Как выбрать моторное масло: советы экспертов
Для многих водителей выбор моторного масла — задача непростая. Кто-то обращается за советом к друзьям или на интернет-форумы, а кто-то просто доверяет выбор специалистам СТО. Мы собрали популярные вопросы автолюбителей на эту тему и попросили экспертов компании «Лукойл» доступно на них ответить
В России официально представлены десятки автомобильных марок, сотни моделей и тысячи двигателей. И под каждый необходимо правильно подобрать масло, ориентируясь на многообразие допусков автопроизводителей и вязкостей моторных масел. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд, если просто ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, которые, в свою очередь, базируются на двух основных моментах: тип двигателя и температура окружающей среды.
ВЯЗКОСТЬ
В обозначение вязкости масла по SAE входят две цифры. Первая, рядом с буквой W, обозначает низкотемпературную вязкость (0W, 5W, 10W, 15W, 20W). Чем ниже этот показатель, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. В средней полосе России достаточно класса вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера, где температура может опускаться ниже –30° С, рекомендуется использовать масло с классом вязкости 0W-X.
Вторая цифра в обозначении класса вязкости — это высокотемпературная вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Двигатели различных автопроизводителей имеют самые разные требования к этому параметру. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие масла, как, например, японские и корейские автомобили. А некоторые, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40. В любом случае при выборе класса вязкости необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ» И «ОДОБРЕНИЯХ»?
Автопроизводители могут иметь самые разные требования к маслам. Европейские и американские зачастую имеют собственные допуски на масла и разрешают заливать в свои двигатели только продукцию, получившую одобрение и прошедшую тестирование в независимых или собственных лабораториях. Японские, китайские и корейские автопроизводители не имеют собственных допусков для моторных масел, но требуют наличия соответствия требованиям международных классификаций API или ILSAC.
Чтобы получить допуск автопроизводителя, необходимо провести ряд стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях. На основе успешных испытаний выдается допуск на масло, подтверждающий уровень эксплуатационных свойств, и автомобильная компания вносит масло в список официально одобренных. Наличие официального одобрения от автопроизводителя гарантирует исправную работу масла в двигателе. Если какая-либо поломка все же произошла, и ее причиной стало именно масло, заявленное как одобренное, то автопроизводитель обязан компенсировать расходы на ремонт.
МАСЛО ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИ И СЕРВИСНОЙ ЗАЛИВКИ
Первое масло в двигатели автомобилей заливают на сборочном конвейере и, как правило, требования, которые автопроизводители к нему предъявляют, выше, чем к маслам сервисной заливки. Такие масла обладают меньшей вязкостью, чтобы излишне не препятствовать «сглаживанию» трущихся поверхностей при обкатке и стендовых испытаниях двигателя. После того как мотор обкатан, он с залитым маслом отправляется на сборочную линию.
Масло, которое попадает в двигатель при его гарантийном обслуживании, принято называть маслом сервисной заливки. Многие считают, что необходимо использовать исключительно оригинальные моторные масла в таре с этикеткой автопроизводителя. Однако стоит отметить, что сейчас ни одна автомобильная компания не занимается самостоятельным производством масел, а прибегает к помощи специализированных компаний. Поэтому масло в фирменной упаковке отличается лишь логотипом на этикетке и завышенным ценником. Соответственно, при замене масла можно использовать продукт любого бренда при наличии необходимого допуска и уровня эксплуатационных свойств, рекомендуемых автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к автомобилю.
МАСЛО В ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД
В постгарантийный период, когда пробег автомобиля может достигать более 100–200 тыс. км, в первую очередь увеличиваются зазоры между стенкой цилиндра и поршнем. Если продолжать использовать маловязкие масла, то создаваемой толщины масляной пленки может оказаться недостаточно, и будет происходить прорыв газов сгорания в масляный картер. В этой связи, имеет смысл перейти на более вязкие масла, которые будут обеспечивать большую толщину масляной пленки и продлят жизнь двигателя.
КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО?
На вопрос «Когда менять масло?» нельзя ответить однозначно, поскольку этот момент зависит от большого количества факторов — от условий эксплуатации до качества топлива. В руководстве по эксплуатации автомобилей, как правило, приведены несколько заниженные цифры — до 15 тыс. км. На самом деле качественные масла от крупных компаний, имеющие официальные одобрения автопроизводителей, вполне могут проработать гораздо дольше. Поэтому ничего страшного не произойдет, если затянуть с заменой масла на 500–1000 км. Но делать этого все же не следует, так как в случае поломки автопроизводитель имеет право отказать в гарантийном ремонте.
Большое влияние на ресурс моторного масла оказывает режим, при котором эксплуатируется автомобиль
ИТОГИ
Итак, для того чтобы самостоятельно правильно подобрать моторное масло, нужно выполнить следующие действия:
- Проверить руководство по эксплуатации своего автомобиля и найти раздел с требованиями к маслу.
- В зависимости от типа двигателя и режима эксплуатации определить требуемый уровень свойств моторного масла.
- Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от температуры окружающей среды, в которой эксплуатируется автомобиль, и пробега автомобиля.
- Выбрать желаемый бренд масла, внимательно изучить заявленные уровни свойств, допуски и соответствия требованиям автопроизводителей.
- По возможности проверить наличие у производителя масел лицензий и одобрений онлайн или запросить официальные документы.
Хочу получать самые интересные статьи
5koleso.ruКак правильно выбрать моторное масло для автомобиля
Используя авто, каждый водитель должен знать, какое масло лучше заливать в двигатель. Разумеется, перед совершением покупки надо узнать побольше о товаре. Можно ознакомиться с различными руководствами, содержащими грамотные советы, проконсультироваться у экспертов. Нелишним будет спросить у более опытных автолюбителей, какое масло заливать в двигатель. Если вы купили б/у автомобиль без эксплуатационной инструкции, обратитесь к официальному дилеру. Сотрудники салона помогут вам выбрать подходящую для вашего транспортного средства смазку, объяснят, какое масло лить в двигатель машины.
Надо принимать во внимание степень износа силового агрегата. При применении минерального масла для автомобиля, если потрескается, к примеру, поддон, трещинки со временем заполнятся отложениями. Если потом налить синтетическое масло, затвердевшие отложения уберутся. Следовательно, мотор начнет протекать. Ввиду этого нужно очищать движок ручным методом.
