Почему чернеет масло в двигателе. Причины, последствия
Некоторые автомобилисты заливают технические жидкости в своего «железного коня» и забывают о них до тех пор, пока не придет время их менять. Между тем, это не самая лучшая идея. Дело в том, что технические жидкости могут служить прекрасными индикаторами состояния некоторых узлов и агрегатов. Один из наилучших примеров – это моторное масло. В норме оно имеет коричневый цвет, в нем нет осадка и оно не пенится. Любое отклонение от этого – повод насторожиться и продиагностировать двигатель, если до плановой замены масла еще далеко. Сегодня мы расскажем о самом распространенном случае – изменении нормального цвета на черный. Что это означает, и какие действия надо предпринять, читайте ниже.
Почему быстро чернеет масло в двигателе автомобиля
Сразу надо заметить, что почернение масла – процесс естественный, но только в том случае, если происходит постепенно. Причиной тому являются специальные моющие присадки, присутствующие в составе практически любого современного масла. Они растворяют загрязнения, находящиеся внутри двигателя, что и приводит к изменению цвета масла. Поэтому если мотор работает исправно и расход топлива ничуть не вырос, изменение цвета масла по мере роста пробега – норма.
Однако резкое, очень быстрое почернение может являться косвенным признаком неисправности двигателя. Обычно этому сопутствует запах гари. Если это ваш случай, готовьтесь к поездке в сервис на диагностику. С большой долей вероятности она покажет, что поршневые кольца пора менять, поскольку запах гари обусловлен сгоранием масла в цилиндре из-за того, что кольца не могут эффективно удалять смазку со стенок цилиндра. Часто эта проблема сопровождается повышенным расходом масла, в связи, с чем его постоянно приходится подливать, пока кольца не будет заменены.
Следует заметить, что чернеет только качественное масло, изготовленное в соответствии со всеми предъявляемыми к этой технической жидкости стандартами. Некачественный продукт легко узнать по тому, что цвет ничуть не меняется в процессе эксплуатации авто. Это означает, что моющих присадок в таком масле нет, и загрязнения продолжают откладываться в моторе, что сокращает его ресурс.
Обнаружив, что у вас в картере подделка вместо нормального масла, нужно не мешкая закупиться качественным продуктом и промывочным маслом. Последнее способствует очистке силового агрегата от внутренних загрязнений, но даже в этом случае новое качественное масло может быстро почернеть (уже через 1 тыс. км. пробега). Это нормально, ведь ему пришлось растворять то, что скопилось внутри за время езды с плохим маслом, и поводов для беспокойства нет.
Как происходит процесс почернения масла
Как уже отмечалось выше, масло может резко окраситься в черный цвет или делать это постепенно. Быстрота процесса зависит от 2-х условий:
1) Степень загрязненности системы смазки;
2) Количество щелочных присадок в составе масла.
Если говорить об условии №1, то тут многое зависит от состояния масляного фильтра. Когда он регулярно меняется вместе с маслом, как и положено, система смазки работает нормально, и цвет будет меняться постепенно. В противном случае, маслопроводы могут засориться, что приведет к прекращению подачи масла к тому или иному агрегату и выходу его из строя. Поэтому фильтр вместе с маслом менять надо обязательно, иначе есть риск нарваться на крупные неисправности силовой установки.
Во 2-ом случае масло с обилием щелочных присадок почернеет быстро, так как оно отлично растворяет загрязнения, однако служит меньше обычного масла, а значит, нуждается в более частой замене.
Однако быстро чернеть смазка может вследствие поломки (например, прорыва картерных газов и порчи масла из-за залегших поршневых колец). В таком случае сначала следует устранить неисправность, сменив кольца и при необходимости расточив цилиндры под ремонтный размер.
Далее есть 2 пути: быстрый, но рискованный, и медленный, но более щадящий для мотора.
