Масло. Об эстерах. А также крэкинг и синтетика — DRIVE2
Эстеры в масле. И автовладельцы, и многие работники сферы автосервиса слышали об эстеровых маслах, но редко кто может правильно пояснить, что это такое. Более того, одни свято верят в полезность и незаменимость масел на эстеровой основе, другие считают это очередным маркетинговым ходом. Попробуем разобраться…
Если кратко, эстеры представляют собой сложные эфиры — продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Однако начинать статью так «заумно» было бы неверно. Для начала необходимо вспомнить, какими бывают базовые масла для производства моторных и трансмиссионных масел.
Базовые масла, или по-другому — основы моторного или трансмиссионного масла, производятся:
• путем перегонки нефти;
• путем синтеза из газа или органических кислот.
Первые традиционно называются минеральные, а вторые — синтетические базовые масла.
По классификации Американского института нефти (API) базовые масла подразделяются на пять категорий:
Группа II — высокорафинированные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку — улучшенные минеральные). Типичные параметры: индекс вязкости: 115-125, температура вспышки — 205-215°С.
Группа III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (НС-технология). В ходе специальной обработки улучшают молекулярную структуру масла, приближая по своим свойствам базовые масла группы III к синтетическим базовым маслам IV группы. Не случайно масла этой группы относят к полусинтетическим (а некоторые компании даже к синтетическим базовым маслам). Типичные параметры: индекс вязкости: 125-160, температура вспышки — 210-225°С.
Группа IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Полиальфаолефины, получаемые в результате химического процесса, имеют характеристики единообразной композиции, очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости и не имеют молекул парафинов в своем составе. Типичные параметры: индекс вязкости: 140, температура вспышки — 250°С.
Группа V — другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы. В эту группу входят другие синтетические базовые масла и базовые масла на растительной основе. Типичные параметры: индекс вязкости: 180-200, температура вспышки: 250-330°С.
Химический состав минеральных основ зависит от качества нефти, пределов выкипания отбираемых масляных фракций, а также методов и степени их очистки. Минеральная основа — самая дешевая. Это продукт прямой перегонк
Мешаем эстеры с маслом. Расчеты, таблицы, формулы… — DRIVE2
Составил несколько таблиц по расчетам смесей масел с эстерами. Для примера взял самые дешевые (что не значит — худшие), 5W40 SN/CF A3/B4 MB 229.5, 5W30 SN/CF A3/B3 MB 229.51.
Расчеты для знакомых с математикой начальной школы до идиотизма просты и лаконичны:
(содержание базы)*(параметр в базе)+(содержание эстеров)*(параметр эстеров)
Например Вязкость, масла 90%, эстеров 10%:
Итоговая вязкость=0,9*(вязкость масла)+0,1*(вязкость эстеров)
Полный размер
Итак, что же происходит с маслом? Оно разжижается, чем больше менее вязких эстеров в него залить. Если заливать более вязкие эстеры — оно будет загущаться. Разбавляется присадочный пакет. Падает щелочное число, но падает и содержание золы, немного падает кислотное число.
Полный размер
Несколько тенденций, при увеличении концентрации эстеров. Видно как резко увеличивается конечная стоимость продукта при добавлении, прям взлетает, при 10% более чем в 1,5раза. Плавно и незначительно падает индекс вязкости, т.к. % содержание загустителя падает. Падает и сама вязкость. 5W30 не вышло из зоны W30 масел (вязкость изначально на верхней границе W30) даже при 20% (хотя стало слишком малозольным), но его пакет становится постепенно все более малозольным (сорри за тавтологию) и масло «обретает все более новые допуски». 5W40 ушло в W30 аж при 15% эстеров. Как это повлияет на реальную стойкость к кислотам, скорость срабатывания присадочного пакета и противоизносные свойства — сказать довольно сложно. Поэтому добавляйте не более 10% эстеров, тогда не придется гадать что у вас там получилось. Именно по этой причине заливать эстеры нужно в масла с большим содержанием ZDDP/ZP (цинка и фосфора как можно больше, по фосфору не ниже 900-1000ppm) и высоким щелочным числом (желательно за 10), а также с вязкость посередине и в верхней части диапазона вязкости (W30 за 11,5сСт при 100С, W40 за 13,5сСт при 100С)
Сдавать отработку на анализ после единственного заливания масла с эстерами не стоит. Нужно откатать 3-5 интервалов минимум. Или делать анализ после полной отмывки двигателя димексидом. Дело в том что эстеры очень неплохо отмывают отложения и все что у вас накопилось за многие годы и десятилетия в разных местах — будет плавать в масле как продукты износа. В результате в отработке лабораторией будет указано что все, двиг при смерти, продукты износа в 5-10раз превышают норму, проверить буквально каждую деталь…хотя на самом деле все с ним будет в порядке (в чем можно убедиться разобрав и промерив), просто все отмытое попало в масло…
Надо ли теперь объяснять насколько важна в таких замесах высокая вязкость исходного масла и максимально жирный (кроме «грузового») присадочный п
www.drive2.ru
Моторные Масла с ПАО+ЭСТЕРЫ и GTL (PAO+ESTERS) (с. 34)
МишухаУ нас и так сертифицированные пакеты присадок и компонентная база. Не вижу смысла в получении официальных допусков. Если модераторы разрешат, то продублирую наш комментарий на этот счет.