Выбор оптимального автомасла
Когда нужно выбрать, какое моторное масло залить в ДВС, водитель, в первую очередь, смотрит на рейтинг смазок. Потом он учитывает марку автомобиля, пробег, дату производства. Как правильно выбрать моторное масло? Необходимо понимать, чем отличается синтетика от полусинтетики. Минеральное автомасло заливается только в старые машины, потому не заслуживает особого внимания.
Синтетика производится в лабораторных условиях посредством обработки нефти/газа, сложного синтеза молекул. Подобная смазка достаточно долго сохраняет собственные характеристики под влиянием разных факторов.
Полусинтетическое автомасло производят, смешивая минералку с синтетикой. Минеральное масло представляет собою натуральный продукт, изготавливаемый посредством перегона и очистки нефти.
Производство моторного маслаКак правило, синтетическая масляная жидкость текуча, хорошо проходит по всему движку. Залив ее, возможно сэкономить горючее, уменьшить потери мощности из-за трения. Синтетика долго не меняет собственных показателей, замедляет износ ДВС, ее не нужно часто менять. Также синтетические расходники устойчивы к температурным перепадам.
Если машина произведена давно, эксперты подбирают автомасло, принимая во внимание такие характеристики:
- вязкостный индекс;
- качество;
- тип.
Масляная жидкость для дизельных движков
Когда решают, какое масло заливать в дизельный двигатель, обязательно учитывают специфику его работы. В подобные моторы надо лить смазку с неизменными свойствами. Это позволит обеспечить продолжительную эксплуатацию ДВС. Используются присадочные вещества, которые отличаются от тех, что добавляются в автомасла для движков на бензине. Ввиду того что горючее до конца не прогорает, нужно большее количество моющих, диспергирующих добавок.
Присадки удерживают сажу во взвешенном состоянии, уменьшают количество нагарных отложений в цилиндровом блоке и поршневой системе. Для повышения устойчивости к окислению в условиях большой серной концентрации используют добавки. Они защищают от окисления, имеют щелочь в составе.
Если двигатель без турбонаддува, нужно использовать смазку класса не меньше CD. Для турбодизельных ДВС подойдет CE. Турбонаддувные движки более требовательны.
Также, если двигатель на дизеле, надо учитывать вязкостный индекс. Бывают автомасла для лета, зимы, любого сезона.
Смазка для ДВС на бензине
Как выбрать масло для двигателя, работающего на бензине? Все зависит от климата, в котором будет эксплуатироваться авто. В настоящее время моторы мощные, обладают большим уровнем сжатия. Ввиду этого они могут функционировать в жестких условиях. Для современного двигателя моторное масло лучше выбирать синтетическое/полусинтетическое.
В большую часть моторов можно лить полусинтетическую смазку, заменяя ее в обычном режиме. Чем жестче эксплуатационные условия, тем больше частота замены. Какое масло нужно заливать в двигатели на бензине? В России, приобретая расходник, соблюдайте осторожность, чтобы не купить подделку. Масла лучше приобретать в тех магазинах, которые имеют хорошую репутацию. Это позволяет значительно уменьшить шанс покупки подделки.
Масла для различных моделей автомобилей
Поняв, что представляют собою основные показатели автомасел, возможно определиться, какую лучше смазку залить в силовой агрегат. Безусловно, при выборе масла смотрят в эксплуатационное руководство, отыскивают рекомендации, предоставленные автопроизводителем. Большая часть водителей соблюдает рекомендации, особенно тогда, когда гарантия на авто еще не закончилась.
Необходимо осознавать, что автоизготовители будут советовать только тех производителей нефтепродуктов, с которыми сотрудничают. Множество автопроизводителей делают свои смазки, советуют хозяевам транспортных средств приобретать именно их.
Как выбрать моторное масло, если вы не особо разбираетесь в данном вопросе? Просто следуйте рекомендациям, написанным в эксплуатационном руководстве. Далее будет написано, как правильно выбрать масло для определенного автомобиля.
Выбор масляной жидкости для определенной марки авто
ВАЗ-2107
Моторное масло для бензиновых двигателей российских авто надо выбирать, учитывая советы автопроизводителя. В ВАЗ-2107 рекомендуется лить:
- по API – SG, SH, SJ, S;
- по SAE – 10w30, 10w40, 5w40, 0w40.
Множество водителей отдает предпочтение смазкам «Лукойл». Выбрав определенное автомасло, желательно не менять его. Чтобы заменить смазку, придется мыть силовой агрегат, то есть затрачивать время практически впустую.
Hyundai Accent
Водителям данного авто необходимо учитывать, насколько убитым является мотор, каков его номер. Для большей части машин оптимальна полусинтетическая смазка 10w40. Лучше ее не заливать в двигатель с номером D4FA, ведь он совместим лишь с синтетическим автомаслом 5w30. Хорошим выбором будет продукция «Ликви Моли», «Мэннол», «Арал».
Renault Logan
Автопроизводитель рекомендует лить в силовой агрегат этой машины ELF Evolution 5w30/5w40. Данные смазки являются синтетикой.
Nissan Almera/Qashqai
Nissan Almera представляет собою машину, которая выпускается долгое время. Ввиду этого в авто, произведенные до двухтысячного года, оптимально лить минеральный нефтепродукт 15w40. Если машина сделана позже, обратите внимание на синтетическое автомасло 5w30. Для дизельных двигателей подойдет полусинтетическая смазка 15w40. Большой популярностью пользуется ELF 5w40.
Nissan Qashqai изготавливается уже десять лет. Автопроизводитель рекомендует лить в его силовой агрегат синтетическое масло 5w30. Многие водители приобретают оригинальную смазку Nissan.
Opel
В давно произведенных авто оптимально использовать минеральную смазку 15w40 либо полусинтетическую 10w40. Для современных моделей нужно приобрести синтетическое масло 5w30. Автопроизводитель рекомендует расходники «Мобил», «Ликви Моли», «Мотул».
Toyota
Выбирать смазку по вязкостному индексу необходимо, принимая во внимание дату производства машины. С выбором марки автомасла проблем точно не возникнете. Лейте в движок масло Toyota.
Mazda CX7
Используйте синтетику 5w30. Автопроизводитель изготавливает собственную масляную жидкость, поэтому покупайте только ее.