Быстрый путь заключается в использовании промывочного масла. Оно весьма эффективно, но вместе с загрязнениями смывает и масляную пленку, и на ее восстановление нужно некоторое время. Из-за этого износ силового агрегата кратковременно сильно возрастает.
Медленный метод подразумевает использование качественного масла, которое постепенно удалит загрязнения. Ресурс двигателя почти не понизится, однако масло и фильтры придется менять чаще, чем обычно, что повлечет дополнительные расходы.
Черное моторное масло – последствия
Много лет назад, когда синтетических масел не было, а моющие присадки не изобрели, чистота масла считалась признаком исправного состояния мотора. Нормальный цвет говорил о том, что все в порядке. Когда же масло становилось черным, это воспринималось однозначно – его пора было менять. Такой образ мыслей широко укрепился в сознании автолюбителей и существует поныне, когда времена и технологии изменились коренным образом.
Сейчас долгое существование масла в совершенно чистом виде должно наводить автовладельца на нехорошие мысли о том, что в автомагазине ему подсунули подделку. Первое, что нужно сделать в таком случае – немедленно сменить его на нормальное масло с чистящими присадками.
Современное качественное моторное масло не дает оседать отложениям в маслопроводах, и поскольку этим веществам некуда деваться, они остаются в масле, делая его все темнее и темнее. Что характерно, качество смазки при этом ухудшается довольно медленно, и оно эффективно выполняет свою функцию на протяжении всего срока службы. Разумеется, это справедливо, только если соблюдать интервалы между ТО.
Так что если масло в вашем автомобиле черное, но никаких сбоев и неисправностей в работе мотора нет, то можно спокойно ездить до следующего планового техобслуживания – ничего страшного с вашей «ласточкой» не случится.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
avtgid.ru
Почему моторное масло быстро темнеет
Автовладельцы часто обращаются к специалистам автосервисов с вопросом, почему очень быстро темнеет смазка в двигателе. Некоторые считают, что только некачественное масло способно быстро темнеть, другие же предполагают неисправности в моторе. Однако черное масло далеко не всегда низкого качества или демонстрирует неполадки. А для того, чтобы разобраться в причинах, стоит проанализировать состав смазки.
Что такое моторное масло?
Итак, моторное масло – это жидкая смазка, в формуле которой присутствует огромное количество разных присадок. Именно присадки обеспечивают необходимое качество рабочей жидкости и ее заданные эксплуатационные свойства.
Основными присадками считаются те, что снижают коэффициент трения, изменяют температурные коэффициенты, обеспечивают дополнительные эксплуатационные свойства. Один из компонентов также отвечает за регулировку «щелочного числа».
Все дело в том, что щелочь, содержащаяся в смазке двигателя, считается одним из жизненно важных компонентов. Она помогает нейтрализовать кислоты, которые могут проникнуть в систему подачи масла, а также удаляет лак, нагар, загрязнения и прочие отложения, возникающие в процессе работы мотора. Если щелочных присадок в масле немного, то двигатель изнашивается и засоряется быстрее. Когда же в моторе накапливаются отложения, его работа усложняется. Происходит это потому, что масло не может проникнуть в особо загрязненные места и создать там защитную пленку. Вследствие этого температурный режим эксплуатации двигателя нарушается, ведь отложения мешают отводить тепло. Возникают локальные перегревы, масляные каналы засоряются, а некоторые элементы мотора могут даже разрушиться (к таким деталям относятся и распредвалы).
Впрочем, длительное использование масла с высоким содержанием щелочей тоже может привести к таким результатам. Ведь с течением времени щелочесодержащая присадка стареет и уже не может гарантировать надежную защиту элементов двигателя. Это еще раз демонстрирует необходимость своевременной замены смазок.
Из-за чего масло все-таки темнеет?
Специалисты утверждают, что потемнение масла – это естественный процесс (в большинстве случаев). Напротив, если масло по прошествии определенного эксплуатационного периода будет оставаться чистым, то это будет намного хуже.