Существуют два способа получения официальных допусков мировых автопроизводителей на предлагаемые к использованию масла:
1.Без дополнительных исследований, если автопроизводителю предоставляются сертификаты на все компоненты (базовые масла, присадки, загустители, модификаторы трения и т.д.) и тестовый образец. Этим способом пользуются 99,9% производителей моторных масел. Разницы между нашим маслом, в котором изначально сертифицированные компоненты и маслом производителя, у которого тоже изначально сертифицированные компоненты, но который эти документы в будущем решил отправить автопроизводителю для формального внесения в его лист одобрения, с точки зрения качества рецептуры никакой.
2. С проведением всего комплекса испытаний, если автопроизводителю предоставляется только тестовый образец, с частичным или полным отсутствием сертификатов на используемые компоненты.
первом случае, производится ускоренная и упрощённая регистрация представленного масла автопроизводителем с внесением данных в лист одобрений (approved). Данной процедурой пользуются все производители, которые выпускают типовые продукты. Продолжительность и стоимость такой регистрации у каждого автопроизводителя своя: в среднем от 1000 до 3000 евро за 1 допуск, а срок рассмотрения от года до трёх лет.
При проведении данной процедуры мы считаем, что:
наличие официального допуска автопроизводителя не даёт потребителю гарантий того, что в приобретённой канистре находится продукт, соответствующий именно той рецептуре, на которую выдан допуск. Таких примером на oil-club множество. Вот пример из последнего анализа https://vk.cc/8JsXh0
официальный допуск от производителя — это для нас неэффективно потраченные время и деньги (затраты будут включены в себестоимость продукта), т.к. данный допуск, выданный на конкретную текущую согласованную рецептуру, мы обязаны всё время пролонгировать, если планируем выпускать и дальше продукт с данной рецептурой. А это значит, что мы, например, как производитель теряем мобильность в обновлении рецептуры и предоставления вам более усовершенствованного продукта.
Второй способ получения официального допуска является более дорогим и которым, по сути, пользуются только мировые бренды. В чём он заключается. Т.к. в тестовой рецептуре используются не сертифицированные компоненты, например, новые базовые масла либо пакеты присадок, то для получения официального допуска необходимо пройти тестовые испытания на двигателях или коробках передач конкретных производителей. Такой тест очень дорогой (десятки тысяч евро, а некоторые и 1 000 000 евро). Но имея такой допуск, производитель действительно имеет преимущество перед своими конкурентами, т.к. у него эксклюзивная рецептура. Сколько компаний таким способом реально получают официальные допуска, нам не известно, но, скорее всего, немного в моторных маслах, и единицы в трансмиссионных. Например, компания SHELL, которая начала выпускать базовые масла на GTL основе и Pentosin, выпускающий трансмиссионные жидкости. Для нас же данный способ просто не актуален.
ffclub.ru
Вот почему я добавил РОЕ(ПолиолЭстеры) в масло — DRIVE2
Все началось с того, что увидел такие кованные поршни из разобранного ДВС. Меня поразила чистота канавок под кольца!
Полный размер
Стал выяснять как такое может быть. Оказалось такую чистоту можно получить с маслами в которых присутствуют эстеры. Поршня на картинке выше после использование масел RED LINE.
.
.
.
Вся линейка гоночных масел RED LINE Motor Oil for Racing на Polyol ester base
ABOUT RED LINE MOTOR OIL FOR RACING
Reformulated for improved frictional properties
Special deals etergents for improved lubricity and less detonation
Polyol ester base stocks provide more stability and film strength when exposed to excess fuel dilution
Each of these products has no less than 2200ppm of zinc and phosphorus for antiwear
Each race oil product is a multi-grade, offering 2-4% more power than oil of a similar viscosity — 20WT is a 5W20, 30WT is a 10W30, 40WT is a 15W40, 50WT is a 15W50
Remember to change these oils more frequently than regular motor oils
Даже для драга 5WT Drag Race Oil (0W5)
Сразу предупреждаю, ценник на масло конский и мало кто будет его использовать при гражданской эксплуатации авто.