Оптимальная смазка для зимних условий
Если ознакомиться с отзывами автолюбителей, становится понятно, что смазки для зимы сегодня не пользуются популярностью (как и расходники для лета). В настоящее время практически везде применяются всесезонные нефтепродукты, которые возможно лить в ДВС круглый год. Они промаркированы двумя числами (первое указывает на низкотемпературную вязкость, второе – на высокотемпературную), буквой «w» (свидетельствует о том, что расходник можно лить в любое время года). Большинство владельцев авто покупает только такие смазки. Выбирая масляную жидкость для зимы, учитывайте, прежде всего, низкотемпературную вязкость продукта.
Если она оптимальна для климатических условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль, значит, это масло вам подходит. В том случае, если возможно понижение температуры воздуха, покупайте автомасло с запасом низкотемпературной вязкости.
Учитывайте такие факторы:
- когда вы заменяете нефтепродукт, мотор дополнительно нагружается;
- смазки от одного изготовителя возможно смешивать, даже если они имеют разные вязкостные характеристики;
- зимние автомасла нужно выбирать, учитывая советы автоизготовителя.
Множество автолюбителей предпочитает применять в морозы продукты определенных марок. В Российской Федерации наиболее распространены следующие расходники:
- «Кастрол» – высоко оцениваются по всей территории Евразии;
- «Шелл Хеликс» – имеют много положительных потребительских отзывов;
- «Ксадо» – располагают полезными свойствами;
- «Зик» – хорошо зарекомендовали себя среди водителей;
- «Мобил» – продукты из Германии, которые признаны во множестве государств.
В России также пользуются популярностью нефтепродукты «Лукойл». Однако они не слишком хорошо подходят для сильных морозов.
Число смазок, которые имеются сегодня в магазинах, очень большое. Для любой машины можно выбрать не один десяток масел от разных производителей. В зимний сезон качество автомасла должно ставиться превыше его цены. Если же машина стоит в теплом помещении, в нее не нужно заливать высококачественный нефтепродукт. Будет достаточно обыкновенной универсальной смазки. Не нагружайте силовой агрегат сверх меры, заменяя автомасло на абсолютно другое.
«Съедание» автомасла силовым агрегатом
Некоторые люди сталкиваются с тем, что двигатель есть масло. Подобное происходит из-за колец поршней. При применении низкокачественного нефтепродукта, превышении его пробега он подвергается горению, окислению. На запчастях мотора появляется нагар.
Из-за него кольца прилипают к поршню, прекращают работу. В цилиндровом блоке падает давление. В результате масло попросту «съедается» ДВС.
Кроме того, при стандартном изнашивании меняются цилиндровые стенки. Увеличиваются промежутки между поршнями и цилиндрами, на стенках возникают сколы, задиры. Автомасло задерживается в них, потом прогорает. Из-за этого оно быстро тратится.
Ответственно отнеситесь к выбору такого расходника, как моторное масло. Контролируйте периодичность его замены, тщательно мойте движок машины, если в нем появились нагарные отложения. Не жалейте денежных средств. Лейте в собственное авто исключительно проверенные временем нефтепродукты от известных изготовителей. Благодаря этому вы сумеете значительно продлить срок его службы.
motoroill.ru
Как правильно выбрать моторное масло
Эксплуатация автомобиля требует периодического ухода и обслуживания. Важно понимать: моторное масло занимает в процессе ухода за автомобилем немаловажную роль. Поэтому следует точно определить критерии перед тем, как выбрать моторное масло.
Выбор моторного масла: основные критерии
Этот выбор очень ответственное дело, поскольку масло применяется для смазки роторных и поршневых силовых агрегатов. Каждый рассматриваемый продукт состоит из базовых масел, присадок, ролью которых является улучшение свойств. Именно поэтому перед тем как выбрать моторное масло, следует в обязательном порядке прибегнуть к определенным правилам, рекомендациям и критериям.
Требования к маслу:
- высокие солюбилизирующие, моющие способности;
- отличные противоизносные свойства;
- термоокислительная стабильность;
- отсутствие коррозийных воздействий на элементы силового агрегата;
- стойкость к старению, а также противостояние внешним воздействиям;
- малая летучесть, а также низкий уровень расхода на угар;
- высокая термическая стабильность;
- малая вспениваемость на фоне высоких и низких температур;
- совместимость с уплотнительными материалами;
- совместимость с катализаторами;
- обеспечение холодного пуска, прокачиваемость и надежность смазывания.
Есть другие требования, являющиеся специфическими. Как выбрать моторное масло? Какие критерии стоит учитывать? Ответы на эти вопросы рассмотрим ниже.
Виды масел автомобильного двигателя
Есть классификация, согласно которой моторное масло подразделяется на следующие типы: минеральное, полусинтетическое, синтетическое. Для начала стоит обратить внимание на минеральное, которое изготавливается посредством процесса перегонки и очистки нефти. Если говорить о полусинтетическом, то оно производится путем смешивания. В конце стоит выделить синтетическое, производящиеся путем химического синтеза.
Климатические условия
Есть определенные рекомендации, согласно которым следует заменять или доливать масло. Оно должно в обязательном порядке сохранять вязкость и это свойство должно оставаться в заданных пределах. Стоит обратить внимание, что сегодня преимущественное количество масел производятся всесезонными, однако можно делать выбор в пользу зимнего, летнего варианта.
Выбирая сезонный продукт для двигателя автомобиля руководствуются, как правило, рекомендациями производителя. Выбор осуществляется с поправкой на климат в определенном регионе, где эксплуатируется автотранспорт. Зимнее масло помогает запустить двигатель в холодную погоду, когда температура опускается ниже отметки -5 °C. В условиях минусовой температуры в зимний период продукт обязан сохранять заложенные качества, а поэтому следует сделать выбор в пользу класса вязкости 0W. Такой класс помогает сохранить текучесть в условиях низких температур.
Масла по климатическим классам
Выбирая масло этого типа не нужно обходить вниманием условия эксплуатации двигателя или хранения автомобиля. Таким образом, если транспорт ночью стоит в теплом гараже, и вы не планируете запускать двигатель в условиях низких температур — заливайте масло с большей вязкостью.