Дело в том, что смазка передвигается в моторе по замкнутому кругу, выкачиваясь из картера с помощью масляного насоса и прогоняясь по каналам. Естественно, оно в процессе смазывает необходимые элементы мотора и устраняет продукты горения, а излишки смазки снова помещаются в картер. Одна и та же жидкость снова и снова омывает двигатель и «вбирает» в себя все возникающие здесь отложения. Если же масло долгое время остается чистым, то это свидетельствует об отсутствии в его составе моющих присадок – такая жидкость будет не в состоянии устранять загрязнения с поверхностей двигателя.
Нельзя не учитывать и рабочие температуры, при которых смазка функционирует в моторе. Она может нагреваться до 120 градусов, эффективно смывая при этом нагар с поверхностей. Если же масло все время чистое, то оно не работает – а значит, шлаки и нагар откладываются на элементах мотора. Специалисты рекомендуют не использовать такое масло, ведь накапливание загрязнений в двигателе – это прямой путь к его капитальному ремонту.
Что делать, если масло чернеет?
Если же смазка чернеет и становится похожей на мазут (увидеть это можно, используя щуп), то дело не в моющей способности масла, а в процессах горения, происходящих внутри двигателя. Горение может возникать по разным причинам, в том числе и из-за износа в поршневой группе. Этот износ приводит к тому, что топливо, не сгоревшее в цилиндрах, проникает в масло, изменяя его состав. Причиной почернения в данном случае будут неисправности в двигателе внутреннего сгорания (они также провоцируют увеличение расхода горючего и уменьшение мощности мотора).
Почернение также может являться следствием перегрева в моторе. Если неправильно подобрать вязкость смазки или часто эксплуатировать двигатель на высоких оборотах, то масло начнет закипать, и примеси в нем растворятся. У такой смазки уже не будет моющей способности, а потому она подлежит замене.
Смазка также может быстро чернеть по той причине, что в картере прорываются газы. Частично проблема устраняется заменой поршневых колец, но в большинстве случаев потребуется капитальный ремонт. Эта ситуация чаще всего возникает в изношенных моторах.
Причины, влияющие на процесс потемнения масла
На сроки потемнения рабочей жидкости влияют следующие факторы:
- Чистота мотора, количество содержащихся на его поверхности загрязнений, способных «переходить» в смазку;
- Количество щелочных присадок в выбранном масле.
Если двигатель загрязнился в процессе эксплуатации, и из-за этого потемнела смазка, то масло можно оставить, но несколько раз за период его эксплуатации заменить масляный фильтр. Это поможет устранить из рабочей жидкости взвешенные загрязняющие частицы – таким образом двигатель постепенно будет очищаться.
Постепенная очистка лучше экстренной, с применением агрессивных присадок. Не стоит забывать, что промывочные масла обычно маловязкие, а потому двигатель будет работать с повышенным износом. Поэтому для промывки лучше использовать стандартное, регламентированное масло, просто уменьшив интервалы между его заменами.
Специалисты рекомендуют проверять уровень смазки и ее состояние каждую тысячу километров пробега, а также перед любой продолжительной поездкой. Таким образом можно предотвратить серьезные повреждения в двигателе.
oilservice.dp.ua
субстанция чернеет, пенится, густеет, сворачивается и прочие неполадки » АвтоНоватор
Качество и оттенок моторного масла — один из самых важных и обсуждаемых в среде автовладельцев вопросов. Каким должно быть хорошее масло? С какой частотой его нужно менять? Что делать, если изменился его цвет или консистенция? К каким последствиям может привести использование такого масла? Ведёт ли это к проблемам в двигателе?
Нормальное моторное масло: каким оно должно быть
Качество и цвет машинного масла зависят от множества факторов:
- качества заливаемого топлива;
- исправности двигателя автомобиля;
- качества самого масла;
- условий, в которых эксплуатируется автомобиль;
- частоты его смены;
- добавляемых в его состав присадок;
- используемой базы.