.
.
.
2% РОЕ в маслах так же использует ExxonMobil
Полный размер
Полный размер
.
Больше 2% РОЕ добавлять в масло не рекомендую, т.к. происходит конкуренция за поверхности между РОЕ и ZDDP. ZDDP основной защитник двс от износа. Ниже картинка от Мобил1, который в своих маслах применяет РОЕ.
.
Полный размер
РОЕ и ZDDP, молибден иногда бор(если в масле более 200ррм)
.
.
Вот что показывают картинки о маслах с эстерами(Group V) от Oronite. Взято отсюда www.oronite.com/pdfs/pc11_dexos.pdf
.
Полный размер
www.drive2.ru
Диэстеры — DRIVE2
Полный размер
Немного углубился в тему эстеров . Стал применять их в моторном масле своего автомобиля
www.drive2.ru/l/521654496779043064/
www.drive2.ru/l/525004158953062643/
Очень понравился эффект ! Буду и дальше их (диэстеры) применять .
Может кому интересно, то вот решил написать для чего же всё таки служат эстеры …
Эстеры это сложные эфиры, полученые путем химической реакции между жирными кислотами и спиртами. Соединения органических кислот обладают максимальной маслянистостью, что благоприятно сказывается на коэффициенте трения в узлах двигателя.
Молекулы эстеров полярны, благодаря чему, отрицательно заряженые молекулы масла притягиваются к положительно заряженой поверхности металла. Результатом будет постоянное присутствие слоя смазки в узлах двигателя. Еще одним положительным эффектом будет высочайшая стойкость масляной пленки. Так же Эстеры обладают высокой противоокислительной стабильностью, характеристики моторного масла будут высокими на протяжении всего межсменного пробега.
Долгое время эстеры применялись в маслах для авиационных двигателей. Где были по настоящему незаменимы и определяли совершенно превосходные свойства готового продукта. Впоследствии на эти вещества обратили внимание автомобильные химмотологи. Моторы становились все более форсированными, более теплонагруженными, литровая мощность моторов все увеличивалась, а интервалы замены становились все дольше. И минеральные базы просто уже не справлялись с возложенными на них задачами, а ПАО синтетика хоть и была стабильна, но не обладала полным спектром нужных свойств. На помощь пришла Матушка Природа.
Эстеры позволяют обойтись минимумом вязкостных модификаторов (загущающих присадок) в товарном масле, которые со временем разрушаются, и приводят к деградации масла, потери его основных свойств. Масло просто теряет заданную вязкость. Оставляя, кстати, после себя достаточно много грязи в моторе. Дело в том, что вязкость эстера можно задать в момент его производства. Что избавляет готовое моторное масло от дополнительных присадок. Это очень важно.
ДВС устроен так, чтобы свести к минимум внутреннее трение и износ. Достигается это благодаря, так называемому, гидродинамическому трению, когда трение происходит в слое масла, и разделяет трущиеся поверхности не давая им соприкасаться. Все бы ничего, но при пуске двигателя (а это каждое утро) все масло банально стекло под силой притяжения в картер. Масла просто нет в наиболее важных узлах двигателя. Что происходит в момент старта? Несколько первых оборотов коленвала двигатель испытывает масляное голодание. Пока маслонасос не накачает необходимое давление в системе детали трутся друг о друга без смазки. Так ведут себя все масла, кроме эстеровых. Благодаря полярной структуре их молекул, они буквально прилипают к металлу, и надёжно защищают двигатель на пуске или при длительных простоях. Таким образом двигатель полностью смазан всегда. Даже
www.drive2.ru
vitalxbc › Блог › Альтернативный способ промывки двигателя. Эстерово-минеральная композиция.