Выбирая «летний» аналог продукта следует принимать к вниманию свойство сохранять вязкость, возможность смазывать, а также охлаждать детали поддающиеся трению. Так удастся предотвратить усиленный износ силового агрегата, снизить нагревание, его заклинивание в условиях сильного перегрева. Зачастую производитель рекомендует класс 40. Если машина работает в условиях жаркого и влажного субтропического климата, стоит сделать выбор в пользу класса 60.
Сезонный продукт в настоящее время встречается в торговых точках достаточно редко, при этом известные мировые автопроизводители рекомендуют использовать его исключительно в качестве временного. Поэтому желательно эксплуатировать двигатель в тандеме с всесезонным маслом 10W-40, либо 5W-30. Не стоит осуществлять смешивание, что связано с их несовместимостью. Подобные шаги крайне нежелательны, так как влияют на свойства двигателя и длительность эксплуатации силового агрегата.
При каких обстоятельствах следует производить замену?
На протяжении эксплуатации транспорта следует обязательно менять и доливать смазывающую жидкость. Однако, когда этот шаг необходимо делать? Считается, что одной заправки достаточно на пробег в 10 000 километров при нормальных условиях эксплуатации. При агрессивной езде или тяжелых условиях, а также при эксплуатации дизельного агрегата потребуется заливать жидкость чаще. При эксплуатации автомобиля в зимний период, также потребуется более часто менять моторное масло.
Если двигатель начал «есть» масло значит надо его менять на менее вязкое. Замена досрочно может потребоваться после попадания пыли внутрь двигателя или посторонних частиц.
Замена должна производиться между сезонами. Специалисты рекомендуют заменять данную жидкость в транспортном средстве при покупке, бывшем в эксплуатации ранее. Не будет лишней мерой промывка перед заменой в автомобиле, который вы приобретаете в подержанном состоянии.
Следите за уровнем моторного масла – доливайте по мере использования. Используйте только аналогичную моторную смазку для доливки. При смешивании разных продуктов стоит соблюдать меру, нового, равную 15% от остатка старого продукта, что примерно составляет его остаток в двигателе после полного сливания старого масла. Стоит внимательно относиться к доливанию и замене, поскольку от этого будет зависеть надежность и время эксплуатации автомобильного двигателя.
Выбор по автомобилю, нагрузке и году выпуска
Масло должно выбираться соответственно марке транспортного средства, году выпуска, а также степени нагрузки. Каждый производитель указывает марку, которая совместима с определенной маркой автомобиля. Принимайте к вниманию мощность двигателя. Так, если мотор имеет высокие обороты и немного лошадиных сил – сделайте выбор в пользу синтетического масла.
Для мощного силового агрегата потребуется минеральное либо полусинтетический аналог. При эксплуатации транспортного средства в городе рекомендуется выбирать полусинтетическое с наибольшим составом синтетики. Очень важно обращать внимание на возраст транспортного средства, эксплуатируемого вами. Если автомобиль проехал более 200 000 километров, выбирайте полусинтетическое масло. Стоит отметить, что все малолитражки с солидным сроком эксплуатации желательно эксплуатировать вместе с полусинтетическим аналогом.
Почему следует учитывать рекомендации производителя?
Компания-производитель транспортного средства, эксплуатируемого вами, заинтересована в его надежной работе. Именно поэтому соблюдение рекомендаций производителя по части применяемого масла считается гарантией долговременной, надежной и правильной эксплуатации автомобиля. Для примера стоит привести следующую ситуацию: заливается масло 10w-50 при рекомендуемом 10w-40. Вязкость не сохраняется при высоких температурах. Подобный шаг послужит причиной недостаточного смазывания составляющих механизма. Это приведет к повышению расхода топлива и последующему ускорению износа силового агрегата.
Рекомендации вязкости масла по моделям от Honda
Использование масла выше 15w-40 в зимний период для двигателя может обернуться затруднениями по части пуска двигателя в сильный мороз. Однако, если вы живете в относительно теплом регионе страны, где показатель градусника не опускается ниже -5 °C, применение допускается. Производитель эксплуатируемого вами транспортного средства вносит в документы средние значения класса вязкости SAE. Достаточно часто производителем приводится поправка на условия эксплуатации транспортного средства.
Где покупка предпочтительна?
Перед тем как выбрать моторное масло для своего транспортного средства, понадобится знать место, где купить важный автомобильный продукт. Разумеется, его покупка целесообразна в специализированной торговой точке. Ещё лучше, когда моторное масло приобретается у официального партнера производителя. Так удастся с большой вероятностью избежать подделок, тем самым уберечь себя от неблагоприятных последствий и негативных проявлений для двигателя. Выбор стоит направить в сторону известных марок, однако нужно быть внимательным, так как именно известные производители нередко становятся объектами внимания шарлатанов.
Стоимость минерального масла берет старт с отметки 3$/литр. Если говорить о полусинтетическом – его стоимость начинается от 5$. Синтетическое продается за 7$/1 литр минимум. Производители авто настоятельно не рекомендуют экономить на используемом моторном масле, поскольку двигатель – самая важная и подверженная рискам часть автомобиля. Важно ответственно выбирать подобные продукты, поскольку от этого будет зависеть срок эксплуатации двигателя, а, соответственно, самого автомобиля! Если вы по-прежнему не можете с точностью определить правильный вариант масла для двигателя, обратитесь к профессионалам, они вам обязательно помогут и дадут дельные советы.
autoleek.ru
Как выбрать моторное масло для автомобиля
Давайте вместе постараемся ответить на вопрос, как выбрать моторное масло для автомобиля? Надеемся, что в конце данной статьи вы найдете ответ для себя, или хотя бы станете на порядок больше знать об этой процедуре.
Суть данной статьи заключается в том, что выбранное вами моторное масло обязательно должно иметь полное соответствие с требованиями производителей автомобилей, каким бы не было мнение продавцов данного продукта, автомехаников или же соседа по гаражу.
Когда же следует менять масло согласно регламенту? Какое моторное масло купить, а какие фильтры поставить? Такими вопросами должен хоть раз задаться любой автовладелец, эксплуатирующий автомобиль, который уже перестал пользоваться гарантийными услугами станции технического осмотра — СТО.