Нормальный цвет моторного масла
Особой проблемы в том, что масло сменило свой цвет с янтарного на тёмный или чёрный после 4–6 тысяч километров пробега, нет. Автовладельцу стоит начинать беспокоиться в том случае, если оно начинает пениться или густеть.
Можно ли ездить, если масло изменило свой цвет и вязкость
Если смазочный материал потемнел, то ездить на нём можно. Более того, если после нескольких тысяч километров пробега масло не изменило свой оттенок на более тёмный, то его необходимо поменять — оно не справляется со своими функциями и переносит всю сажу в двигатель.
Почернение масла не вынуждает сразу же его менять. В бумагах к автомобилю производитель указывает интервалы замены смазочных материалов. Рекомендации желательно выполнять, но при этом стоит учитывать и индивидуальные особенности транспортного средства и режим его эксплуатации — к примеру, если на авто часто оказываются большие нагрузки, период замены расходных материалов сильно сокращается.
Чёрное моторное масло по сравнению с обычным новым
Наиболее страшным изменением моторного масла является его загустение. Если со щупа не стекает смазка, а по консистенции она напоминает солидол или варёную сгущёнку, то дело плохо. Нужно в ближайшее время провести замену, иначе двигатель будет работать на сухую, что приведёт к деформации клапанов, шатунов и поршней.
Изменение консистенции моторного масла нередко приводит к необходимсти капремонта или замены двигателя
Почему изменяется цвет
В состав любого моторного масла входят моющие присадки. Используются такие добавки для растворения продуктов, образующихся в результате неполного сгорания топлива. При растворении продуктов сгорания масло приобретает характерный чёрный оттенок. Несмотря на то, что частички сажи находятся во взвешенном состоянии, на смазывающих характеристиках смазки это не сказывается. Соответственно, водитель может использовать масло на протяжении длительного времени до плановой замены.
Беспокоиться стоит начать в том случае, когда масло не меняет свой цвет даже после длительного времени эксплуатации. Это не является признаком того, что загрязнений в двигателе нет: масло просто не справляется и не может их отчистить. В таком случае необходимо поменять смазочные материалы на новые, желательно — другой марки.
Масло меняет свой цвет по ряду причин, большинство из них критическими не является
Стоит обратить внимание на сроки, когда начинает чернеть смазка. Если цвет меняется сразу же после заливки, то либо двигатель слишком сильно загрязнён, либо используемое топливо низкого качества. Исправить такую ситуацию просто — достаточно промыть мотор и начать заправлять автомобиль в другом месте.
Причины, почему темнеет в двигателе
- Износ цилиндро-поршневой группы, из-за чего продукты сгорания топлива попадают в картер двигателя;
- Продукты окисления некачественного масла с небольшим объёмом присадок. Такие составы, вступая в реакцию с воздухом, легко окисляются;
- Старое масло, оставшееся в двигателе. Окончательно избавиться от него невозможно — определённое его количество всё равно останется в узлах автомобиля. Соответственно, если оно было чёрного цвета, то при смешивании с новым оно изменит и его оттенок на более тёмный;
- Количества присадок в составе смазочной жидкости. Действие специальных добавок направлено на уменьшение трения и растворение загрязнений, поэтому качественный состав со временем может потемнеть, поскольку выполняет свои функции по очистке двигателя;
- Перегрев силового агрегата может привести к закипанию и почернению смазки вплоть до изменения её консистенции, то есть таким образом загустить масло проще простого;
- Машинное масло низкого качества, не справляющееся со своими функциями.
К чему может привести использование тёмного масла
Потемневшее масло не вредит двигателю и узлам автомобиля. Смена цвета смазочной жидкости означает, что она выполняет свои функции и очищает мотор. Единственное, что нужно делать — вовремя менять масло на новое согласно рекомендациям производителя с учётом особенностей эксплуатации.