В связи с некоторыми сложностями и особенностями в подготовке, работе (куча замесов промывок и прочего), а также геморроем в дальнейшей промывке с помощью димексида, возможен альтернативный путь, после которого можно спокойно заливать свежее масло без каких-либо промывок и ехать дальше. Для мягкой промывки двигателя многие добавляли 3-5-10% полиэстеров либо диэстеров в масло. После всего одной заливки многие отметили моющий эффект. Мы пойдем гораздо дальше. Будем мыть концентрированными эстерами, 50%. Можно конечно залить прямо чистые — но есть сложности с приобретением вязких эстеров (они достаточно дорогие и часто недоступны для заказа), а вязкость в 4-6сСт при 100С совершенно недостаточна для защиты двигателя, даже на холостых, особенно с учетом отсутствия какого-либо присадочного пакета в эстерах, таким способом можно «натворить делов» — ведь это лишь база. Никто не обламывается «промывать» почти пустой промывочной минералкой каждую замену масла и ничего страшного не случается. Правда в промывочном масле содержатся в приличном количестве ZDDP и даже моющие на основе кальция, да и вязкость приведена к близким к W20 маслам, чего достаточно для работы на холостых любого двигателя. Эти недостатки чистых эстеров на основе добавки минерального моторного масла мы и будем решать. Эффективность такой промывки покажет исключительно практика, потому как так еще просто никто не делал и нет никакой статистики. Достоинства способа в том что на этой смеси можно даже ездить некоторое количество времени без наваливания — в пределах 100моточасов точно выдержит, не нужно снимать и отмывать поддон, стоять и нюхать часами димексидную вонищу, глушить вентиляцию картера и делать прочие извращения…а тут хоп — залил и пошел тарахтеть часа 3-4-5 — пока сколько точно нет статистики. Можно даже в отсечку на месте лупить — ничего страшного не случится. Сколько понадобится масляных фильтров и придется ли вообще их менять — тоже пока неизвестно.
Для начала посмотрим на анализы промывочных масел Лукойл и ТНК/Роснефть. Оба промывочных масла содержат приличное количество ZDDP — около 600ppm по фосфору (перестраховались на случай если дурики на этом поедут или того хуже — в поддельную 20ку лить начнут… и оно действительно не навредит), вязкость около 9сСт — W20, не содержат загустителя, индекс вязкости 9х выдает обычную минералку. В обоих присутствует небольшое количество кальция — моющий пакет для нейтрализации кислой среды от старого масла. При внимательном изучении дешевых масел 10W40 15W40 удалось найти два с известными анализами и подходящими параметрами — вязкостью, сожержанием ZDDP, кальция, щелочным числом. При разбавлении пополам с эстерами получается просто отличное не только промывочное масло, на нем еще и проехать можно около 150моточасов на обычном двигателе. Пакет получился конечно малозольным, зато посмотрите на золу 0,55-0,6% — прям шедевр из минералки, а не ма
www.drive2.ru
Масла с микрокерамикой и эстерами — DRIVE2
VX 5w30 (Рисунок 1) Синтетическое моторное масло с микрокерамикой и эстерами.VX 5w30 — инновационное моторное масло высшего стандарта качества обеспечивающее:
-лучший на сегодняшний день теплоотвод и смазку двигателя
-экономию топлива (экспертиза энергосберегающих масел, журнал «За рулем», апрель 2009.)
-снижение износа и шума двигателя
-увеличение мощности двигателя
-микрочастицы безопасны для фильтров FAP и Low SAPS.
VX 5w30 имеет уникальную формулу: специальное сочетание высококачественной синтетической основы масла и передовых присадок. Эта технология — синтез двух компонентов:
Микрокерамических частиц: которые образуют очень мощную твердую смазку, уменьшающую коэффициент трения и снижающую высокую температуру;
Поляризорованное синтетическое эстеровое масло: микрокерамика растворена в очень специфическом синтетическом масле.
Вместе они формируют чрезвычайно прочную защитную пленку, которая основательно снижает износ и трение. Когда двигатель выключен, пленка остается на внутренней поверхности двигателя и обеспечивает оптимальную защиту при холодном старте. Превосходно увеличивает срок между заменами масла.
WRX 7.5w40 (Рисунок 2) Синтетическое моторное масло с микрокерамикой и эстерами.WRX 7.5w40 — масло высшего стандарта качества обеспечивающее:
-лучший на сегодняшний день теплоотвод и смазку двигателя
-экономию топлива (экспертиза энергосберегающих масел, журнал «За рулем», апрель 2009.)
-снижение износа и шума двигателя
-увеличение мощности двигателя
-микрочастицы безопасны для фильтров FAP и Low SAPS.
WRX 7.5w40 имеет уникальную формулу: специальное сочетание высококачественной синтетической основы масла и передовых присадок. Эта технология — синтез двух компонентов:
Микрокерамических частиц: которые образуют очень мощную твердую смазку, уменьшающую коэффициент трения и снижающую высокую температуру;
Поляризорованное синтетическое эстеровое масло: микрокерамика растворена в очень специфическом синтетическом масле.
Вместе они формируют чрезвычайно прочную защитную пленку, которая основательно снижает износ и трение. Когда двигатель выключен, пленка остается на внутренней поверхности двигателя и обеспечивает оптимальную защиту при холодном старте. Превосходно увеличивает срок между заменами масла.правый низ — 3200
www.drive2.ru