Большинство из вас будут спрашивать знакомых, задавая такой вопрос, как «каким маслом ты пользуешься?». Но каждый будет говорит разное и хвалит свое. Ну что же, давайте пройдемся по пунктам подробно и по существу.
Сначала постарайтесь выяснить рекомендации автопроизводителя.
Вам нужно внимательно изучить сервисную книгу вашего автомобиля перед тем, как начать думать о замене и о выборе масла. Если автомобиль б/у, то информацию необходимо искать или у официальных поставщиках запчастей конкретной марки, или же у официальных представителях данной компании. Думаем, нет необходимости убеждать вас в покупке официального масла, потому что нам не нужны ни марка, ни производитель масел — нам нужны только параметры, допуски масел.
Допуски масел, это своего рода шифры автопроизводителей, которые говорят о качестве масла. Допуски нужны для мотора или узкой линейки моторов, а не для марки автомобиля в целом.
Что в результате мы получим? А получим мы код из набора набор цифр и букв — допуск по маслу, используемому в двигателе конкретного автомобиля. Для Мерседеса, например, это будет — MB 228.3 и VW 501.01 — для Ауди.
Некоторые автопроизводители скромнее в своих требованиях и дают кодирования только по международным классификациям — API, SAE и ILSAC. SAE 5W40 SL, например
Это все важно, потому что в химический состав автомобильных масел добавляют присадки. У всех масел набор присадок разный и соответственно рассчитаны на различные силовые агрегаты и условия эксплуатации. Если вы неправильно подобрали букет из этих присадок, то это или уменьшит мощность или ускорит ремонт двигателя.
Узнайте, что было залито или заливалось раньше.
Теперь вам нужно будет выяснить, какое масло раннее использовалось в двигателе вашего автомобиля. Если вы недавно купили машину, то спросите у владельца и запишите эти данные, а то такие вещи не держатся в голове во всех деталях. Ведь вам нужна точная марка масла и его производитель. Одним словом, вы должны узнать о реквизитах ранее залитого масла.
Также узнайте о расходе масла, так называемый угар. Это тоже является важным показателем. Всегда сгорает определенное количество масла, вопрос только — сколько. Каждый двигатель имеет свой росход масла, заданный производителем, однако это не означает, что ваш двигатель должен попадать под эти нормы.
На данном этапе выясните, выходит ли такой расход за нормы потребления масла вашим авто или нет, и сравните выше сказанное с данными характеристик автомобиля.
Анализируйте текущую ситуацию.
Теперь мы знаем, какие допуски моторного масла предлагает производитель, а также какое масло раннее заливалось в двигатель вашей машины. Подумаем, стоит ли вообще ломать себе голову выбирая масло или оставить таким, как оно есть.
Каждая замена марки масла приносит вред деталям вашего авто, и это нужно учесть.
Проведите анализ ваших исследований по поводу того, какое масло раньше заливалось и какое масло можно заливать.
Старайтесь по максимуму, чтобы ваше масло соответствовало необходимым допускам.
Единственной важной причиной изменения марки масла является завышенной расход — вам нужно перейти на более вяжущее масло. Перейдите от синтетики к полусинтетике.
Проводим анализ рынка масел.
Теперь мы еще ближе подошли к выбору марки масла. У вас видимо есть несколько вариантов различных производителей масел, которые могут подойти именно для двигателя вашего авто.
Вы обязаны знать, что должны искать моторные масла, которые являются сертифицированными по допускам именно для вашего двигателя. Проще всего, это в любом поиске ввести допуск или информацию о необходимых потребностях вашего двигателя по маслу и вы сможете получить массу ссылок о разных производителях масел и марках с указанными сертификациями по допускам.
Но, что интересно, не каждый производитель масел публикует информацию о сертификации по допускам или узнать о ней не так то просто.
Не обращайте внимания также на рекомендации для вашей машины от производителей масла — они частенько лукавят, да и не указывают, для какого конкретно двигателя рекомендована та или иная марка масла. Обращайте свое внимание только на указанные допуски, по которым сертифицирована марка масла.
Вспомним еще раз, что допуск — это определенный набор присадок и стандарт качеств, подходящих для определенного двигателя.
Выбираем класс и вязкость масла.
Теперь вам нужно сузить круг марок масел. Выбирая масло нужно учесть, что по одному допуску производитель автомобилей сертифицирует сразу несколько марок одного и того же производителя масел.
Основное отличие в данном случае — вид (полусинтетика, синтетика, минералка), класс и параметры вязкости. Когда будете выбирать вязкость масла, нужно учитывать следующее: чем больше пробег (старый двигатель) — тем выше должна быть высокотемпературная вязкость масла, но в рамках, допущенных автопроизводителем.
Как выбрать моторное масло для автомобиля?
Имейте в виду, что чаще всего подделывается то, что часто продается. Поэтому, выбрать и купить настоящее моторное масло популярных марок в СНГ достаточно проблематично. Если купите подделку, то все сказанное выше будет не существенным.
Лучше всего заливать то масло, которое заливают на заводе когда выпускают автомобиль, но оно не из дешевых. Если такой вариант невозможен, выбираем из тех, что подходят по допускам и читаем отзывы о нем. Также учитывайте режимы эксплуатации и соответственно учитывайте их при выборе масла.
Покупка моторного масла.
Наконец вы знаете, что вам нужно. Задача не менее тяжелая — купить нужное масло, то есть именно то масло, которое написано на этикетке. Постарайтесь не угодить на подделку.
Вероятность попасть на подделку на рынках равна почти 100 процентам, но, к сожалению, и дорогой магазин не даст гарантии, что мы приобретем у них качественное масло.
Моторное масло желательно покупать всегда у официальных представителей, но здесь есть одна проблема — они не все работают в розницу. Другой вариант — это покупка моторного масла у проверенного поставщика запчастей для вашей машины, имеющего возможность заказа запчастей напрямую, а не приобретающего их на оптовых базах.
Теперь вы примерно знаете, как выбрать моторное масло и где покупать его. Осталось купить все необходимые фильтры и поехать на СТО, где нужно заменить масло.
avtoyu.ru
Как правильно выбрать наилучшее масло для двигателя
Вопрос о том, как выбрать масло для двигателя автомобиля правильно не является сложным. Период эксплуатации силовой установки во многом зависит от качества заливаемого масла. Замена смазочной жидкости зачастую становится задачей не только для начинающих автолюбителей. Необходимо рассмотреть типы масел и их характеристики. Это позволит сделать правильный выбор нужного масла двигателя.
