмиссий (ATF) — самая сложная из всех смазочных жидкостей. Он не только должен уменьшать трение, чтобы предотвратить износ, как и все смазочные материалы, но также должен допускать определенный уровень трения, чтобы материалы сцепления могли зацепляться. Когда дело доходит до жидкостей для автоматических трансмиссий, не существует универсального решения, поэтому очень важно правильно выбрать жидкости для автомобилей, которые вы обслуживаете.
МАКСИМАЛЬНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ ТРАНСМИССИИ. УВЕЛИЧЬТЕ СВОЮ ПРИБЫЛЬ. Основываясь на наследии технологических инноваций, жидкости Castrol для автоматических коробок передач разработаны для максимального увеличения срока службы трансмиссии и удовлетворения широкого спектра требований к производительности. Клиенты могут быть уверены, что Castrol ATF поможет им получить максимальную отдачу от своих автомобилей.
Castrol® Transmax™ Full Synthetic Multi-Vehicle
Для использования в различных автомобилях отечественного и импортного производства Лист технических данных |
Castrol Axle 80W-90 Limited Slip Gear Oil
ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ Трансмиссионное масло Castrol Syntrax™ Limited Slip 75W-90
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОДУКТА |
Создано на основе высокоочищенных базовых масел и специально сбалансированных присадок, чтобы выдерживать высокие нагрузки, предъявляемые к трансмиссии вашего автомобиля.
ПОЛНОСТЬЮ СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИОННАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ВАРИАНТОВ
|
FLUIDMATIC MV LV FLUIDMATIC MV LV рекомендуется везде, где требуются маловязкие жидкости для автоматических трансмиссий. Эти жидкости имеют лучшую топливную экономичность. FLUIDMATIC MV LV соответствует и превосходит текущие спецификации производителей оригинального оборудования для жидкостей для автоматических трансмиссий, включая некоторые из последних спецификаций OEM, указанные GM, Ford, Chrysler, Toyota, Обратитесь к руководству пользователя относительно его пригодности в качестве ATF в импортных автомобилях. Не используйте в системах ATF, где требуются жидкости CVT или Ford ATF типа F. Не используйте эту ATF в жидкостных системах гидроусилителя руля Honda. ПРЕИМУЩЕСТВА
ПРИГОДНОСТЬ ПРОДУКТА
|
MERCON V и LV Motorcraft® предлагает несколько специализированных жидкостей для автоматических трансмиссий автомобилей Ford, Lincoln и Mercury. Трансмиссионные жидкости MERCON® проходят обширные испытания как в лаборатории, так и в реальных условиях, чтобы убедиться, что они обеспечивают оптимальную производительность и долговечность. Жидкости MERCON® являются единственными жидкостями, одобренными Ford Motor Company для рекомендуемого применения. MERCON® V ХАРАКТЕРИСТИКИ
MERCON® LV ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Трансмиссионное масло ATF — RAVENOL DCT GT-R Fluid
43,95 долл. США
( 0 отзывов )
Текущий запас: 0
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Предложение штата Калифорния 65
Производство: Полностью синтетическая профессиональная линия ATF
RAVENOL DCT GT-R Fluid — это специальная полностью синтетическая трансмиссионная жидкость, разработанная для применения в новой трансмиссии с двойным сцеплением (DCT) Nissan GT-R R35. Эта трансмиссия представляет собой сложнейший высокотехнологичный агрегат, предъявляющий к трансмиссионной жидкости чрезвычайно высокие требования.
RAVENOL DCT GT-R Fluid был полностью заново разработан и оптимизирован.
RAVENOL DCT GT-R Fluid следует всеми средствами избегать смешивания с любой другой трансмиссионной жидкостью во время эксплуатации. Это абсолютно необходимо для идеальной работы DCT.
RAVENOL DCT GT-R Fluid была специально разработана для защиты от необычно высоких тепловых требований спортивного оборудования Nissan GT-R R35.
Во избежание шумных эффектов прерывистого скольжения (дрожания) фрикционов при трогании с места и при высоких температурах его фрикционные характеристики были соответствующим образом скорректированы. Все важные критерии производительности DCTF, такие как, например, характеристики текучести на холоде, устойчивость к сдвигу, потери на испарение и износостойкость были подняты до максимально возможного уровня.
Указания по применению:
RAVENOL DCT GT-R Жидкость была разработана для применения в новой трансмиссии с двойным сцеплением Nissan GT-R R35 (DCT).
RAVENOL DCT GT-R Следует всеми средствами избегать смешивания жидкости с любой другой трансмиссионной жидкостью во время эксплуатации. Это абсолютно необходимо для идеальной работы DCT.
Классификация качества:
RAVENOL DCT GT-R Fluid проверена и протестирована для агрегатов со характеристиками:
Nissan KLD4100002EU, KLD41-00002, 999MP-GTRT00P
Технические характеристики:
RAVENOL DCT GT-R Fluid предлагает:
- Очень хорошие смазывающие свойства даже при низких температурах 901 зимой 901 зимой 9007
- Стабильная смазочная пленка даже при экстремальных нагрузках летом
- Износостойкий
- Отличные вязкостно-температурные характеристики
- Очень низкая температура застывания
- Низкое пенообразование даже при высоких нагрузках
- Расширенная защита от износа, коррозии и пенообразования
- Нейтральное отношение к уплотнительным материалам
RAVENOL AMERICA LLC не имеет отношения ни к одному производителю транспортных средств, указанному в этом списке.