Вспенивание: в чём проблема?
Формирование пузырьков воздуха может привести к различным негативным последствиям:
- Понижение вязкости смазочного состава;
- Медленный отвод тепловой энергии, из-за чего детали и узлы автомобиля не будут в должной мере смазываться. Масло в системе движется по специальным каналам малого диаметра, и для смазки двигателя в них должно поддерживаться высокое давление;
- Отсутствие должного охлаждения деталей силового агрегата, приводящее к его перегреву;
- Увеличивается трение между деталями мотора, что приводит к их быстрому изнашиванию. В самых запущенных случаях это может привести к гидравлическому удару и капитальному ремонту двигателя.
Эмульсия в двигателе вредит всем его частям
Моторное масло может пениться по нескольким причинам:
- Проникновение в смазочную систему транспорта тосола по причине повреждения прокладки между блоком цилиндров и его головкой;
- Попадание в смазку воды, что приводит к изменению её химического состава и образованию масляной эмульсии;
- Несовместимость смазочных составов. При смене масла полностью слить старое невозможно, из-за чего оно может смешаться с новым.
Разгерметизация системы охлаждения
Причиной появления пены в этом случае становится смешивание масла и антифриза. В большинстве случаев это происходит из-за дефектов прокладки, расположенной под крышкой блока цилиндров. Антифриз может смешаться с моторным маслом в случае наличия в деталях дефектов. Трещины в них образуются из-за усталости металла или длительного воздействия высоких температур.
Найти зону протечку охлаждающей жидкости не всегда удаётся
Утечка антифриза диагностируется просто: достаточно оценить дым из выхлопной трубы. Для этого мотор работает в холостом режиме 10–15 минут, после чего выхлопная труба прикрывается белым листом бумаги. Лист тщательно высушивается и проверяется на наличие пятен бензина или масла. Говорить о нарушении герметизации можно в случае, если на сухой бумаге нет никаких следов. Устранить это можно только обращением в сервисный центр, поскольку самостоятельно найти утечку антифриза практически невозможно.
Цвет дыма из выхлопной может являться диагностическим признаком
Разные моторные масла
Пенообразование характерно для смешивания двух масел, отличающихся по составу и свойствам. В основном причиной этого становится смешивание синтетики и минерального масла. Происходит это из-за разницы в структуре двух типов смазочных жидкостей: по своим свойствам минеральные масла уступают синтетическим, которые образуются в результате реакций каталитического синтеза и структура коих включает молекулы одного размера, расположенные на одном расстоянии друг от друга. Смешивание двух разных видов смазки приводит к образованию осадка, который, циркулируя в двигателе, формирует пузырьки воздуха. Устраняется пенообразование единственным способом — использованием моторного масла одного типа и желательно одной марки.
Разница в структуре синтетических и минеральных масел
Конденсат
При попадании в двигатель или его детали воды последняя смешивается с маслом, образуя масляную эмульсию. Она не оказывает отрицательного воздействия и не является причиной неисправностей, но говорит о низкокачественном масле. Чаще всего эмульсия образуется в зимнее время года: плохо прогретый автомобиль приводит к оседанию конденсата на двигателе. Устранить образование влаги просто: необходимо тщательно прогревать машину перед каждой поездкой в холодное время года.
Образование конденсата на двигателе автомобиля не является опасным для него явлением
Изменение консистенции
Загустение моторного масла — самая опасная проблема. Консистенция смазочного материала может походить на сгущёнку, солидол или даже пластилин, последние приводят к негативным последствиям для автомобиля:
- Плохо заводится двигатель автомобиля, перестаёт реагировать на нажатие педали акселератора. При этом на приборной панели постоянно горит индикатор давления;
- Шатуны мотора могут оторваться от поршней и пробить стенку блока цилиндров, что выводит из строя весь двигатель.