Типы масел для двигателя
Смазка для силовой установки в автомобиль подбирается в соответствии с его техническими характеристиками. Существует несколько основных стандартов, которые определяют типы масел для двигателей. К ним относятся:
- Отечественный стандарт 17479-2015 для стран СНГ. Он определяет уровень вязкости масляного раствора при различных температурах силовой установки, а также время года, в котором смазка применяется.
- SAE является международным стандартом. Он определяет показатели вязкости и температуры использования масляных жидкостей.
- АРІ составлен американским нефтяным институтом. Он указывает смазочную жидкость, которая необходима для разных типов двигателей, в зависимости года их изготовления и параметров.
- АСЕА составлен ассоциацией автомобильных производителей Европы. Его требования аналогичны нормативам АРІ, но величины характеристик несколько жёстче.
Согласно стандартов, смазочная жидкость разделяется на типы по сезону применения и способу изготовления.
По сезону применения смазка может быть зимней, летней или всесезонной. В зависимости от присутствующих добавок и наполнителей, способу изготовления, смазка бывает минеральной, синтетической или полусинтетической.
Чтобы знать, как правильно выбрать моторное масло для автомобиля, рекомендуется ознакомиться с требованиями перечисленных стандартов и знать типы масел, которые заливаются в мотор.
Смазка на минеральной основе
Такой тип смазочной жидкости изготавливается из минерального продукта – нефти, которая перегоняется, дистиллируется и проходит процесс рафинации. В результате такой обработки получается три вида минеральной смазки:
- Парафиновая;
- Нафтеновая;
- Ароматическая.
Эти виды отличаются между собой наличием углеводов, из-за которых парафиновая смазка более приемлемая для производства масляной жидкости.
Преимуществами минералки являются:
- экологическая безопасность. Смазка имеет незначительное количество химических компонентов и вредных веществ;
- приспособляемость. Используя присадки, можно увеличит уровень вязкости масляного раствора, уменьшить количество вредных компонентов и облегчить моторный пуск;
- незначительная себестоимость и доступность. Можно выбрать в любом магазине автомобильных товаров по небольшой цене.
К минусам минеральной жидкости можно отнести несколько существенных показателей. Одним из них является то, что в конечном продукте находится значительное содержание серы, которая увеличивает окислительный процесс и плохо влияет на узлы и агрегаты пускового механизма. Вторым серьезным недостатком является низкая теплопроводность смазки. При высоких температурах масляная жидкость начинает подгорать и терять свои характеристики.
Для устранения недостатков, в минералку добавляют разные наполнители, повышающие устойчивость к коррозии, моющие и износостойкие показатели. Кроме этого, возможна подделка минералки в кустарных условиях.
Высокий уровень вязкости минеральной смазки позволяет успешно применять его на установках, работающих в тяжелых условиях и высоких нагрузках.
Синтетическая основа масла
Этот тип смазочного раствора вырабатывается из нефти, которая поддается органическому синтезу и перерабатывается до получения однородных молекул. Полученную базовую основу разбавляют добавками и присадками, которые повышают износостойкость, способствуют очистке силового агрегата, уменьшают выброс вредных веществ, снижают коррозию металлических деталей.
Изменяя процесс синтеза нефти, можно получить синтетические растворы, базой которых могут быть полиальфаолефины, гликоли, силиконы или сложные эфиры. Наиболее популярна синтетика на базе полиальфаолефинов. У нее хороший уровень вязкости, способствующий хорошему пуску силового агрегата в зимнее время. При эксплуатации в летнюю пору или высоких температурах такая синтетика защищает двигатель от перегрева.
К преимуществам синтетики можно отнести:
- Различные показатели вязкости, позволяющие применять смазочный материал в различных температурных условиях.
- Хорошая текучесть, позволяющая снизить трение деталей и расход топлива.
- Длительный период эксплуатации, который позволяет увеличить пробег машины и производить замену смазки при очередном техническом обслуживании.
- Высокие антикоррозийные и защитные показатели, моющие и очистные характеристики.
Существенным недостатком синтетики является ее себестоимость. Она обусловлена технологией производства материала.
Синтетическая масляная жидкость может использоваться в силовых установках любого назначения, работающих в любых условиях. Применение определенной марки синтетики для силового агрегата устанавливает производитель транспортного средства.
Полусинтетика и гидрокрекинг
Полусинтетический масляный раствор изготавливается в результате соединения минеральной и синтетической смазок. Пропорция соединения может быть различной, от 1 к 2 , до 2 к 1 минералки и синтетики. Если необходимо сделать полусинтетику самостоятельно, необходимо подбирать соотношение смазок, в зависимости от того, какой масляный раствор был в двигателе до этого, и в каких условиях происходила эксплуатация.
Гидрокрекинговая смазка отличается от других видов масляной жидкости. Процесс гидрокрекинга основан на технологии, при которой полученная минеральная смазка проходит гидроочистку и глубокую переработку. В результате такой процедуры, тяжелые атомы углеводорода распадаются под воздействием водорода и создают новую масляную базу с новыми смазочными характеристиками.
Полученная гидрокрекинговая смазка обладает показателями, которые значительно превосходят минеральную смазку, но несколько уступают синтетическому масляному раствору. Нужные показатели достигаются в результате наполнения гидрокрекинговой базы необходимыми добавками и присадками.
Добавки в масле
Добавки и присадки в автомасло необходимы для повышения периода эксплуатации силовой установки и ее узлов.
Масляные добавки классифицируются по виду и по группам. По виду добавки и присадки делятся на:
- Противодымные.
- Очищающие.
- Износостойкие.
- Противоокислительные.
- Восстановительные.
- Антисгущающие антифризы).
- Сгущающие.
- Противозадирные.
- Антифрикционные.
По группам добавки и присадки разделяются на:
- Изготовленные на плакирующей базе, позволяющей создать защитный слой в трущихся местах.
- Выполненные на минеральной базе, восстанавливающей металлическое покрытие.
- Произведенные их хлорпарафиновых и полиэфирных компонентов, преобразующих и удаляющих вредные отложения.
Правильно подобрать добавки в масляную жидкость можно в лабораторных условиях. По этому, выбирать смазку с присадками рекомендуется в соответствии с маркировкой на упаковке.
Подбор масла по классификации
Отечественная и зарубежная классификация смазочных растворов поможет разобраться, как правильно выбрать масло для двигателя.
- Отечественный стандарт 17479.1-2015.
Согласно документа, разделение смазочных материалов проводится по вязкости и назначению. Вязкостный показатель обозначается цифрой, к зимнему показателю добавляется литера «З».
По назначению смазки для двигателей разделяются на категории, исходя из рабочего состояния пускового механизма. Каждый тип смазочного раствора обозначается соответствующей литерой:
- Обычные пусковые механизмы, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «А».
- Низко форсированные пусковики, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «Б1» — для бензиновых, «Б2» — для дизельных.
- Средне форсированные пусковики, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «В1» — для бензиновых, «В2» — для дизельных.
- Высоко форсированные пусковые агрегаты, работающие на бензине или дизельном топливе в любых условиях окружающей среды. Обозначаются литерой «Г1, Д1» — для бензиновых, «Г2, Д2» — для дизелей, «Е1, Е2» – для бензиновых и дизелей, у которых условия работы тяжелее, чем у Д1 и Д2.
Смазочная жидкость имеет буквенно-цифровое значение. Если на упаковке стоит марка М-4 з/ 10 Б1, то расшифровка будет означать, что М – масло, класс вязкости 4 для зимней эксплуатации, класс вязкости 10 для летней эксплуатации, применяется для малофорсированной бензиновой пусковой установки. Данный тип смазки сопоставим с европейским SАЕ аналогом 10w/30.
Стандарт SАЕ
Цифровое обозначение определяет наибольшую температуру, при которой масляный раствор сохраняет свои характеристики. Например, SАЕ 40 может заливаться при нагреве пусковика не выше +40 градусов. Добавление буквы W обозначает, что это смазка применяется в зимнее время. Например, 15 W. Двойное обозначение, к примеру, 10W/20, обозначает, что это двигательная смазка является всесезонной. В первой половине дроби значение для эксплуатации зимой, во второй – для летнего применения.
Соответствие параметров вязкости и температур между отечественным и SАЕ стандартами
Класс вязкости в странах СНГ | Уровень вязкости при -18С | Параметры вязкости при +100С | Классификация SАЕ | |
минимум | максимум | |||
3з | 1200 | 3.8 | 5w | |
4з | 2500 | 4.1 | 10w | |
5з | 6100 | 5.6 | 15w | |
6з | 10500 | 20w | ||
6 | 7.0 | 20 | ||
8 | 7.0 | 9.5 | 20 | |
10 | 9.5 | 11.5 | 30 | |
12 | 11.5 | 13.0 | 30 | |
14 | 13.0 | 15.0 | 40 | |
16 | 15.0 | 18.0 | 40 | |
20 | 18.0 | 23.0 | 50 | |
3з/8 | 1200 | 7.0 | 9.5 | 5w/20 |
4з/6 | 2500 | 5.5 | 7.0 | 10w/20 |
4з/8 | 7.0 | 9.5 | ||
4з/10 | 9.5 | 11.5 | 10w/30 | |
5з/10 | 6100 | |||
5з/12 | 11.5 | 13.0 | ||
5з/14 | 13.0 | 15.0 | 15w/40 | |
6з/10 | 10500 | 9.5 | 11.5 | 20w/30 |
6з/14 | 13.0 | 15.0 | ||
6з/16 | 15.0 | 18.0 |
Стандарт API
Обозначается двумя буквами, к примеру, SН или СD. Если в паре первая буква S (Сервис), то это смазка в бензиновый движок. Смазочная жидкость с первой буквой С (Комершил) в маркировке, применима для дизельного агрегата. Уровень качества масла определяется второй буквой в маркировке. Чем ниже буква в алфавите, тем ниже качественные показатели масляного раствора. Если применяется двойная маркировка, например SН/СD, то это комбинированная масляная жидкость, которая может заливаться в систему смазки бензиновой или дизельной силовой установки.
Стандарт API по маркировке и году выпуска масла обобщен в таблице:
Год выпуска | Масляный раствор для дизельного силового агрегата | Масляный раствор для бензинового силового агрегата | ||
марка | применение | марка | применение | |
1972 | СD-2 | моторы с турбонаддувом, топливо с большим количеством серы. | SF | моторы выпуска 1973 года. |
1983 | СЕ | моторы с турбонаддувом выпуска 1983 года. | ||
1990 | СF-4 | моторы с турбонаддувом выпуска 1990 года. | SG | моторы 1990 года выпуска, работающие в тяжелых условиях. |
1994 | СF | моторы с турбонаддувом выпуска 1994 года. | SН | моторы 1994 года выпуска, работающие в тяжелых условиях. |
1994 | СF-2 | |||
1994 | СG-4 | Смазка улучшенного качества, с нормами токсичности для всех моторов с турбонаддувом, начиная с выпуска 1990 года. | ||
1998 | СН-4 | Быстроходные скоростные турбодвигатели с высокими требованиями токсичности. | SJ | моторы 1998 года выпуска, работающие в тяжелых условиях. Смазка с высокими энергосохраняющими характеристиками. |
2001 | SL | моторы 2001 года выпуска. Смазка с повышенным эксплуатационным сроком. | ||
2004 | СI-4 | Высокоскоростные турбоагрегаты с рециркуляцией выхлопных газов. Смазка может заменять предыдущие марки. | SМ | Улучшенная смазка с длительным периодом эксплуатации, устойчивая к окислению. Для моторов 2004 года выпуска. |
2010 | СJ-4 | Силовые турбодизеля, оборудованные сажевым фильтром. Смазка может заменять предыдущие марки. |
Цифровая приставка (2 или 4) в марке масла означает тип силовой установки, к которому смазка применима, двухтактная или четырехтактная.
Стандарт АСЕА
Классифицирует масла по трем категориям:
- Марка А/В. Смазочные жидкости для бензиновой или дизельной силовой установки легковых автомобилей, микроавтобусов.
- Марка С. Смазка новой классификации для бензиновой или дизельной силовой установки, отвечающая современным нормам экологической безопасности Евро4.