Изменение консистенции моторного масла крайне опасно для двигателя
Точных причин изменения консистенции масла не выявлено, однако существует несколько основных предположений:
- Смешивание моторного масла с водой или охлаждающей жидкостью, что приводит к Shell-эффекту. Назван он так потому, что эксперты именно этой компании обнаружили в 40-х годах наличие в загустевшем масле следов антифриза и воды. Стоит сразу отметить, что изменять консистенцию будут далеко не все масла даже в аналогичных условиях, однако наличие воды и антифриза в составе является возможной причиной загустения смазочного материала;
- Низкокачественное топливо. Согласно теории, продукты сгорания такого бензина могут смешиваться с маслом, вступая в реакцию с присадками, что и становится причиной загустения. Стоит сразу отметить, что данная причина — одна из самых сомнительных и до сих пор находится под вопросом. Некачественное топливо вряд ли может сильно воздействовать на масло: в картер оно попадает в минимальных количествах и находится там недолго, так как температура испарения бензина ниже, чем масла. Помимо этого смешивание топлива и масла приводит к снижению вязкости последнего, а не к её увеличению. Кроме того, изменение консистенции смазки выводит из строя и дизельные двигатели;
- Человеческий фактор. Часто встречающаяся причина, связанная с заливкой смазки низкого качества или состава, который не имеет никакого отношения к маслу.
Почему снижается вязкость и как быстро с этим справиться
Моторное масло не только густеет, но и теряет свою вязкость. Причин этому может быть несколько:
- Термический крекинг. Во время данного процесса фракции и компоненты смазки разлагаются на составляющие, из-за чего снижается вязкость состава. Главное — их точка кипения становится ниже, соответственно, они практически не воспламеняются и быстрее испаряются;
- Загрязнение смазки веществами, которые попадают в двигатель вместе с топливом;
- Смешивание смазки со специальными веществами-растворителями, которые используются для очистки силового агрегата перед сменой масла. Полностью слить такие составы невозможно;
- Смешивание масел с разной вязкостью. К этому может привести заливка новой смазки: не полностью слитая старая может отрицательно сказаться на новой, даже фирменной, жидкости.
Снижение вязкости моторного масла говорит о неправильном функционировании агрегата
Устранить все эти явления можно одним способом: заменой моторного масла. Самостоятельно сделать это не совсем просто, особенно если требуется полная очистка всей системы. Проще всего провести всю процедуру в автосервисе, где автомобиль поднимут на специальном оборудовании, промоют систему и зальют новое масло, вязкость которого проверят сразу же после ремонтных работ.
Что делать, если масло по консистенции напоминает солидол
Наиболее страшным для двигателя является излишнее загустение моторного масла. Если по своей консистенции оно напоминает солидол, то это причина немедленного обращения в автоцентр.
Густое масло даже не стекает со стенок сосуда
Загустение масла до такой степени может происходить по разным причинам:
- Полимеризация. Под влиянием высокой температуры компоненты и составляющие смазки начинают склеиваться между собой;
- Окисление масла, вступающего в реакцию с воздухом;
- Длительное использование смазки без её регулярной замены может привести к накоплению в её составе большого количества сажи и оксидов;
- Образование водных эмульсий, приводящих к свёртыванию масла.
Как устранить и предупредить загустение смазочной жидкости
- Регулярно проверять рабочую температуру двигателя;
- Проверить эффективность сгорания топлива;
- Не допускать попадания в состав масла воды и тосола;
- Использовать только качественные оригинальные составы, рекомендованные автодилером.
Если консистенция масла все же изменилась, то необходимо сразу же обратиться в автосервис.
Изменение цвета и консистенции моторного масла может стать источником проблем. Многие из них устраняются своими силами, для избавления от других придётся обратиться в автосервис. Избежать неисправностей бензинового или дизельного двигателя можно, если использовать только качественное фирменное моторное масло и соблюдать рекомендации производителя автомобиля.
carnovato.ru