- Марка Е. Масляная жидкость для тяжелых машин с дизельными силовыми агрегатами, работающими в сложных условиях.
Каждая из марок смазки делиться на подкатегории:
Подкатегория | Применение |
Масла марки А/В | |
A1/B1 | Стойкие к деструкции масла с длительным сроком замены, для всех типов моторов легковых транспортных средств. |
A3/B3 | Устойчивые смазки длительной эксплуатации. Для всех типов моторов легковых автомобилей, которые эксплуатируются при различных температурах, в сложных условиях. |
A3/B4 | Устойчивые смазки для всех типов высокофорсированных моторов легковых автомобилей с непосредственным впрыском топлива. |
A5/B5 | Смазка для легковых автомобилей с высокофорсированной бензиновой или дизельной силовой установкой. Снижает трение и имеет низкую вязкость при высокой температуре. |
Масла марки С | |
С1 | Устойчивые к механическому воздействию смазки. Для бензинового или дизельного легкового авто с сажевым фильтром или трехкомпонентным катализатором. |
С2 | Устойчивые к деструкции масляные жидкости для высокофорсированных моторов легковых автомобилей с сажевым очистителем. |
С3 | Масляная жидкость, аналогичная С2, но улучшенных характеристик. |
С4 | Смазка, разработки 2004 года, которое соответствует стандарту Евро4. Высокая устойчивость к деструкции, которая дает возможность продлить период эксплуатации катализатора и сажевого очистителя. |
Масла марки Е | |
Е4 | Смазка с присадками, удаляющими сажевые отложения, уменьшающими выхлопные газы. Имеет высокие показатели, позволяющие свести изнашивание трущихся деталей к минимуму. |
Е6 | Стойкая к старению смазка, обеспечивающая чистоту деталей шатунно-поршневой группы, минимальный износ и очистку от сажи. |
Е7 | Смазка, аналогичная Е6, с улучшенными показателями. Имеет высокую устойчивость к старению и износу. Кроме смазочных характеристик, обладает хорошими очистными свойствами. |
Е9 | Смазка для высокофорсированных турбодизелей, работающих в сложных условиях, оборудованных сажевым очистителем и системой рециркуляции выхлопных газов. Имеет хорошие смазочные и очистные характеристики. |
Заключение
Как выбрать моторное масло для двигателя автомобиля, можно решить самостоятельно или воспользоваться рекомендациями специалистов. При выборе необходимо учесть, что длительная и стабильная работа силового агрегата зависти от качества смазки.
vmasla.ru
🚘 Какое моторное масло лучше выбрать для своего автомобиля: советы и рекомендации
Моторное масло – важнейшая жидкость в вашем автомобиле, и любая ошибка при его замене может вам очень дорого встать. Подобрать масло довольно сложно, поскольку этот выбор основывается исключительно на чужих мнениях или же на рекламе, в которой, как вы знаете, нельзя быть уверенным. Реально оценить качество масла можно лишь при помощи диагностики ДВС после длительного пробега. Выходит, выбор марки моторного масла — личный выбор каждого автолюбителя, и с точностью озвучить заключение о том или ином бренде практически невозможно. Поэтому в данной статье мы остановимся на характеристиках масел для различных климатических условий и типов двигателей, а также сроках замены.
Подбор масла по климатическим условиям
Наиболее частой ошибкой многих автолюбителей является несвоевременная замена масла. Производитель рекомендует выполнять замену в определённые сроки, однако при этом далеко не всегда даются рекомендации касаемо использования масла в летний и зимний период. Что будет если выбрать масло, не соответствующее температурным условиям внешней среды? Если ездить на летнем масле зимой, то оно будет слишком густым, поскольку не приспособлено для низких температур. Если же ездить на зимнем масле летом – то оно будет слишком жидким. В обоих случаях одно последствие – повышенный износ двигателя.
Конечно, существуют и универсальные всесезонные масла типа 10W40, но они проигрывают по характеристикам сезонным маслам.
Как подобрать масло по техническим характеристикам
Часто возникает вопрос – какое моторное масло лучше выбрать: синтетическое, полусинтетическое или минеральное. Здесь всё зависит от характеристик двигателя. Минеральные масла уже почти не используются, поскольку они наиболее подходят для карбюраторных (чаще – двухтактных) двигателей. Единственным преимуществом данного типа масла является цена.
«Синтетика» стоит значительно дороже, но, благодаря большому количеству присадок, обладает рядом преимуществ перед «минералкой». Среди таких преимуществ – больший диапазон температур, защита от перегрева и сохранение характеристик весь срок службы.
Существует и универсальный вариант – полусинтетическое масло. Такое масло выигрывает в цене и при этом его характеристики близки к «синтетике».
Как правильно выполнить замену масла на примере ВАЗ
Замена масла на ВАЗ – несложный, но требующий повышенной внимательности процесс, для осуществления которого выполните следующие действия:
Спасибо за подписку!
- Прогрейте двигатель на машине до рабочей температуры для того, чтобы масло стало менее вязким
- Отверните сливную пробку, расположенную на поддоне и слейте в любую ёмкость всё масло. Будьте осторожны – масло горячее.
- Открутите масляный фильтр при помощи специального инструмента (иногда это возможно сделать руками)
- Залейте в новый фильтр немного масла и смажьте резиновый уплотнитель, после чего заверните фильтр на место
- Заверните сливную пробку и залейте новую жидкость
- Убедитесь в том, что уровень соответствует метке на щупе
Если вам сложно понять технологию, рекомендуем обратиться к поисковым системам и просмотреть тематические фото и видео.
Сроки замены масла
С вопросами о том, как правильно выбрать моторное масло для автомобиля и как выполнить замену – мы разобрались. Осталось понять в какие сроки его нужно заменять.
Одни производители рекомендуют заливать новую жидкость раз в 20000 км, другие раз в 10000 км. Но, опять же, данные рекомендации не учитывают такие моменты, как нагрузка на двигатель и климатические условия. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод – чем чаще вы будете производить замену – тем дольше прослужит силовой агрегат вашего авто. Самым лучшим сроком будет 5000 км. Если вы не проезжаете достаточного расстояния между зимним и летним периодом – правильнее всего будет менять масло сезонно. Конечно, финансовые затраты при этом значительно выше, но тут только вам решать и расставлять приоритеты.
olade.ru